Бейбарс
Бейбарс | |||||
---|---|---|---|---|---|
Султан Миср ва-Сурия Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин | |||||
![]() Вероятное, почти современное изображение султана Бейбарса: [ 1 ] возведенный на трон правитель и служители баптистерия Святого Людовика (1320–1340). [ 1 ] | |||||
Султан Египта | |||||
Царствование | 24 октября 1260 г. - 1 июля 1277 г. | ||||
Коронация | 1260 г. в Салихии | ||||
Предшественник | Саиф ад-Дин Кутуз | ||||
Преемник | Аль-Саид Барака | ||||
Рожденный | 19 июля 1223 или 1228 г. Дашт-и Кипчак [ 2 ] [ 3 ] | ||||
Умер | 1 июля 1277 г. (50/55 лет) Дамаск , Мамлюкский султанат | ||||
Супруг | Илтутмиш Хатун | ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Дом | На самом деле | ||||
Династия | Бахри | ||||
Религия | ислам |
Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс аль-Бундукдари ( араб . Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс аль-Бундукдари ; [ а ] 1223/1228 - 1 июля 1277), широко известный как Байбарс или Бейбарс и по прозвищу Абу аль-Футух ( أبو الفتوح , букв. « Отец завоеваний » ), был четвертым мамлюкским султаном Египта и Сирии , тюркского кыпчакского происхождения, в династия Бахри , сменившая Кутуза . Он был одним из командующих египетскими войсками, нанесшими поражение Седьмому крестовому походу короля Франции Людовика IX . Он также возглавлял авангард египетской армии в битве при Айн-Джалуте в 1260 году. [ 4 ] которое ознаменовало первое существенное поражение монгольской армии и считается поворотным моментом в истории. [ 5 ]
Правление Бейбарса ознаменовало начало эпохи доминирования мамлюков в Восточном Средиземноморье и укрепило долговечность их военной системы. Ему удалось подготовить почву для прекращения присутствия крестоносцев в Леванте и укрепить союз Египта и Сирии как ведущего мусульманского государства региона, способного отразить угрозы как со стороны крестоносцев, так и со стороны монголов, и даже сумел подчинить себе Королевство Мукурия , которое славилось своей непобедимостью при предыдущих попытках вторжения мусульманской империи. Будучи султаном, Бейбарс также сочетал дипломатию и военные действия, что позволило мамлюкам Египта значительно расширить свою империю.
Имя и внешний вид
[ редактировать ]На родном тюркском языке имя Бейбарса означает «большая пантера». [ 6 ] или «лорд пантера» [ 7 ] (см. также Викисловарь: гнедой «богатый человек, знатный» + парс «леопард, пантера»).
Вероятно, основываясь на тюркском значении своего имени, Бейбарс использовал пантеру в качестве своего геральдического герба и размещал ее как на монетах, так и на зданиях. [ 6 ] Лев/пантера, использованная на мосту, построенном Бейбарсом возле аль-Лудда (сегодняшний Лод ), играет с крысой, что можно интерпретировать как изображение врагов Бейбарса-крестоносца. [ 9 ]
Бейбарса описывали как высокого мужчину с оливковой кожей и голубыми глазами . У него были широкие плечи, стройные ноги и сильный голос. [ 10 ] [ 11 ] Было замечено, что у него катаракта на одном глазу. [ 12 ]
Биография
[ редактировать ]Бейбарс был кипчаком, который, как считалось, родился в степном районе к северу от Черного моря , или в Дашт-и Кипчаке . в то время [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Существует несоответствие в датировке его рождения Ибн Тагрибирди , поскольку он говорит, что это произошло в 625 году хиджры (12 декабря 1227 - 29 ноября 1228 года), а также что Бейбарсу в 1247 году было около 24 лет, что приближает его рождение. до 1223 г. Принадлежал к племени барли. По словам другого половца и очевидца Бадр ад-Дина Байсари, барли бежали от армий монголов , договорившись поселиться во Второй Болгарской империи (названной в источниках Валахией ). Они пересекли Черное море либо из Крыма , либо из Алании , откуда прибыли в Болгарию около 1242 года. Тем временем монголы вторглись в Болгарию , включая регионы, где недавно поселились половцы-беженцы. [ 18 ] Оба Бейбарса, ставшие свидетелями убийства своих родителей, [ 18 ] и Байсари были среди пленников во время вторжения и были проданы в рабство в Султанат Рум на невольничьем рынке в Сивасе . После этого он был продан в Хаме Ала ад-Дину Эдикину аль-Бундукари , высокопоставленному египтянину, который привез его в Каир . В 1247 году аль-Бундукари был арестован, а султан Египта Ас-Салих Айюб конфисковал его рабов, в том числе Бейбарса. [ 19 ]
Аль-Шарани (ум. 973/1565) причислял его к Ибн Араби . ученикам [ 20 ]
Прийти к власти
[ редактировать ]
В 1250 году он поддержал поражение Седьмого крестового похода Людовика IX во Франции в двух крупных сражениях. Первой была битва при Аль-Мансуре , где он применил гениальную стратегию, приказав открыть ворота, чтобы рыцари-крестоносцы могли войти в город; крестоносцы ворвались в город, который, по их мнению, был заброшен, и оказались в ловушке внутри. Они были осаждены со всех сторон египетскими войсками и населением города и понесли тяжелые потери. Роберт Артуа , укрывшийся в доме, [ 21 ] [ 22 ] и Уильям Лонгеспе Младший были убиты вместе с большей частью рыцарей-тамплиеров . Лишь пятерым рыцарям-тамплиерам удалось спастись. [ 23 ] Второй была битва при Фарискуре, которая, по сути, положила конец Седьмому крестовому походу и привела к пленению Людовика IX. Египетские войска в той битве возглавил султан Тураншах , младший сын недавно умершего ас-Салиха Айюба . Вскоре после победы над крестоносцами Бейбарс и группа солдат-мамлюков убили Тураншаха, в результате чего вдова ас-Салиха Айюба Шаджар ад-Дурр была названа султаншей . [ 24 ]
В 1254 году в Египте произошла смена власти, когда Айбак убил Фарис ад-Дина Актая , лидера мамлюков Бахри. Некоторые из его мамлюков, в том числе Бейбарс и Калавун аль-Альфи , бежали к ан-Насиру Юсуфу в Сирии . [ 25 ] уговаривая его разорвать соглашение [ нужны разъяснения ] и вторгнуться в Египет. Айбак написал ан-Насиру Юсуфу, предупредив его об опасности этих мамлюков, укрывшихся в Сирии, и согласился предоставить ему свои территориальные владения на побережье, но ан-Насир Юсуф отказался изгнать их и вместо этого вернул им владения, которые Айбак согласился. В 1255 году ан-Насир Юсуф послал к египетской границе новые силы, на этот раз со многими мамлюками Актая, среди них Бейбарс и Калавун аль-Альфи, но он снова потерпел поражение. В 1257 году Бейбарс и другие мамлюки-бахри ушли из Дамаска в Иерусалим , где свергли его наместника Кютюка и разграбили его рынки, затем то же самое они сделали в Газе . Позже они сражались против сил ан-Насира Юсуфа в Наблусе , затем бежали, чтобы присоединиться к силам аль-Мугита Умара в Кераке . [ 26 ] Объединенные силы тщетно пытались вторгнуться в Египет во времена правления Айбака. [ 27 ]
Затем Бейбарс послал Ала ад-Дина Тайбарса аль-Вазири обсудить с Кутузом его возвращение в Египет, что было с радостью принято. [ 28 ] Он все еще был командующим под командованием султана Кутуза в битве при Айн-Джалуте в 1260 году, когда он решительно разгромил монголов. После битвы султан Кутуз (он же Коэтоез) был убит во время охоты. Говорили, что Бейбарс был причастен к убийству, потому что рассчитывал получить пост губернатора Алеппо за свои военные успехи, но Кутуз, опасаясь его амбиций, отказался дать ему этот пост. [ 29 ] Бейбарс сменил Кутуза на посту султана Египта. [ 30 ]
Стать султаном
[ редактировать ]Вскоре после того, как Бейбарс возглавил султанат, его власть была подтверждена без какого-либо серьезного сопротивления, за исключением Алам ад-Дина Синджара аль-Халаби , другого мамлюкского эмира , который был популярен и достаточно силен, чтобы претендовать на Дамаск . Кроме того, угроза со стороны монголов все еще была достаточно серьезной, чтобы ее можно было рассматривать как угрозу авторитету Бейбарса. Однако Бейбарс сначала решил разобраться с Синджаром. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] и двинулся на Дамаск. В то же время князья Хамы и Хомса смогли разгромить монголов в Первой битве при Хомсе , что на некоторое время сняло монгольскую угрозу. 17 января 1261 года войска Бейбарса смогли разгромить войска Синджара за пределами Дамаска и продолжить атаку на город, где граждане были лояльны Синджару и сопротивлялись Бейбарсу, хотя их сопротивление вскоре было подавлено.
В Каире также произошло кратковременное восстание, возглавляемое ведущим шиитским деятелем по имени аль-Курани . Говорят, что Аль-Курани произошел из Нишапура. [ 31 ] Сообщается, что аль-Курани и его последователь напали на оружейные склады и конюшни в Каире во время ночного рейда. Однако Бейбарсу удается быстро подавить восстание, поскольку он окружил и арестовал их всех. Аль-Курани и другие лидеры повстанцев были казнены (распяты) в Баб-Зувейле. [ 31 ]
Подавив восстание Синджара, Бейбарсу затем удалось расправиться с Айюбидами , при этом незаметно уничтожив принца Керака. Айюбидам, таким как Аль-Ашраф Муса, эмир Хомса и династия Айюбид-эмира Хамы аль-Мансура Мухаммада II , которые ранее предотвратили монгольскую угрозу, было разрешено продолжить свое правление в обмен на признание власти Бейбарса султаном. [ 34 ]
После того, как халифат Аббасидов в Ираке был свергнут монголами в 1258 году, когда они завоевали и разграбили Багдад , в мусульманском мире не было халифа , теоретически верховного лидера, который иногда использовал свою должность, чтобы наделить легитимностью отдаленных мусульманских правителей, посылая им приказы об инвеституре. . Таким образом, когда аббасидский беженец Абу аль-Касим Ахмад, дядя последнего аббасидского халифа аль-Мустасима , прибыл в Каир в 1261 году, Бейбарс провозгласил его халифом аль-Мустансиром II и должным образом получил от него титул султана. К сожалению, аль-Мустансир II был убит монголами во время опрометчивой экспедиции по отвоеванию Багдада у монголов позже в том же году. В 1262 году другой Аббасид, якобы прапраправнук халифа аль-Мустаршида , Абу аль-Аббас Ахмад, уцелевший после разгромленной экспедиции, был провозглашен халифом аль-Хакимом I , положив начало линии Аббасидские халифы Каира, существовавшие до тех пор, пока существовал мамлюкский султанат , до 1517 года. Как и его неудачливый предшественник, аль-Хаким I также получил официальную присягу на верность Бейбарса и обеспечил ему легитимность. Хотя большая часть мусульманского мира не воспринимала этих халифов всерьез, поскольку они были всего лишь инструментами султанов, они все же придавали определенную легитимность, а также декоративный элемент своему правлению. [ 34 ]
Кампания против крестоносцев
[ редактировать ]
Будучи султаном, Бейбарс всю жизнь вел борьбу против королевств крестоносцев в Сирии , отчасти потому, что христиане помогали монголам. Он начал с Антиохийского княжества , которое стало вассальным государством монголов и участвовало в нападениях на исламские объекты в Дамаске и Сирии. В 1263 году Бейбарс осадил Акру , столицу остатков Иерусалимского королевства , хотя осада была прекращена, когда вместо этого он разграбил Назарет . [ 35 ] Он использовал осадные машины, чтобы победить крестоносцев в таких сражениях, как падение Арсуфа с 21 марта по 30 апреля. Ворвавшись в город, он предложил обороняющимся рыцарям-госпитальерам бесплатный проход, если они сдадут свою грозную цитадель. Рыцари приняли предложение Бейбарса, но все равно были порабощены. [ 36 ] Бейбарс сравнял замок с землей. [ 37 ] Затем он напал на Атлит и Хайфу , где захватил оба города, уничтожив сопротивление крестоносцев, и разрушил цитадели. [ 38 ]
В том же году Бейбарс осадил крепость Цфат , удерживаемую рыцарями -тамплиерами , которая была завоевана Саладином в 1188 году , но вернулась в состав Иерусалимского королевства в 1240 году. Бейбарс пообещал рыцарям безопасный проход в христианский город Акра. если бы они сдали свою крепость. Рыцари согласились, что их численность сильно превосходит их численность. После капитуляции Бейбарс нарушил свое обещание и уничтожил весь гарнизон тамплиеров. [ нужна ссылка ] . Захватив Цфат, Бейбарс не сравнял крепость с землей, а вместо этого укрепил и отремонтировал ее, поскольку она была стратегически расположена и хорошо построена. Он назначил в Цфате нового губернатора в ранге вали . [ 39 ]
Позже, в 1266 году, Бейбарс вторгся в христианскую страну Киликийскую Армению , которая при царе Хетуме I подчинилась Монгольской империи. После победы над силами Хетума I в битве при Мари Бейбарсу удалось разорить три великих города Мамистру , Адану и Тарсус , так что, когда Хетум прибыл с монгольскими войсками, страна была уже опустошена. Хетуму пришлось вести переговоры о возвращении своего сына Льва , передав контроль над приграничными крепостями Армении мамлюкам. В 1269 году Хетум отрекся от престола в пользу сына и стал монахом, но через год умер. [ 40 ] Лев оказался в неловкой ситуации: он сохранял Киликию подданным Монгольской империи и в то же время платил дань мамлюкам. [ 41 ]
Это изолировало Антиохию и Триполи, возглавляемые зятем Хетума, принцем Богемундом VI . После успешного завоевания Чилицилии Бейбарс в 1267 году уладил свои незавершенные дела с Акрой и в последующие годы продолжил истребление оставшихся гарнизонов крестоносцев. В 1268 году он осадил Антиохию , захватив город 18 мая. Бейбарс пообещал сохранить жизни жителей, но он нарушил свое обещание и приказал снести город, убив или поработив большую часть населения после капитуляции. [ 42 ] что привело к падению Антиохийского княжества . Резня мужчин, женщин и детей в Антиохии «была величайшей резней за всю эпоху крестовых походов». [ 43 ] Священникам перерезали глотки в церквях, а женщин продавали в рабство. [ 44 ]
Затем он продолжил путь в Яффу , принадлежавшую Гаю, сыну Иоанна Ибелина. Яффо пал под Бейбарсом 7 марта после двенадцати часов боя; большинство жителей Яффо были убиты, но Бейбарс позволил гарнизону остаться невредимым. [ 45 ] После этого он завоевал Ашкалон и Кесарию .
Союз с Золотой Ордой
[ редактировать ]Бейбарс активно поддерживал тесные связи с Берке , ханом Золотой Орды. [ 46 ] В частности, было зафиксировано, что он тепло принял первые двести солдат из Золотой Орды, где Бейбарс убедил их принять ислам, одновременно наблюдая за растущей враждой между ханом Золотой Орды и Хулагу. [ 46 ] Бейбарс, который в это время только что разгромил Хулагу, немедленно отправил к Берке посланника, чтобы сообщить последнему об этом. Затем, как только Берке принял ислам, он отправил посла в Египет, чтобы сообщить новости по этому поводу, а позже Бейбарс привел еще народы из Золотой Орды для отправки в Египет, где они также приняли ислам. [ 46 ]
Примерно в период с октября по ноябрь 1267 года, или около 666 сафара года хиджры , Бейбарс написал соболезнования и поздравления новому хану Орды Золотой Менгу-Тимуру , призывая его к борьбе с Абакой . Бейбарс продолжал вести теплую переписку с Золотой Ордой, особенно с генералом Менгу Тимура Нокаем , который в отличие от Менгу Тимура очень сотрудничал с Бейбарсом. Предполагается, что эта близость возникла не только из-за религиозной связи (поскольку Нокай был мусульманином, в отличие от своего хана), но и потому, что Нокай не очень любил Менгу-Тимура. Однако Бейбарс был прагматичен в своем подходе и не хотел ввязываться в сложные интриги внутри Золотой Орды, поэтому вместо этого он оставался рядом как с Менгу Тимуром, так и с Нокаем. [ 47 ]
Продолжение кампании против крестоносцев
[ редактировать ]30 марта 1271 года, после того как Бейбарс захватил меньшие замки в этом районе, в том числе Шастель-Блан , он осадил Крак де Шевалье, удерживаемый госпитальерами . Крестьяне, жившие в этом районе, в целях безопасности бежали в замок и содержались во внешней палате. Как только прибыл Бейбарс, он начал возводить мангонели — мощные осадные орудия, которые он направит на замок. По сообщению Ибн Шаддада , через два дня первая линия обороны была захвачена осаждающими; он, вероятно, имел в виду обнесенный стеной пригород за пределами входа в замок. [ 48 ] После десятидневного затишья осаждающие передали гарнизону письмо, предположительно от Великого магистра рыцарей-госпитальеров в Триполи Хьюга де Ревеля , в котором давалось разрешение на сдачу. Гарнизон капитулировал, и султан сохранил им жизни. [ 48 ] Новые владельцы замка провели ремонт, сосредоточив внимание в основном на внешней палате. [ 49 ] Часовню госпитальеров переоборудовали в мечеть два михраба . , а к интерьеру добавили [ 50 ]
Затем Бейбарс обратил свое внимание на Триполи, но прервал осаду там, чтобы заключить перемирие в мае 1271 года. Падение Антиохии привело к короткому Девятому крестовому походу , возглавляемому принцем Англии Эдуардом , который прибыл в Акру в мае 1271 года и предпринял попытку объединиться с монголами против Бейбарса. Поэтому Бейбарс объявил перемирие с Триполи, а также с Эдуардом, которому все равно так и не удалось захватить у Бейбарса какую-либо территорию. По некоторым данным, Бейбарс пытался убить Эдварда с помощью яда, но Эдвард пережил покушение и вернулся домой в 1272 году.
Кампания против Макурии
[ редактировать ]
В 1265 году армия мамлюков якобы совершила набег на Макурию на юг до Донголы. [ 51 ] одновременно расширяясь на юг вдоль африканского побережья Красного моря, создавая тем самым угрозу нубийцам. [ 52 ] В 1272 году царь Давид двинулся на восток и напал на портовый город Айдхаб . [ 53 ] расположен на важном пути паломничества в Мекку . Нубийская армия разрушила город, нанеся «удар в самое сердце ислама». [ 54 ] Это положило начало вмешательству мамлюков в дела Нубии на несколько десятилетий . [ 55 ] В ответ была отправлена карательная мамлюкская экспедиция, но дальше второго водопада она не прошла. [ 56 ] Три года спустя макурианцы напали и разрушили Асуан. [ 53 ] но на этот раз Бейбарс ответил хорошо оснащенной армией, отправившейся из Каира в начале 1276 года. [ 54 ] в сопровождении двоюродного брата царя Давида по имени Машкуда [ 57 ] или Шеканда. [ 58 ] Мамлюки разгромили нубийцев в трех битвах при Гебель-Адде, Мейнарти и, наконец, в битве при Донголе . Давид бежал вверх по течению Нила, в конце концов войдя в Аль-Абваб на юге. [ 59 ] которая, ранее бывшая самой северной провинцией Алодии, к этому периоду стала собственным королевством. [ 60 ] Однако король аль-Абваба передал Давида Бейбарсу, который казнил его. [ 61 ]
Затем Бейбарс завершил свое завоевание Нубии, включая средневековую нижнюю Нубию , которой правил Бану Канц . По условиям соглашения нубийцы теперь должны были платить дань джизью , а взамен им было разрешено сохранять свою религию, находясь под защитой исламского закона как « Люди Книги »; им также было разрешено продолжать управлять королем из местной королевской семьи, хотя этот король был выбран лично Бейбарсом, а именно макурским дворянином по имени Шаканда. [ 62 ] На практике это означало превращение Мукурии в вассальное королевство. [ 63 ] фактически положив конец статусу Мукурии как независимого королевства.
Дальнейшая кампания против Ильханата
[ редактировать ]В 1277 году Бейбарс вторгся в сельджукский султанат Рум , который тогда контролировался монголами -ильханатами . Он разбил армию Ильханата в битве при Эльбистане. [ 64 ] и захватил город Кайсери . Сам Бейбарс с небольшим отрядом отправился на борьбу с правым флангом монголов, обстреливавшим его левое крыло. [ 65 ] Бейбарс приказал отряду армии из Хамы усилить свой левый фланг. Большое количество мамлюков смогло сокрушить силы монголов, которые вместо того, чтобы отступить, спешились со своих лошадей. Некоторым монголам удалось бежать и занять позиции на холмах. Попав в окружение, они снова спешились и сражались насмерть. [ 65 ] [ 66 ] Во время празднования победы Бейбарс сказал: «Как я могу быть счастливым? Раньше я думал, что я и мои слуги победим монголов, но мое левое крыло было ими разбито. Только Аллах помог нам». [ 67 ]
Возможность создания новой монгольской армии убедила Бейбарса вернуться в Сирию, поскольку он находился далеко от своих баз и линий снабжения. Когда армия мамлюков вернулась в Сирию, командир авангарда мамлюков Изз ад-Дин Айбег аль-Шайхи перешел на сторону монголов. Перван отправил Бейбарсу письмо с просьбой отложить отъезд. Бейбарс отчитал его за то, что он не помог ему во время битвы при Эльбистане. Бейбарс сказал ему, что отправляется в Сивас, чтобы ввести Первана и монголов в заблуждение относительно своего истинного пункта назначения. Бейбарс также послал Тайбарса аль-Вазири с отрядом совершить набег на армянский город Ар-Руммана, жители которого ранее укрывали монголов. [ 68 ]
Смерть
[ редактировать ]
Бейбарс умер в Дамаске 1 июля 1277 года, когда ему было 53 года. Его кончина стала предметом некоторых академических спекуляций. Многие источники сходятся во мнении, что он умер от употребления отравленного кумыса , предназначавшегося для другого человека. Другие источники предполагают, что он мог умереть от раны во время предвыборной кампании или от болезни. [ 69 ] Он был похоронен в библиотеке Аз-Захирии в Дамаске. [ 70 ]
Семья
[ редактировать ]Султан Бейбарс женился на знатной даме из Триполи (современный Ливан) по имени Аиша аль-Бушнатия, представительница известной арабской семьи. Аиша была воином, сражавшимся с крестоносцами вместе со своим братом-лейтенантом Хасаном. Она встретила султана Бейбарса после того, как он разбил лагерь в Триполи во время осады. [ нужна ссылка ] У них были недолгие отношения, после чего они поженились. Существуют противоречивые истории о том, вернулась ли Аиша с Бейбарсом в Египет или приняла мученическую смерть в Триполи. [ нужна ссылка ]
Одной из жен Байбара была дочь амира Сайф ад-Дина Ногай ат-Татари. [ 71 ] Другой женой была дочь амира Сайф ад-Дина Гирея ат-Татари. [ 71 ] Другой женой была дочь Амира Сайф ад-Дина Таммаджи. [ 71 ] Другой женой была Илтутмиш Хатун. [ 72 ] Она была дочерью Барка-хана, бывшего эмира Хорезми. Она была матерью его сына Аль-Саида Бараки . [ 73 ] Она умерла в 1284–1285 годах. [ 72 ] Другой женой была дочь Кармун-ага, монгольского эмира. [ 74 ] У него было три сына аль-Саид Барака , Соламиш и Хизир. [ 71 ] У него было семь дочерей; [ 71 ] одну из них звали Тидкарбай хатун. [ 75 ]
Наследие
[ редактировать ]Будучи первым султаном Бахри- Мамлюков династии , Бейбарс совершил меритократическое восхождение в ряды общества мамлюков, где он командовал войсками мамлюков в решающей битве при Айн-Джалуте в 1260 году, отразив монгольские войска из Сирии. [ 76 ] Хотя в мусульманском мире на протяжении веков его считали национальным героем, а на Ближнем Востоке и в Казахстане до сих пор считают таковым, в христианском мире того времени Бейбарса порицали за его успешные кампании против государств крестоносцев . Рыцарь -тамплиер , сражавшийся в Седьмом крестовом походе, сетовал:
Гнев и печаль поселились в моем сердце... так прочно, что я едва осмелюсь остаться в живых. Похоже, Бог желает поддержать турок в нашей утрате... ах, Господи Боже... увы, царство Востока потеряло так много, что никогда больше не сможет восстать. Они сделают мечеть монастыря Святой Марии, и поскольку воровство нравится ее Сыну, который должен плакать об этом, мы также вынуждены подчиниться ... Любой, кто хочет сражаться с турками, безумен, потому что Иисус Христос не сражается их больше нет. Они победили, они победят. Ибо каждый день они гонят нас вниз, зная, что Бог, который проснулся, теперь спит, а Мухаммед становится могущественным.
— [ 77 ]
Бейбарс также сыграл важную роль в привлечении монголов в ислам . [ 46 ] Он установил прочные связи с монголами Золотой Орды и предпринял шаги для того, чтобы монголы Золотой Орды отправились в Египет . Приход монгольской Золотой Орды в Египет привел к принятию ислама значительным количеством монголов. [ 78 ]
Военное наследие
[ редактировать ]Бейбарс был популярным правителем в мусульманском мире, который победил крестоносцев в трех кампаниях и монголов в битве при Айн-Джалуте , которую многие ученые считают имеющей большое макроисторическое значение. Для поддержки своих военных кампаний Бейбарс ввел в эксплуатацию арсеналы, военные корабли и грузовые суда. Он также, возможно, был первым, кто применил на войне ручные пушки взрывного действия в битве при Айн-Джалуте. [ 79 ] [ 80 ] Его военная кампания также распространилась на Ливию и Нубию .
Культура и наука
[ редактировать ]Он также был эффективным администратором и интересовался созданием различных инфраструктурных проектов, таких как установленная система ретрансляции сообщений, способная доставлять сообщения из Каира в Дамаск за четыре дня. Он построил мосты, ирригационные и судоходные каналы, улучшил гавани и построил мечети. Он был покровителем исламской науки , например, поддерживал медицинские исследования своего врача арабского Ибн ан-Нафиса . [ 81 ] В качестве свидетельства особых отношений между исламом и кошками Бейбарс оставил кошачий сад в Каире в качестве вакфа , обеспечивая каирских кошек едой и приютом. [ 82 ]
Его мемуары записаны в «Сират аз-Захир Байбарс» («Жизнь аз-Захира Байбарса»), популярном арабском романе, в котором описываются его сражения и достижения. Он имеет героический статус в Казахстане , а также в Египте , Палестине , Ливане и Сирии .
Аль-Мадрасса аль-Захирия — школа, построенная рядом с его мавзолеем в Дамаске . [ нужна ссылка ] Библиотека Аз-Захирии по сей день хранит множество рукописей по различным отраслям знаний.
См. также
[ редактировать ]- Аблак
- Династия Бахри
- Комания
- Просто люди
- Кипчакский народ
- Мечеть аль-Захир Бейбарс
- Сират аль-Захир Байбарс
- Район Сайида Зайнаб
Примечания
[ редактировать ]- ^ аль-Малик аль-Захир Рукн ад-Дин Байбарс аль-Бундукдари
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фюсс, Альбрехт (2018). «Султаны с рогами: политическое значение головных уборов в Империи мамлюков (MSR XII.2, 2008)» (PDF) . Обзор мамлюкских исследований . 12 (2): 76, 84, рис. 5. doi : 10.6082/M100007Z .
- ^ Приключения англичан: язык и литература в постколониальном глобализированном мире, Икрам Ахмед Эльшериф, Пирс Майкл Смит. 2014. Часть I; Глава 2, стр. 18.
- ^ «Бейбарс I» . Британника . 15 февраля 2024 г.
- ^ Новая Британская энциклопедия, Macropaedia, HH Berton Publishers, 1973–1974, стр.773/том 2
- ^ История монгольских завоеваний, Дж. Дж. Сондерс, стр. 115
- ^ Jump up to: а б Эгнар Зейтлиан Ватенпау (2004). Образ османского города: имперская архитектура и городской опыт Алеппо в XVI и XVII веках . Брилл. п. 198. ИСБН 90-04-12454-3 .
- ^ Кэролайн Уильямс (2008). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство; Новое исправленное издание . Американский университет в Каире Press. п. 185. ИСБН 9789774162053 .
- ^ Петри, Карл Ф. (2022). Мамлюкский султанат . Издательство Кембриджского университета. п. 13. ISBN 978-1-108-47104-6 .
- ^ Найл Кристи (2014). Мусульмане и крестоносцы: христианские войны на Ближнем Востоке, 1095–1382 гг., Из исламских источников . Семинарские исследования (первое изд.). Рутледж. п. 121, табличка 8. ISBN 9781138022744 .
- ^ Бартлетт, Всемирный банк (15 октября 2021 г.). Падение христианского мира: Дорога в Акру 1291 г. Эмберли Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-4456-8418-5 . «Его описывали как высокого человека с сильным голосом, смуглой кожей и голубыми глазами.
- ^ «Энциклопедия ислама, ТРИ — Брилл» . referenceworks.brillonline.com . «Бейбарс описывается как высокий мужчина с широкой грудью и плечами, стройными ногами, мощным голосом, смуглой кожей и голубыми глазами».
- ^ Торау, Питер (1992). Султан Бейбарс Первый из Египта . Лонгман. п. 28. ISBN 978-0-582-06823-0 .
- ^ Холт, ПМ (2014) [1986]. Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с одиннадцатого века до 1517 года . Рутледж. п. 90. ИСБН 978-1-317-87152-1 .
По происхождению он был тюрком-кипчаком с территории, лежащей к северу от Черного моря. Когда монголы завоевали этот регион около 1241 года, люди Бейбарса бежали через Черное море и искали убежища у тюркского вождя в Анатолии, который оказался вероломным и напал на беглецов огнем и мечом. Бейбарс был среди пленников. Ему было тогда около четырнадцати лет, и его путь на юг можно проследить через невольничьи рынки Сиваса, Алеппо, Дамаска и Хамы.
- ^ Торау, Питер (2010). «Бейбарс I, аль-Малик аль-Захир Рукн ад-Дин». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . Брилл. ISBN 9789004161658 .
Бейбарс описывается как высокий мужчина с широкой грудью и плечами, стройными ногами, мощным голосом, смуглой кожей и голубыми глазами. Вероятно, он родился около 625/1227–1228 гг. в южнорусских степях как член кипчакско-турецкой группы. В четырнадцать лет он стал рабом. Некоторое время спустя амир Айдакин аль-Бундукдар купил его в Хамате (Хама).
- ^ Фрай, К. Джордж (1998). «Бейбарс I» . В Мэгилле, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (ред.). Словарь мировой биографии: Средние века . Рутледж. п. 124. ИСБН 978-1-57958-041-4 .
Бейбарс I, аль-Малик аз-Захир Рукн ак-Дин Бейбарс ас-Салихи, родился около 1223 года на территории нынешней южной России. Член племени тюрков-кипчаков, жившего на северном берегу Черного моря, Варварс стал жертвой монгольского нашествия на родной регион в конце 1230-х годов. К четырнадцати годам Бейбарс стал военнопленным; его продали на невольничьем рынке в Сивасе, Анатолия.
- ^ Амитай, Реувен (2006). «Бейбарс I, мамлюкский султан» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 101. ИСБН 978-0-415-96690-0 .
Бейбарс родился около 1220 года нашей эры среди тюрков-кипчаков, живших в степном регионе к северу от Черного моря. Спасаясь от монгольских нашествий в этом районе в 1241–1242 годах, Бейбарс и его семья переехали в Анатолию. Там Бейбарс был схвачен и попал на невольничий рынок Дамаска.
- ^ Раби, Хасанейн Мухаммад. «Бейбарс I | Мамлюкский султан Египта и Сирии» . Британника . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рэнульф Файнс (2019). Элита: История спецназа – от древней Спарты до войны с террором . Саймон и Шустер. п. 64. ИСБН 978-1-4711-5664-9 .
- ^ Дмитрий Коробейников (2008), «Разбитое зеркало: мир кыпчаков в тринадцатом веке», во Флорине Курте; Роман Ковалев (ред.), Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы , Лейден: Брилл, стр. 379–412 .
- ^ Надер Джамиль Джума (2020). Мухий ад-Дин ибн Араби » (на арабском языке и его юридические заключения в книге «аль-Футухат аль-Маккийя ) (1-е изд.). Ливан : Дар аль-Кутуб аль-Ильмийя . п. 86. ИСБН 9782745192783 – через Google Книги .
Аль-Захир Бейбарс: Рукн ад-Дин Абу аль-Футух Бейбарс аль-Турки аль-Бундукдари, тогдашний аль-Салихи, правитель Египта и Леванта, родился примерно в возрасте шестисот двадцати лет. Он был храбрым человеком. храбрый рыцарь, отважный моджахед, пользующийся большим авторитетом, подававший пример своей храбрости. У него были хорошие дни и знаменитые завоевания в исламе. Шейх Мухиддин Ибн Араби разрешил ему рассказывать все свои произведения. Он умер в 676 году хиджры. Аль-Шарани упомянул его среди учеников Ибн Араби.
- ^ Лорд Жуанвили, 110, часть II.
- ^ Асли, с. 49.
Скип Нокс, Египетская контратака, Седьмой крестовый поход . - ↑ По словам Мэтью Пэрис, удалось спастись только двум тамплиерам, одному госпитальеру и одному «презренному человеку». Мэтью Пэрис, Крестовый поход Людовика IX , с. 14/ Том. 5.
- ^ Рансиман, Стивен, История крестовых походов, том третий: Королевство Акра и поздние крестовые походы , издательство Кембриджского университета, Лондон, 1951, стр. 272–273.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 326.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 331.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 332.
- ^ Хамфрис 1977 , с. 348.
- ↑ Историю причастности Бейбарса к убийству разные историки рассказывали по-разному. Согласно одному сообщению, убийцы убили Кутуза, когда он помогал Бейбарсу (Аль-Макризи и Ибн-Тагри). В другом, из источника Айюбидов, Кутуз подавал кому-то руку, когда Бейбарс ударил его мечом по спине (Абу-Аль-Фида). В третьем сообщении упоминается, что Бейбарс пытался помочь Кутузу в борьбе с убийцами (О. Хасан). По словам Аль-Макризи, эмирами, нанесшими удар по Кутузу, были Бадр ад-Дин Бактут, Эмир Онс и Эмир Бахадир аль-Муиззи. (Аль-Макризи, стр.519/том 1)
- ^ МакГенри, Роберт. Новая Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Inc., 1993. Бейбарс.
- ^ Jump up to: а б с аль-Мадиди, Хасд; Абдул Мухаммад, Савади; Абдул Кадир ан-Нури, Дурайд. История арабского мира и крестовых походов . Издательство Мосульского университета, 1981 . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Макризи (ал-), Таки ад-Дин Ахмад ибн Али (1956). Зиада (аз-Зияда), Мухаммад Мустафа (ред.). Китаб аль-Сулук ли-Марифат Дувал аль-Мулук (на арабском языке). Том. 2. Каир: Ладжнат ат-Талиф.
- ^ . Али б. Махмуд б. Мухаммад б. `Умар б. Шаханшах б. Айюб б. Шади б. Марван, Исмаил Абу Феда. Краткая история человечества (Аль-Мухтасар фи Ахбар Тарих аль-Мухтасар фи Ахбар аль-Башар) (PDF) . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Рансиман, Стивен (1987). История крестовых походов: Королевство Акра и поздние крестовые походы со ссылкой на султанов Магриси, I, i, стр. 116; Абу аль-Фида, стр. 145–50; Бар Гебреус с. 439 . Архив Кубка. п. 316. ИСБН 9780521347723 .
- ^ Далримпл, Уильям (3 апреля 1989 г.). В Ксанаду . Книги Пингвинов Индия. ISBN 9780143031079 . Проверено 3 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Родни Старк, «Божьи батальоны», 2009, с. 230
- ^ Лок, Питер (15 апреля 2013 г.). Путешественник Рутледжа по крестовым походам . Рутледж. ISBN 9781135131449 – через Google Книги.
- ^ «Крестоносцы на Востоке» . Архив Кубка. 11 ноября 1907 г. - через Google Книги.
- ^ Зима, Майкл; Леванони, Амалия (3 апреля 2018 г.). Мамлюки в египетской и сирийской политике и обществе . БРИЛЛ. ISBN 978-9004132863 . Проверено 3 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Клод Мутафян , стр.60
- ^ Бурнотян, Краткая история армянского народа , с. 101
- ^ «Институт Гудзона > Американский прогноз > Подробности статьи об американском прогнозе» . Архивировано из оригинала 29 января 2006 года.
- ^ Томас Ф. Мэдден, Краткая история крестовых походов (3-е изд. 2014 г.), стр. 168
- ^ Мэдден, выше , стр. 168.
- ^ Поздние крестовые походы, 1189–1311 гг . Университет Висконсин Пресс. 1969. с. 557. ИСБН 9780299048440 .
- ^ Jump up to: а б с д Томас Уокер Арнольд (1896). «8». Проповедь ислама. История распространения мусульманской веры . А. Констебль и компания; Гарвардский университет. п. 192 . Проверено 26 ноября 2023 г.
История распространения мусульманской веры сэра Томаса Уокера Арнольда. мужчин, наблюдая растущую вражду между... Бейбарсом, который убедил их принять ислам.1 Сам Бейбарс воевал с Хулагу, которого он недавно...
- ^ Ф. Бродбридж, Энн (2008). Царственная власть и идеология в исламском и монгольском мирах Кембриджские исследования исламской цивилизации . Издательство Кембриджского университета. п. 59. ИСБН 9780521852654 .
- ^ Jump up to: а б Кинг 1949 , стр. 88–92.
- ^ Кинг 1949 , с. 91
- ^ Фолда, Френч и Купель 1982 , с. 179
- ^ Вернер 2013 , с. 117, примечание 16.
- ^ Хост 2005 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2013 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Ведущий 2005 , с. 95.
- ^ Ховард, Джонатан (2011). Крестовые походы: история одной из самых эпических военных кампаний всех времен . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521209816 .
- ^ Seignobos 2016 , с. 554.
- ^ Seignobos 2016 , с. 554, примечание 2.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 244.
- ^ Вернер 2013 , стр. 120–122.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 254.
- ^ Вернер 2013 , стр. 122–123.
- ^ Харейр, Мбайе, Идрис, Равана (2011). Распространение ислама по всему миру ЮНЕСКО. п. 300. ИСБН 9789231041532 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хопкинс.Питер (3 июня 2014 г.). Кенана Справочник Судана . Рутледж. ISBN 9781136775260 . Проверено 3 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Кастрицис 2013 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Ибн Тагри, Аль-Захир Байбарс
- ^ Аль-Макризи, с. 99/т.2
- ^ Реувен Амитай Пресс, Мамлюк-Ильханидская война 1260–1281 гг.
- ^ Амитай-Прейсс 2004 , с. 175.
- ^ Янг, Робин (2007). Крестовый поход . Даттон. п. 484 . ISBN 9780525950165 .
- ^ «Медресе Захирия и мавзолей султана аз-Захира Бейбарса» . Архивировано из оригинала 8 января 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Аккуша Йигит, Фатма (20 апреля 2016 г.). «Исследование моногамии и полигамии в мамлюкском дворе» (PDF) . Журнал международных социальных исследований . 9 (43). Журнал международных социальных исследований: 557. doi : 10.17719/jisr.20164317631 . ISSN 1307-9581 .
- ^ Jump up to: а б Карам, Амина (22 мая 2019 г.). «Женщины, архитектура и представительство в мамлюкском Каире» . АУК ДАР Домой . стр. 20, 21. Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Проверено 22 декабря 2021 г.
- ^ Зима, М.; Леванони, А. (2004). Мамлюки в египетской и сирийской политике и обществе . Средневековые средиземноморские народы, экономика и культура, 400–1500 гг. Брилл. п. 391. ИСБН 978-90-04-13286-3 .
- ^ Клиффорд, WW; Конерманн, С. (2013). Формирование государства и структура политики в мамлюкском Сиро-Египете, 648–741 гг . Хиджры/1250–1340 гг. н.э. Мамлюкские исследования. ВиР Юнипресс. п. 105. ИСБН 978-3-8470-0091-4 .
- ^ Папас, А. (2020). Суфийские институты . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Брилл. п. 33. ISBN 978-90-04-39260-1 .
- ^ 100 решающих битв: с древних времен до наших дней . Пол К. Дэвис, стр. 141
- ^ Ховарт 1982 , с. 223.
- ^ Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры, Томас Уокер Арнольд, стр. 192
- ^ Ахмад И. Хасан , Состав пороха для ракет и пушек в арабских военных трактатах тринадцатого и четырнадцатого веков. Архивировано 26 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Древние открытия, Серия 12: Машины Востока , History Channel , 2007 ( Часть 4 и Часть 5 )
- ^ Альберт З. Искандар, «Ибн ан-Нафис», в Хелейн Селин (1997), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Kluwer Academic Publishers , ISBN 0-7923-4066-3 .
- ^ Филд, Джон Эдвард (2009). Энциклопедия ислама Издательство информационной базы. ISBN 978-1438126968 .
Источники
[ редактировать ]- Амитай-Прейсс, Реувен (2004), Монголы и мамлюки: Война мамлюков и Ильханидов, 1260–1281 гг. , Cambridge University Press, ISBN 9780521522908
- Кинг, DJ Кэткарт (1949), «Взятие Ле Крака де Шевалье в 1271 году» , Antiquity , 23 (90): 83–92, doi : 10.1017/S0003598X0002007X , S2CID 164061795 , заархивировано из оригинала 23 декабря 2012 г.
- Газда, М. (2005). «Вторжения мамелюков в Нубию в 13 веке. Некоторые мысли о политических взаимоотношениях на Ближнем Востоке». Гданьские африканские репортажи . 3 . Гданьский археологический музейГданьский археологический музей. ISSN 1731-6146 .
- Ховарт, Стивен (1982), Тамплиеры , Нью-Йорк: Marboro Books
- Хамфрис, Р. Стивен (1977), От Саладина до монголов: Айюбиды Дамаска, 1193–1260 , Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, ISBN 0-87395-263-4
- Фолда, Ярослав ; Френч, Памела; Купель, Пьер (1982), «Фрески крестоносцев в Крак-де-Шевалье и замке Маркаб», Dumbarton Oaks Papers , 36 , Dumbarton Oaks, Попечители Гарвардского университета: 177–210, doi : 10.2307/1291467 , JSTOR 1291467
- Сеньобос, Робин (2010). «Граница между Билад аль-Исламом и Билад ан-Нубой: проблемы и неясности неподвижной границы (7-12 века)» . Африка (на французском языке). дои : 10.4000/afriques.800 .
- Сеньобос, Робин (2016). «Список нубийских завоеваний Бейбарса по данным Ибн Шаддада (1217–1285)» (PDF) . В А. снега; А. Облуский; И. Зыч (ред.). Египет и Христианская Нубия. Юбилейный том Влодзимежа Годлевского по случаю его 70-летия (на французском языке). Польский центр средиземноморской археологии. стр. 100-1 553–577. ISBN 9788394228835 .
- Кастрицис, Димитрис (2013). «Исторический эпос «Ахваль-и Султан Мехмед» (Сказания о султане Мехмеде) в контексте ранней османской историографии». Написание истории при Османском дворе: редактирование прошлого, формирование будущего . Издательство Университета Индианы.
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви . Лит.
- Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила . Британский музей. ISBN 0714119474 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья Байбарса из Энциклопедии Востока
- Байбарс в «Краткой Британнике» онлайн
- Медресе аль-Захирия и мавзолей Бейбарса
- Краткая статья в Колумбийской энциклопедии
- Обширная статья на арабском языке о Бейбарсе
- Краткая биография
- Левцион, Неемия ; Пауэлс, Рэндалл, ред. (2000), История ислама в Африке , Издательство Университета Огайо , ISBN 0821444611
- Кресвелл, KAC (1926). «Работы султана Бибарса аль-Бундукдари в Египте [авек 31 планш]» . БИФАО . 26 : 129–193. дои : 10.3406/bifao.1926.1832 . S2CID 267765212 .
- Мусульмане Седьмого крестового похода
- Мусульмане крестового похода лорда Эдварда
- Средневековая история Палестины
- 1223 рождения
- 1277 смертей
- Генералы средневекового исламского мира
- Бахри Султанс
- Половцы
- Мамлюкские султаны XIII века
- Персонажи «Тысячи и одной ночи»
- Кипчаки XIII века
- Сторонники Ибн Араби
- Рабы 13 века