Холден Коммодор (VX)
Холден Коммодор (VX) | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Холден ( Дженерал Моторс ) |
Также называется | Шевроле Люмина Шевроле Омега Держись Холден Берлина Холден Кале |
Производство | Октябрь 2000 г. – сентябрь 2002 г. |
Сборка | Австралия: Аделаида, Южная Австралия ( Элизабет ) |
Дизайнер | Джон Филд, Майк Симко |
Кузов и шасси | |
Сорт | Полноразмерный |
Тип кузова | 2-дверное универсальное купе (ВУ Юте) 4-дверный седан 5-дверный универсал |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Платформа | GM V platform |
Связанный | Опель Омега Б Холден Монаро (V2) Холден Стейтсмен/Каприс (WH) Серии HSV VX и VU CSV серии VX и VU |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 3,8 л Ecotec L36 V6 3,8 л Ecotec L67 V6 с наддувом 5,7 л Gen III LS1 V8 |
Передача инфекции | 4-ступенчатый GM 4L60-E автомат 5-ступенчатая Getrag 260 механика 6-ступенчатая коробка передач Borg-Warner T-56 механика |
Размеры | |
Колесная база | 2788 мм (109,8 дюйма) (седан) 2938 мм (115,7 дюйма) (универсал, коммунальный) |
Длина | 4891 мм (192,6 дюйма) (седан) 5046 мм (198,7 дюйма) (универсал) 5051 мм (198,9 дюйма) (служебный) |
Ширина | 1842–1847 мм (72,5–72,7 дюйма) |
Высота | 1445–1450 мм (56,9–57,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 1519–1648 кг (3349–3633 фунта) 1535 кг (3384 фунта) (полезный) |
Хронология | |
Предшественник | Холден Коммодор (ВТ) |
Преемник | Holden Commodore (VY) |
Holden Commodore (VX) — полноразмерный автомобиль , выпускавшийся компанией Holden с 2000 по 2002 год. Это была вторая итерация третьего поколения Commodore . В его ассортимент входили роскошные варианты Holden Berlina (VX) и Holden Calais (VX) , и он лег в основу Holden Ute (VU) внедорожника-купе нового поколения и купе Holden Monaro (V2) .
Серия VX производилась в период с октября 2000 года по сентябрь 2002 года как незначительное обновление серии VT 1997 года. Она внесла большую дифференциацию моделей, а также повысила безопасность при столкновении . Промежуточная серия II была выпущена в августе 2001 года и отличалась, среди прочего, пересмотренной системой подвески. [ 1 ]
История развития
[ редактировать ]Дизайн
[ редактировать ], внешний вид отличается измененным дизайном фар по сравнению с предыдущим VT . Визуально, помимо других изменений [ 2 ] К ним относится панель задних фонарей, которая теперь заменена двумя отдельными отдельными блоками фонарей. Однако седаны Berlina и Calais сохранили панель крышки багажника во всю ширину , включающую задние фонари и номерной знак . [ 3 ]
Безопасность
[ редактировать ]Безопасность сыграла существенную роль при разработке модели VX. Bosch версии 5.3 Антиблокировочная система тормозов стала стандартной для всех вариантов, впервые для автомобилей австралийского производства; и контроль тяги стал доступен на автомобилях, оснащенных механической коробкой передач . Были проведены обширные исследования, чтобы уменьшить последствия бокового столкновения за счет модификации средних стоек . Риск бокового столкновения в автомобиле VX, оснащенном боковыми подушками безопасности, снижается на 50 процентов по сравнению с моделью VT с аналогичной спецификацией. [ 4 ]
Двигатель и механика
[ редактировать ]Серия VX представила дальнейшую механическую модернизацию 3,8-литрового двигателя Ecotec V6 , который получил изменения в компьютере управления двигателем, позволяющие увеличить мощность до 152 киловатт (204 л.с.). Экономия топлива также была улучшена по сравнению с предыдущей моделью на три-четыре процента. [ 5 ] Дополнительный двигатель Ecotec V6 с наддувом распространился на варианты Executive и Acclaim, при этом мощность 171 киловатт (229 л.с.) осталась неизменной по сравнению с VT. [ 6 ] Помимо шестицилиндрового двигателя с наддувом Chevrolet от Gen III еще более мощный 5,7-литровый двигатель V8 предлагался . Силовая установка получила увеличение мощности с 220 до 225 киловатт (с 295 до 302 л.с.). [ 7 ]
Измененная конструкция передней подвески получила точки поворота нижних рычагов подвески. Обновление Series II включало добавление новой задней поперечины, переработанных узлов задних рычагов подвески с втулками нового типа и тягами управления схождением к задней подвеске с полупродольными рычагами , чтобы лучше сохранять настройки схождения во время движений подвески, что привело к более предсказуемому управлению. управляемость автомобиля , заметно на неровных поверхностях, а также улучшенный износ шин. [ 5 ]
Двигатель | Власть | Крутящий момент | Передача инфекции |
---|---|---|---|
3,791 л (3791 куб.см) Ecotec V6 | 152 кВт (204 л.с.) | 305 N⋅m (225 lb⋅ft) |
|
3,791 л (3791 куб.см) Ecotec V6 с наддувом | 171 кВт (229 л.с.) | 375 N⋅m (277 lb⋅ft) | |
5665 л (5665 куб.см) Gen III V8 | 225 кВт (302 л.с.) | 460 N⋅m (339 lb⋅ft) |
|
Модели
[ редактировать ]Коммодор Исполнительный
[ редактировать ]Executive начального уровня был популярным выбором среди покупателей автопарков и предлагал стандартные функции, такие как антиблокировочная система тормозов водителя , подушка безопасности , бортовой компьютер и центральный замок . [ 8 ] Наряду со всеми другими вариантами, органы управления аудиосистемой на рулевом колесе, проигрыватель компакт-дисков и электрическая убирающаяся антенна теперь стали стандартными. [ 5 ] Безнаддувный двигатель 3,8-литровый Ecotec V6 входил в стандартную комплектацию Executive с возможностью установки двигателя Ecotec V6 с наддувом или двигателя Gen III V8. Двигатели V6 были соединены с пятиступенчатой механической коробкой передач, а V8 - с шестиступенчатой механической коробкой передач. Четырехступенчатая автоматическая коробка передач была доступна в качестве дополнительной опции, независимо от выбора двигателя. [ 9 ]
Признание коммодора
[ редактировать ]Acclaim второго уровня позиционировался как семейный вариант линейки VX с упором на безопасность. [ 8 ] Основываясь на уровне оснащения Executive, Acclaim также имел четыре подушки безопасности, круиз-контроль , антипробуксовочную систему, дифференциал повышенного трения, кондиционер и электрические стеклоподъемники . Единственной доступной коробкой передач была четырехступенчатая автоматическая коробка передач, хотя у покупателей была возможность выбрать двигатель Ecotec V6 с наддувом. [ 9 ]
Коммодор С
[ редактировать ]В качестве спортивной альтернативы Acclaim был Commodore S. Основанный на Executive начального уровня, функции включали спортивный обвес , электрические стеклоподъемники, 16-дюймовые легкосплавные диски , спортивную подвеску, кондиционер, круиз-контроль, и кожаный руль. Однако кожаная обивка , [ 10 ] антипробуксовочная система, четыре подушки безопасности, 17-дюймовые легкосплавные диски и Supercharged Ecotec V6. В качестве опций предлагались [ 9 ]
Коммодор СС
[ редактировать ]SS продолжил спортивную тенденцию Commodore S, но включил в бампер встроенные противотуманные фары, , и легкосплавные диски более агрессивного стиля. [ 7 ] Вместо стандартного шестицилиндрового двигателя в пакете S в стандартную комплектацию входили двигатель V8 поколения III и шестиступенчатая механическая коробка передач. Более продвинутая подвеска, антипробуксовочная система и подушка безопасности пассажира также входили в стандартную комплектацию, но боковые подушки безопасности и кожаная обивка оставались необязательными. [ 9 ] [ 10 ]
Берлин
[ редактировать ]Эта модель и топовая версия Calais отличаются заметно обновленным внешним видом по сравнению с другими уровнями отделки салона. во всю ширину Оба имели прямоугольную решетку , которая сливалась с расположенными под углом фарами. Задняя часть седана отличается панелью багажника, на которой расположены прозрачные задние фонари. 15-дюймовые легкосплавные диски с девятью спицами подчеркивали престижный имидж. [ 7 ]
Опираясь на характеристики Acclaim, Berlina добавила кондиционер с климат-контролем и регулируемые крепления ремней безопасности. 17-дюймовые легкосплавные диски, спортивная подвеска (того же типа, что и на SS), дифференциал повышенного трения и восьмицилиндровый двигатель были доступны в качестве дополнительного оборудования. [ 9 ]
Кале
[ редактировать ]Флагманский Calais имеет такой же престижный внешний вид, как и Berlina, но отличается 16-дюймовыми легкосплавными дисками и хромированными противотуманными фарами. [ 7 ] Стандартные функции включали аудиосистему с восемью динамиками, десятиканальный проигрыватель компакт-дисков, двухзонный автоматический климат-контроль, передние сиденья с электроприводом и кожаный руль, рычаг переключения передач и ручной тормоз. Calais имел те же дополнительные функции, что и Berlina, но допускал кожаную обивку. [ 10 ] В Berlina центральная консоль была отделана черной или бежевой пластиковой панелью в зависимости от цветовой схемы салона, однако Calais повысил ставку за счет консоли с отделкой под дерево или сатинированного фасада для вариантов Series II. [ 9 ] Calais был единственной моделью в линейке, которая могла оснащаться всеми тремя двигателями: стандартным Ecotec V6, а также V6 и V8 с наддувом в качестве опции. Однако механическая коробка передач не была доступна.
Снаружи (ВУ)
[ редактировать ]До VU компания Holden продавала свои полезные модели на базе Commodore под названиями Holden Utility (VG) и Holden Commodore Utility (VP, VR, VS). [ 11 ] [ 12 ] хотя термин «Холден Ют» также использовался в их официальной маркетинговой литературе. [ 13 ] [ 14 ] Преемнику VU Ute был присвоен тот же код модели, что и седану, на котором он основан (VY).
- Модели
VU заменил утилиту VS. VU появился через 36 месяцев после седана VT Commodore , то есть он прибыл как раз к запуску VX Commodore. VU использует ту же колесную базу, что и универсал VT Commodore и WH Statesman/Caprice , что означает увеличение колесной базы на 116 мм (4,6 дюйма). Ute имеет тот же интерьер, что и Commodore, но при этом перенимает обновленное оборудование VX и обновленный внешний дизайн.
- База : создана на основе спецификации Commodore Executive. мощностью 152 кВт (204 л.с.) Доступен с 3,8-литровым двигателем Ecotec V6 мощностью 225 кВт (302 л.с.) — 4-ступенчатая автоматическая коробка передач, 5-ступенчатая механическая коробка передач или 5,7-литровым двигателем V8 поколения III — 6-ступенчатая механическая коробка передач или 4-ступенчатая автоматическая коробка передач.
- S : На основе спецификаций Commodore S. мощностью 152 кВт (204 л.с.) Доступен с 3,8-литровым двигателем Ecotec V6 — 4-ступенчатая автоматическая коробка передач и 5-ступенчатая механическая коробка передач.
- SS : На основе спецификаций Commodore SS, без боковых подушек безопасности. Доступен с 5,7-литровым двигателем V8 поколения III мощностью 225 кВт (302 л.с.) с 6-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической коробкой передач.
Год спустя модельный ряд получил незначительное обновление с моделями VX Series 2, при этом основным обновлением стала дополнительная мощность 5 кВт (7 л.с.) к моделям Holden Generation III V8.
В сентябре 2002 года VU был заменен на VY .
- Специальные выпуски
- SS Fifty : В октябре 2001 года была выпущена специальная версия модели SS Fifty, посвященная 50-летию выпуска первого «Holden Ute», универсального купе Holden 50-2106 . Всего было построено 500 экземпляров SS Fifty, которые были идентичны по цветовой гамме, все 500 экземпляров были выпущены с черным кузовом и частично кожаным салоном с множеством «гипержелтых» акцентов. Другими деталями, которые отличали SS 50, были хромированная спортивная панель сзади, уникальная черно-желтая крышка двигателя, кожаный руль, чехол ручного тормоза и ручка переключения передач, а также комбинация приборов с цветовой кодировкой, соответствующей цвету. кожаные валики на спортивных сиденьях.
Диапазон ВПГ
[ редактировать ]Повышенная производительность VX и VX Series II [ 15 ] Ассортимент, продаваемый Holden Special Vehicles (HSV), включал варианты, перечисленные ниже.
Клубный спорт
[ редактировать ]VX Clubsport был выпущен в начале 2000 года и имел тот же двигатель V8, что и Clubsport VT Series II, но с увеличенной выходной мощностью с 5 кВт (7 л.с., 7 л.с.) до 255 кВт (347 л.с., 342 л.с.). Во время разработки VX Clubsport HSV отреагировала на жалобы многих клиентов относительно того, что Clubsports было трудно отличить от стандартных Holden Commodores . Улучшения, связанные с этим, включали более яркий, уникальный обвес и эксклюзивные элементы интерьера HSV. [ 16 ]
ГТС
[ редактировать ]- Серия 1 VX GTS - произведено 112 штук.
- Серия 2 VX SV300 (с новым брендом GTS)
Сухой
[ редактировать ]В сентябре 2000 года долгоживущая утилита Maloo серии VS была окончательно снята с производства и заменена с марта 2001 года совершенно новой серией VU, которая отражала существующие седаны HSV серии VX. [ 17 ] VU Maloo оснащался тем же двигателем V8 LS1 объемом 5,7 л, что и VX ClubSport, мощностью 255 кВт (342 л.с.). Отражая линейку седанов, HSV VU ute теперь также был доступен как Maloo R8 со стандартными тормозами Performance и жестким кожухом тонно с приподнятым задним крылом. Всего был выпущен 301 экземпляр первой серии VU Maloo. [ 18 ]
VU Series 2 Maloo от HSV был представлен в октябре 2001 года вместе с седанами VX Series II с небольшими косметическими обновлениями, которые включали фары в стиле «затемнения» и дополнительные цвета окраски линейки Maloo: синий Delft и зеленый HSV Racing . В этом обновлении также были представлены новые меры безопасности в виде «HSV DNA», которая представляла собой микросистему идентификации компонентов DataDot. Всего было произведено 483 экземпляра VU Series II, включая ограниченную серию «15th Anniversary», выпущенную в июне 2002 года. [ 19 ] (25 единиц для Австралии и еще 5 для Новой Зеландии). [ 18 ]
Сенатор
[ редактировать ]Модель 2000 года претерпела фейслифтинг, получив более угловатый стиль и характерную решетку радиатора, в то время как в механической части VX Series II были добавлены рычаги управления схождением к IRS (в соответствии с обновлением Series II Holden Commodore), а также Технология Microdot для предотвращения кражи. Большинство основных изменений в VX Senator - это в основном внешние изменения, причем визуальный стиль снова был разработан бывшим дизайнером Tom Walkinshaw Racing (TWR) Яном Каллумом. Эти изменения включали хромированную решетку радиатора, скрещенную нижнюю решетку люка, спойлер на крыше и незаметный спойлер, установленный на багажнике. Мощность увеличена на 5 кВт (7 л.с.) для LS1 V8 мощностью 255 кВт (342 л.с.). VX Senator частично был основан на тогдашнем Холдене Кале. Электронная система контроля тяги входит в стандартную комплектацию. Некоторые функции, которые входят в комплектацию Senator за 72 881 доллар, включают проигрыватель компакт-дисков с 10 стопками, два сабвуфера с аудиосистемой премиум-класса, четыре подушки безопасности, автоматический климат-контроль, круиз-контроль, зеркала с электроприводом и окна.
Впервые в линейке Senator появились задние датчики парковки, которые подают звуковой сигнал при приближении к объекту при движении задним ходом. В качестве опции были доступны спутниковая навигационная система и люк на крыше. Четырехступенчатая автоматическая коробка передач сохранена, а тормоза — два передних вентилируемых диска и стандартные невентилируемые диски сзади. Некоторые размеры следующие: длина составляет 4964 мм (195,4 дюйма), ширина 1842 мм (72,5 дюйма), высота 1450 мм (57,1 дюйма), а размер колесной базы составляет 2788 мм (109,8 дюйма). Senator весит 1710 кг (3770 фунтов) и расходует 18,1/100 км топлива по городу, емкость топливного бака составляет 75 литров. Вновь появилась самовыравнивающаяся задняя подвеска, а в состав развлекательного пакета были добавлены проигрыватель компакт-дисков с 6 стеками и аудиосистема с 8 динамиками. Для дополнительной безопасности были добавлены ABS и антипробуксовочная система. По всему салону отделка кожей и темным деревом на приборной панели. Некоторые дополнительные опции, которые также были доступны за дополнительную плату, включали тормоза премиум-класса, спутниковую навигацию, кожаную оловянную обшивку и модернизированную развлекательную звуковую систему.
Сенатор 300
[ редактировать ]Этот автомобиль был выпущен в 2001 году с моделью VX, продолжив серию Y. В стандартную комплектацию входят 10-позиционная система компакт-дисков, 8-позиционное управление электроприводом передних сидений, приборы с отделкой деревом, электрические стеклоподъемники, автоматический климат-контроль, ABS, а также передние и боковые подушки безопасности. Эта модель высшего класса стоила 98 850 долларов. Senator 300 был представлен публике на международном автосалоне в Мельбурне. Всего было построено 33 автомобиля, и 7 из 33 построенных должны были поступить в продажу в Новой Зеландии. Двигатель представляет собой двигатель V8, настроенный Callaway , мощностью 300 кВт (402 л.с.) и доступен только с 6-ступенчатой механической коробкой передач. ABS и перфорированная тормозная система премиум-класса были установлены на 18-дюймовых хромированных дисках Shadow с 10 спицами. Разгон до 0–100 км/ч (0–60 м/ч) занимает всего 6,1 секунды, а расстояние под ним может достигать 400 метров (1/4 мили). 14,7 секунды. [ 20 ]
XU6
[ редактировать ]Представленный в сентябре 2000 года, VX XU6 был оснащен 3,8-литровым двигателем V6 L67 с наддувом, производившим мощность 180 кВт (241 л.с.) при 5000 об/мин и крутящий момент 380 Нм (280 фунт-фут) при 3200 об/мин. Эти показатели не изменились по сравнению с предыдущей моделью VT XU6, и, как и в случае с VT XU6, единственной доступной коробкой передач была 4-ступенчатая автоматическая коробка передач 4L60-E. Стандартные функции XU6 включены, но не ограничиваются ими; 17-дюймовые легкосплавные диски, шесть динамиков звука с проигрывателем компакт-дисков, климат-контроль, кондиционер, круиз-контроль, сиденье водителя с электроприводом в четырех направлениях, передние противотуманные фары, кожаный руль, четыре подушки безопасности и иммобилайзер. Это был последний автомобиль HSV, на котором использовалась паспортная табличка XU6.
Экспорт
[ редактировать ]Экспорт VX осуществлялся на Ближний Восток как Chevrolet Lumina с 2000 года, как и предыдущая серия VT. Уровнями комплектации были седан и универсал Lumina LS (на базе Commodore Executive), седан Lumina LTZ (Берлина) и седан Lumina SS (Commodore SS). [ 21 ]
General Motors do Brasil импортировала VX как Chevrolet Omega с 2001 года, чтобы заменить Omega на базе VT. Об этом обновлении было объявлено 18 мая 2001 года. [ 22 ] [ 23 ] Бразильская модель продавалась как модель CD с одной спецификацией, основанная на Holden Calais. [ 24 ] Продажи VX Omega закончились в 2003 году, когда на смену пришла модель на базе VY, как было объявлено 28 апреля 2003 года. [ 25 ] Модель Omega, хотя и основана на спецификации Кале, имела крышку багажника от более базовой модели VX без задних фонарей, выступающих в крышку багажника.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эдгар, Джулиан (2 апреля 2002 г.). «Тест нового автомобиля — универсал Holden Commodore VX Series II» . АвтоВеб . Веб-публикации . Проверено 2 июля 2007 г.
- ^ Доук, Аластер (15 марта 2001 г.). «Новый Commodore имеет преимущество в стиле; Холден в повестке дня дизель» . Водить машину . Архивировано из оригинала 11 марта 2012 года . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Лорд (2000), с. 41. «В отношении Berlina и Calais компания Holden избрала другой подход, отделив эти модели высокой линии от плебейских моделей с фарами и решеткой в стиле Magnaesque . Все VX имеют новые задние фонари, но Berlina и Calais имеют линзы во всю ширину, в то время как остальные имеют сапоги цвета тела».
- ^ Лорд (2000), с. 37. «Самое большое улучшение VX заключается в пассивной безопасности благодаря незначительным, но чрезвычайно эффективным изменениям, основанным на обширных исследованиях боковых ударов. Модификации средней стойки улучшают защиту от бокового удара по всем направлениям. VX не оснащен боковыми подушками безопасности, риск получения травм снижается вдвое по сравнению с аналогичным оснащенным VT. Добавление противоскользящих тормозов в список стандартного оборудования моделей Executive и S означает, что вся линейка Commodore теперь оснащена системой ABS Bosch версии 5.3. Антипробуксовочная система теперь впервые доступна в сочетании с механической коробкой передач».
- ^ Jump up to: а б с Гейбл, Крис (30 августа 2000 г.). «Холден открывает файлы VX» . Водить машину . Проверено 24 мая 2007 г.
- ^ Маккарти, Маккей, Ньютон, Робинсон (2006), с. 158.
- ^ Jump up to: а б с д «Холден VX Коммодор» . АвтоТрейдер Новая Зеландия . АКП Медиа . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Морели, Дэвид (25 мая 2005 г.). «Холден Коммодор VX» . Возраст . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Холден Коммодор / Кале серии VX» . Неофициальный архив Холдена Коммодора. 26 октября 2003 года . Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис, Кеннеди, Кеннеди (Часть третья), с. 110–111.
- ^ Holden Commodore VN Технические характеристики Получено с сайта www.uniquecarsandparts.com.au 17 декабря 2008 г.
- ^ Утилита Holden VG. Получено с сайта www.catalog.slsa.sa.gov.au 17 декабря 2008 г.
- ^ Брошюра по продажам "HOLDEN V6/V8 UTILITY" AD10433, август 1990 г.
- ^ Брошюра о продажах Holden Ute Series III AD10682, май 1998 г.
- ^ «HSV ClubSport (VXII ClubSport)» . ПерейтиАвто . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ «HSV ClubSport (ВХ КлубСпорт)» . ПерейтиАвто . Проверено 5 июня 2011 г.
- ^ «Пресс-релиз HSV - В.У. Малоо» .
- ^ Jump up to: а б «Брошюра к 20-летию Maloo R8» . ВПГ. Архивировано из оригинала 15 декабря 2010 года . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ^ «AustralianCar.Reviews: №1 по обзорам и оценкам подержанных автомобилей» .
- ^ «Пресс-релиз HSV» . ВПГ . Проверено 25 января 2007 г.
- ^ «Holden Exports набирает обороты» (пресс-релиз). Мельбурн: Холден . 31 января 2001 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Дави, Сусете (18 мая 2001 г.). « Новый Chevrolet Omega 2001: рестайлинг и больше технологий» [Новый Chevrolet Omega 2001: рестайлинг и больше технологий] (Пресс-релиз) (на португальском языке). Сан-Каэтану-ду-Сул : General Motors в Бразилии . Архивировано из оригинала 26 октября 2011 года . Проверено 19 декабря 2014 .
- ^ Герреро, Луис (июль 2001 г.). «Шевроле Омега» . Кватро Родас (на португальском языке). Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 19 декабря 2014 .
- ^ Дави, Сусете (1 октября 2001 г.). «Омега 2001: абсолютное лидерство» (пресс-релиз) (на португальском языке). Сан-Каэтану-ду-Сул : General Motors в Бразилии . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 декабря 2014 .
- ^ "Chevrolet Omega CD" (Пресс-релиз) (на португальском языке). Сан-Каэтану-ду-Сул : General Motors в Бразилии . 28 апреля 2003. Архивировано из оригинала 26 октября 2011 года . Проверено 19 декабря 2014 .
Ссылки
[ редактировать ]- Лорд, Филип (октябрь 2000 г.). «Новый край». Колеса .
- Маккарти, Майк; Маккей, Питер; Ньютон, Брюс; Робинсон, Питер (октябрь 2006 г.). «Коллекционное издание 2006 г. VE Commodore: Полная история». Колеса .
- Дэвис, Тони; Кеннеди, Алистер; Кеннеди, Юэн (февраль 2007 г.). «Наследие Холдена – 13-е издание (часть третья)» (PDF) . ГМ Холден . стр. 110–112. Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2009 года.