Сельма Курц
Сельма Курц | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 10 мая 1933 г. | (58 лет)
Занятие | Оперное сопрано |
Супруг | |
Дети | Дезире Хальбан ( р. 1912) Джордж Халбан ( р. 1915) |
Сельма Курц (15 октября 1874 — 10 мая 1933) — австрийское драматическое колоратурное сопрано , известное своей блестящей колоратурной техникой.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сельма Курц родилась в Бельско-Бялой в очень скромной еврейской семье, в которой было одиннадцать детей. Она выросла в Белице . Еще девочкой ее отвели в женский монастырь, чтобы выучиться на швею. Монахини быстро открыли для себя красоту ее голоса, и она также часто пела в местной синагоге.
Эти обстоятельства побудили местных жителей собрать немного денег, чтобы она могла поехать в Вену и пройти прослушивание у профессора Генсбахера, известного преподавателя вокала, который не преподавал женщинам, но писал важные рекомендательные письма. Таким образом, маленькая Сельма получила возможность посетить внушительный замок Тотис, венскую резиденцию в деревне , известного мецената графа Николаса (Миклоша) Эстерхази де Галанта, который согласился оплатить ее уроки у другого выдающегося педагога по вокалу, Йоханнеса Ресса. .
После того как ее карьера сложилась, Курц консультировалась у таких всемирно известных преподавателей вокала, как Жан де Решке в Ницце и Матильда Маркези в Париже, а также у сопрано Фелиции Кашовской, хорошо известной в Вене; но она всегда называла себя прежде всего ученицей Ресса.
Карьера
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Впервые ее услышали в Вене на студенческом концерте учеников Ресса 22 марта 1895 года. Она получила хорошие отзывы и предложения из многих оперных театров, особенно из провинциальной Германии, которые всегда искали новые таланты. Она дебютировала в главной роли в Амбруаза Тома опере «Миньон» в Гамбургском городском театре 12 мая 1895 года. Она выступала там и во Франкфурте-на-Майне в течение следующих четырех сезонов, исполняя разнообразные роли, в том числе Евдокси в « Галеви » Иудейке . Элизабет в и » Вагнера «Тангейзере « Бизе » Кармен .
Вена
[ редактировать ]Густав Малер , музыкальный руководитель Венской императорской и королевской придворной оперы, услышал Курц во Франкфурте в конце 1898 года и попросил ее пройти к нему прослушивание. Он немедленно предложил ей контракт, и 3 сентября 1899 года она дебютировала в театре, который стал ее творческим и духовным домом, также как Миньон.
Ее успех в Вене был стремительным и полным и длился до конца ее музыкальной карьеры, тридцать лет спустя. Сам Малер, услышав ее идеальную трель и чудесно поставленные высокие ноты в арии Леоноры IV акта в «Трубадоре» , предложил ей изучить репертуар Хохколоратура Хофопера , в котором она станет примадонной ассолюта .
Режиссер придворной оперы заботливо познакомил ее с этим репертуаром, дав ей спеть Розину (в «Севильском цирюльнике» ), пажи Урбена в «Гугенотах» и Оскара в «Бале-маскараде» , Джульетту и Марту; но вскоре она перешла к Эльвире в «Эрнани» , «Лакме» , «Констанце», «Гильде», «Виолетте» (в «Травиате» ) и, наконец, что не менее важно, к «Лючии ди Ламмермур» .
Малер влюбился в Сельму, и весной 1900 года у них случился короткий роман. Но Придворная опера не разрешила своим членам заключать браки между собой, и Сельма решила продолжить карьеру.
Именно легендарное пение Курц в возрожденном в 1903 году «Бале-маскараде» Малера , а также в Гольдмарка » «Царице Савской закрепило ее огромную популярность среди венской публики. (В роли Астарот в «Царице Савской», возможно, ее самой известной роли, она очаровывала публику своим вокалом так называемого Локруфа или «Зова сирены») . («Императорская и королевская придворная певица») в возрасте 29 лет. После этого она часто бывала в гостях у императора Австрии Франца Иосифа I , всегда преданного поклонника ее искусства.
На продолжавшихся в течение года фестивалях Моцарта , организованных в честь 150-летия композитора, Курц пел Фьордилиджи в опере «Так все» в 1905 году и Констанце в «Die Entführung aus dem Serail» год спустя. Также в 1906 году по случаю нашумевшего гала-концерта Карузо она пела Джильду в «Риголетто» с Титтой Руффо в главной роли. Это было единственное появление Руффо в Вене.
Хотя она имела большие успехи в колоратурных партиях, Курц не пренебрегала и своим лирическим репертуаром. Действительно, из 992 представлений, которые она дала в Венской Хофопере (позже Государственной опере), более 100 будут посвящены Мими в опере Пуччини « Богема ». этого композитора Она также создала «Мадам Баттерфляй» для Вены (1907), а также партию Саффи в » Иоганна Штрауса ( «Цигеунербароне 1910).
Она пела Татьяну ( «Евгений Онегин» ) и Софи ( «Кавалер розы» ) в 1911 году и, в один из самых ярких моментов своей венской карьеры, создала «Цербинетту» на мировой премьере второй версии « Рихарда Штрауса » Ариадны на Наксосе 4 февраля. Октябрь 1916 года. Она 36 раз пела Цербинетту в Вене.
В Вене она пела все мыслимые партии: от и » Чайковского «Иоланты «Эльзы» Вагнера (в «Лоэнгрине» ) и Зиглинды (в «Валькирии» ) до Маргариты в Гуно » «Фаусте , Массне » «Манон , фрау Флут в Николая « Веселых женушках» . Виндзор и Розалинда в опере Иоганна Штрауса II « Летучая мышь» . После Мими в «Богеме» ее наиболее часто слышимыми ролями были Джильда, Виолетта и Трубадур Леонора.
Ее последнее выступление в большом театре на Рингштрассе , где столько ее триумфов приветствовалось двумя поколениями любителей оперы со всей Европы и мира, состоялось 12 февраля 1927 года. Это выступление в роли Розины в « Цирюльнике» Севилья завершила одну из самых блестящих оперных карьер ХХ века.
Ее последнее публичное появление произошло в сентябре 1932 года во время крещения эрцгерцога Стефана (1932–1998), сына эрцгерцога Антона и принцессы Румынии Илеаны. Хотя Императорская и Королевская Каммерзенгерин Моцарта уже была смертельно больна, она спела «Ridente la Calma» и Баха-Гуно «Аве Мария» в знак уважения к бабушке ребенка, королеве Румынии Марии , которая долгое время была его близким другом. Она умерла девять месяцев спустя.
Ее карьера за пределами Вены
[ редактировать ]С самого начала Сельма Курц была широко известна по всей Европе, и она успешно выступала как в опере, так и на концертах в Большой опере в Париже, Княжеской опере в Монте-Карло , Риме, Зальцбурге, Варшаве, Праге, Будапеште, Амстердаме, Остенде, Бухаресте и других городах Европы. Каир.
В Лондоне ее впервые услышали в мае 1904 года в «Риголетто» с Энрико Карузо и Морисом Рено . Затем она спела своего знаменитого пажа «Оскар» в «Бале-маскараде » с Джанниной Русс , Карузо, Антонио Скотти и Марселем Журне .
В следующем году она снова спела «Бал-маскарад» с Карузо и Марио Саммарко , а также другую свою любимую роль, Урбена в «Гугенотах» , вместе с Эмми Дестинн , Карузо, Скотти, Журне и Кларенсом Уайтхиллом . Гуно Она также появилась в «Ромео и Джульетте» вместе с «Ромео» Шарля Дальмореса . она также повторила В эти два сезона колоратурных успехов свою Элизабет в «Тангейзере » с Карелом Бурианом в главной роли.
В 1907 году ее снова услышали в Ковент-Гардене , на этот раз в Люсии ди Ламмермур , с Алессандро Бончи в роли Эдгардо. Она повторила «Риголетто» (с Бончи и Саммарко) и «Бал-маскарад» (с Амедео Басси ) и добавила Каталани » «Лорелей , очевидно, средство передвижения Басси. Затем ее не слышали в Королевской опере до 1924 года, когда она спела «Богему» и «Травиату» . Ее выступления в Лондоне были чрезвычайно успешными, несмотря на враждебность всемогущей Нелли Мельбы , столь же укоренившуюся в Ковент-Гарден, как Курц был в Вене.
Сельму Курц неоднократно приглашали выступать в США и она получила несколько заманчивых предложений от Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Ничто из этого не смогло увести ее так далеко от Вены и ее семьи. И только в 1921 году она наконец отплыла в Новый Свет, выступив один раз на концерте на Нью-Йоркском ипподроме . Это должен был быть первый концерт длительного тура, но она сразу заболела (возможно, у нее случился сердечный приступ), и тур отменили. Она немедленно вернулась в Вену, где ей пришлось долго выздоравливать, прежде чем она смогла вернуться к выступлениям с голосом, который, по всеобщему мнению, никогда не был прежним.
Последние годы
[ редактировать ]В 1910 году Сельма Курц вышла замуж за гинеколога Йозефа Хальбана (1876–1937), профессора Венского университета, который позже был посвящен в рыцари австрийским императором, став Риттером Йозефом фон Хальбаном. От него у нее было двое детей, Дезире (1912–1996) и Георг (1915–1998). «Дези» Хальбан стала концертным сопрано, записавшим, помимо прочего, с Малера Четвертую симфонию Бруно Вальтером . В 1937 году она вышла замуж за голландского арт-дилера Жака Гудстиккера . [1] Несмотря на всегда слабое здоровье, Сельма фон Хальбан-Курц вела особенно счастливую семейную жизнь в своем роскошном доме в Вене, пока в 1929 году она не заболела раком. После борьбы с этой болезнью она умерла 10 мая 1933 года в Вене.
Именно муниципальные власти настояли на том, чтобы великие императорские и королевские камергерины были похоронены в прекрасном месте на Центральном кладбище, Центральном кладбище, где похоронены великие сыновья и дочери Вены. Там она лежит, недалеко от Моцарта , Бетховена , Шуберта и Брамса .
Признательность
[ редактировать ]Сельма Курц была очень красивой женщиной ростом 1,6 м, хрупкой и нежной. Ее появление на сцене и игра были привлекательными и очень хорошо принятыми. Она могла свести публику с ума своими длинными трелями. Люди даже приходили с секундомерами, чтобы определить, что время было «хотя бы на секунду дольше, чем вчера». [2] Таубера В записи 1907 года «Der Vogel im Walde» : [3] трель длится 24 секунды.
«Сельма Курц — одна из величайших колоратурных сопрано всех времен. Ее легкое мастерство сложных партий, свобода вкуса стиля, но, прежде всего, ее бесконечные несравненные трели невозможно переоценить, и ею до сих пор можно восхищаться на компакт-дисках». . [4]
Записи
[ редактировать ]Сельма Курц оставила более 150 записей на 78 об/мин. Первые были сделаны для Эмиля Берлинера в 1900 году. За ними последовали диски Zonophone и Gramophone & Typewriter Company , датированные 1901–1906 годами. Затем в 1907–1914 годах она сделала длинную серию для HMV (ныне EMI ). Это, безусловно, лучшие из ее записей, передающие привлекательность ее тона и исключительную ловкость ее вокальной техники. Примерно в 1910 году она записала три цилиндра для компании Эдисона . После Первой мировой войны она записывалась для Deutsche Grammophon / Polydor в 1923–24. Это успешная серия пластинок, хотя она и фиксирует снижение голоса. В 1924–25 годах она снова записалась для HMV, который даже сделал несколько электрических записей ее пения, в том числе замечательную версию «Зова сирены» из «Царицы Савской » с ее фирменной трелью.
Она записала ряд пьес в сопровождении чешского скрипача Ваша Пржигоды .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сначала нас ограбили нацисты, потом голландцы» . Независимый . 11 апреля 1998 года.
- ^ Халбан, 1983
- ^ «Сельма Курц» . selmakurz.driebond.eu . Проверено 18 мая 2023 г.
- ^ Кач и Рименс, 1975.
Библиография
[ редактировать ]- Хальбан, Дези: Сельма Курц, певица и ее время , Штутгарт и Цюрих, Belser Verlag 1983, ISBN 3-7630-9028-2
- Хальбан, Дези: Примечания к компакт-дискам Pearl GEMM 9171 (Лондон, 1995) и Club "99" 43 (Нью-Йорк, 1989), которые включают множество личных воспоминаний собственной дочери Курца.
- Семрау, Лаура: Примечания к компакт-диску Preiser Living Past , 89504 (Вена, 2000)
- Карл-Йозеф Куч и Лео Рименс , редакторы: Large Singer Lexicon , Базель, Саур, 2000 г.
- Карл-Йозеф Куч и Лео Рименс: Нетленные голоса, лексикон певца , Берн, Франке Верлаг 1975, ISBN 3-7720-1145-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Сельмой Курц, на Викискладе?
- Биография Сельмы Курц в Opera Vivrà
- Интервью BBC с Дези фон Хальбан о ее матери, с песнями и ариями: Сельма Курц
- Сельма Курц включает одну запись