Китайский шар-пазл
Китайский шар-головоломка , иногда известный как « шар дьявольской работы» ( китайский : 鬼工球 ; пиньинь : guϐ gōng qiú ) или концентрический шар ( китайский : 同心球; пиньинь : tóng xīn qiú), представляет собой артефакт китайского производства, состоящий из из множества замысловатых концентрических полых сфер, вырезанных из цельного блока, вписываются друг в друга таким образом, что это кажется невозможным, [ 1 ] часто состоящий из четырнадцати слоев. [ 1 ]
Традиционно они изготавливались из слоновой кости . [ 2 ] Резьба по слоновой кости — традиционное искусство и народное ремесло древнего Китая. 20 мая 2006 года он был включен в первую часть списка национального нематериального культурного наследия , утвержденного Госсоветом Китайской Народной Республики . [ 3 ]
После международного запрета на торговлю слоновой костью производители шаров-пазлов попробовали использовать другие материалы, в том числе кость. [ 4 ] 3D-изображения с использованием компьютерной томографии использовались для выявления деталей производственного процесса. [ 5 ]
Название «Китайский шар-головоломка», вероятно, происходит от китайской даосской идиомы « гуй фу шэн гун » ( китайский : 鬼斧神工 ; пиньинь : гуу фу шэн гун ), которая переводится как «топор демона в сочетании с мастерством божества», подчеркивая мастерство этого ремесла. сложная и деликатная природа со сверхъестественным подтекстом. [ 6 ]
Эти замысловатые шары, происходящие из провинции Гуандун , в частности, из Гуанчжоу / Кантона , изначально были предметом местной дани и роскоши экспортными предметами . [ 7 ]
Историческое развитие
[ редактировать ]
Хотя производство китайских шаров-пазлов достигло своего пика в восемнадцатом веке во времена династии Цин , записи указывают на более ранние версии шаров-пазлов во времена династий Сун и Мин . Самое раннее упоминание о китайских шарах-головоломках относится к книге Цао Чжао 1338 года « Гегу Яолун» («Основные критерии антиквариата»), где он описывает более раннюю, более упрощенную версию рабочего шара дьявола ( китайский : 鬼工球 ; пиньинь : guǐ gōng qiú). ), как он предположил, было сделано ремесленником при дворе династии Сун: [ 7 ] «[t] здесь был шар из слоновой кости с полым углом, внутри которого было два или несколько концентрических слоев, все слои можно поворачивать». [ 6 ]
Появление 14-слойного шара-головоломки было отмечено Гао Ляном в 1591 году в « Цуньшэн бацзянь» («Восемь бесед об искусстве жизни»), хотя упомянутый им артефакт был сделан из камня: « Древние люди любили вырезать этот тип камень на круглые сферы, похожие на китайский шар-головоломку. Я видел один с двенадцатью слоями, которые от самого внешнего слоя к самому внутреннему уменьшались в размерах, и каждый слой мог вращаться. крошечный, как зеленая фасоль, я не знаю, как это было «настоящее дьявольское дело». [ 7 ]
В 1792 году Ван Цишу сообщил, что видел, как в Гуанчжоу (Кантон) продавались тринадцатислойные шары-головоломки. [ 7 ]
Некоторые ученые, такие как Чинг-фэй Ши, утверждают, что на китайские шары-пазлы повлияли европейские шары Contrefait Kugeln с геометрической резьбой из слоновой кости из-за сходства в мастерстве и использовании токарных станков в современном производстве. [ 6 ]
Однако Морис Краус оспаривает это утверждение, отмечая, что ремесленники в Китае создавали шары-пазлы вручную до появления токарных станков . [ 6 ] Бин Хуан также предполагает, что Китай и Европа, возможно, обменялись знаниями о многогранной геометрии через немецкие иезуитские миссии , что привело к улучшению мастерства в обоих регионах. [ 6 ]
Производство и торговля
[ редактировать ]
Считается, что китайские шары-пазлы возникли в Кантоне , где процветал ремесленный сектор и был легкий доступ к необработанной слоновой кости , что позволяло ремесленникам демонстрировать свою ловкость и техническое мастерство в сложной резьбе, необходимой для изготовления этих предметов. [ 8 ]
Производство шаров-пазлов из слоновой кости стало более распространенным благодаря процветающей ремесленной экспортной промышленности, которая возникла в Кантоне после 1760 года, когда правительство ограничило въезд иностранных торговцев в этот регион. [ 9 ] Начиная с 1730-х годов ремесленники в Кантоне начали намеренно изготавливать шары-головоломки для массовой дани императору . [ 6 ] Чиновники Бюро дани отобрали шарики-пазлы самого высокого качества для доставки императорскому двору.
Те произведения искусства, которые не считались подходящими для императорского двора, затем продавались на внутренних и экспортных рынках произведений искусства. [ 6 ] Мотивы дизайна, обычно вырезаемые на шарах-головоломках, включают благоприятные символы, такие как китайские драконы , цветочные узоры, геометрические фигуры и китайские иероглифы . Мотивы дракона были особенно распространенным дизайном, когда шары-головоломки изготавливались в качестве дани, поскольку они изображают власть маньчжурских и цинских императоров , поскольку они символизировали бессмертие и путешествие императора между небом и землей. [ 6 ]
Китайские шары-головоломки считались символом статуса как в Китае, так и в Европе. При императорском дворе в Китае шары-пазлы были еще одной формой украшения, которая явно выставляла напоказ богатство императора и его способность использовать труд и таланты населения. [ 10 ] Китайские шары-пазлы также понравились правительственным чиновникам, ученым-литераторам и любой другой высшего класса элите , которая стремилась продемонстрировать социально-политический статус с помощью этой покупки, демонстрируя ее у себя дома. [ 11 ] Произведения искусства из слоновой кости пользовались социальным престижем как в Китае, так и в Европе, поскольку это был редкий, деликатный и дорогостоящий материал, которым исторически могли владеть лишь немногие привилегированные люди, а тем более платить за его изготовление. [ 12 ]
Коллекционеры произведений искусства в Европе также собирали китайские шары-пазлы из слоновой кости как удивительные предметы, олицетворяющие китайскую экзотическую культуру и развитие. [ 6 ] В ответ на популярность этого экспорта китайские ремесленники разработали инновационные произведения для европейского экспорта, такие как кантонские шахматные наборы , в основе которых находятся миниатюрные шарики-головоломки. Однако производство китайских шаров-пазлов с начала 20 века замедлилось, поскольку торговля резной слоновой костью пострадала из-за экономических и политических потрясений того времени.
Производственный процесс
[ редактировать ]
Китайские шары-пазлы создаются посредством трудоемкого процесса сложной резьбы и вложения. Сначала ремесленник должен начать с выбора подходящего куска материала, традиционно слоновой кости, а затем превратить его в сферу, часто на токарном станке. В качестве следующего шага обычно используется геометрическое моделирование на бумаге для планирования создания шара-пазла, чтобы создатель мог гарантировать, что все глазки, которые будут просверлены в шаре-пазле, будут иметь одинаковый диаметр и одинаковое расстояние между слоями. . [ 7 ] В четырнадцати глазках просверливаются конические надрезы, а затем резчик с помощью L-образных скальпелей разделяет разные слои шара-головоломки из слоновой кости, чтобы каждый из них мог динамически перемещаться независимо от других. Кропотливый характер этого этапа передает мастер изготовления шаров-пазлов из слоновой кости Вэн Жунбяо, который в ходе живой демонстрации сказал, что опытному мастеру потребуется не менее 30 часов, чтобы разделить 30 слоев одного шара-головоломки из слоновой кости. [ 6 ] Наконец, мастер вырезает ажурные геометрические узоры на каждом слое, а затем на последнем этапе мастер полирует внешний слой. [ 7 ]
Ремесленники используют токарные станки для обработки шариков-пазлов из слоновой кости, вырезая их вручную с помощью ручных инструментов. Исторически в Китае токарные станки работали с ножным приводом, хотя современные ремесленники используют электрические токарные станки . [ 7 ] Геометрические узоры в каждом слое вырезаются путем «пробивания» небольшого ножа. [ 5 ] в слоновую кость один раз для каждой линии фигуры, а это означает, что необходимо использовать небольшие тонкие инструменты той же ширины, что и сторона каждой внутренней формы. [ 7 ] Исторически сложилось так, что мастера-токари в Гуандуне также должны были быть опытными кузнецами, которые производили свои собственные инструменты для резьбы, причем ученики сначала учились ковать железные инструменты, прежде чем мастера научили их создавать китайские шары-головоломки. [ 6 ]
Ремесленное мастерство
[ редактировать ]
Ремесло периода создания китайских шаров-пазлов, развитое в семейных мастерских в провинции Гуандун , передавалось из поколения в поколение, начиная с Цяньлун . [ 7 ] Например, семья Вэн славится своим мастерством в этом ремесленном ремесле. Репутация семьи зародилась у Вэна Учжана, который прославился изготовлением одиннадцатислойного шара-головоломки из слоновой кости для двора Цин в период Цяньлун , а затем восходил к Вэн Яосяну, новейшему мастеру в пятом поколении, который изготовил шар-головоломку из слоновой кости с пятьюдесятью слоями головоломки. -семь слоев в 2003 году. Это наибольшее количество слоев, которые когда-либо были созданы в шаре-пазле. [ 7 ]
Многие семьи мастеров, занимающихся резьбой по слоновой кости, считали это ремесло прибыльным карьерным ремеслом, тем более что гладкие резные шары из слоновой кости получали комиссионные всего в 6000 юаней . [ 12 ]
Исследователи использовали рентгеновские снимки , компьютерную томографию и компьютерные инструменты визуализации изображений, чтобы подтвердить, что каждая внутренняя сфера в шаре-головоломке вырезана и украшена, хотя и менее богато, чем ближе слой к самой внутренней сфере. [ 13 ] Эти методы также позволяют исследователям увидеть точность и последовательность резьбы, выполненной китайскими мастерами по изготовлению головоломок. [ 7 ] Это альтернатива тому, чтобы разбирать шар-головоломку на части, чтобы хорошо видеть его внутреннюю часть, из-за того, как мало света проникает в центр маленьких артефактов, а также из-за крошечного и деликатного размера резных фигурок. Упрощенное моделирование света, выполненное с помощью 3D-рендеринга, подтверждает визуальную сложность вырезания шара-пазла, а результаты показывают, что у мастеров достаточно прямого света на первых нескольких слоях, но меньше света на более глубоких слоях. [ 5 ]
Материалы и современные вызовы
[ редактировать ]
Производство и торговля китайскими шарами-головоломками в настоящее время затруднены запретом на обработку и продажу слоновой кости, введенным в конце 2017 года Государственным управлением лесного хозяйства Китая (SFA). [ 14 ] Это последовало за почти полным запретом на импорт и экспорт слоновой кости, введенным SFA в 2015 году . [ 15 ] Как и в других странах, основной причиной этого запрета является нынешняя угроза африканскому лесному слону и Юго-Восточной Азии, вызванная браконьерством . [ 15 ] Слоновая кость для ремесленных изделий в Китае исторически получалась от коренных популяций слонов до того, как изменение климата, разрушение среды обитания для сельского хозяйства и охота на слонов как культурный деликатес и источник слоновой кости привели к миграции слонов на юг, в другие регионы Азии. [ 9 ]
С момента появления китайского шара-головоломки во времена династий Мин и Цин , слоновая кость для этого ремесла импортировалась из Африки и Юго-Восточной Азии, где до сих пор добывается большая часть слоновой кости в мире. [ 12 ] Потребители в Азии, особенно в Китае, несут ответственность за высокий уровень потребления слоновой кости. Исследование CITES показало, что рост браконьерства на слонов положительно коррелирует с ростом потребления домохозяйств в Китае, особенно потому, что изделия из слоновой кости часто продаются в Китае как инвестиции в искусство. [ 15 ] Китайские шары-пазлы, как и многие другие резные изделия из слоновой кости в Китае, сохраняют рыночную привлекательность как традиционные эстетические предметы и спекулятивные культурные товары .
Ранее Китай включил резьбу по слоновой кости в свои списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в мае 2006 года, пытаясь получить статус страны, торгующей слоновой костью, и запретил незаконную торговлю слоновой костью только для того, чтобы позволить этим уникальным в культурном отношении ремесленникам продолжать свою работу. [ 12 ] Однако в настоящее время легальные рынки изделий из слоновой кости закрыты, что представляет угрозу для этого ремесла.
шаров-пазлов Вместо этого китайские мастера по изготовлению вынуждены адаптироваться к новым ограничениям в отношении слоновой кости, используя бивни или кость в качестве альтернативного материала. Однако это привело к увеличению цены на бивень мамонта, а поскольку он не является регенеративным ресурсом, его запасов, по оценкам, хватит еще на пятьдесят лет. [ 16 ] Альтернативой является нелегальная добыча слоновой кости, а затем продажа шариков-пазлов из слоновой кости на нелегальных товарных рынках. В результате многие мастера резьбы беспокоятся, что они не смогут передать свои навыки будущим поколениям из-за ограничений на обработку слоновой кости, особенно потому, что нынешние материалы-заменители обрабатываются иначе, чем слоновая кость, что затрудняет обучение этому ремеслу на том же языке. способ. [ 16 ]
Поскольку многие мастера стареют и теряют зрение, остается мало времени, чтобы передать это ремесло следующему поколению китайских мастеров-головоломок. Тем не менее, инициативы по сохранению культуры попытались создать виртуальные симуляции процесса вырезания шаров-пазлов и других артефактов из слоновой кости, а в Университете Гуанчжоу предлагается программа, позволяющая научиться вырезать шар-пазл в цифровом виде . [ 17 ] Это позволяет учащимся учиться на видео мастеров и виртуально практиковать свои навыки, а также навсегда сохраняет технику мастерства на случай, если будут обнаружены новые подходящие материалы для китайских шаров-головоломк.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шаумберг, Эрика М. (30 октября 2017 г.). «Резные шарики-пазлы из слоновой кости» . Чудеса природы и искусства . Геттисбергский колледж. Архивировано из оригинала 09.01.2019 . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Вун, Клэр (3 мая 2019 г.). «Потрясающее мастерство китайских шаров-пазлов из слоновой кости» . Атлас Обскура . Архивировано из оригинала 3 мая 2019 г. Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Го Сяотин. «Уведомление Государственного совета об обнародовании первой части списка национального нематериального культурного наследия (всего 518 объектов) __ Вестник Государственного совета № 20, 2006 г._ Веб-сайт правительства Китая» . www.gov . Проверено 7 мая 2024 г. .
- ^ «Прославленный шар-головоломка» . Музей гранильного искусства Лиццадро . 29 мая 2020 г. Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с ван Лиер, Роберт (25 мая 2018 г.). «3D-изображение китайских шаров-пазлов: пример из истории технического искусства» (PDF) . Центр Вискунде и информатики . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хуан, Бин (03 апреля 2022 г.). «Из руки Божией в руку ремесленника: точеная сфера из слоновой кости и многогранник в цинском Китае» . Исследования китайских религий . 8 (2): 202–237. дои : 10.1080/23729988.2022.2091376 . ISSN 2372-9988 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ван Лиер, Роберт; Ван, Чинг-Линг (13 сентября 2021 г.). «Раскрытие секретов китайских шаров-пазлов из слоновой кости: количественная оценка процесса изготовления с использованием рентгеновской компьютерной томографии» . Бюллетень Рейксмузеума . 69 (3): 244–263. дои : 10.52476/trb.11050 . ISSN 2772-6126 .
- ^ Ван Кампен, январь (2011). «Мастера ножа: китайская резьба по дереву, слоновой кости и мыльному камню» . Бюллетень Рейксмузеума . 59 (2): 152–173. дои : 10.52476/trb.11610 . ISSN 1877-8127 . JSTOR 23074495 .
- ^ Перейти обратно: а б Чайклин, Марта (июнь 2010 г.). «Слоновая кость в мировой истории – торговля раннего Нового времени в контексте» . Исторический компас . 8 (6): 530–542. дои : 10.1111/j.1478-0542.2010.00680.x . ISSN 1478-0542 .
- ^ Пирсон, Стейси (октябрь 2011 г.). «Джонатан Хэй: Чувственные поверхности: декоративный объект в Китае раннего Нового времени. 440 стр. Лондон: Reaktion Books, 2010. 35 фунтов стерлингов. ISBN 978 1 86189 408 3» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 74 (3): 515–516. дои : 10.1017/s0041977x11000632 . ISSN 0041-977X .
- ^ Гао, Юфан; Кларк, Сьюзен Г. (декабрь 2014 г.). «Торговля слоновой костью в Китае: тенденции и движущие силы» . Биологическая консервация . 180 : 23–30. Бибкод : 2014BCons.180...23G . doi : 10.1016/j.biocon.2014.09.020 . ISSN 0006-3207 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ло, Ю; Гао, Юфан (3 февраля 2020 г.). «После китайско-африканской торговли слоновой костью: более чем человеческая этика через границы» . Социальная и культурная география . 23 (2): 270–291. дои : 10.1080/14649365.2020.1724320 . ISSN 1464-9365 .
- ^ Сьюве, Ева (2008), «Жесты, интерфейсы и другие тайны сцены» , Трансдисциплинарное цифровое искусство. Звук, зрение и новый экран , Коммуникации в компьютерной и информационной науке, том. 7, Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg, стр. 301–312, doi : 10.1007/978-3-540-79486-8_25 , ISBN 978-3-540-79485-1 , получено 13 мая 2024 г.
- ^ «Отправки» . Границы в экологии и окружающей среде . 17 (2): 72–77. Март 2019 г. Бибкод : 2019FrEE...17...72. . дои : 10.1002/fee.2009 . ISSN 1540-9295 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ю, Ян; Вецлер, Эндрю; Ян, Сюань; Тан, Ручун; Чжан, Ли (сентябрь 2017 г.). «Значительные и своевременные ограничения на торговлю слоновой костью как в Китае, так и в США имеют решающее значение для спасения слонов» . Письма о сохранении . 10 (5): 596–601. Бибкод : 2017ConL...10..596Y . дои : 10.1111/conl.12279 . ISSN 1755-263X .
- ^ Перейти обратно: а б "Неизвестный" . Журнал научных исследований Университета Киркука . 15 (2): 1–16. 2020-06-30. дои : 10.32894/kujss.2019.15.2.1 . ISSN 1992-0849 . [ мертвая ссылка ]
- ^ Гао, Я Хуан; Чен, Хао Ву; Хуан, Минь Лин; Линь, Рунгтай (2021), Рау, Пей-Луэн Патрик (редактор), «Модель наследия и инновационный дизайн китайской культуры и ремесла, связанного с резьбой по слоновой кости на юге Китая» , Межкультурный дизайн. Приложения в области культурного наследия, туризма, автономных транспортных средств и интеллектуальных агентов , том. 12773, Чам: Springer International Publishing, стр. 23–32, doi : 10.1007/978-3-030-77080-8_3 , ISBN 978-3-030-77079-2 , получено 13 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с китайскими шарами-головоломками из слоновой кости, на Викискладе?