Пероз I
Пероз I 𐭯𐭩𐭫𐭥𐭰 | |
---|---|
Король королей Ирана и неиранских стран [ а ] | |
Король Сасанидской империи | |
Царствование | 459–484 |
Предшественник | Хормизд III |
Преемник | Балаш |
Умер | 484 Рядом с Балхом (?) |
Проблема | Планы я Джамасп Самбице Пероздухт |
Дом | Дом Сасана |
Отец | Йездигерд II |
Мать | Денаг |
Религия | Зороастризм |
Пероз I ( среднеперсидский : 𐭯𐭩𐭫𐭥𐭰 , латинизированный: Pērōz ) был сасанидским царем царей ( шаханшахом ) Ирана с 459 по 484 год. Сын Йездигерда II ( годы правления 438–457 ), он оспаривал правление своего старшего брата и действующий царь Хормизд III ( годы правления 457–459 ), в конце концов захвативший трон после двухлетней борьбы. Его правление было отмечено войной и голодом. В начале своего правления он успешно подавил восстание в Кавказской Албании на западе и положил конец кидаритам на востоке, ненадолго расширив сасанидское правление на Тохаристан , где он выпустил золотые монеты со своим подобием в Балхе . В то же время Иран страдал от семилетнего голода. Вскоре он столкнулся с бывшими подданными кидаритов, эфталитами , которые, возможно, ранее помогли ему завоевать трон. Он дважды был побежден и взят в плен эфталитами и потерял недавно приобретенные владения.
вспыхнули восстания В 482 году в западных провинциях Армении и Иберии , возглавляемые Вааном Мамиконяном и Вахтангом I соответственно. Прежде чем Пероз смог подавить там волнения, он потерпел поражение и был убит в своей третьей войне с эфталитами в 484 году, захватившими главные сасанидские города восточного региона Хорасана — Нишапур , Герат и Марв . Воспользовавшись ослаблением сасанидской власти на востоке, гунны-незаки впоследствии захватили область Забулистана . Пероз был последним шаханшахом, чеканившим уникальные золотые монеты в индийском регионе Синд , что указывает на то, что регион был утерян примерно в тот же период. Хотя Пероз был набожным зороастрийцем , он поддерживал недавно созданную христианскую секту несторианства , и незадолго до его смерти она была объявлена официальной доктриной иранской церкви .
Войны Пероса против эфталитов были описаны как «безрассудные» как в современной, так и в современной историографии . Его поражение и смерть положили начало периоду политических, социальных и религиозных волнений. Империя достигла своего упадка; шаханшах . теперь был клиентом эфталитов и был вынужден платить дань, в то время как знать и духовенство оказывали большое влияние и власть над нацией, будучи в состоянии действовать как создатели королей Магнаты, в первую очередь Сухра и Шапур Михран , избрали брата Пероза, Балаша , новым шаханшахом . Порядок сначала будет восстановлен при сыне Пероза Каваде I ( годы правления 488–496, 498/9–531 ), который реформировал империю и победил эфталитов, отвоевав Хорасан. К 560 году за Пероза отомстил его внук Хосров I ( годы правления 531–579 ), который в сотрудничестве с Первым Тюркским каганатом уничтожил эфталитов.
Имя
[ редактировать ]«Пероз» — среднеперсидское имя, означающее «победитель». [ 1 ] оно засвидетельствовано На парфянском языке как Перож , а его новоперсидская форма — Пируз (арабизированная форма: Фируз ). [ 2 ] Пероз транслитерируется по -гречески как Пероз ( Περόζης ). [ 3 ] Грузинская транслитерация имени Пьерож/Пероз была введена в грузинский язык дважды; через его среднеиранскую форму (парфянскую/среднеперсидскую) и новоперсидскую форму. [ 2 ] Армянская ) имеет то же написание , транслитерация «Пероз» ( Պերոզ что и среднеперсидский оригинал. [ 4 ] Имя Пероз уже использовалось членами Сасанидской семьи в III веке, а именно кушано -сасанидским правителем Перозом I Кушаншахом . [ 1 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]Когда отец Пероза Йездигерд II ( годы правления 438–457 ) умер в 457 году, он, как сообщается, не разработал преемника и вместо этого - по словам средневекового историка аль-Таалиби - поручил эту задачу элите и ведущим марзбанам ( маркграфам ). . [ 5 ] Вскоре последовала гражданская война; Старший сын Йездигерда II, Хормизд III, объявил себя королем в городе Рэй на севере Ирана, а Пероз бежал в северо-восточную часть империи и начал собирать армию, чтобы претендовать на трон. [ 6 ] [ 7 ] Мать братьев, королева Денаг , временно правила регентшей империи из ее столицы Ктесифона . [ 6 ] Согласно восточным источникам, Пероз был более достоин трона, чем Хормизд, которого они называют «несправедливым». [ 8 ] Только анонимный источник, известный как Кодекс Шпренгер 30, описывает Хормизда как «более храброго и лучшего», а Пероза - как «более образованного в религии». [ 8 ]
Оба брата, по-видимому, пытались заручиться поддержкой держав соседнего восточного региона Тохаристана/Бактрии в своей борьбе. Тогда этот регион контролировали кидариты вместе с некоторыми из их местных вассалов, таких как эфталиты. [ 9 ] Согласно трем современным буквам на бактрийском языке (языке Тохаристана), местному правителю города Роба (между Кабулом и Балхом ) Кирдир-Варахрану присвоены почетные титулы «славный через Хормизд» и «верный Перозу». ", что, по-видимому, указывает на то, что он поменял свою преданность между двумя братьями. [ 10 ] По мнению современных армянских историков Элише и Газара Парпеци , Пероза особенно поддерживал Дом Миграна , один из семи великих домов Ирана , в то время как более поздние персидские источники вместо этого сообщают, что Пероз бежал к эфталитам и заручился их помощью. [ 11 ]
Однако современные историки назвали эту версию «легендарной» и «несколько причудливой». [ 8 ] [ 11 ] Современные историки Парване Пуршариати , Шапур Шахбази и Майкл Боннер предпочитают армянскую версию, причем последний предполагает, что персидский рассказ может иметь некоторую достоверность, поскольку Пероз заручился помощью эфталитов через Михранидов. [ 7 ] [ 8 ] [ 11 ] Элише и Газар дают два несколько разных описания борьбы Пероза против Хормизда. Согласно первому, Перозу помогал его наставник-михранид Рахам Мигран , который в 459 году захватил и казнил Хормизда, а затем короновал Пероза как шаханшаха . То же самое сообщает Газар, за исключением того, что Михранида зовут Аштад Мигран, и он был не наставником, а скорее приемным отцом Пероза. [ 8 ] [ 10 ] [ б ]
Царствование
[ редактировать ]Восстание в Кавказской Албании и голод
[ редактировать ]В ходе династической борьбы между Перозом и Ормиздом III аршакидский царь Албании Кавказской Ваче II ( годы правления 440–462 ) воспользовался неспокойной ситуацией и провозгласил независимость. [ 12 ] Он впустил гуннов в город Дербент и с их помощью атаковал иранскую армию. Пероз в ответ позволил гуннам пройти через Дарьяльское ущелье , и впоследствии они разорили Албанию. [ 13 ] Два короля заключили соглашение; Ваче II вернет свою мать (сестру Пероза) и дочь Перозу, а он получит 1000 семей, которые ему первоначально дал его отец в качестве своей доли наследства. Ваче II отрекся от престола в 462 г. [ 14 ] оставив Албанию без короля до 485 года, когда Вачаган III ( годы правления 485–510 ) был возведен на престол братом и преемником Пероза Балашем ( годы правления 484–488 ). [ 13 ] Пероз также освободил некоторых армянских аристократов, заключенных в тюрьму его отцом после армянского восстания в 451 году. [ 15 ] В предыдущем году (461 г.) Иран пострадал от сильной засухи, вызвавшей крупномасштабный голод, который продлился до 467 г. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Отношения с Византийской империей
[ редактировать ]В начале правления Пероза напряженность между Ираном и Византией начала расти . В середине 460-х годов византийцы обнаружили, что их генерал Ардабурий тайно переписывался с иранским двором, убеждая Пероза атаковать византийцев, обещая военную поддержку и, предположительно, также разведданные. Письма Ардабурия были перехвачены и переданы византийскому императору Льву I ( годы правления 457–474 ), который отстранил его от должности и вызвал в столицу Константинополь . [ 18 ] Судьба Ардабурия неизвестна. [ 19 ] Лев ответил на активность Ирана усилением своих границ с ними, что включало укрепление Каллиникума в Сирии . [ 20 ]
После заключения византийско-иранского мирного договора 387 г. обе империи согласились, что они обязаны сотрудничать в защите Кавказа от нападений кочевников из северных степей. [ 21 ] Иранцы сыграли в этом главную роль, а византийцы через нерегулярные промежутки времени внесли около 500 фунтов (230 кг) золота. [ 22 ] Византийцы рассматривали этот платеж как вклад во взаимную защиту, но иранцы рассматривали его как дань, которая сделала Византию подчиненной Ирану . [ 23 ] С момента основания Сасанидской империи ее правители демонстрировали суверенитет и мощь своего королевства путем сбора дани, особенно с византийцев. [ 24 ] В отместку за заговор Ирана с Ардабурием Лео прекратил выплаты. Повторные переговоры не смогли решить проблему. [ 20 ] Византийцы также призвали вернуть город Нисибис , который был передан Ирану в рамках договора в 363 году. [ 20 ] [ 25 ] Напряженность продолжала нарастать до прихода на престол византийского императора Зенона ( годы правления 474–491 ) в 474 году, который возобновил платежи Ирану, а также выкупил Пероза из плена эфталитов. [ 26 ] Тем не менее, война чуть не разразилась в начале 480-х годов, когда некоторые тайские клиенты сасанидов вторглись на территорию Византии из-за двухлетней засухи. Находившийся на границе иранский генерал Кардаг Накораган быстро усмирил тайских набегов и обеспечил мир с византийцами. [ 27 ] [ 28 ]
Война с кидаритами
[ редактировать ]Со времени правления Шапура II ( годы правления 309–379 ) Ирану приходилось иметь дело с кочевым захватчиками на востоке, известными как « иранские гунны » и состоявшими из эфталитов, кидаритов, хионитов и алханов . [ 29 ] Они захватили Тохаристан и Гандхару у Шапура II и его кушано-сасанидских клиентов, а в конечном итоге и Кабул у Шапура III ( годы правления 383–388 ). [ 30 ] [ 31 ] Археологические , нумизматические и сигиллографические данные показывают, что гунны правили царством, столь же изысканным, как и царство Сасанидов. Они быстро переняли иранскую имперскую символику и титулатуру, например, имитируя сасанидскую имперскую чеканку . [ 32 ] Современный историк Ричард Пейн утверждает: «Вдали от разрушительных ксионанов, описанных в иранских описаниях, или мародерствующих варваров, описанных римскими историками, гуннские царства пост-иранской Центральной Азии были основанными на городах, взимающими налоги, идеологически новаторскими государствами. короли оказались в затруднительном положении, чтобы свергнуть их». [ 33 ] Потеря армянского кавалерийского контингента после восстания Армении в 451 году ослабила усилия Сасанидов по сдерживанию своих восточных врагов. [ 34 ] [ 35 ] [ с ]
Сасанидские усилия были прерваны в начале V века кидаритами, которые вынудили Йездигерда I ( годы правления 399–420 ), Бахрама V ( годы правления 420–438 ) и/или Йездигерда II платить им дань. [ 24 ] [ 36 ] Хотя это не беспокоило иранскую казну, тем не менее это было унизительно. [ 37 ] Йездигерд II в конце концов отказался платить дань, что позже будет использовано в качестве оправдания войны, которую кидариты объявили Перозу в ок. 464. [ 38 ] [ 36 ] Перозу не хватало рабочей силы для борьбы, и поэтому он обратился за финансовой помощью к Византийской империи, которая отказалась. [ 39 ] Затем он предложил мир царю кидаритов Кункасу и предложил жениться на своей сестре, но вместо этого послал женщину низкого статуса. [ 39 ]
Через некоторое время Кунхас узнал об обмане Пероза и в свою очередь попытался его обмануть, попросив прислать военных специалистов для усиления его армии. [ 39 ] Когда группа из 300 военных специалистов прибыла ко двору кунхасов на Валааме (возможно, в Балхе), их либо убили, либо изуродовали и отправили обратно в Иран, с информацией, что кунхасы сделали это из-за ложного договора Пероза. [ 39 ] Примерно в это же время Пероз объединился с эфталитами и другими гуннами, такими как Мехама , правитель Кадага в восточном Тохаристане. [ 40 ] С их помощью он наконец победил кидаритов в 466 году и на короткое время взял Тохаристан под контроль Сасанидов, выпустив золотые монеты в Балхе. [ 32 ] [ 41 ] Стиль золотой монеты во многом был основан на кидаритских монетах, и на ней Пероз был изображен со своей второй короной. [ 42 ] [ 43 ] В легенде о монете его имя и титул указаны на бактрийском языке. В следующем году (467 г.) иранское посольство направилось в Константинополь, где было объявлено о победе над кидаритами. Иранское посольство, отправленное к китайской династии Северная Вэй в 468 году, возможно, сделало то же самое. [ 18 ]
Кидариты продолжали править в Гандхаре, а возможно, и в Согдиане . В конечном итоге они были завоеваны алханами в Гандхаре и эфталитами в Согдиане. [ 44 ] Согласно бактрийским хроникам , Мехама впоследствии был выдвинут на должность «правителя знаменитого и процветающего царя царей Пероза». [ 9 ] Однако в Тохаристане последовал вакуум власти , что позволило Мехаме получить автономию или, возможно, даже независимость. [ 9 ]
Первая и вторая война с эфталитами
[ редактировать ]О войне Пероза с эфталитами сообщается в двух современных источниках — отчете византийского историка Прокопия и сирийском тексте Псевдо-Иисуса Навина Столпника . Однако оба источника испорчены ошибками и упущениями. Согласно Псевдо-Иисусу Навину, Пероз вел три войны с эфталитами, но он лишь вкратце упоминает о них. В отчете Прокопия, хотя и подробном, упоминаются только две войны. [ 45 ] Многие современные историки сходятся во мнении, что он трижды сражался с эфталитами. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
С падением кидаритов их бывшие подданные – эфталиты, базировавшиеся в восточном Тохаристане, – воспользовались вакуумом власти, распространив свою власть на весь Тохаристан. [ 48 ] Их столица, скорее всего, находилась недалеко от города Кундуз в восточном Тохаристане, который средневековый учёный аль-Бируни называет Вар-Вализ. [ 48 ] Царю-эфталиту часто дают имя Ахшунвар , которое, по мнению иранолога Ходадада Резахани, вероятно, было титулом, используемым царями-эфталитами, подобным другим современным среднеазиатским титулам, таким как Ихшид и Афшин . [ 49 ] Чтобы остановить экспансию эфталитов, Пероз напал на них в 474 году, но попал в засаду и был взят в плен недалеко от границы Гургана . [ 50 ] [ 51 ] Его выкупил Зенон, который помог ему восстановить хорошие отношения между сасанидами и эфталитами. [ 51 ] По словам Прокопия, Ахшунвар потребовал, чтобы Пероз пал ниц перед ним в обмен на его освобождение. Следуя совету своих жрецов, Пероз встретил Ахшунвара на рассвете и сделал вид, что простирается перед ним, тогда как на самом деле он делал это перед восходящим солнцем, то есть Митрой , богом Солнца. [ 46 ] [ 51 ] [ 52 ]
В конце 470-х или начале 480-х годов Пероз начал вторую кампанию, которая закончилась его поражением и повторным пленением; он предложил заплатить в качестве выкупа тридцать вьюков серебряных драхм , но смог заплатить только двадцать. Не имея возможности собрать остальное, он отправил своего младшего сына Кавада ко двору эфталитов в 482 году в качестве заложника, пока этот остаток не будет выплачен. [ 48 ] [ 50 ] [ 53 ] [ д ] Пейн отмечает, что «суммы были скромными по сравнению с позднеантичными дипломатическими субсидиями или государственными доходами. Но слухи о караване, доставляющем дань от иранского двора гуннам, распространились по Ирану и средиземноморским мирам, вплоть до Сидония Аполлинария в Галлии. ." [ 36 ] После этого Ахшунвар чеканил монеты с изображением себя в крылатой короне в виде тройного полумесяца, которая была третьей короной Пероза, что указывало на то, что царь эфталитов считал себя законным правителем Ирана. [ 36 ] [ 55 ] Пероз обложил своих подданных подушным налогом, чтобы собрать десять вьюков серебра, и добился освобождения Кавада перед тем, как начать свою третью кампанию. [ 53 ]
Восстания в Армении и Иберии
[ редактировать ]Помимо Кавказской Албании, две другие иранские провинции на Кавказе — Армения и Иберия — также были недовольны зороастрийским сасанидским правлением. В Армении политика Йездигерда II по интеграции христианской знати в бюрократию путем принуждения ее к переходу в зороастризм привела к крупномасштабному восстанию в 451 году, которое возглавил армянский военачальник Вардан Мамиконян . Хотя сасаниды победили повстанцев в битве при Аварайре , влияние восстания все еще ощущалось, и напряженность продолжала расти. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Тем временем в Иберии Пероз отдавал предпочтение Варскену , наместнику ( бидахшу ) армяно-иберийского приграничного региона Гугарк . Член Михранидов Гугарка , Варскен родился христианином, но когда он отправился к иранскому двору в 470 году, он принял зороастризм и перешел от христианской иберийской монархии к Сасанидской империи. [ 60 ] [ 61 ] В награду за обращение он получил вице-королевство Албании и женился на дочери Пероза. [ 62 ] Поддерживая свою проиранскую позицию, он пытался заставить свою семью принять зороастризм, в том числе свою первую жену Шушаник (дочь Вардана), которую он в конце концов убил, что сделало ее мученицей . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] Политика Варскена была неприемлема для иберийского царя Вахтанга I ( годы правления 447/49–502/22 ), который убил его, а затем восстал против Ирана в 482 году. [ 65 ] Почти одновременно армяне восстали под предводительством Вагана Мамиконяна , племянника Вардана. [ 66 ]
В том же году марзбан Армении Адхур Гушнасп был разбит и убит войсками Вагана, который назначил Саака II Багратуни новым марзбаном . [ 67 ] [ 68 ] Пероз послал армию под командованием Зармира Хазарвукса из Дома Карен в Армению, а другая армия во главе с сасанидским генералом Миграном из семьи Миранидов была отправлена в Иберию. [ 69 ] Летом армия под предводительством Шапура Миграна, сына Миграна, нанесла поражение объединенной армяно-иберийской армии при Акесге, в результате чего погибли Саак II Багратуни и брат Вагана Васак. [ 70 ] [ 71 ] в то время как Вахтанг бежал в контролируемую Византией Лазицу . [ 64 ] Роль Шапура Миграна, командующего армией в Иберии, предполагает, что Пероз, возможно, отозвал своего отца Миграна для участия в его эфталитской войне. [ 72 ]
Ваан отступил с остальными своими силами в горы Тайка , откуда они начали партизанскую войну . [ 73 ] Шапур Мигран восстановил сасанидское правление в Армении, но был вызван ко двору в Ктесифоне, в результате чего Ваан восстановил контроль над армянской столицей Двином , где он укрепился. [ 74 ] В 483 году прибыло иранское подкрепление под командованием Зармира Хазарвукста, который осадил Двин. Имея численное превосходство, Ваан внезапно атаковал иранцев, разгромив их в битве при Нерсеапате, недалеко от Маку . [ 75 ] Ваан снова отступил в горы, недалеко от византийской границы. [ 70 ] [ 76 ] Он надеялся, что иранцы не будут преследовать и нападать на него там, чтобы избежать риска конфликта с византийцами. Однако после ночного марша Зармир Хазарвукст напал на армянский лагерь и сумел захватить в плен несколько принцесс. Ваан и большая часть его людей отошли дальше в горы. [ 77 ]
Неожиданный поворот событий изменил ход войны: смерть Пероза в 484 году во время его войны с эфталитами заставила иранскую армию уйти из Армении. [ 70 ] Брат и преемник Пероза, Балаш, заключил мир с Вааном и назначил его хазарапетом (министром), а затем марзбаном Армении. [ 78 ] Мир был также заключен в Иберии, где Вахтанг смог возобновить свое правление. [ 79 ]
Третья война с эфталитами и смерть
[ редактировать ]Вопреки советам аристократии и духовенства Пероз готовился в Гургане к третьему походу против эфталитов. [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ] Газар подчеркивает оппозицию кампании среди своих людей, заявляя, что иранские силы были деморализованы перспективой столкновения с гефталитами до такой степени, что это едва не привело к мятежу. [ 83 ] Пероз оставил во главе империи своего брата Балаша. [ 84 ] начав свой поход на эфталитов во главе большой армии в 484 году. [ 82 ] Когда Ахшунвар узнал о кампании Пероза, он отправил своему заместителю следующее сообщение: «Вы заключили со мной мир в письменной форме, за печатью, и обещали не вести против меня войну. Мы определили общие границы, которые не должны пересекаться с враждебными намерениями ни одной из сторон. вечеринка." [ 85 ]
Башня, воздвигнутая в качестве пограничного знака возле Окса дедом Пероза, Бахрамом V. [ 86 ] был уничтожен Перозом. [ 82 ] Об этом событии сообщают как Динавари (ум. 896), так и ат-Табари (ум. 923). Последний сообщил, что Пероз привязал башню к пятидесяти слонам и тремстам связанным вместе людям и протащил ее перед своими людьми, а сам шел за башней, притворяясь, что не нарушил мирный договор своего деда. [ 82 ] Ахшунвар, не желая встретиться лицом к лицу с Перозом, приказал вырыть большую траншею через поле битвы, скрыв ее кустарником и рыхлой древесиной, и расположив позади нее свои силы. Атакуя силы Ахшунвара, Пероз и его армия упали в траншею, где и были убиты. Их тела не были обнаружены иранцами. [ 36 ] [ 82 ] Среди погибших иранцев было много выдающихся аристократов. [ 36 ] включая четверых сыновей или братьев Пероза. [ 50 ] Место битвы неизвестно; по мнению современного историка Клауса Шиппмана, это произошло на территории современного Афганистана, возможно, недалеко от Балха. [ 12 ]
Псевдо-Иешуа, изображающий Пероза враждебно, предположил, что Пероз, возможно, смог сбежать из траншеи, но впоследствии либо умер от голода в расщелине горы, либо был убит и съеден дикими животными в лесу. [ 82 ]
Последствия
[ редактировать ]Основные сасанидские города восточного региона Хорасана — Нишапур , Герат и Марв теперь находились под властью эфталитов. [ 87 ] Свита Пероза, включая его дочь Пероздухт и его священников, была захвачена Ахшунваром. [ 82 ] Пероздухт был женат на Ахшунваре и родил ему дочь, которая позже выйдет замуж за сына Пероза Кавада I ( годы правления 488–496, 498/9–531 ). [ 88 ] Из-за поражения Пероза якобы был принят закон, запрещающий преследование отходящей армии. [ 89 ] Его войны против эфталитов были описаны как «безрассудные» как в современной, так и в современной историографии. [ 90 ] [ 91 ] Его поражение и смерть положили начало периоду политических, социальных и религиозных волнений. [ 92 ] Империя достигла своего упадка: шаханшах стал теперь клиентом эфталитов и был вынужден платить дань; в то время как дворянство и духовенство оказывали большое влияние и власть над нацией, будучи способными действовать как создатели королей. [ 93 ] По словам Пейна, «ни одно другое событие в истории Сасанидской династии так явно не подорвало претензии [Иранской империи], и современники были ошеломлены безрассудством царя царей». [ 91 ] Воспользовавшись ослаблением власти Сасанидов на востоке, гунны-незаки захватили область Забулистана . [ 94 ] Пероз был последним шаханшахом, чеканившим уникальные золотые монеты в индийском регионе Синд , что указывает на то, что регион был утерян примерно в тот же период. [ 95 ]
Иранский магнат Сухра быстро собрал новую армию и помешал эфталитам добиться дальнейших успехов. [ 91 ] Семья Сухры, член Дома Карен, заявляла о своем происхождении от мифологических героев Карена и Туса, которые спасли Иран после того, как его король Новзар был убит туранцем Афрасиабом , которого Пейн называет «при обстоятельствах, слишком похожих на обстоятельства смерти Пероза для сходство случайное». [ 91 ] По мнению иранолога Эхсана Яршатера , некоторые из ирано-туранских сражений, описанных в средневековом персидском эпосе «Шахнаме» («Книга царей»), по-видимому, были основаны на эфталитских войнах Пероза и его преемников. [ 96 ] Брат Пероза, Балаш, был избран шаханшахом иранскими магнатами, в первую очередь Сухрой и Шапуром Михраном. [ 81 ] Порядок был восстановлен при Каваде I, который реформировал империю и разбил эфталитов, отвоевав Хорасан. [ 87 ] За Пероза отомстил его внук Хосров I ( годы правления 531–579 ), который в сотрудничестве с Первым Тюркским каганатом уничтожил эфталитов в 560 году. [ 97 ]
Со времен Бахрама I ( годы правления 271–274 ) сасанидские монархи в основном проживали в Гундешапуре на юге Ирана из-за его удобного положения между Иранским плато и Месопотамской равниной. В связи с возрастанием значения Тигра и Евфрата пойм главная резиденция шаханшаха была перенесена в Ктесифон после Пероза. [ 98 ]
Религиозная политика
[ редактировать ]Пероз, как и все другие сасанидские правители, был приверженцем зороастризма . [ 99 ] По словам ат-Табари, Пероз «продемонстрировал справедливое правление и достойное поведения, а также проявил благочестие», что, по мнению Шиппмана, указывает на то, что он, скорее всего, поддался требованиям зороастрийского духовенства. [ 12 ] [ 100 ] При Перозе зороастрийская секта зурванизма, ) стойкого зурванита Мир-Нарсеха казалось бы, была отвергнута, хотя он сохранил своим министром ( вузург фрамадар . [ 101 ] При Перозе иранский календарь был реформирован; Новый год ( Навруз ) и эпагоменал из месяца Фравардин были перенесены в месяц Адур . [ 102 ]
В отличие от своего отца, Пероз не пытался обратить кавказских албанцев и армян в зороастризм. [ 12 ] Тем не менее, сообщалось, что во время правления Пероза имели место преследования христиан и евреев. [ 12 ] В то время как еврейские источники утверждают, что причиной преследований является иранский фанатизм, иранские источники обвиняют евреев в жестоком обращении с зороастрийскими священниками. Современный историк Якоб Нойснер предположил, что в иранских рассказах может быть доля правды и что евреи, возможно, сделали это из-за ожидания пришествия Мессии , который должен был прийти через 400 лет после разрушения Второго Храма (датированного раввины в 68 году нашей эры, то есть в 468 году). Далее он добавляет, что евреи, возможно, ожидали, что страна станет еврейской сейчас, с приходом Мессии. [ 103 ] По словам современного историка Эберхарда Зауэра, сасанидские монархи преследовали другие религии только тогда, когда это было в их неотложных политических интересах. [ 104 ]
Пероз поддержал новую христианскую секту несторианства как официальную доктрину иранской христианской церкви . В 484 году, незадолго до смерти Пероза, в Гундешапуре состоялся собор, на котором несторианство было объявлено официальным учением церкви. [ 12 ]
Строительные проекты
[ редактировать ]Пероз был известен тем, что основал множество городов. Согласно «Истории страны Албании» , Пероз приказал своему вассалу, царю кавказских албанцев Ваче II, построить город Перозапат («город Пероз» или «Процветающий Пероз»). Однако это маловероятно, поскольку Королевство Кавказская Албания было упразднено Перозом после подавления восстания Ваче II в середине 460-х годов. [ 105 ] Город, по-видимому, был основан самим Перозом после свержения правящей семьи в Кавказской Албании. Благодаря более безопасному расположению он стал новой резиденцией иранских марзбанов . [ 106 ] Пероз также основал Шахрам Пероз ( Ардебиль ) в Адурбадагане ; Рам Пероз возле Рэя; и Рошан Пероз между Гурганом и Дербентом. [ 107 ] [ 108 ]
Базилика в Иберии является Болнисского Сиони свидетельством растущего там сасанидского влияния. Он был построен в 478/479 году в южной части страны, подпавшей под местный контроль Мигранидов Гугарка. [ 109 ] [ 110 ] Иконография надписи базилики демонстрирует иранские черты, а в ее , написанной на древнегрузинском языке , упоминается Пероз: [ 111 ]
[С помощью Святой Троицы фундамент этой святой церкви был заложен в двадцатый [год] года [правления] короля Перо[з] и был завершен пятнадцатью годами [позже]. Бог помилует всякого, кто поклоняется здесь. И Бог помилует и того, кто будет молиться за епископа Давида‛, строителя этой святой церкви. [Аминь.]
Хотя базилика не была заказана Перозом, строители Болнисского Сиони, возможно, были вдохновлены царскими постройками Сасанидов. [ 109 ]
Правление Пероза знаменует собой самую позднюю возможную дату завершения Великой стены Горгана , строительство которой началось в конце 4-го века. [ 112 ] Позже к стене были пристроены дополнительные укрепления, возможно, уже во времена правления Кавада I и Хосрова I. [ 112 ] Стена, протянувшаяся от побережья Каспийского моря до Пишкамара , была крупнейшей в свое время и крупнейшей иранской инвестицией в военную инфраструктуру в позднеантичный и средневековый периоды. [ 113 ]
Чеканка монет и имперская идеология
[ редактировать ]На чеканке Пероза традиционная сасанидская титулатура шаханшаха (« Царь царей ») опущена, и только два аспекта Кая Пероза («Король Пероз»). показаны [ 114 ] Одна из печатей Пероза демонстрирует, что традиционная титулатура все еще использовалась, а это указывает на то, что монеты не отображают с уверенностью полный формальный титул сасанидских монархов. [ 114 ] Использование мифологического каянского титула Кей , впервые использованного отцом Пероза Йездигердом II, было связано со сдвигом в политической перспективе Сасанидской империи. Первоначально расположенный на западе, теперь он изменился на восток. [ 115 ] Этот сдвиг, начавшийся еще при Йездигерде I и Бахраме V, достиг своего апогея при Перозе I и его отце. [ 115 ] Возможно, это было вызвано агрессией племен на восточной границе. [ 115 ] Война против гуннских племен, возможно, пробудила мифическое соперничество, существовавшее между иранскими каянскими правителями и их туранскими врагами, что продемонстрировано в Младшей Авесте . [ 115 ]
Этот конфликт между Ираном и его восточными врагами, возможно, привел к принятию титула Кей , который использовался иранскими мифическими королями в их войне против туранцев на востоке. [ 115 ] Вероятно, именно в этот период сасаниды собрали легендарные и эпические тексты, в том числе легенду об иранском царе-герое Ферейдуне (Фредоне на среднеперсидском языке), который разделил свое царство между тремя сыновьями: старшим сыном Салмом. получил западную империю, Рим ; второй по старшинству Тур получил империю востока, Туран; а младший, Ирадж , получил сердце империи, Иран. [ 115 ] Под влиянием этих рассказов о каянах сасаниды, возможно, считали себя наследниками Ферейдуна и Ираджа и поэтому, возможно, считали как византийские владения на западе, так и восточные владения эфталитов принадлежащими Ирану. [ 115 ] Таким образом, сасаниды, возможно, символически отстаивали свои права на эти земли, принимая на себя титул кая . [ 115 ]
Пероз изображал на своих монетах себя с тремя разными коронами. Первый состоит из диадемы , короны с зубцами посередине и коримба с лунным полумесяцем спереди. Вторая корона аналогична первой, за исключением того, что к задней части шапки расширены зубцы. На третьей короне добавлены два крыла, что является отсылкой к Веретрагне , богу победы. [ 116 ] Пероз и Шапур II ( годы правления 309–379 ) были единственными двумя сасанидскими монархами, которые регулярно чеканили золотые монеты. Австрийский Николаус Шиндель предположил, что золотые монеты обычно не использовались в повседневной жизни, а вместо этого использовались историк и нумизмат высокопоставленным иранским магнатам в качестве пожертвования, передаваемого шаханшахом , по-видимому, во время праздников. [ 117 ]
В персидской литературе
[ редактировать ]Пероз включен в легендарную романтическую историю, рассказанную иранским историком XIII века Ибн Исфандияром . История начинается с того, что Пероз мечтает о красивой женщине, в которую он влюбляется. Затем Пероз отправляет одного из своих родственников, который также является близким другом, Мирфируза из семьи Мигран, чтобы найти ее. [ 118 ] Мирфируз находит женщину и узнает, что она дочь генерала Михранидов Аштада Мирана. Пероз женится на ней и по ее просьбе закладывает фундамент города Амол в Табаристане . [ 69 ]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]
|
Король королей |
Bahram V [ 81 ] ( р. 420–438 ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Йездигерд II [ 81 ] ( р. 438–457 ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хормизд III [ 81 ] ( р. 457–459 ) | Пероз I [ 81 ] (457–484) | Балаш [ 81 ] ( р. 484–488 ) | Цари [ 81 ] (ум. 485) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балендухт [ 119 ] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планы я [ 87 ] ( р. 488–496, 498/9–531 ) | Джамасп [ 81 ] ( р. 496–498/9 ) | Пероздухт [ 82 ] | Самбице [ 120 ] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также пишется «Король королей иранцев и неиранцев».
- ↑ По некоторым данным, Хормизд III был помилован и помилован своим братом; скорее всего, это легенда и противоречит другим источникам. [ 8 ]
- ^ Армянские солдаты снова служили Сасаниам в VI и VII веках. [ 34 ]
- ↑ Серебряные драхмы и по сей день можно найти тысячами на рынках Афганистана. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Резахани 2017 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Чкеидзе 2001 , стр. 486–490.
- ^ Мартиндейл 1980 , с. 860.
- ^ Шмитт и Бейли 1986 , стр. 445–465.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Киа 2016 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шахбази 2004 , стр. 465–466.
- ^ Перейти обратно: а б с Резахани 2017 , с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Боннер 2020 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с Боннер 2020 , стр. 124–125.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шиппманн 1999 , стр. 631–632.
- ^ Перейти обратно: а б Шомон 1985 , стр. 806–810.
- ^ Гаджиев 2020 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Фрай 1983 , с. 147.
- ^ Кертис 1999 , с. 305.
- ^ Босворт 1999 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Боннер 2020 , с. 126.
- ^ Боннер 2020 , стр. 126–127.
- ^ Перейти обратно: а б с Боннер 2020 , с. 127.
- ^ Шайеган 2013 , с. 809.
- ^ Пейн 2015b , стр. 296–298.
- ^ Пейн 2015b , с. 298.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2016 , с. 18.
- ^ Дарьяи 2014 , с. 18.
- ^ Боннер 2020 , стр. 127–128.
- ^ Боннер 2020 , с. 128.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 49.
- ^ Резахани 2017 , стр. 85–87.
- ^ Пейн 2016 , стр. 7, 11.
- ^ Резахани 2017 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Пейн 2015b , с. 285.
- ^ Пейн 2015b , с. 286.
- ^ Перейти обратно: а б Макдонаф 2011 , с. 305.
- ^ Макдонаф 2013 , с. 613.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пейн 2015b , с. 287.
- ^ Боннер 2020 , с. 100.
- ^ Поттс 2018 , стр. 291, 294.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зеймал 1996 , с. 130.
- ^ Резахани 2017 , стр. 102, 121.
- ^ Резахани 2017 , стр. 102, 121, 127.
- ^ Крибб 2018 , с. 23.
- ^ Альрам 2014 , с. 271.
- ^ Резахани 2017 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Боннер 2020 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Резахани 2017 , стр. 127–128.
- ^ Поттс 2018 , стр. 295–296.
- ^ Перейти обратно: а б с Резахани 2017 , с. 127.
- ^ Резахани 2017 , стр. 126–127, 137.
- ^ Перейти обратно: а б с Поттс 2018 , с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с Боннер 2020 , с. 136.
- ^ Прокопий, III .
- ^ Перейти обратно: а б Боннер 2020 , с. 137.
- ^ де ла Васьер 2005 , с. 111.
- ^ Пейн 2016 , с. 17.
- ^ Хьюсен 2001 , с. 85.
- ^ Зауэр 2017 , с. 192.
- ^ Авдоян 2018 .
- ^ Боннер 2020 , с. 133.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 38, 45, 67.
- ^ Дедеян 2007 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов 1961 , с. 101.
- ^ Рэпп 2014 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Суни 1994 , с. 23.
- ^ Боннер 2020 , с. 134.
- ^ Шомон 1986 , стр. 418–438.
- ^ Груссе 1947 , стр. 216–218.
- ^ Дедеян 2007 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б Пуршариати 2008 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б с Дедеян 2007 , с. 193.
- ^ Груссе 1947 , стр. 221–222.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 75.
- ^ Груссе 1947 , стр. 221–223.
- ^ Груссе 1947 , стр. 219, 221–223.
- ^ Груссе 1947 , с. 220.
- ^ Груссе 1947 , с. 223.
- ^ Груссе 1947 , с. 223-224.
- ^ Шомон и Шиппманн 1988 , стр. 574–580.
- ^ Suny 1994 , стр. 23–25.
- ^ Ховард-Джонстон 2012 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шахбази 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Резахани 2017 , с. 128.
- ^ Газар Парпеци, 85 .
- ^ Пуршариати 2008 , с. 77.
- ^ Зеймал 1996 , с. 142.
- ^ Трейна 2011 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиндель 2013 , стр. 136–141.
- ^ Резахани 2017 , стр. 128–129.
- ^ Боннер 2020 , с. 138.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пейн 2015b , с. 288.
- ^ Зауэр 2017 , с. 293.
- ^ Дарьяи 2014 , стр. 25–26.
- ^ Альрам 2014 , стр. 280–281.
- ^ Шиндель 2016 , стр. 127–130.
- ^ Зауэр 2017 , с. 170.
- ^ Резахани 2017 , стр. 134, 146.
- ^ Макдоноу, 2011 , стр. 302–303.
- ^ Пейн 2015a , с. 2.
- ^ Босворт 1999 , с. 110.
- ^ Дарьяи 2000 .
- ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 131.
- ^ Нойснер 1983 , с. 916.
- ^ Зауэр 2017 , с. 190.
- ^ Гаджиев 2017 , стр. 122–123.
- ^ Гаджиев 2017 , с. 123.
- ^ Рэпп 2014 , с. 182 (см. примечание 52).
- ^ Бадийи 2021 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Рэпп 2014 , с. 251.
- ^ Туманов 1969 , с. 22.
- ^ Рэпп 2014 , стр. 19, 39, 251.
- ^ Перейти обратно: а б Боннер 2020 , с. 98.
- ^ Боннер 2020 , стр. 97–98.
- ^ Перейти обратно: а б Шиндель 2013b , с. 837.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шайеган 2013 , с. 807.
- ^ Кертис 1999 , стр. 304–305.
- ^ Шиндель 2013b , с. 827.
- ^ Пуршариати 2008 , с. 72.
- ^ Туманов 1969 , с. 28.
- ^ Мартиндейл 1980 , стр. 974–975.
Библиография
[ редактировать ]- Альрам, Майкл (2014). «От сасанидов до гуннов Новые нумизматические свидетельства из Гиндукуша». Нумизматическая хроника . 174 : 261–291. JSTOR 44710198 . ( требуется регистрация )
- Авдоян, Левон (2018). «Аварайр, битва при (Аварайре)» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Бадийи, Бахрам (2021). «Города и монетные центры, основанные сасанидами» . В Фагфури, Мостафа (ред.). Древнеиранская нумизматика . Серия «Древний Иран». Том. 12. Брилл. стр. 203–233. дои : 10.1163/9789004460720_012 . ISBN 978-90-04-46072-0 . S2CID 242624054 .
- Босворт, CE , изд. (1999). История ат-Табари, Том V: Сасаниды, византийцы, Лахмиды и Йемен . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-4355-2 .
- Боннер, Майкл (2020). Последняя империя Ирана . Нью-Йорк: Горгиас Пресс. дои : 10.31826/9781463240516 . ISBN 978-1-4632-0616-1 . S2CID 219805346 .
- Шомон, МЛ (1985). «Албания» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/8: Алафранк – Альп Арслан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 806–810. ISBN 978-0-71009-097-3 .
- Шомон, МЛ (1986). «Армения и Иран ii. Доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 418–438. ISBN 978-0-71009-104-8 .
- Шомон, ML; Шиппманн, К. (1988). "Балаш " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/6: Племя Бахтиари II – Банан . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 574–580. ISBN 978-0-71009-118-5 .
- Чкеидзе, Тея (2001). «Грузия против лингвистических контактов с иранскими языками» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том X/5: География IV – Германия VI . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 486–490. ISBN 978-0-933273-53-5 .
- Крибб, Джо (2018). «Нумизматические свидетельства и дата Каниски I» . В Риенджанге — Ваннапорн; Стюарт, Питер (ред.). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23–24 марта 2017 г. Оксфорд: Издательство Archaeopress. стр. 7–35. ISBN 978-1-78491-855-2 .
- Кертис, Веста Сархош (1999). «Некоторые наблюдения о монетах Пероза и Кавада I» . В Альраме, Майкл; Климбург-Солтер, Дебора Э. (ред.). Монеты, искусство и хронология: Очерки доисламской истории индо-иранского пограничья (1-е изд.). Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften. стр. 303–313.
- Дарьяи, Турадж (2000). «Мехр-Нарсе» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Дарьяи, Турадж (2014). Сасанидская Персия: Взлет и падение империи . ИБТаурис. ISBN 978-0-85771-666-8 .
- Дедеан, Жерар (2007). История армянского народа . Тулуза: Частное. ISBN 978-2-7089-6874-5 .
- де ла Васьер, Этьен (2005). Согдийские торговцы: история . Перевод Уорда, Джеймса. Нью-Йорк: Брилл. ISBN 978-90-04-14252-7 .
- Фрай, Ричард Н. (1983). «Политическая история Ирана при Сасанидах» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (1): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20092-Х .
- Гаджиев, Муртазали (2017). «Строительная деятельность Кавада I в Кавказской Албании» . Иран и Кавказ . 21 (2). Брилл: 121–131. дои : 10.1163/1573384X-20170202 .
- Гаджиев, Муртазали (2020). «Хронология аршакидских албанцев» . От Албании до Аррана . Горгиас Пресс. стр. 29–35. дои : 10.31826/9781463239893-006 . ISBN 978-1-4632-3988-6 . S2CID 234391712 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл, Северная Каролина (2002). «Первая персидская война Юстиниана и вечный мир». Римская восточная граница и персидские войны (Часть II, 363–630 гг. н.э.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк и Лондон, Великобритания: Routledge. стр. 82–97. ISBN 978-0-415-14687-6 .
- Груссе, Рене (1947). История Армении от истоков до 1071 года (на французском языке). Пэрис: Пайот. ISBN 978-2-228-13570-2 . ОСЛК 3084562 .
- Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226332284 .
- Ховард-Джонстон, Джеймс (2012). «Позднесасанидская армия» . В Бернхаймере, Тереза; Сильверстайн, Адам Дж. (ред.). Поздняя античность: восточные перспективы . Лондон: Мемориальный фонд Гибба. стр. 87–127. ISBN 978-0-906094-53-2 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-61069-391-2 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1980). Просопография Поздней Римской империи: Том II, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20159-4 .
- Нойснер, Джейкоб (1983). «Евреи в Иране». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, том 3 (2): Селевкидский, парфянский и сасанидский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-24693-8 .
- Макдонаф, Скотт (2011). «Ноги трона: короли, элиты и подданные в Сасанидском Иране». В Арнасоне, Иоганн П.; Раафлауб, Курт А. (ред.). Римская империя в контексте: исторические и сравнительные перспективы . John Wiley & Sons, Ltd., стр. 290–321. дои : 10.1002/9781444390186.ch13 . ISBN 978-0-470-65557-3 .
- Макдонаф, Скотт (2013). «Военные и общество в Сасанидском Иране» . В Кэмпбелле, Брайан; Тритл, Лоуренс А. (ред.). Оксфордский справочник по войне в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–783. ISBN 978-0-19-049913-6 .
- Пейн, Ричард Э. (2015a). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 978-0-520-29245-1 .
- Пейн, Ричард (2015b). «Возрождение Ирана: Сасанидская империя и гунны». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета. стр. 282–299. ISBN 978-1-107-63388-9 .
- Пейн, Ричард (2016). «Создание Турана: падение и трансформация иранского Востока в поздней античности». Журнал поздней античности . 9 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 4–41. дои : 10.1353/jla.2016.0011 . S2CID 156673274 .
- Поттс, Дэниел Т. (2018). «Сасанидский Иран и его северо-восточная граница» . В Массачусетсе, Майкл; Ди Космо, Никола (ред.). Империи и обмены в поздней античности Евразии . Издательство Кембриджского университета. стр. 287–301. ISBN 978-1-107-09434-5 .
- Зауэр, Эберхард (2017). Сасанидская Персия: между Римом и степями Евразии . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Эдинбургского университета. стр. 1–336. ISBN 978-1-4744-0101-2 .
- Шиндел, Николас (2013). «Кавад I и Царствование » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XVI/2: Касситы-Кегль, Сандор . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 136–141. ISBN 978-1-934283-39-4 .
- Шиндель, Николаус (2013b). «Сасанидская чеканка». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 814–840. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199733309.013.0013 . ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Шиндель, Николаус (2016). «Чеканки Парадана и Синда в контексте кушанской и кушано-сасанидской нумизматики». В Кертисе, Веста Сархош; Пендлтон, Элизабет Дж.; Альрам, Майкл; Дарьяи, Турадж (ред.). Парфянская и раннесасанидская империи: адаптация и расширение . Том. 5. Книги Оксбоу. стр. 123–132. дои : 10.2307/j.ctvh1dkb6.17 . ISBN 978-1-78570-207-5 . JSTOR j.ctvh1dkb6.17 .
- Шиппманн, Клаус (1999). «Фируз» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IX/6: Фестивали VIII – Рыба . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 631–632. ISBN 978-0-933273-34-4 .
- Шмитт, Р .; Бейли, HW (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН iv. Иранское влияние в армянском языке» . Энциклопедия Ираника, Том. II, Фаск. 4–5 . стр. 445–465.
- Шайеган, М. Рахим (2013). «Сасанидская политическая идеология». В Поттсе, Дэниел Т. (ред.). Оксфордский справочник Древнего Ирана . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199733309.013.0043 . ISBN 978-0-19-973330-9 .
- Стаусберг, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (2015). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . Джон Уайли и сыновья, ООО
- Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20915-3 .
- Шахбази, А. Шапур (2004). «Хормозд III » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том XII/5: Гомосексуализм III – Миграция людей II . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 465–466. ISBN 978-0-933273-79-5 .
- Шахбази, А. Шапур (2005). «Сасанидская династия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-0029-9 . JSTOR 10.3366/j.ctt1g04zr8 .
- Рэпп, Стивен Х. (2014). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Фарнхэм: Издательство Ashgate. ISBN 978-1-4724-2552-2 .
- Туманов, Кирилл (1961). «Введение в христианскую историю Кавказа: II: Государства и династии периода становления». Традицио . 17 . Издательство Кембриджского университета: 1–106. дои : 10.1017/S0362152900008473 . JSTOR 27830424 . S2CID 151524770 . ( требуется регистрация )
- Туманов, Кирилл (1969). «Хронология первых царей Иберии». Традицио . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–33. дои : 10.1017/S0362152900010898 . JSTOR 27830864 . S2CID 151472930 . ( требуется регистрация )
- Трейна, Джусто (2011). 428 год нашей эры: обычный год конца Римской империи. Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15025-3 .
- Зеймал, Э.В. (1996). «Кидаритское царство в Средней Азии». История цивилизаций Центральной Азии, Том III: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Париж: Издательство ЮНЕСКО. стр. 119–134. ISBN 978-92-3-103211-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Древние произведения
[ редактировать ]Современные работы
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж; Резахани, Ходадад (2017). «Сасанидская империя» . В Дарьяи, Турадж (ред.). Царь семи стран: история древнего иранского мира (3000 г. до н.э. – 651 г. н.э.) . UCI Иорданский центр персидских исследований. стр. 1–236. ISBN 978-0-692-86440-1 .
- Хьюсен, Роберт Х. (1987). «Аварайр » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том III/1: Аташ – Аваель аль-Макалат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. п. 32. ISBN 978-0-71009-113-0 .
- Зейни, Араш (2018). «Пероз» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .