Шербурский проект
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (Сентябрь 2014 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Шербурский проект | |
---|---|
![]() Маршрут теплохода из Шербура в Израиль | |
Расположение | |
Запланировано | Контр-адмирал Мордехай Лимон |
Цель | Эвакуируйте пять ракетных катеров класса «Саар 3», на которые наложено эмбарго, и отправьте их в Хайфу , Израиль. |
Дата | 24 декабря 1969 г. |
Исполнил | ![]() ![]() |
Исход | Успешное извлечение |
Шербурский проект (или «Лодки Шербура ») — израильская военная операция, которая состоялась 24 декабря 1969 года и включала побег пяти оставшихся вооруженных лодок класса Саар 3 из французского порта Шербур ( Шербур-Октевиль с 2000 года, Шербур- эн-Котантен с 2016 года). Лодки были оплачены израильским правительством , но не были доставлены из-за французского эмбарго на поставки оружия в 1969 году. Вся операция была спланирована ВМС Израиля и носила кодовое название «Операция Ноа » в честь дочери капитана Биньямина «Бини» Телема. . [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]
К началу 1960-х годов израильское военно-морское командование пришло к выводу, что их старые времен Второй мировой войны устарели эсминцы , фрегаты и корветы и необходимы новые корабли и суда. Было проведено обследование, и была рекомендована западногерманская верфь Люрссен . Верфи было поручено спроектировать новое поколение малых ракетных катеров-платформ и модифицировать предлагаемые деревянные «Ягуар» класса торпедные катера в соответствии с требованиями ВМС Израиля.
Из-за давления Лиги арабских государств на правительство Западной Германии этот план не был продолжен, и был найден новый строитель. Исследование ВМС Израиля показало, что верфь CMN в Шербуре, принадлежащая Феликсу Амио, построит лодки в соответствии с требованиями Израиля. Лодки были построены французами, а двигатели MTU были разработаны в Германии. Проект получил кодовое название «Осень».
Экипажи были отправлены во Францию в начале 1965 года. Техническую группу возглавил командир Хаим Шачал. [ 2 ] Административную и оперативную часть возглавил тогдашний капитан Биньямин (Бини) Телем, который позже стал главнокомандующим ВМС Израиля во время войны Судного дня .
Сделка была заключена в «золотой век» франко-израильских отношений . До Шестидневной войны 1967 года Франция была ближайшим союзником Израиля. После победы Израиля отношения начали ухудшаться. [ 3 ] В 1968 году израильские десантники под командованием тогдашнего полковника Рафаэля Эйтана (который позже стал ЦАХАЛа начальником штаба ) совершили рейд на аэропорт Бейрута во время операции против Организации освобождения Палестины (ООП). В ответ президент Франции Шарль де Голль приказал ввести полное эмбарго на поставки оружия Израилю.
Проблема лодок «Шербура» осталась в стороне. Президента де Голля раздражало то, что он считал неуважением Израиля к франко-израильским соглашениям, и он стремился укрепить отношения Франции с арабским миром. Отставка де Голля и избрание Жоржа Помпиду президентом Франции вселили надежду среди израильтян. Правительство Израиля предполагало, что Помпиду снимет эмбарго, но оказалось, что оно ошибалось.
Несмотря на введение эмбарго, строительство лодок продолжалось по первоначальному плану; и хотя израильская военно-морская миссия находилась в Шербуре и контролировала проект, израильские экипажи находились на борту построенных лодок, и весь проект был полностью оплачен Израилем.
Наращивание военно -морского флота Египта при помощи СССР в 1960-х годах и закупка ими новых ракетных катеров, таких как классы «Оса» и «Комар» , к началу войны на истощение изменили баланс сил на средиземноморском театре военных действий. в пользу арабских военно-морских сил и вдали от ВМС Израиля. К тому времени возникла острая потребность в кораблях нового поколения для ВМС Израиля. Израиль разрабатывал морские ракеты класса «земля-земля» , но новые корабли, с которых они будут запускаться, сейчас строились в Шербуре. Их доставка считалась приоритетной задачей ВМС Израиля.
Гибель эсминца INS Eilat при атаке ракетных катеров типа «Комар» в октябре 1967 г. [ 4 ] а случайная потеря подводной лодки INS Dakar в 1968 году, а также общее старение израильского флота привели военно-морских планировщиков к выводу, что лодки пришлось вывозить из Франции обманным путем.
Операция
[ редактировать ]Препараты
[ редактировать ]План захвата лодок был сформулирован контр -адмиралом в отставке Мордехаем «Мокка» Лимоном , бывшим главнокомандующим ВМС Израиля, а также главой миссии Армии обороны Израиля в Париже . Принадлежность Лимона к семье Ротшильдов обеспечила ему важные связи во Франции с французским правительством, а также в Европе.
За этот период несколько событий сыграли в пользу израильтян. В 1967 году была достроена и спущена на воду седьмая лодка из двенадцати заказанных — INS Mivtach («Reliance»). Телеком Хайфу от командования ВМС Израиля сообщил израильтянам в Шербуре, что эмбарго, как ожидается, будет ужесточено, и лодки должны будут немедленно отправиться в во время ходовых испытаний, игнорируя французские протоколы о выходе из порта. Это разозлило французов, и они приказали ВМС Израиля и другим лодкам покинуть французскую гавань и вместо этого пришвартоваться в торговом порту, который не охранялся.
Лодки были переданы подставной компании Starboat, зарегистрированной в Панаме , предположительно норвежской нефтедобывающей компании. Подставная компания была идеей Лимона, чему способствовали его связи с Милой Бреннер (1921–1999), отставным военно-морским офицером в звании командира и совладельцем израильской компании Maritime Fruit Carriers Company , которая эксплуатировала грузовые суда. перевозка фруктов. Милла Бреннер знала норвежского бизнесмена Мартина Сиема , который смог оказать помощь. [ 5 ]
Подставная компания симулировала интерес к лодкам как к потенциальным исследовательским кораблям для поиска нефти и заявила, что характеристики лодок соответствуют их потребностям. Чтобы усилить обман, Лаймон притворился, что ведет «жесткие переговоры» со Starboat. Согласованные условия заключались в том, что лодки будут переданы Starboat и будут укомплектованы членами ВМС Израиля, имеющими опыт работы с лодками. Лодки были проданы и переданы на законных основаниях правительством Израиля подставной компании с одобрения Мишеля Дебре , министра обороны Франции .
Следующим этапом операции было выстраивание распорядка дня с целью в конечном итоге ввести в заблуждение французов в Шербуре. Израильские основные экипажи взяли на себя управление лодками и совершали короткие рейсы, направляясь на север, в Атлантику . Экипажи были тайно усилены 80 израильскими офицерами, рядовыми и матросами в штатском, которые группами по два человека прибыли в разные пункты Европы в качестве туристов, а затем отправились в Шербур. Были опасения, что одновременная отправка их всех в Шербур предупредит французскую разведку. Им было приказано постоянно перемещаться между гостиницами и не оставаться ни в одной гостинице более чем на одну ночь. Экипажи путешествовали по израильским паспортам, чтобы в случае, если их поймают, им не было предъявлено обвинение в подделке паспортов. К 23 декабря все экипажи прибыли и были разбросаны по городу. Генеральный директор Моссада Меир Амит считал риск операции очень высоким, напомнив, что «достаточно одного подозрительного французского полицейского спросить, почему так много евреев приезжают в Шербур на Рождество, и вся операция может быть сорвана». [ 6 ] [ 7 ]
Перед побегом лодки пришлось заправить большим количеством дизельного топлива и запастись достаточным количеством еды, чтобы выдержать восьмидневное плавание. Запасы и заправка такого количества одновременно могли бы предупредить наблюдателей о том, что запланировано долгое путешествие. Вместо этого командующий Ринат, руководитель оперативного отдела, приказал постепенно заправлять лодки топливом с помощью небольшого 5-тонного автоцистерны . Четверть миллиона литров топлива было перевезено в бочках и спрятано под палубой. [ 6 ] К 24 декабря лодки были полностью заправлены и поставлены на хранение. Офицер снабжения закупал свежие и сухие продукты в местных продуктовых магазинах, чтобы запастись ими на лодках. Чтобы не вызвать подозрений, припасы закупались каждый раз в небольших количествах. [ 6 ]
Поскольку внезапный шум двигателей в ночь побега мог насторожить французов, командующий операцией капитан Хадар Кимхи приказал регулярно запускать двигатели лодок по ночам, чтобы жители Шербура привыкли к шуму. Местная полиция посетила лодки в ответ на жалобы жителей и получила объяснения, что электроэнергии с берега недостаточно для обогрева лодок в холодные декабрьские дни. Лодки получили разрешение от электротехнической компании и полиции на работу двигателей в ночное время. Шум был громким при работе двадцати главных двигателей «Майбаха» .
Тем временем к навигационной компании ЗИМ Europe Lines обратились за помощью в доставке топлива после того, как лодки покинули Шербур. Помощь оказал Эдмон Вильгельм Бриллан , отставной морской офицер и военно-морской архитектор. Он назначил MV Lea [ 8 ] для обеспечения топливом Гибралтара и MV Nahariya в качестве резерва в Бискайском заливе , оба корабля для генеральных грузов были в наличии. Главной трудностью на этом этапе плана было переоборудование MV Lea в топливозаправщик, перевозивший 200 000 литров легкого дизельного топлива. Проблема была решена путем переоборудования балластных цистерн в носовой и нижней части корабля в топливный.
Насосная система была переоборудована для работы как в качестве пожарного, так и в качестве заправочного насоса. Использовались специальные шланги высокого давления. Перед отплытием к месту встречи возле Гибралтара была разработана тренировка по заправке. Согласно международным морским правилам, MV Lea не мог плавать, поскольку правила безопасности запрещали судам перевозить топливо в носовой части, поскольку пары топлива могут вызвать взрыв. Эту проблему компания Brillant решила с помощью верфей Kirstine и Регистра Ллойда инспектора .
Потребовался специальный фильтр, чтобы грязь из баков не попадала в баки и двигатели лодки. Этот фильтр был импровизирован компанией Brillant. Он был способен заправить пять лодок, но одновременно на корме корабля заправлялись только две. В целом переоборудование и учения заняли двенадцать часов. Другие подразделения Зима предоставили « Дан» , судно Ро-Ро, родственное MV Nili , [ 9 ] который обеспечит топливо вблизи Лампедузы . Капитаном MV Dan был Йосеф Дрор, отставной командующий ВМФ и коммандос Shayetet 13 - водолаз . [ 10 ] В данном случае прицепы-цистерны были погружены в корабельный гараж. Эти корабли «Зим» плавали с дополнительным экипажем, состоящим из военнослужащих ВМС Израиля.
Побег
[ редактировать ]
Лодки должны были уйти в канун Рождества. Накануне побега основной состав экипажей продолжал обслуживать шлюпки, а пришедшие на подкрепление 80 экипажей спрятались под палубами. [ 7 ] Израильтяне опасались, что лодки могут затонуть во время плавания по Бискайскому заливу в суровых зимних условиях. К группе был прикреплен метеоролог , который следил за всеми прогнозами погоды в Великобритании, Франции и Испании. Несмотря на прогноз, предсказывающий дождь с юго-запада, экипажам было приказано выйти в 20:30. К 19:30 все экипажи были на борту. [ 6 ]
В ночь побега случился шторм силой 9 баллов , а после того, как погода ухудшилась, время вылета было продлено до 22:30, но побег снова был отложен из-за ухудшения погоды. Капитан Хадар Кимхи получил срочное закодированное сообщение из Израиля с приказом отправиться в плавание, несмотря на погоду, но решил подождать. В полночь метеоролог прочитал сообщение BBC , в котором говорилось, что шторм утихнет через два часа. В 02:30 лодки покинули Шербур и медленно направились в море. [ 6 ]
Французы изначально не знали, что израильские лодки покинули порт, и их отсутствие было замечено репортером, который посетил порт и увидел, что все лодки пропали. Он немедленно сообщил об этом BBC почти через 12 часов после побега, и поэтому французские власти узнали об исчезновении лодок от BBC. Пустые причалы и отсутствие каких-либо объявлений о прекращении эмбарго вызвали предположения, что лодки забрал Израиль. Группа телевизионных новостей вылетела над Северным морем, чтобы посмотреть, направляются ли лодки в сторону Норвегии , где они якобы были проданы, в то время как другие группы новостей направились над Средиземным морем . [ 7 ]
Лодки пересекли Бискайский залив, а затем повернули на юг и пересекли Средиземное море, встретив по пути израильские корабли поддержки. Во время заправки MV Lea в Гибралтаре один из членов экипажа ВМС Израиля по ошибке допустил воду в топливные баки INS Hetz («Стрела»). Первоначально не было известно, была ли это морская вода; в противном случае его нельзя было бы слить, и это могло бы повредить двигатели. Командир Ринат попросил экипаж попробовать топливо и определить, соленое оно или нет. Определив, что это не морская вода, цистерны осушили.
Когда лодки прошли Гибралтар в Средиземное море, британская станция мониторинга подала сигнал, предложив лодкам идентифицировать себя. Лодки не ответили, а круживший над ними вертолет Ллойда не обнаружил ни флагов, ни идентификационных номеров. Британский персонал, слышавший сообщения СМИ об исчезновении израильских лодок из Шербура, правильно угадал национальность катера и его истинное предназначение, а затем подал сигнал «доброго пути». Израильтяне восприняли это как сигнал о том, что британцы поняли, кто они такие. Лодки были замечены съемочной группой телевизионщиков в Средиземном море, когда они быстро двигались в сторону Израиля, огибая побережье Северной Африки . [ 11 ] Около Крита истребители F-4 «Фантом» израильских ВВС встретились с лодками и пролетели низко над головой в сопровождении.
Министр обороны Франции Мишель Дебре приказал нанести воздушный удар, чтобы потопить лодки. Начальник штаба Франции отказался подчиниться и ответил, что скорее уйдет в отставку, чем подчинится приказу. Приказ был отменен премьер-министром Жаком Шабан-Дельма , который предотвратил любую дальнейшую эскалацию. Хотя французское правительство было в ярости, оно понимало, что мало что можно сделать, поскольку лодки уже находились в открытом море, когда уловка была раскрыта. Франции Министр иностранных дел Морис Шуман предупредил, что если лодки появятся в Израиле, "последствия будут действительно очень серьезными".
Израильские лодки прошли в общей сложности 3145 морских миль (5825 км ; 3619 миль ), начиная с Ла-Манша и прибывая в Кишон . порт верфи [ 12 ] в Хайфском заливе 31 декабря. Лодки были встречены общественным ликованием, когда они прибыли в Израиль.
ВМФ Главнокомандующим во время операции был контр-адмирал Авраам Ботцер (Гепард). Командующим операцией был капитан Хадар Кимхи (впоследствии командующий военно-морской базой в Хайфе и военно-морской атташе в Великобритании 1973 во время войны Судного дня , а года ) его заместителем (позже коммодор и командир Красноморского театра ). Лодки были:
- INS Sufa («Шторм»), капитан- лейтенант Ронна Арье
- INS Гааш (Вулкан), капитан-лейтенант Гил Корен
- INS Херев (Меч), капитан-лейтенант Гади Бен Зеев
- INS Ханит (Копье), шкипер- лейтенант Хаим Шакед
- INS Hetz (Стрела), шкипер командир Моше Табак
Два молодых офицера, участвовавшие в операции, Таль и Майкл-Рам, впоследствии стали главнокомандующими военно-морским флотом. [ нужна ссылка ]
Названия лодок, которые эксплуатировались нефтяной буровой компанией, были Starboat 1, 2, 3, 4 и 5. Лодки присоединились к уже приобретенной INS Sa'ar, чтобы сформировать ракетные катера Sa'ar 3-класса .
Международные последствия
[ редактировать ]Французское правительство выслало Мордехая Лимона из Франции. Говорили, что президент Франции заявил: «Я не люблю чай с лимоном и кофе мокка». Генералы Луи Бонте и Бернар Казель были отстранены правительством от должности. Вместо этого Израиль обратился к американским поставкам оружия и поддержке. Военно -воздушные силы Израиля начали оснащаться американскими самолетами, а ВМС США приступили к обучению высшего командования ВМС Израиля и повысили уровень военно-морского сотрудничества.
По словам писателя британской разведки Гордона Томаса , после этого дела за агентами Моссада следили «так же пристально, как за любым террористом», когда их направляли во Францию для выслеживания и уничтожения ближневосточных террористов. Часто террористам удавалось сбежать после того, как их предупредил проарабский офицер французской разведки. [ 6 ]
Флотилия ракетных катеров
[ редактировать ]Лодки, взятые из Шербура, по прибытии в Израиль все еще были невооруженными платформами. Они были приняты на вооружение ВМФ и вооружены ракетами «Габриэль» , а также системами РЭБ и РЭБ производства MABAT и RAFAEL . [ 13 ] [ не удалось пройти проверку ] Их ввод в состав ВМС Израиля курировал коммодор Иеошуа Лахав Шнайдемессер, член Хаганы , который добровольно служил в Королевском флоте во время Второй мировой войны и который в то время был начальником отдела оборудования и платформ.
Подготовкой флотилии руководил капитан Хадар Кимхи, который позже был произведен в звание коммодора, командующего военно-морской базой в Хайфе. Военно-морской флот разработал новые концепции морской ракетной войны, а под руководством капитана Херута Земаха были разработаны новые методы РЭБ/РЭБ. [ 14 ] который был удостоен Премии обороны Израиля за свои усилия по созданию ракетных катеров нового поколения. Позже новые израильские лодки Sa'ar были разработаны и построены на Haifa Shipyards под руководством Хаима Шахаля, главного инженера Israel Shipyards . [ 15 ] [ не удалось пройти проверку ]
Два катера были спущены на воду за несколько месяцев до Войны Судного дня, INS Reshef («Вспышка») и INS Keshet («Лук») , ракетные катера класса «Саар 4» . За свое лидерство Шахаль был удостоен Премии обороны Израиля. ВМС Израиля выиграли морские сражения с флотами Египта и Сирии без потерь и потерь. ВМС Израиля стали пионерами современной морской ракетной войны, что привело к их успехам в Войне Судного дня в 1973 году.
См. также
[ редактировать ]Видео и записи
[ редактировать ]- Эксперименты RAFAEL Gabriel Missile
- Geva News прибытие лодок в гавань Кишон, Хайфа, декабрь 1969 г.
- Видео, снятое с INS Gaash (Вулкано), показывает заправку с кормы MV Lea. Офицер с рацией — командир Эзра Кедем Кариш (Акула).
- Видео прибытия катеров в Хайфу и выступления Шарля Де Голля на французском и израильском ТВ
- Пресс-конференция Жоржа Жана Раймона Помпиду «История лодок» Французское телевидение на YouTube
- Радио ЦАХАЛа, интервью с Мордехаем Мокка Лимоном, время начала 45:13 на иврите.
- Документальный фильм «Лодки Шербура» на YouTube
- Лодки Шербура с Мокка Лимоном, Таббаком, Эзрой Кедемом «Кариш» и французскими официальными лицами на YouTube
- Погружение в Суфу, часть 1 на французском языке на YouTube
- Погружение в Суфу, часть 2 на французском языке на YouTube
- Погружение в Суфу, часть 3 на французском языке на YouTube
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рабинович, Авраам . «Военная разведка Израиля: Лодки Шербура» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ «Шахал (Ярлык) Хаим, сын Шломо» . Информационный центр Пальмах . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ↑ Басс, Гэри Дж. (31 марта 2010 г.). «Когда Израиль и Франция распались» . Нью-Йорк Таймс . По состоянию на 22 сентября 2021 г.
- ^ «Тонущий эсминец «Эйлат» – 50 лет спустя» . Египет сегодня. 29 мая 2018 года . Проверено 21 мая 2021 г.
- ↑ Рабинович, Авраам (21 декабря 2019 г.). «История об «украденных» ракетных катерах, которые Израиль использовал в войне Судного дня» . «Джерузалем Пост» . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томас Гордон (1999). Шпионы Гедеона: Тайная история Моссада . Сент-Мартинс Пресс. ASIN B000OTHCB2 .
- ^ Jump up to: а б с «Побег из Шербура» . «Джерузалем Пост» . 24 декабря 2009 г.
- ^ «(Леа-01)» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ «(Нили-01)» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Ами Иссерофф. «Шайетет 13» . Информационный центр сионизма и Израиля . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ Рабинович, Авраам (4 июня 2009 г.). «Гражданский каперс» . «Джерузалем Пост» . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ «Порт Хайфы» . GlobalSecurity.org . Проверено 16 сентября 2014 г.
- ^ http://www.rafael.co.il/marketing/Templates/Homepage/Homepage.aspx?FolderID=203
- ^ Шалом Эйтан (1998). Лисрод U-лесапер выжить и рассказать [ Выжить и рассказать ] (на иврите). Перевод Лэнса Акерфельда.
- ^ «Наш опыт – Ваша выгода» .
- Рабинович Книги о Шербурских лодках Bluejacket ISBN 1-55750-714-7 ISBN 978-1557507143
- Avi Brillant The Perfect Sting Magazine, 13 января 2010 г., на иврите
- Моше Леви. Побег лодок из Шербура. Интервью с Хадаром Кимхи, Биньямином Телемом и Ринатом Арье. Журнал, 1 февраля 2007 г., на иврите.
- Рабинович, Авраам (24 декабря 2009 г.). «Побег из Шербура» . «Джерузалем Пост» .
- «Канонерские лодки должны появиться в Израиле» . Пресс-обзор . Спокан. 29 декабря 1969 г. с. 1.
- Последний бой эсминца INS Eilat командира Ицхака Шушана. Издательство Маарив. 1993.
- «Домой в Хайфе» . 6 января 2023 г. Дело Пламбата.
- Фотографии из Шербура и первых дней
- «Представитель Осло имел связи с Израилем» . Таймс-Новости . Хендерсонвилл, Северная Каролина, 29 декабря 1969 г. с. 2.
- Американский еврейский ежегодник 1970 г., стр. 496
- «Мир: Беглая флотилия Израиля» . Время . 12 января 1970 года.
- «Пять канонерских лодок Шербура уже находятся недалеко от Израиля » . Испанский авангард (на испанском языке). 30 декабря 1969 г. с. 19.
- Стратегическая разведка , Том 1, Лох К. Джонсон, стр. 77 ISBN 978-1931719278
Модернизация для операции Ноа
[ редактировать ]-
Внутреннее сообщение, отправленное главным оперативным директором ЗИМа г-ном Ховарсом, уведомляющее о письме контр-адмирала Авраама Ботцера о награждении ЗИМа за вклад в операцию «Ноа».
-
Наградное письмо контр-адмирала Авраама Ботцера главному инженеру компании «Зим Навигация» Александру Звирену и военно-морскому архитектору Эдмонду Вильгельму Брилланту
- Морские инциденты 1969 года
- 1969 год во Франции
- 1969 год в Израиле
- 1969 в международных отношениях
- 1969 год в военной истории
- ВМС Израиля
- Ракетные катера ВМС Израиля
- Морские операции и сражения
- Операции с участием израильского спецназа
- Торговля оружием
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Шербур-Октевиль
- Конфликты 1969 года
- Франция-Израиль отношения