Беримбау
Другие имена | Урукунго, Мадимба кулунгулу |
---|---|
Классификация | ударный инструмент и музыкальный смычок |
Связанные инструменты | |
Белембаотуян , Бента , Бобре , Диддли Лук , Калумбу , Малунга , Кихонго , Хари , Бас-ваштуб | |
Звуковой образец | |
Беримбау . (англ Португальское произношение: [beɾĩˈbaw] , заимствовано из Кимбунду мбиримбау. [ 1 ] ) — традиционный ангольский музыкальный лук , который широко используется в Бразилии . [ 2 ] Он также известен как Секитулеге среди баганда и бусога . [ 3 ]
Он состоит из однострунного смычка, прикрепленного к резонатору из тыквы, и на нем играют палкой и монетой или камнем для создания разных тонов и ритмов.
Беримбау использовался во многих частях Африки и Бразилии в 19 веке для сопровождения песнопений и рассказывания историй. [ 4 ] Это часть традиции кандомбле , позже включенная в афро-бразильское искусство капоэйры . До середины 20-го века оно использовалось почти исключительно чернокожим сообществом, но после популяризации капоэйры оно приобрело более широкую популярность.
Сегодня беримбау используется в различных жанрах популярной музыки.
История
[ редактировать ]Беримбау — это адаптация музыкальных луков из африканского гурда , поскольку ни один коренной народ Бразилии или Европы не использует музыкальные луки. [ 2 ] [ 6 ] По словам музыковеда Жерара Кубика , беримбау и «разновидность юго-западной Анголы, называемая мбулумбумба, идентичны по конструкции и технике игры, а также по настройке и ряду основных моделей игры». [ 7 ] Ассимиляция этого ангольского инструмента очевидна и в других терминах банту , используемых для музыкального смычка в бразильском португальском языке , включая урукунго и мадимба лунунгу .
В 1859 году французский журналист Шарль Рибейроль описал свободные практики африканских рабов на плантации в провинции Рио-де-Жанейро, связав беримбау с батуком :
В субботу вечером, после последнего рабочего задания на неделе и в праздники, дающие праздность и отдых, у негров есть час-два вечера для танцев. Они собираются на своем террейро , зовут, собирают и подстрекают друг друга, и праздник начинается. Вот это капоэйра , разновидность пиррова танца, со смелыми боевыми эволюциями, регулируемыми конголезским барабаном; вот батук с его холодными или неприличными позами, которые ускоряет или сдерживает урукунго , альт с тонкими струнами; дальше — это бешеный танец, в котором провоцируют взгляд, грудь и бедра. Это разновидность опьяняющей конвульсии, которую называют лунду . [ 8 ]
Беримбау впервые появился как инструмент, сопровождающий капоэйру, в начале 20 века в Баии. [ 9 ] Беримбау постепенно заменил барабан в качестве центрального инструмента в игре капоэйра, которой он теперь известен и с которой широко ассоциируется. [ 10 ]
Как оружие
[ редактировать ]Местре Пастинья вспоминает, что капоэйристы во времена сухого закона прикрепляли к инструменту обоюдоострый серп , превращая его при необходимости в смертоносное оружие: « В момент истины он переставал быть музыкальным инструментом и превращался в руку. серп ». [ 11 ] Местре Норонья также утверждал, что беримбау было очень полезным оружием для старых мастеров капоэйры 1920-х годов, которые сопротивлялись полицейским репрессиям. Беримбау использовался как оружие либо с заостренным одним концом, либо с прикрепленным к одному концу лезвием, что делало его самым дальнобойным оружием в капоэйре. [ 12 ]
Практика прятать оружие внутри музыкальных инструментов восходит как минимум к началу 19 века. 16 ноября 1832 года инспектор полиции Рио сообщил, что капоэйристы прячут копья и оружие в маримбах и кусках сахарного тростника . [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]Беримбау состоит из деревянного лука ( верга – традиционно изготавливается из дерева бириба , произрастающего в Бразилии) длиной около 4–5 футов (1,2–1,5 метра) со стальной тетивой ( араме – часто натягиваемой изнутри автомобиля). шина ) туго натянута и закреплена от одного конца верги до другого. Тыква как ( кабаса ), высушенная, открытая и выдолбленная, прикрепленная к нижней части верги петлей из жесткой веревки, действует резонатор .
Начиная с 1950-х годов бразильские беримбау окрашивались в яркие цвета, следуя местному бразильскому вкусу; сегодня большинство производителей следуют стремлению туристических потребителей к (искусственной) аутентичности и используют прозрачный лак и сдержанный декор.
Чтобы играть на беримбау, нужно держать его в одной руке, обхватив вергу двумя средними пальцами, а мизинец поместив под петлю струны кабаса ( анель ) и уравновешивая там вес. Небольшой камень или монета ( педра или добран ) держат между указательным и большим пальцами той же руки, что держит беримбау. Кабаса опирается на живот. В другой руке держат палку ( бакета или вакета – обычно деревянную, очень редко металлическую) и шейкер ( каксикси ). Чтобы получить звук, ударяют бакетой по араме. Caxixi сопровождает бакету. Добрао перемещается вперед и назад от араме, чтобы изменить высоту звука беримбау. Звук также можно изменить, перемещая кабасу вперед и назад от живота, создавая звук, похожий на вау . [ нужна ссылка ]
Части и аксессуары беримбау:
- Верга: деревянный лук, составляющий основную часть беримбау.
- Араме: стальная струна.
- Кабаса: открытые, высушенные и выдолбленные плоды, похожие на тыкву, прикрепленные к нижней части беримбау и используемые для усиления и резонирования звука.
Назвать кабасу тыквой технически ошибочно. Что касается бразильских беримбау, плода, используемого в качестве резонатора беримбау, хотя он до сих пор известен в Бразилии как cabaça («тыква»), технически это не тыква (семейство Cucurbitaceae ); вместо этого это плод несвязанного вида, дерева Crescentia cujete (семейство Bignoniaceae ), известного в Бразилии как Calabaça , cueira , cuia , [ 14 ] или тыква . [ 15 ]
- Педра или Добран: небольшой камень или монета, прижатая к араме, чтобы изменить тон беримбау.
- Бакета: удары маленькой палочкой по араме для получения звука.
- Caxixi: маленькая погремушка, которая может сопровождать бакету в одной руке.
Капоэйристы делят беримбау на три категории:
- Гунга (другие говорят Берра-бой ): самый низкий тон.
- Médio (другие говорят: «Виола» ): средний тон.
- Альт ( скрипка, если средний тон - альт): самый высокий тон.
Эти категории относятся к звуку, а не к размеру. Качество беримбау не зависит от длины верги или размера тыквы, а скорее от диаметра и твердости древесины верги, а также от качества кабасы.
Звук
[ редактировать ]Беримбау, играемый в капоэйре, в основном имеет три звука: звук открытой струны, высокий звук и жужжащий звук.
- Играя жужжащий звук, человек легко прижимает тыкву к животу, прикасаясь добрао к струне. Появляется приглушенный звук «тч».
- Чтобы сыграть звук открытой струны, нужно ударить по струне менее чем на дюйм выше струны тыквы, при этом смычок балансирует на мизинце так, чтобы тыква открылась. Можно грубо настроить открытый звук, ослабив араме и сдвинув тыкву немного вверх или вниз от того места, где звук лучше всего.
- Чтобы издать высокий звук, нужно держать лук таким же образом, открытую тыкву, и с силой нажимать добрао на тетиву. Звук отличается от низкого звука по тону и тембру. Старые записи и музыканты сообщают, что раньше разница в тонах составляла около 1 тона (интервал от C до D). Для этого можно отодвинуть добрао от тыквы, только если длина лука составляет от 4 футов (1,2 м) до 4 футов 2 дюймов (от 122 до 127 см); такой была длина луков в 1940-х и 1950-х годах. Сегодня многие беримбау заросли до 5 футов (150 см), а возможности настройки в ансамблях беримбау ограничены.
В исполнении беримбау могут появляться и другие звуки, но только они определяют ритмический рисунок капоэйры (кроме Иуны).
Закрытие и открытие тыквы во время звука струны приводит к эффекту вау-вау, который зависит от размера отверстия тыквы. Желателен этот эффект или нет – вопрос спорный. Нажатие на добрао после удара по струне - широко используемый прием; так же аккуратно закрывает тыкву, пока струна звучит, чтобы заглушить звук. Определенный ток требует звука открытой струны с закрытой тыквой. Музыканты используют любой звук, который они могут извлечь из струны. Нанесение ударов по другим частям инструмента не часто считается плохой практикой. Как и в большинстве аспектов игры на беримбау, названия техник различаются от учителя к учителю. Большинство учителей и большинство учеников больше беспокоятся о том, чтобы издать хороший звук, чем о том, как назвать отдельные звуки.
Конечно, сила (скорость, акцент), с которой бакета ударяет по струне, имеет первостепенное значение для качества ритма. Открытый звук, естественно, сильнее (это означает, что при ударе постоянной силы два других звучат слабее), но музыкант может решить, на какие удары сделать акцент. Кроме того, тон звука немного меняется в зависимости от силы удара, и это используют некоторые сложные токе.
В музыке капоэйра
[ редактировать ]Какой бы стиль ни называли беримбау, капоэйрист должен играть, неважно, быстрый это, медленный, бой или просто игровая игра. [ 16 ]
В капоэйре беримбау управляет родой , кругом, в котором капоэйристы участвуют в игре, и, как следствие, самой игрой. [ 17 ] Музыка, необходимая для беримбау, по своей сути ритмична. Большинство шаблонов, или токов , происходят от одной базовой структуры. Музыканты капоэйры создают множество вариаций основного рисунка. Они дают названия известным вариациям, и когда такая именованная вариация повторяется во время игры, они называют то, что играют, именем этой вариации. Наиболее распространенные названия - «Ангола» и «Сан-Бенту-Гранде». О значении этих терминов ведется много разговоров.
В капоэйре Анголы трое беримбау играют вместе. Каждый беримбау занимает определенную позицию по отношению к «роде»:
- Гунга играет на «Анголе» , и на ней чаще всего играют местре или капоэйристы высшего уровня. В зависимости от стиля группы и индивидуальности человека гунга может много импровизировать или строго придерживаться основного ритма. Человек, играющий на гунге в начале роды, часто является лидером роды, а за ним следуют и другие инструменты. Игрок, играющий на гунге, также может руководить пением, что облегчается благодаря простому ритму и небольшим вариациям, которые он играет. Гунга используется для вызова игроков к пе-до-беримбау (подножию беримбау, где игроки входят в игру).
- Медио . играет «Сан-Бенту-Пекено» Например, в то время как гунга может играть простой образец из восьми частей, например (xxL.HH), альт (или медио) может воспроизводить вариацию из шестнадцати частей, например (xxL.xLHL|.xL.HH). Диалог между гунгой и альтом (или медио) придает колпаку характер. В контексте капоэйры Анголы медио инвертирует мелодию гунги (Ангола токе): (xxL.H...), играя São Bento Pequeno: (xxHL...) с умеренной импровизацией.
- Альт играет «Сан-Бенту - Гранде». В основном вариации и импровизации. Ее можно охарактеризовать как «соло-гитару» «батерии».
Настройка в капоэйре также определена слабо. Беримбау — это микротональный инструмент, и хотя его можно настроить на игру мажорной или минорной второй секунды, фактический тон представляет собой примерно нейтральную секунду, лежащую между целым и полутоном.
Беримбау могут быть настроены на одну и ту же высоту, отличаясь только тембром. Чаще всего низкая нота médio настраивается в унисон с высокой нотой гунги, а альт - с médio. Другие любят настраивать инструменты в кварту (до, фа, си-бемоль) или трезвучие (до, ми, соль). Любая настройка приемлема при условии, что она звучит хорошо для уха мастера.
бесчисленное множество различных ритмов или токов На беримбау играют .
Рингтоны
[ редактировать ]Распространенные названия токов:
- Ангола: опирается (не играет) на последнюю долю основного ухода (xxL.H...)
- Сан-Бенту-Пекену-де-Ангола Перевернутый: похож на Анголу, но с поменянными местами высокими и низкими тонами (xxHL...). Сан-Бенту-Пекену обычно играют на Медио вместе с Анголой на Гунге.
- Сан-Бенту-Гранде: добавляет дополнительный удар Сан-Бенту-Пекену (xxH.LL).
- Сан-Бенту-Гранде-да-Регион (или Сан-Бенту-Гранде-де-Бимба): нововведение Местре Бимбы , часто играется по двухтактовой схеме (xxL.xxH.|xxL.LH).
- Toque de Iúna: познакомил с капоэйрой Местре Бимба. (LLLLL-xxL-L.) ('-' = прикосновение дублона к проволоке без удара).
- Кавалария: в прошлом использовалась для предупреждения капоэйристов о приближении полиции. (L.xxL.xxL.xxL.H.) является одним из примеров, существуют вариации.
При записи токов принято начинать с двух жужжащих тонов, однако стоит отметить, что они являются переходами к сильной доле, и их правильнее было бы транскрибировать: xx(LH..xx)
В Сан-Бенту-Гранди, играемом в региональных условиях, основное ударение или мрачная доля ставится на последнюю букву L, так что она звучит: (L.xxHL.L.|L.xxH.LL).
Другие токе включают Идалину: (LLxH|xxL.LH), Амазонас: (xxLLxxLH|xxLLLLLH), Бангелу: (xxL.HH), все они основаны на базовом паттерне капоэйры. Токе под названием «Санта-Мария» представляет собой четырехтактную транскрипцию коридоров «Санта-Мария» и «Apanha Laranja no Chão Tico Tico». (xxL.LLL.|xxL.LLH.|xxH.HHH.|xxH.LHL.)
Капоэйристы также играют в самбу до или после капоэйры с соответствующими токе, происходящими из ритмического рисунка самба де рода: (xxH.xxH.xx.H.HH.)
В популярной музыке
[ редактировать ]- Фрэнк Колон , американский перкуссионист и композитор, прозванный в Европе «Человеком Беримбау». [ 18 ]
- Исполнитель электронной музыки Бибио использует беримбау в треке «K Is For Kelson», первом сингле с его альбома Mind Bokeh 2011 года .
- Нана Васконселос играла на беримбау и других ударных инструментах с современными джазовыми музыкантами по всему миру.
- Макс Кавалера , солист и гитарист метал-групп Sepultura , Soulfly и Cavalera Conspiracy , использует беримбау в нескольких песнях.
- Аирто Морейра - бразильский перкуссионист; работает со многими музыкантами и сочетает в себе множество стилей с разных континентов
- Окей Темиз — турецкий джазовый барабанщик и перкуссионист использовал беримбау во многих песнях, самая известная из которых — «Denizalti Rüzgarlari» 1975 года.
- Cut Chemist , вертушка таких групп, как Ozomatli и Jurassic 5 , использовал беримбау в своем сингле «The Garden».
- TaKeTiNa — беримбау используется в качестве дрона вместе с сурдо , который служит «биением сердца», как часть ритмического процесса TaKeTiNa, музыкального медитативного группового процесса для людей, которые хотят развить свое понимание ритма .
- Металлическая группа GRYZOR из Миннесоты использует в своих живых выступлениях современную версию беримбау.
- Мауро Рефоско , бразильский перкуссионист, играет на беримбау в живом исполнении песни The Clock группы Atoms.
- Микки Харт , перкуссионист группы Grateful Dead , играл на беримбау в песне « Throwing Stones », а также в нескольких своих сольных работах.
- Бродвейский мюзикл Дэвида Бирна «Американская утопия» и перкуссионисты, использующие беримба во время нескольких песен во время шоу. [ 19 ]
- MC Levin , бразильский фанк-исполнитель, использовал беримбау для создания своего успешного хита Ela Me Falou Que Quer Rave . [ 20 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В Tekken 8 во вступительных роликах перед боем можно увидеть бразильского бойца капоэйры Эдди Гордо , играющего на беримбау с каксикси. У Эдди также есть опция персонализации, при которой беримбау помещается ему на спину.
Литература
[ редактировать ]- Ассунсао, Матиас Рериг (2002). Капоэйра: история афро-бразильского боевого искусства . Рутледж. ISBN 978-0-7146-8086-6 .
- Капоэйра, Нестор (2007). Маленькая книга о капоэйре . Книги о Синей Змее. ISBN 9781583941980 .
- Капоэйра, Нестор (2002). Капоэйра: истоки танцевальной игры-драки . Книги о Синей Змее. ISBN 978-1-58394-637-4 .
- Тальмон-Чвайцер, Майя (2008). Скрытая история капоэйры: столкновение культур в бразильском боевом танце . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71723-7 .
- Деш-Оби, Томас Дж. (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-1-57003-718-4 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Беримбау» . 19 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Королевский музей Центральной Африки, Бельгия» . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ обложка (12 сентября 2022 г.). «Традиционные музыкальные инструменты Уганды | Сафари-туры по Уганде » Сафари в Уганде . Получено 0 января 2024 г.
- ^ Капоэйра 2007 , стр. 42.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 131.
- ^ Фунсо С. Афолаян (2004). Культура и обычаи Южной Африки . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-32018-7 . Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 184.
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 78.
- ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 128.
- ^ Оби, Ти Джей Деш (2008). Борьба за честь: история традиций африканских боевых искусств в атлантическом мире . Колумбия, Южная Каролина, США: Издательство Университета Южной Каролины. п. 184. ИСБН 9781570037184 .
- ^ Капоэйра 2007 , стр. 41.
- ^ Деш-Оби 2008 , стр. 185.
- ^ Талмон-Чвейзер 2008 , стр. 20.
- ^ O Estado de S. Paulo, 6–12 апреля 2011 г., Suplemento Agrícola, стр. 2
- ^ Словарь Хуайса
- ^ Ассунсао 2002 , стр. 200.
- ^ Капоэйра 2002 , стр. 22.
- ^ "Фрэнк Колон Перкуссия - Latin Lounge Band" . Frankcolonpercussion.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Кинг, Дэррин (20 ноября 2019 г.). «Создавая «утопию» Дэвида Бирна, по одному серому костюму за раз» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ↑ Послушайте здесь (заметно с 1:11 минуты)