Ионический ордер
Ионический ордер — один из трёх канонических ордеров классической архитектуры , два других — дорический и коринфский . Есть два меньших ордера: тосканский (более простой дорический) и богатый вариант коринфского ордера, называемый составным ордером . Из трех классических канонических ордеров коринфский ордер имеет самые узкие колонны, за ним следует ионический ордер, а дорический ордер имеет самые широкие колонны.
Ионическая капитель характеризуется использованием завитков . Ионические колонны обычно стоят на основании, которое отделяет стержень колонны от стилобата или платформы, а верхушка обычно украшена яйцом и дротиками .
Древний архитектор и историк архитектуры Витрувий связывает ионический стиль с женскими пропорциями (дорический стиль представляет мужское начало). [1]
Описание [ править ]
Столица [ править ]
Основными чертами ионического ордера являются волюты его капители , которые были предметом многочисленных теоретических и практических дискуссий, основанных на кратком и неясном отрывке из Витрувия . [2] Единственными инструментами, необходимыми для проектирования этих элементов, были линейка, прямой угол, веревка (для определения полудлин) и циркуль. Ниже завитков ионическая колонна может иметь широкий воротник или полосу, отделяющую капитель от рифленого стержня (как, например, в неоклассическом особняке Castle Coole ), или из расщелин или «шеи» может свисать букет фруктов и цветов. ", образованный волютами.
Первоначально волюты лежали в одной плоскости ( иллюстрация справа ); затем стало видно, что их можно выдвигать по углам. Эта особенность ионического ордера сделала его более гибким и удовлетворительным для критических взглядов в IV веке до нашей эры, чем дорический: наклон волют на угловых колоннах гарантировал, что они «читаются» одинаково, если смотреть как с переднего, так и с бокового фасада. Однако некоторые художники-классики считали это неудовлетворительным, считая, что размещение ионических колонн по углам зданий требует искажения за счет структурной логики столицы; Коринфский орден решил бы эту проблему, одинаково хорошо читая со всех сторон. [3] Архитектор и теоретик эпохи Возрождения XVI века Винченцо Скамоцци разработал версию такой идеально четырехсторонней ионической капители, что она стала стандартной; когда греческий ионический ордер был в конце концов вновь введен в эпоху греческого возрождения 18 века , он передал атмосферу архаической свежести и примитивной, возможно, даже республиканской жизненной силы. [4]
Колонны и антаблемент [ править ]
Ионическая колонна всегда тоньше дорической; следовательно, у него всегда есть база: [5] Ионические колонны имеют высоту восемь и девять диаметров колонн, а в довоенных колоннадах плантационных домов позднего американского греческого возрождения даже больше. [ нужна ссылка ]
Ионические колонны чаще всего имеют рифленую форму . После небольших ранних экспериментов количество полых канавок в шахте установилось на уровне 24. Эта стандартизация сохраняла привычную пропорцию канавок к диаметру колонны в любом масштабе, даже когда высота колонны была преувеличена. В отличие от греческой дорической каннелюры, которая доходит до выступа или острого края и которая легко повреждается проходящими мимо людьми, задевающими ее щеткой, ионическая каннелюра оставляет небольшую, кажущуюся плоской поверхность поверхности колонны между каждым углублением (фактически это представляет собой небольшой сегмент круга вокруг столбца). [6]
В некоторых случаях рифление отсутствует. Английский архитектор Иниго Джонс привнес нотку трезвости в простые ионические колонны в своем банкетном зале в Уайтхолле в Лондоне, а когда архитектор изящных искусств Джон Рассел Поуп хотел передать мужественную выносливость в сочетании с интеллектом Теодора Рузвельта , он оставил колоссальные ионические колонны без каннелюр. на мемориале Рузвельта в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке за необычное впечатление силы и роста. Архитектор железной дороги Вабаш Р.Э. Мор включил восемь ионических фронтальных колонн без каннелюр в свой проект 1928 года для железной дороги на бульваре Дельмар в Сент-Луисе.
Антаблемент , опирающийся на колонны, состоит из трех частей: простой архитрав, разделенный на две или, чаще, на три полосы, с опирающимся на него фризом , который может быть богато скульптурным, и карниз, построенный из зубчиков (как близко расположенные концы колонн). балки) с короной («короной») и карнизом («огги») для поддержки выступающей крыши. Изобразительная, часто повествовательная резьба по барельефам на фризе представляет собой характерную черту ионического ордера, в той области, где дорический ордер артикулируется триглифами . Римская практика и практика эпохи Возрождения позволили уменьшить высоту антаблемента за счет уменьшения пропорций архитрава, что сделало фриз более заметным.
Анты [editСтолица
Ионическая капитель анта — это ионическая версия капители анта , венчающей части анты , которая представляет собой передний край несущей стены в греческой храмовой архитектуре. Анта обычно венчается каменным блоком, предназначенным для распределения нагрузки от надстройки ( антаблемента ), которую он поддерживает, и называется «анта-капитель», если она структурная, или иногда « пилястровая капитель», если она носит только декоративный характер, как это часто происходило в римский период. .
Чтобы не выступать чрезмерно из стены, эти анта-капители обычно имеют довольно плоскую поверхность, так что в целом капитель имеет более или менее прямоугольную структуру. Ионическая капитель-анта, в отличие от обычных капителей колонн, богато украшена и обычно включает в себя полосы чередующихся лотосов и огненных пальметт , а также полосы яиц, дротиков , бус и катушек , чтобы сохранить непрерывность декоративного фриза, облицовывающего капитель. верх стен. Эта разница с капителями колонн исчезла во времена Римской империи, когда капители анта или пилястры имели дизайн, очень похожий на дизайн капителей колонн. [7] [8] Ионические ант-капители, которые можно увидеть в храме Эрехтейона ионического ордера ( около 410 г. до н. э.), представляют собой характерно прямоугольные ионические анта-капители с обширными полосами цветочных узоров, продолжающими прилегающие фризы .
История использования [ править ]
Ионический ордер зародился в середине VI века до нашей эры в Ионии (что в целом эквивалентно современной провинции Измир ), а также на юго-западном побережье и островах Малой Азии, заселенных ионийцами , где на ионическом греческом языке говорили . Колонна ионического ордера практиковалась на материковой Греции в V веке до нашей эры. Он был наиболее популярен в архаический период (750–480 до н. э.) в Ионии. Первым из великих ионических храмов был Храм Геры на Самосе , построенный около 570–560 гг. до н.э. архитектором Ройкосом . Он простоял всего десять лет, прежде чем был разрушен землетрясением. Более долговечным ионическим храмом VI века был Храм Артемиды в Эфесе , одно из семи чудес древнего мира . Парфенон , хотя и соответствует в основном дорическому ордеру, также имеет некоторые ионические элементы. Более чисто ионический стиль, который можно увидеть на афинском Акрополе, иллюстрируется Эрехтейоном .
После завоеваний Александра Великого на востоке несколько примеров ионического ордера можно найти вплоть до Пакистана, где находится храм Джандиал недалеко от Таксилы . Несколько примеров капителей, демонстрирующих ионическое влияние, можно увидеть даже в Патне , Индия , особенно со столицей Паталипутра , датируемой III веком до нашей эры и, по-видимому, полученной из дизайна ионической анта-капитала. [9] [10] или столица Сарнатха , которую называют «персо-ионической», [11] или «квазиионный». [12] [13] [14]
Витрувий , практикующий архитектор, работавший во времена Августа , сообщает, что дорическая колонна имела своей первоначальной основой пропорции мужского тела, тогда как ионические колонны приобрели «стройность», навеянную женским телом. [15] Хотя он не называет источник такого застенчивого и «литературного» подхода, он должен быть в традициях, переданных от эллинистических архитекторов, таких как Гермоген Приенский , архитектор знаменитого храма Артемиды в Магнезии на Меандре в Лидия (ныне Тюркие).
Теоретики архитектуры эпохи Возрождения воспользовались его намеками, чтобы интерпретировать ионический ордер как матронный по сравнению с дорическим ордером, хотя и не такой полностью женский, как коринфский ордер. Ионический порядок — естественный порядок для постренессансных библиотек и судов, образованных и цивилизованных. Поскольку ни один трактат по классической архитектуре не сохранился до того, как это сделал Витрувий, определение такого «значения» архитектурных элементов, как оно понималось в V и IV веках до нашей эры, остается неопределенным, хотя в эпоху Возрождения оно стало частью общепринятой «речи» классицизм. [16]
Начиная с 17 века, вызывающей восхищение и копируемой версией ионического стиля была та, которую можно было увидеть в храме Фортуны Вирилис в Риме, впервые четко представленная в подробной гравюре Дегодеца Антуана «Антикварные здания Рима» (Париж, 1682 г.).
Галерея [ править ]
- Иллюстрация XIX века с многочисленными полихромными элементами древнегреческой архитектуры , в том числе ионической капителью в левом верхнем углу работы Жака Игнаса Хитторфа.
- Древнегреческий ионический ордер храма Артемиды Агротеры , Афины, ок. 440 г. до н.э. - разрушен в 1778 г.
- Древнегреческие ионические колонны в храме Аполлона в Бассах , Бассы , Греция, иллюстрация Чарльза Роберта Кокерелла , неизвестного архитектора, ок. 429-400 гг. до н.э. [17]
- Сравнивал ионический ордер с дорическим , тосканским , коринфским и составным ордерами; со стереобатом
- Римская ионическая угловая капитель из храма Портуна в Риме, с двумя сторонами с волютами и одной для угла фасада, выступающей под углом 45 °, неизвестный архитектор, начало IV века до нашей эры.
- Византийская ионическая капитель в соборе Святой Софии , Стамбул , Турция , работа Антемия Траллесского или Исидора Милетского , VI век. [21]
- эпохи Возрождения Ионические колонны на вилле Ла Ротонда , недалеко от Виченцы , Италия, автор Андреа Палладио , 1567-1605 гг.
- Ионические колонны в стиле барокко в церкви Санти Лука и Мартина в Риме, работа Пьетро да Кортона , 1634–1669 гг. [22]
- Ионические колонны в стиле барокко на садовом фасаде Версальского дворца , Версаль , Франция, автор Жюль Ардуэн-Мансар , 1678–1688 гг. [23]
- Ионические колонны в стиле барокко в Карлскирхе , Вена , Австрия , 1715–1737, автор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. [24]
- Барочные Соломоновы ионические колонны монастыря Сан-Франциско , Антигуа , Гватемала , неизвестный архитектор, начало 17 века. [25]
- стиле рококо Ионические колонны в в «Современных девах» , картина Жана Рау , 1728 год, холст, масло, Дворец изящных искусств Лилля , Лилль , Франция
- Ионические пилястры в стиле рококо на фасаде Амалиенбурга , дворцового парка Нимфенбург , Мюнхен , Германия, работа Франсуа де Кювилье , 1734-1739 гг. [26]
- Пилястры в стиле рококо на фасаде церкви Сен-Жак де Тараскон , Тараскон , Франция, работы Жана-Батиста Франка и Антуана Дамура , 2-я половина XVIII века. [27]
- Неоклассические ионические колонны в Сайон-Хаусе в Лондоне, работа Роберта Адама , ок. 1761-1765 гг. [28]
- Кариатиды в стиле Людовика XVI с ионическими капителями на головах, на ювелирном медальоне Марии-Антуанетты работы Фердинанда Швердфегера , 1787 год, красное дерево, перламутровые вставки, картины под стеклом, фарфоровая тарелка и позолоченная бронза, Chambre de la Reine , Версальский дворец , Версаль , Франция [29]
- Ионические колонны греческого возрождения Филиала банка Соединенных Штатов, ныне находящиеся в суде Чарльза Энгельхарда Метрополитен- музея в Нью-Йорке, вдохновленные колоннами Храма Артемиды Агротеры в Афинах работы Мартина Э. Томпсона , 1824 г.
- Неоклассическая реинтерпретация ионического ордера с акантами чуть выше основания и волютами в форме бараньего рога Фонтена Кювье в Париже, спроектированного Альфонсом Вигуре и созданного Жан-Жаком Фёшером и Пьером-Жюлем Помато , 1840-1846 гг.
- Ионические колонны греческого возрождения главного здания Афинской академии , вдохновленные колоннами Эрехтеума в Афинах работы Теофила Хансена , 1859-1885 гг.
- Неоклассические ионические колонны ратуши 1-го округа Парижа работы Жака Игнаса Хитторфа , 1858-1860 гг.
- Неоклассическая ионическая капитель с гирляндой между волютами , часть входного портика виллы Эйленрок , Антиб , Франция, автор Шарль Гарнье , 1860-1867 гг.
- Неоклассические ионические пилястры на фасаде Северного вокзала в Париже, работа Жака Игнаса Хитторфа, 1861-1865 гг. [30]
- Ионические колонны изящных искусств на фасаде театра Дюкурно , Ажен , Франция, автор Гийом Тронше , 1906-1908 гг.
- Полихромные ионические капители греческого возрождения на вокзале Вашингтон-Юнион , Вашингтон, округ Колумбия , США, автор Дэниел Бернхэм , ок. 1907 год
- Ионические пилястры Beaux Arts в вестибюле на улице Rue de la Paix no. 23 года, Париж, неизвестный архитектор, 1908 г.
- Ионические колонны и пилястры изящных искусств дворца Кантакузино , Флорешти , Румыния, работа Иона Д. Бериндея , 1910-1916 гг.
- Ионические пилястры Beaux Arts на фасаде отеля Roxoroid de Belfort ( авеню Бюжо № 29), Париж, 1911 год, автор Андре Арфвидсон.
- Выдающаяся ионическая капитель эпохи греческого возрождения в Художественном музее Нового Орлеана , Новый Орлеан , США, вдохновленная капителью Эрехтеума в Афинах, работа Сэмюэля Авраама Маркса , 1911 год.
- Неоклассические ионические колонны на плакате Сецессионита , Франц Штук , 1911, литография , Коллекция плакатов Базельской школы дизайна, Базель , Швейцария
- Реинтерпретация ионической колонны и пилястры в стиле ар-деко неопознанного дома в квартале Лескюр, Бордо , Франция, неизвестный архитектор, ок. 1925 год
- Ар-деко и неоклассические ионические пилястры в Северанс-холле , Кливленд , США, работы Уокера и Уикса , 1931 год.
- Сталинские ионические колонны Квартала полковников ( Шосеауа Пандури № 60-62), Бухарест, 1950–1960, авторы И. Новички, К. Ионеску, К. Хакер и А. Шербеску. [32]
- Постмодернистская интерпретация ионной колонны как сиденья Капителло, спроектированная Studio 65 и произведенная Gufram дифференцированной плотности, , пенополиуретан покрытый латексной резиной, 1972 год, местонахождение неизвестно. [33]
- Постмодернистская ваза, вдохновленная ионической столицей, дизайн Майкла Грейвса для Свида Пауэлла , 1989 год, глазурованный фарфор, Художественный музей Индианаполиса , Индианаполис , США [34]
- Ионические колонны нового классического греческого возрождения в зале колледжа Гонвилл и Кай , Кембридж , Великобритания, вдохновленные колоннами из храма Аполлона в Бассаеме работы Джона Симпсона , 1998 г.
- Постмодернистские интерпретации ионических колонн Публичной библиотеки Джексонвилля , Джексонвилл , США, автор Роберт А.М. Стерн , 2005 г.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Витрувий. Де архитектура . п. 4.1. Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «Геометрические методы 1500-х годов для прокладки ионной волюты». Архивировано 28 декабря 2005 г. в Wayback Machine. Дениз Андрей и Мирко Галли, Nexus Network Journal , том. 6 нет. 2 (осень 2004 г.), стр. 31–48. DOI 10.1007/s00004-004-0017-4.
- ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 170 . ISBN 0-15-503769-2 .
- ↑ Краткий и доступный очерк этого знакомого аспекта греческого возрождения, «идеи примитивизма, поиска назад к истинным, незапятнанным источникам архитектурной красоты» (стр. 38), а также утопических аспектов Леду оживленно рассматривается в книге «Сэр Джон». Саммерсон , Классический язык архитектуры (MIT Press), 1963; в дискуссиях об Американском греческом возрождении республиканские коннотации греческих орденов представляют собой неизбежную банальность: «Стиль греческого возрождения возник из-за желания молодой нации идентифицировать себя с идеалами древнегреческой республики». ( (Историческое общество округа Ренсселер) «Архитектурные стили в округе Ренсселер» (Нью-Йорк. Архивировано 23 сентября 2007 г. в Wayback Machine ); «Греция, первая в мире демократия, казалась подходящей философской отправной точкой для самоуверенной новой республики. ( (Old-House Journal), Джеймс К. Мэсси и Ширли Максвелл, «Греческое возрождение в Америке: от Тары до фермерских храмов». Архивировано 14 декабря 2007 г. в Wayback Machine ) — типичные утверждения, выбранные почти наугад. из текстов, доступных в Интернете.
- ^ Иоганн Георг Хек (1856). Искусство строительства в древности и в наше время, или Архитектура в иллюстрациях . Д. Эпплтон. п. 25.
- ^ Лоуренс, AW , Греческая архитектура , с. 130, 1957, Пингвин, Пеликан, история искусства. Лоуренс датирует это нововведение ок. 500 г. до н.э.
- ^ Meyer, F.S. A handbook of ornament . Рипол Классик. p. 214. ISBN 9781171715481 . Проверено 16 ноября 2016 г.
- ^ Классический язык архитектуры Джона Саммерсона, стр.47, запись «Анта» [1]
- ^ «Эти плоские, расширяющиеся элементы с боковыми сторонами каветто имеют долгую историю в греческой архитектуре как анта-капиталы, также можно увидеть завитки на верхней и нижней сторонах» Джон Бордман, «Происхождение индийской каменной архитектуры», стр.19: «Интересная плоская капитель, хотя и отличающаяся от классических форм, но отчетливо напоминающая капители пилястр храма Аполлона Дидимея в Милете» [2]
- ^ Спутник азиатского искусства и архитектуры Деборы С. Хаттон, John Wiley & Sons, 2015, стр.438 [3]
- ^ Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии за 1907 год . 1907. с. 997 .
- ^ Банерджи, Гауранга Натх (1920). Эллинизм в древней Индии . Калькутта. п. 46 .
- ^ Аллчин, Франция; Эрдоси, Джордж (1995). Археология ранней исторической Южной Азии: возникновение городов и государств . Издательство Кембриджского университета. п. 258 (ф). ISBN 9780521376952 .
- ^ Аллчин, Франция; Эрдоси, Джордж (1995). Археология ранней исторической Южной Азии: возникновение городов и государств . Издательство Кембриджского университета. п. xi, метка 11.30. ISBN 9780521376952 .
- ^ Витрувий (1914) [ок. 30–15 до н. э.]. Десять книг по архитектуре . Перевод Моргана, Морриса Х. Кембриджа: Издательство Гарвардского университета. п. 104.
Таким образом, изобретая два различных вида колонн, они позаимствовали мужскую красоту, обнаженную и неукрашенную, для одного, а для другого - изящество, украшение и пропорции, характерные для женщин.
- ^ Саммерсон 1963.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 40. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 38. ISBN 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уилер, Мортимер (1964). РИМСКОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА . Темза и Гудзон. п. 61 и 239. ISBN 978-0500200216 .
- ^ Хопкинс 2014 , с. 14.
- ^ Ходж 2019 , с. 62.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 292. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Мартин, Генри (1927). Le Style Louis XIV (на французском языке). Фламмарион. п. 21.
- ^ Джонс 2014 , с. 230.
- ^ Грубе, Николай; Эггебрехт, Ева; Зайдель, Матиас (2012). Майя — Божественные короли тропического леса . хфулльманн. п. 385. ИСБН 978-3-8480-0034-0 .
- ^ Ходж 2019 , с. 95.
- ^ «Эглиз Сен-Жак» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 13 сентября 2023 г.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 384. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ «Ювелирная застежка Марии-Антуанетты» . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 444. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Джонс 2014 , с. 294.
- ^ Мариана Челак, Октавиан Карабела и Мариус Марку-Лападат (2017). Архитектура Бухареста — аннотированный путеводитель . Орден архитекторов Румынии. стр. 181. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 466. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 335. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 65. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
Ссылки [ править ]
- Ходж, Сьюзи (2019). Краткая история архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-7862-7370-3 .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Архитектурные стили: наглядное руководство . Лоуренс Кинг. ISBN 978-178067-163-5 .
- Джонс, Денна, изд. (2014). Архитектура Вся история . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-29148-1 .
Внешние ссылки [ править ]
- Ионический ордер на примере архитектуры Буффало, Нью-Йорк.
- Ионический ордер по Витрувию. Архивировано из оригинала 26 августа 2005 г.
- Сайт «Понимание зданий»: Ионический ордер
- Денис Андрей и Мирко Галли, «Геометрические методы 1500-х годов для построения ионной спирали»
- Раннее развитие и формальное определение ионической столицы
- Классические ордера и элементы