Лалитадитья Муктапида
Лалитадитья Муктапида | |
---|---|
Махараджа Кашмира | |
Царствование | RC 724 г. н.э. – 760 г. н.э. |
Предшественник | Тарапида |
Преемник | Чтобы заплатить за это |
Супруг | Камаладеви, Чакрамардика |
Проблема | Кувалаяпида , Ваджрадитья II |
Династия | Каркота |
Отец | Дурлабхака (Пратападитья II) |
Религия | индуизм |
История Кашмира |
---|
Лалитадитья, псевдоним Муктапида ( IAST : Лалитадитья Муктапида; 724–760 гг. н. э.) был кашмирским монархом, принадлежащим к династии Каркота в Кашмир регионе на Индийском субконтиненте . Летописец XII века Калхана характеризует Лалитадитью как « завоевателя мира », приписывая ему обширные завоевания и чудесные силы в Индии и Центральной Азии. Хотя рассказ Калханы не подтверждается современными записями и в значительной степени отвергается как преувеличение, он считается самым могущественным королем своей династии. [ 1 ] В хрониках династии Тан он представлен как вассал-союзник Тан. [ 2 ] [ 1 ]
Лалитадитья построил в Кашмире ряд святынь, в том числе ныне разрушенный Храм Солнца Мартанд . Он также основал несколько городов, в том числе новую столицу Парихасапура . [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Основным источником информации о Лалитадитье является «Раджатарангини» , хроника правителей Кашмира, написанная кашмирским писателем XII века Калхана . Лалитадитья также находит краткое упоминание в Новой книге Тан ( Синь Тан шу ), летописи династии Тан в Китае. В этом тексте он упоминается как «Му-то-пи» или «Мудуоби» (вариант Муктапида). [ 4 ] [ 5 ] Персидский летописец XI века Аль-Бируни упоминает кашмирского царя по имени Муттай, которым, скорее всего, был Лалитадитья («Муттай» происходит от формы апабхрамши «Муктапида»). [ 4 ]
Раджатарангини называет Лалитадитью младшим сыном царя Каркоты Дурлабхаки (псевдоним Пратападитья) и королевы Нарендрапрабхи. Его мать Нарендрапрабха ранее была замужем за иностранным торговцем, поселившимся в Кашмире. У него было два старших брата по имени Чандрапида (псевдоним Ваджрадитья) и Тарапида (псевдоним Удаядитья), которые предшествовали ему в качестве правителей Кашмира. [ 6 ]
Калхана утверждает, что правление Лалитадитьи длилось 36 лет, 7 месяцев и 11 дней. [ 7 ] Он предполагает, что Лалитадитья правил в 724–761 гг. [ 4 ] Однако это неверно, поскольку известно, что предшественник Лалитадитьи отправил посольство в столицу Тан Чанъань в 720 году нашей эры. [ 8 ] Этим предшественником, упомянутым в танских записях как «Тяньму», вероятно, был Тарапида, хотя некоторые ученые идентифицировали его как Чандрапида. [ 9 ] Современные историки датируют правление Лалитадитьи ок. 724/5 - ок. 760 г. н.э. [ 10 ]
Лалитадитья утверждал, что является потомком мифического нагов царя Каркотаки . [ 11 ]
Отношения с Танским Китаем
[ редактировать ]Во время его правления, согласно письму, отправленному Лалитадитьей двору Тан кашмирским посланником, династия Каркота выразила готовность поддержать династию Тан против тибетцев. Используя свое положение китайского вассала, он вербовал солдат из Тохаристана . [ 2 ] [ 12 ] Они поддержали китайцев против тибетцев. [ 13 ] Кроме того, Каркоты участвовали в битве при Таласе , где они вместе с династией Тан потерпели поражение от Аббасидского халифата . [ 2 ] [ 14 ] Письмо-подчинение Лалитадитьи императору Китая:
«После основания этого королевства я подчинился Небесному кагану вместе с другими вассалами и получил приказ расположить и направить мои силы. В моем королевстве есть три вида войск: слоны (конные), кавалерия и пешие солдаты. Тибетцы на пять великих путей огорчили этого вассала, и царь Средней Индии заблокировал нам вход и выход по этим путям. Поэтому мы сразились и сразу вышли победителями. Теперь, если армия Небесного кагана придет к Палуру. числом двести тысяч, могут помочь с доставкой продовольствия. В моем королевстве есть драконий пруд под названием Махападма (современное озеро Вулар). Я готов позволить войскам Небесного Кагана расположиться там лагерем».
— Лалитадитья Муктапида [ 13 ]
Военная карьера
[ редактировать ]аккаунт Калханы
[ редактировать ]Калхана описывает Лалитадитью как вселенского монарха, проведшего большую часть своей жизни в военных экспедициях. Он дает следующий отчет о карьере Лалитадитьи: [ 15 ]
Лалитадитья вторгся в страну Антарведи, столица которой располагалась в Гадхипуре ( Каньякубджа ). Защищающийся царь Яшоварман подчинился ему после долгой войны и предложил мирный договор. Яшоварман составил документ, излагающий условия этого договора, под названием « Договор Яшовармана и Лалитадитьи ». Министр Лалитадитьи Митрашарман возражал против этого названия и настаивал на том, чтобы имя Лалитадитьи появлялось в названии перед именем Яшовармана. Генералы Лалитадитьи, которых беспокоила длительность войны, обвинили Митрашармана в задержке заключения договора. Но сам Лалитадитья был доволен Митрашарманом: он прервал мирные переговоры и «искоренил» Яшовармана. В результате этого поражения Яшоварман, которому служили придворные поэты, такие как Вакпати и Бхавабхути , сам стал панегиристом Лалитадитьи. Земля Каньякубджа, расположенная между реками Ямуна и Калика (возможно, современная Кали Нади), перешла под контроль Лалитадитьи. [ 16 ]
Лалитадитья учредил пять новых должностей, которые заняли Шахи и другие князья. [ 17 ] Укрепив власть в Каньякубдже, Лалитадитья направился к восточному океану, подобно тому, как река Ганг течет из Гималаев в восточный океан . Во время этой экспедиции слоны этой армии увидели землю своего рождения. Лалитадитья достиг Калинги и Гауды , и к его армии присоединилось несколько слонов из Гауды. [ 18 ]
С восточного побережья Лалитадитья направился в южный регион, где жители Карната поклонились ему. Правительницей Дакшинапатхи в то время была царица Карнаты по имени Ратта. Она построила дороги без препятствий через горы Виндхья и была столь же могущественна, как богиня Виндхьявасини (Дурга). Даже такая могущественная фигура, как она, поклонилась Лалитадитье. На юге солдаты Лалитадитьи забыли о своей усталости, потягивая вино кокосовых пальм и наслаждаясь бризом на берегу реки Кавери . [ 19 ] Змеи, спадавшие с сандаловых деревьев на Чанданадри ( горы Малайя ), выглядели как изогнутые мечи, выпадающие из рук из-за страха нападения Лалитадитьи. Кашмирский король пересек океаны через острова, как переходят ручей, переступая через камни. [ 19 ]
Пересекнув океан, Лалитадитья достигла семи Конкан. [ 20 ] Дварака , расположенная на западном берегу моря, вселила в воинов Лалитадитьи желание [войти в этот город]. [ 20 ] Затем армия слонов Лалитадитьи двинулась в Аванти . Пыль, поднятая при переходе его армии через гору Виндхья, заставила Виндхью покраснеть от гнева. В Аванти бивни его слонов были расколоты лишь лунным светом, падающим на диадему Махакалы . (Это отсылка к традиционному мифу о том, что лунный свет может расколоть бивни слона). [ 20 ]
Победив большинство других царей, Лалитадитья проследовал из Аванти в Уттарапатху (северный регион), где сражался с несколькими могущественными царями. [ 20 ] Его армия опустошила конюшни Камбоджи (отсылка к репутации страны Камбоджи как страны, производящей лошадей хорошего качества). В результате образовавшаяся темнота выглядела так, как будто вместо этого они были наполнены черными буйволами. [ 20 ] Туххары бежали в горные хребты при приближении Лалитадитьи, оставив своих лошадей. [ 20 ] Он также трижды победил Муммуни в битве, что очень обеспокоило Бхауттов. Лалитадитья был слишком достоин, чтобы терпеть пьющих вино Дарада . [ 21 ]
Когда Лалитадитья приблизился к пустынному городу Прагджьотише, он увидел дым, поднимающийся от горящих в лесах черных алоэ. [ 21 ] В Валукамбудхи («море песка»), где мираж создавал иллюзию воды, слоны Лалитадитьи выглядели как большие крокодилы. [ 22 ] Женщины Стри-раджьи (буквально «женского царства») растопили сердца воинов Лалитадитьи, показав свою «высокую грудь». Когда дрожащая царица Стрираджьи встретила Лалитадитью, никто не мог определить, было ли проявляемое ею чувство ужасом или желанием любви. [ 22 ] При приближении Лалитадитьи Уттаракуру укрылись на деревьях, точно так же, как змеи прячутся в норах, увидев Гаруду . [ 22 ]
Лалитадитья вернулся в Кашмир с огромным богатством, полученным в результате его завоеваний. Своими помощниками он назначил царей Джаламдхары, Лохары и других стран. По приказу Лалитадитьи Турушки и Дакшинатьи в его королевстве должны были продемонстрировать знак позора . Турушкам приходилось носить руки за спиной и брить половину головы, чтобы обозначить свое рабство. [ 22 ] Дакшинатьи должны были носить хвост, который махал землей, чтобы обозначить свое сходство со зверями. [ 23 ]
Лалитадитья основал несколько городов и святынь во время своего пребывания в Кашмире. Однажды он вторгся и завоевал королевство Сиката-Синдху («Океан песка»), пересек огромную пустошь (см. раздел о чудесных силах ниже). [ 24 ] Через некоторое время он двинулся в сторону «бескрайних областей севера», поскольку ему было любопытно побывать в землях, куда раньше никто не достигал. Во время этой кампании у него было несколько приключений с демонами, посланными божеством Куберой, чтобы проверить его силу. [ 25 ]
Когда министры Лалитадитьи в течение нескольких дней не получали о нем никаких известий, они послали гонца, чтобы найти его. [ 25 ] Посланник вернулся с известием, что король не желает возвращаться, решив продолжать военные завоевания до самой смерти. В своем послании Лалитадитья изложил политическую мудрость относительно того, как управлять королевством, и попросил назначить его старшего сына Кувалаяпиду его преемником. [ 26 ]
Позже некоторые люди сообщили, что Лалитадитья погибла в стране Арьянака в результате обильного снегопада в несезонный период. [ 7 ] Другие сообщили, что он сжег себя в ужасной ситуации, потому что хотел умереть, оставаясь великим королем. [ 27 ]
Общая историчность рассказа Калханы
[ редактировать ]М. А. Штейн (1900), который первым перевел «Раджатарангини» на английский язык, принял покорение Яшовармана Лалитадитьей как исторический факт. Однако он отверг последующие победы, которые Калхана назвал «явно легендарными», учитывая отсутствие исторических подробностей. [ 28 ] По его словам, у королевства Кашмир не было ни сил, ни ресурсов для проведения столь обширных кампаний. [ 29 ]
По словам историка К.В. Вайдья (1861–1938), рассказ Калханы подтверждается текстом XIII века Чач Нама . В письме в этом тексте, адресованном Раджей Дахиром Мухаммаду бин Касиму , упоминается «король Кашмира, на царском пороге которого другие правители Хинда возложили свои головы, который управляет всем Хидом, даже странами Макрана и Турана, чьи цепи многие дворяне и вельможи добровольно положили себе на колени и против которых ни один человек не может устоять». Утверждается, что это письмо было написано в 712 году нашей эры, поэтому Вайдья предполагает, что завоевания Лалитадитьи должны были произойти в 700-712 годах нашей эры. [ 30 ]
Позже историк искусства Герман Гетц (1969) разработал историческую реконструкцию, подтверждающую версию Калханы, хотя и признал, что «эта реконструкция не может претендовать на то, чтобы быть чем-то большим, чем рабочая теория, пытающаяся правдоподобно соединить скудные и неопределенные данные». Гетц утверждал, что рассказ Калханы о военных подвигах Лалитадитьи не только вероятен, но и подтверждается другими доказательствами. [ 31 ] По словам Гетца, обширные завоевания Лалитадитьи были возможны, потому что другие современные королевства в регионе были ослаблены иностранными вторжениями и войнами. [ 32 ] Вдобавок Гетц предположил, что Лалитадитье удалось создать мощную армию благодаря превосходной военной организации, административной структуре и вооружению под влиянием Китая. [ 33 ] Гетц назвал нескольких человек, упомянутых в отчете Калханы, историческими личностями и утверждал, что такой далекий писатель, как Калхана, не мог изобрести таких исторических личностей. [ 33 ]
Андре Винк (2002) охарактеризовал теорию Гетца как убедительную: [ 28 ] но Рональд М. Дэвидсон (2012) отвергает утверждение Уинка анализа Гетца как некритическое. Дэвидсон отвергает аргумент о том, что завоевания, описанные Калханой, должны были быть реальными, поскольку Калхана не мог выдумать исторических личностей. В свою поддержку Дэвидсон приводит пример «Ниламата- пураны» , которая является одним из источников Калханы по Раджатарангини и которая приписывает вымышленные события историческим личностям. Он утверждает, что сомнительные источники Калханы могли сфабриковать завоевание известных партий. [ 34 ] Дэвидсон указывает, что придворный поэт Яшовармана Вакпати приписывает ему аналогичные завоевания в Гаудавахо , согласно которым Яшоварман завоевал не только восточную и южную Индию, но и победил царя Персии. Дэвидсон отвергает Гаудавахо и Раджатарангини как поэтическое хвастовство, назвав рассказ Калханы «кашмирским пропагандистским подходом». Однако он считает, что утверждения Калханы могут быть ближе к истине, чем утверждения Вакпати. По словам Дэвидсона, Лалитадитья начал атаку в 733 году нашей эры, продвинулся до Магадхи на востоке, а затем вернулся в Кашмир в 747 году нашей эры. [ 35 ]
Тансен Сен (2004) аналогичным образом отвергает утверждения о завоевании Лалитадитьей региона Гиндукуш-Памир, основанные на нумизматических свидетельствах и современных записях, кроме Раджатарангини . По его словам, Лалитадитья оказывал военную и материально-техническую поддержку кампаниям Тан против тибетцев, и успех этих кампаний позже привел к появлению кашмирских легенд, описывающих его как великого завоевателя. [ 36 ]
Шьям Манохар Мишра (1977) указывает, что достижения Лалитадитьи «должно быть, были окрашены и преувеличены народным воображением» ко времени Калханы, который жил через четыре столетия после Лалитадитьи. Это видно из того, что Калхана приписывает чудесные силы . Лалитадитье [ 37 ] По словам Сьюзан Л. Хантингтон (1997), кампании Лалитадитьи, вероятно, были «массовыми набегами и грабежами, а не настоящими завоеваниями». [ 38 ]
Подробный анализ рассказа Калханы
[ редактировать ]Афганистан и Пенджаб
[ редактировать ]Гетц предполагает, что Лалитадитья захватил Пенджаб , Афганистан и западную часть Среднеазиатского нагорья , прежде чем приступить к своей кампании в центральной Индии. [ 39 ] Он датирует завоевание Афганистана Лалитадитьей до 730 г. н.э. и приводит следующие аргументы в свою поддержку: [ 40 ]
- находится гигантская позолоченная медная статуя Будды Рядом с чайтьей Лалитадитьи в Парихасапуре . Похоже, что он был вдохновлен статуей Будды в Бамиане . [ 41 ] В то же время нет влияния искусства Гуптов, популярного на территории Яшовармана. [ 8 ]
- До Лалитадитьи Афганистан контролировался тюркскими «князьями» шахов , которые находились под номинальным контролем Китая после падения Сасанидской империи. После Лалитадитьи Афганистан перешел под контроль династии индуистских шахи Лаллии. [ 41 ]
- В этот период мусульмане с запада не могли продвинуться за пределы Мултана в Пенджабе. Хотя падение Омейядского халифата сыграло свою роль в этом, похоже, что существовала Индийская империя, достаточно мощная, чтобы оказать сопротивление халифитским армиям. [ 41 ]
Тансен Сен (2004) критикует теорию Гетца, основанную на нумизматических данных и других современных записях. Эти источники предполагают, что регионы Каписа и Забулистан на территории современного Афганистана находились под контролем независимых тюркских правителей-шахов. Об их независимом статусе свидетельствуют записи династии Тан , правители которой принимали регулярные посольства от тюркских шахов. [ 42 ] По мнению Сена, королевство Каркота поддерживало мирные отношения с этими тюркскими соседями: именно этот факт мог позволить Лалитадитье покинуть Кашмир и повести войска в центральную и восточную Индию. [ 43 ]
я живу
[ редактировать ]Победа Лалитадитьи над Яшоварманом кажется исторически правдивой. [ 44 ] Исторические данные свидетельствуют о том, что до конфликта два короля были непосредственными соседями: империя Лалитадитьи простиралась до современного Пенджаба на юго-востоке, а северо-восточная граница Яшовармана включала части современной Харьяны . [ 45 ] Обнаружение нескольких монет с легендой Шри-Пратапы в современном Уттар-Прадеше также считается свидетельством успеха Лалитадитьи в этом регионе (поскольку Пратападитья было именем отца Лалитадитьи). [ 46 ] Предок Абхинавагупты Атригупта, ученый, который первоначально жил на территории Яшовармана, был привезен в Кашмир Лалитадитьей. [ 47 ] Возможно, это произошло во время вторжения Лалитадитьи. [ 48 ]
Однако рассказ Калханы об этой победе над Яшоварманом нельзя принимать за чистую монету. [ 37 ] По словам историка Шьяма Манохара Мишры (1977), более ранние историки переоценивали успех Лалитадитьи против Яшовармана: побежденный король признал сюзеренитет Лалитадитьи на короткий период, но стал практически независимым, когда Лалитадитья стал участвовать в других конфликтах. [ 49 ]
Дата конфликта между двумя королями неизвестна. Анналы династии Тан предполагают, что Лалитадитья и царь Центральной Индии воевали против Тибета как союзники. [ 4 ] Предполагая, что этим царем Центральной Индии был Яшоварман (после его порабощения Лалитадитьей), М. А. Штейн датировал завоевание Лалитадитьи где-то до 736 года нашей эры. [ 50 ] Однако Мишра интерпретирует записи Тан по-другому, предполагая, что Лалитадитья и Яшоварман были союзниками, по крайней мере, до 736 года нашей эры. [ 51 ] По словам Мишры, конфликт между Лалитадитьей и Яшоварманом произошел после 736 г. н.э. и до смерти Яшовармана в 749-753 гг. н.э. [ 52 ]
Немецкий индолог Герман Якоби датировал вторжение Лалитадитьи в Каннаудж 14 августа 733 года нашей эры, дата, которая была принята несколькими более поздними историками. Эта теория основана на « Гаудавахо» , тексте, составленном придворным поэтом Яшовармана Вакпати. В этом тексте описывается солнечное затмение (неблагоприятное предзнаменование), которое Якоби считает намеком на поражение Яшовармана. [ 53 ] Якоби также основывает свой вывод на последующем стихе, который он переводит как « Уголок его [Яшовармана] брови скривился из-за колебания его [царского] положения » . [ 54 ] Приняв 733 год нашей эры как дату победы Лалитадитьи, Гетц датировал начало конфликта 730 годом нашей эры или ранее. [ 40 ]
Шьям Манохар Мишра отвергает вывод Якоби, указывая, что солнечное затмение 733 года н. э. можно было увидеть из нескольких других регионов (включая Кашмир), и нет никаких доказательств, связывающих его с поражением Яшовармана. [ 55 ] Фактически, окружающие стихи стихотворения ясно дают понять, что стих о солнечном затмении не означает для Яшовармана какого-либо разгрома. [ 56 ] Более того, Якоби неправильно перевел последующий стих, в котором фактически говорится, что, если приказ Яшовармана был проигнорирован, он скривил бровь (рассердился), что привело к большим бедствиям в владениях тех, кто бросил вызов приказу. [ 57 ]
Восточная Индия
[ редактировать ]Согласно Гетцу, Лалитадитья завоевал современные Бихар , Бенгалию и Одишу к 735-736 годам нашей эры. [ 40 ] Основываясь на рассказе Калханы, Гетц предположил, что Лалитадитья двинулся к Гауде после победы над Яшоварманом. Там он победил правителя Поздних Гуптов Дживитагупту, а затем продвинулся до Бенгальского залива через современную Одишу. [ 8 ] Гетц далее предположил, что Яшоварман поддерживал Лалитадитью в этих кампаниях как вассал. В стихотворении «Гаудавахо » придворный Яшовармана Вакпати приписывает ему победы в восточной и южной Индии. Раджатарангини . предъявляет аналогичные претензии в отношении Лалитадитьи По мнению Гетца, маршруты вторжения, описанные в обоих этих текстах, «практически идентичны». [ 58 ] Таким образом, он заключает, что Яшоварман участвовал в войнах Лалитадитьи как вассал. Гетц утверждает, что Гаудавахо не упоминает об этом, потому что придворный поэт Яшовармана хотел обелить вассальный статус своего хозяина. Гаудавахо упоминает, что Яшоварман посетил гору Мандара . По мнению Гетца, это способ поэта скрыть посещение Яшоварманом двора Лалитадитьи, располагавшегося в горном районе. [ 59 ]
Шьям Манохар Мишра (1977) отвергает теорию Гетца, указывая, что никакие источники (включая Раджатарангини и Гаудавахо ) не предполагают, что Яшоварман участвовал в последующих кампаниях Лалитадитьи в качестве вассала. [ 60 ] Мишра считает, что конфликт между двумя королями произошел после успешной кампании Яшовармана, которая, должно быть, «вызвала ревность и беспокойство Лалитадитьи». [ 45 ]
Южная Индия
[ редактировать ]Термин «Ратта» в рассказе Калханы, по-видимому, относится к Раштракутам , которые правили регионом Карната . Термин «Виндхья» здесь не может относиться к современным горам Виндхья : он, вероятно, используется для поэтического эффекта, чтобы сравнить царицу Ратту с богиней Виндхьявасини (которая, как говорят, проживает в регионе Виндхья). [ 19 ]
Гетц отождествил царицу Калханы Ратту с Бхаганой, которая была женой царя Раштракута Индры I. Гетц предполагает, что она действовала как королева-регент своего сына Дантидурги после смерти Индры, но ее правлению угрожал ее зять Кришна I. . [ 58 ] В результате она обратилась за помощью к Лалитадитье, который прибыл в Декан и сражался на ее стороне. [ 8 ] Гетц далее предположил, что Яшоварман и Дживитагупта участвовали в этой кампании как его вассалы. Его аргументы включают в себя: [ 59 ]
- Гаудавахо утверждает, что Яшоварман также вторгся в Декан. По мнению Гетца, если бы Яшоварман вторгся в Декан в одиночку, это вторжение произошло бы до его разгрома против Лалитадитьи, то есть где-то до 730 года нашей эры. Но Виджаядитья , современный правитель Декана, был очень могущественным королем. Поэтому Яшоварман мог вторгнуться в Декан только в составе более мощной силы во главе с Лалитадитьей. [ 59 ]
- Бхавагана до замужества была принцессой Чалукья , и поэтому ее родственники Чалукья могли позволить Лалитадитье пройти через северный Декан, что позволило ему легко вторгнуться на территорию, контролируемую Кришной. [ 58 ]
- Гетц также предполагает, что Дантидурга отказался от вассальной зависимости Лалитадитьи после того, как кашмирский король вернулся на север. надпись Дантидурги В свою поддержку он цитирует Самангадскую . По словам Гетца, в этой записи утверждается, что Дантидурга отразил «вторжение объединенных правителей Синда, малва и Косалы». [ 58 ] Современный арабский правитель Синда не стал бы вступать в союз с индуистскими правителями малва или Косалы. Следовательно, это вторжение может относиться только к успехам Дантидурги против сил Лалитадитьи и его вассалов (Яшовармана и Дживитагупты). Мальва здесь можно интерпретировать как приграничную территорию Яшовармана или отцовскую территорию Дживитагпута. Косала здесь может относиться к региону Косала (на территории современного Уттар-Прадеша), контролируемому Яшоварманом, или региону Дакшина Косала , который находился на юго-западной границе Гауды. По словам Гетца, термин «Синд» использовался для описания Кашмира в надписях Пратихара . [ 61 ]
Западная Индия
[ редактировать ]Гетц отождествил «Муммуни» Калханы с современным шилахарским правителем Конкана . Хотя ни один современный король Шилахары с таким именем неизвестен, в XI веке жил король Шилахара с таким же именем. Гетц предполагает, что современника Лалитадитьи Шилахары также звали Муммуни: его имя, должно быть, было удалено из семейных записей Шилахары из-за его унизительного поражения от Лалитадитьи. [ 58 ]
Калхана упоминает, что Кайя, король Латы , построил храм в Кашмире во время правления Лалитадитьи. Гетц отождествляет Кайю с Каркой II, губернатором Раштракуты региона Лата (современный южный Гуджарат ). Хотя Калхана не упоминает Кайю в связи с кампанией Лалитадитьи, Гетц утверждает, что правитель Латы не отправился бы в Кашмир, чтобы построить храм. [ 33 ] Гетц предполагает, что его взяли туда как вассала. [ 58 ] Однако присутствие Карки в Гуджарате подтверждается грантовой надписью 757 г. н.э. Гетц предполагает, что Лалитадитья, должно быть, умер до этого года, а Карка, должно быть, вернулся в Гуджарат после его смерти. [ 62 ]
По словам Гетца, Лалитадитья вторгся в Катхиавар (на территории современного Гуджарата) между 740 и 746 годами нашей эры. К этому времени местные правители Майтраки уже были порабощены Чалукьями, что позволило бы Лалитадитье установить свою гегемонию в регионе. [ 62 ]
Вернуться в Кашмир
[ редактировать ]По словам Гетца, Лалитадитья вернулся в Кашмир, когда тибетский король Ме Агтсом вторгся в Кашмир около 747 года нашей эры. Гетц предполагает, что во время этого обратного пути Лалитадитья прошла через Удджайн , Читторгарх , Марвар и Танесар . [ 62 ] Он также предположил, что легендарный Гухилы правитель Баппа Равал из Читторгарха служил Лалитадитье в качестве вассала и погиб, сражаясь в кампаниях кашмирского короля в Центральной Азии. [ 31 ]
Гетц продолжает связывать Лалитадитью с мифологической легендой об Агникуле , согласно которой некоторые более поздние региональные династии возникли из костра во время жертвенной церемонии на горе Абу . Гетц предположил, что Лалитадитья хотел оставить некоторых губернаторов, прежде чем выступить против тибетцев; поэтому он провел церемонию введения «различных племен Гурджара » в индуистскую политическую систему в качестве кшатриев (признанных воинов). [ 31 ]
Гиндукуш-Памирский регион
[ редактировать ]По словам Гетца, после возвращения в Кашмир Лалитадитья не только дал отпор тибетцам, но и вторгся в Таримскую котловину . [ 31 ] Гетц определил «море песка» Калханы как пустынные районы Туркестана и Тибета . [ 39 ] Гетц предположил, что в 755-756 годах нашей эры Лалитадитья вторгся в города в пустынях Такла-Макан и Гоби и двинулся на Куча и Турфан после того, как власть Тан пришла в упадок в результате восстания Ань Лушаня . [ 63 ]
Интерпретация Гетца была широко принята и цитировалась последующими учёными. [ 64 ] Однако Тансен Сен (2004) отвергает оценку Гетца подвигов Лалитадитьи как преувеличенную, основываясь на его исследовании современных китайских и тибетских записей, а также нумизматических данных. Сен также проанализировал сочинения корейского монаха Хечо (посетившего Кашмир в 725 г. н.э., в начале правления Лалитадитьи) и китайского монаха Вукона (который оставался в Кашмире в течение четырех лет в 753-763 гг. н.э., после смерти Лалитадитьи). . Ни один из этих источников не подтверждает утверждение Гетца о том, что Лалитадитье удалось основать обширную Кашмирскую империю в регионе Гиндукуша и Памира или что он прошел через пустыню Такла-Макан. [ 65 ] Исторические данные указывают на то, что династия Тан сохраняла контроль над государствами-оазисами в пустынном регионе до начала 780-х годов нашей эры, когда тибетцы установили свое господство. [ 63 ] Нет также никаких свидетельств похода Лалитадитьи в регион Памира: Старые тибетские летописи устанавливают, что ряд правителей северного Памира отправили послов, чтобы отдать дань уважения тибетскому двору в 756-757 гг. н.э. Это говорит о том, что эта территория находилась под контролем тибетцев, в чьих записях не упоминается ни о каком конфликте с Кашмиром. [ 63 ]
Гетц считал тохарское происхождение министра Лалитадитьи Чанкуна ( IAST : Caṇkuṇa) свидетельством гегемонии Кашмира над тюркскими королевствами. По словам Калханы, Лалитадитья привез Чанкуну в Кашмир из земли Туххара ( Тохаристан ). [ 66 ] Считается, что «Чанкуна» является санскритской транскрипцией китайского титула цзянцзюнь («военный генерал»). Гетц предположил, что Чанкуна был тохарским генералом китайской армии, и представил китайские методы ведения войны в Кашмире, что усилило военные кампании Лалитадитьи. Сен критикует эту теорию, указывая, что в трудах Калханы прославляются магические силы Чанкуна , а не военный опыт. Более того, тохарское происхождение Чанкуна не может рассматриваться как конкретное свидетельство контроля Кашмира над южным регионом Гиндукуша. [ 67 ]
По теории Сена, Каркоты добились успехов против тибетцев в рамках союза с династией Тан. Эти успехи привели к развитию легенд о доминировании Кашмира в южном регионе Гиндукуша и Памира. Основываясь на этих легендах, четыре столетия спустя Калхана охарактеризовал Лалитадитью как победителя мира. [ 68 ]
Сен указывает, что согласно Новой книге Тан , посланник Лалитадитьи прибыл ко двору Тан с письмом в марте – апреле 933 года нашей эры. В этом письме Лалитадитья представляет себя вассалом Тан, «подчинившимся Небесному кагану ». Лалитадитья далее объясняет, что тибетцы причинили беспокойство ему и другому царю Центральной Индии, заблокировав пять великих путей. Но двум индийским королям удалось победить тибетцев. Наконец, Лалитадитья просит танскую армию прибыть в Палур (современный Гилгит-Балтистан ), предлагая разбить для них лагерь возле озера Махападма (современное озеро Вулар ). Он обещает снабжать продовольствием танскую армию, даже если ее численность будет достигать 200 000 человек. [ 69 ]
Согласно танским записям, танский император был доволен предложением Лалитадитьи и даровал Лалитадитье титул «короля». [ 69 ] [ 70 ] В последующие годы танские войска сражались с тибетцами за Малый Палур (современная долина Гилгит ). Танцы наконец захватили его в 747 году после трех неудачных попыток. [ 71 ] Кашмир Лалитадитьи, похоже, сыграл значительную роль в этих конфликтах. [ 72 ]
В танских записях также упоминается, что посланник Тохаристана посетил танский двор в 749 году нашей эры и попросил его возобновить союз с Кашмиром, отправив кашмирскому королю драгоценные подарки. Целью посланника было заручиться поддержкой Тан против Кашгара, союзника Тибета . Посол отметил, что правитель Кашмира уважал китайцев и имел большую кавалерию и пехоту. Китайцы приняли рекомендацию посла, и в 750 году нашей эры танский генерал Гао Сяньчжи завоевал Кашгар. [ 72 ] Эти записи позволяют предположить, что Лалитадитья оказывал военную помощь и материально-техническую поддержку силам Гао Сяньчжи в этой кампании. [ 73 ]
Тансен Сен считает, что «Бхаутты» (тибетцы) и « Дарады », упомянутые Калханой, возможно, были соперниками Лалитадитьи в этих кампаниях 747 и 750 годов нашей эры. [ 73 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Лалитадитье наследовали его сыновья: сначала Кувалаяпида, а затем Ваджрадитья. Кувалаяпида был сыном царицы Камаладеви , а Ваджрадитья был сыном Чакрамардики. Ваджрадитье наследовали его сыновья Притхивьяпида и Самграмапида. [ 74 ]
Общественные работы
[ редактировать ]Города и поселки
[ редактировать ]Калхана утверждает, что Лалитадитья основал следующие города и поселки:
- Суничита-пура , когда он решил ( сунищита ) завоевать мир [ 23 ]
- Дарпита-пура , когда он почувствовал гордость [ 23 ]
- Пхала-пура , когда он получил плод ( пхала ). М. А. Штейн обнаружил Пхалапуру недалеко от Парихасапуры и места слияния рек Витаста и Синдху. [ 23 ]
- Парноца , когда он взял лист ( парна ). Штейн отождествил этот город с современным Пунчом . [ 23 ]
- Город Локапунья, отождествляемый с местностью возле источника Локабхавана недалеко от современного Ларикпура. [ 75 ]
- Парихасапура , которая была лучше, чем резиденция Индры . [ 76 ] Этот город на короткое время стал резиденцией Лалитадитьи, в то время как Шринагара продолжал служить другой столицей. Ко времени Калханы Парихасапура был заброшен и разрушен. [ 77 ]
- Несколько городов в соленых пустошах, чтобы каждый, страдающий от жажды, мог найти воду для питья. [ 78 ]
Калхана также упоминает, что, пока Лалитадитья находился вдали от своего королевства, его архитектор построил в его честь город под названием Лалитапура, но это разозлило Лалитадитью. Одна теория отождествляет это место с современным Летипорой (или Латпором). [ 23 ] Говорят, что жена Лалитадитьи Чакрамардика также построила город Чакрапура с 7000 домов. [ 77 ]
По словам Калханы, Лалитадитья однажды приказал сжечь город Праварапура, находясь в пьяном угаре. Город был построен более ранним царем по имени Праварасена, и Лалитадитья не хотел, чтобы существовал еще один такой красивый город, как Парихасапура. Однако, когда Лалитадитья пришел в себя, он пожалел о своем решении. [ 79 ] Он испытал облегчение, когда его министры сообщили ему, что на самом деле они не выполнили его приказ. Он был доволен мудрым решением своих министров и поручил им так же игнорировать его приказы, когда он был пьян. [ 80 ]
Святыни
[ редактировать ]Калхана утверждает, что Лалитадитья построил святилища в каждом городе, деревне, реке, море и острове. [ 23 ] Его жены, служители и служители освятили в этих храмах сотни образов. [ 81 ] Лалитадитья поместил в эти святилища идолов служителей божеств, сделанных из золота и серебра. [ 81 ]
Святыни Вишну
[ редактировать ]По словам Калханы, Лалитадитья заказал святилища, посвященные различным аспектам Вишну, включая Кешаву , Нритари и Муктасвамина:
- Построил храм Кешавы в Дарпитапуре. [ 23 ]
- Установлен образ Нритари в Стрирадже. Это изображение подвешивалось в воздухе с помощью магнитов, закрепленных сверху и снизу. [ 23 ]
- Построил храм Муктасвамина в Хушкапуре (современный Ушкур ). [ 82 ]
- Сделал подношение Вишну после постройки города Локапунья. [ 75 ]
- Установлено несколько изображений Вишну и его аспектов в Парихасапуре: [ 83 ]
- серебряное изображение Парихаса-Кешавы (сделано из 84 000 пал ; пала - древняя единица, эквивалентная 4 толакам )
- золотое изображение Мукта-Кешавы (сделано из 84 000 толаков золота)
- золотое изображение Маха-Варахи
- серебряное изображение Говардхана-Дхары
- Поднял столб высотой 54 руки, которого было изображение Гаруды Вишну ). ( ваханы наверху [ 76 ]
Другие также построили святилища Вишну во время его правления:
- Царица Лалитадитьи Камалавати основала Камалахатту (рынок), где установила серебряного идола Камала-Кешавы . [ 81 ]
- Кайя, король Латы , построил знаменитый храм Кайясвамина. [ 81 ]
Калхана также упоминает легенду, описывающую открытие двух древних идолов: Лалитадитья, который был искусным наездником, однажды в одиночку вывел необученную лошадь в пустыню. [ 84 ] Там он увидел прекрасных танцовщиц, которые сказали, что принадлежат храму в деревне Суравардхамана, расположенной в пустоши. На следующий день король приказал раскопать пустырь. В результате раскопок были обнаружены два разрушенных храма, в каждом из которых стоял идол Кешавы. Надписи на этих идолах указывали на то, что они были сделаны Рамой и Лакшманой . Царь привез этих идолов в Парихасапура, где воздвиг каменный храм рядом с храмом Парихаса-Кешава. В этом каменном здании он установил Рама-свамина (идола Рамы). Его царица Чакрамардика установила Лакшмана-свамина (идола Лакшманы) рядом со своим святилищем Чакрешвары. [ 85 ]
По словам Калханы, идол Рама-свамина был позже уничтожен людьми Гауды, чтобы отомстить за убийство своего короля Лалитадитьей. Царь Гауда приехал в Кашмир с визитом, и идол Парихаса-Кешавы стал гарантом его безопасности. Несмотря на это, Лалитадитья убил его в Триграми (современный Тригам). Чтобы отомстить за вероломное убийство своего короля, его слуги прибыли из Гауды в Кашмир, решив уничтожить любимого Лалитадитьи Парихаса-Кешава идола . Они вошли в Кашмир под предлогом посещения святилища богини Шарады . Лалитадитья в то время находился вдали от Парихасапура, и служители храма Парихаса-Кешава закрыли его ворота, чтобы люди Гауда не могли войти в святилище. [ 80 ] Люди Гауды приняли идола Рамасвамина за идола Парихаса-Кешавы и уничтожили его, прежде чем были убиты солдатами Лалитадитьи. [ 25 ]
Буддийские святыни
[ редактировать ]Калхана также приписывает Лалитадитье строительство следующих буддийских святынь:
- Построил большую вихару со ступой в Хушкапуре (современный Ушкур , где были обнаружены остатки ступы и святилища Шивы). Китайский паломник Оу-Конг упоминает вихару «Мунг-ти» в своем списке кашмирских монастырей; Штейн отождествляет эту вихару с городищем Ушкур и предполагает, что «Мунг-ти» - это китайская транскрипция слова «Мукта». [ 82 ]
- Построил Раджавихару с большой чатух-шалой (квадратом), большой чайтьей и большим изображением Джины ( Будды). [ 76 ]
- Воздвигнута очень высокая статуя Брихадбудды («Великого Будды»), сделанная из 84 000 прастх меди ( прастха — древняя единица, эквивалентная 64 толакам ). [ 83 ]
Говорят, что подданные короля также построили буддийские святыни:
- Кайя, царь Латы, также построил знаменитую Кайя-вихару , которая позже стала резиденцией бхикшу Сарваджнамитры . [ 81 ]
- Чанкуна основал Чанкуна-вихару ( ИАСТ : Канкунавихара), которая включала в себя высокую ступу и золотое изображение Джинов . [ 81 ]
- Чанкуна также основал еще одну вихару (с чайтьей) в Шринагаре. [ 77 ]
- Зять Чанкуна и врач Ишаначандра также построил вихару после получения богатства по благословению Такшаки . [ 77 ]
Святыни Шивы
[ редактировать ]По словам Калханы:
- Лалитадитья взял 1 крор у Бхутеши (святилища Шивы), отправляясь на завоевание мира, и отдал 11 крор в качестве искупительного приношения по возвращении в Кашмир. Он построил каменный храм Джьештхарудра, посвященный Шиве, и подарил святыне землю и деревни. Святилище Бхутеша отождествляется с современным Вангатом (Бхуцер или Бутсер). [ 82 ]
- Шивы Его министр Митрашарман установил лингам под названием Митрешвара . [ 81 ]
- Учитель по имени Бхаппата построил лингам под названием Бхапатешвара . [ 77 ]
- Другие люди также построили несколько лингамов, известных как Ракчатеша . [ 77 ]
Святыни Сурьи
[ редактировать ]Калхана упоминает, что Лалитадитья построил храм Адитьи ( бога солнца ) в Лалитапуре и подарил этому храму землю Каньякубджи и ее деревни. [ 23 ] Кроме того, он построил храм Солнца Мартанда и окружающий его город. [ 86 ]
-
Руины в с. 1870 г.
-
Восстановлено впечатление Ж. Дюгида (1870–73).
-
Руины летом 2011 года.
-
Руины зимой 2012 года.
Другая деятельность
[ редактировать ]Калхана утверждает, что Лалитадитья договорился в Чакрадхаре распределять воду из реки Витаста в несколько деревень, используя серию водяных колес . Чакрадхара отождествляется с современным плато Цакдар Удар возле Биджбехары . [ 87 ] Ишанадеви, жена его министра Чанкуна, построила колодец, чистая вода которого излечивала больных. [ 77 ]
По словам Калханы, Лалитадитья собирал мудрецов из разных стран, «как ветер собирает массы распустившихся цветов». Например, из Туххары он привез Чанкуна (IAST: Чанкуна), обладавшего великими качествами. [ 78 ] [ 66 ]
Калхана утверждает, что Лалитадитья начал фестиваль Сахасра-бхакты в Парихасапуре. Во время этого фестиваля он раздал 100 001 блюдо, помимо дакшин (пожертвований). [ 78 ] Персидский писатель XI века Аль-Бируни утверждает, что жители Кашмира организовали ежегодный фестиваль во второй день месяца Чайтра , чтобы отпраздновать предполагаемую победу своего прошлого короля Муттая над турками. Этого Муттая можно отождествить с «Муктапидой», то есть Лалитадитьей. По словам Аль-Бируни, кашмирцы утверждали, что Муттай, как и большинство других кашмирских королей, «правил всем миром». Аль-Бируни отверг эти утверждения как ложь из-за хронологических несоответствий. [ 4 ]
Предполагаемые чудесные силы
[ редактировать ]Калхана заявляет, что приказам Лалитадитьи не нарушали даже боги. [ 77 ] Однажды, стоя лагерем на берегу восточного океана в холодную погоду, Лалитадитья приказал капитхи принести ему плоды . Его слуги были в недоумении, так как этот фрукт не был распространен в данное время года и в данном месте. Но затем божественный посланник Индры принес ему эти плоды с небес. Посланник объяснил ему, что в своем предыдущем рождении он предлагал свою еду и воду голодающему брахману во время голода. В результате этого доброго дела Лалитадитья получила право исполнить сто желаний на небесах. Например, царь мог по своему желанию вызвать в пустынях потоки пресной воды. Посланник предупредил Лалитадитью, что у него осталось мало желаний, и поэтому ему не следует тратить эти желания на легкомысленные просьбы, такие как заказ фруктов. [ 88 ]
Калхана также утверждает, что министр Лалитадитьи Чанкуна был братом волшебника Канакаварши (буквально «того, кто проливает золотой дождь»). Используя свои магические силы, он добыл золото в королевской сокровищнице. Однажды королевская армия застряла в стране Панчанада (отождествляемой с Пенджабом ), поскольку местные потоки «объединились» и их невозможно было пересечь. Чанкуна волшебным образом разделил воды, бросив в ручьи мани (драгоценный камень), позволив королевской армии пересечь воды. Затем он восстановил свой мани , используя другой мани , и потоки снова объединились. [ 78 ] Царь попросил эти два мани у Чанкуна, предложив взамен что-нибудь еще. Чанкуна попросил идола Сугаты ( Будды ), которого привезли в Кашмир из Магадхи на слоне. Царь выполнил это требование, и Чанкуна поместил идола в свою вихару . Это изображение существовало еще во времена Калхана, и, по его словам, обвязанные вокруг него металлические ленты доказывали, что когда-то оно было закреплено на слоне. [ 84 ]
Калхана также утверждает, что Лалитадитья вызвал появление нескольких потоков, воткнув свое копье ( кунтавахини ) в землю. [ 79 ] Рассказывая об одном таком случае, он утверждает, что однажды, когда Лалитадитья занимался завоеванием мира, к нему пришел раненый человек. Мужчина, у которого были отрублены конечности и нос, представился министром конкурирующего царя Сиката-синдху («Океана песка»). Он сказал, что был наказан за то, что посоветовал своему королю принять сюзеренитет Лалитадитьи. Лалитадитья пообещал наказать короля-соперника и вылечить раненого министра под своей опекой. Затем министр призвал Лалитадитью идти кратчайшим путем в страну Сиката-Синдху и повел свою армию к пустоши без воды. [ 89 ] Когда армия Лалитадитьи была на грани смерти от жажды, министр показал, что все это было подстроено: на самом деле он был верен королю-сопернику и намеревался ввести Лалитадитью и его армию в заблуждение до их смерти. Лалитадитья заявил, что он впечатлен преданностью министра своему хозяину, но заявил, что его план не увенчается успехом. Затем кашмирский король вонзил свой меч в землю, и из воды потек поток. Затем он достиг Сиката-Синдху, где довел царя-соперника до такого же жалкого состояния, как и его безрукого министра. [ 24 ]
Калхана упоминает, что в его время существовало еще несколько замечательных легенд о Лалитадитье, но он не мог включить их все в «Раджатарангини», потому что не хотел прерывать ход повествования. [ 79 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ахмед, Асад К.; Садеги, Бехнам; Хойланд, Роберт Г.; Сильверстайн, Адам (27 ноября 2014 г.). Исламские культуры, исламские контексты: очерки в честь профессора Патрисии Кроун . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-28171-4 .
- ^ Jump up to: а б с Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк; Лейди, Дениз Патри; Страхан, Донна К. (2010). Воплощенная мудрость: китайская буддийская и даосская скульптура в Метрополитен-музее . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-399-9 .
- ^ Субраманиан, Нирупама (9 мая 2022 г.). «J&K LG Манодж Синха присоединяется к пудже на руинах храма, охраняемого ASI» .
- ^ Jump up to: а б с д и М. А. Штейн 1 1900 , с. 131.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 144.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн 1 1900 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б с д Герман Гетц 1969 , с. 15.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 144-145.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 141.
- ^ Мина Арора Наяк 2018 , с. 53.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2002). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения . Издательство Колумбийского университета. п. 46. ИСБН 978-0-231-12619-9 .
- ^ Jump up to: а б Сен, Тансен (11 сентября 2015 г.). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка индийско-китайских отношений, 600–1400 гг . Роуман и Литтлфилд. п. 32. ISBN 978-1-4422-5473-2 .
- ^ Ахмед, Асад К.; Садеги, Бехнам; Хойланд, Роберт Г.; Сильверстайн, Адам (27 ноября 2014 г.). Исламские культуры, исламские контексты: очерки в честь профессора Патрисии Кроун . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-28171-4 .
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 130-131.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 132-134.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 133-134.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 134.
- ^ Jump up to: а б с М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 135.
- ^ Jump up to: а б с д и ж М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 136.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 137.
- ^ Jump up to: а б с д М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 138.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 139.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 150.
- ^ Jump up to: а б с М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 153.
- ^ М. А. Штейн, 1 1900 , стр. 154–155.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Андре Винк 2002 , с. 244.
- ^ Герман Гетц 1969 , с. 9.
- ^ CV Vaidya 1979 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Герман Гетц 1969 , с. 20.
- ^ Герман Гетц 1969 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Герман Гетц 1969 , с. 12.
- ^ Рональд М. Дэвидсон 2012 , с. 355.
- ^ Рональд М. Дэвидсон 2012 , с. 46.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 141-152.
- ^ Jump up to: а б Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 95.
- ^ Синтия Пакерт Атертон 1997 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Тансен Сен 2004 , стр. 150.
- ^ Jump up to: а б с Герман Гетц 1969 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с Герман Гетц 1969 , с. 11.
- ^ Тансен Сен 2004 , стр. 153.
- ^ Тансен Сен 2004 , стр. 153-154.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 90.
- ^ Jump up to: а б Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 93.
- ^ Манабенду Банерджи 2004 , с. 195.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 109.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , стр. 96–97.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 89.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , стр. 92–93.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 102.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 98.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 101.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 99.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 100.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , с. 101-102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Герман Гетц 1969 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с Герман Гетц 1969 , с. 14.
- ^ Шьям Манохар Мишра 1977 , стр. 97–98.
- ^ Герман Гетц 1969 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с Герман Гетц 1969 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Тансен Сен 2004 , с. 154.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 148–149.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 150–151.
- ^ Jump up to: а б Тансен Сен 2004 , с. 151.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 152.
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 141-142.
- ^ Jump up to: а б Тансен Сен 2004 , стр. 145–146.
- ^ Тансен Сен (2003). Буддизм, дипломатия и торговля . Гавайский университет. п. 32. ISBN 9781442254732 .
- ^ Тансен Сен 2004 , с. 146-147.
- ^ Jump up to: а б Тансен Сен 2004 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Тансен Сен 2004 , стр. 148.
- ^ М. А. Штейн 2 1900 , стр. 269.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн, 1 1900 г. , стр. 141-142.
- ^ Jump up to: а б с М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 142.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 144.
- ^ Jump up to: а б с д М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 146.
- ^ Jump up to: а б с М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 151.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 152.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 143.
- ^ Jump up to: а б с М. А. Штейн 1 1900 , с.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн, 1 1900 г. , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б М. А. Штейн 1 1900 г. , стр. 147.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 148.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 141.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 140-141.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 144-146.
- ^ М. А. Штейн 1 1900 , стр. 149.
Библиография
[ редактировать ]- Андре Винк (2002). Аль-Хинд, Создание индо-исламского мира: раннесредневековая Индия и распространение ислама, 7-11 века . БРИЛЛ. ISBN 0-391-04173-8 .
- Резюме Вайдья (1979). История средневековой индуистской Индии: Расцвет индуистских королевств . Космо.
- Синтия Пакерт Атертон (1997). Скульптура раннего средневековья Раджастхана . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10789-4 .
- Герман Гетц (1969). Исследования по истории и искусству Кашмира и Индийских Гималаев . Висбаден: Отто Харрассовиц. OCLC 586049160 .
- М. А. Штейн (1900). Раджатарангини Калханы: хроника царей Кашмира . Том. 1. Арчибальд Констебль . ISBN 978-81-208-0370-1 .
- М. А. Штейн (1900). Раджатарангини Калханы: хроника царей Кашмира . Том. 2. Арчибальд Констебль . ISBN 978-81-208-0370-1 .
- Манабенду Банерджи (2004). Историчность в санскритской исторической поэзии . Магазин санскритских книг. OCLC 607757485 .
- Мина Арора Наяк (2018). Зло в Махабхарате . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199091836 .
- Навдживан Растоги (1987). Введение в Тантралоку . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0180-6 . OCLC 470679057 .
- Рональд М. Дэвидсон (2012). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231501026 .
- Шьям Манохар Мишра (1977). Яшоварман из Канауджа . Абхинав. OCLC 5782454 .
- Тансен Сен (2004). «Кашмир, Танский Китай и господство Муктапиды Лалитадитьи над регионом Южный Гиндукуш» . Журнал истории Азии . 38 (2): 141–162. JSTOR 41933381 .