Традиционные африканские маски
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( июнь 2020 г. ) |
Традиционные африканские маски носят на церемониях и ритуалах в Западной, Центральной и Южной Африке. Их используют на таких мероприятиях, как празднование урожая, похороны, обряды посвящения, свадьбы и коронации. Некоторые общества также используют маски для разрешения споров и конфликтов. [ 1 ]
Например, члены маскарадного культа и братства Ума-Ада содействуют процессам социальной справедливости и примирения среди игбо общин в Восточной Нигерии посредством маскарадных представлений. [ нужна ссылка ] Менде и Вай Женщины из общества Санде в Сьерра-Леоне надевают маску Совей во время обрядов посвящения, особенно церемоний инициации молодых девушек. [ 2 ] Планковая маска (Нвантантай) среди народов Бобо , Бва и Мосси в Буркина-Фасо появляется во время общественных мероприятий, таких как похороны и сельскохозяйственные фестивали. [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Маски являются важной особенностью африканского культурного наследия. История, использование и символика масок различаются в зависимости от национальной, этнической и культурной идентичности. В Западной Африке традиции маскировки тесно связаны с историей маскарадов.
Хотя точное происхождение традиций маскировки в доколониальной Африке остается неизвестным, Рафаэль Чиджиоке Нджоку предположил, что маскарады возникли среди народа банту где-то до 3000–2500 годов до нашей эры. Ньоку утверждает, что «мигранты не смогли бы распространять эту идею за пределами своей первоначальной родины, если бы они уже не были хорошо знакомы с разнообразными последствиями ее практики». [ 4 ]
Другие теории основаны на фольклоре и легендах. Согласно легенде игбо , маскарады были впервые представлены в городе Арондисуогу Окойе Нваоби или Окойе Ммонву («Окойе Маскарад»), сельским жителем, который использовал фигуры в масках, чтобы отпугнуть своего противника во время земельного спора. [ 5 ]
Алекс Асигбо утверждал, что маскарадные культы были созданы старейшинами-мужчинами как форма социального контроля. Считалось , что благодаря вековым практикам колдовства и колдовства женщины обладали огромной властью над своими коллегами-мужчинами. «Поэтому маскарады выполняют определенные функции социального контроля, обеспечивая дисциплину и поддерживая естественный закон». [ 6 ] За исключением общества Санде , женщинам в большинстве африканских обществ не разрешается активно участвовать в маскарадах. Сами маски обычно вырезаются мужчинами, а знания и секреты ремесла передаются по мужской линии.
Символизм
[ редактировать ]Маски могут символизировать духов мертвых, тотемных животных и другие сверхъестественные силы. Во время выступления маскарад в маске превращается в дух или сущность, представленную маской. [ 7 ] Трансформация личности владельца маски подкрепляется песнями и танцами. Нвантантай или дощатые маски, например, олицетворяют духов природного слова, связанных с водой, от насекомых до водоплавающих птиц. В сопровождении певцов и барабанщиков маскарад, надев маску, «быстро движется, имитируя поведение летающего духа». [ 8 ]
Некоторые группы, такие как народ догонов в Мали, обладают несколькими масками, каждая из которых имеет свою уникальную функцию. Догоны управляются тремя основными религиозными орденами: Ава (культ мертвых), Бини (культ предков) и Лебе (культ природы). Антрополог Марсель Гриоль задокументировал по меньшей мере 78 разновидностей масок, соответствующих духам и божествам пантеона догонов. [ 9 ]
Важность изображаемого духа часто отражается в сложности и художественном качестве масок. Маска kple kple Бауле народа из Кот-д’Ивуара считается «наименее престижной» из масок Голи, отсюда и ее минимальные и лишенные украшений черты. [ 10 ]
Тема и стиль
[ редактировать ]Африканские маски обычно абстрактно имитируют лицо человека или животного. Присущее африканским маскам отсутствие реализма (и африканского искусства в целом) оправдано тем фактом, что большинство африканских культур четко отличают сущность предмета от его внешнего вида, причем фактическим предметом художественного изображения является первое, а не второе. . Крайний пример дают нвантантай маски народа Бва ( Буркина-Фасо ), олицетворяющие летающих духов леса; поскольку эти духи считаются невидимыми, соответствующие маски имеют абстрактную, чисто геометрическую форму.
Стильные элементы внешнего вида маски кодифицированы традицией и могут либо идентифицировать определенное сообщество, либо передавать определенное значение. Например, и у народа Бва, и у народа Буна в Буркина-Фасо есть маски ястреба , причем форма клюва идентифицирует маску как Бва или Буна. В обоих случаях крылья ястреба украшены геометрическими узорами, имеющими моральное значение; пилообразные линии символизируют трудный путь, пройденный предками, а клетчатые узоры представляют взаимодействие противоположностей (мужчина-женщина, ночь-день и т. д.). [ 11 ]
Черты, представляющие моральные ценности, встречаются во многих культурах. Например, у масок народа сенуфо из Кот-д'Ивуара глаза полузакрыты, что символизирует миролюбие, самообладание и терпение. В Сьерра-Леоне и других местах маленькие глаза и рот символизируют смирение , а широкий выступающий лоб символизирует мудрость. В Габоне большие подбородки и рты символизируют власть и силу. [ 11 ] Гребо из Кот-д’Ивуара вырезают маски с круглыми глазами , символизирующими настороженность и гнев, а прямой нос – нежелание отступать. [ 11 ]
Животные
[ редактировать ]Животные — обычные персонажи африканских масок. Маски животных обычно олицетворяют дух животных, так что владелец маски становится средством общения с животными (например, просит диких зверей держаться подальше от деревни); во многих случаях, тем не менее, животное является также (иногда главным образом) символом определенных добродетелей. Обычные животные включают буйвола (обычно олицетворяющего силу, как в культуре Бауле), [ 13 ] крокодил , ястреб, гиена , бородавочник и антилопа . Антилопы играют фундаментальную роль во многих культурах Мали (например, в культуре догонов и бамбаров ) как представители сельского хозяйства . [ 14 ] Маски антилоп догонов очень абстрактны, имеют общую прямоугольную форму и множество рогов (символ обильного урожая). Маски антилоп бамбара (называемые чивара ) имеют длинные рога, символизирующие процветающий рост проса , ноги (изображающие корни), длинные уши (изображающие песни, которые поют работницы во время сбора урожая), и пилообразная линия, обозначающая путь, по которому движется Солнце между солнцестояниями . [ 13 ] Фреска XII-XIII веков из Старой Донголы , столицы Нубийского королевства Макурия , изображает танцующие маски, украшенные раковинами каури, имитирующие какое-то животное с длинной мордой и большими ушами. [ 15 ]
Распространенной вариацией темы маски животного является сочетание нескольких различных черт животных в одной маске, иногда вместе с человеческими чертами. Объединение различных черт животных иногда является средством продемонстрировать необычную, исключительную добродетель или высокий статус. Например, тайные общества в поро народа сенуфо Кот-д’Ивуаре имеют маски, которые прославляют исключительную мощь общества, объединяя три разных символа «опасности»: рога антилопы, зубы крокодила и клыки бородавочника. [ 16 ] Другим хорошо известным примером являются кифвебе маски народа Сонге ( бассейн Конго ), в которых смешаны полосы зебры (или окапи ), зубы крокодила , глаза хамелеона , пасть трубкозуба , хохолок петуха, перья совы и многое другое. [ 13 ]
Женская красота
[ редактировать ]Еще одним распространенным предметом африканских масок является женское лицо, обычно основанное на идеале женской красоты конкретной культуры . Женские маски народа пуну в Габоне, например, имеют длинные изогнутые ресницы, миндалевидные глаза, тонкий подбородок и традиционные орнаменты на щеках, поскольку все это считается привлекательными чертами. [ 17 ] Женские маски народа бага имеют орнаментальные шрамы и грудь. Во многих случаях ношение масок, олицетворяющих женскую красоту, предназначено исключительно для мужчин. [ 11 ]
Одним из известных изображений женской красоты является маска Идия из Бенина . Считается, что он был заказан королем Эсиги Бенина в память о его матери. В честь своей умершей матери король носил маску на бедре во время особых церемоний. [ 18 ]
Маски предков (маски мертвых)
[ редактировать ]Поскольку почитание умерших предков является фундаментальным элементом большинства традиционных африканских культур, неудивительно, что мертвые также являются распространенным объектом масок. Маски, относящиеся к умершим предкам, чаще всего имеют форму человеческого черепа . Хорошо известным примером является мвана пво (буквально «молодая женщина») народа чокве ( Ангола ), в котором сочетаются элементы, относящиеся к женской красоте (пропорциональный овал лица, маленький нос и подбородок) и другие, относящиеся к смерти ( запавшие глазницы, потрескавшаяся кожа и слезы); он представляет собой предка женского пола, умершего молодым, почитаемого в таких обрядах, как обряды обрезания и церемонии, связанные с возобновлением жизни. [ 19 ] Поскольку почитание мертвых чаще всего связано с плодородием и воспроизводством, многие маски умерших предков также имеют сексуальные символы; маска ндемба народа яка (Ангола и ДР Конго ), например, имеет форму черепа, дополненного носом фаллической формы. [ 20 ]
Особый класс масок предков — это маски выдающихся, исторических или легендарных людей. Королевства Куба Вута , Например, маска мвааш амбуй народа Куба (ДР Конго) представляет легендарного основателя а маска мгади амвааш представляет его жену Мвил. [ 21 ]
Миниатюрные маски
[ редактировать ]В некоторых частях Западной Африки миниатюрные версии масок традиционно использовались в качестве личных предметов веры, выступая в качестве духовных наставников и защитников во время путешествий, сохраняя духовную связь с оригинальной полномасштабной маской. [ 22 ] Из-за превращения в товар в результате колонизации маски для паспортов стали представляться как символы свободного прохода, аналогичные паспортам . [ 23 ]
Материалы и структура
[ редактировать ]Наиболее часто используемым материалом для масок является дерево, хотя можно использовать и множество других элементов, в том числе легкий камень, такой как стеатит , металлы, такие как медь или бронза , различные типы ткани , керамику и многое другое. Некоторые маски раскрашены (например, охрой или другими натуральными красителями). На поверхность маски можно нанести множество декоративных элементов; примеры включают волосы животных , рога или зубы, морские раковины , семена , солому, яичную скорлупу и перья. Волосы животных или солома часто используются для волос или бороды маски.
Общая структура маски варьируется в зависимости от способа ее ношения. Самый распространенный тип относится к лицу владельца, как и большинство западных (например, карнавальных) масок. Другие носят как шляпы на макушке владельца; Примеры включают маски народа Эхой в Нигерии и народа Бва в Буркина-Фасо, а также знаменитые маски чивара народа Бамбара. [ 13 ] Некоторые маски (например, маски общества Санде в Либерии и народа Менде в Сьерра-Леоне, сделанные из полых пней) носят как шлемы, закрывающие и голову, и лицо. В некоторых африканских культурах есть украшения, похожие на маски, которые носят на груди, а не на голове; сюда входят и те, что использовались народом маконде в Восточной Африке в церемониях ндиму . [ 24 ]
-
Маска Нгил из Габона или Камеруна ; древесина, окрашенная каолином (блестящая глина); Клыка людьми ; Этнологический музей Берлина (Германия). Этот спокойный образ, который носили в полном костюме на ночном маскараде для разрешения споров и подавления проступков, наводил ужас на злоумышленников.
-
Зооморфная маска, изображенная на макурианской фреске из Старой Донголы (12/13 века).
-
Маска народа митсого в Габоне.
-
Маска Вабеле, люди Сенуфо, Бруклинский музей
-
Доэй (или Квере), женская маска предка, Танзания
-
Маска Мвааш амбуй Бруклинский музей
-
Маска из меди и дерева из Центральной Африки.
-
Общества Санде Шлем-маска для Бруклинского музея
-
Коммерческие маски на продажу в магазине на рынке Мвенге Маконде, Дар-эс-Салам
Маски промышленного производства
[ редактировать ]Поскольку африканские маски в основном используются европейцами, они широко коммерциализируются и продаются на большинстве туристических рынков и магазинов в Африке (а также в «этнических» магазинах в западном мире ). Как следствие, традиционное искусство изготовления масок постепенно перестало быть привилегированной, статусной практикой, и массовое производство масок получило широкое распространение. Хотя в большинстве случаев коммерческие маски представляют собой (более или менее точное) воспроизведение традиционных масок, эта связь со временем ослабевает, поскольку логика массового производства затрудняет определение фактического географического и культурного происхождения масок, найденных в такие места, как сувенирные магазины и туристические рынки. Например, на рынке Окаханджа в Намибии в основном продаются маски, произведенные в Зимбабве (поскольку они дешевле и более доступны, чем местные маски), а зимбабвийские производители масок, в свою очередь, воспроизводят маски практически из любой точки Африки, а не из своих стран. собственное местное наследие. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Племенное искусство
- Африканское искусство
- Африканская скульптура
- Африканский период Пикассо
- FESTIMA — фестиваль традиционных масок.
- Продолжать
- Ношение масок
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Что такое африканские маски?» . Коллекционер . 20 апреля 2022 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Карт, Сьюзен (2020). «Пропавшие женщины Санде: необходимое упражнение в деколонизации музеев» . Африканское искусство . 53 (3): 72–83. дои : 10.1162/afar_a_00539 . S2CID 221092172 – через Project MUSE.
- ^ Кларк, Криста (2006). Искусство Африки: ресурс для преподавателей . Метрополитен-музей. п. 71.
- ^ Нджоку, Рафаэль Чиджоке (2020). Западноафриканские традиции маскировки и карнавалы-маскарады диаспоры . Бойделл и Брюэр. п. 37. ИСБН 9781580469845 .
- ^ Нджоку, Рафаэль Чиджиоке (2020). Западноафриканские традиции маскировки и карнавалы-маскарады диаспоры . Бойделл и Брюэр. п. 32. ISBN 9781580469845 .
- ^ Асигбо, Алекс (2012). «Трансмутации в маскарадных костюмах и представлениях: исследование карнавала в Абудже 2010» . Unizik Журнал искусств и гуманитарных наук . 13 (1): 4.
- ^ Адесанья, Адеронке Адесола (2021). «Щелчок в маске, сорванная маска: маска, сила и предательство в африканских культурах». В Акиниеми, Акинтунде; Фалола, Тойин (ред.). Справочник Пэлгрейва по африканским устным традициям и фольклору . Спрингер Интернэшнл. п. 735. ИСБН 9783030555160 .
- ^ Кларк, Криста (2006). Искусство Африки: ресурс для преподавателей . Метрополитен-музей. п. 24. ISBN 9780300123128 .
- ^ Гуди, Джек (2000). «Миф и маски в Западной Африке» . Кембриджский журнал антропологии . 22 (2): 60–69. JSTOR 23818784 .
- ^ Петридис, Константин (2003). Юг Сахары: Избранные произведения африканского искусства . Кливлендский художественный музей. п. 63.
- ^ Jump up to: а б с д См. Символику африканских масок.
- ^ Колосс, Ханс-Иоахим. «Жизнь на лугах Камеруна» . Искусство и жизнь в Африке . Художественный музей Стэнли Университета Айовы . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Увидеть африканские маски
- ^ Многие сельскохозяйственные общества и ассоциации в Мали имеют в своих символах стилизованное изображение антилопы.
- ^ Мартенс-Чарнецка 2008 , стр. 120.
- ^ См . « Иконы силы ».
- ^ См . « Лики духа» .
- ^ См. Бортолот.
- ^ Мужской вариант этой маски называется чихонго .
- ^ См . изображения предков .
- ^ См . Портреты правителей .
- ^ Фишер, Эберхард; Химмельхебер, Ганс (1984). Искусство дана в Западной Африке . Цюрих: Музей Ритберга. п. 107. ИСБН 3907070046 .
- ^ Штайнер, Кристофер Б. (2004). Африканское искусство в пути (Переведено в цифровую печать под ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 139. ИСБН 9780521434478 .
- ^ См. Физические характеристики масок африканских племен .
- ^ См. Намибия , Lonely Planet 2007, ISBN 978-88-6040-119-9
Ссылки
[ редактировать ]- Символизм африканских масок
- Искусство африканской маски , Университет Вирджинии.
- Лики духа , Университет Вирджинии.
- Иконы власти , Университет Вирджинии
- Образы предков , Университет Вирджинии
- Портреты правителей , Университет Вирджинии.
- Физические характеристики масок африканских племен , Галерея африканского искусства Rebirth
- Бортолот, Александр Айвз, Идия: первая королева-мать Бенина . В хронологии истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, октябрь 2003 г. Проверено 25 марта 2007 г.
- Ломмель, Маски Андреаса , их значение и функции , Ferndale Editions, Лондон, оригинал. Atlantis Verlag Zurich 1970 — введение по мотивам африканских масок Химмельхебера. ISBN 0-905746-11-2
- Мартенс-Чарнецка, Малгожата (2008). «Сцена ритуального танца (Старая Донгола-Судан)» Учеба и работа (PDF) . Том. XXII.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бытие: идеи происхождения африканской скульптуры , каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об африканских масках.
- Для духов и королей: африканское искусство из коллекции Пола и Рут Тишман , каталог выставки
- Библиотеки Метрополитен-музея (полностью доступны онлайн в формате PDF), содержащие материалы об африканских масках.