Комания
Половецко-Кыпчакская Конфедерация Дашт-и Кипчак | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10 век – 1241 г. | |||||||||||
Статус | Ханство | ||||||||||
Капитал | Сарай | ||||||||||
Общие языки | Кыпчакские языки (включая Только ) | ||||||||||
Религия | Tengrism , Christianity , Islam | ||||||||||
Демон(ы) | Просто , Кипчак | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 10 век | ||||||||||
• Упразднено | 1241 | ||||||||||
|
История тюркских народов до XIV века. |
---|
Название Кумания возникло как латинский экзоним половецко -кипчакской конфедерации , которая представляла собой племенную конфедерацию в западной части Евразийской степи между 10 и 13 веками. доминировали В конфедерации два тюркских кочевых племена: половцы (известные также как половцы или фольбаны ) и кипчаки . Кумания была известна в исламских источниках как Дашт-и Кипчак , что означает «Степь кипчаков»; или «Кипчакские равнины» на персидском языке. [ 1 ] и аль-Куманийин на арабском языке. [ 2 ] [ 3 ] В русских источниках Кумания упоминается как «Половецкая степь » ( Половецкая ступень ) или «Половецкая равнина » ( Поле Половецкое ). [ 4 ]
Другое, более организованное образование, которое позже было известно как Золотая Орда, также упоминалось как «Комания» армянским летописцем Хетумом (Хейтоном) из Корикоса . [ 5 ] : 38 «Кумания» также была источником названий или альтернативных названий для нескольких более мелких территорий, некоторые из которых географически не связаны с территорией федерации, на которых поселились половцы и / или кипчаки, например, исторический регион Кунсаг в Венгрии, и бывшая Куманская епархия (в Румынии и Венгрии). Хетум из Корикоса описал Куманию как «совершенно плоскую и без деревьев». [ 5 ] : 38 Ибн Баттута сказал о Кумании: «Эта пустыня зеленая и травянистая, без деревьев и холмов, высоких или низких… по этой пустыне можно путешествовать только на повозках». Современник Баттуты Хамдаллах Мустауфи уточнил:
«Это страна шестого климата, ее равнины предлагают отличные пастбища... но здесь мало домов, городов и деревень. Большинство жителей - кочевники равнины ... Большая часть земель здесь представляет собой болота... пастбища, однако, превосходны, лошади и крупный рогатый скот многочисленны, и население по большей части существует за счет их продуктов. Климат холодный, а вода поступает из источников и колодцев». [ 5 ] : 40
История и политические взаимодействия
[ редактировать ]К XI и XII векам возникла кочевая конфедерация половцев и (восточных) кипчаков (которые представляли собой отдельное племя, с которым половцы создали конфедерацию, хотя другие источники говорят, что половцы и кипчаки - это просто разные названия одного и того же племени). [ 6 ] ) были доминирующей силой на огромных территориях, простиравшихся от современного Казахстана , юга России, Украины до южной Молдавии и восточной Валахии на территории современной Румынии. Учитывая кочевой образ жизни этих народов, эти границы можно считать лишь приблизительными; следовательно, с течением времени существовали различные определения того, что означала Кумания. В зависимости от своего региона и своего времени разные источники использовали каждый свое видение для обозначения разных участков огромной половецкой территории: в византийских , русских, грузинских , армянских , персидских и мусульманских источниках Кумания означала Понтийскую степь , то есть степи, к северу от Черного моря и на его восточной стороне вплоть до Каспийского моря , где низменности между реками Днепр , Волга , Урал и Иртыш были благоприятны для кочевого образа жизни половцев. Позже, в течение короткого периода времени, в западных источниках Кумания также называлась территорией в восточной Валахии и на юге Украины (с центром на низменностях Буджак и равнина Бараган ), относящаяся к области, где произошел первый контакт между половцами и западными христианами и где позже половцы региона приняли католицизм.
Используя традиционное тюркское присвоение цветов по сторонам света, Белая Кумания раньше располагалась на западе и, возможно, обозначала восточную Валахию, тогда как Черная Кумания располагалась к северу от нее и, возможно, обозначала Молдавию.
Как и во многих других крупных кочевых евразийских конфедерациях, этноним «половцы» (имея в виду жителей Кумании) обозначал разные этнические реалии. Хотя основным компонентом, вероятно, были тюркоязычные племена, в состав конфедерации входили и другие этнические компоненты. Кумания была прежде всего политическим названием, относящимся к ведущему интегрирующемуся племени или клану конфедерации или государства. Половцы, когда они впервые появляются в письменных источниках, являются членами конфедерации независимо от своего племенного происхождения. Прежние племенные названия исчезли, когда рассматриваемое племя стало частью политической единицы. Например, когда мы слышим о вторжении половцев, это означает, что некоторые племена половецкой конфедерации приняли участие в военном предприятии. В своей «Истории монголов» персидский историк Рашид-ад-Дин Хамадани упоминает Куманию около 1236–1237 годов, во время монгольского нашествия Мункэ , будущего Великого хана Монгольской империи. Среди прочих он упоминает кипчаков, тюркоязычных Асы (вероятно, то же, что и позднее яссское племя) и «караулаги» (черные, т.е. «с севера», влахи ). [ 8 ]
Обширная территория этого половецко-кипчакского царства, состоящая из слабо связанных между собой племенных единиц, являвшихся военной доминирующей силой, никогда не была политически объединена сильной центральной властью. Кумания не была ни государством, ни империей, а представляла собой различные группы под властью независимых правителей или ханов, которые действовали по собственной инициативе, вмешиваясь в политическую жизнь окружающих государств: русских княжеств, Болгарии , Византии и валашских государств на Балканах. , Армения и Грузия (см. Кипчаки в Грузии ) на Кавказе и Хорезм , дойдя до того, что создали мощную касту воинов мамлюков , служащих арабским мусульманам и турецким халифам и султанам.
На Балканах мы находим половцев в контакте со всеми государственными образованиями того времени, сражавшимися с Венгерским королевством в союзе с болгарами и валахами против Византийской империи. Например, Токомерий , по имени, по-видимому, половецкий военачальник (также известный как Тихомир , возможно, он был болгарским дворянином), возможно, был первым, кто объединил болгарские государства к северу от Дуная, с запада и востока Олт-Ривер , а его сын Басараб I считается первым правителем единой и независимой Валахии . Эта интерпретация соответствует общему представлению о положении румынских земель в XI веке, когда туземцы жили группами деревенских общин, объединенных в различные небольшие конфедерации, с более или менее могущественными вождями, пытавшимися создать небольшие королевства, некоторые из которых платили дань. различным в военном отношении господствующим кочевым племенам (см. Румыния в средние века ).
Эта Понтийская Кумания (и остальная часть Кумании на востоке) закончила свое существование в середине 13 века с монгольским вторжением в Европу . В 1223 году Чингисхан разгромил половцев и их русских союзников в битве при Калке (на территории современной Украины), а последний удар был нанесен в 1241 году, когда половецкая конфедерация прекратила свое существование как политическое образование, а оставшиеся половецкие племена были уничтожены. рассеялись, либо став подданными монгольских завоевателей в составе так называемой Золотой Орды , либо бежав на запад, в Византийскую империю, Болгарскую империю и Венгерское королевство .
Кумании Католическая епархия
[ редактировать ]На Великой Венгерской равнине половцы дали название двум регионам, известным как Кунсаг, что по-венгерски означает Кумания: Большая Кумания ( Надькунсаг ) и Малая Кумания ( Кишкунсаг ), расположенные на Великой Венгерской равнине. Здесь половцы сохранили свой язык и некоторые этнические обычаи вплоть до современной эпохи .
Название Кумания также сохранилось как часть католической церковной структуры с «Куманской епархией», существовавшей до 1523 года на территории нынешней Румынии , спустя долгое время после того, как половцы перестали быть отдельной группой в этом районе. В Милковуле , несколькими годами ранее, в 1227 году, половец военачальник Борц принял католическое христианство от монахов-миссионеров - доминиканцев. Папа Григорий IX услышал о массовом обращении половцев и 1 июля 1227 года уполномочил Роберта, архиепископа Эстергомского , представлять его в Кумании и в соседней Земле Бродниц . Теодорих, епископ этой новой епархии, стал хранителем Доминиканского ордена в Венгерском королевстве. [ 9 ]
Таким образом, епархия Кумании стала частью высшего архиепископства Эстергома, что побудило короля Венгрии Белу IV добавить к нему «Rex Cumaniae» (короля Кумании). [ 10 ] к своим титулам в 1228 году, а позже предоставить убежище половцам перед лицом монгольского вторжения. Куманская, или Милковульская, епархия подчинила в Трансильвании аббатство епархии Бурзенланд, Брассо и Орбаи, а над Карпатами христиан-католиков, независимо от их этнической принадлежности , Сибиу , на то , что многие верующие под влияние несмотря попали румынские православные «псевдо» епископы ( епископ Куманорум, чья епархия существует, имеет quibusdam pseudoepiscopis Graecorum ritum tenentibus ). [ 11 ]
Итак, в тот момент венгерские и папские документы используют название Кумания для обозначения земли между восточной границей земель Сенеслава и землей Бродниц ( Бузэу , южная Вранча и южная Галац ): то есть Кумания имела в виду, более или меньше, Мунтения . В то время использование названия Кумания не следует понимать как утверждение существования половецкого государства или даже земли, населенной половецкими племенами (поскольку основная часть их либо бежала, либо была уничтожена монголами , и остальное было поглощено), а скорее Куманской епархии. С военной точки зрения, земля, составляющая Куманскую епархию, принадлежала либо Тевтонскому ордену (еще в 1222 году), либо влахам (Бродникам или валахам Сенеслава). Термин Кумания стал обозначать любого католика, подчиненного Милковульской епархии, настолько, что в некоторых случаях термины Куман и Валлах (точнее, католический Валлах, поскольку православные христиане считались раскольниками , а Папа официально не признавал их) были взаимозаменяемыми. [ 12 ]
В хартии 1247 года части этой более ранней Кумании были переданы рыцарям -госпитальерам , как и Банат Северина и румынские кнезаты Иоана и Лупу ( река Олт и Альпибус Ультрасильванис, всего Куманиам ... кроме terra Szeneslai Woiavode Olacorum ). . [ 13 ] Они с юридической точки зрения имели более низкий статус, чем государства Сенеслав (к востоку от реки Олт ) и Литовой (к западу от реки Олт), князья, которые продолжали принадлежать румынам ( quam Olacis relinquimus prout idem hactenus tenuerant ), «как будто они держали их до сих пор».
См. также
[ редактировать ]История России |
---|
Российский портал |
- Тюркские народы
- Хронология турок (500–1300 гг.)
- Просто люди
- Печенеги
- Кипчаки
- Ум
- Монгольское нашествие в Европу
- История Румынии
- Крымские караимы — этническая группа возможного половецкого происхождения.
- Просто язык
Ссылки
[ редактировать ]История Украины |
---|
Украинский портал |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Аджиев М. Эскендерович, Кипчаки, Древняя история тюркских народов и Великой степи, Москва, 2002, стр.30.
- ^ Аль-Идриси (1989). Книга Нужат аль-Муштак фи’хтирак аль-Афак . Бейрут. стр. 428–429.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рынок. Половцы . п. 5.
- ^ Дробный, Ярослав (2012), Половцы и кипчаки: между этнонимом и топонимом (PDF) , стр. 205–217.
- ^ Перейти обратно: а б с Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники севера дельты Дуная с десятого по середину тринадцатого века . Лейден; Бостон: Издательство Brill . ISBN 9789004175365 . OCLC 1015991131 .
- ^ Курта, Флорин (2019). Восточная Европа в средние века (500-1300 гг.) (2 т.) . Бостон: БРИЛЛ. п. 177. ИСБН 978-90-04-39519-0 . OCLC 1111434007 .
- ^ Карри, Габриэла; Кристенсен, Ларс (апрель 2022 г.). Евразийские музыкальные путешествия: пять сказок . Издательство Кембриджского университета. п. 60. дои : 10.1017/9781108913805 . ISBN 978-1-108-91380-5 . S2CID 248169243 .
- ^ Александру Д. Ксенопол в «Истории Румена», Париж, 1896, я, 168 цитирует Рашида ад-Дина :
В середине весны князья перешли горы, чтобы войти в страну буларов и башгирдов . Орда , шедший вправо, прошел через страну Верхних , где Базарамбам встретил его с войском, но был разбит. Боуджек пересек горы, чтобы войти в Кара-Улак , и разгромил улакский народ.
- ↑ Письмо Папы Григория IX:
Епископ Григорий... привет почтенному брату... архиепископу Стригонскому, легату апостольского престола... Мы недавно получили Ваше письмо, что Иисус Христос... милостиво смотрит на народ половцев, открыл им дверь спасения в эти дни. Ибо некоторые из знатных людей этого народа достигли через вас благодати крещения, и некий князь по имени Борц из их страны вместе со всеми своими подданными желает принять христианскую веру через ваше служение. для чего он специально назначил к вам своего единственного сына вместе с братьями-проповедниками, делателями воскресной жатвы в названной земле, умоляя внимательнее, чтобы вы лично подошли к нему и его людям и указали им путь жизни... , ты был отправлен в путешествие паломничества, я был уверен, что можно будет прибыть оттуда, если ты уступишь их благочестивым желаниям, прекратив путь упомянутого паломничества, твоего любимого сына... Ты позаботился послать архидиакон Залы к нам... умоляя, чтобы мы дали вам разрешение сделать это, несмотря на вышеупомянутый обет, и... В Кумании и в соседней стране Бродник, на обращение народа которой надеются, мы соизволили бы доверить вам должность посла... Даровано Анагией II. Кэл. август В первый год нашего понтификата
- ^ Полный список названий был
- Благодать Божья Венгрии
- Далмация
- Хорватии
- Рим
- Сервия
- на французском языке
- Лодомери
- И король Кумании
- ↑ Полный текст письма Папы Григория IX королю Венгрии Беле (14 ноября 1234 г.):
.В епископате половцев, как мы узнали, есть определенные народы, называемые валати, которые, хотя и считаются христианами, тем не менее под одной верой имеют различные обряды и обычаи и совершают те, которые враждебны это имя нашему... епископу половцам, существующему как местная епархия, но от некоторых псевдоепископов, держащих греческий обряд, получают все церковные таинства, а некоторые и от Венгерского королевства, оба венгры. , а также тевтонцы и другие православные переходят к ним ради пребывания с ними, и поэтому, когда для них, поскольку они стали одним народом с теми же валатисами в этом презрении, они принимают таинства как предпосылку, чтобы серьезное оскорбление ортодоксов и немалое унижение христианской веры. Чтобы, таким образом, не возникло опасностей для душ от разнообразия обрядов, мы, желая избежать такого рода опасности, чтобы у вышеупомянутых валафитов не было материала по недостатку таинств для обращения к раскольническим епископам, мы даем одного и того же епископа в наших письмах в мандатах. , что он может назначить для них католического епископа, соответствующего этой нации, путем обсуждения, предусмотренного для него в соответствии с общими статутами, депутатом совета в вышеупомянутом, который должен быть послушен и подчиняться ему во всем
- ^ и валашской знати в Альба -Юлии , Саксонуме и Команоруме; термин половцы просто заменяет термин валлахов. В Дипломе короля Венгрии Андрея от 11 марта 1291 года упоминаются «университеты» саксонской, сикулийской
- ^ Текст письма
Милостью Бога Венгрии... короля... мы собрали... от реки Олт и Ультрасильванских Альп... всю Куманию... кроме земли Сенеслая Воеводе Олакори, которую мы оставляем им, как они до сих пор владели... уже управляли, за исключением вышеупомянутой земли Сенеслая...; В год от коронации Господня XXXXXVII. III. Девятое июня. Сейчас на двенадцатом году нашего правления.
Примечания
[ редактировать ]- Иштван Вазари: «Полововцы и татары», Cambridge University Press, 2005;
- Биндер Пал: «Южно-Трансильванские предшественники и последствия образования Мунтийского воеводства (13-14 вв.)» II.; Сазадок 1995, Будапешт;
- Норман Энджелл: «Теории мира и Балканская война»; 1912.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голден, Питер Б. (2009). «КЕПЧАК» . Энциклопедия Ираника .