Jump to content

Традиционные африканские маски

Африканские страны, где маски традиционно используются
Фотография деревянной маски, которую носят женщины общества Санде. У маски сложная прическа, большой лоб, маленькие глаза и выпуклости на шее. Маска окрашена в черный цвет.
Маска Совей общества Санде, 20 век.
Маска с круглым лицом, маленькими глазами и ртом, а также рогами.
Бауле и маска

Традиционные африканские маски носят на церемониях и ритуалах в Западной, Центральной и Южной Африке. Их используют на таких мероприятиях, как празднование урожая, похороны, обряды посвящения, свадьбы и коронации. Некоторые общества также используют маски для разрешения споров и конфликтов. [ 1 ]

Например, члены маскарадного культа и братства Ума-Ада содействуют процессам социальной справедливости и примирения среди игбо общин в Восточной Нигерии посредством маскарадных представлений. [ нужна ссылка ] Менде и Вай Женщины из общества Санде в Сьерра-Леоне надевают маску Совей во время обрядов посвящения, особенно церемоний инициации молодых девушек. [ 2 ] Планковая маска (Нвантантай) среди народов Бобо , Бва и Мосси в Буркина-Фасо появляется во время общественных мероприятий, таких как похороны и сельскохозяйственные фестивали. [ 3 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Маски являются важной особенностью африканского культурного наследия. История, использование и символика масок различаются в зависимости от национальной, этнической и культурной идентичности. В Западной Африке традиции маскировки тесно связаны с историей маскарадов.

Двое мужчин надевают церемониальные маски догонов и розовые костюмы во время маскарада в Мали.
Маски и церемониальные костюмы догонов

Хотя точное происхождение традиций маскировки в доколониальной Африке остается неизвестным, Рафаэль Чиджиоке Нджоку предположил, что маскарады возникли среди народа банту где-то до 3000–2500 годов до нашей эры. Ньоку утверждает, что «мигранты не смогли бы распространять эту идею за пределами своей первоначальной родины, если бы они уже не были хорошо знакомы с разнообразными последствиями ее практики». [ 4 ]

Другие теории основаны на фольклоре и легендах. Согласно легенде игбо , маскарады были впервые представлены в городе Арондисуогу Окойе Нваоби или Окойе Ммонву («Окойе Маскарад»), сельским жителем, который использовал фигуры в масках, чтобы отпугнуть своего противника во время земельного спора. [ 5 ]

Алекс Асигбо утверждал, что маскарадные культы были созданы старейшинами-мужчинами как форма социального контроля. Считалось , что благодаря вековым практикам колдовства и колдовства женщины обладали огромной властью над своими коллегами-мужчинами. «Поэтому маскарады выполняют определенные функции социального контроля, обеспечивая дисциплину и поддерживая естественный закон». [ 6 ] За исключением общества Санде , женщинам в большинстве африканских обществ не разрешается активно участвовать в маскарадах. Сами маски обычно вырезаются мужчинами, а знания и секреты ремесла передаются по мужской линии.

Символизм

[ редактировать ]

Маски могут символизировать духов мертвых, тотемных животных и другие сверхъестественные силы. Во время выступления маскарад в маске превращается в дух или сущность, представленную маской. [ 7 ] Трансформация личности владельца маски подкрепляется песнями и танцами. Нвантантай или дощатые маски, например, олицетворяют духов природного слова, связанных с водой, от насекомых до водоплавающих птиц. В сопровождении певцов и барабанщиков маскарад, надев маску, «быстро движется, имитируя поведение летающего духа». [ 8 ]

Некоторые группы, такие как народ догонов в Мали, обладают несколькими масками, каждая из которых имеет свою уникальную функцию. Догоны управляются тремя основными религиозными орденами: Ава (культ мертвых), Бини (культ предков) и Лебе (культ природы). Антрополог Марсель Гриоль задокументировал по меньшей мере 78 разновидностей масок, соответствующих духам и божествам пантеона догонов. [ 9 ]

Важность изображаемого духа часто отражается в сложности и художественном качестве масок. Маска kple kple Бауле народа из Кот-д’Ивуара считается «наименее престижной» из масок Голи, отсюда и ее минимальные и лишенные украшений черты. [ 10 ]

Тема и стиль

[ редактировать ]

Африканские маски обычно абстрактно имитируют лицо человека или животного. Присущее африканским маскам отсутствие реализма (и африканского искусства в целом) оправдано тем фактом, что большинство африканских культур четко отличают сущность предмета от его внешнего вида, причем фактическим предметом художественного изображения является первое, а не второе. . Крайний пример дают нвантантай маски народа Бва ( Буркина-Фасо ), олицетворяющие летающих духов леса; поскольку эти духи считаются невидимыми, соответствующие маски имеют абстрактную, чисто геометрическую форму.

Стильные элементы внешнего вида маски кодифицированы традицией и могут либо идентифицировать определенное сообщество, либо передавать определенное значение. Например, и у народа Бва, и у народа Буна в Буркина-Фасо есть маски ястреба , причем форма клюва идентифицирует маску как Бва или Буна. В обоих случаях крылья ястреба украшены геометрическими узорами, имеющими моральное значение; пилообразные линии символизируют трудный путь, пройденный предками, а клетчатые узоры представляют взаимодействие противоположностей (мужчина-женщина, ночь-день и т. д.). [ 11 ]

Черты, представляющие моральные ценности, встречаются во многих культурах. Например, у масок народа сенуфо из Кот-д'Ивуара глаза полузакрыты, что символизирует миролюбие, самообладание и терпение. В Сьерра-Леоне и других местах маленькие глаза и рот символизируют смирение , а широкий выступающий лоб символизирует мудрость. В Габоне большие подбородки и рты символизируют власть и силу. [ 11 ] Гребо из Кот-д’Ивуара вырезают маски с круглыми глазами , символизирующими настороженность и гнев, а прямой нос – нежелание отступать. [ 11 ]

Животные

[ редактировать ]
Маска слона и танцовщица, традиционная для Оку, Камерун [ 12 ]

Животные — обычные персонажи африканских масок. Маски животных обычно олицетворяют дух животных, так что владелец маски становится средством общения с животными (например, просит диких зверей держаться подальше от деревни); во многих случаях, тем не менее, животное является также (иногда главным образом) символом определенных добродетелей. Обычные животные включают буйвола (обычно олицетворяющего силу, как в культуре Бауле), [ 13 ] крокодил , ястреб, гиена , бородавочник и антилопа . Антилопы играют фундаментальную роль во многих культурах Мали (например, в культуре догонов и бамбаров ) как представители сельского хозяйства . [ 14 ] Маски антилоп догонов очень абстрактны, имеют общую прямоугольную форму и множество рогов (символ обильного урожая). Маски антилоп бамбара (называемые чивара ) имеют длинные рога, символизирующие процветающий рост проса , ноги (изображающие корни), длинные уши (изображающие песни, которые поют работницы во время сбора урожая), и пилообразная линия, обозначающая путь, по которому движется Солнце между солнцестояниями . [ 13 ] Фреска XII-XIII веков из Старой Донголы , столицы Нубийского королевства Макурия , изображает танцующие маски, украшенные раковинами каури, имитирующие какое-то животное с длинной мордой и большими ушами. [ 15 ]

Распространенной вариацией темы маски животного является сочетание нескольких различных черт животных в одной маске, иногда вместе с человеческими чертами. Объединение различных черт животных иногда является средством продемонстрировать необычную, исключительную добродетель или высокий статус. Например, тайные общества в поро народа сенуфо Кот-д’Ивуаре имеют маски, которые прославляют исключительную мощь общества, объединяя три разных символа «опасности»: рога антилопы, зубы крокодила и клыки бородавочника. [ 16 ] Другим хорошо известным примером являются кифвебе маски народа Сонге ( бассейн Конго ), в которых смешаны полосы зебры (или окапи ), зубы крокодила , глаза хамелеона , пасть трубкозуба , хохолок петуха, перья совы и многое другое. [ 13 ]

Женская красота

[ редактировать ]

Еще одним распространенным предметом африканских масок является женское лицо, обычно основанное на идеале женской красоты конкретной культуры . Женские маски народа пуну в Габоне, например, имеют длинные изогнутые ресницы, миндалевидные глаза, тонкий подбородок и традиционные орнаменты на щеках, поскольку все это считается привлекательными чертами. [ 17 ] Женские маски народа бага имеют орнаментальные шрамы и грудь. Во многих случаях ношение масок, олицетворяющих женскую красоту, предназначено исключительно для мужчин. [ 11 ]

Одним из известных изображений женской красоты является маска Идия из Бенина . Считается, что он был заказан королем Эсиги Бенина в память о его матери. В честь своей умершей матери король носил маску на бедре во время особых церемоний. [ 18 ]

Маски предков (маски мертвых)

[ редактировать ]

Поскольку почитание умерших предков является фундаментальным элементом большинства традиционных африканских культур, неудивительно, что мертвые также являются распространенным объектом масок. Маски, относящиеся к умершим предкам, чаще всего имеют форму человеческого черепа . Хорошо известным примером является мвана пво (буквально «молодая женщина») народа чокве ( Ангола ), в котором сочетаются элементы, относящиеся к женской красоте (пропорциональный овал лица, маленький нос и подбородок) и другие, относящиеся к смерти ( запавшие глазницы, потрескавшаяся кожа и слезы); он представляет собой предка женского пола, умершего молодым, почитаемого в таких обрядах, как обряды обрезания и церемонии, связанные с возобновлением жизни. [ 19 ] Поскольку почитание мертвых чаще всего связано с плодородием и воспроизводством, многие маски умерших предков также имеют сексуальные символы; маска ндемба народа яка (Ангола и ДР Конго ), например, имеет форму черепа, дополненного носом фаллической формы. [ 20 ]

Особый класс масок предков — это маски выдающихся, исторических или легендарных людей. Королевства Куба Вута , Например, маска мвааш амбуй народа Куба (ДР Конго) представляет легендарного основателя а маска мгади амвааш представляет его жену Мвил. [ 21 ]

Миниатюрные маски

[ редактировать ]

В некоторых частях Западной Африки миниатюрные версии масок традиционно использовались в качестве личных предметов веры, выступая в качестве духовных наставников и защитников во время путешествий, сохраняя духовную связь с оригинальной полномасштабной маской. [ 22 ] Из-за превращения в товар в результате колонизации маски для паспортов стали представляться как символы свободного прохода, аналогичные паспортам . [ 23 ]

Материалы и структура

[ редактировать ]

Наиболее часто используемым материалом для масок является дерево, хотя можно использовать и множество других элементов, в том числе легкий камень, такой как стеатит , металлы, такие как медь или бронза , различные типы ткани , керамику и многое другое. Некоторые маски раскрашены (например, охрой или другими натуральными красителями). На поверхность маски можно нанести множество декоративных элементов; примеры включают волосы животных , рога или зубы, морские раковины , семена , солому, яичную скорлупу и перья. Волосы животных или солома часто используются для волос или бороды маски.

Общая структура маски варьируется в зависимости от способа ее ношения. Самый распространенный тип относится к лицу владельца, как и большинство западных (например, карнавальных) масок. Другие носят как шляпы на макушке владельца; Примеры включают маски народа Эхой в Нигерии и народа Бва в Буркина-Фасо, а также знаменитые маски чивара народа Бамбара. [ 13 ] Некоторые маски (например, маски общества Санде в Либерии и народа Менде в Сьерра-Леоне, сделанные из полых пней) носят как шлемы, закрывающие и голову, и лицо. В некоторых африканских культурах есть украшения, похожие на маски, которые носят на груди, а не на голове; сюда входят и те, что использовались народом маконде в Восточной Африке в церемониях ндиму . [ 24 ]

Маски промышленного производства

[ редактировать ]

Поскольку африканские маски в основном используются европейцами, они широко коммерциализируются и продаются на большинстве туристических рынков и магазинов в Африке (а также в «этнических» магазинах в западном мире ). Как следствие, традиционное искусство изготовления масок постепенно перестало быть привилегированной, статусной практикой, и массовое производство масок получило широкое распространение. Хотя в большинстве случаев коммерческие маски представляют собой (более или менее точное) воспроизведение традиционных масок, эта связь со временем ослабевает, поскольку логика массового производства затрудняет определение фактического географического и культурного происхождения масок, найденных в такие места, как сувенирные магазины и туристические рынки. Например, на рынке Окаханджа в Намибии в основном продаются маски, произведенные в Зимбабве (поскольку они дешевле и более доступны, чем местные маски), а зимбабвийские производители масок, в свою очередь, воспроизводят маски практически из любой точки Африки, а не из своих стран. собственное местное наследие. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Что такое африканские маски?» . Коллекционер . 20 апреля 2022 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
  2. ^ Карт, Сьюзен (2020). «Пропавшие женщины Санде: необходимое упражнение в деколонизации музеев» . Африканское искусство . 53 (3): 72–83. дои : 10.1162/afar_a_00539 . S2CID   221092172 – через Project MUSE.
  3. ^ Кларк, Криста (2006). Искусство Африки: ресурс для преподавателей . Метрополитен-музей. п. 71.
  4. ^ Нджоку, Рафаэль Чиджоке (2020). Западноафриканские традиции маскировки и карнавалы-маскарады диаспоры . Бойделл и Брюэр. п. 37. ИСБН  9781580469845 .
  5. ^ Нджоку, Рафаэль Чиджиоке (2020). Западноафриканские традиции маскировки и карнавалы-маскарады диаспоры . Бойделл и Брюэр. п. 32. ISBN  9781580469845 .
  6. ^ Асигбо, Алекс (2012). «Трансмутации в маскарадных костюмах и представлениях: исследование карнавала в Абудже 2010» . Unizik Журнал искусств и гуманитарных наук . 13 (1): 4.
  7. ^ Адесанья, Адеронке Адесола (2021). «Щелчок в маске, сорванная маска: маска, сила и предательство в африканских культурах». В Акиниеми, Акинтунде; Фалола, Тойин (ред.). Справочник Пэлгрейва по африканским устным традициям и фольклору . Спрингер Интернэшнл. п. 735. ИСБН  9783030555160 .
  8. ^ Кларк, Криста (2006). Искусство Африки: ресурс для преподавателей . Метрополитен-музей. п. 24. ISBN  9780300123128 .
  9. ^ Гуди, Джек (2000). «Миф и маски в Западной Африке» . Кембриджский журнал антропологии . 22 (2): 60–69. JSTOR   23818784 .
  10. ^ Петридис, Константин (2003). Юг Сахары: Избранные произведения африканского искусства . Кливлендский художественный музей. п. 63.
  11. ^ Jump up to: а б с д См. Символику африканских масок.
  12. ^ Колосс, Ханс-Иоахим. «Жизнь на лугах Камеруна» . Искусство и жизнь в Африке . Художественный музей Стэнли Университета Айовы . Проверено 12 февраля 2022 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Увидеть африканские маски
  14. ^ Многие сельскохозяйственные общества и ассоциации в Мали имеют в своих символах стилизованное изображение антилопы.
  15. ^ Мартенс-Чарнецка 2008 , стр. 120.
  16. ^ См . « Иконы силы ».
  17. ^ См . « Лики духа» .
  18. ^ См. Бортолот.
  19. ^ Мужской вариант этой маски называется чихонго .
  20. ^ См . изображения предков .
  21. ^ См . Портреты правителей .
  22. ^ Фишер, Эберхард; Химмельхебер, Ганс (1984). Искусство дана в Западной Африке . Цюрих: Музей Ритберга. п. 107. ИСБН  3907070046 .
  23. ^ Штайнер, Кристофер Б. (2004). Африканское искусство в пути (Переведено в цифровую печать под ред.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 139. ИСБН  9780521434478 .
  24. ^ См. Физические характеристики масок африканских племен .
  25. ^ См. Намибия , Lonely Planet 2007, ISBN   978-88-6040-119-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a32f4b2b80ec4a544bb90af51f5779d2__1720102500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/d2/a32f4b2b80ec4a544bb90af51f5779d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Traditional African masks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)