Jump to content

Плитно-могильная культура

(Перенаправлено из «Культура плитных могил »)

Плитно-могильная культура
Географический диапазон Монголия
Период Бронзовый век , железный век
Даты 1300 (Забайкалье) 700 (Монголия) –300 до н.э. [1]
Предшественник Культура Улаанзуух , Культура оленьих камней
С последующим Империя сюнну
Карта Монголии и окрестностей
Хронологическая таблица бронзового и раннего железного веков Монголии. [2]

Культура плитных могил археологическая культура позднего бронзового века и раннего железного века Монголии . [3] [4] Культура плит-могил сформировала один из основных наследственных компонентов последующих хунну , как показали генетические данные. Этногенез . тюркских народов и современного монгольского народа историческими и археологическими свидетельствами, по крайней мере частично, связан с культурой плитно-могильных сооружений [5] [6] и дополнительно подтверждено генетическими исследованиями останков Плитной могилы. [7] [8]

Культура плитных могил датируется 1300 (Забайкалье) 700 (Монголия) 300 годами до нашей эры. [9] Происхождение культуры плиточных могил окончательно не известно, однако генетические данные согласуются с многочисленными гипотезами о местном происхождении, относящимися, по крайней мере, к бронзовому веку. [10] В частности, люди культуры Уланзуух и культуры плитовых могил тесно связаны с экспансией на запад неолитического амурского происхождения, связанного с древними жителями Северо-Восточной Азии (АНА). [11] Генетические профили особей из Уланзуухской LBA и культуры плитных могил идентичны, что согласуется с археологической гипотезой о том, что культура плитных могил возникла из Улаанзууха. [12]

На западе и северо-западе культура плитно-могильных сооружений соседствовала и, по сути, была одновременной с культурой оленьих камней , преимущественно Ховсгулской LBA , а также с различными сакскими культурами, такими как тагарская культура , пазырыкская культура и культура Алды-Бель . период в несколько столетий. [2] [13] На смену культуре плит-могил пришла культура хунну , которая сформировала обширную империю, простирающуюся на большую часть евразийского мира, и стала свидетелем гибридизации скифо-сибирского и восточно-степного населения и культур.

Плитно-могильные памятники культуры встречаются в Северной, Центральной и Восточной Монголии , Внутренней Монголии , Северо-Западном Китае ( Синьцзянский район , Цилианские горы и др.), Маньчжурии , Малом Хингане , Бурятии , юге Иркутской области , юге и центре Забайкальского края . Название культуры происходит от основной типологии могил, ее могилы имеют прямоугольные ограды ( черексуры ) из вертикально поставленных плит гнейса или гранита , с каменными курганами внутри ограды. Здесь же были найдены поселения, погребальные и ритуальные сооружения, наскальные рисунки, оленьи камни и другие остатки той культуры.

Самые поздние могилы датируются VI веком до нашей эры, а самые ранние памятники следующей по времени культуры хунну относятся ко II веку до нашей эры. [ нужна ссылка ]

Захоронения

[ редактировать ]

Плитные могилы бывают как индивидуальные, так и коллективные, группами по 5–8 человек, до крупных погребений с числом оградок до 350 человек. Большие кладбища имеют четкую планировку. В Агинском Бурятском районе обнаружено более трех тысяч заборов. Большинство могил представляют собой погребения, некоторые представляют собой ритуальные ограды – кенотафы . Могилы ориентированы по оси запад-восток. Умершего кладут на спину, головой на восток.

Заборы варьируются от 1,5 м до 9,6 м, высота плит от 0,5 м до 3 м. Могильные ямы под некоторыми курганными курганами перекрыты плитами зачастую значительных размеров. Глубина могильных ям варьируется от 0,6 м до 2,5–3 метра, в глубоких могилах боковые плиты складывались и перекрывались несколькими слоями плит. В местах внутри ограды иногда устанавливались оленьи камни , одиночные плиты с изображениями оленей, реже лошадей, сопровождавшиеся солярными знаками и вооружением.

Погребальный комплекс на горе Лами в Нерчинском районе состоял из могил длиной около 30 метров, разделенных на 4 секции. Неразграбленный забор был перекрыт несколькими плитами весом до полутонны каждая. Под перекрытием плит находился алтарь с черепами лошадей, коров и овец. Ниже располагались пять погребальных камер для погребения.

Большинство могил были разграблены. Захороненная одежда и обувь красочная, с разнообразными украшениями из бронзы, кости и камня: бляшками, пуговицами, ожерельями, подвесками, зеркалами, ракушками каури. Сопутствующие инструменты редки: Иглы и игольницы, ножи и топоры-кельты. Еще реже встречается оружие: наконечники стрел, кинжалы, насадки для луков. В некоторых могилах находятся конские упряжи, рукоятки кнутов. Есть бронзовые предметы, меньше железа и драгоценных металлов.

Банки глиняные с круглым дном, некоторые на треногах . Орнамент сосудов – отпечатки, накатанные полосы, углубления. Искусство плитно-могильной культуры относится к искусству «звериного стиля», изображающему домашних и диких животных, быт и основные занятия. Искусство плитно-могильной культуры имеет много общего с культурами Южной Сибири: карасукской , тагарской и др.

Могилы в Прибайкалье

[ редактировать ]

Сейчас в Южном Прибайкалье можно увидеть тысячи могил. В некоторых случаях они образуют кладбище с четкой планировкой и строгим порядком. Например, на озере Бальзино около сотни могил образовали круги и прямоугольники. Обычно они расположены на возвышенности и подвергаются воздействию солнца. Монументальные захоронения отмечают величие людей, когда-то живших здесь. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта восточнобайкальских степей. В захоронениях плитных могил часто повторно использовался каменный материал из близлежащих памятников культуры оленьих камней . [14] Замена культуры оленьих камней культурой плитных могил в центральной и восточной Монголии около 700 г. до н. э. может означать замену европеоидных физических типов монголоидными в регионе. [15] На западе культура оленьего камня была заменена или развилась в различные сакские культуры, такие как уюкская культура , чандманская культура и пазырыкская культура . [16]

Археогенетика

[ редактировать ]
Примерно с 700 г. до н. э., в раннем железном веке, культура плитовых могил ( ) распространилась на центральную Монголию и захватила места с камнями оленей . классическая сакская культура ( ). В южной Сибири и западной Монголии начала процветать
Модель qpAdm остатков Улаанзууха и Плитной могилы: Особи Улаанзууха и Плитной могилы моделируются как смесь Древней Северо-Восточной Азии (ANA/Amur_N), представленной в этом исследовании EastMongolia_preBA, и Khövsgöl_LBA (Baikal_EBA HG).
Генетические предки жителей Южной Сибири раннего железного века. Люди с плитовыми могилами всегда имеют древнее северо-восточноазиатское (ANA, ) происхождение, в то время как сакское население на западе сочетало в себе синташтинское , BMAC и древнее северо-восточноазиатское ( Baikal_EBA ) происхождение.

Аутосомно-генетические данные из нескольких останков плитных могил позволяют предположить, что они в основном произошли от жителей Древней Северо-Восточной Азии (ANA), особенно от неолитических популяций Амура. [17] Они в значительной степени заменили предыдущих байкальских охотников-собирателей эпохи неолита и ранней бронзы, хотя предполагалось, что между ними существует поток генов, особенно между неолитическим населением Восточной Монголии ( East_Mongolia_preBA ) с преимущественно амурским_N-подобным происхождением и местным населением позднего бронзового века (Khövsgöl_LBA), связанным с ним. с культурой оленьих камней . [18] В то время как большинство останков плитных могил имели в основном неолитическое амурское происхождение, некоторые останки плитных могил имели смешанное происхождение между неолитическим Амуром и ранее существовавшими охотниками-собирателями Хёвсгула / Байкала, что согласуется с предполагаемым расширением предков Улаанзууха / плитных могил на север и запад и археологические свидетельства. [18] Местные байкальские охотники-собиратели и пастухи эпохи неолита до бронзового века, связанные с культурой Оленьих камней, сами имели в основном древнее северо-восточноазиатское происхождение и, как предполагается, расширились до расселения групп, связанных с неолитом Амура, с дальнего Востока. Поскольку пастухи Ховсгула содержали лишь ограниченную западную примесь (4-7%) из синташтинских или афанасьевских источников, утверждается, что адаптация молочного скотоводства произошла через культурную передачу, а не за счет примеси. [19]

Генетические данные показывают, что культура плитовых могил в сочетании с культурой Чандман дала начало последующей конфедерации хунну . Хотя ранние сюнну демонстрировали субструктурированный генетический состав, возможна дифференциация, основанная на социальном классе: в то время как вассалы с низким статусом в основном демонстрировали родословную, связанную с культурой Чандман / Уюк или различными комбинациями профилей Чандман / Уюк и древних северо-восточных азиатских профилей Улаанзуух / Плитные могилы, Люди сюнну с высоким статусом, как правило, имели меньше генетического разнообразия, и их предки, по существу, происходили из культуры Улаанзуух / Плитных могил . [20]

правящий клан тюркских народов , племя Ашина , демонстрирует близкое генетическое родство с Плитной могилой и остатками культуры Улаанзуух. Было обнаружено, что [21]

Отцовские гаплогруппы

[ редактировать ]

Все восемь секвенированных на данный момент мужчин из Плитных могил были идентифицированы как принадлежащие к отцовским гаплогруппам Восточной Евразии. [22] [23] Преобладающая гаплогруппа Y-ДНК у мужчин из плитных могил была идентифицирована как Q (5/8 Q-M120 и 1/8 Q-L330), с меньшинством, принадлежащим N-M231 (2/8). [24]

Переход от периода культуры плитных могил к периоду хунну характеризовался как массовое увеличение западноевразийского отцовского происхождения, увеличившееся с 0% до 46%, что не сопровождалось увеличением западноевразийского материнского происхождения. Это может быть связано с агрессивной экспансией мужчин западноевразийского отцовского происхождения или, возможно, с брачными союзами, которые благоприятствовали таким людям. По мнению Роджерса и Кестле (2022), эти два сценария не обязательно являются взаимоисключающими, но необходимо больше данных, чтобы кратко объяснить, почему произошел такой рост. [25]

Материнские гаплогруппы

[ редактировать ]

Материнские линии плитных могил были более разнообразными: 64–72% были выходцами из Восточной Евразии (такими как A , B , C , D , F , M , G и Z ), в то время как примерно 28–36% были выходцами из Западной Евразии. происхождение (например, K , J и H ). [26] [27]

Восточно-евразийские материнские линии населения Плитных могил легко прослеживаются до забайкальских неолитических земледельцев. С другой стороны, считается, что материнские линии Западной Евразии имеют сложное происхождение: многие из них восходят к древним охотникам-собирателям, которые смешались с ранними земледельцами в период раннего голоцена , или к земледельцам Ближнего Востока, которые расширились на восток после появления овцеводства. Другие могут быть связаны с гораздо более поздним населением бронзового века, таким как афанасьевцы или скифы . Сложное разнообразие западно-евразийских наследственных линий населения плитовых могил затрудняет определение их точного происхождения. [28] [29]

См. также

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]
  • Боровка Г.И., «Археологические исследования реки Толы» , в кн.: Северная Монголия , Том. 2, Ленинград, 1927;
  • Диков Н.Н., «Бронзовый век на Прибайкалье» , Улан-Удэ, 1958 г.
  • Фитцхью, WW (1 января 2009b). «Каменные шаманы и летающие олени Северной Монголии: оленья богиня Сибири или степная химера?» . Арктическая антропология . 46 (1–2): 72–88. дои : 10.1353/arc.0.0025 . ISSN   0066-6939 . S2CID   55632271 .
  • Гришин С. «Бронзовый и ранний железный век Прибайкалья» , Москва, 1975 г.
  • Константинов А.В., Константинова Н.Н. «История Е. Байкала (с древнейших времен до 1917 года)» , Чита-2002.
  • Кириллов О.И., Ставпецкая М.Н., "Религиозно-ритуальные сооружения скотоводов Прибайкалья в I тысячелетии до нашей эры" , //Молодая археология и этнология Сибири, Чита, 1999, Том. 1.
  • Киселев С.В., «Монголия в древности» , «Вестник Академии СССР», Серия « История и философия» , 1947, Том. 4
  • Окладников А.П., Кириллов И.И., "Юго-Восточное Прибайкалье в эпоху каменного века и ранней бронзы" , Новосибирск, 1980 г.
  • Цибиктаров А.Д. «Плитная могильная культура Могилы Монголии и Восточного Байкала» , Улан-Удэ,
  • Д. Тюмень. Антропология археологических популяций Северо-Восточной Азии:user.dankook.ac.kr/~oriental/Journal/pdf_new/49/11.pdf
  1. ^ Фитцхью 2009b , с. 80. В Монголии квадратные захоронения начинаются почти ровно тогда, когда прекращается использование оленьих камней и хиригсууров, около ок. 2700 г. до н. э. и продолжается вплоть до скифского периода (Хоничерч, личное общение, 2008 г.).
  2. ^ Перейти обратно: а б Гантулга, Джамиан-Омбо (21 ноября 2020 г.). «Связи между степью и полуостровом: сравнительный взгляд на бронзовый и ранний железный века Монголии и Кореи» . Известия Монгольской академии наук : 65–88. дои : 10.5564/pmas.v60i4.1507 . ISSN   2312-2994 . S2CID   234540665 .
  3. ^ Н. Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии (монгольский), Н. Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии
  4. ^ Тумен Д., «Антропология археологических популяций Северо-Восточной Азии [1], стр. 25,27.
  5. ^ Видакович, Ненад (30 апреля 2012 г.). «Из этнической истории Азии - протомонгольские племена дунху, ухуань и сяньбэй» . Migracijske i etničke teme (на хорватском языке). 28 (1): 75–95. ISSN   1333-2546 . «Другими типами источников по истории протомонгольских племен являются археологические находки, которые связывают монгольский этногенез с культурами плитных могил и нижним Сяцзядянем».
  6. ^ Савельев Александр; Чон, Чхонгвон (7 мая 2020 г.). «Ранние кочевники Восточной Степи и их пробные связи на Западе» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : Е20. дои : 10.1017/ehs.2020.18 . ISSN   2513-843X . ПМЦ   7612788 . ПМИД   35663512 .
  7. ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэла; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Улзийбаир, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Диимааджаев; Споря, Уламбаяр; Очир, Аюдай; Анхсанаа, Ганболд; Ванчигдаш, Чулуунхуу; Очир, Баттуга; Мунхбаяр, Чулуунбат; Тюмень, Дашевег; Ковалев, Алексей; Крадин, Николай; Базаров, Биликто А.; Миягашев Денис А.; Коновалов, Прокопий Б.; Жамбалтарова Елена; Миллер, Алисия Вентреска; Хаак, Вольфганг; Шиффельс, Стефан; Краузе, Джон; Бойвен, Николь; Эрдэнэ, Мягмар; Хенди, Джессика; Вариннер, Кристина (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN   1097-4172 . ПМЦ   7664836 . ПМИД   33157037 .
  8. ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэль; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Ульзибайер, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Димаджав; Эрденебат, Уламбаяр; Очир, Помогите; Анхсанаа, Ганболд (ноябрь 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Ячейка 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN   0092-8674 . ПМЦ   7664836 . ПМИД   33157037 .
  9. ^ Фитцхью 2009b , с. 80. В Монголии квадратные захоронения начинаются примерно тогда, когда прекращается использование оленьих камней и хиригсууров, около ок. 2700 г. до н. э. и продолжается вплоть до скифского периода (Хоничерч, личное общение, 2008 г.).
  10. ^ Роджерс, Леланд Лю; Кестле, Фредерика Энн (апрель 2022 г.). «Анализ частот гаплогрупп митохондриальной ДНК у населения плитной погребальной культуры Монголии (ок. 1100–300 до н.э.)» . Американский журнал биологической антропологии . 177 (4): 644–657. дои : 10.1002/ajpa.24478 .
  11. ^ Ли, Джухён (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10104459 . ПМИД   37058560 . В целом, представители культур Уланзуух и Плитных могил представляют собой однородный генетический профиль, имеющий глубокие корни в регионе и называемый Древней Северо-Восточной Азией (ANA).
  12. ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Трел Тейлор, Уильям Тимоти (2020). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ПМЦ   7664836 . ПМИД   33157037 .
  13. ^ Чон, Чунгвон; Уилкин, Шеван; Амгалантугс, Ценд; Бауман, Эбигейл С.; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Хаган, Ричард В.; Бромедж, Сабри; Цолмон, Сонинхишиг; Траксел, Кристиан; Гроссманн, Йонас; Литтлтон, Джудит; Макаревич, Шерил А.; Кригбаум, Джон; Бурри, Марта; Скотт, Эшли (27 ноября 2018 г.). «Динамика населения бронзового века и рост молочного скотоводства в восточной евразийской степи» . Труды Национальной академии наук . 115 (48): Е11248–Е11255. Бибкод : 2018PNAS..11511248J . дои : 10.1073/pnas.1813608115 . ISSN   0027-8424 . ПМК   6275519 . ПМИД   30397125 .
  14. ^ Fitzhugh 2009b , стр. 72–88, «В отличие от участков DSK, на участках SB имеется множество отложений артефактов и фауны, но, как и на участках DSK, их человеческие останки часто плохо сохраняются. Оленьи камни, собранные на участках DSK, часто использовались в качестве подпорных стенок. и угловые столбы в плитных захоронениях, иногда вставленные вверх тормашками, что свидетельствует о малом уважении к традициям ДСК. Во многих случаях плиточные захоронения обнаруживаются на внешних краях комплексов ДСК, расположенных за последними построенными курганами. заключалась в том, чтобы добывать строительные материалы на участках ДСК, а также включать в себя некоторый элемент священной силы и престижа ДСК, возможно, для того, чтобы завоевать расположение местного населения (...) В Монголии квадратные захоронения начинаются почти ровно тогда, когда начинают использовать оленей. камней и хиригсууров прекращается примерно в 2700 г. до н.э. и продолжается вплоть до скифского периода (Хоничерч, личное сообщение, 2008 г.), однако, в российском Забайкалье даты возникновения комплекса СБ начинаются уже в 3300 г. до н.э. Как и в Монголии, многие из них. в погребениях используются переработанные оленьи камни (Цыбиктаров 2003:90).».
  15. ^ Fitzhugh 2009b , стр. 80–81, Как русские, так и монгольские даты предполагают, что внешний вид плитных захоронений трансгрессивен во времени с северо-востока на юго-запад, и российские ученые полагают, что этот сдвиг сопровождается заменой европеоидных физических типов монголоидными (Цыбиктаров 2003). :84)..
  16. ^ Фицхью 2009b , стр. 72–88.
  17. ^ Чон, Ван и Уилкин, 2020 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10104459 . ПМИД   37058560 . Вероятно, возникшие из археологической культуры LBA Улаанзуух (ок. 1450–1150 гг. до н.э.) в восточной Монголии, группы плитных могил распространились на центральную и северную Монголию и вплоть до региона озера Байкал (7, 14, 64). В целом, представители культур Уланзуух и Плитных могил представляют собой однородный генетический профиль, имеющий глубокие корни в регионе и называемый Древней Северо-Восточной Азией (АНА) (14). ... Эта закономерность, при которой большинство особей из плитных могил генетически однородны, в то время как некоторые имеют большую и гетерогенную фракцию предков, происходящую из генофонда, подобного Ховсголу_LBA, вероятно, связана со смешением популяций в недавнем прошлом и согласуется с археологическими данными о том, что Культура плитовых могил распространилась на центральную и северную Монголию и заменила предшествующих жителей региона с низким уровнем смешения (65).
  19. ^ Чон, Чунгвон; Уилкин, Шеван; Амгалантугс, Ценд; Бауман, Эбигейл С.; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Хаган, Ричард В.; Бромедж, Сабри; Цолмон, Сонинхишиг; Траксел, Кристиан; Гроссманн, Йонас; Литтлтон, Джудит; Макаревич, Шерил А.; Кригбаум, Джон; Бурри, Марта; Скотт, Эшли (27 ноября 2018 г.). «Динамика населения бронзового века и рост молочного скотоводства в восточной евразийской степи» . Труды Национальной академии наук . 115 (48): Е11248–Е11255. Бибкод : 2018PNAS..11511248J . дои : 10.1073/pnas.1813608115 . ISSN   0027-8424 . ПМК   6275519 . ПМИД   30397125 .
  20. ^ Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10104459 . ПМИД   37058560 . В целом мы обнаружили, что генетическая гетерогенность наиболее высока среди людей с более низким статусом. В частности, могилы-спутники, окружающие элитные квадратные гробницы в ТАК, демонстрируют крайнюю степень генетической гетерогенности, что позволяет предположить, что эти люди, которые, вероятно, были вассалами низкого ранга, были взяты из разных частей империи. Напротив, люди с самым высоким статусом на этих двух участках, как правило, имели меньшее генетическое разнообразие и высокую долю предков, происходящих от групп плитных могил EIA, что позволяет предположить, что эти группы, возможно, внесли непропорционально большой вклад в правящую элиту во время формирования империи хунну. .
  21. ^ Ян, Сяо-Мин; Мэн, Хай-Лян; Чжан, Цзянь-Линь; Ю, Яо; Аллен, Эдвард; Ся, Цзы-Ян; Чжу, Конг-Ян; Ду, Пань-Синь; Рен, Сяо-Ин; Сюн, Цзянь-Сюэ; Лу, Сяо-Ю; Дин, Йи; Хан, Шэн; Лю, Вэй-Пэн; Джин, Ли (ноябрь 2023 г.). «Древний геном императрицы Ашины раскрывает происхождение Гектюркского ханства в Северо-Восточной Азии». Журнал систематики и эволюции . 61 (6): 1056–1064. дои : 10.1111/jse.12938 . ISSN   1674-4918 . S2CID   255690237 . Кроме того, Ашина продемонстрировала близкое генетическое родство с населением, связанным с плитовыми могилами бронзового века и культурой Улаанзух в Монголии.
  22. ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ПМЦ   7664836 . ПМИД   33157037 .
  23. ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Хотя в период захоронения плит (около 1100–300 гг. До н.э.) восточные патрилинии, похоже, доминировали ...»
  24. ^ Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN   2375-2548 . ПМЦ   10104459 . ПМИД   37058560 . Все мужчины, кроме двух (BUL002 и I6365), связанные с культурами Улаанзуух и Плитные могилы, принадлежат к Y-гаплогруппе Q, все три мужчины AR_Xianbei_IA принадлежат к Y-гаплогруппе C, а мужчины хунну содержат как Q, так и C (файл данных S1C) ( 14, 15).
  25. ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Есть данные по Y-хромосоме только для восьми мужчин, погребенных в плитах: четыре из них из центральной Монголии, двое из западно-центральной провинции Ховсголь и двое из восточных регионов, и все эти люди несут восточную Гаплотипы Y-хромосомы (Jeong et al., 2020; Wang et al., 2020), хотя эта выборка небольшая, для сравнения, 28,57% генофонда мтДНК состояло из западных hgs. К периоду хунну мужское погребальное население (n). = 32) несли 46,88% западных типов Y-хромосомы с общим западным компонентом мтДНК 27,59% (Jeong et al., 2020; Keyser-Tracqui et al., 2003; Wang et al., 2020). В то время как в период захоронения плит (ок. 1100–300 гг. до н.э.) восточные патрилинии, по-видимому, доминировали, в период сюнну около половины населения. имели западные отцовские линии практически без изменений в генофонде мтДНК в терминах восток-запад. Если бы модели миграции с половыми предубеждениями были аналогичны тем, что наблюдаются в Европе, такое увеличение числа западных патрилинов соответствовало бы агрессивной экспансии людей западного мужского происхождения (Batini et al., 2017); однако такая модель также могла быть связана с постепенной неагрессивной ассимиляцией, такой как практика брачных союзов, связанная с расширением торговых или культурных сетей, которые отдавали предпочтение людям западного происхождения ... В период хунну, похоже, существовали значительное увеличение западных патрилинов, в основном R1a1 и J hgs; однако, похоже, не произошло серьезных изменений в частотах генов мтДНК среди населения в целом.
  26. ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Есть данные по Y-хромосоме только для восьми мужчин, погребенных в плитах: четыре из них из центральной Монголии, двое из западно-центральной провинции Ховсголь и двое из восточных регионов, и все эти люди несут восточную Гаплотипы Y-хромосомы (Jeong et al., 2020; Wang et al., 2020). Хотя эта выборка небольшая, для сравнения 28,57% генофонда мтДНК состояло из западных hgs».
  27. ^ Rogers & Kaestle 2022 : Вторая закономерность заключается в том, что наблюдается умеренное, но заметное увеличение западных гаплотипов мтДНК среди популяций захоронений плит (SBA 28,57%: CSB 36%) по сравнению с таковым в бронзовом веке восточной Монголии (BAMCE). (14,8%), в то время как западный компонент мтДНК в популяции хунну остается чрезвычайно сходным с таковым в популяциях плитных захоронений.
  28. ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Hgs мтДНК восточного компонента популяции плитных захоронений можно найти в большинстве популяций Северо-Восточной Азии, и поэтому можно с уверенностью предположить, что это местный вклад в генофонд плитных захоронений. «Западный» компонент труднее найти источник».
  29. ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Hgs мтДНК восточного компонента популяции плитных захоронений можно найти в большинстве популяций Северо-Восточной Азии, и поэтому можно с уверенностью предположить, что это местный вклад в генофонд плитных захоронений. «Западный» компонент Источник K hg может представлять собой древнее дополнение от ранних западных собирателей, которые смешались с ранними земледельцами (Spengler, 2015), что аналогично вероятному происхождению C hg, обнаруженному в древней Украине (Никитин и др., 2012). Гаплотип J1c8a может быть результатом регионального полиморфизма, который связан с миграцией населения после распространения земледелия с Ближнего Востока, возможно, связанного с развитием козьего скотоводства, которое достигло юго-восточного Казахстана по крайней мере к 2800 году до нашей эры (Hermes et al 2020). H hg, точнее гаплотип H2a5b*, вряд ли возник в Монголии, судя по времени слияния, H2a5b*, скорее всего, прибыл в Восточную Степь примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры; Помимо гаплотипа H2a5b, который, должно быть, прибыл в результате относительно недавней миграции, оставшиеся западные hgs уже присутствуют в Монголии, хотя преимущественно в западных регионах... хорошо документированное распространение афанасьевской археологической культуры и популяций связанные с понтийскими степными скифами, в Центральную Монголию, вероятно, были введены многие из этих матрилиний (Honeychurch et al., 2021; Järve et al., 2019)».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cac3b0419a7148667972388421fa88e3__1722241680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/e3/cac3b0419a7148667972388421fa88e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Slab-grave culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)