Эпоха видеофильмов
Эта статья является частью серии , посвященной |
Культура Нигерии |
---|
Эпоха видеофильмов , также известная как домашнего видео эра , — это период в нигерийском кино , обычно с конца 1980-х — начала 1990-х до середины 2010-х годов, когда нигерийские фильмы снимались с использованием доступного видеоформата . [1] Эпоха видеобума возникла после спада золотой эры нигерийского кино в конце 1980-х годов. [1] Термин « домашнее видео » происходит от концепции оставаться дома и смотреть фильмы, в отличие от фильмов Золотого века , которые смотрели в кинотеатрах. [2]
Зарождение рынка видеофильмов в Нигерии относится к 1980-м годам, когда процветало телевизионное производство. Многие телевизионные произведения часто попадали на видеокассеты , что привело к развитию небольшой неформальной торговли видео. [3] Этот метод был принят и развит продюсерами и дистрибьюторами на рынке Алаба, чтобы заново изобрести киноиндустрию, которая в то время переживала серьезный упадок. [3] Первым фильмом, снятым на видео в Нигерии, стал «Сосо Меджи» 1988 года , продюсером которого выступил Аде Аджибойе. Впоследствии Аладе Аромир продюсировал «Экун» (1989). видео [4] Однако считается, что бум, произошедший в эту эпоху, был положен в основу книги Кеннета Ннебу «Жизнь в рабстве» (1992), хотя некоторые историки утверждают иное. [4] [5]
Эта эпоха ознаменовала небывалый пик количества нигерийских кинопроизводств. По состоянию на 2004 год в Нигерии ежедневно производилось не менее четырех-пяти фильмов, и эти фильмы уже доминировали на телеэкранах всего африканского континента и, соответственно, стран Карибского бассейна и диаспоры. [4] [6] фильмы оказали значительное влияние на культуры многих африканских стран, [7] а имена киноактёров становятся нарицательными по всему континенту. [4] Бум также привел к негативной реакции на нигерийские фильмы в нескольких странах, которые якобы хотели предотвратить «реколонизацию» Нигерии (или «нигеризацию Африки»). Сообщалось о случаях рейдов на магазины, торгующие нигерийскими фильмами, [7] [8] и правительства, которые ввели протекционистские меры, такие как введение налогов для продюсерских компаний и/или актеров, которые хотят снимать фильмы в своих странах, [6] [9] а также полный запрет нигерийских фильмов. [6]
В эту эпоху киноиндустрия Нигерии выросла и стала крупным работодателем рабочей силы в Нигерии , обеспечив более миллиона рабочих мест и производя около 5% ВВП. [5] На пике эпохи, примерно в 2008 году, эта индустрия стала вторым по величине производителем фильмов. [10] выпуская около 200 видеофильмов ежемесячно. [11] [6] Нарушение авторских прав также достигло своего пика: продюсерские компании работали в убыток и закрывали свои подразделения. [4] [5] [11] [12] [13] Это развитие привело к необходимости обновления киноиндустрии с рождением нового нигерийского кино . [14]
История
[ редактировать ]Появление в 1990-е годы
[ редактировать ]Возникновение рынка видеофильмов в Нигерии восходит к 1980-м годам, когда процветало телевизионное производство. Джими Одумосу «Злая встреча» , фильм ужасов 1983 года , выпущенный непосредственно на телевидении, стал первым фильмом, показавшим, насколько прибыльным может быть создание фильма непосредственно на видео. Фильм широко рекламировался перед тем, как его показали по телевидению, и в результате на следующее утро улицы были наводнены видеокопиями записанной трансляции. Сообщалось, что фильм мгновенно стал хитом на рынке Алаба , коммерческом районе, который позже стал в этот период центром распространения видео, а также в конечном итоге стал центром нарушений авторских прав в Нигерии. Со времени «Evil Encounter» стало обычным явлением, особенно в городах Южной Нигерии, видеть, как видеокопии записанных телевизионных программ продаются на улицах. [3]
Этот метод был принят и развит продюсерами и дистрибьюторами на рынке Алаба, чтобы заново изобрести киноиндустрию, поскольку нигерийская кинокультура переживала серьезный упадок. [3] Первым фильмом, снятым на видео в Нигерии, стал «Сосо Меджи» 1988 года , продюсером которого выступил Аде Аджибойе. Фильм также был показан в немногих доступных на тот момент кинотеатрах. Впоследствии Аладе Аромир продюсировал «Экун» видео (1989), которое было показано в Национальном театре Иганму. [4] [5] Однако считается, что бум, произошедший в эту эпоху, был положен в основу книги Кеннета Ннебу « Жизнь в рабстве» (1992). [4] [5] У Ннебуэ было избыточное количество импортных видеокассет, которые он затем использовал для съемки своего первого фильма на видеокамеру. [15] Хотя «Жизнь в рабстве» часто рекламируется в средствах массовой информации как «первый коммерческий видеофильм», многие историки утверждают, что индустрия видеофильмов уже процветала до «Жизни в рабстве» , поэтому не может быть первым коммерческим фильмом. [2] продюсировал на языке йоруба видеофильмы Более того, сам Ннебуэ до «Жизни в рабстве» . [2] его первым фильмом стал Aje Ni Iya Mi (1989), который также оказался очень прибыльным. [11]
Другие фильмы, выпущенные в ранний период этой эпохи, также включают: «Круг судьбы» (1993) и «Гламурные девушки» (1994). [16] К кинодеятелям, которые были пионерами этого периода, часто называемыми «вторым поколением», относятся: Амака Игве , Аладе Аромире, Зеб Эджиро , Чико Эджиро , братья Амата, Феми Ласоде , Лиз Бенсон , Кеннет Ннебу , Ричард Мофе Дамиджо , Зак Орджи , Пит Эдочи , Сэм Локо Эфе , США Галадима, Йинка Квадри, Жиде Косоко , Омотола Джаладе , Женевьева Ннаджи , Кеннет Оконкво, Канайо О. Канайо , Боб-Мануэль Удокву , а также другие, которые были частью Золотой эры , такие как Тунде Келани , Олу Джейкобс , Джок Сильва и другие. [3] [4] [17]
В 1993 году в Нигерии впервые был проведен Национальный кинофестиваль, и в оценочной ведомости киноиндустрии были зафиксированы умеренные цифры: около пятидесяти фильмов на языке йоруба , двадцати пяти фильмов на английском языке , пяти фильмов на языке хауса и одного фильма игбо. -язычный фильм. [4] Нигерийский институт кино « Джос» был основан правительством Нигерии в ноябре 1995 года для помощи в развитии молодых нигерийских талантов в киноискусстве. [11] По состоянию на 1995 год Советом цензоров Нигерии было записано 177 видеофильмов, и в 1996 году это число увеличилось до 233. В 1997 году оно сократилось до 214, но в 1998 году снова увеличилось до 356. Число фильмов, зарегистрированных в 1999 году. было 389. [18]
Бум 2000-х
[ редактировать ]Количество нигерийских видеофильмов, зарегистрированных в 2000 году, почти вдвое превысило показатель 1999 года и составило 712 фильмов. В 2001–2002 годах оно продолжало увеличиваться, составив 974 и 1018 соответственно. Затем в 2003 году их количество снова сократилось до 761. Количество видеофильмов из Нигерии достигло рекордного уровня в 2005 году, при этом количество зарегистрированных фильмов достигло 1711. [18] С годами аудитория нигерийских фильмов распространилась по всей Африке, а огромная аудитория появилась в Европе и Азии. [16]
По состоянию на 2004 год в Нигерии ежедневно снималось не менее четырех-пяти фильмов. Нигерийские фильмы уже доминируют на телеэкранах всего африканского континента и, соответственно, диаспоры. [4] [6] Киноактеры также стали нарицательными по всему континенту. [4] и фильмы оказали значительное влияние на культуры многих африканских стран; от манеры одеваться до речи и использования нигерийского сленга. [7] Это объяснялось тем, что в нигерийских фильмах рассказывались «интересные» истории, из-за чего иностранные фильмы пылились на полках видеомагазинов, хотя они и стоили гораздо дешевле. [1]
Однако этот бум также привел к негативной реакции на нигерийские фильмы в нескольких странах; Например, сообщалось о случаях рейдов полиции в Гане на магазины, торгующие нигерийскими фильмами ; по их словам, «они изо всех сил стараются не стать колониями нигерийских фильмов». [7] [8] Некоторые другие правительства также ввели протекционистские меры, некоторые из которых включают введение налогов для продюсерских компаний, желающих снимать фильмы в своих странах. В июле 2010 года Гана начала требовать 1000 долларов США с приезжих нигерийских актеров и 5000 долларов США с продюсеров и режиссеров. [6] [9] Демократическая Республика Конго также пыталась запретить нигерийские фильмы. Жан Руш , поборник искусства коренных народов Нигера , сравнил Нолливуд со СПИДом. Он заявил, что, похоже, происходит «нигеризация» Африки, обеспокоенный тем, что весь континент «щелкает пальцами по-нигерийски». [6]
По данным Кооператива кинематографистов Нигерии, потенциальная аудитория каждого фильма в Нигерии составляла 15 миллионов человек в Нигерии и около 5 миллионов за ее пределами. [4] В кратчайшие сроки эта индустрия стала третьим по величине производителем фильмов в мире. [19] Однако это не привело к откровенно коммерческой киноиндустрии по сравнению с другими крупными киноцентрами по всему миру; [4] Стоимость отрасли оценивалась примерно в 250 миллионов долларов США, поскольку большая часть произведенных фильмов была снята дешево. [19] Киноиндустрия, тем не менее, стала крупным работодателем в Нигерии. [19] По состоянию на 2007 год при общем количестве зарегистрированных видеосалонов 6841 и незарегистрированных около 500 000. [18] Предполагаемый доход от продажи и проката фильмов только в штате Лагос оценивается в 804 миллиона фунтов стерлингов (5 миллионов долларов США) в неделю, что в сумме составляет примерно 33,5 миллиарда фунтов стерлингов (209 миллионов долларов США) дохода штата Лагос в год. Приблизительно 700 000 дисков продавалось на рынке Алаба в день, при этом общий доход от продаж, полученный киноиндустрией Нигерии, оценивается в 522 миллиарда фунтов стерлингов (3 миллиарда долларов США) в год, а вещательный контент оценивается в 250 миллиардов фунтов стерлингов (1,6 миллиарда долларов США). [20]
Тенденция отсутствия структуры и профессионализма
[ редактировать ]Киноиндустрия Нигерии стала одним из крупнейших работодателей рабочей силы в Нигерии, обеспечив более миллиона рабочих мест и обеспечивая около 5% ВВП. [5] На пике эры видео, примерно в 2008 году, эта индустрия стала вторым по величине производителем фильмов. [10] выпуская около 200 видеофильмов ежемесячно. [11] [6] Однако после этого нигерийскую киноиндустрию начали критиковать как вырождающуюся в «лишенную видение» индустрию с вторжением нескольких людей, не имеющих каких-либо знаний в области кинопроизводства. [4] [5] [11] [12] [13]
По словам режиссера Ланселота Одувы Имасуэна , фильмы теперь можно снимать за четыре дня; [10] Чико Эджиро , снявший более 80 фильмов за 5 лет, постоянно хвастался, что может завершить производство фильма всего за три дня. [21] «В современном Нолливуде любой может стать режиссером», - с горечью прокомментировал однажды режиссер Махмуд Али-Балогун . [22]
Некоторые актеры отмечали ситуации, когда они появлялись на съемочной площадке, а сценарий писался, пока они были на съемочной площадке, и все их сцены снимались за один день. Кроме того, актеры подтвердили обычные сценарии, когда им приходится носить собственную одежду и делать макияж для съемок фильмов. [23] [24] [25] Сообщалось, что звездные актеры , которые часто работают над несколькими фильмами одновременно, в результате не появляются в положенное время. Нередко съемки задерживают и местные бандиты , которые вымогают деньги за «крышу», прежде чем разрешить проведение съемок на их «территориях». [19] В то время индустрию также критиковали за ее темы, которые часто включали колдовство и черную магию . [7] [6]
ЮНЕСКО , которая ранее поставила эту индустрию вторым по величине кинопроизводителем в своем отчете о мировом кинобизнесе за 2008 год, отказалась включить нигерийские фильмы в свой следующий отчет, поскольку считала эти фильмы «полупрофессиональной/неформальной продукцией». [10]
Отклонить
[ редактировать ]После пика производства фильмов в 2005–2008 годах их число неуклонно снижалось. Упадок этого способа кинопроизводства объясняется высоким уровнем нарушений авторских прав, что сдерживает инвестиции в видеофильмы. По данным Всемирного банка , около 90 процентов DVD-дисков, циркулирующих в Нигерии, являются нелегальными копиями, а новые выпуски имеют примерно двухнедельный период, известный как «брачный сезон». [6] до того, как их нелицензионные версии станут массово доступны на рынке. [10]
Кинорежиссер Амака Игве также однажды заявила, что «пиратство составляет 82 процента нигерийского рынка», и эту проблему она объяснила неспособностью кинопрокатчиков понять концепцию рыночного спроса и предложения. [26] Лейла Джанси также отметила, что дистрибьюторы иногда фактически являются главными виновниками нарушений; ссылаясь на ситуации, когда дистрибьюторы запирают копии оригинальных DVD в своих магазинах и вместо этого продают несанкционированные копии, произведенные дистрибьюторами, чтобы заработать для себя деньги, в то время как они говорят кинематографистам, что их фильмы «не продаются» и что они могут прийти и забрать их. когда они захотят. [27]
Однако это не ограничивалось только DVD-дисками, поскольку значительно увеличилось количество телевизионных сетей, которые начали показывать нигерийские фильмы независимого производства без какого-либо разрешения создателей фильма. [18] [12] В результате большинство инвесторов « картеля Алаба », контролирующего почти 90 процентов акций видеоиндустрии, вместо этого начали направлять свои деньги в другие бизнес-проекты. [10] В упадке этой эпохи также обвиняют отказ правительства предоставить поддержку и финансирование, отсутствие формальной и эффективной местной инфраструктуры кинопроката, а также увеличение стоимости производства в Нигерии. [28]
Производство
[ редактировать ]Видеофильмы в ту эпоху производились с очень низким бюджетом и не проходили традиционный театральный тираж , поскольку снимались с использованием дешевых видеокамер без необходимого кинематографического качества и монтировались с помощью простых видеомагнитофонов . [4] [19] Эти фильмы обычно финансируются маркетологами, которые выступают в качестве исполнительных продюсеров фильмов; Эти маркетологи часто контролируют важнейшие области производства , такие как кастинг , и следят за тем, чтобы фильмы создавались таким образом, чтобы, по их мнению, привлечь нужную аудиторию и тем самым окупить инвестиции. [4] [6]
Фильмы обычно производятся и снимаются по всей Нигерии, в отелях, домах и офисах, которые часто сдаются в аренду их владельцами и появляются в титрах. Самыми популярными местами съемок являются города Лагос , Энугу , Абуджа и Асаба . Однако большинство крупных городов Нигерии используются для производства видео из-за присутствия в стране различных региональных отраслей. [6] примерно через две-три недели, [16]
Распределение
[ редактировать ]По завершении видеофильмы выпускаются непосредственно на видео (так называемые « Домашние видео »); они тиражируются примерно в 200 000 копий видеокассет (а позже и VCD и DVD), а затем распространяются на рынках, в видеоклубах и, в конечном итоге, в различных домах. [4] Большинство финансистов базируются на огромном хаотичном рынке под названием Идумота в Лагосе , в то время как фильмы широко распространяются в Алабе , еще одном рынке в Охо . [6] Другие центры распространения домашнего видео по всей стране включают Iweka Road в Онитше , Анамбра , и Pound Road в Абе , Абиа . Видеопродюсеры выпускали фильмы с ошеломляющей скоростью за год, а новые фильмы доставлялись в нигерийские магазины и рыночные прилавки каждую неделю, где в среднем продавалось 50 000 копий видео. Хит может продаться за несколько сотен тысяч. [29]
Жанры и темы
[ редактировать ]Фильмы этой эпохи в основном относятся к жанрам романтики, драмы , комедии и сверхъестественного , а также немного боевиков . Исследуемые темы включают: месть, предательство, любовь, ненависть, ритуалы, политика и так далее. [16] В них часто есть темы, касающиеся моральных дилемм, стоящих перед современным человеком. Феликс Мучимба утверждает: «Истории, как правило, довольно простые, хотя и очень драматичные и полные эмоций: женщины плачут и жадны до денег; мужчины столь же эмоциональны и очень мстительны». [7]
Большинство видеофильмов также посвящены сверхъестественным и религиозным темам, включая черную магию ( джуджу ) и столкновение современной религии с традиционной религией . Джуджу — это культ, к которому обращаются по той или иной причине в случае необходимости, обычно психомедицинской, подкрепленной силой сверхъестественного. Некоторые фильмы пропагандируют христианскую или исламскую веру, а некоторые являются откровенно евангелистскими . Другие, однако, также затрагивают вопросы религиозного разнообразия. [7] [8]
Другие темы, обычно изображаемые в этих фильмах, включают: жестокое ограбление, ритуальные представления, соперничество, конфликты, сексуальное насилие, организованную преступность, проституцию, убийство, жадность, алчность, нетерпение, ревность, зависть, гордость, высокомерие, неверность, предательство, оккультизм и т. д. другие. [11] Истории в этих фильмах были «перефразированы из недр нигерийского общества, [поскольку] многие из них исходят из нашей системы убеждений и нашей склонности приписывать большинство вещей не невезению или какой-либо собственной вине, а злым проискам злые люди, многие другие сосредотачиваются на планах современных людей по обогащению и их злых спутниках, а третьи изображают хорошую жизнь простых нигерийцев, их любовь и романтику, а также их разочарования и боли». [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Хотя некоторые хвалили эту эпоху нигерийского кино за то, что нигерийская киноиндустрия стала жизнеспособной, [16] некоторые другие описали это как одну из худших вещей, которые когда-либо случались с нигерийской киноиндустрией, поскольку это была эпоха, когда среди практиков полностью отсутствовали видение, стандарты и профессионализм, [4] большинство из которых не имели формального образования в области кинопроизводства. [11]
Одной из основных критических замечаний, полученных нигерийской киноиндустрией в то время, было ужасное изображение черной магии и колдовства, что создавало у других людей искаженное впечатление о Нигерии и, в значительной степени, об Африке. [6] [28] Культурные критики часто жаловались на «жуткие сцены, полные волшебства» в фильмах. [6] Жан Руш, деятель искусств из Нигера, описал нигерийских режиссеров и продюсеров как священников вуду , насылающих злые чары на публику в других странах и в результате привлекающих больше аудитории. [6] [7]
Эту отрасль также критиковали за пропаганду беззакония и поддержку аморальности; Некоторые из визуальных образов, изображенных в фильмах с рейтингом 18, включают: сексуальные действия, наготу, непристойность, вульгарную лексику (ругательства), неприличную одежду, убийство, изнасилование, домашнее насилие (особенно в отношении женщин), курение, приставания и домогательства. Утверждалось, что они наносят вред молодежи и обществу в целом. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Винклер, Матис (11 февраля 2004 г.). «Берегись, Голливуд, вот и Нолливуд» . ДВ . Проверено 28 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Колар. «Нигерия: крупнейшая киноиндустрия Африки» . Муби.com . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История Нолливуда» . Нификон. Архивировано из оригинала 26 марта 2011 года . Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Адеринокун, Тайо (весна 2004 г.). Эмеагвали, Глория (ред.). «Экономика нигерийского кино, искусства и бизнеса» . Центральный государственный университет Коннектикута . Обновление Африки, том. XI, Выпуск 2. Архивировано из оригинала 17 октября 2004 года . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Айенго, Алекс (23 июня 2012 г.). «ВНУТРИ НОЛЛИВУДА: Что такое Нолливуд?» . Журнал Е24-7 . НовоМаг. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Нолливуд: Свет, камера, Африка» . Экономист. 16 декабря 2010 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Оникеку, Кудус (январь 2007 г.). «Нолливуд: влияние нигерийской киноиндустрии на африканскую культуру» . Журнал человеческих коммуникаций: журнал… . Академия . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Онузулике, Ученна (2007). «Нолливуд: влияние нигерийской киноиндустрии на африканскую культуру» . Нолливудский журнал . Проверено 12 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б « Нолливуд»: Что в имени?» . Нигерийская деревенская площадь. 3 июля 2005 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2021 г. Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вурлиас, Кристофер (14 декабря 2014 г.). «Ура Нолливуду: нигерийская киноиндустрия поднимает художественную планку» . Альджазира . Альджазира Америка . Проверено 17 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ннабуко, ДЖО; Анацуи, Тина С. (июнь 2012 г.). «НОЛЛИВУДСКИЕ ФИЛЬМЫ И НИГЕРИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ – ОЦЕНКА» (PDF) . Йоринд 10 . 10 (2). ISSN 1596-8308 . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Торберн, Джейн. «НОЛЛИВУД 2 Делаем все правильно» . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Райс, Эндрю (26 февраля 2012 г.). «Скорсезе в Лагосе: становление киноиндустрии Нигерии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ «Новое кино Нолливуда: от домашнего видео обратно на экран» . Проверено 9 апреля 2015 г.
- ^ «Киноиндустрия Нигерии, The Economist» . Экономист.com. 27 июля 2006 г. Проверено 29 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Факты о нигерийских фильмах и истории» . Общие факты о Нигерии . Проверено 22 октября 2014 г.
- ^ «ДЕСЯТИЛЕТИЯ ИСТОРИИ ЙОРУБА ВИДЕО» . Нигерийские фильмы. 10 августа 2009 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Обиая, Икечукву. «Расцвет нигерийской видеокиноиндустрии» . Академия . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «О Нолливуде» . ThisIsNollywood.com. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года . Проверено 12 февраля 2015 г.
- ^ Оконкво, Кэси (27 октября 2013 г.). «Экобанк: позиционирование бренда посредством финансирования Нолливуда» . Этот день в прямом эфире. Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 14 февраля 2015 г.
- ^ «Нолливуд – История» . Онлайн Нигерия. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ «Что нужно знать об участии NEXIM Bank в кинопроизводстве в Нигерии» . все африканское кино. 8 октября 2012 года . Проверено 11 марта 2015 г.
- ^ «Орека Годис в роли Цеджу в фильме «Когда любовь случается за кулисами» . ФильмОдин дистрибутив. 30 сентября 2014 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Катунг Адувак Ассоциированный продюсер» . ФильмОдин дистрибутив. 27 сентября 2014 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Омотола Джаладе-Экеинде: 10 вещей, которые нужно знать об «омосексии» » . CNN . 17 января 2014 года . Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ Леу, Бик (14 января 2011 г.). «Нолливуд ищет новые модели, чтобы обуздать пиратство» . Газета «Гардиан» . В поисках Нолливуда . Проверено 11 марта 2015 г.
- ^ Джанси, Лейла (11 августа 2012 г.). «Лейла Джанси: Порыв мыслей о «Новом Нолливуде» » . Проверено 20 марта 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Экеаньянву, Ннамди Тобечукву. «Нолливуд, новые коммуникационные технологии и культуры коренных народов в глобализированном мире: нигерийская дилемма» . Ковенантский университет . Департамент массовых коммуникаций Колледжа человеческого развития. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ Райс, Эндрю (23 февраля 2012 г.). «Создание киноиндустрии Нигерии» . Нью-Йорк Таймс .