Яванаджатака
« Яванаджатака » ( санскрит : yavana «греческий» + jātaka « рождение » = «рождение согласно грекам»), написанная Схуджидхваджем , является древним текстом в индийской астрологии .
По словам Дэвида Пингри , это более поздний стих более раннего перевода на санскрит греческого текста, предположительно написанного около 120 г. н.э. в Александрии . [1] по гороскопу . На основе интерпретации и поправок Пингри, оригинальный перевод, сделанный в 149–150 гг. н. э. «Яванесварой» («Повелителем греков») во время правления царя кшатрап западных Рудракармана I , утерян; только значительная часть стихов, написанных 120 лет спустя Сфуджидваджей при Рудрасене II . сохранилась [2] Однако, согласно недавнему исследованию Мака, основанному на недавно обнаруженной рукописи и других документах, интерпретация даты Пингри, а также ряд важных чтений, таких как ноль и другие бхутасамкхья, были основаны на его собственных поправках и не подкреплялись тем, что было написано на рукописи. Более того, традиционно Яванесвара и Сфуджидхваджа понимались как относящиеся к одному и тому же человеку, причем первое было эпитетом второго, согласно таким авторам, как Бхаскара и Утпала . Дата Яванаджатаки, согласно Маку, теперь перенесена на период между 4 и 6 веками нашей эры. [3]
«Яванаджатака» — одно из самых ранних известных санскритских произведений, в которых упоминается греческая гороскопия. [4] За ним последовали другие работы греческого происхождения, оказавшие большое влияние на индийскую астрологию: Паулиса Сиддханта («Учение Павла») и Ромака Сиддханта («Учение римлян » ). Однако некоторые индийские авторы утверждают, что самой ранней известной санскритской работой по гороскопии является «Веданга Джйотиша». [5] [6]
Он был переведен Дэвидом Пингри на английский язык и опубликован как 48-й том Гарвардской восточной серии в 1978 году. [7] [8]
Бытие
[ редактировать ]Последние стихи текста описывают роль Яванасверы в создании текста и роль Схуджидхваджи в его последующем стихосложении:
- «Раньше Яванесвара (повелитель греков), чье видение истины пришло благодаря милости Солнца и чей язык безупречен, перевел этот океан слов, эту драгоценную шахту гороскопа, которая охранялась тем, что была записана в его язык (т. е. греческий), но истина которого была увидена первым из царей (в году) 71 (он перевел) эту науку генетлиологии для наставления мира посредством превосходных слов». (Глава 79/60-61 «Яванаджатака Схуджидхваджи»)
- «Был мудрый царь по имени Спхуджидхваджа, который весь этот (текст), увиденный им в 191 году, переложил в 4000 стихов индраваджры». (Глава 79/62 Яванаджатака Схуджидхваджи)
Даты, использованные в «Яванаджатаке», основаны на эпохе саков (см. главу 79/14 «Когда прошло 66 лет саков...»), что означает, что перевод текста на санскрит был сделан Яванасверой в 149 году нашей эры ( 71 год сакской эры, который начинается в 78 году н.э.). Соответственно, стих Сфужидхваджи был написан в 269 году нашей эры.
Яванаджатака содержит инструкции по составлению астрологических карт ( гороскопов ) по времени и месту рождения. Астрология процветала в эллинистическом мире (особенно в Александрии), и Яванаджатака отражает астрологические методы, разработанные в грекоязычном мире. Астрономические математические методы, такие как расчет гороскопоса (знака зодиака на восточном горизонте), использовались на службе астрологии.
Ссылки на греческую астрологию
[ редактировать ]В тексте имеются различные прямые ссылки на греческие астрологические знания, а номенклатура явно взята из греческого языка:
- «Седьмое место от асцендента, нисходящее, на языке греков называется джамитра (диаметрос); десятое от асцендента, середина неба, говорят они, есть месурана (месуранема)». (Глава 1/49 «Яванаджатака Схуджидхваджи»)
- «Говорят, что это метод определения силы или слабости знаков и планет согласно учению греков; они говорят, что из полного набора влияний в гороскопии существует огромное количество...» ( Глава 1/92 Яванаджатака Схуджидхваджи)
- «Тридцать шесть — это трети зодиакальных знаков, которые греки называют дреканами (деканосами). Они имеют различную одежду, формы и цвета; я опишу их со всеми их качествами, начиная с их характерных знаков». (Глава 3/1 «Яванаджатака Схуджидхваджи»)
- «Правило относительно действий людей, которое было описано выдающимися (астрологами) греков в отношении планетарных дней недели, должно быть установлено в аналогичном правиле в отношении часов (horai), проходящих через дни». (Глава 77/9 «Яванаджатака Схуджидхваджи»)
- «Если асцендент является упакайей своего асцендента при рождении и занят благотворной планетой, но не соединен с вредной планетой, и если Луна находится в хорошем и благоприятном знаке, греки говорят, что он всегда преуспевает в своих начинаниях. " (Глава 78/3 Яванаджатака Схуджидхваджи)
- «Мудрые говорят, что наблюдаемый ход планет является высшим оком всего свода правил гороскопии. Я объясню это кратко согласно наставлению греков». (Глава 79/1 Яванаджатака Схуджидхваджи)
- «Некоторые из тех, кто изучает законы (астрономии), находят, что полезно следовать мнению мудреца Васиштхи; (но согласно) лучшая из греков (юга) должна состоять из 165 лет». (Глава 79/3 Яванаджатака Схуджидхваджи)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Источник
- ^ Пингри (1981) стр.81
- ^ Мак (2013a, 2013b, 2014)
- ^ Мак Эвилли «Форма древней мысли», стр. 385 («Яванаджатака - самый ранний из сохранившихся санскритских текстов по гороскопии, составляющий основу всех более поздних индийских разработок в гороскопии», сам цитирует Дэвида Пингри «Яванаджатака Сфужидхваджи», стр. 5)
- ^ Н. П. Субрамания Айер (1991). Калапракасика . Азиатские образовательные услуги . п. 3.
- ^ Витцель 2001 .
- ^ Дхавале, Д.Г. (1984). « Яванаджатака Сфужидхваджи Дэвида Пингри». Летопись Бхандаркарского института восточных исследований . 65 (1/4): 266–267. JSTOR 41693124 .
- ^ Роше, Людо (март 1980 г.). « Яванаджатака Сфужидхваджи Дэвида Пингри». Исида . 71 (1): 173–174. дои : 10.1086/352443 . JSTOR 230349 .
Ссылки
[ редактировать ]- Томас МакЭвилли (2002) Форма древней мысли , Allworth Press, ISBN 1-58115-203-5
- Дэвид Пингри (1981) « Джйотихшастра », Ян Гонда (редактор) История индийской литературы , Том, VI Фаск. 4, Отто Харрасовиц — Висбаден
- К.В. Сарма (1997), «Sphujidhvaja», Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах под редакцией Хелейн Селин , Спрингера, ISBN 978-0-7923-4066-9
- Билл М. Мак (2014) Возвращение к «старейшему индо-греческому тексту на санскрите» : дополнительные чтения из недавно обнаруженной рукописи Яванаджатаки, Журнал индийских и буддийских исследований 62 (3): 1101-1105
- Билл М. Мак (2013) Последняя глава «Яванаджатаки» Схуджидхваджи, критически отредактированная с примечаниями , SCIAMVS 14, стр. 59–148.
- Билл М. Мак (2013) Дата и характер Яванаджатаки Схуджидхваджи, пересмотренные в свете некоторых недавно обнаруженных материалов , История науки в Южной Азии 1: стр. 1-20
- Витцель, Майкл (25 мая 2001 г.). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов» . Электронный журнал ведических исследований . 7 (3).