Jump to content

Спецэффекты фильма «Империя наносит ответный удар»

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

«Империя наносит ответный удар» (также известная как «Звёздные войны: Эпизод V — Империя наносит ответный удар» ) — американский эпический космический оперный фильм 1980 года режиссёра Ирвина Кершнера по сценарию Ли Брэкетта и Лоуренса Кэздана , основанный на рассказе Джорджа Лукаса . Это продолжение «Звездных войн» (1977). [а] второй фильм из серии фильмов «Звездные войны» и пятая хронологическая глава саги о Скайуокере . Действие происходит через три года после событий «Звездных войн» . Его история повествует о битве между Галактической Империей во главе с Императором Палпатином и Альянсом повстанцев во главе с принцессой Леей . Тем временем Люк Скайуокер тренируется овладевать Силой , чтобы противостоять лорду Дарту ситхов Вейдеру . входят В актерский состав ансамбля Марк Хэмилл , Харрисон Форд , Кэрри Фишер , Билли Ди Уильямс , Энтони Дэниелс , Дэвид Проуз , Кенни Бейкер , Питер Мэйхью и Фрэнк Оз .

Разработка фильма началась в 1977 году, вскоре после выхода «Звездных войн» . Собственная компания Лукаса по созданию спецэффектов фактически прекратила свое существование после производства «Звездных войн» , и он решил восстановить компанию, переместив ее из центральной в северную Калифорнию и построив новый объект в качестве ее базы. Строительство началось в середине 1978 года, и съемочная группа работала в недостроенном здании, чтобы не отставать от графика съемок «Империи » . До 100 человек работали над почти 600 эффектами, необходимыми для фильма, включая миниатюры, матовые рисунки, покадровую анимацию, шарнирно-сочлененные модели и полноразмерные транспортные средства. Расходы на создание спецэффектов составили 8 миллионов долларов   возглавили Ричард Эдлунд и Брайан Джонсон , а работу над эффектами .

Разработка

[ редактировать ]

Основание студии эффектов

[ редактировать ]

Разработка «Империи наносит ответный удар» началась в 1977 году, вскоре после выхода «Звездных войн» в мае. [1] Создатель Джордж Лукас планировал использовать свои доходы от этого фильма для независимого финансирования продолжения. [2] [3] Однако Industrial Light & Magic (ILM), импровизированная компания по производству спецэффектов, созданная Лукасом специально для «Звездных войн», закрылась после ее выпуска, поскольку Лукас не мог немедленно использовать ее оборудование или персонал. Большая часть персонала и оборудования была использована для основания отдельной компании по производству эффектов Apogee, Inc. под руководством «Звездных войн» супервайзера по эффектам Джона Дикстры . [4] Лукасу пришлось восстановить ILM и полностью переукомплектовать ее персонал, одновременно управляя своей растущей продюсерской фирмой Lucasfilm . [4] [5] [6] [7] Он также хотел переместить ILM из южной Калифорнии в Сан-Рафаэль на севере. Ему нравился этот район, но он находился на значительном расстоянии от оживленной киноиндустрии и опытной съемочной группы Лос-Анджелеса . [8]

Вербовка происходила в течение нескольких месяцев, начиная с конца 1977 года. [9] [6] Менее 20 членов команды по спецэффектам «Звездных войн» следили за переездом ILM в Сан-Рафаэль, семь из которых были ключевыми, включая Ричарда Эдлунда и Денниса Мюрена . [7] [5] Империи " Продюсер " Гэри Курц нанял команду, в которую вошли художник-постановщик Норман Рейнольдс , консультант Джон Барри , визажист Стюарт Фриборн и первый помощник режиссера Дэвид Томблин . [9] [6] Лукас вернул художников Ральфа МакКуорри и Джо Джонстона, чтобы сохранить визуальное соответствие «Звездным войнам» , и в декабре трио приступило к концептуализации снежной битвы. [10] [11] Лукас обнаружил, что концептуальная работа для Empire проще , потому что команде не нужно было создавать совершенно новые культуры или беспокоиться о том, «какие кофейные чашки они будут использовать». [3] Несмотря на это, подготовка к съемкам продвигалась медленно, потому что Лукас работал за пределами Северной Калифорнии, и съемочная группа не подошла к нему ближе, что затрудняло ему проверку их работы. [12]

Строительство объекта ILM началось в середине 1978 года, а работа бригады началась с сентября, пока оно еще продолжалось. Мюрен рассказал, что стены еще возводились, а электричества не было. [13] На завершение строительства объекта ушло восемь месяцев, при этом съемочная группа использовала единственные две камеры, доступные для съемок при импровизированном освещении. [5] [14] [15] К концу 1978 года Фил Типпетт , Нило Родис-Джамеро, Пол Хьюстон и Стив Гоули к команде присоединились . В конечном итоге на предприятии работали 90–100 человек, иногда работавших по 15 часов в сутки, пытаясь реализовать меняющиеся дизайнерские идеи Лукаса. [16] [17] [6] Типпет признал, что он и многие члены команды были утомлены к концу проекта. [18]

Мюрен, Кен Ралстон , Дон Доу и Джим Вейе, среди прочих, начали полностью снимать работы по эффектам с февраля 1979 года, когда в ILM устанавливалось электричество. [19] Работа над примерно 600 кадрами со спецэффектами в фильме (по сравнению с 360 кадрами в «Звездных войнах ») должна была быть завершена к 31 марта 1980 года, чтобы фильм был готов к майскому выпуску. [20] [21] В общей сложности на долю ILM пришлось 8   миллионов долларов из бюджета фильма в 30,5   миллионов долларов. [22]

В съемочную группу фильма «Империя наносит ответный удар» вошли: [23]

  • Ник Алдер (супервайзер механических эффектов)
  • Джон Берг (Покадровая анимация)
  • Дуг Бесвик (Покадровая анимация)
  • Бен Бертт (звуковой дизайн/руководство звуковыми эффектами)
  • Лесли Дилли (художественный руководитель визуальных эффектов)
  • Ричард Эдлунд (Специальные визуальные эффекты) [б]
  • Харрисон Элленшоу (супервайзер по матовой живописи)
  • Майкл Форд (художественный руководитель визуальных эффектов)
  • Стюарт Фриборн (Макияж и особый дизайн существ)
  • Венди Фрауд (фабрикация Йоды)
  • Стив Гоули (мастер модельного цеха)
  • Джерри Л. Джеффресс (проектирование электронных систем) [5]
  • Брайан Джонсон (Специальные визуальные эффекты)
  • Джо Джонстон (художественный руководитель визуальных эффектов)
  • Майкл Келли (редактор визуальных эффектов)
  • Питер Куран (руководитель анимации/ротоскопа)
  • Гарри Ланге (художественный руководитель визуальных эффектов)
  • Ральф МакКуорри (консультант по дизайну/художник-концептуалист/художник по матовой живописи)
  • Деннис Мюрен (руководитель фотографии миниатюр и оптических эффектов) [5]
  • Брюс Николсон (руководитель оптической фотографии)
  • Майкл Панграцио (художник по матовой живописи)
  • Лорн Петерсон (главный модельер)
  • Кен Ралстон (оператор оптических эффектов)
  • Норман Рейнольдс (редактор визуальных эффектов)
  • Нило Родис-Джамеро (помощник арт-директора) [24]
  • Том Сент-Аманд (Покадровая анимация)
  • Питер Саттон (Звуковой дизайн/руководство звуковыми эффектами)
  • Фил Типпетт (Покадровая анимация)
  • Алан Томкинс (художественный руководитель визуальных эффектов)

Наборы и технологии

[ редактировать ]

Для фильма были выбраны реальные места, включая Центральную Африку и Кению для болотной планеты Дагоба и Скандинавию для Хота. [25] [3] Чтобы избежать трудностей со съемками в отдаленных местах, Лукас вложил средства в практичные наборы; он профинансировал строительство резервуара объемом 1 250 000 кубических футов (35 000 м3). 3 ) « Сцена Звездных войн » в студии Elstree Studios , Лондон. Строительство началось в конце августа 1978 года и обошлось в 2   миллиона долларов. [25] [3] Когда в январе 1979 года должны были начаться основные съемки, пожар на третьей сцене Элстри, где «Сияние» снимали (1980), уничтожил запланированное пространство для съемок «Империи » . [26] [27] Воздействие было значительным: было удалено необходимое пространство, и съемкам пришлось отказаться от еще двух сцен, чтобы «Сияние» могло продолжить съемки. Шестьдесят четыре сета пришлось перенести на девять этапов, а сроки пришлось перенести. [26] Строительству сцены «Звездных войн» также препятствовала плохая погода, задержавшая строительство декораций и необходимого реквизита. [26] Наборы были самой крупной статьей бюджета - 3,5   миллиона долларов. [26] Производство было настолько обширным, что к июню 1979 года руководству пришлось нормировать рабочую силу, которую они могли потратить на создание наборов, поскольку в отрасли не было других специалистов, и они рассматривали возможность привлечения рабочих из Италии или Испании. [28]

На новый объект ILM осталось мало оборудования, включая оптический принтер , камеру слежения и матовую камеру. [5] На создание объекта было потрачено около 1   миллиона долларов, в том числе 180 000 долларов на строительство, 27 000 долларов на высокоскоростную камеру VistaVision и 50 000 долларов на проектирование и изготовление оптических линз . [15] Еще 1   миллион долларов и около года были потрачены на проектирование и создание современного оптического принтера. Эдлунд считал, что крайне важно работать над Empire и инвестировать в будущие технологии ILM. [29] и он работал с Джорджем Рэндо и Дэвидом Графтоном над разработкой специального принтера, который используется для компоновки изображений — например, если три корабля преследуют « Тысячелетний сокол» , все четыре корабля снимаются отдельно и объединяются в одну сцену. [30] Эдлунд сказал, что стандартные принтеры не обеспечивают желаемого качества изображения и больше предназначены для основных эффектов, таких как выцветание и растворение. Главной особенностью принтера были четыре головки проектора вместо обычных двух, что позволяло объединять больше элементов одновременно, что экономило время и уменьшало потерю качества при нескольких проходах одного и того же изображения. [31] Линзы принтера давали более четкое изображение, чем ожидалось, и им пришлось намеренно ухудшать около 35% снимков, чтобы скрыть теперь очевидные эффекты. [32]

создала специальную камеру VistaVision, Компания Mitchell Camera Corporation получившую название «Empireflex», которая производила отснятый материал в два раза больше, чем обычные 35-миллиметровые системы, без необходимости использования 65-миллиметровой пленки, что требовало более громоздкого оборудования. Эдлунд сказал, что, начиная с изображения большего размера, при компоновке теряется меньше качества. [33] [24] Он был маленьким и портативным, и его можно было запрограммировать на определенные движения, такие как панорамирование и наклон . У него также был специальный режим покадровой анимации, который мог удерживать текущее изображение и перемещать кадр вперед, пока открыт затвор, чтобы создать эффект размытия. Большинство неподвижных кадров или снимков с небольшим панорамированием или наклоном было выполнено с помощью Empireflex, тогда как снимки с большим количеством движений были сделаны с помощью Dykstraflex, поскольку у него была механическая рука, которая позволяла камере снимать кадры как бы с точки зрения. вид на космические корабли повстанцев. [24]

, полноразмерные транспортные средства и матовая живопись. Empire использовались различные техники, в том числе миниатюры, покадровая анимация, шарнирные модели Для создания различных эффектов [34] [35] [27] МакКуорри отвечал за более половины матовых картин, использованных в Empire , а остальную часть предоставили Элленшоу и Панграцио. Их часто делали на стекле, и работа над ними продолжалась вплоть до января 1980 года. Бригада часто работала до 11 часов в день только на матах, чтобы создать почти 70 необходимых картин. [36] [37] Взрывы были сняты на видео на оружейном складе Сан-Франциско в районе Мишн. В здании были комнаты высотой 80 футов (24 м), в которых съемочная группа построила специальные черные потолки. Взрывы снимались с высокой частотой кадров и при необходимости компоновались в сцены. [38]

На месте

[ редактировать ]
Фотография сверху вниз ледника Хардангерйёкулен (обширная снежная равнина) в Финсе, Норвегия.
Хардангерйёкулен Ледник , фото 2007 года. Он служил внешней частью ледяной планеты Хот.

Чтобы изобразить внешний вид Хота, разведчики осмотрели такие районы Северной Европы, как Финляндия, Швеция и Полярный круг. Места должны были быть свободными от деревьев и вблизи населенных пунктов с развитой инфраструктурой. [39] Сотрудник 20th Century Fox порекомендовал компанию Финсе , Норвегия. [39] бригада Разведывательная , в которую входили Курц, Рейнольдс и Кершнер, вылетела в Финсе 25 января 1979 года, чтобы начать прием контейнеров с оборудованием, отправленных поездом или самолетом. Строительная бригада прибыла позже, 25 февраля, чтобы вырыть траншеи для боевых сцен. [40] Рассматривалась возможность съемки сцен Хота на съемочной площадке, но она была сочтена недостоверной. Однако съемки на месте совпали с самой сильной снежной бурей в этом районе за полвека, что помешало съемкам из-за метелей, ветра со скоростью 40 миль в час (64 км / ч) и температуры от -26 до -38 ° F (от -32 до -39 °). С). [41] [42] [14] [6] [3] Во время съемок погода прояснялась только дважды; в некоторые дни съемки были невозможны. [43] В холодных условиях катушка с ацетатной пленкой стала хрупкой, линзы фотоаппаратов обледенели, а краска замерзла в банках. Снег также проник в оборудование. [44] [6] Чтобы противостоять этому, линзы сохраняли прохладными, а корпус камеры нагревали, чтобы защитить пленку, аккумулятор и руки операторов. [45] Экипаж находился на улице до 11 часов в условиях разреженного воздуха, ограниченной видимости и легкого обморожения; один член экипажа поскользнулся и сломал два ребра. [46]

Лавины перекрыли прямое транспортное сообщение и быстро засыпали снегом вырытые траншеи. Сцены можно было подготовить только за несколько часов, и многие сцены снимались недалеко от отеля съемочной группы, поскольку меняющаяся погода регулярно меняла декорации. [47] [6] Производство вернулось в Англию через неделю, но вторая группа оставалась до марта, чтобы снимать взрывы, эпизодические кадры и батальные сцены. [48] Первый общий снимок местности был сделан при полете вертолета на высоту 15 000 метров (49 000 футов) и выполнении контролируемого падения со скоростью 30 миль в час (48 км/ч) или 2500 метров (8 200 футов) в минуту. [49] Съемки были отложены на четыре недели из-за строительства отапливаемого укрытия для вертолета. [50] Второе подразделение, которое должно было находиться в Финсе три недели, пробыло там восемь. [49] Когда съемочная группа вернулась в Лондон, у них была только половина запланированного материала, включая фоновые пластины для неровных кадров со спецэффектами. [6] [14] [51] Непостоянная погода привела к тому, что часть отснятого материала была пасмурной, а часть — ясной. [52]

Декорации и костюмы

[ редактировать ]

Хотя сцена «Звездных войн» была завершена в начале мая 1979 года, она была слишком мала для размещения полномасштабного ангара повстанцев и декораций Дагобы, поэтому пришлось профинансировать и построить пристройку. [53] В сцене в ангаре участвовало 77 статистов-повстанцев, стоимость которых составляла 2000 фунтов стерлингов в день. [54] Для зимнего набора было использовано около пятидесяти тонн дендритной соли, смешанной с сульфатом магния для придания блеска; эта комбинация вызвала головную боль у актеров и съемочной группы. [55] Медицинский блок, где лечится Люк, был построен компанией British Aerospace . В нем содержалось 400 галлонов США (1500 л) хлорированной воды, и Хэмилл использовал для дыхания аппарат, похожий на акваланг. Оператор Петер Сушицкий хотел, чтобы танк стал главной точкой освещения сцены, и разместил под ним армейский прожектор, а вверху — зеркало. После нескольких дней съемок от жары зеркало разбилось, и большой осколок разлетелся по воде всего за несколько мгновений до того, как Хэмилл вошел в него. [56]

Костюм зверя Вампа высотой от 9 футов (2,7 м) до 10 футов (3,0 м) Дес Веб носил на ходулях; ему пришлось подавать воздух через трубку. [57] [58] Уэб снимал сцены на натуре и на съемочной площадке, но изо всех сил пытался сделать больше нескольких шагов в костюме, прежде чем упал. [59] В удаленных сценах показано, как вампы вторгаются на базу повстанцев и атакуют повстанцев и имперские войска. [60] [61] Снимок вампы, прорывающегося сквозь ледяную стену, не удался, потому что руки Уэба доходили только до середины костюма, и он не мог приложить к ним достаточно силы, чтобы сломать ее. Они решили убрать нижнюю часть стены, чтобы ее было легче сломать, но потеряли контроль над тем, как она сломается. [61] Во время пост-продакшена в январе 1980 года черновой вариант первоначального нападения вампы на Люка был признан неприемлемым; Ралстон описал голову, построенную Элстри, как приятную «сову», а не как что-то пугающее. Типпетт построил миниатюрную голову вампы, и команда сняла ее на пустыре на фоне открытого неба. [62]

AT-AT ходунки

[ редактировать ]
Фил Типпет и Деннис Мюрен в 2013 году. Мюрен помогал раскадровывать сцены AT-AT Walker, которые были анимированы с помощью покадровой анимации . Типпетом и Джоном Бергом

Лукас и Курц знали, что на Хоте будет битва, но не учли, какое оборудование будет использовать Империя. Лукас предложил использовать модифицированные танки норвежской армии, и Джо Джонстон основывал на них свои ранние проекты, но обнаружил, что их труднее замаскировать, чем модифицированную обычную машину. [14] [12] Джонстон наткнулся на брошюру US Steel о будущем применении стали, в которой была представлена ​​конструкция шагающего танка Сида Мида . [14] Он предложил двуногий танк, но Лукас хотел чего-то большего. [12] Джонстон создал новые вариации на основе работ Мида, проектов МакКуорри и был вдохновлен «Войной миров» (1953) и шагающим грузовиком 1965 года , созданным General Electric . [14] [12] Он милитаризовал свои разработки, дав Ходоку голову и установленное вооружение. Лукас выбрал из проектов понравившиеся ему особенности, в результате чего Джонстон закончил разработку AT-AT Walker. [14]

Покадровая анимация была выбрана как лучший вариант анимации Ходоков. [63] В начале февраля 1979 года Типпетт, Мюрен и другие потратили 3500 долларов на съемку животных в зоопарке Сан-Франциско для демонстрации движений. Основой анимации Уокера послужил слон, хотя Джонстон хотел сохранить некоторые механические движения. [64] [65] Джон Берг в первую очередь отвечал за создание и анимацию Уокеров. [66] [67] Он потратил около 13 месяцев, работая по 14 часов в день, чтобы построить прототип в собственной мастерской, поскольку ILM так и остался незавершенным. [68] [69] Он изменил конструкцию Джонстона так, чтобы моделью было трудно манипулировать, и разработал серию поршней и кулачков, спрятанных внутри ног Уокера, которые облегчили анимацию. Берг также добавил украшения в дизайн, такие как пистолеты с отдачей. [69]

Том Сент-Аманд построил три основных арматуры на основе прототипа; каждый имел размеры примерно 18 на 20 дюймов. [69] [70] Основной корпус был отлит из уретана и окрашен Нило Родис-Джамеро. [71] [24] Соединения были плотно закреплены, чтобы компенсировать вес модели, но для анимации их пришлось ослабить. Каждый сустав был спроектирован так, чтобы двигаться очень незначительно: примерно на долю дюйма за кадр. [24] Ходунки были прикреплены к набору с помощью системы фиксаторов, которая обеспечивала структурную поддержку и была быстрее отстегнута по сравнению с традиционной системой крепления — резьбовыми стержнями и барашковыми гайками, которые фиксируют модель на поверхности. [24] Небольшая двуногая версия, получившая название «цыплята», была построена Джонстоном из пластика. Лукасу это понравилось, но нехватка времени не позволила им построить подробную модель, поэтому части модели Джонстона были приклеены к арматуре, построенной Бергом и Амандом. [72] На разработку и постройку «Уокеров» было потрачено 80 000–100 000 долларов. [73]

В июле 1979 года Мюрен начал раскадровку сцен Уокера. [24] Фил Типпетт помогал Бергу во время анимации трех Уокеров. [57] [72] Дуг Бесвик также помог, когда стало ясно, что задача слишком сложна для двух аниматоров; Бесвик анимировал Уокеров на фоне кадров. [72] Некоторые из далеких Уокеров представляли собой поляроидные вырезы размером 8×10 с небольшими шарнирами на ногах, поскольку это была более быстрая альтернатива тому, чтобы потратить неделю на создание полной модели. [57] [72] Бесвик потратил пять дней, работая по шесть часов, чтобы снимать примерно секунду кадра в час. [72] Берг и Типпетт использовали систему видеоанимации Lyon-Lamb, которая записывала один кадр за раз и могла немедленно воспроизводиться для быстрого выявления любых недостатков. [24] Эдлунд снимал сцены с высокоскоростной камерой, такие как падение Уокера со скоростью около 96 кадров в секунду, чтобы падающая техника казалась тяжелее. [74]

Одним из самых сложных кадров был вид Уокеров в бинокль. «Уокеры» были сняты в VistaVision с помощью телеобъектива, отснятый материал проецировался на шестифутовый экран и снимался на пленку с помощью видеокамеры Sony, которая добавляла размытие и масштабирование. Лента была перенесена обратно на пленку и матовый материал в форме бинокля, а цифровые показания были наложены друг на друга. [75] Питер Куран анимировал веревки, связывающие Ходоков, а Ралстон анимировал сцену, где Люк спускается по веревке к Ходоку, используя марионетку. Джон ван Влит вручную анимировал этот эпизод, прежде чем они решили использовать марионетку. [76] Полномасштабная нижняя часть Уокера была построена для следующей сцены, в которой Люк бросает взрывчатку в его тело. [69] Для взрыва была использована более крупная миниатюра высотой около 4 футов (1,2 м) и весом 90 фунтов (41 кг). Анимировать это было сложно, потому что ноги были недостаточно сильны, чтобы выдержать вес тела. В ножках была установлена ​​храповая система, которая могла с помощью электроники освободить и сложить Уокер, но ее вес сломал храповики. Было запланировано три кадра падения Уокера, но из-за трудностей удалось снять только два. [77] Эта сцена не была запланированным концом сегмента Уокера, но поскольку кадры, где Люк бежит к Уокеру, были сняты в пасмурную погоду, было принято решение закончить их на этом, чтобы сохранить соответствие погоде в более ранних сценах. [52]

Родис-Хамеро в основном отвечал за создание миниатюрного снежного комплекса. Для снега использовалась пищевая сода, потому что Берг хотел, чтобы он хрустел под Уокерами. Из-за газировки поверхность легко потревожила, и аниматорам приходилось быть осторожными, чтобы не ударить декорации и не рискнуть создать несоответствия. Для уменьшения вдыхания использовались хирургические маски. [75] Люки были построены для того, чтобы аниматоры могли добраться до моделей, и были закрыты приклеенной пищевой содой. [78] Синий экран рассматривался как миниатюрный фон, но кадры Финса были неорганизованными, и было снято только около 20 кадров, тогда как между Уокерами и спидерами требовалось 80. Ралстон попытался соединить фрагменты отснятого материала, но ему не удалось скрыть матовые линии. Задняя проекция также была отклонена, поскольку она имела потенциальные технические проблемы. Мюрен использовал нарисованный фон, за исключением нескольких снимков синего экрана, на которых изображены бегущие на переднем плане люди. [79] Сцену, где повстанцы убегают от Уокеров на заднем плане, было сложно снять. Съемочная группа начала с записи людей, бегущих к камере, чтобы определить подходящий ракурс для Уокеров на заднем плане; Куран предоставил несколько матов, чтобы казалось, будто Ходоки касаются земли. [67] Панграцио нарисовал около 15 фонов шириной до 35 футов (11 м) и высотой 12 футов (3,7 м), не считая первоначального широкого плана Уокеров, сделанного МакКуорри. [79] [67] Чтобы сцена выглядела естественно освещенной, каждый Уокер был отделен от другого слоем сетки, чтобы они казались дальше друг от друга, а к моделям было применено различное рассеянное освещение. [52] На проектирование, сборку и тестирование декораций и моделей ушло около 10–12 месяцев, а еще два месяца - на съемку сцен. [80] [67]

Ежегодно

[ редактировать ]
Фотография Фила Типпета, наблюдающего за миниатюрой таунтауна для покадровой анимации.
Фил Типпетт во время съемок фильма «Империя наносит ответный удар» наблюдает за миниатюрой таунтауна, созданной для покадровой анимации.

Вплоть до января 1980 года кадр Люка верхом на своем таунтауне на Хоте должен был открыть «Империю» , но Лукас в последнюю минуту внес изменения и вместо этого открыл фильм в космосе. [81] [82] [83] Лукас также хотел двуногое существо, похожее на большую крысу, поэтому Джонстон и МакКуорри разработали несколько проектов: Джонстон был млекопитающим и покрыт мехом, а МакКуорри был похож на крысу с человеческими ногами, что было сочтено непрактичным. [84] Рассматривались различные подходы к реализации существа, в том числе с использованием человека в костюме. [85] [86] Во время визита в ILM в июле 1978 года Типпетт увидел их планы и согласился, что они не сработают. Вместо этого он создал миниатюрную концепцию таунтауна, чтобы использовать ее в покадровой анимации; Для крупных планов использовался натурный костюм. [86] [87] Типпетт считал, что если полностью полагаться на полномасштабные исследования, то эффект станет очевидным. [52] После этого МакКуорри и Джонстон обратились к основному дизайну Типпета. [86] Когда Типпетт перешел в ILM в сентябре, Лукас и МакКуорри все еще дорабатывали концепцию. Идеи Типпетта включали существ, похожих на драконов, блох, лягушек и лошадей. Это был совместный процесс, в котором внесли свой вклад Лукас, Курц и Кершнер. В частности, они хотели, чтобы дизайн Типпета был грязным и обжитым, а не чистым и искусственным, с волосатой головой и когтями. [84]

Модель Типпета была завершена в сентябре после того, как он обнаружил кожу телят, умерших в утробе забитых коров. У материала были очень тонкие волосы с небольшим ворсом, которые Типпетт мог отделить от кожи с помощью водорастворимого клея и заменить их эластичной резиной, создавая гибкую, волосатую кожу. [88] Бригаде Элстри срочно потребовалась доработка дизайна для создания полномасштабного костюма, поэтому Типпетт отправил им 12-дюймовый скульптурный макет этого дизайна. Дизайн был возвращен с практическими и эстетическими изменениями, включая более длинный хвост. [84] [88] Типпетт сказал, что окончательный дизайн, сочетающий в себе голову ламы, тело кенгуру и бивни козла, по сути, был его, но больше похож на млекопитающего. [89]

Прототип арматуры, построенный Бергом и Амандом, был отлит из резины и телячьего волоса для анимационных испытаний в феврале 1979 года. Бесвик и Аманд разработали более сложную арматуру из алюминия, чтобы она была легкой. [71] [84] Аманд построил верхнюю часть туловища для работы с шаровыми шарнирами, а Бесвик построил нижнюю часть тела, используя систему шарниров. Шаровые шарниры были более гибкими, но могли смещаться из заданного положения или заклинивать, что требовало разрезания марионетки для фиксации. Петли были менее гибкими, но обеспечивали более плавное движение. [90] Типпетт сказал, что они использовали все, что могло сработать. [91] К августу была изготовлена ​​и завершена только одна последняя модель высотой 16 дюймов. [92] В качестве модели движения была выбрана лошадь, потому что таунтаун скакал галопом; лошадь и всадник были сфотографированы вдоль пляжа Стинсон в Калифорнии , чтобы понять особенности ее походки и движений. [64] [65]

Типпетт начал анимировать это существо в январе 1980 года. [93] [83] Попытки предпринимались и раньше, но требовали доработок из-за различных технических проблем, из-за которых шестичасовые съемки были потрачены впустую. [83] Понадобилось двенадцать кадров таунтауна, включая первый кадр с воздуха и ангар повстанцев. Эти кадры считались более сложными, потому что съемка на синем экране до того, как был скомпонован фон, не давала аниматору возможности определить, где будут находиться декорации. [83]

Чтобы анимация выглядела более плавной, Типпетт придумал модернизированную версию go motion — процесса, который добавляет размытие к движениям марионеток. [94] [95]

Кадр, сочетающий миниатюру с кадрами с вертолета Finse, был одним из самых сложных. Кадры с вертолета были сняты с помощью гиростабилизированного Wescam , но под разными углами на фоне бесплодного снежного пейзажа с небольшим количеством ориентиров. [93] Сэм Комсток рассчитал правильный угол обзора таунтауна с учетом каждого движения и угла в кадрах живых выступлений. [96] Типпетт анимировал существо на основе этого анализа, чтобы добавить постепенный наклон. Комсток перефотографировал отснятый материал Типпета и создал эффект масштабирования, используя анимационную стойку oxberry , постепенно приближая камеру к отснятому материалу небольшими шагами. Это и кадры Finse были объединены для финального кадра. [97] Комсток подсчитал, что необходимые расчеты заняли 65 часов для создания 10-секундного материала. [98] Кадр с таунтауном, вбегающим в ангар повстанцев, тоже был трудным. Он был снят на черно-белом материале на более темном фоне, что помогло скрыть матовые линии за счет частичной прозрачности. [99] Мюрен отметил в оригинальном негативе, что из-за этого недостатка свет ангара светил сквозь существо; поскольку это был короткий сегмент, его проигнорировали. Несколько дополнительных сцен с таунтаунами были вырезаны по разным причинам, в том числе тщательно продуманный клип, в котором Хан Соло едет на нем по снегу. [100]

Полномасштабный таунтаун высотой 8 футов (2,4 м) был построен в реквизиторском отделе Элстри. Были построены две головы; один был шарнирно сочленен, чтобы двигать шеей, глазами, фыркать, и он имитировал дыхание через газовые трубки, подведенные к голове. Тело имело очень ограниченную подвижность и не могло ходить. [101] [84] [102] Мюрен считал, что оно выглядело искусственным, потому что глаза выглядели мертвыми. [84] Весь костюм пришлось доставить самолетом в Финсе для съемок. [103]

Фотография съемочной группы, снимающей сцену на обширной съемочной площадке Дагонбы.
Обширный комплекс Дагоба был построен вдвое быстрее из-за превышения графика. Он был построен на приподнятом каркасе, чтобы обеспечить доступ кукловодам снизу, был построен из тонн гипса и холста, покрыт настоящей грязью и растительностью, и на нем была изображена река.

Первоначально запланированный для разрушенного третьего этапа, набор «Дагоба» был построен на сцене «Звездных войн» . [6] [104] Первоначально на его строительство было выделено четырнадцать недель, но, поскольку сроки съемок были значительно перенесены из-за роста производственных затрат, их пришлось завершить за семь, что потребовало от съемочной группы работать сверхурочно по ночам и выходным. Комплекс имел размеры 65 футов (20 м) на 45 футов (14 м) на 3 фута (0,91 м) и был построен на приподнятой стальной раме из 112 коротких тонн (100 длинных тонн) штукатурки, нагруженной 48 000 метров (52 000 ярдов). ) холста, который включал около 24 деревьев весом 4–5 коротких тонн (3,6–4,5 длинных тонн) каждое, с вырезанными деревьями, вставленными между ними для деталей. [104] Деревья (созданные МакКуорри) были созданы на основе деревьев, найденных в болотах Луизианы . Он изобразил их как огромные окаменелые деревья с корнями, обнаженными в результате многолетней местной деятельности; корни были спроектированы так, чтобы выглядеть как мускулистые, но извилистые ноги насекомых. [105] В набор входили искусственная река и озеро глубиной 3 фута (0,91 м); [106] вода застоялась после нескольких недель съемок. [107] Для повышения реализма декорации были покрыты грязью и флорой, а искусственные деревья обычно фиксировались на месте и снимались вокруг. [108] [6] Масштаб декораций был достаточно большим, чтобы полномасштабный корабль Люка X-Wing мог быть частично погружен в воду на берегу озера. [109] Вся территория была окружена задником шириной 450 футов (140 м) и высотой 44 фута (13 м). [104] Для создания тумана и дымки использовался искусственный дым. [108]

змеи, такие как анаконды , питоны , удавы и королевские змеи , но они привлекали пауков, насекомых и птиц. На съемках использовались [108] [6] Сцена, в которой Хэмилл хватает змею, символизирующую его борьбу с темной стороной Силы, была вырезана после того, как змея укусила его после нескольких дублей. [109] Планировалось использовать аллигатора дрессировщики без предупреждения положили его на колени Хэмиллу, — но от этой идеи отказались. [107] Покадровая анимация Ралстона анимировала некоторых птиц, построенных Типпетом. [110]

Для сцены, в которой Люк обезглавливает видение Вейдера, использовался специально оснащенный манекен. Был сделан слепок лица Хэмилла, когда маска Вейдера взорвется, обнажая собственную маску Люка. [111] Книга рекордов Гиннесса сняла свою сцену на четвертой сцене на черной бархатной подложке в начале сентября 1979 года; он закончил за два часа. [112] Сочетание матового фона, воды, дыма и миниатюрного X-Wing на переднем плане было использовано, чтобы изобразить корабль Люка, почти полностью погруженный в болото. [37] Полномасштабный корабль был поднят на блоке и шкиве двумя членами экипажа, чтобы изобразить Йоду, поднимающего корабль с помощью Силы. [113] Сверху был прикреплен водяной шланг, чтобы добавить эффект капающей воды. [113] Финальная сцена ухода Люка была важна для Кершнера, и он хотел усилить эмоции с помощью эффектов освещения и ветра. Он был ограничен в том, что мог изменить, потому что уже было решено, как Оби-Ван позже будет включен в сцену. На это ушло около 17 дублей, больше, чем в любой другой сцене, которую он снимал. [114]

фотография Ральфа МакКуорри
Ральф МакКуорри (на фото 2008 года). Маккуорри получил задание переработать дизайн персонажа Йоды от Джо Джонстона , создав дизайн, описываемый как смесь лепрекона , тролля и гнома . [115]

Персонаж Йода появился в оригинальном проекте фильма и был описан как миниатюрное, похожее на лягушку существо по имени Минч Йода. [116] В различных черновиках персонаж, которого поочередно называли «Криттер», Минч, Баффи и просто Йода, превратился из склизкого, отталкивающего существа в маленькое синее существо; долгая жизнь и мудрость персонажа были неизменными. [6] [117] В раннем описании Лукаса он описывался как «Баффи очень старая — три или четыре тысячи лет. Кристалл Кибера в мече? Баффи показывает Люку? Баффи-хранительница. «Чувствовать, не думать»». [117] Джонстон разработал сотни дизайнов, придавая персонажу длинные ноги или пушистое тело, из которых Лукас выбирал идеи для реализации. [115] Примерно в июле 1978 года проектные работы были переданы МакКуорри. Ему нужен был более аскетичный дизайн, так как он считал, что работы Джонстона сделали персонажа одутловатым и лишенным костной структуры. [118] Окончательный дизайн был описан как смесь лепрекона , тролля и гнома . [115] Кершнер сказал: «Сначала я думал, что Йода должен быть восьми или девяти футов ростом и с большой бородой, как у огромного Моисея », но это было сочтено клише. [118]

Оживить персонажа было сложно: рассматривалась возможность использования принудительной перспективы для взрослых или маленьких людей, чтобы они казались меньше, но создание достаточно больших декораций для этой техники было слишком ограничительным. [119] Считалось, что дети недостаточно дисциплинированы, чтобы справиться с напряженной постановкой, и Кершнер сказал, что не существует «великого» маленького актера. [120] [41] Покадровая анимация сделала бы его похожим на мультфильм, современная аниматроника не была достаточно сложной, а идея использования обезьяны была отвергнута Фриборном, который во время работы над «Космической одиссеей» (1968) узнал, что животные имеют тенденцию срывать костюмы. и протезирование. [60] [120] Лукас поговорил со своим другом, кукловодом Джимом Хенсоном из «Маппетов» , который был занят другим проектом, но порекомендовал своего со-кукловода Фрэнка Оза . Оз был нанят в качестве кукловода , и его вокальное исполнение планировалось дублировать, но Лукас считал, что актер озвучивания не сможет соответствовать манерам Оза с марионеткой. [121]

Стюарта Фриборна, который сделал множество масок инопланетян для «Звездных войн» , попросили создать дизайн для Йоды, прежде чем Лукас позже в тот же день уехал в Соединенные Штаты. У Фриборна была скульптура собственной головы, которую он модифицировал, добавив морщины на лоб, чтобы обозначить мудрость, и глаза, напоминающие Альберта Эйнштейна, чтобы указать на интеллект. Он подумывал о том, чтобы добавить усы, но решил, что это будет выглядеть странно, поэтому создал их форму на губе скульптуры; Лукас был доволен результатом. [122] Фриборн создавал глиняные скульптуры и практические модели, чтобы опробовать различные черты лица, пока не был определен окончательный дизайн. [123] Венди Фрауд из компании Хенсона помогла Фриборну разработать физическую куклу. [123] С руки Оза был сделан слепок, чтобы правильно определить внутренние размеры. [123] В конструкции Йоды использовались кабели, гидравлика, электроника и пружины, а также шелк ручной работы для его одежды. [123]

Работа над куклой продолжалась до первого утра съемок в августе 1979 года. [124] Оз рассказал, как играл с головой во время ее изготовления и случайно сломал ее. [28] Марионетка Оза контролировала рот, брови и палитру Йоды. Ему помогали кукловоды Кэтрин Маллен , Дэвид Барклай и Фрауд в управлении такими аспектами, как уши или рука. [124] Съемка всего нескольких строк диалога Йоды могла занять несколько часов, чтобы гарантировать, что его движения будут такими, как хотелось. Кершнер назвал это величайшим эффектом фильма. [101] [125] Кукловод Дип Рой ходил на коленях в костюме Йоды для дальних кадров. [126]

Оз управлял марионеткой Йоды из-под стального каркаса декораций. [127] Хэмилл не мог слышать Оза через съемочную площадку; Чтобы они могли слышать друг друга, использовались наушники, но сигнал был ненадежным. [128] В конце концов, Хэмилл репетировал с оратором, чтобы правильно рассчитать время, и исполнил свои сцены без слов Йоды. [129] Хэмилл нашел свои сцены в Дагобе утомительными, потому что он не играл с другим человеком. Чтобы поднять свой боевой дух, Оз удивил его выступлением мисс Пигги, которая жаловалась на то, что ей приходится работать на этой «свалке». [130] [6] [27] Хэмилл сказал, что только Курц и Кершнер не смеялись, потому что не хотели терять время на съемках. [131] Как только Оз ушел на предварительные обязательства, Хэмилл переделал некоторые сцены, воспроизведя свои позиции в существующих кадрах Йоды. [107]

Другие локации

[ редактировать ]

Облачный город Беспин изначально был задуман для «Звездных войн» и задумывался как имперская тюрьма. [132] МакКуорри спроектировал город с округлыми зданиями, потому что считал, что если бы они были квадратными, они выглядели бы как « Черная башня » в Юниверсал-Сити, Калифорния . [133] [134] [135] Он описал город как похожий на свою собственную работу над «Близкими контактами третьего рода» (1977), но также черпал вдохновение из «Волшебника страны Оз» (1939) и «Радио-ранчо» (1940). [136] Рейнольдс взял на себя управление и спроектировал городские интерьеры с более кристаллической формой, потому что круглые формы « желе », которые МакКуорри хотел использовать, считались дорогими и слишком сложными в изготовлении. [137]

Из-за нехватки времени от миниатюры Облачного города отказались в пользу комбинирования картин, вырезок и трехмерных элементов переднего плана. [37] [138] Эдлунд хотел миниатюру и считал, что мат разрушит иллюзию. [37] Фоновые кадры неба были сняты Джонсоном камерой Astrovision с самолета Learjet . [139] Кершнер назвал приземление «Тысячелетнего сокола» на город одним из самых тяжелых последствий. Масштабная посадочная платформа и большая модель Сокола из «Звездных войн» были сняты с расстояния 64 футов (20 м), чтобы получить правильную перспективу, и объединены с городом, нарисованным МакКуорри на матовой живописи; Ван Влит анимировал приземляющиеся ракеты. [140]

Съемки съемок «Облачного города» начались 6 апреля 1979 года. [141] Дуэль Дарта Вейдера и Люка начали снимать в июле на первом этапе. [142] Анимировать световые мечи для боя было сочтено более сложным, чем сделать то же самое в «Звездных войнах» . В последнем случае оружие было покрыто материалом переднего проекта, который можно было анимировать позже, но в Empire они знали, что оно будет анимировано, поэтому не использовали этот материал. Из-за этого аниматорам было сложно построить анимацию, особенно когда сабли быстро перемещаются. [37] Дублер Боб Андерсон заменял Дэвида Проуза в сцене боя. [143] В Хэмилла были брошены предметы, изображающие Вейдера, манипулирующего объектами с помощью Силы. Деревянно-металлическая «ракета» была выпущена из воздушной пушки по окну позади Хэмилла, чтобы разбить его, рискуя получить настоящую травму. Команда по спецэффектам предположила, что от него разлетится все стекло. Его дублер Колин Скипинг подбежал к окну, развернулся и совершил сальто назад, чтобы создать впечатление, будто Люка высасывают. [142] Признание Вейдера в том, что он отец Люка, на портале реактора было снято на высоте от 30 футов (9,1 м) до 40 футов (12 м) над землей, с матрасами, помещенными поверх картонных коробок, чтобы смягчить падение Хэмилла. [57] [144] Хэмилл описал самый ужасающий трюк — идти по платформе шириной девять дюймов, чтобы уклониться от Вейдера. Он упал только один раз, но смог перекатиться при приземлении, чтобы избежать травм. [111] МакКуорри нарисовал фон портала. [144]

Когда Люк висел на антенне под городом, Хэмилл был подвешен на тонкой страховочной проволоке на высоте около 40 футов (12 м). [145] Ралстон анимировал общие кадры Люка в той же позиции. [72] Сцена, где Люк получает протез руки после дуэли, была переписана Кершнером, чтобы показать, как она реагирует на раздражители. Он считал, что важно, чтобы зрители знали, что рука не онемела, когда Люк в конце обнял Лею. [146]

Побег астероида

[ редактировать ]

Побег « Тысячелетнего сокола» через поле астероидов был произведен с использованием миниатюр. Первоначальная концепция была упрощена, поскольку тестовые кадры выглядели слишком запутанными и отвлекали от действия. Хотя некоторые астероиды были построены, Ралстон подвесил немного картофеля на палках в качестве дополнительных космических камней, поскольку во время быстрого темпа это было трудно сказать. [139] Сцена состоит из примерно двадцати различных объектов, включая «Сокол» , TIE-истребители и отдельные метеоры. Всего для учета таких аспектов, как фон и тени, было использовано 100 фрагментов пленки. [147]

Метеор диаметром 30 футов (9,1 м) был построен Джонстоном, Панграцио и Крисом Андерсоном для размещения космического снаряда. [139] Бесвик построил пулю, используя алюминиевую арматуру с пружиной на губках. Он был разработан, чтобы работать как ручная марионетка. Типпет спроектировал и построил его снаружи, а куклой его ставил Берг. За неделю на сцену было снято около 50 дублей. [91] Увеличенная внутренняя часть существа была сделана с использованием механизированной челюсти, чтобы подробно описать Сокола побег из его внутренностей. [148] Отрыжка Хауи Хаммермана была записана для голоса слизняка. [149]

Корабли, роботы и костюмы

[ редактировать ]

Полномасштабный «Тысячелетний сокол» , спроектированный Рейнольдсом, имел диаметр 65 футов (20 м), длину 80 футов (24 м) и вес 23 тонны. [150] [27] В «Звездных войнах» в половинном масштабе использовался «Сокол» , но после съемок он оставался незащищенным от непогоды и его невозможно было спасти. [151] Полномасштабная версия была построена из 16 отдельных секций из стали и дерева, чтобы она была более прочной, пригодной для повторного использования и ее было легче разобрать для хранения. На каждой ноге « Сокола » располагались ховерборды со сжатым воздухом, позволяющие его перемещать. Строительство было поручено компании Marcon Fabrications в Пембрукшире и заняло около трех месяцев. [150] Кабина была спроектирована и построена больше, чем в оригинале, чтобы обеспечить больше места для актеров. Лукас был этим недоволен, потому что оригинал был спроектирован так, чтобы напоминать реактивный истребитель или ракетный корабль. Несмотря на это, условия для актеров по-прежнему были тесными, и после долгих часов съемок Форд в отчаянии начал распиливать деревянную консоль пополам. [34]

Для интерьеров спидера Hoth Rebel британская команда снимала сцены из кабины вживую перед синим экраном, чтобы ILM могла позже скомпоновать изображение, изображающее приближающихся Уокеров. Чтобы усилить эффект, были использованы кадры с вертолета Finse с несколькими маленькими Уокерами, смонтированными между собой, чтобы создать видимость огромных расстояний без существенно большой декорации. Работники модельного цеха Майк Фулмер и Чарльз Бейли изготовили несколько ходунков размером 1–2 дюйма из смолы или металла, когда требовалось больше деталей и шарниров. [152] Сцена Люка, когда его спидер разбивается, представляла собой комбинацию покадровой анимации до момента удара и живого действия после этого. Сани с передней частью из плексигласа соскользнули с саней в снег, чтобы завершить эффект. [67] Внешние кадры спидеров представляли собой миниатюры, снятые в режиме управления движением и скомпонованные в отснятый материал. [67] Из-за нехватки времени сборка спидеров была передана на аутсорсинг компании Ogle Design Limited. [123]

Звездный разрушитель Вейдера, «Палач» , [153] имел длину 6 футов (1,8 м), имел от 150 000 до 250 000 установленных фонарей и стоил около 42 000 долларов. [154] Из-за большого количества света требовалась длительная выдержка на каждый кадр, а отснятый материал приходилось переснимать после просмотра, поскольку он освещал плавающие в воздухе опилки. [155] Внутренний мост был построен наполовину и визуально зеркально отображен, чтобы казаться большей площадью, с видом на матовый звездный пейзаж МакКуорри. [156] Дополнительные модели кораблей включали звездный разрушитель длиной от 8 футов (2,4 м) до 10 футов (3,0 м) (стоимостью 50 000 долларов), Бобы Фетта корабль «Раб 1» диаметром 18 дюймов (15 000 долларов) и «Тысячелетний сокол» (10 000 долларов). [157] Модель «Сокол» имела длину около 2 футов (0,61 м) и легче версии из «Звездных войн» , что облегчало манипулирование ею. [29] Корабль повстанцев, на котором Люк и Лея заканчивают фильм, был добавлен на поздней стадии разработки. [37]

Джонсон руководил доработкой костюма R2-D2. восемь R2-D2 Всего было построено ; пять из них были переданы на аутсорсинг компании White Horse Toy Company в Оксфордшире, которая изготовила их из стекловолокна, а не из алюминия, чтобы они были легче, а один был сделан водонепроницаемым. [158] В то время как внешний корпус был построен в White Horse, механизмы были переданы на аутсорсинг отдельной компании. [159] Устройства с дистанционным управлением имели сотовую основу из эпоксидной смолы и полиуретана, что делало их прочными, но легкими и весило около 32 фунтов. [160] Для экспериментов использовался один блок. [161] Их механизмы контроля были построены Эндрю Келли. [159]

Два устройства были построены для того, чтобы Кенни Бейкер мог сидеть внутри и контролировать; он использовал радио, чтобы слышать, что происходит за пределами частей. [161] У него были ремни безопасности и более продвинутые элементы управления, которые позволяли ему двигаться вперед и назад, а также поворачивать голову, не касаясь горячей электроники. [162] У них также была третья нога с дистанционным управлением, которую можно было поднимать или опускать. [159] Эндрю Дэниэлса Экипировка C-3PO была уменьшена с 20 до 11 частей, что сделало ее легче и сгладило острые края. [161] Робот-охотник за головами IG-88 был построен и управляем Биллом Харгривзом. [163]

Имперский дроид-разведчик был разработан МакКуорри и усовершенствован Джонстоном. [76] Лондонская команда построила полномасштабную версию высотой 8 футов (2,4 м) в Элстри и планировала отправить ее в ILM для съемок, но Лукас хотел снимать ее на фоне снега, поэтому вместо этого ее отправили в Финсе. [155] [76] Радиоуправляемый дроид имел фонари и движущиеся придатки и, казалось, плавал, перемещаясь по скрытым в снегу путям. [59] Аманд анимировал миниатюрную версию, которая показалась ему сложной из-за множества движущихся частей. [76]

Чтобы заснять взрывное приземление на Хоте, на леднике были установлены восемь шашек динамита, чтобы запечатлеть момент, когда солнце поднимается из-за горизонта. Съемочной группе пришлось ждать, пока погода прояснится в нужное время, и три-четыре камеры были расположены примерно в полумиле с помощью телеобъективов. Ответственный эксперт по сносу случайно выбил аккумулятор из своего рации и не получил сообщения о взорвании взрывчатки; продюсеру Джиму Блуму пришлось бежать на холм, чтобы поговорить с ним, но погода изменилась, и они решили взорвать и запечатлеть пейзаж таким, какой он есть. [164] Взрыв оказался сильнее, чем ожидалось, поскольку количество динамита было завышено из-за гасящего эффекта снега. [165]

Костюмы и персонажи

[ редактировать ]

Охотник за головами Боба Фетт возник из ранней идеи создания отряда суперштурмовиков , передовых боевых солдат. [166] МакКуорри и Джонстон работали над его ранними проектами и подарили ему полностью белые доспехи и пончо, вдохновленные Человеком без имени из «За пригоршню долларов» (1964). [166] Костюм был создан несколькими людьми и смоделирован редактором Дуэйном Данэмом в июне 1978 года. Полностью белая цветовая гамма не выглядела так, как они хотели, и при демонстрации закрепленного на запястье огнемета рука Данэма загорелась из-за утечки пропана. [57] [167] Джонстон раскрасил броню, чтобы она выглядела так, как будто она собрана из собранных частей, и добавил трофеи, символизирующие победы Фетта. В костюме также был реактивный ранец, наполненный углекислым газом. [167] Актер Фетта, Джереми Буллок , не пробовался на эту роль; его наняли, потому что костюм ему подошел. Это было неудобно и тяжело, из-за чего ему было трудно сохранять равновесие, а маска часто запотевала. [168]

Костюм Чубакки , сделанный из шерсти яка и мохера, весил 15 фунтов. Питеру Мэйхью пришлось нести на спине дополнительные 35 фунтов для сцен, где он держит сломанное тело C-3PO. Работая в условиях сильной жары на съемках, температура которой иногда приближалась к 90 ° F (32 ° C), Мэйхью заболел, и ему дали несколько дней отпуска, чтобы выздороветь. [146] не было широкого кастинга На роль Императора . Клайв Ревилл озвучил персонажа, а Марджори Итон физически изобразила Императора в тестовых кадрах. Кадры были неудовлетворительными, и ее заменила Элейн Бейкер в полной маске, созданной мужем Бейкер Риком , с затемненными глазами. Также рассматривались глаза шимпанзе, наложенные на маску, кошачьи глаза и глаза помощника бухгалтера Лоры Крокетт. [60] [169] [131]

Чтобы собрать более 1000 звуков, необходимых для Empire , Бен Бертт и Рэнди Том провели месяцы, путешествуя по Соединенным Штатам и записывая различные мероприятия. [170] Sprocket Systems, новому звуковому отделу, было выделено 25 000 долларов на завершение работы, в том числе 1 000 долларов на создание 160-канального матричного коммутатора и 5 000 долларов на командировочные расходы. [166] Звуки обычно записывались на Nagra , которые были чуть выше оборудования потребительского качества. четвертьдюймовых машинах [170]

Что касается звуков Дагобы, Бертт записал звуки в зоопарке, включая общие звуки животных, чаек и других куликов, морских львов, дельфинов и енотов в ванне; звуки птиц при замедлении создавали «жуткий вой». Насос на водоочистной станции и ходьба по мокрой грязи также способствовали созданию болотной атмосферы планеты. [171] Для Уокеров звук металлических ножниц, режущих металл, и металлических штамповочных машин использовался для создания «ритмичного» марширующего звука. Бертт добавил скрипящий коленный сустав, используя крышку мусорного бака. Среди других звуков - Бертт катил свою машину с холма с выключенным двигателем, чтобы записать ветер для Хота, и звуки на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико во время битвы на Хоте. Таунтаун — это пониженный звук азиатской калана. [170]

Другие звуки включали звук самолета Боинг 707 , записанный на авиашоу в Ошкоше, который представлял сноуспидеры, и бомбардировщик B-17 времен Второй мировой войны . Электронный оконный механизм в Cadillac Eldorado использовался для воспроизведения звуков ходьбы C-3PO, а натягиваемые металлические провода использовались для имитации бластера. [170] Том отправился на два сталелитейных завода в Калифорнии, чтобы получить звуки для дверей комнат пыток, а на водоканале в Сан-Джеронимо он записал двери, воздушные шланги, шипение, скрипы и насосы. [170] Бертт также позаимствовал у Кена Стрикфадена звуки лабораторных машин , которые использовались в фильме «Франкенштейн» (1931). [170] Звуки туманного горна из залива Сан-Франциско были смешаны с окружающим шумом Облачного города. [170] На сведение звука ушло около трёх месяцев. [172]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Фотография Ричарда Эдлунда
Ричард Эдлунд (на фото в 2008 году), Брайан Джонсон , Деннис Мюрен и Брюс Николсон получили премию «Оскар» за особые достижения за лучшие визуальные эффекты на церемонии вручения премии «Оскар» 1981 года .

После его выпуска кинокритики высоко оценили спецэффекты, в том числе Джой Гулд Бойум, которая назвала их «захватывающими дух». [173] Артур Найт назвал их «гениальными». [174] а Гэри Арнольд назвал их визуально ослепительными. [175] Джим Харвуд написал, что их разочаровала только компетентность участников оригинала, которым подражали другие фильмы, что уменьшило влияние « Империи » . [176] Чарльз Чамплин оценил, что эффекты использовались для улучшения сцен, а не для того, чтобы быть в центре внимания. [177] Chicago Tribune из Джин Сискель сказал, что нечеловеческие персонажи, в том числе роботы и Чубакка, остались самыми милыми существами, а персонаж Йоды стал изюминкой фильма. [178] Найт, Гулд Бойюм и Арнольд считали Йоду невероятно реалистичным; Арнольд считал выражение его лица настолько реалистичным, что они полагали, что лицо актера было наложено на марионетку. [174] [173] [175] Кэнби сказал, что человеческий состав был скучным и невзрачным, и даже персонажи-роботы приносили меньше удовольствия, но Йода добился успеха, если использовать его экономно. [179]

На » 1981 года церемонии вручения премии « Оскар «Империя наносит ответный удар» получила награду за лучший звук ( Билл Варни , Стив Маслоу , Грегг Ландакер и Питер Саттон) и премию «Оскар» за особые достижения за лучшие визуальные эффекты (Брайан Джонсон, Ричард Эдлунд, Деннис Мюрен, и Брюс Николсон). Фильм также получил номинацию на лучшую художественную постановку (Норман Рейнольдс, Лесли Дилли, Гарри Ланге, Алан Томкинс и Майкл Форд). [180] На 34-й церемонии вручения кинопремии Британской киноакадемии фильм получил две номинации: «Лучший звук» (Саттон, Варни и Бертт) и «Лучший дизайн-постановщик» (Рейнольдс). [181] На 8-й церемонии вручения наград Saturn Awards Empire получила награду за лучшие спецэффекты (Джонсон и Эдлунд). [182]

Спустя годы, прошедшие с момента выхода, «Империя наносит ответный удар» остается неизменно популярным фильмом. [183] Помимо прочего, он считается новаторским благодаря своим спецэффектам. [184] [185] [186] [187] В статье для CNN Брайан Лоури сказал, что без «фундамента, заложенного одним из лучших сиквелов всех времен, [ франшиза «Звездных войн »] не была бы той силой, которая есть сейчас». [188] Йода также считается знаковым и неизменно популярным персонажем. [189] [190] [191]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Позже названный «Звёздные войны: Эпизод IV – Новая надежда» .
  2. Брайан Джонсон и Ричард Эдлунд разделяют заслуги супервайзеров за фильм. Эдлунд отвечал за эффекты в Industrial Light & Magic, а Джонсон руководил производством эффектов в Лондоне и Норвегии. [5]
  1. ^ Ринзлер 2010 , с. 4.
  2. ^ Ринцлер 2010 , стр. 10, 31.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Левин, Дэвид (2 декабря 1979 г.). «Смогут ли создатели «Звездных войн» сделать это снова?» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 августа 2020 года . Проверено 16 марта 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ринцлер 2010 , стр. 4, 6.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шэй 1980 , с. 7.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Натан, Ян (20 мая 2020 г.). « Империя наносит ответный удар в 40 лет: создание классики « Звездных войн »» . Империя . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 7 марта 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Манделл 1980 , с. 5.
  8. ^ Хатчисон 1980 , с. 64.
  9. ^ Перейти обратно: а б Ринцлер 2010 , стр. 11, 51–52.
  10. ^ Ринзлер 2010 , с. 12.
  11. ^ Ринзлер 2010 , с. 31.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Ринзлер 2010 , с. 32.
  13. ^ Манделл 1980 , стр. 5, 6.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Манделл 1980 , с. 6.
  15. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 67.
  16. ^ Шей 1980 , стр. 7, 15.
  17. ^ Ринцлер 2010 , стр. 67, 304.
  18. ^ Ринзлер 2010 , с. 304.
  19. ^ Манделл 1980 , стр. 5, 6, 10.
  20. ^ Ринцлер 2010 , стр. 250, 252.
  21. ^ « Звёздные войны. Эпизод V. Империя наносит ответный удар (Внутренние выходные)» . Касса Моджо . 9 января 2020 года. Архивировано из оригинала 9 января 2020 года . Проверено 9 января 2020 г.
  22. ^ Ринзлер 2010 , с. 323.
  23. ^ « Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар (1980)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Проверено 12 марта 2021 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Манделл 1980 , с. 10.
  25. ^ Перейти обратно: а б Ринцлер 2010 , стр. 58, 84.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Ринзлер 2010 , с. 98.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Андерс, Чарли Джейн (10 декабря 2010 г.). «10 вещей, которые вы не знали о Империи наносит ответный удар » . Проводной . Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 15 марта 2021 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 196.
  29. ^ Перейти обратно: а б Шэй 1980 , с. 11.
  30. ^ Хатчисон 1980 , с. 64–65.
  31. ^ Шей 1980 , стр. 8–9.
  32. ^ Ринзлер 2010 , с. 260.
  33. ^ Шей 1980 , с. 8.
  34. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 166.
  35. ^ Шей 1980 , стр. 12, 16, 23.
  36. ^ Ринцлер 2010 , стр. 279–280.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шэй 1980 , с. 23.
  38. ^ Шей 1980 , с. 19.
  39. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 51.
  40. ^ Ринзлер 2010 , с. 102-103.
  41. ^ Перейти обратно: а б Хирн 2005 , с. 125.
  42. ^ Ринзлер 2010 , с. 107.
  43. ^ Ринзлер 2010 , с. 115-116.
  44. ^ Ринзлер 2010 , с. 103,108-109.
  45. ^ Ринзлер 2010 , с. 109.
  46. ^ Ринцлер 2010 , стр. 109, 115, 139–140.
  47. ^ Ринцлер 2010 , стр. 110, 112.
  48. ^ Ринцлер 2010 , стр. 112, 116.
  49. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 141.
  50. ^ Ринзлер 2010 , с. 103.
  51. ^ Ринзлер 2010 , с. 151.
  52. ^ Перейти обратно: а б с д Манделл 1980 , с. 22.
  53. ^ Ринцлер 2010 , стр. 154, 167–169.
  54. ^ Ринзлер 2010 , с. 159.
  55. ^ Ринзлер 2010 , с. 159 161.
  56. ^ Ринзлер 2010 , с. 126.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д и «Впечатляет. Самое впечатляюще» . Ярмарка тщеславия . 15 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2020 г. . Проверено 15 марта 2021 г.
  58. ^ Ринцлер 2010 , стр. 136–137.
  59. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 115.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Уилкинс, Аласдер (10 октября 2010 г.). «Йоду изначально играла обезьяна в маске, а другие тайны Империи наносят ответный удар » . ио9 . Архивировано из оригинала 17 октября 2010 года . Проверено 9 марта 2021 г.
  61. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 136.
  62. ^ Ринзлер 2010 , с. 299.
  63. ^ Манделл 1980 , стр. 6–7.
  64. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 100.
  65. ^ Перейти обратно: а б Манделл 1980 , стр. 7, 9.
  66. ^ Манделл 1980 , стр. 6–7, 9.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шэй 1980 , с. 16.
  68. ^ Ринзлер 2010 , с. 64.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д Манделл 1980 , с. 9.
  70. ^ Шей 1980 , с. 12,16.
  71. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 101.
  72. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Манделл 1980 , с. 17.
  73. ^ Ринзлер 2010 , с. 259.
  74. ^ Шэй 1980 , стр. 16, 19.
  75. ^ Перейти обратно: а б Манделл 1980 , с. 14.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д Манделл 1980 , стр. 17–18.
  77. ^ Манделл 1980 , с. 18.
  78. ^ Манделл 1980 , стр. 14, 17.
  79. ^ Перейти обратно: а б Манделл 1980 , с. 13.
  80. ^ Ринзлер 2010 , с. 252.
  81. ^ Ринзлер 2010 , с. 302.
  82. ^ Шей 1980 , с. 15.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д Манделл 1980 , с. 29.
  84. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Манделл 1980 , с. 25.
  85. ^ Ринзлер 2010 , с. 56.
  86. ^ Перейти обратно: а б с Манделл 1980 , стр. 22, 25.
  87. ^ Ринзлер 2010 , с. 69.
  88. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 88.
  89. ^ Манделл 1980 , стр. 25, 29.
  90. ^ Манделл 1980 , стр. 25–26.
  91. ^ Перейти обратно: а б Манделл 1980 , с. 26.
  92. ^ Манделл 1980 , стр. 26, 29.
  93. ^ Перейти обратно: а б Шэй 1980 , с. 15–16.
  94. ^ Драконоборец - Обратный выстрел
  95. ^ «Звездные войны» использовали некоторые ранее не встречавшиеся технологии визуальных эффектов для битвы при Хоте «Империя наносит ответный удар».
  96. ^ Манделл 1980 , стр. 29–30, 32.
  97. ^ Манделл 1980 , с. 32.
  98. ^ Манделл 1980 , с. 33.
  99. ^ Манделл 1980 , стр. 34, 37.
  100. ^ Манделл 1980 , с. 37.
  101. ^ Перейти обратно: а б Бакли 1980 .
  102. ^ Ринцлер 2010 , стр. 88, 93, 111.
  103. ^ Ринзлер 2010 , с. 111.
  104. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 200.
  105. ^ Ринцлер 2010 , стр. 59, 94.
  106. ^ Ринцлер 2010 , стр. 200, 242.
  107. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 234.
  108. ^ Перейти обратно: а б с Ринцлер 2010 , стр. 226–227.
  109. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 231.
  110. ^ Манделл 1980 , с. 38.
  111. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 215.
  112. ^ Ринзлер 2010 , с. 241.
  113. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 242.
  114. ^ Ринзлер 2010 , с. 232.
  115. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 34.
  116. ^ Ринзлер 2010 , с. 19.
  117. ^ Перейти обратно: а б Сааведра, Джон (21 мая 2019 г.). « Звездные войны : Ли Брэкетт и Империя наносит ответный удар, которого вы никогда не видели» . Логово Компьютерщика . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 15 марта 2021 г.
  118. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 65.
  119. ^ Ринзлер 2010 , с. 43.
  120. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 66.
  121. ^ Ринзлер 2010 , с. 71.
  122. ^ Ринцлер 2010 , стр. 93–94.
  123. ^ Перейти обратно: а б с д и Ринзлер 2010 , с. 94.
  124. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 224.
  125. ^ Ринзлер 2010 , с. 225.
  126. ^ Ринзлер 2010 , с. 243.
  127. ^ Ринзлер 2010 , с. 228.
  128. ^ Ринцлер 2010 , стр. 228, 230.
  129. ^ Ринзлер 2010 , с. 230.
  130. ^ Пакер 1980 , стр. 16–17.
  131. ^ Перейти обратно: а б Пакер 1980 , с. 17.
  132. ^ Ринзлер 2010 , с. 36.
  133. ^ Ринзлер 2010 , с. 59.
  134. ^ «Встряска Universal Studios — это последняя глава в легендарной истории студии» . Новости Дезерета . Ассошиэйтед Пресс . 5 декабря 1998 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 г. Проверено 7 сентября 2021 г.
  135. ^ Абрамян, Александрия (2 октября 2013 г.). Building компании Universal «Comcast покупает здание Black Tower » . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 7 сентября 2021 года . Проверено 7 сентября 2021 г.
  136. ^ Ринзлер 2010 , стр. 36, 59.
  137. ^ Ринзлер 2010 , с. 93.
  138. ^ Ринзлер 2010 , с. 191.
  139. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 165.
  140. ^ Ринзлер 2010 , с. 280.
  141. ^ Ринзлер 2010 , с. 142.
  142. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 207.
  143. ^ Ринзлер 2010 , с. 197.
  144. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 294.
  145. ^ Ринзлер 2010 , с. 226.
  146. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 201.
  147. ^ Хатчисон 1980 , с. 69.
  148. ^ Шей 1980 , стр. 16–17.
  149. ^ Ринзлер 2010 , с. 281.
  150. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 95.
  151. ^ Ринзлер 2010 , с. 94-95.
  152. ^ Манделл 1980 , с. 21.
  153. ^ Ринзлер 2010 , с. 105.
  154. ^ Ринцлер 2010 , стр. 237, 259.
  155. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 237.
  156. ^ Ринзлер 2010 , с. 284.
  157. ^ Ринцлер 2010 , стр. 191, 237, 259.
  158. ^ Ринцлер 2010 , стр. 95–96.
  159. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 96.
  160. ^ Ринцлер 2010 , стр. 96, 112.
  161. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 122.
  162. ^ Ринзлер 2010 , стр. 96, 122.
  163. ^ Бакстон, Марк (13 ноября 2019 г.). « Звездные войны : Лучшие истории об охотниках за головами» . Логово Компьютерщика . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 15 марта 2021 г.
  164. ^ Ринзлер 2010 , с. 139-140.
  165. ^ Ринзлер 2010 , с. 140.
  166. ^ Перейти обратно: а б с Ринзлер 2010 , с. 55.
  167. ^ Перейти обратно: а б Ринзлер 2010 , с. 54.
  168. ^ Райан, Майк (8 октября 2010 г.). «Боба Фетт о «Империи наносит ответный удар» , «Этом безумном костюме» и « Наследии Звездных войн » . Ярмарка тщеславия . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
  169. ^ Ринзлер 2010 , с. 308.
  170. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ринзлер 2010 , с. 272.
  171. ^ Ринцлер 2010 , стр. 272, 285.
  172. ^ Ринзлер 2010 , с. 305.
  173. ^ Перейти обратно: а б Гулд Бойюм, Джой (27 мая 1980 г.). « Империя наносит ответный удар » . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 1 августа 2016 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  174. ^ Перейти обратно: а б Найт, Артур (28 ноября 2014 г.). « Звездные войны: Империя наносит ответный удар : обзор THR за 1980 год» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  175. ^ Перейти обратно: а б Арнольд, Гэри (18 мая 1980 г.). «Внезапная атака Дарта Вейдера» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 28 мая 2020 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  176. ^ Харвуд, Джеймс (7 мая 1980 г.). «Обзор: Империя наносит ответный удар » . Разнообразие . Архивировано из оригинала 30 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  177. ^ Чамплин, Чарльз (18 мая 1980 г.). «Из архива: В саге «Звездные войны » Империя наносит удар вперед» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 12 июня 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  178. ^ Сискель, Джин (20 мая 2005 г.). « Звездные войны. Эпизод VII » . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 20 октября 2018 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  179. ^ Кэнби, Винсент (15 июня 1981 г.). « Империя наносит ответный удар » — это банальная нота . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  180. ^ «53-я церемония вручения премии Оскар – 1981» . Академия кинематографических искусств и наук . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  181. ^ «Фильм 1981 года» . Британская академия кино и телевизионных искусств . Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  182. ^ «Премия Сатурн — лауреаты прошлых наград» . Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов . Архивировано из оригинала 11 марта 2005 года . Проверено 30 августа 2021 г.
  183. ^ Янг, Брайан (21 мая 2020 г.). « Есть еще один»: «Звездных войн» актеры, создатели и фанаты о непреходящем наследии «Империи наносит ответный удар » в 40 лет» . Сифы . Архивировано из оригинала 24 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  184. ^ Сноуден, Скотт (2020). «Эффект « Звездных войн: Империя наносит ответный удар» все еще ощущается спустя 40 лет» . Space.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  185. ^ Шерлок, Бен (28 июня 2021 г.). « Империя наносит ответный удар : 10 причин, почему это идеальное продолжение оригинального «Звездные войны фильма »» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  186. ^ Брукс, Дэн; Бравер, Кристен (9 августа 2015 г.). « Империя в 40 лет — Снегоходы, покадровая анимация и крышки мусорных контейнеров: устная история битвы при Хоте» . StarWars.com . Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  187. ^ Ламби, Райан (20 мая 2010 г.). « Звездные войны: Империя наносит ответный удар 30 лет спустя – где они сейчас?» . Логово Компьютерщика . Архивировано из оригинала 18 ноября 2021 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  188. ^ Лоури, Брайан (21 мая 2020 г.). « Империя наносит ответный удар в 40 лет: как продолжение «Звездных войн» положило начало будущему» . CNN . Архивировано из оригинала 27 мая 2020 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  189. ^ Кэмпбелл, Ян Карлос (23 апреля 2021 г.). «У Йоды нет времени на обувь, но у вас есть время на кроссовки Адидас в стиле Йоды» . Грань . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  190. ^ Шерлок, Бен (5 июля 2019 г.). « Звездные войны : 10 величайших моментов Йоды» . Экранная ругань . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  191. ^ Кац, Брэндон (15 мая 2020 г.). «40 лет назад Йода показал нам правду о Силе в Империи » . Нью-Йоркский обозреватель . Архивировано из оригинала 25 мая 2021 года . Проверено 26 мая 2021 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4fa86c538f4ccb8d662f66c67e73d0f__1718311500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/0f/b4fa86c538f4ccb8d662f66c67e73d0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Special effects of The Empire Strikes Back - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)