Echoes (песня Pink Floyd)
"Эхо" | |
---|---|
Песня Floyd Pink | |
из альбома Meddle | |
Выпущенный | 5 ноября 1971 г. |
Записано | 7 марта - 1 мая 1971 г. |
Студия | Abbey Road , AIR и Morgan, Лондон |
Жанр | Психоделический рок , прогрессивный рок [ 1 ] [ 2 ] |
Длина |
|
Этикетка | Урожай |
Композитор(ы) | |
Автор текста | Роджер Уотерс |
Продюсер(ы) | Пинк Флойд |
Официальное аудио | |
«Эхо» на YouTube |
« Echoes » — песня английской рок- группы Pink Floyd , шестой и последний трек на их альбоме 1971 года Meddle . Это Продолжительностью 23 + 1/2 Heart Atom минуты, вторая по продолжительности в их дискографии, вторая после Mother Suite , и занимает всю вторую сторону оригинальной пластинки. Трек превратился из множества различных музыкальных тем и идей, включая инструментальные отрывки и студийные эффекты, в результате чего получился боковой фрагмент. Музыка, приписываемая всей группе, была в основном написана Ричардом Райтом и Дэвидом Гилмором , а тексты песен Роджера Уотерса обращались к темам человеческого общения и сопереживания, к которым он вернулся в более поздних работах.
Песня регулярно исполнялась Pink Floyd вживую с 1971 по 1975 год, включая исполнение в фильме Live at Pompeii (1972). Он использовался на первых выступлениях тура A Momentary Lapse of Reason Tour 1987 года , но впоследствии отказался от него. Дэвид Гилмор возродил "Echoes" для своего тура 2006 года On an Island Tour , в котором участвовал Ричард Райт , но отказался от этой пьесы после смерти Райта в 2008 году. Однако с тех пор группа Ника Мейсона Saucerful of Secrets играла эту песню в рамках своего тура Echoes Tour. Студийная запись была использована в фильме «Хрустальный путешественник» (1973), а отредактированная версия включена в альбом лучших хитов Echoes: The Best of Pink Floyd (2001).
"Echoes" была расценена критиками как важная песня, которая представляет собой переход от раннего экспериментального материала Pink Floyd как культовой группы к более позднему массовому успеху. Ряд изданий отметили ее как одну из лучших песен группы. У группы неоднозначное мнение об этом треке, но Райту он особенно понравился.
Структура
[ редактировать ]"Echoes" начинается с "пинга", который был создан в результате эксперимента в самом начале сессий Meddle , произведенного путем усиления рояля, на котором играет Ричард Райт , и отправки сигнала через динамик Leslie и устройство Binson Echorec . [ 3 ] После нескольких «пингов» слайд-гитара, на которой играет Дэвид Гилмор . постепенно присоединяется [ 4 ] Куплеты гармонично поются Гилмором и Райтом, а к ним присоединяется рифф, сыгранный Гилмором и басистом Роджером Уотерсом в унисон. [ 5 ] [ 6 ] Затем следует гитарное соло Гилмора, сыгранное на Fender Stratocaster через блок эффектов Fuzz Face , прежде чем повторить предыдущий рифф. [ 6 ] Это приводит к фанка с влиянием джему . [ 7 ]
В средней части песни Уотерс использует слайд и Binson Echorec. Гилмор воспроизводит пронзительный визг, который создается путем подключения педали вау-вау задом наперед (гитара была подключена к выходу педали, а вход педали был подключен к входу усилителя). . Барабанщик Ник Мейсон позже пояснил, что это был несчастный случай, и их опыт работы с Роном Гисином научил их экспериментировать и пробовать что угодно, если это сработает над песней. [ 4 ] За этим следует повторение вступительных фортепианных «звонов» и органного соло Фарфисы Райта с аккомпанементом под влиянием песни Beach Boys « Good Vibrations » (1967). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
После последнего третьего куплета в конце пьесы присутствует хоровой отрывок, играющий тон Шепарда . Это было достигнуто путем размещения двух магнитофонов в противоположных углах комнаты; Затем ленты основных аккордов песни были загружены в один рекордер и воспроизведены во время одновременной записи. [ 10 ] Затем другой рекордер также был настроен на воспроизведение записываемого материала; это создало задержку между обеими записями, влияющую на хордальную структуру. [ 3 ] [ 11 ]
Состав
[ редактировать ]"Echoes" начинался как сборник отдельных музыкальных экспериментов, некоторые из которых остались от предыдущих сессий. Затем группа расположила части так, чтобы составить единое произведение, первоначально называвшееся «Ничего, части 1–24». [ 12 ] В некоторых пьесах участники группы играли запись, не имея ни малейшего представления о том, что остальные участники группы играли или собираются играть, в то время как в других просто были расплывчатые ноты, такие как «первые две минуты романтические, следующие две в быстром темпе». [ 13 ] Не все фрагменты были использованы для готового трека, а дубли включали в себя произнесение фразы задом наперед, поэтому, когда пленку перевернули, она звучала правильно, но странно. [ 4 ] Последующие записи незавершенной работы были названы «Сын ничего» и «Возвращение сына ничего»; последнее название в конечном итоге было использовано для представления еще неизданной работы на ее первых живых выступлениях в начале 1971 года. [ 14 ]
Райт сказал, что он написал фортепианное вступление и последовательность основных аккордов песни, а Уотерс написал текст. [ 15 ] [ 16 ] На ранней стадии разработки, еще до того, как первый стих был завершен, в нем говорилось о встрече двух небесных тел. [ 17 ] Для окончательного текста Уотерс черпал вдохновение из своего пребывания в Лондоне в середине-конце 1960-х годов, ощущая чувство разобщенности и ища потенциал людей для общения друг с другом. Одним из конкретных наблюдений было то, что он смотрел из своей квартиры на Голдхок-роуд и наблюдал, как мимо проходит процессия пассажиров, что привело к «незнакомцам, проходящим по улице». «Echoes» вместе с Уотерсом установили тенденцию писать выразительные слова и исследовать тему общения, которая станет ключевой темой « Темной стороны луны» (1973), а затем и сольных работ. [ 17 ] [ 18 ]
Pink Floyd отрепетировали законченную пьесу, прежде чем записать окончательную версию на пленку. [ 3 ] Студийная запись была разделена между Abbey Road Studios , Morgan Studios и AIR Studios в Лондоне; последние два использовались, потому что у них был 16-дорожечный рекордер, что упрощало сборку отдельных компонентов песен. [ 19 ] Основные минусовки были записаны с 7 по 19 марта в Abbey Road, а дальнейшие наложения записаны в AIR с 30 марта по 1 мая, с дополнительной работой в Morgan. [ 20 ] Pink Floyd были показаны в эпизоде BBC1 программы «24 часа», где обсуждались контрафактные записи , где было показано, как они репетируют «Echoes» на Abbey Road. [ 21 ]
В "Echoes" присутствует заметный инструментальный рифф, идентичный основной теме мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера 1986 года "Призрак оперы" . [ 22 ] Уотерс думал подать в суд на Ллойда Уэббера за плагиат, но не сделал этого. [ 23 ] Вместо этого он раскритиковал Ллойда Уэббера в песне «Это чудо» на его сольном альбоме 1992 года Amused to Death . [ 22 ]
Живые выступления
[ редактировать ]Pink Floyd впервые исполнили "Echoes" в клубе Norwich Lads Club 22 апреля 1971 года. [ 14 ] [ 24 ] и он был постоянной частью выступления группы вплоть до концерта в Небуорт-парке 5 июля 1975 года. [ 25 ] Первоначально он был объявлен под рабочим названием «Return of the Son of Nothing» и официально не назывался «Echoes» до тура группы по Японии, начавшегося 6 августа 1971 года. [ 14 ] Время от времени Уотерс представлял песню с глупыми названиями, такими как «Просматривая сучки в деревянной ноге бабушки», «Мы выиграли дубль» (отсылка к «Арсеналу», выигравшему дубль в сезоне 1970–71 ) и « Марш» . из Дамбстеров ». [ 26 ]
Песня прозвучала на концерте BBC Radio 1 30 сентября 1971 года и транслировалась 12 октября. [ 26 ] [ 27 ] Вскоре после этого Pink Floyd засняли живое выступление в Амфитеатре Помпеи без публики для Live at Pompeii , где оно было разделено на две половины, чтобы открыть и закрыть фильм. [ 26 ] [ 28 ] "Echoes" была одной из четырех пьес, которые Pink Floyd исполнили в сотрудничестве с балетом , поставленным Роланом Пети в конце 1972 - начале 1973 года. В треке была сольная балетная пьеса Руди Брайанса из Ballets de Marseille. [ 29 ] На концертах группы в Earl's Court в 1973 году в исполнении "Echoes" большое количество сухого льда , а из котла в задней части сцены вырывались полосы пламени. на сцену в средней части выливали [ 30 ]
С конца 1974 года на концерте в Небуорте "Echoes" исполнялась на бис. [ 31 ] В этих выступлениях использовался бэк-вокал Венетты Филдс и Карлены Уильямс, а также соло на саксофоне Дика Пэрри вместо гитарных соло в более ранних выступлениях. [ 20 ] "Echoes" исполнялась на первых одиннадцати концертах тура группы A Momentary Lapse of Reason 1987 года в слегка переработанной версии, сокращенной до 17 минут. [ 32 ] Однако Гилмору было неудобно петь «хипповские» тексты, а гастролирующим музыкантам было трудно воспроизвести звучание студийного оригинала, поэтому его заменили на « Shine On You Crazy Diamond ». [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Гилмор возродил эту песню в своем туре On an Island Tour в 2006 году в качестве заключительного номера основного сета, когда Райт выступал в его группе. [ 35 ] Райт сказал, что ему все еще нравится исполнять эту песню вживую, и он был поражен реакцией публики на вступительный «пинг» во время тура. [ 15 ] Эти выступления появляются в фильме Гилмора « Помни ту ночь» и альбоме/фильме «Живи в Гданьске ». [ 34 ] Специальная акустическая версия с участием только Гилмора и Райта, снятая вживую на Abbey Road, была включена в качестве скрытого трека на Remember That Night . [ 20 ] Гилмор рассказал журналу Rolling Stone в 2016 году, вернувшись в Помпеи, чтобы отыграть сольный концерт, что он хотел бы исполнить «Echoes», но чувствовал, что не смог бы сделать это без Райта, который умер в 2008 году: «Есть что-то особенно индивидуальное в этом концерте. то, как мы с Риком в это играем, невозможно заставить кого-то научиться этому и делать это просто так». [ 36 ] Точно так же Мейсон изначально не исполнял "Echoes" вживую с " Saucerful of Secrets" Ника Мейсона , поскольку он чувствовал, что трек слишком сильно отождествляется с Райтом, но включил песню для тура 2022 года под названием "The Echoes Tour". [ 37 ]
Выпускать
[ редактировать ]«Echoes» заняла всю вторую сторону альбома Meddle , вышедшего 30 октября 1971 года. [ 38 ] Позже Мейсон сказал, что это могло произойти потому, что группа хотела поместить на первую сторону более подходящий для радио материал. [ 4 ] Отредактированная версия песни появилась на сборнике 2001 года Echoes: The Best of Pink Floyd и как часть рекламного семплера из 8 треков. [ 34 ] [ 39 ]
Живое выступление в Помпеях было показано в кинотеатрах в сентябре 1972 года. Впервые оно было выпущено на видео в 1983 году, затем на DVD в 2003 году. [ 40 ] Несколько незавершенных работ и живых выступлений вошли в бокс-сет 2016 года « Ранние годы 1965–1972» . [ 41 ]
Прием
[ редактировать ]В обзоре альбома Meddle Жан-Шарль Коста из Rolling Stone дал "Echoes" положительную оценку. [ 42 ] Коста охарактеризовал "Echoes" как "23-минутную звуковую феерию Pink Floyd, которая занимает всю вторую сторону и в новой музыкальной структуре воссоздает некоторые старые темы и мелодические линии из более ранних альбомов", добавив: "Все это плюс фанковая партия органа, бас-барабанов и потрясающее соло Гилмора составляют прекрасную расширенную электронную композицию». [ 42 ]
NME освещал дату открытия Pink Floyd во время их турне по Великобритании в 1972 году в Brighton Dome и назвал "Echoes" ярким моментом выступления, назвав его "мастерским". [ 43 ] Рассматривая концерт Небуорта 1975 года, Sounds сказал, что, несмотря на неоднозначное исполнение основного выступления, "Echoes" была "довольно превосходной" и "сыграна безупречно". [ 25 ] Журнал Rolling Stone заявил, что живое исполнение Гилмором этой пьесы в Гданьске в конце тура On An Island Tour в 2006 году было «потрясающим». Гастролирующий гитарист Фил Манзанера сказал: «Эта версия «Echoes» была самой длинной и лучшей. Жизнь забавна. Она космична. Как будто Ричард знал, что что-то не так, и оставался там дольше. Это волшебная песня». [ 44 ]
Автор Эд Макан назвал "Echoes" "шедевром" Pink Floyd и важным мостом между культовой группой и последующим массовым успехом. [ 45 ] Энди Куш сказал, что этот трек представляет собой переход от экспериментального материала группы к более позднему коммерческому успеху, подчеркнув, что он «амбициозен, превосходящий все, что Pink Floyd пытались сделать раньше, дикий, превосходящий все, что они пытались сделать после». [ 46 ] В 2008 году журнал Uncut поставил "Echoes" на 30-е место в списке 30 лучших песен Pink Floyd. [ 47 ] а в 2011 году читатели журнала Rolling Stone назвали ее пятой лучшей песней Pink Floyd. [ 48 ]
Участники Pink Floyd неоднозначно отнеслись к этому треку. Райт сказал, что это произведение было «ярким событием» и «одним из лучших треков, которые когда-либо писал Флойд». Уотерс и Гилмор сказали, что это было предвкушение того, что произойдет в «Темной стороне Луны» , а Мейсон сказал, что это «немного затянулось». [ 10 ]
Фильм
[ редактировать ]1973 года Джорджа Гриноу Фильм «Хрустальный путешественник» завершается 23-минутным отрывком, в котором полная версия «Echoes» сопровождает монтаж изображений, снятых Гринофом с камеры, установленной у него на спине, во время серфинга на коленях . [ 49 ] [ 50 ] Группа разрешила Гриноу и режиссеру Дэвиду Элфику использовать музыку в своем фильме в обмен на использование видеозаписи Гриноу в качестве визуального фона, когда они исполняли "Echoes" на концерте. В начале 1990-х эти кадры планировалось использовать в рекламе средства для чистки туалетов, но группа не получила разрешения. [ 34 ]
Подобно эффекту «Тёмной стороны радуги », фанаты предположили, что «Эхо» случайно синхронизируется с фильмом Стэнли Кубрика 1968 года « 2001: Космическая одиссея» , когда проигрывается одновременно с заключительным 23-минутным отрывком под названием «Юпитер и за пределами бесконечности». . [ 51 ] [ 52 ] Позже Кубрик использовал копии саундтрека к фильму «2001» группы Pink Floyd и «Atom Heart Mother» (1970) в качестве реквизита в сцене музыкального магазина в фильме «Заводной апельсин» (1971). [ 53 ]
Кавер-версии
[ редактировать ]Alien Sex Fiend сделал кавер на трек для трибьют-альбома Pink Floyd A Saucerful of Pink , выпущенного в июле 1995 года. [ 54 ] Британский музыкант Юэн Каннингем сделал кавер на "Echoes" в 2017 году и загрузил на YouTube видео, в котором он сам играет все партии. Этот кавер был во многом основан на версии Live at Pompeii и получил похвалу от Мэйсона, который с юмором сказал: «Похоже, мы все остались без работы!» [ 55 ] [ 56 ]
Дуэт акустических гитар Rodrigo y Gabriela сделал кавер на "Echoes" на своем альбоме Mettavolution 2019 года , одном из семи треков, которые принесли альбому награду как лучший современный инструментальный альбом на 62-й ежегодной премии Грэмми в 2020 году. [ 57 ] Рецензируя эту кавер-версию, журнал Rolling Stone написал, что «как и оригинал, эта песня представляет собой отдельное путешествие, и она прекрасна». [ 58 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Жана-Мишеля Гедона и Филиппа Марготена: [ 59 ]
- Дэвид Гилмор — вокал, электрогитара
- Ричард Райт — вокал, орган Hammond , фортепиано, орган Farfisa
- Роджер Уотерс — бас-гитара
- Ник Мейсон — ударные, перкуссия
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Мерфи, Шон (22 мая 2011 г.). «25 лучших песен прогрессивного рока всех времен» . ПопМатерс . п. 2. Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 31 июля 2016 г.
- ^ Макан 2011 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Блейк 2011 , с. 160.
- ^ Jump up to: а б с д Мейсон 2004 , с. 148.
- ^ Ши 2009 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б Гедон и Марготен, 2017 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б Гедон и Марготен, 2017 , с. 289.
- ^ Гуш, Энди (12 июля 2020 г.). «Pink Floyd: Meddle Обзор альбома » . Вилы . Архивировано из оригинала 15 июля 2020 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ ДеРизо, Ник (28 июля 2015 г.). «10 лучших песен Pink Floyd Ричарда Райта» . Абсолютный классический рок . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гедон и Марготен, 2017 , с. 290.
- ^ Харрис 2006 , с. 74.
- ^ Пови 2007 , с. 124.
- ^ Уотли, Джек (30 октября 2021 г.). «Оглядываясь назад на амбициозный эксперимент Pink Floyd «Meddle» 50 лет спустя» . Журнал Далеко . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Повей 2007 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Моджо 2008 , с. 83.
- ^ Гедон и Марготен, 2017 , с. 286.
- ^ Jump up to: а б Маббетт 2010 , с. 107.
- ^ Блейк 2011 , с. 161.
- ^ Мейсон 2004 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б с Гедон и Марготен, 2017 , с. 287.
- ^ Тейлор, Том (18 июня 2021 г.). «Посмотрите редкие кадры Pink Floyd в студии, работающей над «Echoes» » . Журнал Далеко . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Как Pink Floyd вдохновили на создание «Призрака оперы» » . Журнал Далеко . 24 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Хибберт, Том (ноябрь 1992 г.). «Кем, черт возьми, себя возомнил Роджер Уотерс?» . Вопрос . Проверено 10 января 2024 г. - через мимолетный взгляд.
- ^ Лейки, Крис (18 мая 2018 г.). «Норвичский клуб парней – спустя 100 лет все еще силен» . Истерн Дейли Пресс . Архивировано из оригинала 1 декабря 2021 года . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Повей 2007 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с Маббетт 2010 , с. 108.
- ^ Пови 2007 , с. 148.
- ^ Повей 2007 , стр. 125, 148.
- ^ Povey 2007 , стр. 171–173.
- ^ Повей 2007 , стр. 158, 178.
- ^ Пови 2007 , стр. 193–197.
- ^ Jump up to: а б Повей 2007 , с. 247.
- ^ Блейк 2011 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б с д Маббетт 2010 , с. 109.
- ^ Пови 2007 , с. 307.
- ^ Глоу, Кори (7 июля 2016 г.). «Дэвид Гилмор говорит о возвращении Помпеи: «Это место призраков» » . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 28 сентября 2017 года . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ Грин, Энди (26 октября 2021 г.). «Блюдце тайн Ника Мейсона объявляет о турне Echoes 2022» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Пови 2007 , с. 150.
- ^ Povey 2007 , стр. 354–355.
- ^ Пови 2007 , стр. 357–358.
- ^ Томас Эрлевин, Стивен. « Ранние годы 1965–1972 — Pink Floyd» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 31 августа 2017 года . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Коста, Жан-Шарль (6 января 1972 г.). «Меддл» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 15 июля 2012 года . Проверено 25 июля 2017 г.
- ^ Пови 2007 , с. 164.
- ^ Грин, Энди (4 ноября 2014 г.). «Воспоминания: Дэвид Гилмор играет эпическое «Эхо» в 2006 году» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Макан 2011 , с. 113.
- ^ Куш, Энди (12 июля 2020 г.). «Пинк Флойд – Вмешайся» . Вилы . Архивировано из оригинала 15 июля 2020 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Пиннок, Том (24 июля 2015 г.) [октябрь 2008 г.]. «30 лучших песен Pink Floyd» . Необрезанный . № 137. Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Вексельман, Алекс (15 сентября 2018 г.). «Рик Райт из Pink Floyd: 12 основных песен» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Пови 2007 , с. 358.
- ^ Энгл 2015 , с. 76.
- ^ Макан 2011 , с. 54.
- ^ «Смотрите, как Pink Floyd 'Echoes' прекрасно саундтрек к фильму Стэнли Кубрика '2001: Космическая одиссея' » . Журнал Далеко . 11 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- ^ Култхарт, Джон (13 апреля 2006 г.). «Алекс в аптеке Челси» . johncoulthart.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Буш, Джон. «Розовое блюдце: дань уважения Pink Floyd - разные исполнители» . Вся музыка. Архивировано из оригинала 30 апреля 2019 года . Проверено 30 апреля 2019 г.
- ^ «Эхо Юэна Каннингема» . smash.com . Smash Inc. Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 23 января 2017 г.
- ^ Мейсон, Ник (7 января 2017 г.). «Похоже, мы все остались без работы!» . Ник Мейсон (официальный канал в Твиттере). Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Хейлок, Зоя (27 января 2020 г.). «Билли Айлиш возглавляет список лауреатов премии Грэмми 2020 года» . Стервятник . Архивировано из оригинала 26 января 2020 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Grow, Кори (февраль 2019 г.). «Кавер Родриго и Габриэлы на Pink Floyd 'Echoes' - это песня, которую вам нужно знать» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 15 января 2021 г.
- ^ Гедон и Марготен, 2017 , с. 285.
Источники
- Блейк, Марк (2011) [2007]. Свиньи могут летать: внутренняя история Pink Floyd . Арум Пресс. ISBN 978-1-781-31519-4 . Архивировано из оригинала 21 мая 2021 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
- Блейк, Марк (ноябрь 2008 г.). «Мечта закончилась» (PDF) . Моджо . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 22 августа 2013 г.
- Энгл, Джон (2015). Серфинг в кино . МакФарланд. п. 76. ИСБН 978-0-786-49521-4 .
- Гедон, Жан-Мишель; Марготен, Филипп (2017). Все песни Pink Floyd – история каждого трека . Беговой пресс. ISBN 978-0-316-43923-7 .
- Харрис, Джон (2006). Темная сторона Луны. Создание шедевра Pink Floyd . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81500-3 .
- Маббетт, Энди (2010). Pink Floyd — Музыка и тайна: Музыка и тайна . Омнибус Пресс. ISBN 978-0-857-12418-0 .
- Макан, Эд (2011). Райш, Джордж (ред.). Pink Floyd и философия: Осторожнее с этой аксиомой, Юджин! . Открытый суд. ISBN 978-0-812-69745-2 .
- Мейсон, Ник (2004). «Темной стороны нет». Наизнанку: Личная история Pink Floyd (новое издание). Виденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84387-7 .
- Пови, Гленн (2007). Отголоски: Полная история Pink Floyd (новое издание). Издательство Mind Head. ISBN 978-0-9554624-0-5 .
- Ши, Стюарт (2009). Часто задаваемые вопросы о Pink Floyd — все, что нужно знать… и многое другое . Книги о бэкбите. ISBN 978-1-617-13395-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- песни 1971 года
- Песни Пинк Флойд
- Песни, написанные Дэвидом Гилмором
- Песни, написанные Ником Мейсоном
- Песни, написанные Ричардом Райтом (музыкант)
- Песни, написанные Роджером Уотерсом
- Записи песен, спродюсированные Дэвидом Гилмором
- Записи песен, спродюсированные Роджером Уотерсом
- Записи песен, произведенные Ричардом Райтом (музыкант)
- Записи песен, спродюсированные Ником Мейсоном