Завод военно-морских самолетов Н3Н
Н3Н | |
---|---|
Корпус морской пехоты США N3N-3 над островом Пэррис , 1942 год. | |
Роль | Учебный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Завод военно-морских самолетов |
Первый полет | август 1935 г. [ 1 ] |
Введение | 1936 |
Ушедший на пенсию | 1961 |
Основной пользователь | ВМС США |
Произведено | 1935-1942 |
Количество построенных | 997 |
Naval Aircraft Factory N3N — американский самолет- биплан начальной подготовки с тандемными сиденьями и открытой кабиной, построенный на заводе военно-морских самолетов (NAF) в Филадельфии , штат Пенсильвания , в 1930-х и начале 1940-х годов.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Построенный для замены Consolidated NY-2 и NY-3, N3N успешно прошел испытания как в качестве обычного самолета , так и в качестве гидросамолета . [ 1 ] На гидросамолете использовался один большой поплавок под фюзеляжем и два поплавка меньшего размера под внешними законцовками нижних крыльев. Обычный самолет использовал неубирающееся шасси. Прототип XN3N-1 был оснащен Wright J-5 звездообразным двигателем . Поступил заказ на 179 серийных самолетов. [ 1 ] Ближе к концу первого производственного цикла двигатель был заменен на радиальный Wright R-760-2 Whirlwind. Самолет построен с использованием Alcoa экструдированного алюминия с болтами и заклепками, а не с использованием более распространенных сварных фюзеляжей из стальных труб. В ранних серийных моделях использовались алюминиевые стрингеры, изготовленные по отмененным заказам на строительство дирижаблей. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Начиная с 1935 года ВВС построили 997 самолетов Н3Н. В их число входили 179 Н3Н-1 и 816 Н3Н-3 , а также их прототипы. Производство закончилось в 1942 году, но этот тип использовался до конца Второй мировой войны. N3N был последним бипланом на военной службе США - последний (использовавшийся Военно-морской академией США для ознакомления с авиацией) был снят с вооружения в 1959 году. N3N был уникален еще и тем, что это был самолет, спроектированный и изготовленный авиационной фирмой, полностью принадлежащей и управляется правительством США (в данном случае ВМФ), а не частной промышленностью. Для этой цели ВМС США купили права и оснастку для двигателя серии Wright R-760 и произвели собственные двигатели. Эти двигатели военно-морского флота устанавливались на планеры военно-морского флота . [ 3 ]
По словам Тримбла, «N3N-3, иногда известный как «Желтая птица» за свою отличительную, хорошо заметную схему окраски или, менее доброжелательно, «Желтая опасность» из-за опасности, в которой часто оказывались студенты-авиаторы, показал себя прочным и надежным и вообще снисходителен к пилотам-студентам». [ 3 ]
Четыре N3N-3 были доставлены береговой охране США в 1941 году. После войны многие уцелевшие самолеты были проданы на рынке гражданских самолетов США и куплены для эксплуатации фирмами по распылению сельскохозяйственных самолетов и владельцами частных пилотов. Некоторые из них все еще (по состоянию на 2014 год) активны в США.
Варианты
[ редактировать ]- ХН3Н-1
- Первый прототип самолета, Бюро аэронавтики № 9991.
- Н3Н-1
- Двухместный учебно-тренировочный биплан с радиально-поршневым двигателем Wright R-790 Whirlwind (J-5) мощностью 220 л.с. (160 кВт). было построено 179 штук.
- ХН3Н-2
- Только один прототип (номер Бюро 0265), оснащенный радиально-поршневым двигателем Wright R-760-96 Whirlwind (J-6-7) мощностью 240 л.с. (180 кВт) .
- ХН3Н-3
- Один серийный N3N-1 (0020) преобразован в прототип «три черточки».
- Н3Н-3
- Двухместный учебно-тренировочный биплан с радиально-поршневым двигателем Wright R-760-2 Whirlwind (J-6-7) мощностью 235 л.с. (175 кВт). построено 816 штук. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]- Береговая охрана США
- Морские пехотинцы США
- ВМС США
- 4 Н3Н-1 ВМС Чили, полученные по программе ленд-лиза
- ВВС Кубы получили 5 самолетов Н3Н-1 по программе ленд-лиза.
Выживший самолет
[ редактировать ]- 0719 — Экспонируется в Национальном музее аэронавтики и космонавтики в Сантьяго . [ 6 ]
- 1918 — Выставлен в Музее авиации Уорхок в Нампе, штат Айдахо . [ 7 ] [ 8 ]
- 2582 – Выставлен в Западном музее антикварных самолетов и автомобилей в Худ-Ривер, штат Орегон . [ 9 ] [ 10 ]
- 2621 г. — выставлен в Музее авиации Янкса в Чино, Калифорния . [ 11 ] [ 12 ]
- 2693 — Выставлен в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 13 ] [ 14 ]
- 2733 — годен к полетам в составе эскадрильи High Sierra Памятных ВВС в Рино, Невада . [ 15 ] [ 16 ]
- 2782 — Выставлен в Среднеатлантическом музее авиации в Ридинге, штат Пенсильвания . [ 17 ] [ 18 ]
- 2827 г. - выставлен в Музее авиации Янкса в Чино, Калифорния. [ 19 ] [ 20 ]
- 2831 г. — экспонируется в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминвилле, штат Орегон . [ 21 ] [ 22 ]
- 2892 г. – выставлен в Музее военной авиации в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния . [ 23 ] [ 24 ]
- 2951 г. – выставлен в Музее истории авиации Каламазу в Каламазу, штат Мичиган . [ 25 ] [ 26 ]
- 2959 г. – выставлен в музее военного корабля США «Лексингтон» в Корпус-Кристи, штат Техас . [ 27 ] [ 28 ]
- 3022 – Выставлен в Национального музея авиации и космонавтики Центре Удвар Хейзи в Шантильи, Вирджиния . [ 29 ] [ 30 ]
- 3033 – Годен к полетам в составе Ag Air Squadron Three, LLC в Грант-Парке, штат Иллинойс.
- 3046 - Выставлен в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида. [ 31 ] [ 32 ]
- 4402 — Годен к полетам с Джо МакБрайаном (Buffalo Airways) в Йеллоунайфе, Северо-Западные территории . [ 33 ]
- 4406 — годен к полетам авиакомпании Bernie Air Services в Сандауне, остров Уайт . [ 34 ] [ не удалось пройти проверку ]
- 4480 - Выставлен в Музее авиации Янкса в Чино, Калифорния. [ 35 ] [ 36 ]
- 4497 — Выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 37 ] [ 38 ]
Технические характеристики (Н3Н-3)
[ редактировать ]Данные Холмса, 2005. с. 96.
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 25 футов 6 дюймов (7,77 м)
- Размах крыльев: 34 фута 0 дюймов (10,36 м)
- Высота: 10 футов 10 дюймов (3,3 м)
- Площадь крыла: 305 кв. футов (28,3 м 2 )
- Пустой вес: 2090 фунтов (948 кг)
- Полная масса: 2792 фунта (1266 кг)
- Силовая установка: 1 × радиальная Wright R-760-2 Whirlwind, 235 л.с. (175 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 126 миль в час (203 км/ч, 109 узлов)
- Диапазон: 470 миль (756 км, 410 миль)
- Практический потолок: 15 200 футов (4635 м)
- Скорость набора высоты: 900 футов/мин (4,6 м/с).
Связь осуществлялась инструктором через переговорную трубку со студентом в передней кабине. Обратные сообщения были согласованными жестами. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro Cadet
- Avro Tutor
- Боинг-Стирман Сохранить
- Breda Ba.25
- Фокке-Вульф Fw 44
- Polikarpov U-2
- Йокосука K5Y
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Холмс, 2005. с. 98.
- ^ Джин Смит (февраль 1989 г.). «Мечта о крыльях». Воздушный прогресс .
- ^ Jump up to: а б с Тримбл, Уильям (1990). Крылья для ВМФ: история завода морских самолетов, 1917-1956 гг . Аннаполис: Военно-морской институт США. стр. 127–139, 336–337. ISBN 9780870216633 .
- ^ «Военные самолеты, учебно-тренировочные» . Эвергринский музей авиации и космонавтики . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Бейли, Стюарт (2009). «N3N-3 Yellow Peril пополнил музейную коллекцию» (PDF) . Музей Эвергрин . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-1, серийный номер 500 ФАЧ, б/н 0719, б/р CC-DME» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ « ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ » . Музей авиации Уорхока . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер USN 1918, к/р N45305» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Завод морских самолетов Н3Н-3» . Западный музей антикварных самолетов и автомобилей . ВАААМ . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, б/н 2582, б/н Н45042» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Завод морских самолетов Н3Н-3» . Музей авиации Янкса . Музей авиации Янки. Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, к/р Н44757» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Н3Н «ЖЕЛТАЯ ПЕРИЛЬ» (ПЛАВЫЙ САМОЛЕТ)» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 2693 УСН» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Эскадрилья N3N High Sierra» . Памятник ВВС . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ «Реестр ФАУ [N4009A]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ Рэмбоу, Билл. «Завод военно-морских самолетов Н3Н-3 «Жёлтая опасность» » . Среднеатлантический музей авиации . Авиалантик . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 02782 УСН, к/р N44718» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Завод морских самолетов Н3Н-3» . Музей авиации Янкса . Музей авиации Янки. Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 02827 УСН, к/р N45280» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Военный самолет» . Кампус музея Эвергрин . Музей Эвергрин . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 02831 УСН, к/р Н3НН» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Военно-морской ангар» . Музей военной авиации . Музей военной авиации . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 02892 USN, к/р N120BH» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Завод военно-морских самолетов Желтая опасность» . Воздушный зоопарк . Воздушный зоопарк . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 2951 USN, к/р N9308Z» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «N3N ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ» . Военный корабль США «Лексингтон» . Музей USS LEXINGTON в заливе . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье по планеру - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 02959 USN, к/р N6358T» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Завод военно-морских самолетов Н3Н» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 03022 УСН» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Н3Н «ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ» (ОБЫЧНАЯ СНАРЯЖЕНИЕ)» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 3046 УСН» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, к/р CF-HUS» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 декабря 2022 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, к/р Г-ОНАФ» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ «Завод морских самолетов Н3Н-3» . Музей авиации Янкса . Музей авиации Янки. Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 04480 УСН, к/р Н695М» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «ЖЕЛТАЯ ОПАСНОСТЬ» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Досье на планер - Завод ВМФ Н3Н-3, серийный номер 04497 УСН, к/р N45084» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 августа 2016 г.
- ^ «Национальный музей морской авиации — онлайн-экспонаты» . Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 9 июля 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Форд, Дэниел (сентябрь – октябрь 1999 г.). «Популярная классика: N3N-3 Canary — часто ошибочно идентифицируется, всегда любима!». Энтузиаст авиации (83): 68–71. ISSN 0143-5450 .
- Холмс, Тони (2005). Руководство Джейн по распознаванию старинных самолетов . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 0-00-719292-4 .
- Сапиенца, Антонио Луис (май 2001 г.). «Парагвайская военная авиация во время Второй мировой войны». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 30–33. ISSN 1243-8650 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «NAVAL AIRCRAFT FACTORY N3N YELLOW PERIL» Джека МакКиллопа представляет собой подробное описание N3N и его разработки.