Эксперимент со временем
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( Март 2024 г. ) |
![]() 1934 г. Фабер и Фабер Издание | |
Автор | Дж. В. Данн |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | Предвидящие сны и время |
Издатель | А. и К. Блэк Фабер и Фабер |
Дата публикации | 1927 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 208 стр. |
ISBN | 1-57174-234-4 |
ОКЛК | 46396413 |
Класс ЛК | МЛЦМ 2004/02936 (Б) |
«Эксперимент со временем» — это книга британского солдата, авиационного инженера и философа Дж. У. Данна (1875–1949) о его грезах-предвидениях и теории времени , которую он позже назвал «Сериализм». Впервые опубликованная в марте 1927 года, книга получила широкое распространение. Хотя это никогда не принималось ведущими учеными и философами, с тех пор оно оказало влияние на художественную литературу. Данн опубликовал четыре сиквела: «Серийная вселенная» (1934), «Новое бессмертие» (1938), «Ничто не умирает» (1940) и «Вторжения?» (1955).
Описание
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]В «Эксперименте со временем» обсуждаются две основные темы.
В первой половине книги описывается ряд снов-предсказаний, большую часть из которых видел сам Данн. Его ключевой вывод заключался в том, что подобные предвидения предсказывают будущие личные переживания сновидца, а не более общие события.
Во второй половине разрабатывается теория, пытающаяся их объяснить. Отправной точкой Данна является наблюдение о том, что момент «сейчас» не описывается наукой. Современная наука описала физическое время как четвертое измерение, и аргумент Данна привел к бесконечной последовательности более высоких измерений времени, чтобы измерить наше прохождение через измерение ниже. Каждому уровню сопутствовал более высокий уровень сознания. В конце цепочки находился высший окончательный наблюдатель.
По словам Данна, наше внимание во время бодрствования не позволяет нам заглянуть за пределы настоящего момента, тогда как во сне оно ослабевает, и мы обретаем способность вспомнить больше из нашей временной шкалы. Это позволяет фрагментам нашего будущего появляться в предкогнитивных снах, смешанным с фрагментами или воспоминаниями нашего прошлого. Другие последствия включают явление, известное как дежавю , и существование жизни после смерти . [1]
Мечты и эксперимент
[ редактировать ]После обсуждения функций мозга, в котором Данн разъясняет параллелизм между разумом и мозгом и выдвигает на первый план проблему субъективного опыта, он приводит анекдотические отчеты о предвидящих снах, которые, по большей части, он сам пережил.
Первое, что он записал, произошло в 1898 году, когда ему приснилось, что его часы остановились в точное время, прежде чем проснуться и обнаружить, что они действительно так и сделали. [2] Более поздние сны предсказывали несколько крупных катастроф; извержение вулкана на Мартинике , пожар на заводе в Париже и сход с рельсов экспресса «Летучий шотландец» с набережной, приближающейся к Форт-железнодорожному мосту в Шотландии.
Данн рассказывает, как он пытался разобраться в этих снах, постепенно придя к выводу, что они предсказывали события из его собственного будущего, например, чтение газетного отчета о катастрофе, а не предвидение самой катастрофы. Чтобы попытаться доказать это к своему удовлетворению, он разработал эксперимент, который дал книге название. Он держал блокнот возле своей кровати и записывал детали всех снов сразу после пробуждения, а позже возвращался и сравнивал их с последующими событиями в своей жизни. Он также убедил некоторых друзей провести тот же эксперимент, а также поэкспериментировать на себе с мечтами наяву, приближающимися к гипнагогическому состоянию.
Основываясь на результатах, он утверждал, что они продемонстрировали, что такие фрагменты предвидения были обычным явлением во сне, даже что они были смешаны в равной степени с прошлыми воспоминаниями, и поэтому их было трудно идентифицировать до тех пор, пока не произошло событие, которое они предвидели. Он считал, что спящий разум не полностью обращен к настоящему, как это было во время бодрствования, а способен с одинаковой легкостью воспринимать события своего прошлого и будущего. [1]
Теория сериализма
[ редактировать ]Представив доказательства Данна в пользу предвидения, книга переходит к возможной теории объяснения, которую он назвал сериализмом. [3]
Эта теория восходит к опыту общения с его медсестрой, когда ему было девять лет. Уже думая о проблеме, мальчик спросил ее, является ли Время такими моментами, как вчера, сегодня и завтра, или это путешествие между ними, которое мы переживаем как настоящий момент? Она была не в состоянии ответить на какой-либо ответ, но это наблюдение легло в основу сериализма.
В фиксированном пространственно-временном ландшафте, описанном недавно опубликованной теорией общей теории относительности , наблюдатель путешествует по временной шкале, идущей в направлении физического времени t 1 . Квантовая механика также была новой наукой, хотя и в менее развитом состоянии. Ни теория относительности, ни квантовая механика не предлагали никакого объяснения места наблюдателя в пространстве-времени, но обе они требовали этого для развития физической теории вокруг него. Философские проблемы, возникшие из-за отсутствия строгого обоснования, уже начали осознаваться. [4]
Теория решает проблему, предлагая более высокое измерение Времени, t 2 , в котором наше сознание путешествует по временной шкале в t 1 . Сам физический мозг обитает только в t 1 требуется второй уровень разума , поэтому для существования в t 2 , и именно на этом уровне наблюдатель испытывает сознание.
Однако Данн обнаружил, что его логика привела к аналогичной трудности с t 2 , поскольку переход между последовательными событиями в t 2 не был включен в модель. Это привело к еще более высокому t 3 , при котором наблюдатель третьего уровня мог испытывать не только массу событий в t 2 , но и прохождение этих переживаний в t 2 , и так далее в бесконечной регрессии временных измерений и наблюдателей, что дает теория имеет свое название.
Данн предположил, что когда мы умираем, умирают только наши физические «я» в t 1 и что наши высшие «я» находятся вне мирского времени. Таким образом, наше сознательное «я» не имеет механизма смерти таким же образом и фактически бессмертно. [1] В конце цепочки он предложил «высшего общего наблюдателя, источник всего… сознания». [5]
История публикации
[ редактировать ]«Эксперимент со временем» был впервые опубликован издательством A&C Black в марте 1927 года. Данн продолжал обновлять его, и за его жизнь было опубликовано множество новых изданий и впечатлений. Блэк выпустил второе издание 1929 года, предваряемое редакционными примечаниями и отрывком из письма Артура Эддингтона 1928 года . [6] Затем Данн сменил издателя на Faber & Faber , с которым и остался. Третье издание включало в себя значительный новый материал и было опубликовано издательством Faber's в 1932 году; это и последующие издания были опубликованы в США издательством Macmillan . Окончательная версия, к которой он приложил руку, была опубликована как «переиздание» в 1948 году.
Фабер продолжал печатать издания в мягкой обложке как минимум до 1973 года, а с тех пор появились и другие.
Прием
[ редактировать ]Академический
[ редактировать ]Первоначальная реакция научного и научно мыслящего сообщества была в целом положительной. Nature опубликовала обзор Хаймана Леви . Они признали, что Данн был трезвым и рациональным исследователем, который изо всех сил старался придерживаться научного подхода. Они признали, что если бы его идеи о времени и сознании были верны, то его книга была бы поистине революционной. [7] Однако мнения по поводу существования предвидения во сне разошлись, а его бесконечный регресс почти повсеместно был признан логически ошибочным и неверным. [3]
Среди философов, критиковавших «Эксперимент со временем» почти на тех же основаниях, были Дж. А. Ганн , К. Д. Броуд и М. Ф. Клю . [8] [9] [10]
Физик и парапсихолог Г.Н.М. Тиррелл объяснил:
Г-н Дж. У. Данн в своей книге « Эксперимент со временем » вводит многомерную схему в попытке объяснить предвидение и далее развил эту схему в более поздних публикациях. Но, как показал профессор Броуд, в этих неограниченных измерениях нет необходимости... и истинная проблема времени — проблема становления, или перехода событий из будущего через настоящее в прошлое, ими не объясняется, а все еще остается нерешенной. на руках автора в конце. [11]
Более поздние издания продолжали привлекать внимание. В 1981 году было опубликовано новое издание (третьего) издания 1934 года с предисловием писателя и телеведущего Брайана Инглиса . Последнее (1948 г.) издание было переиздано в 1981 г. с предисловием физика и парапсихолога Рассела Тарга . В обзоре журнала New Scientist он назван «абсолютной классикой». [12]
Основное научное мнение по-прежнему заключается в том, что, хотя Данн был занимательным писателем, не существует научных доказательств ни предвидения во сне, ни существования более чем одного временного измерения, и его аргументы не убедительны. [13] [14]
Популярный
[ редактировать ]«Эксперимент со временем» стал широко известен и широко обсуждался. Непрочитать его стало «признаком исключительности» в обществе. [15]
Критические очерки сериализма — как положительные, так и отрицательные — появлялись в популярных произведениях. Среди прочих, в 1927 году Герберт Уэллс написал эссе «Новый взгляд на психическую жизнь: эксперименты мистера Дж. У. Данна со сновидениями». [16] Хорхе Луис Борхес написал короткое эссе «El Tiempo di JW Dunne» («Время и Дж. В. Данн») в 1940 году. [17] и Дж. Б. Пристли дал доступный отчет в своем исследовании «Человек и время» (1964). Интерес сохраняется и сегодня: например, Гэри Лахман обсуждает сериализм Данна в 2022 году. [18]
Сиквелы
[ редактировать ]Помимо выпуска новых изданий «Эксперимента со временем» , Данн опубликовал продолжения, исследующие различные аспекты сериализма. Серийная Вселенная (1934) исследовала ее связь с современной физикой в теории относительности и квантовой механике . «Новое бессмертие» (1938) и «Ничто не умирает » (1940) исследовали метафизический аспект сериализма, особенно в отношении бессмертия. Вторжения? (1955) содержали автобиографические отчеты об ангельских видениях и голосах, которые сопровождали многие из его грез. На момент его смерти в 1949 году он был неполным; он был завершен с помощью его семьи и наконец опубликован несколько лет спустя. Выяснилось, что он считал себя духовным медиумом . Он сознательно решил исключить этот материал из «Эксперимента со временем», поскольку считал, что это повлияет на научное восприятие его теории. [19]
Литературное влияние
[ редактировать ]Популярность «Эксперимента со временем» отразилась на том, что многие авторы впоследствии ссылались на него и его идеи в художественных произведениях. Он «несомненно помог сформировать творческую атмосферу тех [межвоенных] лет». [20] [21] Одним из первых и наиболее значительных писателей был Дж. Б. Пристли , который использовал идеи Данна в трёх своих « пьесах времени »: «Время и Конвей» , «Опасный угол » и «Вызов инспектора» . [20]
Теория Данна сильно повлияла на незаконченные романы «Записки клуба понятий» Дж . Р. Р. Толкина и «Темная башня» К. С. Льюиса . Толкин и Льюис оба были членами литературного кружка «Инклинги» . Толкин использовал идеи Данна о параллельных измерениях времени при разработке различной природы времени во «Властелине колец » между « временем Лориэна » и временем в остальной части Средиземья . [15] Льюис использовал образы сериализма в загробной жизни, которую он изобразил в конце «Последней битвы» , заключительной истории « Хроник Нарнии» . [22]
Среди других важных современных писателей, которые использовали его идеи, будь то в качестве повествования или литературного приема, были Джон Бьюкен ( «Разрыв в занавеске »), Джеймс Хилтон ( «Случайный урожай» ), его старый друг Герберт Уэллс ( «Странная история газеты Браунлоу» и «Форма»). «Грядущее », Грэм Грин ( «Медведь упал на свободу ») и Румер Годден ( «Фуга во времени »). [20] [23] [24] Среди литературных деятелей, оказавшихся менее явно под влиянием, были Т. С. Элиот , Джеймс Джойс и Флэнн О'Брайен . [7]
После смерти Данна в 1949 году популярность его тем продолжилась. В научно-фантастическом романе Филипа Хосе Фармера 1952 года «Влюбленные » (расширенном в роман в 1961 и 1979 годах) религия Союза Хайхака происходит от Исаака Сигмана, мессианской фигуры, жившей за тысячу лет до событий этой истории. Сигманизм – это система верований «Штурча» (государственной церкви), и ясно, что это развитие или вариант иудаизма. Он включает в себя «сериализм» Данна с чрезвычайно репрессивной и принудительной теократией. Детская фантазия Филиппы Пирс 1958 года «Полуночный сад Тома» использует теорию времени Данна и получила британскую литературную медаль Карнеги . [25] Писатель Владимир Набоков предпринял в 1964 году собственный эксперимент со сновидениями, следуя указаниям Данна, и это сильно повлияло на его последующие романы, особенно «Ада или Ардор: Семейная хроника» . [26] [27]
См. также
[ редактировать ]- Dreamtime — австралийский абориген, объединяющий прошлое, настоящее и будущее.
- Ч. Х. Хинтон , один из первых сторонников времени как четвертого измерения, оказавший влияние на Данна.
- П.Д. Успенский , предложивший альтернативную теорию циклического времени.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Пристли (1989)
- ^ Данн, JW (2001) [1927]. Эксперимент со временем . Хэмптон Роудс. ISBN 978-1-57174-234-6 . OCLC 46396413 .
- ^ Jump up to: а б Леви, Хайман (11 июня 1927 г.). «Время и восприятие (рецензия на «Эксперимент со временем »)». Природа . 119 (3006): 847–848. дои : 10.1038/119847a0 . S2CID 4123898 .
- ^ Эддингтон, Артур ; Природа физического мира , 1928 г. (прочитана в виде лекций Гиффорда в 1927 г.). [1]
- ^ Данн, Дж. В. Эксперимент со временем , первое издание, AC Black, 1927, стр. 207.
- ^ Данн, Дж. В. Эксперимент со временем , 2-е издание, AC Black, 1929, стр. viii «Я согласен с вами насчет «сериализма»; «хода времени» нет в мире Минковского в его нынешнем виде. Мое личное ощущение таково, что «становление» действительно присутствует в физическом мире*, но не сформулировано в нем. описание его в классической физике (и фактически бесполезно для схемы законов, которая является полностью детерминистской).
- ^ Jump up to: а б Джонс (2020)
- ^ Ганн, Дж.А.; Проблема времени , Анвин, 1929.
- ^ Броуд, компакт-диск; «Теория времени мистера Данна в« Эксперименте со временем »» , Philosophy , Vol. 10, № 38, апрель 1935 г., стр. 168-185.
- ^ Кле, МФ; Время: и его значение в современной мысли , Метуэн, 1937.
- ^ Тиррелл, GNM; Наука и психические явления . Нью-Йорк: Харпер, 1938, с. 135.
- ^ Гриббин, Джон ; Рецензия на книгу «Эксперимент со временем» , New Scientist , 27 августа 1981 г., с. 548
- ^ Эванс, Кристофер; Ночные пейзажи: как и почему мы мечтаем , Викинг, 1983.
- ^ Дэвис, Пол ; О времени: Незавершенная революция Эйнштейна , Викинг, 1995. [2]
- ^ Jump up to: а б Авиатор (2001)
- ↑ Включено в его книгу 1928 года «Как движется мир» .
- ^ Переведено для его антологии 1952 года « Другие инквизиции: 1937-1952» ,
- ^ Лахман, Гэри. Мечтать заранее . Флорис. 2022. стр. 106-110.
- ^ Брэндон, Рут (16 июня 1983 г.). «Ученые и сверхъестественное». Новый учёный . п. 786.
- ^ Jump up to: а б с Стюарт (2008)
- ^ Анон; «Некролог: г-н Дж. В. Данн, философ и летчик», The Times , 27 августа 1949 г., стр. 7.
- ^ Инчбальд, Гай (2019). «Последний сериалист: К.С. Льюис и Дж. В. Данн» . Мифлор . 37 (2, весна/лето 2019 г.): 75–88.
- ^ Гилвари, Дермот; Опасные грани Грэма Грина: Путешествия со святыми и грешниками , Континуум, 2011, стр.101.
- ^ Стюарт, Виктория; «Эксперимент с повествованием? Фуга во времени Румера Годдена», в (под редакцией Люси Ле-Гилчер и Филлис Б. Ласснер) «Румер Годден: международный и интермодернистский рассказчик» , Routledge, 2010, стр. 81–93.
- ^ «Пирс, Филиппа» , Энциклопедия научной фантастики (по состоянию на 15 января 2016 г.)
- ^ Набоков, Владимир (ред. Геннадий Барабтарло); Бессонные сны: эксперименты со временем , Princeton University Press, 2018 (так в оригинале).
- ^ Ланчестер, Джон; «Сны Набокова» , Лондонское обозрение книг , Том. 40, №. 9, 10 мая 2018 г., с. 18.
Библиография
[ редактировать ]- Флигер, Верлин (2001). Вопрос времени: Дорога Дж. Р. Р. Толкина в волшебство . Издательство Кентского государственного университета. стр. 38–47. ISBN 978-0-87338-699-9 .
- Джонс, Дэррил. (2020) «Дж. У. Данн: Путешественник во времени». В: Фергюсон, Т. (редактор) Литература и современность . Пэлгрейв Макмиллан. DOI 10.1007/978-3-030-29278-2_9
- Пристли, Дж. Б. (1989) [1964 (Альдус)]. Человек и Время . Блумсбери. ISBN 978-1870630672 . OCLC 796254114 .
- Стюарт, Виктория (2008). «Дж. В. Данн и литературная культура в 1930-х и 1940-х годах». Литература и история . 17 (2, осень 2008 г.): 62–81. дои : 10.7227/LH.17.2.5 . S2CID 192883327 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрнест Нагель . (1927). Эксперимент со временем . Философский журнал 24 (25): 690–692.
- Сэмюэл Соал . (1927). Рецензия: Эксперимент со временем . Журнал Общества психических исследований 24: 119–123.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст «Эксперимента со временем» (первое издание) в цифровой библиотеке HathiTrust