Jump to content

Китайский шар-пазл

Шар-головоломка на выставке в Заморском музее в Бремене.

Китайский шар-головоломка , иногда известный как « шар дьявольской работы» ( китайский : 鬼工球 ; пиньинь : guϐ gōng qiú ) или концентрический шар ( китайский : 同心球; пиньинь : tóng xīn qiú), представляет собой артефакт китайского производства, состоящий из из множества замысловатых концентрических полых сфер, вырезанных из цельного блока, вписываются друг в друга таким образом, что это кажется невозможным, [ 1 ] часто состоящий из четырнадцати слоев. [ 1 ]

Традиционно они изготавливались из слоновой кости . [ 2 ] Резьба по слоновой кости — традиционное искусство и народное ремесло древнего Китая. 20 мая 2006 года он был включен в первую часть списка национального нематериального культурного наследия , утвержденного Госсоветом Китайской Народной Республики . [ 3 ]

После международного запрета на торговлю слоновой костью производители шаров-пазлов попробовали использовать другие материалы, в том числе кость. [ 4 ] 3D-изображения с использованием компьютерной томографии использовались для выявления деталей производственного процесса. [ 5 ]

Название «Китайский шар-головоломка», вероятно, происходит от китайской даосской идиомы « гуй фу шэн гун » ( китайский : 鬼斧神工 ; пиньинь : гуу фу шэн гун ), которая переводится как «топор демона в сочетании с мастерством божества», подчеркивая мастерство этого ремесла. сложная и деликатная природа со сверхъестественным подтекстом. [ 6 ]

Эти замысловатые шары, происходящие из провинции Гуандун , в частности, из Гуанчжоу / Кантона , изначально были предметом местной дани и роскоши экспортными предметами . [ 7 ]

Историческое развитие

[ редактировать ]
Девятислойный шар-пазл из слоновой кости, хранящийся в Рейксмузеуме в Амстердаме, датируемый 1770-1780 годами в Кантоне, Китай.

Хотя производство китайских шаров-пазлов достигло своего пика в восемнадцатом веке во времена династии Цин , записи указывают на более ранние версии шаров-пазлов во времена династий Сун и Мин . Самое раннее упоминание о китайских шарах-головоломках относится к книге Цао Чжао 1338 года « Гегу Яолун» («Основные критерии антиквариата»), где он описывает более раннюю, более упрощенную версию рабочего шара дьявола ( китайский : 鬼工球 ; пиньинь : guǐ gōng qiú). ), как он предположил, было сделано ремесленником при дворе династии Сун: [ 7 ] «[t] здесь был шар из слоновой кости с полым углом, внутри которого было два или несколько концентрических слоев, все слои можно поворачивать». [ 6 ]

Появление 14-слойного шара-головоломки было отмечено Гао Ляном в 1591 году в « Цуньшэн бацзянь» («Восемь бесед об искусстве жизни»), хотя упомянутый им артефакт был сделан из камня: « Древние люди любили вырезать этот тип камень на круглые сферы, похожие на китайский шар-головоломку. Я видел один с двенадцатью слоями, которые от самого внешнего слоя к самому внутреннему уменьшались в размерах, и каждый слой мог вращаться. крошечный, как зеленая фасоль, я не знаю, как это было «настоящее дьявольское дело». [ 7 ]

В 1792 году Ван Цишу сообщил, что видел, как в Гуанчжоу (Кантон) продавались тринадцатислойные шары-головоломки. [ 7 ]

Некоторые ученые, такие как Чинг-фэй Ши, утверждают, что на китайские шары-пазлы повлияли европейские шары Contrefait Kugeln с геометрической резьбой из слоновой кости из-за сходства в мастерстве и использовании токарных станков в современном производстве. [ 6 ]

Однако Морис Краус оспаривает это утверждение, отмечая, что ремесленники в Китае создавали шары-пазлы вручную до появления токарных станков . [ 6 ] Бин Хуан также предполагает, что Китай и Европа, возможно, обменялись знаниями о многогранной геометрии через немецкие иезуитские миссии , что привело к улучшению мастерства в обоих регионах. [ 6 ]

Производство и торговля

[ редактировать ]
Фигура слона из слоновой кости с китайским шаром-головоломкой в ​​основании из набора кантонских шахмат.

Считается, что китайские шары-пазлы возникли в Кантоне , где процветал ремесленный сектор и был легкий доступ к необработанной слоновой кости , что позволяло ремесленникам демонстрировать свою ловкость и техническое мастерство в сложной резьбе, необходимой для изготовления этих предметов. [ 8 ]

Производство шаров-пазлов из слоновой кости стало более распространенным благодаря процветающей ремесленной экспортной промышленности, которая возникла в Кантоне после 1760 года, когда правительство ограничило въезд иностранных торговцев в этот регион. [ 9 ] Начиная с 1730-х годов ремесленники в Кантоне начали намеренно изготавливать шары-головоломки для массовой дани императору . [ 6 ] Чиновники Бюро дани отобрали шарики-пазлы самого высокого качества для доставки императорскому двору.

Те произведения искусства, которые не считались подходящими для императорского двора, затем продавались на внутренних и экспортных рынках произведений искусства. [ 6 ] Мотивы дизайна, обычно вырезаемые на шарах-головоломках, включают благоприятные символы, такие как китайские драконы , цветочные узоры, геометрические фигуры и китайские иероглифы . Мотивы дракона были особенно распространенным дизайном, когда шары-головоломки изготавливались в качестве дани, поскольку они изображают власть маньчжурских и цинских императоров , поскольку они символизировали бессмертие и путешествие императора между небом и землей. [ 6 ]

Китайские шары-головоломки считались символом статуса как в Китае, так и в Европе. При императорском дворе в Китае шары-пазлы были еще одной формой украшения, которая явно выставляла напоказ богатство императора и его способность использовать труд и таланты населения. [ 10 ] Китайские шары-пазлы также понравились правительственным чиновникам, ученым-литераторам и любой другой высшего класса элите , которая стремилась продемонстрировать социально-политический статус с помощью этой покупки, демонстрируя ее у себя дома. [ 11 ] Произведения искусства из слоновой кости пользовались социальным престижем как в Китае, так и в Европе, поскольку это был редкий, деликатный и дорогостоящий материал, которым исторически могли владеть лишь немногие привилегированные люди, а тем более платить за его изготовление. [ 12 ]

Коллекционеры произведений искусства в Европе также собирали китайские шары-пазлы из слоновой кости как удивительные предметы, олицетворяющие китайскую экзотическую культуру и развитие. [ 6 ] В ответ на популярность этого экспорта китайские ремесленники разработали инновационные произведения для европейского экспорта, такие как кантонские шахматные наборы , в основе которых находятся миниатюрные шарики-головоломки. Однако производство китайских шаров-пазлов с начала 20 века замедлилось, поскольку торговля резной слоновой костью пострадала из-за экономических и политических потрясений того времени.

Производственный процесс

[ редактировать ]
Инструменты для резьбы, используемые для создания замысловатых узоров на китайских шарах-головоломках из слоновой кости, выставлены в Музее народного искусства Гуандуна в Гуанчжоу, Китай.

Китайские шары-пазлы создаются посредством трудоемкого процесса сложной резьбы и вложения. Сначала ремесленник должен начать с выбора подходящего куска материала, традиционно слоновой кости, а затем превратить его в сферу, часто на токарном станке. В качестве следующего шага обычно используется геометрическое моделирование на бумаге для планирования создания шара-пазла, чтобы создатель мог гарантировать, что все глазки, которые будут просверлены в шаре-пазле, будут иметь одинаковый диаметр и одинаковое расстояние между слоями. . [ 7 ] В четырнадцати глазках просверливаются конические надрезы, а затем резчик с помощью L-образных скальпелей разделяет разные слои шара-головоломки из слоновой кости, чтобы каждый из них мог динамически перемещаться независимо от других. Кропотливый характер этого этапа передает мастер изготовления шаров-пазлов из слоновой кости Вэн Жунбяо, который в ходе живой демонстрации сказал, что опытному мастеру потребуется не менее 30 часов, чтобы разделить 30 слоев одного шара-головоломки из слоновой кости. [ 6 ] Наконец, мастер вырезает ажурные геометрические узоры на каждом слое, а затем на последнем этапе мастер полирует внешний слой. [ 7 ]

Ремесленники используют токарные станки для обработки шариков-пазлов из слоновой кости, вырезая их вручную с помощью ручных инструментов. Исторически в Китае токарные станки работали с ножным приводом, хотя современные ремесленники используют электрические токарные станки . [ 7 ] Геометрические узоры в каждом слое вырезаются путем «пробивания» небольшого ножа. [ 5 ] в слоновую кость один раз для каждой линии фигуры, а это означает, что необходимо использовать небольшие тонкие инструменты той же ширины, что и сторона каждой внутренней формы. [ 7 ] Исторически сложилось так, что мастера-токари в Гуандуне также должны были быть опытными кузнецами, которые производили свои собственные инструменты для резьбы, причем ученики сначала учились ковать железные инструменты, прежде чем мастера научили их создавать китайские шары-головоломки. [ 6 ]

Ремесленное мастерство

[ редактировать ]
3D-рендеринг перфорированных узоров на втором слое китайского шара-пазла, хранящегося в Рейксмузеуме.

Ремесло периода создания китайских шаров-пазлов, развитое в семейных мастерских в провинции Гуандун , передавалось из поколения в поколение, начиная с Цяньлун . [ 7 ] Например, семья Вэн славится своим мастерством в этом ремесленном ремесле. Репутация семьи зародилась у Вэна Учжана, который прославился изготовлением одиннадцатислойного шара-головоломки из слоновой кости для двора Цин в период Цяньлун , а затем восходил к Вэн Яосяну, новейшему мастеру в пятом поколении, который изготовил шар-головоломку из слоновой кости с пятьюдесятью слоями головоломки. -семь слоев в 2003 году. Это наибольшее количество слоев, которые когда-либо были созданы в шаре-пазле. [ 7 ]

Многие семьи мастеров, занимающихся резьбой по слоновой кости, считали это ремесло прибыльным карьерным ремеслом, тем более что гладкие резные шары из слоновой кости получали комиссионные всего в 6000 юаней . [ 12 ]

Исследователи использовали рентгеновские снимки , компьютерную томографию и компьютерные инструменты визуализации изображений, чтобы подтвердить, что каждая внутренняя сфера в шаре-головоломке вырезана и украшена, хотя и менее богато, чем ближе слой к самой внутренней сфере. [ 13 ] Эти методы также позволяют исследователям увидеть точность и последовательность резьбы, выполненной китайскими мастерами по изготовлению головоломок. [ 7 ] Это альтернатива тому, чтобы разбирать шар-головоломку на части, чтобы хорошо видеть его внутреннюю часть, из-за того, как мало света проникает в центр маленьких артефактов, а также из-за крошечного и деликатного размера резных фигурок. Упрощенное моделирование света, выполненное с помощью 3D-рендеринга, подтверждает визуальную сложность вырезания шара-пазла, а результаты показывают, что у мастеров достаточно прямого света на первых нескольких слоях, но меньше света на более глубоких слоях. [ 5 ]

Материалы и современные вызовы

[ редактировать ]
Виртуальная платформа моделирования, где учащиеся могут попрактиковаться в вырезании искусственного шара-головоломки из слоновой кости, используя моделируемые инструменты, идентичные тем, которые используют настоящие резчики шаров-пазлов.

Производство и торговля китайскими шарами-головоломками в настоящее время затруднены запретом на обработку и продажу слоновой кости, введенным в конце 2017 года Государственным управлением лесного хозяйства Китая (SFA). [ 14 ] Это последовало за почти полным запретом на импорт и экспорт слоновой кости, введенным SFA в 2015 году . [ 15 ] Как и в других странах, основной причиной этого запрета является нынешняя угроза африканскому лесному слону и Юго-Восточной Азии, вызванная браконьерством . [ 15 ] Слоновая кость для ремесленных изделий в Китае исторически получалась от коренных популяций слонов до того, как изменение климата, разрушение среды обитания для сельского хозяйства и охота на слонов как культурный деликатес и источник слоновой кости привели к миграции слонов на юг, в другие регионы Азии. [ 9 ]

С момента появления китайского шара-головоломки во времена династий Мин и Цин , слоновая кость для этого ремесла импортировалась из Африки и Юго-Восточной Азии, где до сих пор добывается большая часть слоновой кости в мире. [ 12 ] Потребители в Азии, особенно в Китае, несут ответственность за высокий уровень потребления слоновой кости. Исследование CITES показало, что рост браконьерства на слонов положительно коррелирует с ростом потребления домохозяйств в Китае, особенно потому, что изделия из слоновой кости часто продаются в Китае как инвестиции в искусство. [ 15 ] Китайские шары-пазлы, как и многие другие резные изделия из слоновой кости в Китае, сохраняют рыночную привлекательность как традиционные эстетические предметы и спекулятивные культурные товары .

Ранее Китай включил резьбу по слоновой кости в свои списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в мае 2006 года, пытаясь получить статус страны, торгующей слоновой костью, и запретил незаконную торговлю слоновой костью только для того, чтобы позволить этим уникальным в культурном отношении ремесленникам продолжать свою работу. [ 12 ] Однако в настоящее время легальные рынки изделий из слоновой кости закрыты, что представляет угрозу для этого ремесла.

шаров-пазлов Вместо этого китайские мастера по изготовлению вынуждены адаптироваться к новым ограничениям в отношении слоновой кости, используя бивни или кость в качестве альтернативного материала. Однако это привело к увеличению цены на бивень мамонта, а поскольку он не является регенеративным ресурсом, его запасов, по оценкам, хватит еще на пятьдесят лет. [ 16 ] Альтернативой является нелегальная добыча слоновой кости, а затем продажа шариков-пазлов из слоновой кости на нелегальных товарных рынках. В результате многие мастера резьбы беспокоятся, что они не смогут передать свои навыки будущим поколениям из-за ограничений на обработку слоновой кости, особенно потому, что нынешние материалы-заменители обрабатываются иначе, чем слоновая кость, что затрудняет обучение этому ремеслу на том же языке. способ. [ 16 ]

Поскольку многие мастера стареют и теряют зрение, остается мало времени, чтобы передать это ремесло следующему поколению китайских мастеров-головоломок. Тем не менее, инициативы по сохранению культуры попытались создать виртуальные симуляции процесса вырезания шаров-пазлов и других артефактов из слоновой кости, а в Университете Гуанчжоу предлагается программа, позволяющая научиться вырезать шар-пазл в цифровом виде . [ 17 ] Это позволяет учащимся учиться на видео мастеров и виртуально практиковать свои навыки, а также навсегда сохраняет технику мастерства на случай, если будут обнаружены новые подходящие материалы для китайских шаров-головоломк.

  1. ^ Перейти обратно: а б Шаумберг, Эрика М. (30 октября 2017 г.). «Резные шарики-пазлы из слоновой кости» . Чудеса природы и искусства . Геттисбергский колледж. Архивировано из оригинала 09.01.2019 . Проверено 3 августа 2020 г.
  2. ^ Вун, Клэр (3 мая 2019 г.). «Потрясающее мастерство китайских шаров-пазлов из слоновой кости» . Атлас Обскура . Архивировано из оригинала 3 мая 2019 г. Проверено 3 августа 2020 г.
  3. ^ Го Сяотин. «Уведомление Государственного совета об обнародовании первой части списка национального нематериального культурного наследия (всего 518 объектов) __ Вестник Государственного совета № 20, 2006 г._ Веб-сайт правительства Китая» . www.gov . Проверено 7 мая 2024 г. .
  4. ^ «Прославленный шар-головоломка» . Музей гранильного искусства Лиццадро . 29 мая 2020 г. Проверено 4 августа 2020 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с ван Лиер, Роберт (25 мая 2018 г.). «3D-изображение китайских шаров-пазлов: пример из истории технического искусства» (PDF) . Центр Вискунде и информатики . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хуан, Бин (03 апреля 2022 г.). «Из руки Божией в руку ремесленника: точеная сфера из слоновой кости и многогранник в цинском Китае» . Исследования китайских религий . 8 (2): 202–237. дои : 10.1080/23729988.2022.2091376 . ISSN   2372-9988 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Ван Лиер, Роберт; Ван, Чинг-Линг (13 сентября 2021 г.). «Раскрытие секретов китайских шаров-пазлов из слоновой кости: количественная оценка процесса изготовления с использованием рентгеновской компьютерной томографии» . Бюллетень Рейксмузеума . 69 (3): 244–263. дои : 10.52476/trb.11050 . ISSN   2772-6126 .
  8. ^ Ван Кампен, январь (2011). «Мастера ножа: китайская резьба по дереву, слоновой кости и мыльному камню» . Бюллетень Рейксмузеума . 59 (2): 152–173. дои : 10.52476/trb.11610 . ISSN   1877-8127 . JSTOR   23074495 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Чайклин, Марта (июнь 2010 г.). «Слоновая кость в мировой истории – торговля раннего Нового времени в контексте» . Исторический компас . 8 (6): 530–542. дои : 10.1111/j.1478-0542.2010.00680.x . ISSN   1478-0542 .
  10. ^ Пирсон, Стейси (октябрь 2011 г.). «Джонатан Хэй: Чувственные поверхности: декоративный объект в Китае раннего Нового времени. 440 стр. Лондон: Reaktion Books, 2010. 35 фунтов стерлингов. ISBN 978 1 86189 408 3» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 74 (3): 515–516. дои : 10.1017/s0041977x11000632 . ISSN   0041-977X .
  11. ^ Гао, Юфан; Кларк, Сьюзен Г. (декабрь 2014 г.). «Торговля слоновой костью в Китае: тенденции и движущие силы» . Биологическая консервация . 180 : 23–30. Бибкод : 2014BCons.180...23G . doi : 10.1016/j.biocon.2014.09.020 . ISSN   0006-3207 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Ло, Ю; Гао, Юфан (3 февраля 2020 г.). «После китайско-африканской торговли слоновой костью: более чем человеческая этика через границы» . Социальная и культурная география . 23 (2): 270–291. дои : 10.1080/14649365.2020.1724320 . ISSN   1464-9365 .
  13. ^ Сьюве, Ева (2008), «Жесты, интерфейсы и другие тайны сцены» , Трансдисциплинарное цифровое искусство. Звук, зрение и новый экран , Коммуникации в компьютерной и информационной науке, том. 7, Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg, стр. 301–312, doi : 10.1007/978-3-540-79486-8_25 , ISBN  978-3-540-79485-1 , получено 13 мая 2024 г.
  14. ^ «Отправки» . Границы в экологии и окружающей среде . 17 (2): 72–77. Март 2019 г. Бибкод : 2019FrEE...17...72. . дои : 10.1002/fee.2009 . ISSN   1540-9295 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с Ю, Ян; Вецлер, Эндрю; Ян, Сюань; Тан, Ручун; Чжан, Ли (сентябрь 2017 г.). «Значительные и своевременные ограничения на торговлю слоновой костью как в Китае, так и в США имеют решающее значение для спасения слонов» . Письма о сохранении . 10 (5): 596–601. Бибкод : 2017ConL...10..596Y . дои : 10.1111/conl.12279 . ISSN   1755-263X .
  16. ^ Перейти обратно: а б "Неизвестный" . Журнал научных исследований Университета Киркука . 15 (2): 1–16. 2020-06-30. дои : 10.32894/kujss.2019.15.2.1 . ISSN   1992-0849 . [ мертвая ссылка ]
  17. ^ Гао, Я Хуан; Чен, Хао Ву; Хуан, Минь Лин; Линь, Рунгтай (2021), Рау, Пей-Луэн Патрик (редактор), «Модель наследия и инновационный дизайн китайской культуры и ремесла, связанного с резьбой по слоновой кости на юге Китая» , Межкультурный дизайн. Приложения в области культурного наследия, туризма, автономных транспортных средств и интеллектуальных агентов , том. 12773, Чам: Springer International Publishing, стр. 23–32, doi : 10.1007/978-3-030-77080-8_3 , ISBN  978-3-030-77079-2 , получено 13 мая 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9654686101a40da20c2b954512f348f9__1721711820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/f9/9654686101a40da20c2b954512f348f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese puzzle ball - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)