Панэтий
Панэтий | |
---|---|
![]() Панэций, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках. | |
Рожденный | 185/180 г. до н.э. |
Умер | 110/109 г. до н.э. |
Эра | Древняя философия |
Область | Западная философия |
Школа | Стоицизм |
Основные интересы | Этика |
Панэций ( / p ə ˈ n iː ʃ i ə s / ; греческий : Παναίτιος , транслит. Panaítios ; ок. 185 – ок. 110/109 до н. э. ) [ 1 ] Родосский . был древнегреческим стоиком философом- [ 2 ] Он был учеником Диогена Вавилонского и Антипатра Тарсийского в Афинах , прежде чем переехать в Рим , где он многое сделал для внедрения в городе стоических доктрин, благодаря покровительству Сципиона Эмилиана . После смерти Сципиона в 129 г. до н.э. он вернулся в школу стоиков в Афинах и был ее последним бесспорным ученым . При Панэтиусе стоицизм стал гораздо более эклектичным. Его самой известной работой была « Об обязанностях» , основной источник, использованный Цицероном в произведении его одноименном .
Жизнь
[ редактировать ]Панэтий, сын Никагора, родился около 185–180 гг. до н. э. [ 1 ] в старинную и знатную родианскую семью. [ 3 ] Говорят, что он был учеником лингвиста Кратеса из Малла . [ 4 ] который преподавал в Пергаме и переехал в Афины , где посещал лекции Критолая и Карнеада , но примкнул главным образом к стоику Диогену из Вавилона и его ученику Антипатру из Тарса . [ 5 ] Хотя часто думают, что жители Линдоса на Родосе выбрали его жрецом Посейдона Гиппия , на самом деле эта честь была оказана его деду, которого также звали Панэтий, сын Никагора. [ 6 ] [ 7 ]
Вероятно, через Гая Лелия , который посещал лекции Диогена, а затем Панэция, [ 8 ] его познакомили со Сципионом Эмилианом и, как и Полибием , до него [ 9 ] завоевал его дружбу. [ 10 ] И Панэций, и Полибий сопровождали его в римском посольстве, которое Сципион возглавлял к главным монархам и государствам эллинистического востока в 139–138 гг. до н.э. [ 11 ] Вместе с Полибием он стал членом Круга Сципионов .
Он вернулся со Сципионом в Рим , где много сделал для внедрения стоических доктрин и греческой философии. У него было несколько выдающихся римлян в качестве учеников, среди них К. Сцевола авгур К. Элий Туберон и стоик . После смерти Сципиона весной 129 г. до н. э. он по очереди проживал в Афинах и Риме, но главным образом в Афинах, где сменил Антипатра Тарсийского на посту главы стоической школы. [ 12 ] Право гражданства было предложено ему афинянами, но он отказался от него. Его главным учеником по философии был Посидоний . Он умер в Афинах [ 13 ] где-то в 110/09 г. до н.э., [ 1 ] приблизительный год, в котором Луций Красс оратор нашел там уже не самого Панэция, а ученика его Мнесарха . [ 14 ]
Философия
[ редактировать ]С Панэция началось новое эклектическое формирование теории стоиков ; так что даже среди неоплатоников он прослыл платоником. [ 15 ] По этой же причине первое место в философии он отводил физике , а не логике . [ 16 ] и, судя по всему, не предпринял какого-либо оригинального подхода к последнему. В физике он отказался от стоического учения о пожаре во Вселенной ; [ 17 ] пытался упростить разделение способностей души; [ 18 ] и усомнился в реальности гадания. [ 19 ] В «Этике» признавал лишь двойное разделение добродетели : теоретическое и практическое, в отличие от дианоэтического и этического Аристотеля он . [ 16 ] [ 20 ]
Панэций пытался приблизить конечную цель жизни к естественным побуждениям, [ 21 ] и показать сравнениями неразделимость добродетелей. [ 22 ] Возможно, в ответ на аналогичную критику стоицизма со стороны Карнеада он заявил, что одной добродетели недостаточно, если нет адекватной жизни и здоровья. [ 23 ] Он утверждал, что признание морали как чего-то, к чему следует стремиться ради нее самой, было фундаментальной идеей в речах Демосфена . [ 24 ] Он отверг учение об апатии , [ 25 ] и вместо этого утверждал, что некоторые приятные ощущения можно считать соответствующими природе . [ 26 ] Он также настаивал на том, что моральные определения должны быть сформулированы таким образом, чтобы их мог применять человек, еще не достигший мудрости . [ 27 ]
Сочинения
[ редактировать ]Об обязанностях
[ редактировать ]Главной работой Панэтия, без сомнения, был его трактат « Об обязанностях » ( греч . Περί του Καθήκοντος «Peri tou Kathēkontos» (классический) или «Peri tou Kathikodos» (современный)) составленный в трех книгах. При этом он предлагал сначала исследовать, что морально, а что безнравственно; затем, что было полезно или бесполезно; и, наконец, как следует разрешить очевидный конфликт между моральным и полезным; ибо, как стоик, он мог рассматривать этот конфликт только как кажущийся, а не реальный. Третье расследование он прямо обещал в конце третьей книги, но не провел; [ 28 ] а его ученик Посидоний, кажется, лишь робко и несовершенно предоставил то, что было необходимо. [ 29 ]
Цицерон написал свой труд «Об обязанностях» , намеренно подражая Панэтию. [ 30 ] и заявил, что в третьем разделе предмета он не последовал за Посидонием, а вместо этого завершил самостоятельно и без посторонней помощи то, что Панэций оставил нетронутым. [ 31 ] Судя по незначительному характеру отклонений, на которые обращает внимание сам Цицерон, как, например, попытка определить моральный долг, [ 32 ] завершение несовершенного разделения на три части, [ 33 ] отказ от ненужных дискуссий, [ 34 ] небольшие дополнительные дополнения, [ 35 ] в первых двух книгах Цицерон заимствовал научное содержание своего труда у Панэция без каких-либо существенных изменений. Цицерона, по-видимому, побудило последовать за Панэтием, минуя более ранние попытки стоиков исследовать философию морали, не только из-за превосходства его работ в других отношениях, но особенно из-за преобладавших в них усилий, отложив абстрактные исследования. и парадоксальные определения, чтобы продемонстрировать философию морали в ее применении к жизни. [ 36 ]
Вообще говоря, Панэций, вслед за Аристотелем , Ксенократом , Теофрастом , Дикеархом и особенно Платоном , смягчил строгость ранних стоиков и, не отказываясь от их основных определений, видоизменил их так, чтобы их можно было применить к образ жизни и облачил их в одежды красноречия. [ 37 ]
Что Цицерон не воспроизвел всего содержания трех книг Панэтия, мы видим из фрагмента, которого нет у Цицерона, сохранившегося у Авла Геллия , [ 38 ] и который знакомит нас с трактовкой Панэция своего предмета в его риторических аспектах.
Другие работы
[ редактировать ]Панэций также написал трактаты о веселости ; [ 39 ] О магистратах ; [ 40 ] О Провиденсе ; [ 41 ] О гадании ; [ 19 ] политический трактат, использованный Цицероном в его «О республике» ; и письмо Квинту Элию Туберу. [ 42 ] Его работа «О философских школах». [ 43 ] по-видимому, было богато фактами и критическими замечаниями, и имеющиеся у нас замечания о Сократе , а также о книгах Платона и других представителей сократической школы, сделанные на основании авторитета Панэция, вероятно, были взяты из этого труда.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Доранди 1999 , стр. 41–42.
- ^ «Панаэций (ок. 185–110 до н. э.) - Философская энциклопедия Рутледжа» . www.rep.routledge.com . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Суда, Панайтиос ; Страбон, xiv 2.13 – 655 изд. Казаубон включает предков Панэция ( hoi progonoi ) в число самых выдающихся родосских полководцев и спортсменов.
- ^ Страбон, xiv 5.16 – 676 изд. Казобон
- ^ Суда Панайтиос ; Цицерон, «О гадании» , т. 3
- ^ PE Истерлинг, Бернард Нокс, (1989), Кембриджская история классической литературы: Часть 3 , с. 196. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Эрскин, А. (1990). Эллинистическая Стоа: политическая мысль и действие . Бристоль: Бристольская классическая пресса. п. 211.
- ^ Цицерон, De finibus , ii. 8
- ^ Суда, Панаитиос , сост. полибиос
- ^ Цицерон, De finibus , iv. 9, офисов , т.е. 26, на Дружбы , 27, комп. для Мурены , 31, Веллей i.13.3
- ^ Цицерон из Re Publica vi. 11, А. Э. Эстин, Классическая филология 221–27 ; 54 (1959) ,
- ^ Цицерон, о гадании , т.е. 3
- ^ Suda, Panaitios
- ^ Цицерон, Ораторе , т.е. 11
- ^ Прокл, в Plat. Тим.
- ^ Jump up to: а б Лаэрций 1925b , § 41
- ^ Цицерон, О природе богов , ii. 46, сост. 142; Стобеус, Эккл. Физ. я.
- ^ Немес. Нат. Мужчина в. 15; Тертулл Души , c. 14
- ^ Jump up to: а б Цицерон, «О гадании» , т. 3, ii. 42, 47, Академика , ii. 33, комп. Епифаний, нареч. Вы застряли. ii. 9
- ^ Аристотель, Никомахова этика, VI.
- ^ Климент Александрийский, Строматы , ii.
- ^ Стобеус, Эккл. Эт. ii.
- ^ Хаббард, Томас К. (2013). Компаньон греческой и римской сексуальности . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1118610688 .
- ^ Плутарх, Демосфен
- ^ Авл Геллий, xii. 5
- ^ Секст Эмпирик, нар. Математика. xi. 73
- ^ Сенека, Послания , 116. 5.
- ^ Цицерон Аттику , xvi. 11, офисов , iii. 2, 3, комп. я. 3, iii. 7, ii. 25
- ^ Цицерон, Officii , iii. 2
- ^ Цицерон, De Officiiis , ii. 17, iii. 2, i. 2, Аттику , xvi. 11
- ^ Цицерон, Officii , iii. 7
- ^ Цицерон, О должностях , т.е. 2
- ^ Цицерон, О должностях , т.е. 3, комп. ii. 25
- ^ Цицерон, De Officiiis , ii. 5
- ^ Цицерон, De Officiiis , ii. 24, 25
- ^ Цицерон, De Officiiis , ii. 10
- ^ Цицерон, De finibus , iv. 28, Tusculanae Quaestiones , i. 32, о законах , iii. 6; комп. Плутарх о стоиках. Они сопротивляются.
- ^ Авл Геллий, xiii. 27
- ^ Пери Евтумиас : Лаэртий 1925c , § 20, который, вероятно, был перед ним Плутарха в его одноименном сочинении.
- ^ Цицерон, Законы , iii. 5, 6
- ^ Цицерон Аттику , xiii. 8
- ^ Цицерон, De finibus , iv. 9, 23
- ^ Лаэрций 1925 , § 87.
Ссылки
[ редактировать ]- Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и др. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 41–42. ISBN 978-0521250283 .
Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:2. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
Лаэртий, Диоген (1925b). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:7. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
Лаэрций, Диоген (1925c). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:9. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
- Аристотель. «Книга VI». Никомахова этика.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Джилл, Кристофер. 1994. «Душевное спокойствие и быть самим собой: Панэций Плутарху». В взлете и падении римского мира. Том II.36.7. Под редакцией Вольфганга Хаазе и Хильдегард Темпорини, 4599–4640 гг. Берлин и Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. [ ISBN отсутствует ]
- Дайк, Эндрю Р. 1979. «План Панетия о долге». Американский филологический журнал C: 408–416.
- Холидей, Райан ; Гензельман, Стивен (2020). «Панэций Соединитель». Жития стоиков . Нью-Йорк: Портфолио/Пингвин. стр. 74–86. ISBN 978-0525541875 .
- Морфорд, Марк ПО 1999. «Двойное гражданство римских стоиков». In Veritatis Amicitiaeque Causa: Очерки в честь Анны Лидии Мотто и Джона Р. Кларка . Под редакцией Анны Лидии Мотто, 147–164. Воконда (Иллинойс): Больчази-Кардуччи. [ ISBN отсутствует ]
- Роскам, Герт. 2005. «Доктрина морального прогресса в позднем стоическом мышлении». На пути к добродетели: стоическая доктрина морального прогресса и ее восприятие в (среднем) платонизме 33. Левен, Бельгия: Leuven Univ. [ ISBN отсутствует ]
- Сандбах, Фрэнсис Генри. 1975. Стоики. Древняя культура и общество. Лондон: Чатто и Виндус. [ ISBN отсутствует ]
- Шофилд, Малькольм. 2012. «Четвертая добродетель». Практическая философия Цицерона. Под редакцией Уотера Нигорского, 43–57. Нотр-Дам: Издательство Университета Нотр-Дам. [ ISBN отсутствует ]
- Стоун, AM 2008. «Греческая этика и римские государственные деятели: De Officiis и Philippics». В «Филиппиках» Цицерона: история, риторика и идеология. Под редакцией Тома Стивенсона и Маркуса Уилсона, 214–239. Прудентия 37–38. Окленд, Новая Зеландия: Полиграфия. [ ISBN отсутствует ]
- Страатен, М. ван. 1976. «Заметки о теории конституции человека Панэтиуса». В образах человека в древней и средневековой мысли: исследование Херардо Вербеке, друзья и коллеги Аба. Под редакцией Жерара Вербеке и Фернана Боссье. Левен: Издательство Левенского университета. [ ISBN отсутствует ]
- Тилеман, Теун Л. 2007. «Место Панэция в истории стоицизма с особым упором на его моральную психологию». В пирронистах, патрициях, платонизаторах: эллинистическая философия в период 155–86 до н.э.; Десятый симпозиум «Эллинистикум». Под редакцией Анны Марии Иопполо и Дэвида Н. Седли, 104–142. Неаполь: Библиополис. [ ISBN отсутствует ]
- Уолбанк, Фрэнк Уильям. 1965. «Политическая мораль и друзья Сципиона». Журнал римских исследований 55.1–2: 1–16.
- Вимер, Ганс-Ульрих. 2018. «Стоическая этика для римских аристократов? Учение Панаития о поведении, его контекст и адресаты». В Полисе в эллинистическом мире . Под редакцией Хеннинга Бёрма и Нино Лураги , 229–258. Штутгарт: Штайнер. [ ISBN отсутствует ]