Jump to content

Комания

(Перенаправлено с Дешт-и Кипчак )
Половецко-Кыпчакская Конфедерация
Дашт-и Кипчак
10 век – 1241 г.
Кумания (Дашт-и Кипчак) ок. 1200
Кумания (Дашт-и Кипчак) ок. 1200
Половцы по отношению к основным государствам Центральной Азии c. 1000
Статус Ханство
Капитал Сарай
Общие языки Кыпчакские языки
(включая Только )
Религия
Tengrism , Christianity , Islam
Демон(ы) Просто , Кипчак
История  
• Учредил
10 век
• Упразднено
1241
Предшественник
Преемник
Кимекско-Кипчакская конфедерация
Хазария
Золотая Орда

Название Кумания возникло как латинский экзоним половецко -кипчакской конфедерации , которая представляла собой племенную конфедерацию в западной части Евразийской степи между 10 и 13 веками. доминировали В конфедерации два тюркских кочевых племена: половцы (известные также как половцы или фольбаны ) и кипчаки . Кумания была известна в исламских источниках как Дашт-и Кипчак , что означает «Степь кипчаков»; или «Кипчакские равнины» на персидском языке. [ 1 ] и аль-Куманийин на арабском языке. [ 2 ] [ 3 ] В русских источниках Кумания упоминается как «Половецкая степь » ( Половецкая ступень ) или «Половецкая равнина » ( Поле Половецкое ). [ 4 ]

Другое, более организованное образование, которое позже было известно как Золотая Орда, также упоминалось как «Комания» армянским летописцем Хетумом (Хейтоном) из Корикоса . [ 5 ] : 38  «Кумания» также была источником названий или альтернативных названий для нескольких более мелких территорий, некоторые из которых географически не связаны с территорией федерации, на которых поселились половцы и / или кипчаки, например, исторический регион Кунсаг в Венгрии, и бывшая Куманская епархия Румынии и Венгрии). Хетум из Корикоса описал Куманию как «совершенно плоскую и без деревьев». [ 5 ] : 38  Ибн Баттута сказал о Кумании: «Эта пустыня зеленая и травянистая, без деревьев и холмов, высоких или низких… по этой пустыне можно путешествовать только на повозках». Современник Баттуты Хамдаллах Мустауфи уточнил:

«Это страна шестого климата, ее равнины предлагают отличные пастбища... но здесь мало домов, городов и деревень. Большинство жителей - кочевники равнины ... Большая часть земель здесь представляет собой болота... пастбища, однако, превосходны, лошади и крупный рогатый скот многочисленны, и население по большей части существует за счет их продуктов. Климат холодный, а вода поступает из источников и колодцев». [ 5 ] : 40 

История и политические взаимодействия

[ редактировать ]
Казахская тамга племени кыпчаков.

К XI и XII векам возникла кочевая конфедерация половцев и (восточных) кипчаков (которые представляли собой отдельное племя, с которым половцы создали конфедерацию, хотя другие источники говорят, что половцы и кипчаки - это просто разные названия одного и того же племени). [ 6 ] ) были доминирующей силой на огромных территориях, простиравшихся от современного Казахстана , юга России, Украины до южной Молдавии и восточной Валахии на территории современной Румынии. Учитывая кочевой образ жизни этих народов, эти границы можно считать лишь приблизительными; следовательно, с течением времени существовали различные определения того, что означала Кумания. В зависимости от своего региона и своего времени разные источники использовали каждый свое видение для обозначения разных участков огромной половецкой территории: в византийских , русских, грузинских , армянских , персидских и мусульманских источниках Кумания означала Понтийскую степь , то есть степи, к северу от Черного моря и на его восточной стороне вплоть до Каспийского моря , где низменности между реками Днепр , Волга , Урал и Иртыш были благоприятны для кочевого образа жизни половцев. Позже, в течение короткого периода времени, в западных источниках Кумания также называлась территорией в восточной Валахии и на юге Украины (с центром на низменностях Буджак и равнина Бараган ), относящаяся к области, где произошел первый контакт между половцами и западными христианами и где позже половцы региона приняли католицизм.

Используя традиционное тюркское присвоение цветов по сторонам света, Белая Кумания раньше располагалась на западе и, возможно, обозначала восточную Валахию, тогда как Черная Кумания располагалась к северу от нее и, возможно, обозначала Молдавию.

Статуя половецко-кыпчакского воина с вырезанным у ног музыкальным инструментом (слева). Симферопольский музей, Крым, Украина. [ 7 ]

Как и во многих других крупных кочевых евразийских конфедерациях, этноним «половцы» (имея в виду жителей Кумании) обозначал разные этнические реалии. Хотя основным компонентом, вероятно, были тюркоязычные племена, в состав конфедерации входили и другие этнические компоненты. Кумания была прежде всего политическим названием, относящимся к ведущему интегрирующемуся племени или клану конфедерации или государства. Половцы, когда они впервые появляются в письменных источниках, являются членами конфедерации независимо от своего племенного происхождения. Прежние племенные названия исчезли, когда рассматриваемое племя стало частью политической единицы. Например, когда мы слышим о вторжении половцев, это означает, что некоторые племена половецкой конфедерации приняли участие в военном предприятии. В своей «Истории монголов» персидский историк Рашид-ад-Дин Хамадани упоминает Куманию около 1236–1237 годов, во время монгольского нашествия Мункэ , будущего Великого хана Монгольской империи. Среди прочих он упоминает кипчаков, тюркоязычных Асы (вероятно, то же, что и позднее яссское племя) и «караулаги» (черные, т.е. «с севера», влахи ). [ 8 ]

Статуя половцев/кипчаков, 12 век, Луганск
Куманские статуи. Московский государственный исторический музей.

Обширная территория этого половецко-кипчакского царства, состоящая из слабо связанных между собой племенных единиц, являвшихся военной доминирующей силой, никогда не была политически объединена сильной центральной властью. Кумания не была ни государством, ни империей, а представляла собой различные группы под властью независимых правителей или ханов, которые действовали по собственной инициативе, вмешиваясь в политическую жизнь окружающих государств: русских княжеств, Болгарии , Византии и валашских государств на Балканах. , Армения и Грузия (см. Кипчаки в Грузии ) на Кавказе и Хорезм , дойдя до того, что создали мощную касту воинов мамлюков , служащих арабским мусульманам и турецким халифам и султанам.

На Балканах мы находим половцев в контакте со всеми государственными образованиями того времени, сражавшимися с Венгерским королевством в союзе с болгарами и валахами против Византийской империи. Например, Токомерий , по имени, по-видимому, половецкий военачальник (также известный как Тихомир , возможно, он был болгарским дворянином), возможно, был первым, кто объединил болгарские государства к северу от Дуная, с запада и востока Олт-Ривер , а его сын Басараб I считается первым правителем единой и независимой Валахии . Эта интерпретация соответствует общему представлению о положении румынских земель в XI веке, когда туземцы жили группами деревенских общин, объединенных в различные небольшие конфедерации, с более или менее могущественными вождями, пытавшимися создать небольшие королевства, некоторые из которых платили дань. различным в военном отношении господствующим кочевым племенам (см. Румыния в средние века ).

Эта Понтийская Кумания (и остальная часть Кумании на востоке) закончила свое существование в середине 13 века с монгольским вторжением в Европу . В 1223 году Чингисхан разгромил половцев и их русских союзников в битве при Калке (на территории современной Украины), а последний удар был нанесен в 1241 году, когда половецкая конфедерация прекратила свое существование как политическое образование, а оставшиеся половецкие племена были уничтожены. рассеялись, либо став подданными монгольских завоевателей в составе так называемой Золотой Орды , либо бежав на запад, в Византийскую империю, Болгарскую империю и Венгерское королевство .

Кумании Католическая епархия

[ редактировать ]
Герб раннего современного Кунсага

На Великой Венгерской равнине половцы дали название двум регионам, известным как Кунсаг, что по-венгерски означает Кумания: Большая Кумания ( Надькунсаг ) и Малая Кумания ( Кишкунсаг ), расположенные на Великой Венгерской равнине. Здесь половцы сохранили свой язык и некоторые этнические обычаи вплоть до современной эпохи .

Название Кумания также сохранилось как часть католической церковной структуры с «Куманской епархией», существовавшей до 1523 года на территории нынешней Румынии , спустя долгое время после того, как половцы перестали быть отдельной группой в этом районе. В Милковуле , несколькими годами ранее, в 1227 году, половец военачальник Борц принял католическое христианство от монахов-миссионеров - доминиканцев. Папа Григорий IX услышал о массовом обращении половцев и 1 июля 1227 года уполномочил Роберта, архиепископа Эстергомского , представлять его в Кумании и в соседней Земле Бродниц . Теодорих, епископ этой новой епархии, стал хранителем Доминиканского ордена в Венгерском королевстве. [ 9 ]

Статуя половцев-кипчаков, 12-13 века, Украина.

Таким образом, епархия Кумании стала частью высшего архиепископства Эстергома, что побудило короля Венгрии Белу IV добавить к нему «Rex Cumaniae» (короля Кумании). [ 10 ] к своим титулам в 1228 году, а позже предоставить убежище половцам перед лицом монгольского вторжения. Куманская, или Милковульская, епархия подчинила в Трансильвании аббатство епархии Бурзенланд, Брассо и Орбаи, а над Карпатами христиан-католиков, независимо от их этнической принадлежности , Сибиу , на то , что многие верующие под влияние несмотря попали румынские православные «псевдо» епископы ( епископ Куманорум, чья епархия существует, имеет quibusdam pseudoepiscopis Graecorum ritum tenentibus ). [ 11 ]

Итак, в тот момент венгерские и папские документы используют название Кумания для обозначения земли между восточной границей земель Сенеслава и землей Бродниц ( Бузэу , южная Вранча и южная Галац ): то есть Кумания имела в виду, более или меньше, Мунтения . В то время использование названия Кумания не следует понимать как утверждение существования половецкого государства или даже земли, населенной половецкими племенами (поскольку основная часть их либо бежала, либо была уничтожена монголами , и остальное было поглощено), а скорее Куманской епархии. С военной точки зрения, земля, составляющая Куманскую епархию, принадлежала либо Тевтонскому ордену (еще в 1222 году), либо влахам (Бродникам или валахам Сенеслава). Термин Кумания стал обозначать любого католика, подчиненного Милковульской епархии, настолько, что в некоторых случаях термины Куман и Валлах (точнее, католический Валлах, поскольку православные христиане считались раскольниками , а Папа официально не признавал их) были взаимозаменяемыми. [ 12 ]

В хартии 1247 года части этой более ранней Кумании были переданы рыцарям -госпитальерам , как и Банат Северина и румынские кнезаты Иоана и Лупу ( река Олт и Альпибус Ультрасильванис, всего Куманиам ... кроме terra Szeneslai Woiavode Olacorum ). . [ 13 ] Они с юридической точки зрения имели более низкий статус, чем государства Сенеслав (к востоку от реки Олт ) и Литовой (к западу от реки Олт), князья, которые продолжали принадлежать румынам ( quam Olacis relinquimus prout idem hactenus tenuerant ), «как будто они держали их до сих пор».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Аджиев М. Эскендерович, Кипчаки, Древняя история тюркских народов и Великой степи, Москва, 2002, стр.30.
  2. ^ Аль-Идриси (1989). Книга Нужат аль-Муштак фи’хтирак аль-Афак . Бейрут. стр. 428–429. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Рынок. Половцы . п. 5.
  4. ^ Дробный, Ярослав (2012), Половцы и кипчаки: между этнонимом и топонимом (PDF) , стр. 205–217.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с десятого по середину тринадцатого века . Лейден; Бостон: Издательство Brill . ISBN  9789004175365 . OCLC   1015991131 .
  6. ^ Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) (2 т.) . Бостон: БРИЛЛ. п. 177. ИСБН  978-90-04-39519-0 . OCLC   1111434007 .
  7. ^ Карри, Габриэла; Кристенсен, Ларс (апрель 2022 г.). Евразийские музыкальные путешествия: пять сказок . Издательство Кембриджского университета. п. 60. дои : 10.1017/9781108913805 . ISBN  978-1-108-91380-5 . S2CID   248169243 .
  8. ^ Александру Д. Ксенопол в «Истории Румена», Париж, 1896, я, 168 цитирует Рашида ад-Дина :

    В середине весны князья перешли горы, чтобы войти в страну буларов и башгирдов . Орда , шедший вправо, прошел через страну Верхних , где Базарамбам встретил его с войском, но был разбит. Боуджек пересек горы, чтобы войти в Кара-Улак , и разгромил улакский народ.

  9. Письмо Папы Григория IX:

    Епископ Григорий... привет почтенному брату... архиепископу Стригонскому, легату апостольского престола... Мы недавно получили Ваше письмо, что Иисус Христос... милостиво смотрит на народ половцев, открыл им дверь спасения в эти дни. Ибо некоторые из знатных людей этого народа достигли через вас благодати крещения, и некий князь по имени Борц из их страны вместе со всеми своими подданными желает принять христианскую веру через ваше служение. для чего он специально назначил к вам своего единственного сына вместе с братьями-проповедниками, делателями воскресной жатвы в названной земле, умоляя внимательнее, чтобы вы лично подошли к нему и его людям и указали им путь жизни... , ты был отправлен в путешествие паломничества, я был уверен, что можно будет прибыть оттуда, если ты уступишь их благочестивым желаниям, прекратив путь упомянутого паломничества, твоего любимого сына... Ты позаботился послать архидиакон Залы к нам... умоляя, чтобы мы дали вам разрешение сделать это, несмотря на вышеупомянутый обет, и... В Кумании и в соседней стране Бродник, на обращение народа которой надеются, мы соизволили бы доверить вам должность посла... Даровано Анагией II. Кэл. август В первый год нашего понтификата

  10. ^ Полный список названий был
    • Благодать Божья Венгрии
    • Далмация
    • Хорватии
    • Рим
    • Сервия
    • на французском языке
    • Лодомери
    • И король Кумании
    .
  11. Полный текст письма Папы Григория IX королю Венгрии Беле (14 ноября 1234 г.):

    В епископате половцев, как мы узнали, есть определенные народы, называемые валати, которые, хотя и считаются христианами, тем не менее под одной верой имеют различные обряды и обычаи и совершают те, которые враждебны это имя нашему... епископу половцам, существующему как местная епархия, но от некоторых псевдоепископов, держащих греческий обряд, получают все церковные таинства, а некоторые и от Венгерского королевства, оба венгры. , а также тевтонцы и другие православные переходят к ним ради пребывания с ними, и поэтому, когда для них, поскольку они стали одним народом с теми же валатисами в этом презрении, они принимают таинства как предпосылку, чтобы серьезное оскорбление ортодоксов и немалое унижение христианской веры. Чтобы, таким образом, не возникло опасностей для душ от разнообразия обрядов, мы, желая избежать такого рода опасности, чтобы у вышеупомянутых валафитов не было материала по недостатку таинств для обращения к раскольническим епископам, мы даем одного и того же епископа в наших письмах в мандатах. , что он может назначить для них католического епископа, соответствующего этой нации, путем обсуждения, предусмотренного для него в соответствии с общими статутами, депутатом совета в вышеупомянутом, который должен быть послушен и подчиняться ему во всем

    .
  12. ^ и валашской знати в Альба -Юлии , Саксонуме и Команоруме; термин половцы просто заменяет термин валлахов. В Дипломе короля Венгрии Андрея от 11 марта 1291 года упоминаются «университеты» саксонской, сикулийской
  13. ^ Текст письма

    Милостью Бога Венгрии... короля... мы собрали... от реки Олт и Ультрасильванских Альп... всю Куманию... кроме земли Сенеслая Воеводе Олакори, которую мы оставляем им, как они до сих пор владели... уже управляли, за исключением вышеупомянутой земли Сенеслая...; В год от коронации Господня XXXXXVII. III. Девятое июня. Сейчас на двенадцатом году нашего правления.

Примечания

[ редактировать ]
  • Иштван Вазари: «Полововцы и татары», Cambridge University Press, 2005;
  • Биндер Пал: «Южно-Трансильванские предшественники и последствия образования Мунтийского воеводства (13-14 вв.)» II.; Сазадок 1995, Будапешт;
  • Норман Энджелл: «Теории мира и Балканская война»; 1912.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0217c17f7952651350b094f64c14b6d__1720615800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/6d/b0217c17f7952651350b094f64c14b6d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cumania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)