Дом-Дом

Вемба -Вемба — австралийский абориген, проживающий на северо-западе Виктории и юго-западе Нового Южного Уэльса , Австралия , в том числе в Малли и Риверина регионах . Они также известны как Вамба-Вамба . [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Wemba-Wemba имеет большое сходство с Woiwurrung . [ 2 ] Когда моравские миссионеры приехали и начали изучать язык на территории Wemba Wemba, на станции Арчибальда Макартура Кэмпбелла в Ганнаварре , они быстро заметили, что аборигены, почувствовав, что их понимают, стали использовать другой язык, не желая допускать этого «культурного завоевания». чтобы позволить белым людям узнать о вещах, которые они хотели бы сохранить в секрете от посторонних. [ 3 ] [ а ]
Страна
[ редактировать ]До европейского заселения в девятнадцатом веке вемба-вемба занимали территорию вокруг реки Лоддон , простираясь на север от Керанга, Виктория, до Лебединого холма и включая район реки Авока , на юг в сторону Квамбатука . В северо-восточном направлении их территория простиралась вверх, через границу Нового Южного Уэльса и Виктории до Бурурбана и Муламейна , и простиралась до окрестностей Бархама . Озера Бога и Бура в Виктории также входили в их владения. [ 1 ] Общая протяженность их территории, по расчетам Нормана Тиндейла, составляет примерно 3200 квадратных миль (8300 км2). 2 ). [ 1 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Вембавемба была зарегистрирована как состоящая из пяти орд . Стоун перечисляет эти орды, обитающие вокруг Тованинни , станции Милул (название указывает на то, что они считались сварливыми), озера Бога, Гонна на реке Мюррей (называемого Дитженбалук («всегда в движении»)) и Баел Баел . [ 1 ]
История контактов
[ редактировать ]Исследователь Томас Митчелл был первым белым человеком, пересекшим территорию Вембавембы в 1836 году. [ 4 ]
Попытка евангелизировать вембавембу
[ редактировать ]Религиозно-культурное мировоззрение вемба-вэмба было сосредоточено на сновидениях , которые они называли йемурраки . [ 5 ]
Два немецких моравских миссионера, преподобный А.Ф. Тэгер и преподобный Ф. В. Шписеке, были убеждены, что вембавемба, которых они называли кулли , были «самыми несчастными и мрачными (людьми), живущими на Божьей земле». [ 6 ] основал миссию на озере Бога в 1851 году. Миссия закрылась в 1856 году из-за отсутствия новообращенных, споров с местными властями и военных действий со стороны местных землевладельцев. [ 7 ] Моравская церковь основала последующий миссионерский участок на территории Вергайя возле озера Хиндмарш в 1856 году (см. Миссия Эбенезер ). [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Йенс отмечает парадокс, что, наоборот, в миссии Эбенезер пасторы прибегали к немецкому языку, чтобы помешать своим новообращенным, свободно владеющим английским языком, понимать их, когда они обсуждают определенные вопросы. ( Йенс 2010 , стр. 82)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Тиндейл 1974 .
- ^ Макбрайд 1986 , с. 83.
- ^ Йенс 2010 , стр. 80–81.
- ^ Йенс 2010 , стр. 73–74.
- ^ Кларк 2003 , с. 382.
- ^ Йенс 2010 , с. 74.
- ^ Йенс 2010 , стр. 71–112.
- ^ Кларк 1995 .
Источники
[ редактировать ]- Барвик, Дайан Э. (1984). Макбрайд, Изабель (ред.). «Картирование прошлого: атлас викторианских кланов 1835–1904 годов». История аборигенов . 8 (2): 100–131. JSTOR 24045800 .
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы на ландшафте: список мест резни на западе Виктории, 1803–1859 гг. (PDF) . АИАЦИС . стр. 135–139. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д. (2009). «Реконструкция микротопонимии аборигенов в западной и центральной Виктории: тематические исследования Тауэр-Хилл, реки Хопкинс и озера Бога» (PDF) . В Геркусе, Луиза ; Кох, Гарольд (ред.). Топонимы аборигенов: называние и переименование австралийского ландшафта . Австралийский национальный университет . стр. 207–221. ISBN 978-1-921-66609-4 .
- Кларк, Пенсильвания (2003). «Мифология австралийских аборигенов». В Паркере, Джанет; Стэнтон, Джули (ред.). Мифология. Мифы, легенды и фантазии . Глобальное книжное издательство. стр. 382–401. ISBN 978-0-785-81790-1 .
- Кларк, Филип А. (2008). Коллекционеры аборигенов растений: ботаники и австралийские аборигены в девятнадцатом веке . Издательство Розенберг. ISBN 978-1-877-05868-4 .
- Йенс, Фелисити (2010). « Эйн Фаулер Флек»: Озеро Бога, гнилостное пятно» . Немецко-моравские миссионеры в британской колонии Виктория, Австралия, 1848–1908 гг.: влиятельные незнакомцы . БРИЛЛ . стр. 71–112. ISBN 978-9-004-17921-9 .
- Макбрайд, Изабель (1986). «Артефакты, язык и социальное взаимодействие: пример Юго-Восточной Австралии» . В Бейли, штат Джорджия; Кэллоу, П. (ред.). Предыстория каменного века: исследования памяти Чарльза Макберни . Издательство Кембриджского университета . стр. 77–93 . ISBN 978-0-521-25773-2 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Вембавемба (Новый Южный Уэльс)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . АНУ Пресс . ISBN 978-0-708-10741-6 .