Плитно-могильная культура
Географический диапазон | Монголия |
---|---|
Период | Бронзовый век , железный век |
Даты | 1300 (Забайкалье) 700 (Монголия) –300 до н.э. [1] |
Предшественник | Культура Улаанзуух , Культура оленьих камней |
С последующим | Империя сюнну |
Культура плитных могил — археологическая культура позднего бронзового века и раннего железного века Монголии . [3] [4] Культура плит-могил сформировала один из основных наследственных компонентов последующих хунну , как показали генетические данные. Этногенез . тюркских народов и современного монгольского народа историческими и археологическими свидетельствами, по крайней мере частично, связан с культурой плитно-могильных сооружений [5] [6] и дополнительно подтверждено генетическими исследованиями останков Плитной могилы. [7] [8]
Культура плитных могил датируется 1300 (Забайкалье) 700 (Монголия) 300 годами до нашей эры. [9] Происхождение культуры плиточных могил окончательно не известно, однако генетические данные согласуются с многочисленными гипотезами о местном происхождении, относящимися, по крайней мере, к бронзовому веку. [10] В частности, люди культуры Уланзуух и культуры плитовых могил тесно связаны с экспансией на запад неолитического амурского происхождения, связанного с древними жителями Северо-Восточной Азии (АНА). [11] Генетические профили особей из Уланзуухской LBA и культуры плитных могил идентичны, что согласуется с археологической гипотезой о том, что культура плитных могил возникла из Улаанзууха. [12]
На западе и северо-западе культура плитно-могильных сооружений соседствовала и, по сути, была одновременной с культурой оленьих камней , преимущественно Ховсгулской LBA , а также с различными сакскими культурами, такими как тагарская культура , пазырыкская культура и культура Алды-Бель . период в несколько столетий. [2] [13] На смену культуре плит-могил пришла культура хунну , которая сформировала обширную империю, простирающуюся на большую часть евразийского мира, и стала свидетелем гибридизации скифо-сибирского и восточно-степного населения и культур.
Область
[ редактировать ]Плитно-могильные памятники культуры встречаются в Северной, Центральной и Восточной Монголии , Внутренней Монголии , Северо-Западном Китае ( Синьцзянский район , Цилианские горы и др.), Маньчжурии , Малом Хингане , Бурятии , юге Иркутской области , юге и центре Забайкальского края . Название культуры происходит от основной типологии могил, ее могилы имеют прямоугольные ограды ( черексуры ) из вертикально поставленных плит гнейса или гранита , с каменными курганами внутри ограды. Здесь же были найдены поселения, погребальные и ритуальные сооружения, наскальные рисунки, оленьи камни и другие остатки той культуры.
Самые поздние могилы датируются VI веком до нашей эры, а самые ранние памятники следующей по времени культуры хунну относятся ко II веку до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Захоронения
[ редактировать ]Плитные могилы бывают как индивидуальные, так и коллективные, группами по 5–8 человек, до крупных погребений с числом оградок до 350 человек. Большие кладбища имеют четкую планировку. В Агинском Бурятском районе обнаружено более трех тысяч заборов. Большинство могил представляют собой погребения, некоторые представляют собой ритуальные ограды – кенотафы . Могилы ориентированы по оси запад-восток. Умершего кладут на спину, головой на восток.
Заборы варьируются от 1,5 м до 9,6 м, высота плит от 0,5 м до 3 м. Могильные ямы под некоторыми курганными курганами перекрыты плитами зачастую значительных размеров. Глубина могильных ям варьируется от 0,6 м до 2,5–3 метра, в глубоких могилах боковые плиты складывались и перекрывались несколькими слоями плит. В местах внутри ограды иногда устанавливались оленьи камни , одиночные плиты с изображениями оленей, реже лошадей, сопровождавшиеся солярными знаками и вооружением.
Погребальный комплекс на горе Лами в Нерчинском районе состоял из могил длиной около 30 метров, разделенных на 4 секции. Неразграбленный забор был перекрыт несколькими плитами весом до полутонны каждая. Под перекрытием плит находился алтарь с черепами лошадей, коров и овец. Ниже располагались пять погребальных камер для погребения.
Большинство могил были разграблены. Захороненная одежда и обувь красочная, с разнообразными украшениями из бронзы, кости и камня: бляшками, пуговицами, ожерельями, подвесками, зеркалами, ракушками каури. Сопутствующие инструменты редки: Иглы и игольницы, ножи и топоры-кельты. Еще реже встречается оружие: наконечники стрел, кинжалы, насадки для луков. В некоторых могилах находятся конские упряжи, рукоятки кнутов. Есть бронзовые предметы, меньше железа и драгоценных металлов.
Банки глиняные с круглым дном, некоторые на треногах . Орнамент сосудов – отпечатки, накатанные полосы, углубления. Искусство плитно-могильной культуры относится к искусству «звериного стиля», изображающему домашних и диких животных, быт и основные занятия. Искусство плитно-могильной культуры имеет много общего с культурами Южной Сибири: карасукской , тагарской и др.
Могилы в Прибайкалье
[ редактировать ]Сейчас в Южном Прибайкалье можно увидеть тысячи могил. В некоторых случаях они образуют кладбище с четкой планировкой и строгим порядком. Например, на озере Бальзино около сотни могил образовали круги и прямоугольники. Обычно они расположены на возвышенности и подвергаются воздействию солнца. Монументальные захоронения отмечают величие людей, когда-то живших здесь. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта восточнобайкальских степей. В захоронениях плитных могил часто повторно использовался каменный материал из близлежащих памятников культуры оленьих камней . [14] Замена культуры оленьих камней культурой плитных могил в центральной и восточной Монголии около 700 г. до н. э. может означать замену европеоидных физических типов монголоидными в регионе. [15] На западе культура оленьего камня была заменена или развилась в различные сакские культуры, такие как уюкская культура , чандманская культура и пазырыкская культура . [16]
-
Плитная могила. Экспонат Этнографического музея народов Прибайкалья. Переселен из Хоринского района Бурятии.
-
Плитный могильный точильный камень, гора Дарам, Восточная Монголия.
-
Плитные могильные каменные бусины, Монголия.
-
Плитная могильная керамика, Нарст, Булган, Северная Монголия.
Археогенетика
[ редактировать ]Аутосомно-генетические данные из нескольких останков плитных могил позволяют предположить, что они в основном произошли от жителей Древней Северо-Восточной Азии (ANA), особенно от неолитических популяций Амура. [17] Они в значительной степени заменили предыдущих байкальских охотников-собирателей эпохи неолита и ранней бронзы, хотя предполагалось, что между ними существует поток генов, особенно между неолитическим населением Восточной Монголии ( East_Mongolia_preBA ) с преимущественно амурским_N-подобным происхождением и местным населением позднего бронзового века (Khövsgöl_LBA), связанным с ним. с культурой оленьих камней . [18] В то время как большинство останков плитных могил имели в основном неолитическое амурское происхождение, некоторые останки плитных могил имели смешанное происхождение между неолитическим Амуром и ранее существовавшими охотниками-собирателями Хёвсгула / Байкала, что согласуется с предполагаемым расширением предков Улаанзууха / плитных могил на север и запад и археологические свидетельства. [18] Местные байкальские охотники-собиратели и пастухи эпохи неолита до бронзового века, связанные с культурой Оленьих камней, сами имели в основном древнее северо-восточноазиатское происхождение и, как предполагается, расширились до расселения групп, связанных с неолитом Амура, с дальнего Востока. Поскольку пастухи Ховсгула содержали лишь ограниченную западную примесь (4-7%) из синташтинских или афанасьевских источников, утверждается, что адаптация молочного скотоводства произошла через культурную передачу, а не за счет примеси. [19]
Генетические данные показывают, что культура плитовых могил в сочетании с культурой Чандман дала начало последующей конфедерации хунну . Хотя ранние сюнну демонстрировали субструктурированный генетический состав, возможна дифференциация, основанная на социальном классе: в то время как вассалы с низким статусом в основном демонстрировали родословную, связанную с культурой Чандман / Уюк или различными комбинациями профилей Чандман / Уюк и древних северо-восточных азиатских профилей Улаанзуух / Плитные могилы, Люди сюнну с высоким статусом, как правило, имели меньше генетического разнообразия, и их предки, по существу, происходили из культуры Улаанзуух / Плитных могил . [20]
правящий клан тюркских народов , племя Ашина , демонстрирует близкое генетическое родство с Плитной могилой и остатками культуры Улаанзуух. Было обнаружено, что [21]
Отцовские гаплогруппы
[ редактировать ]Все восемь секвенированных на данный момент мужчин из Плитных могил были идентифицированы как принадлежащие к отцовским гаплогруппам Восточной Евразии. [22] [23] Преобладающая гаплогруппа Y-ДНК у мужчин из плитных могил была идентифицирована как Q (5/8 Q-M120 и 1/8 Q-L330), с меньшинством, принадлежащим N-M231 (2/8). [24]
Переход от периода культуры плитных могил к периоду хунну характеризовался как массовое увеличение западноевразийского отцовского происхождения, увеличившееся с 0% до 46%, что не сопровождалось увеличением западноевразийского материнского происхождения. Это может быть связано с агрессивной экспансией мужчин западноевразийского отцовского происхождения или, возможно, с брачными союзами, которые благоприятствовали таким людям. По мнению Роджерса и Кестле (2022), эти два сценария не обязательно являются взаимоисключающими, но необходимо больше данных, чтобы кратко объяснить, почему произошел такой рост. [25]
Материнские гаплогруппы
[ редактировать ]Материнские линии плитных могил были более разнообразными: 64–72% были выходцами из Восточной Евразии (такими как A , B , C , D , F , M , G и Z ), в то время как примерно 28–36% были выходцами из Западной Евразии. происхождение (например, K , J и H ). [26] [27]
Восточно-евразийские материнские линии населения Плитных могил легко прослеживаются до забайкальских неолитических земледельцев. С другой стороны, считается, что материнские линии Западной Евразии имеют сложное происхождение: многие из них восходят к древним охотникам-собирателям, которые смешались с ранними земледельцами в период раннего голоцена , или к земледельцам Ближнего Востока, которые расширились на восток после появления овцеводства. Другие могут быть связаны с гораздо более поздним населением бронзового века, таким как афанасьевцы или скифы . Сложное разнообразие западно-евразийских наследственных линий населения плитовых могил затрудняет определение их точного происхождения. [28] [29]
См. также
[ редактировать ]История Монголии |
---|
- Звериный стиль
- Олений камень
- История Монголии
- История Азии
- Нижняя культура Сяцзядянь
- Ордосская культура
- Хунну
- Сяньбэй
Литература
[ редактировать ]- Боровка Г.И., «Археологические исследования реки Толы» , в кн.: Северная Монголия , Том. 2, Ленинград, 1927;
- Диков Н.Н., «Бронзовый век на Прибайкалье» , Улан-Удэ, 1958 г.
- Фитцхью, WW (1 января 2009b). «Каменные шаманы и летающие олени Северной Монголии: оленья богиня Сибири или степная химера?» . Арктическая антропология . 46 (1–2): 72–88. дои : 10.1353/arc.0.0025 . ISSN 0066-6939 . S2CID 55632271 .
- Гришин С. «Бронзовый и ранний железный век Прибайкалья» , Москва, 1975 г.
- Константинов А.В., Константинова Н.Н. «История Е. Байкала (с древнейших времен до 1917 года)» , Чита-2002.
- Кириллов О.И., Ставпецкая М.Н., "Религиозно-ритуальные сооружения скотоводов Прибайкалья в I тысячелетии до нашей эры" , //Молодая археология и этнология Сибири, Чита, 1999, Том. 1.
- Киселев С.В., «Монголия в древности» , «Вестник Академии СССР», Серия « История и философия» , 1947, Том. 4
- Окладников А.П., Кириллов И.И., "Юго-Восточное Прибайкалье в эпоху каменного века и ранней бронзы" , Новосибирск, 1980 г.
- Цибиктаров А.Д. «Плитная могильная культура Могилы Монголии и Восточного Байкала» , Улан-Удэ,
- Д. Тюмень. Антропология археологических популяций Северо-Восточной Азии:user.dankook.ac.kr/~oriental/Journal/pdf_new/49/11.pdf
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фитцхью 2009b , с. 80. В Монголии квадратные захоронения начинаются почти ровно тогда, когда прекращается использование оленьих камней и хиригсууров, около ок. 2700 г. до н. э. и продолжается вплоть до скифского периода (Хоничерч, личное общение, 2008 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Гантулга, Джамиан-Омбо (21 ноября 2020 г.). «Связи между степью и полуостровом: сравнительный взгляд на бронзовый и ранний железный века Монголии и Кореи» . Известия Монгольской академии наук : 65–88. дои : 10.5564/pmas.v60i4.1507 . ISSN 2312-2994 . S2CID 234540665 .
- ^ Н. Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии (монгольский), Н. Наваан, Бронзовый век Восточной Монголии
- ^ Тумен Д., «Антропология археологических популяций Северо-Восточной Азии [1], стр. 25,27.
- ^ Видакович, Ненад (30 апреля 2012 г.). «Из этнической истории Азии - протомонгольские племена дунху, ухуань и сяньбэй» . Migracijske i etničke teme (на хорватском языке). 28 (1): 75–95. ISSN 1333-2546 . «Другими типами источников по истории протомонгольских племен являются археологические находки, которые связывают монгольский этногенез с культурами плитных могил и нижним Сяцзядянем».
- ^ Савельев Александр; Чон, Чхонгвон (7 мая 2020 г.). «Ранние кочевники Восточной Степи и их пробные связи на Западе» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : Е20. дои : 10.1017/ehs.2020.18 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 7612788 . ПМИД 35663512 .
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэла; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Улзийбаир, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Диимааджаев; Споря, Уламбаяр; Очир, Аюдай; Анхсанаа, Ганболд; Ванчигдаш, Чулуунхуу; Очир, Баттуга; Мунхбаяр, Чулуунбат; Тюмень, Дашевег; Ковалев, Алексей; Крадин, Николай; Базаров, Биликто А.; Миягашев Денис А.; Коновалов, Прокопий Б.; Жамбалтарова Елена; Миллер, Алисия Вентреска; Хаак, Вольфганг; Шиффельс, Стефан; Краузе, Джон; Бойвен, Николь; Эрдэнэ, Мягмар; Хенди, Джессика; Вариннер, Кристина (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN 1097-4172 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэль; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Ульзибайер, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Димаджав; Эрденебат, Уламбаяр; Очир, Помогите; Анхсанаа, Ганболд (ноябрь 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Ячейка 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
- ^ Фитцхью 2009b , с. 80. В Монголии квадратные захоронения начинаются примерно тогда, когда прекращается использование оленьих камней и хиригсууров, около ок. 2700 г. до н. э. и продолжается вплоть до скифского периода (Хоничерч, личное общение, 2008 г.).
- ^ Роджерс, Леланд Лю; Кестле, Фредерика Энн (апрель 2022 г.). «Анализ частот гаплогрупп митохондриальной ДНК у населения плитной погребальной культуры Монголии (ок. 1100–300 до н.э.)» . Американский журнал биологической антропологии . 177 (4): 644–657. дои : 10.1002/ajpa.24478 .
- ^ Ли, Джухён (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10104459 . ПМИД 37058560 .
В целом, представители культур Уланзуух и Плитных могил представляют собой однородный генетический профиль, имеющий глубокие корни в регионе и называемый Древней Северо-Восточной Азией (ANA).
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Трел Тейлор, Уильям Тимоти (2020). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
- ^ Чон, Чунгвон; Уилкин, Шеван; Амгалантугс, Ценд; Бауман, Эбигейл С.; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Хаган, Ричард В.; Бромедж, Сабри; Цолмон, Сонинхишиг; Траксел, Кристиан; Гроссманн, Йонас; Литтлтон, Джудит; Макаревич, Шерил А.; Кригбаум, Джон; Бурри, Марта; Скотт, Эшли (27 ноября 2018 г.). «Динамика населения бронзового века и рост молочного скотоводства в восточной евразийской степи» . Труды Национальной академии наук . 115 (48): Е11248–Е11255. Бибкод : 2018PNAS..11511248J . дои : 10.1073/pnas.1813608115 . ISSN 0027-8424 . ПМК 6275519 . ПМИД 30397125 .
- ^ Fitzhugh 2009b , стр. 72–88, «В отличие от участков DSK, на участках SB имеется множество отложений артефактов и фауны, но, как и на участках DSK, их человеческие останки часто плохо сохраняются. Оленьи камни, собранные на участках DSK, часто использовались в качестве подпорных стенок. и угловые столбы в плитных захоронениях, иногда вставленные вверх тормашками, что свидетельствует о малом уважении к традициям ДСК. Во многих случаях плиточные захоронения обнаруживаются на внешних краях комплексов ДСК, расположенных за последними построенными курганами. заключалась в том, чтобы добывать строительные материалы на участках ДСК, а также включать в себя некоторый элемент священной силы и престижа ДСК, возможно, для того, чтобы завоевать расположение местного населения (...) В Монголии квадратные захоронения начинаются почти ровно тогда, когда начинают использовать оленей. камней и хиригсууров прекращается примерно в 2700 г. до н.э. и продолжается вплоть до скифского периода (Хоничерч, личное сообщение, 2008 г.), однако, в российском Забайкалье даты возникновения комплекса СБ начинаются уже в 3300 г. до н.э. Как и в Монголии, многие из них. в погребениях используются переработанные оленьи камни (Цыбиктаров 2003:90).».
- ^ Fitzhugh 2009b , стр. 80–81, Как русские, так и монгольские даты предполагают, что внешний вид плитных захоронений трансгрессивен во времени с северо-востока на юго-запад, и российские ученые полагают, что этот сдвиг сопровождается заменой европеоидных физических типов монголоидными (Цыбиктаров 2003). :84)..
- ^ Фицхью 2009b , стр. 72–88.
- ^ Чон, Ван и Уилкин, 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10104459 . ПМИД 37058560 .
Вероятно, возникшие из археологической культуры LBA Улаанзуух (ок. 1450–1150 гг. до н.э.) в восточной Монголии, группы плитных могил распространились на центральную и северную Монголию и вплоть до региона озера Байкал (7, 14, 64). В целом, представители культур Уланзуух и Плитных могил представляют собой однородный генетический профиль, имеющий глубокие корни в регионе и называемый Древней Северо-Восточной Азией (АНА) (14). ... Эта закономерность, при которой большинство особей из плитных могил генетически однородны, в то время как некоторые имеют большую и гетерогенную фракцию предков, происходящую из генофонда, подобного Ховсголу_LBA, вероятно, связана со смешением популяций в недавнем прошлом и согласуется с археологическими данными о том, что Культура плитовых могил распространилась на центральную и северную Монголию и заменила предшествующих жителей региона с низким уровнем смешения (65).
- ^ Чон, Чунгвон; Уилкин, Шеван; Амгалантугс, Ценд; Бауман, Эбигейл С.; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Хаган, Ричард В.; Бромедж, Сабри; Цолмон, Сонинхишиг; Траксел, Кристиан; Гроссманн, Йонас; Литтлтон, Джудит; Макаревич, Шерил А.; Кригбаум, Джон; Бурри, Марта; Скотт, Эшли (27 ноября 2018 г.). «Динамика населения бронзового века и рост молочного скотоводства в восточной евразийской степи» . Труды Национальной академии наук . 115 (48): Е11248–Е11255. Бибкод : 2018PNAS..11511248J . дои : 10.1073/pnas.1813608115 . ISSN 0027-8424 . ПМК 6275519 . ПМИД 30397125 .
- ^ Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10104459 . ПМИД 37058560 .
В целом мы обнаружили, что генетическая гетерогенность наиболее высока среди людей с более низким статусом. В частности, могилы-спутники, окружающие элитные квадратные гробницы в ТАК, демонстрируют крайнюю степень генетической гетерогенности, что позволяет предположить, что эти люди, которые, вероятно, были вассалами низкого ранга, были взяты из разных частей империи. Напротив, люди с самым высоким статусом на этих двух участках, как правило, имели меньшее генетическое разнообразие и высокую долю предков, происходящих от групп плитных могил EIA, что позволяет предположить, что эти группы, возможно, внесли непропорционально большой вклад в правящую элиту во время формирования империи хунну. .
- ^ Ян, Сяо-Мин; Мэн, Хай-Лян; Чжан, Цзянь-Линь; Ю, Яо; Аллен, Эдвард; Ся, Цзы-Ян; Чжу, Конг-Ян; Ду, Пань-Синь; Рен, Сяо-Ин; Сюн, Цзянь-Сюэ; Лу, Сяо-Ю; Дин, Йи; Хан, Шэн; Лю, Вэй-Пэн; Джин, Ли (ноябрь 2023 г.). «Древний геном императрицы Ашины раскрывает происхождение Гектюркского ханства в Северо-Восточной Азии». Журнал систематики и эволюции . 61 (6): 1056–1064. дои : 10.1111/jse.12938 . ISSN 1674-4918 . S2CID 255690237 .
Кроме того, Ашина продемонстрировала близкое генетическое родство с населением, связанным с плитовыми могилами бронзового века и культурой Улаанзух в Монголии.
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Клетка . 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
- ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Хотя в период захоронения плит (около 1100–300 гг. До н.э.) восточные патрилинии, похоже, доминировали ...»
- ^ Ли, Джухён; Миллер, Брайан К.; Баярсайхан, Джамсранджав; Йоханнессон, Эрик; Вентреска Миллер, Алисия; Вариннер, Кристина; Чон, Чхонгвон (14 апреля 2023 г.). «Генетическая структура населения Империи хунну в имперском и местном масштабе» . Достижения науки . 9 (15): eadf3904. Бибкод : 2023SciA....9F3904L . дои : 10.1126/sciadv.adf3904 . ISSN 2375-2548 . ПМЦ 10104459 . ПМИД 37058560 .
Все мужчины, кроме двух (BUL002 и I6365), связанные с культурами Улаанзуух и Плитные могилы, принадлежат к Y-гаплогруппе Q, все три мужчины AR_Xianbei_IA принадлежат к Y-гаплогруппе C, а мужчины хунну содержат как Q, так и C (файл данных S1C) ( 14, 15).
- ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Есть данные по Y-хромосоме только для восьми мужчин, погребенных в плитах: четыре из них из центральной Монголии, двое из западно-центральной провинции Ховсголь и двое из восточных регионов, и все эти люди несут восточную Гаплотипы Y-хромосомы (Jeong et al., 2020; Wang et al., 2020), хотя эта выборка небольшая, для сравнения, 28,57% генофонда мтДНК состояло из западных hgs. К периоду хунну мужское погребальное население (n). = 32) несли 46,88% западных типов Y-хромосомы с общим западным компонентом мтДНК 27,59% (Jeong et al., 2020; Keyser-Tracqui et al., 2003; Wang et al., 2020). В то время как в период захоронения плит (ок. 1100–300 гг. до н.э.) восточные патрилинии, по-видимому, доминировали, в период сюнну около половины населения. имели западные отцовские линии практически без изменений в генофонде мтДНК в терминах восток-запад. Если бы модели миграции с половыми предубеждениями были аналогичны тем, что наблюдаются в Европе, такое увеличение числа западных патрилинов соответствовало бы агрессивной экспансии людей западного мужского происхождения (Batini et al., 2017); однако такая модель также могла быть связана с постепенной неагрессивной ассимиляцией, такой как практика брачных союзов, связанная с расширением торговых или культурных сетей, которые отдавали предпочтение людям западного происхождения ... В период хунну, похоже, существовали значительное увеличение западных патрилинов, в основном R1a1 и J hgs; однако, похоже, не произошло серьезных изменений в частотах генов мтДНК среди населения в целом.
- ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Есть данные по Y-хромосоме только для восьми мужчин, погребенных в плитах: четыре из них из центральной Монголии, двое из западно-центральной провинции Ховсголь и двое из восточных регионов, и все эти люди несут восточную Гаплотипы Y-хромосомы (Jeong et al., 2020; Wang et al., 2020). Хотя эта выборка небольшая, для сравнения 28,57% генофонда мтДНК состояло из западных hgs».
- ^ Rogers & Kaestle 2022 : Вторая закономерность заключается в том, что наблюдается умеренное, но заметное увеличение западных гаплотипов мтДНК среди популяций захоронений плит (SBA 28,57%: CSB 36%) по сравнению с таковым в бронзовом веке восточной Монголии (BAMCE). (14,8%), в то время как западный компонент мтДНК в популяции хунну остается чрезвычайно сходным с таковым в популяциях плитных захоронений.
- ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Hgs мтДНК восточного компонента популяции плитных захоронений можно найти в большинстве популяций Северо-Восточной Азии, и поэтому можно с уверенностью предположить, что это местный вклад в генофонд плитных захоронений. «Западный» компонент труднее найти источник».
- ^ Rogers & Kaestle 2022 : «Hgs мтДНК восточного компонента популяции плитных захоронений можно найти в большинстве популяций Северо-Восточной Азии, и поэтому можно с уверенностью предположить, что это местный вклад в генофонд плитных захоронений. «Западный» компонент Источник K hg может представлять собой древнее дополнение от ранних западных собирателей, которые смешались с ранними земледельцами (Spengler, 2015), что аналогично вероятному происхождению C hg, обнаруженному в древней Украине (Никитин и др., 2012). Гаплотип J1c8a может быть результатом регионального полиморфизма, который связан с миграцией населения после распространения земледелия с Ближнего Востока, возможно, связанного с развитием козьего скотоводства, которое достигло юго-восточного Казахстана по крайней мере к 2800 году до нашей эры (Hermes et al 2020). H hg, точнее гаплотип H2a5b*, вряд ли возник в Монголии, судя по времени слияния, H2a5b*, скорее всего, прибыл в Восточную Степь примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры; Помимо гаплотипа H2a5b, который, должно быть, прибыл в результате относительно недавней миграции, оставшиеся западные hgs уже присутствуют в Монголии, хотя преимущественно в западных регионах... хорошо документированное распространение афанасьевской археологической культуры и популяций связанные с понтийскими степными скифами, в Центральную Монголию, вероятно, были введены многие из этих матрилиний (Honeychurch et al., 2021; Järve et al., 2019)».