Взгляды Зигмунда Фрейда на религию
Взгляды Зигмунда Фрейда на религию изложены в нескольких его книгах и эссе. Фрейд рассматривал Бога как фантазию, основанную на инфантильной потребности в доминирующей фигуре отца, а религию — как необходимость в развитии ранней цивилизации, помогающую сдерживать наши насильственные импульсы, от которых теперь можно отказаться в пользу науки и разума. [ 1 ]
Религиозное происхождение Фрейда
[ редактировать ]В «Автобиографическом исследовании» , первоначально опубликованном в 1925 году, Фрейд рассказывает: «Мои родители были евреями, и я сам остался евреем». Знакомство с библейскими историями, начиная с того возраста, когда он еще не научился читать, оказало «непреходящее влияние на направление моего интереса». В 1873 году, посещая Венский университет, он впервые столкнулся с антисемитизмом : «Я обнаружил, что от меня ожидали, что я буду чувствовать себя неполноценным и чужаком, потому что я еврей». [ 2 ] Перед свадьбой Фрейд хотел перейти в протестантизм, чтобы избежать еврейской церемонии, но в конечном итоге его убедили не делать этого. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
В предисловии к еврейскому переводу « Тотема и табу» (1930) Фрейд описывает себя как «автора, не знающего языка священного писания, полностью чуждого религии своих отцов, а также любой другой религии». «но который остается «по своей сути евреем и не имеет желания изменить эту природу». [ 6 ]
Навязчивые действия и религиозные практики
[ редактировать ]В своей самой ранней работе о религии «Навязчивые действия и религиозные практики » (1907) Фрейд предполагает, что религия и невроз являются схожими продуктами человеческого разума: невроз с его компульсивным поведением — это «индивидуальная религиозность», а религия с ее повторяющимися ритуалов, является «универсальным навязчивым неврозом». [ 7 ]
Тотем и табу
[ редактировать ]В книге «Тотем и табу» , опубликованной в 1913 году, Фрейд анализирует тенденцию примитивных племен пропагандировать правила против инцеста внутри групп, названных в честь тотемных животных и объектов, а также создавать табу в отношении действий, людей и вещей. Он отмечает, что табу (например, в отношении инцеста) по-прежнему играют значительную роль в современном обществе, но тотемизм «давно заброшен как реальность и заменен более новыми формами». Фрейд полагает, что первоначальный акт отцеубийства — убийство и пожирание «жестокого первоотца» — запомнился и воспроизведен как «тотемная трапеза… самый ранний праздник человечества», который был «началом очень многих вещей — социальной организации, моральных ограничений и религии». [ 8 ] Фрейд развивает эту идею дальше в своей последней книге «Моисей и монотеизм» , обсуждаемой ниже. Для Фрейда тотем — это фигура отца, которая заменяет настоящего убитого отца, что одновременно смягчает сильную вину сыновей и не позволяет одному из них занять позицию отца и доминировать над другими. [ 9 ] Первоначально представленный животным или другим природным объектом, тотем позже развивается в человеческую форму по мере развития общества по мере развития Бога. [ 10 ] Далее Фрейд приписывает создание богов людям: «... мы знаем, что, как и боги, [демоны] являются лишь продуктом психических сил человека; они были созданы из чего-то и из чего-то». [ 11 ]
В «Автобиографическом исследовании» Фрейд подробно развил основную идею « Тотема и табу» : «Этот взгляд на религию проливает особенно ясный свет на психологическую основу христианства, в котором, можно добавить, церемония тотемного пира все еще сохраняется с но небольшое искажение в форме Причастия». [ 12 ]
Будущее иллюзии
[ редактировать ]В будущем иллюзии (1927) [ 13 ] Фрейд называет религию иллюзией, которая является «возможно, самым важным элементом в психическом инвентаре цивилизации». По его оценке, религия обеспечивает защиту от «сокрушительно превосходящей силы природы» и «стремления исправить недостатки цивилизации, которые болезненно дали о себе знать». [ 14 ] Он заключает, что все религиозные убеждения являются «иллюзиями и не поддаются доказательству». [ 15 ]
Затем Фрейд исследует вопрос о том, будут ли люди без религии чувствовать себя «освобожденными от всех обязательств подчиняться заповедям цивилизации». [ 16 ] Он отмечает, что «цивилизации нечего бояться образованных людей и умственных работников», у которых светские мотивы морали заменяют религиозные мотивы, но он признает существование «огромной массы необразованных и угнетенных», которые могут совершить убийство, если им не сказать об этом. что Бог запрещает это и кого следует «притеснять самым суровым образом», если только «отношения между цивилизацией и религией» не претерпят «фундаментального пересмотра». [ 17 ]
Фрейд утверждает, что догматическое религиозное обучение способствует слабости интеллекта, закрывая направления исследования. [ 18 ] Он утверждает, что «в конечном итоге ничто не может противостоять разуму и опыту, и противоречие, которое религия предлагает обоим, слишком ощутимо». [ 19 ] [ 20 ] В книге выражалась «надежда Фрейда, что в будущем наука выйдет за рамки религии и разум заменит веру в Бога». [ 21 ]
В послесловии к «Автобиографическому исследованию» (1925, переработанное в 1935 году) Фрейд заявляет, что его «по существу негативный» взгляд на религию несколько изменился после «Будущего иллюзии» ; хотя сила религии заключается в содержащейся в ней истине, я показал, что эта истина была не материальной, а исторической истиной». [ 22 ]
Гарольд Блум называет «Будущее иллюзии » «одним из величайших провалов религиозной критики». Блум считает, что Фрейд недооценил религию и что в результате его критика ее была не более убедительной, чем Т.С. Элиотом критика психоанализа . Блум предполагает, что психоанализ и христианство являются интерпретациями мира и человеческой природы, и что, хотя Фрейд считал религиозные верования иллюзиями и заблуждениями, то же самое можно сказать и о психоаналитической теории. По его мнению, перечислением их иллюзий и заблуждений ничего не добиться ни в отношении христианства, ни в отношении психоанализа. [ 23 ]
Цивилизация и ее недовольство
[ редактировать ]В книге «Цивилизация и ее недовольство» , опубликованной в 1930 году, Фрейд говорит, что потребность человека в религии можно объяснить «ощущением «вечности», ощущением чего-то безграничного, безграничного, так сказать, «океанического»», и добавляет: «Я не могу открыть в себе это «океаническое» чувство». [ 24 ] Фрейд предполагает, что «океаническое чувство», которое описал ему в письме его друг Ромен Роллан , является исполнением желания, связанного с эгоистической потребностью ребенка в защите. [ 25 ]
Джеймс Стрейчи , редактор и переводчик этой и других работ Фрейда, описывает главную тему работы как «неизлечимый антагонизм между требованиями инстинкта и ограничениями цивилизации». [ 26 ] Фрейд также рассматривает две другие темы: развитие цивилизации, повторяющее индивидуальное развитие, и личную и социальную борьбу между «Эросом» и «Танатосом», призывами к жизни и смерти. [ 27 ]
Фрейд выражает глубокий пессимизм по поводу шансов на победу человеческого разума над его разрушительными силами. Он добавил к книге последнее предложение в издании 1931 года, когда угроза Гитлера уже становилась очевидной: «Но кто может предвидеть, с каким успехом и с каким результатом?» [ 28 ]
Политический обозреватель-атеист и писатель Кристофер Хитченс назвал эту книгу причиной того, что Фрейд стал одной из его самых влиятельных фигур. Хитченс охарактеризовал книгу как «пессимистическую, лишенную иллюзий историю реализма», отметив, что Фрейд «потерял мало времени, определяя [потребность в религии] как инфантильную», и указав на резюме биографа Фрейда Эрнеста Джонса о том, что «человеческое счастье, следовательно, похоже, не является целью Вселенной». [ 29 ]
Моисей и монотеизм
[ редактировать ]«Моисей и монотеизм» была последней книгой Фрейда, опубликованной в 1939 году, в год его смерти. В ней Фрейд делает определенные догадки и предположения о Моисее как исторической фигуре, в частности, о том, что он не родился евреем, а был усыновлен евреями (противоположность библейской истории) и что он был убит своими последователями, которые затем посредством реакции формирования почитал его и стал безвозвратно приверженцем монотеистической идеи, которую он представлял. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Марк Эдмундсон комментирует, что в книге «Моисей и монотеизм » Фрейд, хотя и не отказался от своего атеизма, впервые осознал ценность абстрактной формы монотеизма — поклонения невидимому Богу, без Иисуса или святых, — практикуемого евреями. [ 33 ]
Таким образом, умственный труд монотеизма подготовил евреев — как и других на Западе — к достижению выдающихся результатов в юриспруденции, математике, науке и литературном искусстве. Это давало им преимущество во всех видах деятельности, которые включали создание абстрактной модели опыта в словах, числах или линиях, а также работу с абстракцией для достижения контроля над природой или привнесения в жизнь гуманного порядка. Фрейд называет этот процесс интернализации «прогрессом в интеллектуальности» и приписывает его непосредственно религии.
В книге «Моисей и монотеизм » Фрейд предположил, что Моисей был священником Эхнатона , который бежал из Египта после смерти фараона и увековечил монотеизм через другую религию. [ 34 ]
По словам Джея Геллера, книга «Моисей и монотеизм» полна «ложных начинаний, отсроченных выводов, повторений, рационализации, защитных самооправданий, сомнительных методов и слабых аргументов, которые Фрейд с готовностью признает как таковые». [ 35 ]
Вопрос о мировоззрении
[ редактировать ]Более позднее развитие взглядов Фрейда на религию суммировано в его лекции «Вопрос мировоззрения», Вена, 1932 г. Там он описывает борьбу науки в ее отношениях с тремя другими державами: искусством, философией и религией.
Искусство — это своего рода иллюзия и долгая история. Философия сбивается с пути своего метода. Религия создала последовательное и автономное мировоззрение в беспрецедентной степени. Для сравнения, наука отмечена некоторыми отрицательными характеристиками. Среди них он утверждает, что не существует других источников познания Вселенной, кроме интеллектуальной обработки тщательно изученных наблюдений, и ни одного источника, полученного из откровения, интуиции или предсказания.
Об отношениях между наукой и философией, а также наукой и религией Фрейд может сказать очень много в одном предложении: «Недопустимо заявлять, что наука является одной областью человеческой умственной деятельности, а религия и философия — другими, по крайней мере равными по ценности. и что наука не имеет права вмешиваться в два других: что все они имеют равные права на истинность и что каждый волен выбирать, из чего он будет черпать свои убеждения и во что он будет верить». Далее он говорит, что такая недопустимая точка зрения считается высшей и терпимой, но она несостоятельна, что она разделяет все пагубные черты совершенно ненаучного мировоззрения и что она эквивалентна таковой на практике.
В частности, что касается религии, он объясняет, что религиозный человек когда-то был слабым и беспомощным. Родитель защитил его. Позже такой человек лучше понимает опасности жизни и справедливо приходит к выводу, что по сути он все еще остается таким же беспомощным, каким был в детстве.
Затем он возвращается к мнемическому образу. [ 36 ]
Ответы и критика
[ редактировать ]В эссе 1949 года в Commentary журнале говорит , Ирвинг Кристол что Фрейд без доказательств разоблачил то, что он считал иррациональностью религии, но не заменил ее ничем, кроме «мифологии рационального отчаяния». [ 37 ]
В книге 1949 года, озаглавленной « Христианство после Фрейда» , Бенджамин Гилберт Сандерс проводит параллели между теорией психоанализа и христианской религией , называя Иисуса Христа «Великим психиатром», а любовь христиан к Христу - «более позитивной формой Переноса». [ 38 ]
Карен Армстронг отмечает в «Истории Бога» , что «не все психоаналитики согласились с взглядом Фрейда на Бога», цитируя Альфреда Адлера , который считал, что Бог был проекцией, которая была «полезна человечеству», и К.Г. Юнга , который, когда его спросили, был ли он верил в Бога, сказал: «Трудно ответить, я знаю. Мне не нужно верить. Я знаю». [ 39 ]
Тони Камполо , основатель Евангелической ассоциации содействия образованию, отмечает, что «с Фрейдом Бог и необходимость в продиктованных Богом ограничениях были отменены». [ 40 ] что привело к увеличению социального хаоса и несчастья, которых можно было бы избежать, придерживаясь религии.
Ряд критиков проводят параллель между религиозными верованиями и теориями Фрейда, утверждая, что ни одна из них не может быть научно доказана, а только переживается субъективно. Ли Сигел пишет, что «вы либо интуитивно осознаете реальность динамического понятия подсознания Фрейда – так же, как вы фактически понимаете или не понимаете правдивость Экклезиаста , – или вы не можете принять его существование». [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Армстронг, Карен. История Бога (Нью-Йорк: Ballantine Books, 1993), с. 357 ISBN 0-345-38456-3
- ^ Фрейд, Зигмунд, Автобиографическое исследование (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1989 [1952]), стр. 13–14. ISBN 0-393-00146-6
- ^ Фрейд . Халкидонский фонд. 9 ноября 2009 г. ISBN. 9781879998476 .
- ^ МИССИС. Фрейд . Аркада. 2005. ISBN 9781559707831 .
- ^ Фрейд и итальянская культура . Питер Лэнг. 2009. ISBN 9783039118472 .
- ^ "Фрейд, Тотем Зигминда и табу (Нью-Йорк: WW Norton & Co. 1950), стр. xi ISBN 0-393-00143-1
- ^ Гей, Питер, редактор The Freud Reader (Нью-Йорк: WW Norton & Co. 1995), стр. 435 ISBN 0-393-31403-0
- ^ Фрейд, Тотем и табу Зигмина (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1950), стр. x, 142. ISBN 0-393-00143-1
- ^ Фрейд, Зигмунд (1919). Тотем и табу . Сидней: Амазонка. стр. 84–85. ISBN 9781522056898 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1919). Тотем и табу . Сидней: Амазонка. п. 89. ИСБН 9781522056898 .
- ^ Фрейд, Зигмунд «Тотем и табу» (глава 2, издание Kindle)
- ^ Фрейд, Зигмунд, Автобиографическое исследование (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1989 [1952]), стр. 130–131. ISBN 0-393-00146-6
- ^ Фрейд 1961 , с. 14
- ^ Фрейд 1961 , с. 21
- ^ Фрейд 1961 , с. 31
- ^ Фрейд 1961 , с. 34
- ^ Фрейд 1961 , с. 39
- ^ Фрейд 1961 , с. 47
- ^ Фрейд 1961 , с. 54
- ^ Гей, Питер. Фрейд: Жизнь для нашего времени (Нью-Йорк: Нортон, 1998), с. 535 ISBN 0-393-31826-5
- ^ Мэри К. О'Нил и Салман Актар, ред., О книге Фрейда «Будущее иллюзии» (Лондон: Karnac Books, 2009), стр. х ISBN 978-1-85575-627-4
- ^ Фрейд, Зигмунд, Автобиографическое исследование (Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1989 [1952]), стр. 130–131, 138. ISBN 0-393-00146-6
- ^ Блум, Гарольд. Американская религия: появление постхристианской нации . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1992, стр. 34–35.
- ^ Фрейд, Зигмунд, Цивилизация и ее недовольство (Нью-Йорк: Нортон, 1962), стр. 11–12. ISBN 0-393-09623-8 )
- ^ Фишер, Дэвид, Культурная теория и психоаналитическая традиция (Нью-Брансуик: Университет Рутгерса Transaction Publishers, 2009), с. 117 ISBN 978-1-4128-0859-0
- ^ Джеймс Стрейчи, «Введение редактора», в книге «Фрейд, Зигмунд, Цивилизация и ее недовольство» (Нью-Йорк: Нортон, 1962), стр. 11–12. ISBN 0-393-09623-8 )
- ^ Сигел, Ли (8 мая 2005 г.). «Фрейд и его недовольство» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Фрейд, Зигмунд, Цивилизация и ее недовольство (Нью-Йорк: Нортон, 1962), стр. 92 и сноска редактора. ISBN 0-393-09623-8 )
- ^ Фрейд, Зигмунд, Цивилизация и ее недовольство (Нью-Йорк/Лондон, WW Norton, 2010), стр. 9–20, введение. ISBN 0-393-30451-5 )
- ^ Страттон, Кимберли Б. (август 2017 г.). Копп, Пол; Ведемейер, Кристиан К. (ред.). «Повествование о насилии, повествование о себе: исход и коллективная идентичность в ранней раввинистической литературе» . История религий . 57 (1). Издательство Чикагского университета для Школы богословия Чикагского университета : 68–92. дои : 10.1086/692318 . ISSN 0018-2710 . JSTOR 00182710 . LCCN 64001081 . OCLC 299661763 .
- ^ Фрейд, Зигмунд, Моисей и монотеизм (Нью-Йорк: Vintage Books, 1967).
- ^ Эдмундсон, Марк (9 сентября 2007 г.). «Защитник веры?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Эдмундсон, Марк (9 сентября 2007 г.). «Защитник веры?» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ С. Фрейд, Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда, том XXIII (1937-1939) , «Моисей и монотеизм». Лондон: Хогарт Пресс , 1964.
- ^ Джей Геллер, «ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ФРЕЙДА: РАСКАЖЕНИЕ ЛЕЙТФОССИЛЬНОГО ОБРЕЗАНИЯ» Современный иудаизм 13 (1993): 49–70 http://mj.oxfordjournals.org/content/13/1/49.full.pdf По состоянию на 25 января 2011 г.
- ^ Фрейд, Зигмунд, Новые вводные лекции по психоанализу , Нью-Йорк: WW Norton and Company, 1965, страницы 195–202.
- ^ Ирвинг Кристол, «Бог и психоаналитики: можно ли примирить Фрейда и религию?» Журнал Commentary Magazine, ноябрь 1949 г. http://www.commentarymagazine.com/viewarticle.cfm/god-and-the-psychoanalysts-br-em-can-freud-and-religion-be-reconciled-em--906 . Доступ 24 января, 2011 год
- ^ «Религия: Фрейдистское христианство – ВРЕМЯ» . 25 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2009 г. Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Армстронг, Карен. История Бога (Нью-Йорк: Ballantine Books, 1993), с. 357 ISBN 0-345-38456-3
- ^ «Религия после Фрейда» . ХаффПост . 31 января 2007 г. Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Сигел, Ли (8 мая 2005 г.). «Фрейд и его недовольство» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 июля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Фрейд, Зигмунд (1961) [1927], Стрейчи, Джеймс (ред.), Будущее иллюзии , Нортон, ISBN 978-0-393-00831-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Фрейд и религия» в Музее Фрейда
- Зигмунд Фрейд: статья о религии в Интернет-энциклопедии философии