Весы люди
Общая численность населения | |
---|---|
323,948 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гвинея-Бисау Сенегал Гамбия | |
Языки | |
Баланта , Криол | |
Религия | |
Традиционная африканская религия , католицизм , ислам. |
Баланта balanta ( Гвинеи-Бисау креольский и португальский язык : : ; французский язык balante ; букв. «те, кто сопротивляется» на мандинке). [2] ) — этническая группа , проживающая в Гвинее-Бисау , Гвинее , Сенегале , Кабо-Верде и Гамбии . Это самая крупная этническая группа Гвинеи-Бисау, составляющая более четверти населения. Несмотря на свою численность, они остались за пределами колониального и постколониального государства из-за своей социальной организации. Баланта можно разделить на шесть кланов: Нхакра, Гянджа (Мане), Нага, Патч, Софар и Кентохе. Самыми крупными из них являются Баланта Кентохе.
Археологи полагают, что люди, ставшие балантами, мигрировали в современную Гвинею-Бисау небольшими группами между 10 и 14 веками нашей эры. [2] В 19 веке они распространились по территории нынешней Гвинеи-Бисау и южного Сенегала, чтобы противостоять расширению королевства Каабу . [2] Сегодня баланта обитают в современных странах Сенегала , Кабо-Верде и Гамбии, но в основном проживают в южных и центральных регионах Гвинеи-Бисау .
Генетика и происхождение
[ редактировать ]«Баланта утверждают, что регион между Риос-Мансоа и Гебой — область, которую они называют Нхакра , которая является частью более широкого региона Ойо — является их родиной. Баланта говорят, что они мигрировали туда «в давние времена» откуда-то из восток». [3]
Согласно их устному преданию, народ баланта произошел в Судане . [4] Лингвист Фернандо Рогадо Кинтино обнаружил некоторые языковые сходства между народами баланта и суданцами, что намекало на суданское происхождение. Доктор Франц Штульман также предположил, что баланта произошли от народа банту, населявшего Нил и отделившегося в период плейстоцена . [4] Несмотря на это раннее исследование, суданское происхождение Баланты все еще подвергалось резкой критике в некоторых академических кругах. Лишь недавно генетическое тестирование и определение гаплогрупп показали, что теория происхождения Судана имеет свои основания. Была изучена коллекция образцов крови народа баланта в Гвинее-Бисау. Неожиданно некоторые образцы содержали гаплогруппы M1 и U6 , которые обычно наблюдаются в Северной Африке, Восточной Африке и на Ближнем Востоке. [4] Баланта Они также обнаружили, что гаплотип GB44 соответствует только суданским последовательностям, а гаплотип GB59 соответствует только марокканским последовательностям. В настоящее время ученые полагают, что эти результаты подтверждают суданское происхождение народа баланта в результате миграции кушитской группы в Западную Африку около 2000 лет назад. [4]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2024 г. ) |
Культура
[ редактировать ]Баланта придерживаются матрилинейной системы. [5] в других источниках указывается отцовская линия , [6] хотя считается, что они следуют билинейной системе (двойному происхождению), как и их соседи Серер в регионе Сенегамбии . Они фермеры и рыбаки, а также занимаются мелкой торговлей и ремеслами. [5]
Все важные решения среди Баланта принимаются Советом Старейшин. Чтобы стать членом Совета Старейшин, человек должен пройти инициацию во время церемонии Фанадо. В целом эгалитаризм среди баланта преобладает . Следовательно, португальским колонизаторам было трудно управлять ими. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков Португалия развернула кампании по умиротворению сопротивляющихся Баланта и подчинила их назначенным вождям фульбе . Из-за репрессий в Португалии Баланта в большом количестве вступал в солдаты и был основными сторонниками ПАИГК в националистической борьбе за освобождение в 1960-х и 1970-х годах. Многие Баланта возмущались их исключением из правительства; их известность в армии спровоцировала серию попыток государственного переворота под руководством Баланты в 1980-х годах. [7] [8] [9]
Религия
[ редактировать ]Часть серии о |
Традиционные африканские религии |
---|
Баланта практикуют местные духовные обычаи и обряды ( традиционная африканская религия ). В обществе Баланта считается, что Бог находится далеко, а связь со Всевышним устанавливается посредством их духовных практик и традиций. Хотя католицизм был частично принят, ислам силен и практикуется наряду с уникальным поклонением духам. [7] [9] Джон Каго — божество в духовности Баланты. Приверженцы духовности Баланты стремятся достичь божеств посредством некромантии и жертвоприношений. [10]
Музыка
[ редактировать ]Баланта играют на тыквенной лютне, называемой кусунде. На инструменте кусунде короткая струна находится внизу, а не вверху, верхняя струна была средней длины, а средняя струна была самой длинной, хотя на ней капоировалась струна средней длины, и поэтому длина ее открытого звучания такая же. как эта строка. Всего инструмент воспроизводит следующие звуки: открытая верхняя струна F#, остановленная верхняя струна G#, открытая средняя струна C#, остановленная средняя струна D#, нижняя дронирующая струна A#/B. Баланта кусунде похож на Джола аконтинг . Баланта также играют на балафоне, который состоит из 24 слоев вместо 12 или 14, как в сообществе мандингу. [7] [9]
Свадьба
[ редактировать ]В «Людях вроде меня» 2002: Лицом к лицу! Балет Сунугал представил свадебный танец Баланта из села Мини-Ндаме. В этой деревне, когда принц достигает совершеннолетия, чтобы жениться, королевство устраивает большую вечеринку, на которую каждая семья приводит своих дочерей. Девушки соревнуются своей красотой и виртуозным танцем за руку принца. Затем принц выбирает невесту, и начинается праздник. Чтобы доказать свою храбрость будущей жене, мужчина из Баланты должен украсть корову. Маски, которые используются в этом танце, включают большую маску духа, наполненную раковинами каури, маску старухи, маску молодой девушки и маску молодого человека. Как символы семьи и духовной связи, маски играют важную роль, когда сообщество собирается вместе, чтобы отпраздновать это событие музыкой и танцами. [7] [9]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Баланта — рыбаки, пастухи и земледельцы. Они выращивают просо, рис, арахис, кешью и фрукты для получения товарного урожая. Их специальностью является выращивание кешью, которое они получают из кешью из яблочного вина под названием Каджу. Экспорт орехов кешью в Индию также обеспечивает важную экономическую силу в деревнях Баланта. Выращивание крупного рогатого скота также является преобладающим традиционным видом деятельности, поскольку принесение в жертву скота является импортным на всех этапах жизни (посвящение, брак, смерть и т. д.). На оборотной стороне банкноты Гвинеи-Бисау в 50 песо (№ 1) изображены два фермера, владеющие оружием. сельскохозяйственный инструмент, который на языке баланта называется кебинде (на гвинейском креольском также называется араде). Эти инструменты используются народами баланта, джола и папель для подготовки почвы для посадки сельскохозяйственных культур – обычно риса. Использование кебинде — это искусство, которое на протяжении многих лет совершенствовалось жителями Баланты, которые заслуженно имеют репутацию опытных фермеров. Наряду со сложными ирригационными системами, в которых смешивается соленая и пресная вода, им удается сохранять питательные вещества в почве и достигать отличных урожаев. После сбора урожая жители Баланты устраивают праздник Куссунде, во время которого непосвященные мужчины соревнуются в танцах. [7] [9]
Обряды посвящения
[ редактировать ]У Баланта есть обряды инициации на разных этапах жизни человека. Каждая фаза жизни, от детства до взрослой жизни, регулируется инициацией, знаменующей вход в новую социальную категорию. С раннего детства и до 15 лет ребенок относится к категории Nwatch. Примерно в возрасте от 18 до 20 лет человек входит в Фуур, а затем вступает в Нгайе примерно в 25 лет. Примерно в 30 лет, согласно обрядам Кнесса, мужчине разрешается взять женщину. [7] [9]
После того, как молодой человек Баланта станет землевладельцем и возьмет на себя семейные обязанности, его дядя по материнской линии может выбрать его для участия в посвящении Фанадо. Однажды выбранный для Фанадо, мужчина Баланта не может отказаться от желаний семьи. Церемония посвящения Фанадо проводится раз в четыре года. Фанадо — это двухмесячный процесс в «священном лесу», который является завершающим этапом обрядов инициации и социальной иерархии. Посвящение во время ритуала Фанадо открывает двери зрелости и мудрости в сообществе Баланта. На оборотной стороне банкноты в 50 песо (№ 1) изображен мужчина в костюме, который носят молодые мужчины Баланты во время «Фанадо» или церемонии мужского обрезания. Часть костюма представляет собой черепаховый панцирь, выдолбленный и носимый на спине. [7] [9]
Первый день церемонии Фанадо — это общий праздник для всей деревни, во время которого люди едят, пьют и танцуют. Посвященных представляют деревне их дяди по материнской линии, и деревня приветствует их. После представления и приветствия посвященных приводят посреди тропического леса в совершенно секретное место, называемое «священным лесом». В «священных лесах» посвященных обрезает «мастер», своего рода магическая фигура-педагогия. После первых нескольких дней обрезания посвященные должны построить своего рода хижину, которая будет служить им базой в течение следующих двух месяцев. В течение этих двух месяцев посвященные общаются только со своими дядями и «учителем». Посвященные проходят испытание на выносливость и учатся быть мужчинами. То, что передается посвященным во время Фанадо, касается не только всей их культуры, но и того, как вести себя с другими, как управлять семьей и как жить как взрослые и, следовательно, мудрые люди. Испытания и испытания настолько сложны, что некоторые люди сталкиваются с физическими страданиями, увечьями и/или не выживают. [7] [9]
После завершения посвященный становится зрелым мужчиной, способным заботиться о других людях в племени. После двух месяцев пребывания в «священном лесу» посвященный (если он выживет) готов вернуться в свою семью новым человеком. От места, где проводился обряд, ничего не осталось, все сожжено и ревностно охраняется в тайне участниками. О судьбе своих детей матери узнают только по прибытии в деревню «новых» мужчин. Самые доблестные посвященные, которые выживают, выходят из «священного леса» под песни семьи и друзей об их храбрости. Затем посвященный носит ярко-красную шляпу, чтобы показать, что он стал Ланте Ндангом (храбрым и мудрым), и на следующий день ему будет разрешено служить в совете старейшин, который управляет деревенской жизнью. Бывший президент Гвинеи-Бисау Кумба Ялла является представителем народа Баланта, и его часто видели в красной шляпе в знак того, что он завершил посвящение Фанадо. [7] [9]
Известные люди
[ редактировать ]- Кумба Яла , президент Гвинеи-Бисау с 2000 по 2003 год.
- Мойя Мане , футболист Бисау-Гвинеи. [ нужна ссылка ]
- Сори Мане — футболист Бисау-Гвинеи. [ нужна ссылка ]
- Садио Мане — футболист Сенегала. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Социокультурные характеристики Всеобщей переписи населения и жилищного фонда 2009 г.» (PDF) . Национальный институт статистики Гвинеи-Бисау . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2017 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Аппиа, Энтони ; Гейтс (младший), Генри Луи , «Энциклопедия Африки, Том 1». (Редакторы: Энтони Аппиа, Генри Луи Гейтс (младший)), Oxford University Press (2010), стр. 148, ISBN 9780195337709 URL: [1] (получено 1 августа 2024 г.)
- ^ Диуф, Сильвиан Анна , «Борьба с работорговлей: стратегии Западной Африки», (Западноафриканские исследования, ISSN 2692-0093 ), Издательство Университета Огайо (2003), стр. 156, ISBN 9780821415160 . [2] (получено 9 ноября 2023 г.)
- ^ Jump up to: а б с д Роза, А.; Брем, А.; Кивисилд, Т.; Метспалу, Э.; Виллемс, Р. (2004). «Профиль мтДНК жителей Западной Африки: на пути к лучшему пониманию региона Сенегамбии». Анналы генетики человека . 68 (4): 340–352. дои : 10.1046/j.1529-8817.2004.00100.x . hdl : 10400.13/3044 . ПМИД 15225159 . S2CID 15391342 .
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Гилад, доктор философии, «Знакомство с Гвинеей-Бисау», Школа тайн Гилада Джеймса, с. 41, ISBN 9788770043847 [3] (получено 9 ноября 2023 г.)
- ^ Хавик, Филип Дж., «Молчание и звуковые фрагменты: гендерная динамика торговли и брокерства в доколониальном регионе Гвинеи-Бисау» (Том 2 журнала «Современность и принадлежность»), LIT Verlag Münster (2004), стр. 146, ISBN 9783825877095 . [4] (получено 9 ноября 2023 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Культура Баланта» . Западноафриканские языки и культуры. Архивировано из оригинала 14 апреля 2015 г.
- ^ «История фитнеса Баланта» . Баланта Фитнес.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Люди Баланта, Гвинея-Бисау, Африка» . Браун-Хамфри.com.
- ^ LAAF, «Западноафриканские языки и культуры: культура Баланта». [5] Проверено 1 августа 2024 года. Архивировано из оригинала Wayback Machine 14 апреля 2015 года. [6]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]• Хоторн, Уолтер. Посадка риса и сбор рабов: преобразования на побережье Гвинеи-Бисау, 1400–1900 гг . Хайнеманн, 2003. ISBN 978-0325070490