Национальная авиационная корпорация Новой Зеландии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2010 г. ) |
![]() | |||||||
| |||||||
Основан | Декабрь 1945 г. [ 1 ] | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенная деятельность | 1978 Air New Zealand ) | (слилась с||||||
Фокусные города | Крайстчерч , Веллингтон , Окленд | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | Карта полетов НАК | ||||||
Альянс | Air New Zealand, British Airways, Pan American Airways, Qantas, Singapore Airlines, Trans Australian Airlines (TAA) | ||||||
Размер флота | 25 (1 апреля 1978 г.) | ||||||
Направления | Кайтайя , Фангареи , Окленд , Гамильтон , Тауранга , Факатане , Роторуа , Таупо , Гисборн , Нейпир , Нью-Плимут , Вангануи , Палмерстон-Норт , Веллингтон , Бленхейм , Нельсон , Вестпорт , Хокитика , Крайстчерч , Оамару , Тимару , Данидин , Инверкаргилл (1 апреля 1978 г.) | ||||||
Материнская компания | Правительство Новой Зеландии | ||||||
Штаб-квартира | Веллингтон , Новая Зеландия | ||||||
Ключевые люди | Леонард Иситт (генеральный директор-основатель) Дуг Паттерсон (генеральный директор, 1978 г.) |
Новозеландская национальная авиационная корпорация , широко известная как NAC , созданная в соответствии с Законом о национальных авиалиниях Новой Зеландии 1945 года. [ 1 ] была национальной внутренней авиакомпанией Новой Зеландии до 1978 года, когда она объединилась с международной авиакомпанией Новой Зеландии Air New Zealand . Штаб-квартира авиакомпании находилась в Веллингтоне . [ 2 ]
NAC сам по себе представлял собой управляемое правительством объединение RNZAF 40-й транспортной эскадрильи , Union Airways и ряда других более мелких операторов, включая первую в стране коммерческую авиакомпанию Air Travel (NZ) Ltd. На момент своего создания (1945 г.) он был оснащен самолетами de Havilland Dragon Rapides , de Havilland Fox Moths , Douglas DC-3 , Lockheed Electras , Lockheed Lodestars и одним самолетом de Havilland Express , который последний был возвращен в RNZAF до официального Дата открытия 1947 год. Хотя в основном это была внутренняя авиакомпания, в конце 1947 года NAC также предоставляла международные рейсы некоторым близлежащим странам южной части Тихого океана , используя переоборудованные бывшие Королевские ВВС Новой Зеландии (RNZAF) Short Sunderland III, а также дальнемагистральные Douglas DC-3 D на Фиджи. через остров Норфолк .
К моменту слияния с Air New Zealand парк самолетов насчитывал 25 самолетов Boeing 737 и Fokker F27. Инженерные мастерские были созданы в Крайстчерче , Венуапай ( Окленд ), Пальмерстон-Норт , Гисборне и Нельсоне .
История
[ редактировать ]Начальные услуги
[ редактировать ]Сеть NAC стартовала со следующих направлений: Кайтайя , Кайкохе , Вангарей , Окленд , Тауранга , Гисборн , Нейпир , Нью-Плимут , Пальмерстон-Норт , Веллингтон , Бленхейм , Нельсон , Крайстчерч , Вестпорт , Греймут , Хокитика , Ватароа , Вайхо (Франц-Иосиф), Хааст , Данидин и Инверкаргилл до национализации ранее обслуживавшиеся теми же самолетами и персоналом под названиями Union Airways и Air Travel (NZ) Ltd .
Пунктами назначения, которые сформировали сеть тихоокеанских островов NAC, были остров Норфолк , Фиджи , Тонга , Самоа и острова Кука, ранее обслуживавшиеся 40-й эскадрильей RNZAF .
Бытовые услуги
[ редактировать ]
Первоначальная сеть основывалась на направлениях, обслуживаемых авиакомпаниями, из которых она была сформирована. Между тем и слиянием авиакомпании с Air New Zealand были добавлены новые направления:
- Роторуа в апреле 1948 года.
- Вангануи в ноябре 1954 года.
- Тимару в апреле 1957 года.
- Женился в ноябре 1962 г.
- Таупо и Оамару в марте 1966 года.
В ноябре 1956 года услуги NAC от Хокитики до Юго-Вестленда снова были переданы компании West Coast Airways. Другими пунктами назначения, удаленными из сети, были Греймут в 1951 году и Кайкохе в августе 1970 года.
Услуги тихоокеанских островов
[ редактировать ]NAC обслуживал острова Тихого океана на различных должностях. Службы начались в 1947 году с использованием самолетов Douglas DC-3 и включали остров Норфолк, Тонга, Самоа и острова Кука. Фиджи также обслуживалась NAC на самолетах Short Sunderland III из RNZAF. Все услуги были прекращены и переданы TEAL 15 октября 1952 года, за исключением острова Норфолк, который продолжался до сентября 1955 года.
В июне 1975 года Air New Zealand начала выполнять рейсы на остров Норфолк на зафрахтованном самолете NAC Fokker F27-500 Friendship .
NAC хотел вернуться в Тихоокеанский регион в конце 1970-х годов и начал лоббировать правительство Новой Зеландии с целью вернуть ей международную лицензию, поскольку оно планировало оснастить более крупными Boeing 727-200 . Это стало одним из катализаторов принудительного слияния с Air New Zealand в 1978 году, поскольку последняя авиакомпания чувствовала, что может потерять Тихоокеанские острова и чартерный рынок в пользу NAC. [ нужна ссылка ]
История флота
[ редактировать ]Мощность поршня
[ редактировать ]
После Второй мировой войны NAC продолжал полагаться на довоенные самолеты с хвостовым колесом. Использовались как высокоскоростной двухмоторный 10-местный Lockheed Model 10 Electra, так и 15-местный Lockheed Lodestar, а также более медленный британский De Havilland Rapide/Dominie и одномоторный Fox Moth. Все три типа двухмоторных самолетов могли летать во всех аэропортах, в то время как Rapide и Fox Moth могли приземляться на отдаленных пляжах Западного побережья, а также на взлетно-посадочных полосах некоторых маяков . De Havilland Dominie действовал до 1963 года.

Douglas DC-3 был основным типом авиакомпании вплоть до середины 1960-х годов, и с течением времени их эксплуатировалось до 27 самолетов.
NAC управляла крупной сетью авиаперевозок, используя специальные грузовые самолеты DC-3 под маркой Freightair. Эти самолеты выполняли рейсы в аэропорты, не входящие в регулярную пассажирскую сеть, такие как Опотики, Мастертон, Александра и Роксбург.
В 1960-х годах 12 лучших планеров DC-3 «Douglas Liner» NAC были модернизированы. Это включало лучшую звукоизоляцию, новую внутреннюю отделку и установку окон большего размера. Это было ответом на конкуренцию на провинциальном рынке со стороны SPANZ , которая эксплуатировала DC-3, оснащенные большими двойными окнами Viewmaster. Модернизированные самолеты НАК получили торговую марку «Скайлайнеры». В 1954 году NAC обратился к правительству с просьбой поддержать развитие аэропортов, чтобы они могли эксплуатировать Convair 440 или елизаветинский авиалайнер. [ нужна ссылка ]
NAC продолжал использовать DC-3 до 1970-х годов. Кайкохе был окончательно исключен из пункта назначения в 1972 году. Пассажирские перевозки в Тимару и Оамару осуществлялись на самолетах DC-3, пока их взлетно-посадочные полосы не были заасфальтированы. Один «Skyliner» DC-3, переименованный в Waitaki, использовался для этой службы до декабря 1974 года.

В 1950-х годах NAC эксплуатировала одно трехопорное шасси авиалайнера с поршневым двигателем, de Havilland Heron 1. Будучи первыми четырьмя произведенными Heron, они имели фиксированное шасси вместо убирающегося шасси на более поздних моделях. Первоначально этот самолет использовался для обеспечения работы рейсов из пролива Кука в Веллингтон, пока аэропорт Ронготай восстанавливался . «Цапли» действовали в основном из Нельсона на Южном острове, а также в Бленхейм, Роторуа и Гамильтон. Их тяжелые двигатели вызывали усталость лонжерона крыла из-за использования легкого алюминиевого сплава. Стальные лонжероны были заменены, но с увеличением веса количество пассажиров снизилось до уровня ниже экономичного. De Havilland действительно предлагала Heron 2, что было значительным улучшением по сравнению с Heron 1, но оно не было принято. Heron ZK-BEQ использовался в качестве королевского самолета, когда королева Елизавета II и принц Филипп впервые посетили Новую Зеландию в 1953–54 годах.
Когда в 1957 году закрылся старый аэродром Ронготай, «Цапли» рассматривались для использования на маршруте Нельсон-Крайстчерч-Инверкаргилл, но вместо этого самолеты были проданы частным операторам. К тому времени флот NAC состоял только из DC-3 и Rapide/Dominies.
Последним типом авиалайнера с поршневым двигателем, который эксплуатировалась NAC, был арендованный Mt Cook Airline Britten Norman BN2 Islander ZK-MCD, который использовался в 1976–77 годах для выполнения рейсов по маршруту Окленд – Фангареи – Кайтайя. Это должно было позволить службам работать, в то время как взлетно-посадочная полоса Кайтайи с уплотненным гравием была закрыта для использования более тяжелыми самолетами. Островитянин использует альтернативную полосу травы. Он был перекрашен в «новую» красно-оранжевую цветовую схему Wings of the Nation.
Турбовинтовые
[ редактировать ]Викерс Виконт 807
[ редактировать ]
Новаторский самолет турбовинтовым двигателем с Vickers Viscount впервые появился в Новой Зеландии в 1953 году, когда ранняя модель -700 участвовала в гонках из Лондона в Крайстчерч . В 1954 году, после того как правительство Новой Зеландии поддержало развитие общенациональных аэропортов и пообещало завершить строительство аэропорта Веллингтона в 1958 году, NAC заказала четыре новых более крупных самолета серии 800.
Vickers Viscount 807 были представлены с 1958 года, первоначально было куплено три. Первый использовался в качестве учебного самолета и в течение года эксплуатировался один на маршруте Крайстчерч-Окленд и в Палмерстон-Норт, заменив еще незавершенный международный аэропорт Веллингтона. Услуги в Веллингтоне начались в следующем году, после того как год спустя была завершена капитальная реконструкция аэропорта Ронготай в Веллингтоне, к тому времени к первому присоединились еще два виконта. Услуги Данидину начались в конце 1962 года с покупки четвертого самолета в 1960 году, после закрытия аэродрома Тайери для авиалайнеров и открытия более крупного аэропорта Момона дальше по равнине Тайери .
Знаменитый эффект «Прыжка виконта» привел к увеличению количества пассажиров. Оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart , Viscount был на два поколения впереди DC-3. В 1966 году НАК купила подержанный самолет, модифицировав его до стандартов 807, в результате чего парк самолетов увеличился до пяти. Это открыло услуги виконта Гамильтону и Инверкаргиллу.
Vickers Viscount продолжал эксплуатироваться до тех пор, пока последний не был снят с производства в 1975 году, когда у типа «807» начал проявляться усталость лонжерона крыла. Конец эпохи виконта также реализовал желание NAC иметь парк самолетов из двух типов. В качестве замены были приобретены два дополнительных Боинга 737-200 (см. Ниже).
Пройдет еще двадцать лет, прежде чем естественный преемник виконта, ATR 72-200 , возьмет на себя основные провинциальные службы.

Для растущих провинциальных маршрутов это был построенный в Голландии 30-местный авиалайнер, который должен был стать настоящим преемником DC-3. Ближнемагистральный авиалайнер Fokker F27-100 идеально подходил для провинциальной сети NAC и, как и Viscount, был оснащен турбовинтовым двигателем Rolls-Royce Dart и оказался популярным. «Дружба» летала с 1956 года. Однако британское правительство попыталось заставить NAC купить аналогичный Handley Page Herald , напоминая своим новозеландским коллегам о возможных торговых тарифах, взимаемых при покупке «иностранных» самолетов. Самолет Herald, принадлежащий British European Airways, был доставлен в Новую Зеландию и принял участие в открытии реконструированного аэропорта Веллингтона, продемонстрировав воздушную демонстрацию с коротким полем и экстремальным маневрированием. Руководство BEA предложило оставить демонстрационный Вестник NAC на год для испытаний на предложенных маршрутах. [ нужна ссылка ] Правительство Новой Зеландии вмешалось, заявив, что самолет Fokker уже зарекомендовал себя, в то время как Herald все еще находился в режиме испытаний измененных силовых установок. Fokker F27 также оснащался двигателями Rolls-Royce, а большая часть его электронных и механических компонентов была произведена в Соединенном Королевстве, что сводило на нет тарифные ограничения. Таким образом, авиалайнер, построенный в Голландии, выиграл день и со временем получил крупный заказ.
«Дружба» начала службу, первый из них прибыл в конце 1960 года. Еще семь прибыли в 1961 году, открыв провинциальные турбовинтовые рейсы в Гамильтон, Нейпир, Нью-Плимут, Уонгануи, Нельсон, Бленхейм и Инверкаргилл. В основном они выполняли рейсы в региональные аэропорты с закрытыми взлетно-посадочными полосами, а также на главном магистральном маршруте рядом с Виконтами, выполняя рейсы в непиковое время, заменяя DC-3. Они открыли первые рейсы в новый аэропорт Момона в Данидине в 1962 году, пока движение не выросло настолько, чтобы использовать там виконтов. В 1973 году к флоту присоединились еще четыре подержанных самолета -100, а также были приобретены пять более крупных самолетов Fokker F27 Friendship Mk500, три новых и два подержанных. Цвета NAC вернутся в международную эксплуатацию на острове Норфолк, хотя и в соответствии с чартером Air New Zealand, с Модель Mk500, летящая по маршруту Окленд — остров Норфолк.
Friendships служил Новой Зеландии в течение тридцати лет, в последнее время находился в собственности Air New Zealand и постепенно приходил в упадок в течение 1980-х годов, прежде чем в 1990 году был выведен последний из флота.
Реактивная мощность
[ редактировать ]Еще в 1959 году, когда на вооружение поступили первые «Виккерсы Виконты», руководство НАК обсуждало, когда следует оснащать их чисто реактивными самолетами. В 1963 году NAC арендовала самолет de Havilland Comet 4 из Крайстчерча в Окленд, преодолев расстояние за 1 час 20 минут. Решение об оснащении реактивными самолетами было окончательно принято советом директоров НАК в 1965 году.
После объявления глобального тендера в шорт-лист вошли три двухдвигательных самолета: BAC 1-11 , Douglas DC-9 и Boeing 737 . Основным критерием выбора самолета-кандидата была способность безопасно прилетать и вылетать из уникального правого внутреннего контура гавани аэропорта Веллингтона. Когда руководство NAC предпочло новый самолет Boeing уже проверенному BAC 1-11, [ 3 ] Пробританское национальное правительство сразу же отклонило просьбу о выделении драгоценных средств и приказало NAC снова пересчитать свои суммы. NAC отклонил распоряжение правительства и заявил, что Boeing 737 лучше всего подходит для растущей сети. Авиакомпания была настолько уверена в себе, что Boeing обеспечил себе ранние места на производственной линии NAC.
NAC убедил правительство простой экономической логикой: три самолета 737-200 могут заменить четыре самолета BAC 1-11. В конце 1966 года было дано разрешение на покупку трех Боингов 737-200.

Первый Боинг 737, ZK-NAC, прибыл из Сиэтла через Гавайи и Фиджи в аэропорт Веллингтона в новой ливрее National Airways: полностью белый корпус, синие названия, красная чит-линия и яркий красный значок Godwit на хвосте. . С появлением ZK-NAD и ZK-NAE в 1968 году был введен полный спектр услуг на «главной магистрали» (Окленд – Веллингтон – Крайстчерч – Данидин). Позже в 1975 году это распространилось на Инверкаргилл, Пальмерстон-Норт и Гамильтон, поскольку было добавлено больше самолетов, включая ZK-NAM, который был прототипом Boeing 737-200, N1359B. Виконты были уволены, поскольку спрос на реактивные услуги вырос, и в качестве замены к флоту присоединились еще два Боинга 737.
NAC был одним из первых клиентов Boeing 737, первым за пределами США и Западной Германии. Некоторые незначительные технические изменения в 737 были внесены в течение первых нескольких лет развития этого типа. Это включало замену реверсивных подруливающих устройств двигателя над выхлопными трубами на более знакомый тип «ковша», который оставался на типе 737-200 до конца. Это также помогло снизить выбросы сажи у более ранней модели. В 1973 году компания Boeing изменила конфигурацию гидравлики и закрылков Боинга 737 и продала авиакомпании по выгодной цене последний Боинг 737-200 в исходном формате, став ZK-NAJ.
Региональные испытания реактивных самолетов
[ редактировать ]Боинг 737 вошел в регулярную эксплуатацию, когда NAC запустила небольшое исследование регионального самолета для замены Viscount. В их число входили российский Як 40, Fokker F28 «Fellowship» и все еще экспериментальный Hawker Siddeley HS146 . Когда страна впала в экономический спад, вызванный нефтяным кризисом 1973 года и вступлением Соединенного Королевства в Европейское экономическое сообщество , вызванное этим падение количества пассажиров вынудило NAC продать один из своих новых самолетов 737 всего через шесть месяцев эксплуатации. NAC незаметно отказалась от предложения по региональным самолетам, и было закуплено больше F27-500.
Список самолетов, эксплуатируемых НАК
[ редактировать ]Самолет | Представлено | Ушедший на пенсию | Замена | Примечания |
---|---|---|---|---|
Боинг 737-200 | 1968 | 1978 | Восемь самолетов. | |
Бриттен-Норман БН-2А Айлендер | 1976 | 1977 | Один самолет был арендован у авиакомпании Mount Cook Airlines . | |
de Havilland DH.60G Gipsy Moth | 1947 | 1947 | Один самолет эксплуатировался NAC с апреля по сентябрь 1947 года. Бывшая компания Union Airways. | |
de Havilland DH.83 Фокс Мотылек | 1947 | 1954 | Три самолета, бывшие компании Travel Air Ltd. | |
де Хэвилленд DH.86 Экспресс | 1948 | 1957 | Один самолет. | |
de Havilland DH.89A Dragon Rapide | 1948 | 1957 | Один самолет. | |
де Хэвилленд DH.89B Домини | 1947 | 1964 | Шесть самолетов, бывшая компания Travel Air Ltd. | |
де Хэвилленд DH.114 Херон 1B | 1952 | 1957 | Четыре самолета. | |
Дуглас DC-3 Дакота | 1947 | 1976 | Фоккер F27 Дружба | Двадцать девять самолетов. |
Фоккер F27-100 Дружба | 1960 | 1978 | Тринадцать самолетов. | |
Фоккер F27-500 Дружба | 1973 | 1978 | Пять самолетов. | |
Локхид Модель 10А Электра | 1947 | 1950 | Пять самолетов бывшей компании Union Airways. | |
Локхид Лодестар 18-56 | 1947 | 1952 | Тринадцать самолетов бывшего Union Airways. | |
Майлз Близнецы 1А | 1947 | 1948 | Один Gemini принадлежал НАК. | |
Короткий Сандерленд Mk III | 1947 | 1952 | Три летающие лодки «Сандерленд» эксплуатировались NAC на рейсе из Окленда в Суву с 1947 по 1952 год. | |
Викерс Виконт 807 | 1958 | 1975 | Боинг 737 | Пять самолетов. |
Список выживших флота
[ редактировать ]Экс-NAC Dragon Rapides, Fox Moths и DC-3 по-прежнему летают в руках частных и чартерных операторов. Ниже приведен список известных уцелевших самолетов NAC.
Тип | Регистрация | Имя | Местоположение/Оператор | Примечания |
---|---|---|---|---|
Боинг 737-200 | ЗК-НАД | Пукеко | Шарлотта, Северная Каролина | Первый Боинг 737 на вооружении NAC. Последний раз использовался как тренировочный Халк. Мысль отменили в 2016 году. Найден нетронутым в конце 2017 года во время кампании по сохранению в Новой Зеландии. [ 4 ] |
de Havilland DH.83 Фокс Мотылек | ЗК-АСП | Мимиро | Центр авиационного наследия Кройдона, Мандевиль | Ранее ЗК-АДИ. НАК с 1948 по 1953 год. В настоящее время ЗК-АДИ. [ 5 ] |
de Havilland DH.89A Dragon Rapide | ЗК-АХС | Домашний питомец | MOTAT , Auckland | Ранее назывался Cook Strait Airways ZK-AGT Neptune . |
de Havilland DH.89A Dragon Rapide | ЗК-АЛБ | Тикака | Новый Южный Уэльс , Австралия | В настоящее время VH-UTV. |
де Хэвилленд DH.89B Домини | ЗК-АКЫ | Вода | Центр авиационного наследия Кройдона, Мандевиль | [ 6 ] |
де Хэвилленд DH.114 Херон 1B | ЗК-ББМ | Тьма | Музей классических флаеров , Тауранга | Буксируемый. |
Дуглас DC-3 Скайлайнер | ЗК-АПК | Свинья Коллекционер |
Шеннон , Манавату-Уонгануи | Ливрея Mangaweka Adventure Company, –2021 г. Переехал в Шеннон на ремонт. [ 7 ] |
Дуглас C-47B Skytrain | ЗК-АКП | Рейтинг | Округ Ли, Флорида | Ранее RNZAF NZ3538. НАК Фрейтэр, 1947–66. В настоящее время Н146РД переоборудован в турбовинтовой. Используется для борьбы с комарами. |
Дуглас DC-3 Скайлайнер | ЗК-АВП | Танец Официант |
Эйр Чатемс Лимитед | В эксплуатации, перекрашен в ливрею NAC с конца 2019 года. |
Дуглас DC-3 Скайлайнер | ЗК-ББЖ | Филиппины Гисборн |
Картинг в Момбасе, Кения | Ранее RNZAF NZ3552. НАК Пирипири , 1953–64, и Гисборн , –1970. Альпийские вертолеты, –1972. Fieldair Freight и Morris Catering для ООН , 1993–95. Заброшенный, аэропорт Момбасы, –2021 г. Картинг Момбасы для ресторана. [ 8 ] Разрушен пожаром из-за скачка напряжения в апреле 2024 года. [ 9 ] |
Дуглас DC-3 | ЗК-БКД | Котаре | Бар Smash Palace, Гисборн | Ранее Австралийские национальные авиалинии . Первый DC-3 на туристической компании Маунт-Кук и Южных озер службе . |
Дуглас DC-3 Скайлайнер | ЗК-БКК | Нет Нью-Плимут |
MOTAT , Auckland | |
Фоккер F27-100 Дружба | ЗК-BXG | Кеа | Ферримид , Крайстчерч | Неполный. |
Фоккер F27-100 Дружба | ЗК-ВХХ | Коропио | Национальный музей транспорта и игрушек , Ванака | Air New Zealand . Ливрея Тренер по кабине в Крайстчерче в течение нескольких лет после службы. |
Фоккер F27-100 Дружба | ЗК-BXI | Котаре | Музей авиации, острова Чатем | Неполный. |
Фоккер F27-100 Дружба | ЗК-НАХ | Каватере | Авиодром , Лелистад | В настоящее время PH-FHF в ливрее NLM CityHopper . [ 10 ] |
Викерс Виконт 807 | ЗК-БРФ | Город Крайстчерч | Ферримид , Крайстчерч | На носовой двери шасси правого борта нарисован небольшой трилистник. [ 11 ] |
Униформа
[ редактировать ]В 1965–66 годах Барбара Пенберти из Окленда была первой новозеландкой, разработавшей униформу авиакомпании. Созданный в качестве отхода от «единого образа», это был модный костюм-двойка и блузка с подходящим пальто и шляпой. Ткань представляла собой полностью шерстяную баратею, окрашенную в цвет под названием «золотое облако», специально созданный для NAC; имя, под которым стала известна униформа. Перед выполнением обязанностей на борту самолета пиджак снимали. Блузка состояла из рукавов три четверти, плиссированной панели спереди, трех декоративных жемчужных пуговиц на шее и двойных манжет с жемчужными запонками. Новый значок на шляпе персонала NAC из 9-каратного золота, разработанный сотрудниками NAC, обрамлял символ веренца NAC в круг. Отказавшись от тесьмы на рукавах, звания затем обозначались количеством маленьких серебряных звездочек на полосе знака отличия куртки, также разработанной сотрудниками авиакомпании. Чулки были цвета, специально созданного для униформы, и назывались «циррус». Шляпу, созданную новозеландской модисткой, прозвали «горчичным горшком». [ 12 ] [ 13 ]
Один из самых запоминающихся нарядов авиакомпании был разработан Бэбсом Радоном (Барбара Пенберти) в 1970 году в ярких цветах, чтобы привлечь молодых пассажиров. Униформа состояла из четырех платьев разного цвета, дополненных красной или зеленой курткой и соответствующей шляпой. Два белых платья, контрастно отделанные красным и зеленым на шее и петельке спереди, а также зеленое и красное платье с белой отделкой были полуприлегающими к юбке слегка трапециевидной формы и короткими рукавами. Темно-синее верхнее пальто из новозеландской шерсти, полуприлегающее однобортное платье с золотыми и медными пуговицами, носилось с белым галстуком. Хозяйка могла надеть униформу с туфлями разных оттенков или белыми сапогами в тон. [ 14 ] [ 15 ]
После консультаций с хозяйками и трех лет разработки комитетом, в который входили три хозяйки и специалисты швейной промышленности, в ноябре 1976 года NAC представила новую всесезонную униформу для хозяйк, состоящую из шести основных частей. чтобы обеспечить владельцу индивидуальное разнообразие и соответствие климатическим условиям: базовое белое платье-рубашка из полиэстера и хлопка с набивным красно-синим ярким узором «гусиные лапки» , темно-синий уличный сарафан из моющейся шерсти двойной вязки. трикотаж прямого покроя , красный джемпер из овечьей шерсти с белой полосой на воротнике и манжетах, темно-синие брюки , темно-синяя короткая куртка , темно-синий сшитый на заказ пиджак , а также красный, синий и белый берет для использования в походных условиях. Классическое темно-синее пальто, двубортное, удлиненное до середины икры, было сохранено. Смягченные правила униформы разрешали хозяйкам носить кольца, небольшие серьги и серебряное, золотое или жемчужное ожерелье. [ 13 ] [ 16 ]
-
Летняя форма хозяйки НАК, 1959 год.
-
Зимняя форма хозяйки НАК, 1959 год.
-
Униформа хозяйки НАК, Золотое Облако , 1965 г.
-
Униформа хозяйки НАК, 1970 г.
-
Комбинации униформы NAC Hostess, 1976 г.
Другие интересы
[ редактировать ]Бэй оф Пленти Эйруэйз
[ редактировать ]NAC предприняла редкую попытку вторгнуться в малый авиационный бизнес, купив в сентябре 1961 года одну треть акций базирующейся в Тауранге Bay of Plenty Airways . Это был единственный случай, когда NAC инвестировала в другую пассажирскую авиакомпанию, но по иронии судьбы это произошло за два месяца до трагической потери авиакомпанией своего Aero Commander на горе Руапеху. Это непосредственно привело к упадку Bay of Plenty Airways. [ 17 ] Вскоре после этого NAC сразу взял на себя управление маршрутом Веллингтон – Тауранга.
Маунт Кук: авиалинии
[ редактировать ]В 1961 году NAC заключила соглашение с авиакомпанией Mount Cook Airlines, ориентированной на туристические маршруты, предлагая некоторые из своих легких маршрутов как на Северных, так и на Южных островах до горы Кук, при этом последняя авиакомпания держалась в стороне от основных магистральных и более крупных маршрутов из центра провинции. Одним из таких маршрутов был рейс DC-3 из Крайстчерча в Тимару и Оамару в 1966 году. NAC также предоставила Mount Cook «гарантирующую» поддержку, когда авиакомпания приобрела свой первый авиалайнер Hawker Siddeley HS 748 , а затем De Havilland Twin Otter . В 1973 году NAC приобрела минорный пакет акций Mount Cook Group , материнской компании Mount Cook Airlines; Air New Zealand позже поглотит эту долю, когда авиакомпании будут объединены в результате слияния.
Безопасный воздух
[ редактировать ]
В сентябре 1972 года NAC приобрела 100% акций грузовой компании Safe Air Limited , ранее известной как Straits Air Freight Express Limited (SAFE), основанной в 1951 году, с приобретением 94% акций Air Holdings Limited. [ 18 ] Авиакомпания эксплуатировала самолеты Bristol Freighter и Armstrong Whitworth Argosy . Это должно было продолжаться как отдельная компания, базирующаяся в Бленхейме .
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Крушение грузового самолета NAC
[ редактировать ]NAC потерпел свою первую авиакатастрофу со смертельным исходом 9 августа 1948 года, когда грузовой самолет DC-3 ZK-AOE Parera разбился над Порт-Андервудом, унеся жизни командиров Мердо МакЛауда и RJRH «Дики» Макгилла. DC-3 вылетел из аэропорта Вудборн недалеко от Бленхейма обычным грузовым рейсом, направлявшимся в Парапарауму, и вошел в облако, врезавшись в Скрэгги-Ридж. В отчете о катастрофе подчеркивалось отсутствие радионавигационного оборудования. На хребте остались некоторые обломки. [ 17 ]
Электра крушение
[ редактировать ]23 октября 1948 года самолет NAC Lockheed Model 10 Electra ZK-AGK Kaka разбился на юго-западных склонах горы Руапеху в центре Северного острова Новой Зеландии во время полета в облаках. Самолет летел из Пальмерстон-Норт в Гамильтон, но сбился с курса после пролета над Уонгануи и столкнулся с горой, в результате чего погибли все тринадцать человек на борту. Обломки были обнаружены через неделю недалеко от вершины. Авария подчеркнула отсутствие в то время в Новой Зеландии аэронавигационных радиомаяков.
Крушение Лодестара
[ редактировать ]18 марта 1949 года самолет NAC Lockheed Lodestar ZK-AKX Keruru разбился в горах Тараруа недалеко от Вайканаэ при подходе к аэропорту Парапарауму в конце рейса из Окленда, в результате чего погибли все 15 человек на борту. Считалось, что пилот потерял ориентацию в условиях низкой облачности. В очередной раз вину возложили на отсутствие навигационных радиомаяков в Новой Зеландии. [ 17 ] Эта катастрофа была самой страшной авиационной катастрофой в Новой Зеландии до крушения на полигоне Каймаи в 1963 году. Обломки до сих пор остаются на месте крушения, за исключением хвостовой части, которая была восстановлена неповрежденной в 1988 году и доставлена в Музей ВВС в Виграм Эйр. Военная база в Крайстчерче, Новая Зеландия, завершает восстановление Lockheed Hudson NZ2013 для статической демонстрации.
Аварийная посадка на пляже Раумати
[ редактировать ]22 мая 1954 года самолет NAC Douglas DC-3 ZK-AQT Piere, выполнявший рейс 152 из Крайстчерча, совершил аварийную посадку на Кохутухуту-роуд в прибрежном поселке Раумати-Бич при подлете к аэропорту Парапарауму на коротком финале . Из 26 человек, находившихся на борту, выжили 23. Пилот, капитан Билл Петтет, сумел открыть пассажирскую дверь до того, как огонь достиг ее. Трое несопровождаемых малолетних детей погибли. Впоследствии NAC было приказано иметь стюардессу на борту всех рейсов DC-3 с детьми до 12 лет без сопровождения. Авария произошла из-за нехватки топлива, сработал неправильный выключатель топливопровода. Двигатели не запустились, самолет врезался в макрокарпы и рухнул на дорогу под домом доктора Стивенсона-Райта. Чудом фюзеляж остался прямо посреди дороги без дальнейшего столкновения, но обломок загорелся. Доктор и его посетители побежали на помощь пассажирам, и все, кроме младенцев, вышли относительно невредимыми. Доктор и его посетители наслаждались перерывом на кофе, глядя на море, когда увидели самолет, направлявшийся прямо к ним. Их спасли деревья. [ 19 ]
Деревенская катастрофа
[ редактировать ]3 июля 1963 года самолет NAC Douglas DC-3 во время полета в облаках и турбулентности врезался в хребты Каймаи на Северном острове Новой Зеландии. Самолет летел из Венуапай , Окленд, в Таурангу . Самолет врезался в вертикальную скалу после сильного нисходящего потока . Самолет также мог начать раннее снижение, когда пилоты не знали об истинном положении самолета. Все 23 человека, находившиеся на борту, погибли. Обломки остались на склоне холма, а рядом с ними находится небольшая мемориальная пирамида. [ 20 ] [ 21 ]
Другие инциденты
[ редактировать ]- 19 апреля 1948 года самолет Lockheed Model 10 Electra ZK-AGJ Kahu, выполнявший рейс Мангере – Тауранга – Гисборн, попал под внезапный сильный шквал за несколько мгновений до приземления в Тауранге. Внезапный ливень заставил «Электру» оказаться в лагуне перед порогом взлетно-посадочной полосы. Пассажиры не пострадали; ZK-AGJ, однако, был списан как неэкономичный в ремонте.
- 24 февраля 1949 года самолет Lockheed Model 10 Electra ZK-ALH Korere приземлился в Гамильтоне во время прямого рейса из Окленда в Роторуа. Ходовая часть рухнула, в результате чего «Электра» заскользила по аэродрому и остановилась. Пассажиры были скорее ошеломлены, чем потрясены, и продолжили полет на автобусе.
- 14 января 1950 года самолет NAC de Havilland DH89B Dominie ZK-ALC Tiora готовился к взлету с аэродрома Роторуа, когда встречный выстрел левого двигателя зажег сухую траву под самолетом. Пилот самолета, командир Билл Рэйнбоу, и пассажиры вышли из самолета, оставив правый двигатель работать, пока наземные бригады пытались потушить пожар. Однако было уже слишком поздно, и к моменту прибытия пожарной бригады Роторуа им удалось только разгладить обломки. ZK-ALC был полностью уничтожен вместе с багажом пассажиров.
- 12 ноября 1958 года новый Vickers Viscount ZK-BRD City of Wellington случайно приземлился в Венуапай, когда капитан «Джонни» Уокер, второй пилот капитана Питера Мэтисона, выбрал рычаг поднятия шасси вместо полного поднятия закрылков. «Виконт» вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы на мягкую траву. Пассажиры были потрясены, самолет получил умеренные поверхностные повреждения, но был отремонтирован к рождественскому сезону в декабре.
- 16 октября 1961 года у Fokker F27-100 Friendship ZK-BXB Kotuku , в момент посадки пассажиров и экипажа в аэропорту Инверкаргилл, произошла поломка ходовой части из-за убирающейся левой опоры. Наземная команда едва успела снять предохранительный штифт, как нога втянулась. Выяснилось, что селекторный клапан ходовой части вышел из строя.
- 17 февраля 1963 года виконт ZK-BWO города Данидин, выполнявший рейс из Окленда, испытал сдвиг ветра незадолго до приземления в Веллингтоне. Ближе к концу захода на посадку он вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы на южном конце Моа-Пойнт-роуд, ни один из 37 пассажиров и четырех членов экипажа не пострадал. Самолет подняли на поверхность и заменили пропеллеры.
- 13 июля 1974 года у Fokker F27-100 Friendship ZK-NAF Коримако во время полета из Крайстчерча в Пальмерстон-Норт возникла неисправность шасси правого борта. Капитан решил приземлиться в Веллингтоне, где шасси обрушилось ближе к концу захода на посадку. Самолет получил незначительные повреждения и вскоре был возвращен в строй. Это был последний инцидент с самолетом, находящимся в собственности НАК. [ 17 ]
Последние годы
[ редактировать ]В 1975 году авиакомпания представила новую ливрею «NAC Wings of the Nation» - двухцветную оранжевую цветовую схему с медальоном «Godwit» на оранжевом хвостовом плавнике. Самолеты Air New Zealand DC-10 или DC-8 часто нанимались для перевозки растущего числа отдыхающих, что привело к идее покупки более крупного Boeing 727-200. Это также позволило бы авиакомпании бросить вызов Air New Zealand на маршрутах Транс-Тасман и Тихоокеанских островов. Boeing предложил выкупить три оригинальные модели 737 NAC в качестве обмена, чтобы снизить затраты на покупку, и обратился к NAC с предложенным на тот момент семейством B757/767, открывая новые рынки. Макдоннелл Дуглас также присоединился к NAC с предложением DC-10, что возобновило дебаты о слиянии в правительстве Новой Зеландии.
В конце концов, именно Air New Zealand оказалась под угрозой со стороны авиакомпании внутреннего рынка, и правительство приняло меры. [ 22 ]
Слияние
[ редактировать ]
1 апреля 1978 года, после тридцати одного года работы, NAC объединилась с Air New Zealand и образовала внутреннее подразделение авиакомпании. Крайне непопулярное решение объединить авиакомпанию с Air New Zealand было неизбежным; [ 23 ] до полного дерегулирования отрасли коммерческой авиации в Новой Зеландии оставалось еще восемь лет. Парк НАК на момент объединения состоял из 26 самолетов:
Самолет | Общий |
---|---|
Боинг 737-200 | 8 |
Фоккер F27-100 | 13 |
Фоккер F27-500 | 5 |
Окраска хвоста Godwit была спешно заменена гибридным названием Air New Zealand и схемой хвоста Koru , по-прежнему использующей двухцветные оранжевые окончательные цвета NAC. Маленькие символы Godwit были размещены под боковыми окнами кабины как связь с прошлым. Они дожили до эпохи полного перекрашивания бирюзового цвета, но к 1990-м годам их закрасили.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Закон о национальных воздушных трассах Новой Зеландии 1945 года (Закон 28). 1945 год.
- ^ «Всемирный справочник авиакомпаний 1975 года» . Flightglobal.com. 20 марта 1975 года . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ «Новая Зеландия | озеро Мичиган | воздушные линии | 1965 | 2974 | Архив полетов» . Flightglobal.com. 9 декабря 1965 года . Проверено 16 октября 2012 г.
- ^ «Наш самолет» . Верните наших птиц домой . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ "RNZAF de Havilland DH.83 Fox Moth NZ566" . Серии АПД . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ "de Havilland 89 Dragon Rapide/Dominie "Tui" " . Кройдонский центр авиационного наследия . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Митчелл, Пол (12 мая 2021 г.). «Город теряет «сердце» после того, как культовый самолет сняли на ремонт» . Вещи . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Гранвилл, Алан (6 декабря 2021 г.). «Спасенный из свалки: новая жизнь для ZK-BBJ, заброшенного кусочка истории авиации Новой Зеландии» . Вещи . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Гранвилл, Алан (18 апреля 2024 г.). «Часть истории авиации Киви уничтожена пожаром в Кении» . Вещи . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ «Коллекция Джека МакКиллопа» . 1000 фотографий самолетов . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ «Виконт c/n 283» . Сеть Викерс Виконт . Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ «Новый образ хозяйки» . Пресса . Том. 1061, нет. 31103. 5 июля 1966. с. 2 – через PapersPast.
- ^ Jump up to: а б Кейт, Майкл (15 февраля 2016 г.). «Высокая мода» . Оклендский музей . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ «Новая униформа хозяйки» . Пресса . Том. 110, нет. 32486. 22 декабря 1970 г. с. 6 – через PapersPast.
- ^ «Четыре платья на все времена» . Пресса . Том. 111, нет. 32689. 19 августа 1971. с. 12 – через PapersPast.
- ^ «Скоро выйдет новая униформа NAC» . Пресса . 9 октября 1976 г. с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д Во, Ричард; Лейн, Питер; МакКоннелл, Грэм (2007). NAC: Иллюстрированная история Национальной авиакомпании Новой Зеландии, 1947–1978 гг . Окленд: Благотворительный фонд Кинастон; компании Craig Printing Co. ISBN 9780473120009 .
- ^ «NAC покупает акции Safe Air» . Пресса . Том. 112, нет. 33016. 8 сентября 1972 г. с. 3.
- ^ Отчет NZCAA 1955 г. | Летняя авария NAC
- ^ Отчет общественного расследования обстоятельств происшествия с гражданским самолетом с участием National Airways Corporation DC-3 ZK-AYZ на хребте Каймаи 3 июля 1963 г., № 25/3/1338. (Веллингтон, Новая Зеландия) Правительственная типография, 1963 г.
- ^ «Авиация самолета ASN Douglas DC-3C (C-47B-15-DK) ZK-AYZ Mt. Ngatamahinerua» . Aviation-safety.net. 3 июля 1963 года . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Холмс, Ноэль (1982). Летать на столе: сэр Джеффри Робертс, отец авиации Новой Зеландии (1-е изд.). Веллингтон: Рид. ISBN 0589014218 .
- ^ Аймер, Питер (2000). «11. Две авиакомпании или одна?». Крылья нации: история Новой Зеландии National Airways Corporation 1947–1978 гг . Буш Пресс. ISBN 0908608861 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аймер, Питер (2000). Крылья нации: история Новой Зеландии National Airways Corporation 1947–1978 гг . Буш Пресс. ISBN 0908608861 .
- Александр, Рональд Тревор (1968). Высокие приключения...от воздушных шаров до боингов в Новой Зеландии . Национальная авиационная корпорация Новой Зеландии.
- Литтл, Пол (2014). Фаррелл, Дженни (ред.). Air New Zealand: празднование 75-летия . Окленд: Bauer Media Group . ISBN 9780473302511 .
- Филлипс, Дэвид; Во, Ричард (1998). Во, Ричард Дж. (ред.). Electra Flying: Lockheed 10 Electra в Новой Зеландии и новаторство в области основной магистральной воздушной службы . Комитет проекта Электра 1998. ISBN 0473053667 .
- Шиэн, Пол (2003). Самолеты авиакомпании Air New Zealand и ее дочерних компаний с 1940 года . Веллингтон: Транспресс. ISBN 0908876246 .
- Во, Ричард; Лейн, Питер; МакКоннелл, Грэм (2007). NAC: Иллюстрированная история Национальной авиакомпании Новой Зеландии, 1947–1978 гг . Окленд: Благотворительный фонд Кинастон; компании Craig Printing Co. ISBN 9780473120009 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еженедельный обзор № 344: Перемена (Кинохроника). Веллингтон: Национальное киноотделение Новой Зеландии. 1948 год . Проверено 12 сентября 2022 г.
- Skyways South (Кинохроника). Веллингтон: Национальное киноотделение Новой Зеландии. 1956 год . Проверено 12 сентября 2022 г.
- Съемки фильма «Воздух-воздух» авиалайнера NAC Boeing 737 (кадры). 1974 год . Проверено 12 сентября 2022 г.
- Последний полет НАК (Видео). 31 марта 1978 года . Проверено 12 сентября 2022 г.
- Маквей, Брита (режиссер/продюсер); Престон, Гэйлин (продюсер) (2002). Кофе, чай или я?: Удивительная история недооцененной троллейбусной тележки (документальный фильм). Новая Зеландия: Gaylene Preston Productions . Проверено 9 января 2023 г.
- «История компании Air New Zealand» . Эйр Новой Зеландии . 2007. Архивировано из оригинала 17 октября 2007 года - через Интернет-архив.
- «НАК Тур» . Новозеландские боевые птицы . 10 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 г. - в Интернет-архиве.
- Национальная авиационная корпорация Новой Зеландии
- Эйр Новая Зеландия
- Авиакомпании прекратили свое существование в 1978 году.
- Авиакомпании созданы в 1947 году.
- Несуществующие авиакомпании Новой Зеландии
- Государственные компании Новой Зеландии
- Слияния и поглощения 1978 г.
- Закрытие 1978 года в Новой Зеландии
- Компании, базирующиеся в Веллингтоне
- Новозеландские компании, основанные в 1947 году.
- Новозеландский дизайн