Лисиппид Художник

Художник Лисиппид был аттическим художником по вазам в чернофигурном стиле . Он действовал примерно с 530 по 510 год до нашей эры. Его условное имя происходит от надписи калос приписываемой ему на вазе в Британском музее; его настоящее имя неизвестно.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Его условное имя происходит от калос надписи на шейной амфоре в Британском музее (B 211). Он считается самым значительным учеником Эксекиаса , от которого он перенял не только свой художественный стиль, но и некоторые важные мотивы, такие как Аякс и Ахиллеус, играющие в настольную игру. Он также часто писал сцены с участием героя Геракла . Всего ему приписывают около 30 известных ваз.
Его сотрудничество с художником Андокидом , обычно считающимся изобретателем краснофигурной вазописи , необычно. На семи двуязычных вазах , шести брюшных амфорах и чаше (ныне в Палермо ) он нарисовал краснофигурную сторону, а за чернофигурную отвечал Андокид Художник. Иногда сюжеты, нарисованные обоими, идентичны. Среди ученых остается спорным вопрос о том, идентичны ли оба художника и просто представляют ли они одного художника, использующего обе техники. Уже Джон Бизли видел в них отдельных художников, и этот аргумент позже развили Бет Коэн и Хайде Моммзен. Личность двух художников поддерживают Конрад Шауэнбург, Герберт Марвиц и Джон Бордман . Мартин Робинсон и другие так и не определились.
Стиль
[ редактировать ]Работы художника Лисиппида состояли из множества шейных амфор, созданных по мотивам работ его наставника Эксекиаса. Однако работы Лисиппида были упрощены по сравнению с работами Эксекиаса. Этот стиль действительно стал очень популярным в архаический период. Особенно это заметно в конце VI - начале V веков, когда его шейные амфоры стоят на передних рядах серии ваз. [ 1 ] Многие его произведения были чрезвычайно похожи на Эксекиаса. Ваза в Детройте изображает мифического греческого героя Геракла, борющегося со львом. Это изображение напоминает версию шейных амфор, выполненную Эксекиасом разными способами. Хотя нельзя сказать, что Лисиппид является художником, стилистически ваза сгруппирована с его работами так же, как и Эксекиас, и что работа сужает все внимание на роли Геракла в битве, а не на роли льва. Эти элементы тесно связаны с творчеством художника Лисиппида. [ 2 ] Как и большинство художников того времени, его работы содержали множество религиозных отсылок к греческим богам и богиням. Геракл — один из самых популярных.
Из 204 ваз, приписываемых художнику Лисиппиду в Архиве Бизли, насчитывается более 60, изображающих Геракла в различных формах героизма, сражающегося со львом, садящегося на колесницы с Афиной, сражающегося с амазонками (Амазономахия) и сражающегося с гигантами (Гиантомахия). Его почти всегда изображают в львиной накидке с капюшоном на затылке его черных волос, выделенных белой краской. Руки льва связаны вокруг его груди (где белыми линиями также хорошо обозначены мышцы).


Из 204 ваз, приписываемых Лисиппиду П. в архивах Бизли, 112 представляют собой большие амфоры . Они содержат все варианты амфор, амфоры А, амфоры Б, шеи амфоры и 4 панафинейских амфор. Также есть 32 кубка, в том числе Cup A и Little Master Band Variations. Чаши многих из этих больших чашек украшены мордой горгонии . Эти горгонианцы типичны для мастерской Никостена, которой, как утверждается, время от времени одалживался Лисиппид. Некоторые из других форм, с которыми работает Лисиппид, — это Кратер, Колонны, Оинхоэс, Псиктеры и Пиксис. Этих форм очень мало, но многие из них несут те же сюжеты, что и другие вазы Лисиппида.
Работает
[ редактировать ]Большая часть ваз художника Лисиппида, по-видимому, была продана в Италию, особенно в окрестности Рима, Этрурию. Из 85 ваз, в которых указано происхождение, 74 были отправлены в Италию, а более 50 из них - в регион Этрурия. Другие источники происхождения включают Сицилию, Египет и Турцию, но они указаны в номинальном количестве.
двуязычные брюшные амфоры, написанные в сотрудничестве с художником Андокидом.
[ редактировать ]- двуязычная брюшная амфора 151
- двуязычная брюшная амфора 99.538
- двуязычная брюшная амфора 01.8037
Спереди и сзади: Ахиллес и Аякс играют в настольную игру. [ 6 ] [ 7 ]
- двуязычная брюшная амфора B 193
- двуязычная брюшная амфора 2301
- Спереди и сзади: Геракл на симпозиуме. [ 10 ]
- двуязычная брюшная амфора F 204
- Спереди: Геракл и Кербер , сзади: Дионис с кантаросом между менадой и сатирами. [ 11 ] [ 12 ]
другие работы (подборка)
[ редактировать ]- брюшная амфора 62б
- наглазник ГР 12.1937
- Спереди: Дионис с Канфаром между двумя сатирами, сзади: Геракл и Кикнос , внутри: Горгонейон. [ 13 ]
- Лондон, Британский музей
- шейная амфора Б 211
- наглазник B 426
- ойночоэ Б 492
- брюшная амфора II 1 Б 70
- Мюнхен, Государственные коллекции древностей
- шейная амфора 1478 г.
- шейная амфора 1575 г.
- наглазник 2080
- шейная амфора 208
- брюшная фора 1965.100 (ранее Нортвик , коллекция Спенсера-Черчилля)
- Париж, Лувр
- банка Ф 294
- Преньи , барон Э. де Ротшильд
- брюшная амфора
- брюшная амфора 24998
- шейная амфора ETH 7
Библиография
[ редактировать ]- Джон Бизли : Чердачные чернофигурные художники по вазам . Оксфорд, 1956, с. 253-257 (с. 257-265: Стиль художника Лисиппида).
- Герберт Марвиц: О единстве художника Андокида , в: Ежегодные выпуски Австрийского археологического института 46, 1961–63, стр. 73-104.
- Эльфрида Р. Кнауэр: Берлинская ваза Андокида , монографии по изобразительному искусству в Универсальной библиотеке Reclam 103, Штутгарт, 1965 г.
- Джон Бизли: Паралипомена. Дополнения к аттическим чернофигурным художникам-вазописцам и к аттическим краснофигурным художникам-вазописцам , Оксфорд, 1971, с. 113-116.
- Джон Бордман : Чернофигурные вазы из Афин. Справочник Заберна, Майнц, 1977 (Культурная история древнего мира, Том 1). ISBN 3-8053-0233-9 , с.
- Бет Коэн: Аттические двуязычные вазы и их художники , Нью-Йорк, 1978 г. ISBN 0-8240-3220-9
- Мартин Робертсон: Искусство росписи ваз в классических Афинах , Кембридж, 1992, с. 9-14.
- Хайде Моммзен: Художник-Лисиппид , в: Der Neue Pauly Vol. 7, 1999, Col. 610.
- Марианна Пекасс: Исследование мастерской Андокидес: передача моделей и обращение ремесленников , Диссертация Университета Пантеон-Сорбонна, Париж, 2001 г.
- Бет Коэн: Двуязычные вазы и художники по вазам , в: там же: Цвета глины. Особые методы в афинских вазах , Лос-Анджелес, 2006, с. 18-25.
- Джон Бизли, Развитие чернофигурных чердаков, том 24. Калифорния: University of California Press, 1951.
- Мэдиган и Брайан Кристофер, Коринфские и аттические вазы Детройтского института искусств: геометрические, чернофигурные и краснофигурные. Monumenta Graeca Et Romana: Распечатать/сохранить 100 страниц, 2008 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бизли, Джон (1951). Освоение чердака Чернофигурное, Том 24 . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 71.
- ^ Мэдиган, Брайан Кристофер (2008). Коринфские и аттические вазы Детройтского института искусств: геометрические, чернофигурные и краснофигурные . Monumenta Graeca et Romana: Распечатать/сохранить 100 страниц. п. 17.
- ^ «Центр исследования классического искусства - Архив Бизли» .
- ^ «Бостон 99.538 (Ваза)» .
- ^ «МИД Бостона: Результаты поиска коллекций» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2007 г. Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ «Бостон 01.8037 (Ваза)» .
- ^ «МИД Бостона: Результаты поиска коллекций» . Архивировано из оригинала 25 октября 2007 г. Проверено 26 сентября 2010 г.
- ^ "Лондон Б 193 (Ваза)" .
- ^ «Центр исследования классического искусства - Архив Бизли» .
- ^ "Мюнхен 2301 (Ваза)" .
- ^ «Лувр F 203 (Ваза)» .
- ^ «Официальный сайт Лувра» .
- ^ «Центр исследования классического искусства - Архив Бизли» .
- ^ «Аттический чернофигурный Псиктер (Музей Гетти)» .
- ^ «Центр исследования классического искусства - Архив Бизли» .
- ^ «Официальный сайт Лувра» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с художником Лисиппидом, на Викискладе?
- Музей Гетти