Мирхванд
Мирхванд | |
---|---|
![]() Мирхванда Рукопись «Равжат ас-Сафах» . Копия, сделанная в Сефевидском Иране , датированная 1635 годом. | |
Рожденный | 1433/34 Бухара , Империя Тимуридов. |
Умер | 22 июня 1498 г. (64–65 лет) Герат , Империя Тимуридов |
Занятие | Историк |
Известные работы | Равзат ас-Сафах |
Родственники | Хвандамир (внук) |
Мухаммад ибн Хвандшах ибн Махмуд , более известный как Мирхванд ( персидский : میرخواند , также транслитерируется как Мирхванд ; 1433/34 – 1498), был персом. [ 1 ] историк, действовавший во время правления Тимуридов правителя султана Хусейна Байкара ( годы правления 1469–1506 ). Он главным образом известен своей универсальной историей , Rawżat aṣ-ṣafā' («Сад чистоты»), которую он написал под патронажем высокопоставленного чиновника Али-Шира Наваи (умер в 1501 г.). По мнению немецкого востоковеда Бертольда Шпулера, « Равжат ас-Сафах» — это величайшая универсальная история на персидском языке, касающаяся исламского мира.
Жизнь
[ редактировать ]Родился в ок. 1433/4 г. в городе Бухаре в Тимуридской Трансоксиане Мухаммеда семье сайидов , потомков исламского пророка Мирхванд принадлежал к . Он был сыном Бурхан ад-Дина Хвандшаха (умер в 1466/7 г.), который был учеником суфийского шейха Баха ад-Дина Умара Джагараи (умер в 1453 г.) в городе Герат , где отличилась семья Мирхванда. Брат Мирхванда был садром (главой религиозных фондов) наследного принца Тимуридов Бади аз-Замана Мирзы (умер в 1514 г.), старшего сына действующего правителя султана Хусейна Байкара ( годы правления 1469–1506 ). [ 2 ]
Мирхванд писал под патронажем Али-Шира Наваи (умер в 1501 г.), важного советника Хусейна Байкара и защитника искусства и литературы. Мирхванд имел хорошие отношения с наваи, о чем свидетельствует описание последнего Мирхвандом в его универсальной истории Равжат ас-Сафах («Сад чистоты»), а также положительный отчет о Мирхванде в биографическом словаре Наваи Маджалис аль -нафаис («Собрание редких талантов»). Используя книгу по истории Тимуридов « Матла ас-Садайн» ( Абд ар-Раззака Самарканди умер в 1482 г.) в качестве своего краеугольного камня, [ 3 ] Мирхванд начал писать свой Равжат ас-Сафах в 1474/5 году. [ 2 ] Ильхласия Мирхванд провел много лет в ханаке , доме для суфиев, построенном Наваи в 1483 году. К концу жизни он прожил год в храме выдающегося ханбалитского и суфийского ученого Ходжи Абдуллы Ансари (умер в 1088 году). , недалеко от Герата. Мирхванд умер в Герате 22 июня 1498 года и был похоронен в святилище Баха ад-Дина Умара Джагараи, там же, где и его отец. [ 2 ]
Сын дочери Мирхванда Хвандамир (умер в 1535/6 г.), которого он обучил и передал своей покровительственной сети, в 1500 году написал краткую версию работы своего деда - Хулашат аль-ахбар фи баян ахваль аль-ахьяр («Краткие отчеты о дела ушедших»). [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ]
Равзат ас-Сафах
[ редактировать ]
Единственная известная работа Мирхванда — « Раужат ас-Сафах» , история мира с момента его создания с мусульманской точки зрения, разделенная на предисловие, семь томов и эпилог. Последний том и эпилог были неполными на момент смерти Мирхванда и позже были завершены Хвандамиром. [ 2 ] Обсуждение преимуществ изучения истории включено в « Раужат ас-Сафах» — традицию, восходящую, по крайней мере, к XII веку, когда Ибн Фундук (умер в 1169 г.) сделал то же самое в своем «Тарих-и Байхак» (1168 г.). [ 6 ] Дискуссия Мирхванда о преимуществах изучения истории была скопирована и изменена тремя другими выдающимися историками; Касима Бега Хаяти Тебризи Тарих (1554 г.); Хоссейна Нишапури Вуки «Маджма аль-ахбар» (1591/2); и Шараф-хана Бидлиси » «Шарафнама (1596 г.). [ 7 ] Работа Мирхванда привлекла большое внимание, о чем свидетельствуют ее многочисленные переводы, такие как Османский Хадикат аль-Уля, посвященный Мустафой ибн Хасаншахом османскому великому визирю Рустему-паше (ум. 1561) в 1550 году, и Терджуман-и дустур фи Хавадисел-заман. ва-л-духур, написанный Мехмедом Кемалем Балатзаде в 1555 году. [ 8 ] [ 2 ] « Равжат ас-Сафах» был одним из трех произведений, которые обычно читали студенты-историки в Индии Великих Моголов . [ 9 ]
Существуют сотни экземпляров « Равжат ас-Сафах» , что делает его одной из наиболее копируемых персидских книг по истории. [ 2 ] XIX века Однако ни нынешние издания Парвиза (1959/60) и Киянфара (2001), ни литографии не основаны на самой старой версии книг. Например, издание Киянфара основано на « Раужат ас-Сафа-йи Насир» (написанном в 1854–1856 гг.) иранского писателя XIX века Реза-Коли Хана Хедаята (умер в 1871 г.), являющемся продолжением « Раужат ас-Сафах» и основанном на на литографии, напечатанной в Бомбее в 1849/50 году. [ 2 ] [ 10 ] « Равжат ас-Сафах» часто использовался западными востоковедами с 17 по 19 века для понимания истории Ирана. В результате существует множество его неполных переводов на европейские языки . [ 2 ]
По мнению немецкого востоковеда Бертольда Шпулера, « Равжат ас-Сафах» — это величайшая универсальная история на персидском языке, касающаяся исламского мира. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мелвилл 2020 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бокхольт 2020а .
- ^ Манц 2014 .
- ^ Манц 2007 , с. 61.
- ^ Бокхольт 2020b .
- ^ Куинн 2020 , с. 26.
- ^ Куинн 2020 , с. 29.
- ^ Ремер 1986 , с. 138.
- ^ Поллок 2003 , с. 163.
- ^ Спулер 2003 , с. 36.
- ^ Спулер 2003 , с. 35.
Источники
[ редактировать ]- Бокхольт, Филип (2020a). «Мирхванд» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Бокхольт, Филип (2020b). «Хвандамир» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Манц, Беатрис Форбс (2007). Власть, политика и религия в Тимуридском Иране . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46284-6 .
- Манц, Беатрис Форбс (2014). «Отдых Абд ар-Раззы » Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Мелвилл, Чарльз , изд. (2020). Век Тимуридов: Идея Ирана Том 9 . ИБ Таурис. ISBN 978-1838606886 .
- Поллок, Шелдон (2003). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520228214 .
- Куинн, Шоле А. (2020). Персидская историография в разных империях: османы, Сефевиды и Великие Моголы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108842211 .
- Ремер, HR (1986). «Наследники Тимура». В Локхарте, Лоуренс; Джексон, Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20094-6 .
- Спулер, Бертольд (2003). Персидская историография и география: Бертольд Спулер об основных произведениях, созданных в Иране, на Кавказе, в Центральной Азии, Индии и ранней Османской Турции . Пустака Насионал Пте Лтд. ISBN 978-9971774882 .