Jump to content

Эксперимент со временем

(Перенаправлено из Сериализм (философия) )

Эксперимент со временем
1934 г. Фабер и Фабер Издание
Автор Дж. В. Данн
Язык Английский
Предметы Предвидящие сны и время
Издатель А. и К. Блэк
Фабер и Фабер
Дата публикации
1927
Место публикации Великобритания
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 208 стр.
ISBN 1-57174-234-4
ОКЛК 46396413
Класс ЛК МЛЦМ 2004/02936 (Б)

«Эксперимент со временем» — это книга британского солдата, авиационного инженера и философа Дж. У. Данна (1875–1949) о его грезах-предвидениях и теории времени , которую он позже назвал «Сериализм». Впервые опубликованная в марте 1927 года, книга получила широкое распространение. Хотя это никогда не принималось ведущими учеными и философами, с тех пор оно оказало влияние на художественную литературу. Данн опубликовал четыре сиквела: «Серийная вселенная» (1934), «Новое бессмертие» (1938), «Ничто не умирает» (1940) и «Вторжения?» (1955).

Описание

[ редактировать ]

В «Эксперименте со временем» обсуждаются две основные темы.

В первой половине книги описывается ряд снов-предсказаний, большую часть из которых видел сам Данн. Его ключевой вывод заключался в том, что подобные предвидения предсказывают будущие личные переживания сновидца, а не более общие события.

Во второй половине разрабатывается теория, пытающаяся их объяснить. Отправной точкой Данна является наблюдение о том, что момент «сейчас» не описывается наукой. Современная наука описала физическое время как четвертое измерение, и аргумент Данна привел к бесконечной последовательности более высоких измерений времени, чтобы измерить наше прохождение через измерение ниже. Каждому уровню сопутствовал более высокий уровень сознания. В конце цепочки находился высший окончательный наблюдатель.

По словам Данна, наше внимание во время бодрствования не позволяет нам заглянуть за пределы настоящего момента, тогда как во сне оно ослабевает, и мы обретаем способность вспомнить больше из нашей временной шкалы. Это позволяет фрагментам нашего будущего появляться в предкогнитивных снах, смешанным с фрагментами или воспоминаниями нашего прошлого. Другие последствия включают явление, известное как дежавю , и существование жизни после смерти . [1]

Мечты и эксперимент

[ редактировать ]

После обсуждения функций мозга, в котором Данн разъясняет параллелизм между разумом и мозгом и выдвигает на первый план проблему субъективного опыта, он приводит анекдотические отчеты о предвидящих снах, которые, по большей части, он сам пережил.

Первое, что он записал, произошло в 1898 году, когда ему приснилось, что его часы остановились в точное время, прежде чем проснуться и обнаружить, что они действительно так и сделали. [2] Более поздние сны предсказывали несколько крупных катастроф; извержение вулкана на Мартинике , пожар на заводе в Париже и сход с рельсов экспресса «Летучий шотландец» с набережной, приближающейся к Форт-железнодорожному мосту в Шотландии.

Данн рассказывает, как он пытался разобраться в этих снах, постепенно придя к выводу, что они предсказывали события из его собственного будущего, например, чтение газетного отчета о катастрофе, а не предвидение самой катастрофы. Чтобы попытаться доказать это к своему удовлетворению, он разработал эксперимент, который дал книге название. Он держал блокнот возле своей кровати и записывал детали всех снов сразу после пробуждения, а позже возвращался и сравнивал их с последующими событиями в своей жизни. Он также убедил некоторых друзей провести тот же эксперимент, а также поэкспериментировать на себе с мечтами наяву, приближающимися к гипнагогическому состоянию.

Основываясь на результатах, он утверждал, что они продемонстрировали, что такие фрагменты предвидения были обычным явлением во сне, даже что они были смешаны в равной степени с прошлыми воспоминаниями, и поэтому их было трудно идентифицировать до тех пор, пока не произошло событие, которое они предвидели. Он считал, что спящий разум не полностью обращен к настоящему, как это было во время бодрствования, а способен с одинаковой легкостью воспринимать события своего прошлого и будущего. [1]

Теория сериализма

[ редактировать ]

Представив доказательства Данна в пользу предвидения, книга переходит к возможной теории объяснения, которую он назвал сериализмом. [3]

Эта теория восходит к опыту общения с его медсестрой, когда ему было девять лет. Уже думая о проблеме, мальчик спросил ее, является ли Время такими моментами, как вчера, сегодня и завтра, или это путешествие между ними, которое мы переживаем как настоящий момент? Она была не в состоянии ответить на какой-либо ответ, но это наблюдение легло в основу сериализма.

В фиксированном пространственно-временном ландшафте, описанном недавно опубликованной теорией общей теории относительности , наблюдатель путешествует по временной шкале, идущей в направлении физического времени t 1 . Квантовая механика также была новой наукой, хотя и в менее развитом состоянии. Ни теория относительности, ни квантовая механика не предлагали никакого объяснения места наблюдателя в пространстве-времени, но обе они требовали этого для развития физической теории вокруг него. Философские проблемы, возникшие из-за отсутствия строгого обоснования, уже начали осознаваться. [4]

Теория решает проблему, предлагая более высокое измерение Времени, t 2 , в котором наше сознание путешествует по временной шкале в t 1 . Сам физический мозг обитает только в t 1 требуется второй уровень разума , поэтому для существования в t 2 , и именно на этом уровне наблюдатель испытывает сознание.

Однако Данн обнаружил, что его логика привела к аналогичной трудности с t 2 , поскольку переход между последовательными событиями в t 2 не был включен в модель. Это привело к еще более высокому t 3 , при котором наблюдатель третьего уровня мог испытывать не только массу событий в t 2 , но и прохождение этих переживаний в t 2 , и так далее в бесконечной регрессии временных измерений и наблюдателей, что дает теория имеет свое название.

Данн предположил, что когда мы умираем, умирают только наши физические «я» в t 1 и что наши высшие «я» находятся вне мирского времени. Таким образом, наше сознательное «я» не имеет механизма смерти таким же образом и фактически бессмертно. [1] В конце цепочки он предложил «высшего общего наблюдателя, источник всего… сознания». [5]

История публикации

[ редактировать ]

«Эксперимент со временем» был впервые опубликован издательством A&C Black в марте 1927 года. Данн продолжал обновлять его, и за его жизнь было опубликовано множество новых изданий и впечатлений. Блэк выпустил второе издание 1929 года, предваряемое редакционными примечаниями и отрывком из письма Артура Эддингтона 1928 года . [6] Затем Данн сменил издателя на Faber & Faber , с которым и остался. Третье издание включало в себя значительный новый материал и было опубликовано издательством Faber's в 1932 году; это и последующие издания были опубликованы в США издательством Macmillan . Окончательная версия, к которой он приложил руку, была опубликована как «переиздание» в 1948 году.

Фабер продолжал печатать издания в мягкой обложке как минимум до 1973 года, а с тех пор появились и другие.

Академический

[ редактировать ]

Первоначальная реакция научного и научно мыслящего сообщества была в целом положительной. Nature опубликовала обзор Хаймана Леви . Они признали, что Данн был трезвым и рациональным исследователем, который изо всех сил старался придерживаться научного подхода. Они признали, что если бы его идеи о времени и сознании были верны, то его книга была бы поистине революционной. [7] Однако мнения по поводу существования предвидения во сне разошлись, а его бесконечный регресс почти повсеместно был признан логически ошибочным и неверным. [3]

Среди философов, критиковавших «Эксперимент со временем» почти на тех же основаниях, были Дж. А. Ганн , К. Д. Броуд и М. Ф. Клю . [8] [9] [10]

Физик и парапсихолог Г.Н.М. Тиррелл объяснил:

Г-н Дж. У. Данн в своей книге « Эксперимент со временем » вводит многомерную схему в попытке объяснить предвидение и далее развил эту схему в более поздних публикациях. Но, как показал профессор Броуд, в этих неограниченных измерениях нет необходимости... и истинная проблема времени — проблема становления, или перехода событий из будущего через настоящее в прошлое, ими не объясняется, а все еще остается нерешенной. на руках автора в конце. [11]

Более поздние издания продолжали привлекать внимание. В 1981 году было опубликовано новое издание (третьего) издания 1934 года с предисловием писателя и телеведущего Брайана Инглиса . Последнее (1948 г.) издание было переиздано в 1981 г. с предисловием физика и парапсихолога Рассела Тарга . В обзоре журнала New Scientist он назван «абсолютной классикой». [12]

Основное научное мнение по-прежнему заключается в том, что, хотя Данн был занимательным писателем, не существует научных доказательств ни предвидения во сне, ни существования более чем одного временного измерения, и его аргументы не убедительны. [13] [14]

[ редактировать ]

«Эксперимент со временем» стал широко известен и широко обсуждался. Непрочитать его стало «признаком исключительности» в обществе. [15]

Критические очерки сериализма — как положительные, так и отрицательные — появлялись в популярных произведениях. Среди прочих, в 1927 году Герберт Уэллс написал эссе «Новый взгляд на психическую жизнь: эксперименты мистера Дж. У. Данна со сновидениями». [16] Хорхе Луис Борхес написал короткое эссе «El Tiempo di JW Dunne» («Время и Дж. В. Данн») в 1940 году. [17] и Дж. Б. Пристли дал доступный отчет в своем исследовании «Человек и время» (1964). Интерес сохраняется и сегодня: например, Гэри Лахман обсуждает сериализм Данна в 2022 году. [18]

Помимо выпуска новых изданий «Эксперимента со временем» , Данн опубликовал продолжения, исследующие различные аспекты сериализма. Серийная Вселенная (1934) исследовала ее связь с современной физикой в ​​теории относительности и квантовой механике . «Новое бессмертие» (1938) и «Ничто не умирает » (1940) исследовали метафизический аспект сериализма, особенно в отношении бессмертия. Вторжения? (1955) содержали автобиографические отчеты об ангельских видениях и голосах, которые сопровождали многие из его грез. На момент его смерти в 1949 году он был неполным; он был завершен с помощью его семьи и наконец опубликован несколько лет спустя. Выяснилось, что он считал себя духовным медиумом . Он сознательно решил исключить этот материал из «Эксперимента со временем», поскольку считал, что это повлияет на научное восприятие его теории. [19]

Литературное влияние

[ редактировать ]

Популярность «Эксперимента со временем» отразилась на том, что многие авторы впоследствии ссылались на него и его идеи в художественных произведениях. Он «несомненно помог сформировать творческую атмосферу тех [межвоенных] лет». [20] [21] Одним из первых и наиболее значительных писателей был Дж. Б. Пристли , который использовал идеи Данна в трёх своих « пьесах времени »: «Время и Конвей» , «Опасный угол » и «Вызов инспектора» . [20]

Теория Данна сильно повлияла на незаконченные романы «Записки клуба понятий» Дж . Р. Р. Толкина и «Темная башня» К. С. Льюиса . Толкин и Льюис оба были членами литературного кружка «Инклинги» . Толкин использовал идеи Данна о параллельных измерениях времени при разработке различной природы времени во «Властелине колец » между « временем Лориэна » и временем в остальной части Средиземья . [15] Льюис использовал образы сериализма в загробной жизни, которую он изобразил в конце «Последней битвы» , заключительной истории « Хроник Нарнии» . [22]

Среди других важных современных писателей, которые использовали его идеи, будь то в качестве повествования или литературного приема, были Джон Бьюкен ( «Разрыв в занавеске »), Джеймс Хилтон ( «Случайный урожай» ), его старый друг Герберт Уэллс ( «Странная история газеты Браунлоу» и «Форма»). «Грядущее », Грэм Грин ( «Медведь упал на свободу ») и Румер Годден ( «Фуга во времени »). [20] [23] [24] Среди литературных деятелей, оказавшихся менее явно под влиянием, были Т. С. Элиот , Джеймс Джойс и Флэнн О'Брайен . [7]

После смерти Данна в 1949 году популярность его тем продолжилась. В научно-фантастическом романе Филипа Хосе Фармера 1952 года «Влюбленные » (расширенном в роман в 1961 и 1979 годах) религия Союза Хайхака происходит от Исаака Сигмана, мессианской фигуры, жившей за тысячу лет до событий этой истории. Сигманизм – это система верований «Штурча» (государственной церкви), и ясно, что это развитие или вариант иудаизма. Он включает в себя «сериализм» Данна с чрезвычайно репрессивной и принудительной теократией. Детская фантазия Филиппы Пирс 1958 года «Полуночный сад Тома» использует теорию времени Данна и получила британскую литературную медаль Карнеги . [25] Писатель Владимир Набоков предпринял в 1964 году собственный эксперимент со сновидениями, следуя указаниям Данна, и это сильно повлияло на его последующие романы, особенно «Ада или Ардор: Семейная хроника» . [26] [27]

См. также

[ редактировать ]
  • Dreamtime — австралийский абориген, объединяющий прошлое, настоящее и будущее.
  • Ч. Х. Хинтон , один из первых сторонников времени как четвертого измерения, оказавший влияние на Данна.
  • П.Д. Успенский , предложивший альтернативную теорию циклического времени.
  1. ^ Jump up to: а б с Пристли (1989)
  2. ^ Данн, JW (2001) [1927]. Эксперимент со временем . Хэмптон Роудс. ISBN  978-1-57174-234-6 . OCLC   46396413 .
  3. ^ Jump up to: а б Леви, Хайман (11 июня 1927 г.). «Время и восприятие (рецензия на «Эксперимент со временем »)». Природа . 119 (3006): 847–848. дои : 10.1038/119847a0 . S2CID   4123898 .
  4. ^ Эддингтон, Артур ; Природа физического мира , 1928 г. (прочитана в виде лекций Гиффорда в 1927 г.). [1]
  5. ^ Данн, Дж. В. Эксперимент со временем , первое издание, AC Black, 1927, стр. 207.
  6. ^ Данн, Дж. В. Эксперимент со временем , 2-е издание, AC Black, 1929, стр. viii «Я согласен с вами насчет «сериализма»; «хода времени» нет в мире Минковского в его нынешнем виде. Мое личное ощущение таково, что «становление» действительно присутствует в физическом мире*, но не сформулировано в нем. описание его в классической физике (и фактически бесполезно для схемы законов, которая является полностью детерминистской).
  7. ^ Jump up to: а б Джонс (2020)
  8. ^ Ганн, Дж.А.; Проблема времени , Анвин, 1929.
  9. ^ Броуд, компакт-диск; «Теория времени мистера Данна в« Эксперименте со временем »» , Philosophy , Vol. 10, № 38, апрель 1935 г., стр. 168-185.
  10. ^ Кле, МФ; Время: и его значение в современной мысли , Метуэн, 1937.
  11. ^ Тиррелл, GNM; Наука и психические явления . Нью-Йорк: Харпер, 1938, с. 135.
  12. ^ Гриббин, Джон ; Рецензия на книгу «Эксперимент со временем» , New Scientist , 27 августа 1981 г., с. 548
  13. ^ Эванс, Кристофер; Ночные пейзажи: как и почему мы мечтаем , Викинг, 1983.
  14. ^ Дэвис, Пол ; О времени: Незавершенная революция Эйнштейна , Викинг, 1995. [2]
  15. ^ Jump up to: а б Авиатор (2001)
  16. Включено в его книгу 1928 года «Как движется мир» .
  17. ^ Переведено для его антологии 1952 года « Другие инквизиции: 1937-1952» ,
  18. ^ Лахман, Гэри. Мечтать заранее . Флорис. 2022. стр. 106-110.
  19. ^ Брэндон, Рут (16 июня 1983 г.). «Ученые и сверхъестественное». Новый учёный . п. 786.
  20. ^ Jump up to: а б с Стюарт (2008)
  21. ^ Анон; «Некролог: г-н Дж. В. Данн, философ и летчик», The Times , 27 августа 1949 г., стр. 7.
  22. ^ Инчбальд, Гай (2019). «Последний сериалист: К.С. Льюис и Дж. В. Данн» . Мифлор . 37 (2, весна/лето 2019 г.): 75–88.
  23. ^ Гилвари, Дермот; Опасные грани Грэма Грина: Путешествия со святыми и грешниками , Континуум, 2011, стр.101.
  24. ^ Стюарт, Виктория; «Эксперимент с повествованием? Фуга во времени Румера Годдена», в (под редакцией Люси Ле-Гилчер и Филлис Б. Ласснер) «Румер Годден: международный и интермодернистский рассказчик» , Routledge, 2010, стр. 81–93.
  25. ^ «Пирс, Филиппа» , Энциклопедия научной фантастики (по состоянию на 15 января 2016 г.)
  26. ^ Набоков, Владимир (ред. Геннадий Барабтарло); Бессонные сны: эксперименты со временем , Princeton University Press, 2018 (так в оригинале).
  27. ^ Ланчестер, Джон; «Сны Набокова» , Лондонское обозрение книг , Том. 40, №. 9, 10 мая 2018 г., с. 18.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0298a37375e1600a3e3b69c949de6d1__1711797540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/d1/d0298a37375e1600a3e3b69c949de6d1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
An Experiment with Time - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)