Англичане
Батсвана | |
---|---|
Общая численность населения | |
7,107,500 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Ботсвана | в. 2 000 000 [1] |
ЮАР | 5 000 000 ( англоговорящие ) [2] |
Намибия | в. 10 000 [3] |
Зимбабве | в. 97 500 [4] |
Языки | |
Английский английский , африкаанс , нама | |
Религия | |
Христианство , Модимо | |
Родственные этнические группы | |
Сото , педи , кгалагади , цветные , грика , койсан , сан. |
Тсвана | |
---|---|
Человек | Он тсвана |
Люди | Они такие же |
Язык | Это то же самое |
Страна | Бо тсвана |
Тсвана проживающая ( англ . Batswana , единственное число Мотсвана ) — банту, этническая группа в Южной Африке. Этнические тсваны составляли примерно 85% населения Ботсваны . [1]
Батсвана — коренное население южной и восточной Ботсваны , а также провинций Гаутенг , Северо-Запад , Северный Кейп , Фри-Стейт и других провинций Южной Африки , где расположена большая часть Батсваны. [5]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Батсвана происходят в основном от племен, говорящих на языке банту, наряду с кой-санами. Племя тсвана мигрировало на юг, в Африку около 600 г. н. э., живя в племенных анклавах в качестве фермеров и пастухов. Около 900 г. н.э. процветали несколько культур железного века, в том числе поселение железного века на холме Тутсвемогала . Таутсве жили в восточном регионе современной Ботсваны, полагаясь на тсванские породы крупного рогатого скота, содержащиеся в краалах, как на источник своего богатства. Прибытие предков тсваноязычных людей, пришедших контролировать регион (от реки Ваал до Ботсваны), до сих пор точно не датировано. Хотя 600 г. н. э., по-видимому, является общепринятой оценкой, этот огромный скотоводческий комплекс процветал до 1300 г. н. э. или около того. Все эти различные народы были связаны торговыми путями, которые проходили через реку Лимпопо к Индийскому океану, а торговые товары из Азии, такие как бусы, попадали в Ботсвану. Скорее всего, в обмен на слоновую кость, золото и рог носорога. Члены Баквена, вождя под руководством легендарного лидера по имени Кгабо II, пробрались в южную Калахари не позднее 1500 года нашей эры, и его люди вытеснили жителей Бакгалагади на запад, в пустыню.
С годами несколько ответвлений Баквена переселились на прилегающие территории. Бангвакетсе оккупировали территории на западе, а бангвато двинулись на северо-восток, в районы, ранее принадлежавшие Бакаланге. Вскоре после этого ответвление Бангвато, известное как Батавана, мигрировало в дельту Окаванго, вероятно, в 1790-х годах.
Первые письменные упоминания о современной Ботсване появились в 1824 году. Эти записи показывают, что бангвакетсе стали преобладающей силой в регионе. Под властью Макабы II бангвакетсе держали огромные стада крупного рогатого скота в хорошо защищенных пустынных районах и использовали свою военную доблесть для набегов на своих соседей. Другие вождества в этом районе к тому времени имели капиталы примерно в 10 000 человек и были довольно процветающими. Одной из этих знаменитых столиц был Кадитшвене , который был культурной столицей народа бахурутше, одного из основных племен тсвана, а также центром производства и торговли. он был основан в конце 1400-х годов на месте месторождений железной и медной руды.
Остатки другой крупной столицы Тсваны, руин Квененг , найдены в заповеднике Суйкербосранд в Южной Африке. Он был оккупирован с 15 по 19 века нашей эры и был крупнейшим из нескольких крупных поселений, населенных носителями языка тсвана до прибытия европейцев. Несколько семейных комплексов с круглыми каменными стенами расположены на территории длиной 10 км и шириной 2 км. [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14]
Батсвана-бурские войны
[ редактировать ]В 1840-х и 1850-х годах открылась торговля с купцами из Капской колонии, что позволило вождествам Батсваны восстановиться. Баквена, Бангвакетсе, Бангвато и Батавана сотрудничали, чтобы контролировать прибыльную торговлю слоновой костью, а затем использовали доходы для импорта лошадей и оружия, что, в свою очередь, позволило им установить контроль над территорией, которая сейчас является Ботсваной. Этот процесс был в основном завершен к 1880 году, и, таким образом, бушмены, бакаланга, бакгалагади, батсвапонг и другие нынешние меньшинства были порабощены батсваной.
После Великого похода африканеры из Капской колонии обосновались на границах Ботсваны в Трансваале. В 1852 году коалиция вождеств тсваны во главе с Сечеле I сопротивлялась вторжениям африканеров, кульминацией которых стала решающая битва при Димаве, в которой использовались артиллерия и дальнобойные винтовки, а также мушкетный огонь. Хотя именно бурские коммандос во главе с бурским генерал-комендантом Питером Шольцем и Паулем Крюгером , будучи офицерами, возглавлявшими наступление буров, начали наступление, именно они в конечном итоге отступили, после чего последовали ответные атаки Батсваны на тогдашний Трансвааль. Район Марике, в котором были разрушены бурские поселения, деревни и фермы. Примерно через восемь лет периодической напряженности и военных действий они в конце концов пришли к мирному соглашению в Почефструме в 1860 году. С этого момента была согласована современная граница между Южной Африкой и Ботсваной, и африканеры и Батсвана торговали и работали вместе. мирно. [15]
Битва при Хутиябасади
[ редактировать ]Борьба батаваны с вторгшимися ндебеле в 1884 году, когда амандебеле прибыли в Тотенг, они обнаружили деревню заброшенной. Но когда они успокоились, чтобы насладиться своим бескровным завоеванием, появилось около семидесяти всадников Батаваны под личным командованием Кгоси Мореми, все вооруженные казнозарядными винтовками. В классическом стиле коммандос кавалерия начала преследовать гораздо более крупные силы противника смертоносными залпами с разбега. Тем временем о своем присутствии заявила еще одна группа традиционно вооруженных подданных Кгоси.
В этот момент командующий Амандебеле Лотше клюнул на наживку, разделив свою армию на две группы. Одна группа преследовала небольшой отряд Мореми, в то время как другая безуспешно пыталась догнать, по их мнению, основные силы Батаваны.
Поскольку захватчикам, как правило, не хватало оружия и лошадей, Мореми продолжал преследовать своих преследователей, нанося значительные потери, оставаясь при этом невредимым.
Однако основной задачей людей Мореми было не столько нанести урон врагу, сколько заманить его в хорошо продуманную ловушку. Таким образом, его силы постепенно отступили на север, к Хутиябасади, привлекая амандебеле туда, где основные силы защитников уже хорошо укрепились.
Когда они приблизились к болотистой местности к югу от Хутиябасади, Лотше изо всех сил пытался воссоединить своих людей, возможно, чувствуя, что они приближаются к решающей схватке. Но вместо этого Батавана Мореми, к которой теперь присоединился Вайи Кхункуняне, увлекла амандебеле еще глубже в болота.
В этой зоне плохой видимости из-за густого и высокого тростника батавана и вайи смогли использовать дополнительные уловки, чтобы заманить захватчиков к их окончательной гибели. В какой-то момент теленка и его мать привязали к разным деревьям, чтобы люди Лотше думали, что они наконец-то догнали свою главную добычу — неуловимого скота Батаваны. По мере продвижения вперед амандебеле еще больше нервничали из-за дополнительных нападений и снайперских обстрелов со стороны небольших групп стрелков Батаваны. Конечно, им было некомфортно в незнакомой обстановке Окаванго.
Именно в Кутиябасади ловушка защитников наконец захлопнулась. В то время это место представляло собой остров, покрытый высокими тростниками и окруженный с запада глубокой водой. В камышах терпеливо ждали три хорошо вооруженных полка батаваны, к которым присоединились местные вайи. Там они построили небольшую деревянную платформу, на которой можно было увидеть нескольких мужчин с другой стороны канала, а также туннели и окопы для укрытия. Амандебеле были привлечены к месту появлением кавалерии Батаваны, которая пересекла канал и направилась к острову на их глазах. Кроме того, на небольшом островке рядом с Кутиябасади разместили крупный рогатый скот, а группа солдат теперь стала заметной, встав на деревянную платформу. Также на этом месте находился мост из папируса, намеренно ослабленный в важных местах. Осмотрев место происшествия, Лотше приказал своим людям броситься через мост через то, что, по его мнению, было не более чем небольшим ручьем. Как и планировалось, мост рухнул, когда его наполнили Амандебеле, которые неожиданно были брошены в глубокий водный канал. Мало кто, если таковой вообще был, умел плавать.
Дополнительные волны амандебеле оказались прижаты их атакующими соотечественниками вдоль берега реки, который был слишком глубоким, чтобы они могли легко перейти вброд. Поскольку противник находился в замешательстве, был дан сигнал основным силам защитников выйти из туннелей и траншей. Шквал пуль прорезал ряды Лотше с трех сторон, быстро превратив битву в одностороннюю резню. Говорят, что после того, как основной огонь прекратился, вэйи использовали свое мэкоро, чтобы атаковать выживших, оказавшихся в ловушке в реке, ударив их веслами по голове. Таким образом, многие другие утонули. Сообщалось, что к моменту окончания боя кровь окрасила воду в реке в черный цвет. Хотя общее число жертв в Хутиябасади не может быть точно известно, наблюдатели в Булавайо в то время подтвердили, что во время экспедиции Лотше ушло более 2500 человек и менее 500 вернулись. Хотя основная часть потерь амандебеле, как полагают, произошла в самом Хутиябасади и его окрестностях, выжившие в битве также были убиты, когда их беспощадно преследовала кавалерия Батаваны. Мореми был явно полон решимости дать Лобенгуле убедительный сигнал о том, что его полки ему не ровня. Третьи умерли от истощения и голода, пытаясь добраться домой через сухие равнины к югу от Чобе; несколько более гостеприимный маршрут через Гаммангвато был заблокирован Кхамой. Хотя битва при Хутиябасади стала великой победой батаваны и поражением амандебеле и вайей региона, ее результат, как говорят, был неоднозначным. Хотя они разделили победу над ненавистным Амандебеле, одним из ее последствий стало ужесточение власти Батаваны над ними, поскольку Мореми на какое-то время поселился в соседнем Ноканенге. [16]
Первая Матабелеская война
[ редактировать ]Первая Матабелеская война велась между 1893 и 1894 годами на территории современного Зимбабве. Британская южноафриканская компания имела не более 750 военнослужащих в полиции Британской южноафриканской компании, а также неопределенное количество возможных колониальных добровольцев и еще 700 союзников тсвана (бечуана), которые двинулись на Булавайо с юга под командованием Кхамы III , самого влиятельный среди вождей Батсваны и верный союзник британцев. Колонны Солсбери и Форта Виктория вошли в Булавайо 4 ноября 1893 года. Имперской колонны из Бечуаналенда нигде не было видно. 18 октября они отправились в путь на север, в сторону Булавайо, и 2 ноября у них произошла небольшая стычка с матабеле возле Мфенгса. Наконец они достигли Булавайо 15 ноября, и эта задержка, вероятно, спасла недавно оккупированную территорию Чартерной компании от присоединения к имперскому протекторату Бечуаналенд . [17]
Бопутатсвана
[ редактировать ]Территориальная власть Бопутатсваны была создана в 1961 году, а в июне 1972 года Бопутатсвана была объявлена самоуправляющимся государством. 6 декабря 1977 года правительство Южной Африки предоставило этой «родине» независимость. Столицей Бопутатсваны был Ммабато, и 99% его населения говорили на языке тсвана. В марте 1994 года Бопутатсвана была передана под контроль двух администраторов, Тьяарта ван дер Вальта и Джоба Мокгоро. Небольшие, широко распространенные участки земли были вновь включены в состав Южной Африки 27 апреля 1994 года. Бопутатсвана теперь является частью провинций Северо-Запад, Свободное государство, Северный Кейп и Гаутенг.
Династии и племена
[ редактировать ]Ботсвана
[ редактировать ]Республика Ботсвана (бывший британский протекторат Бечуаналенд) названа в честь народа тсвана. Восемь основных племен страны говорят на тсване , которую также называют сетсваной. У всех есть традиционный верховный вождь по имени Кгосикголо , который имеет право на место в Нтло я Дикгоси страны (консультативный орган при парламенте ). Все династии Тсвана связаны между собой. Человек, проживающий в Ботсване, — это мотсвана , а во множественном числе — Батсвана. [18] [19] Три основные ветви племени тсвана образовались в 17 веке. Три брата, Квена , Нгвакетсе и Нгвато , отделились от своего отца, вождя Малопе, чтобы основать свои собственные племена в Молепололе , Канье и Серове , вероятно, в ответ на засуху и расширение населения в поисках пастбищ и пахотных земель. [20]
Основными племенами тсвана являются:
ЮАР
[ редактировать ]Наибольшее количество этнических тсванов проживает на территории современной Южной Африки. Это одна из крупнейших этнических групп в стране, а язык тсвана — один из одиннадцати официальных языков Южной Африки . В 2012 году в стране проживало более 4 миллионов человек, говорящих на языке тсвана. [2] При этом в Северо-Западной провинции проживает большинство из 2 200 000 человек, говорящих на языке тсвана. С 1948 по 1994 год южноафриканский народ тсвана был определен режимом апартеида как граждане Бопутатсваны , одного из десяти бантустанов, созданных с целью защиты политики отказа чернокожим африканцам в гражданстве в Южной Африке.
Еда и кухня сетсваны
[ редактировать ]Пап – это основной продукт питания, приготовленный из кукурузной муки, который часто едят вместе с мясом или овощами, как это делается в большей части Африки. Борото — хлеб, приготовленный из различных сортов муки. Самая популярная каша из сорго – Тинг. [22] Богобе джва Логала/Сенгана — это традиционное блюдо сетсвана, приготовленное из каши из сорго, смешанной/приготовленной с молоком. Сесваа — национальное блюдо Ботсваны, его часто подают на свадьбах, похоронах и других торжествах. Сесваа — это толченое или тертое мясо, которое часто подают с богобе (кашей). Мадила — это кисломолочное молоко, приготовленное из коровьего и козьего молока в течение определенного периода времени до полного созревания для употребления в пищу. Традиционно мадила готовилась с использованием лекуки, кожаного мешка или сумки, используемой для обработки и хранения мадилы. Мадилу также традиционно используют в качестве приправы, которую едят с кашами. Его также можно использовать в популярном завтраке тсвана, мотого, чтобы придать мягкой каше кисловатый молочный вкус.
Культура и одежда
[ редактировать ]Батсванцы носят хлопчатобумажную ткань, известную в Сетсване как Летейси и Сото как Швешве . Эту ткань часто используют для свадебных торжеств и других традиционных торжеств. В традиции сетсвана матери носят могаголване, маленькое клетчатое одеяло во время традиционных детских праздников, а замужние женщины во время традиционных свадеб, а также во время различных церемоний инициации. Даже во время похорон женщины Батсваны надевают могаголване.
Музыка
[ редактировать ]Музыка тсвана в основном вокальная и исполняется, иногда без барабанов, в зависимости от случая; он также активно использует струнные инструменты. В народной музыке Тсваны есть такие инструменты, как Сетинканэ (ботсванская версия миниатюрного фортепиано), Сеганкуре/Сегаба (ботсванская версия китайского инструмента эрху), Моропа (меропа - множественное число) (ботсванская версия многих разновидностей барабанов) и пхала (ботсванская версия свистка, используемая в основном во время праздников и имеющая различные формы). Культурные музыкальные инструменты Ботсваны не ограничиваются только струнами или барабанами. руки также используются как музыкальные инструменты: они либо хлопают ими вместе, либо касаются фатиси (козья кожа, вывернутая наизнанку, обернутая вокруг области икр; ее используют только мужчины) для создания музыки и ритма. В течение последних нескольких десятилетий гитара считалась универсальным музыкальным инструментом для музыки тсвана, поскольку она предлагает разнообразие струн, которого нет у инструмента Segaba. Другая известная современная музыка тсвана — это тсвана-рэп, известный как Смесь . [23]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]Батсвана известна своим мастерством изготовления корзин из пальмы Мокола и местных красителей. Корзины обычно делятся на три типа: большие корзины с крышками, используемые для хранения, большие открытые корзины для переноски предметов на голове или для провеивания обмолоченного зерна и меньшие тарелки для провеивания толченого зерна. Гончары изготавливали глиняные горшки для хранения воды, традиционного пива, а также для приготовления пищи и вряд ли для коммерческого использования. Ремесленники изготавливали деревянные поделки, а также традиционную кухонную утварь, такую как лесо и лехетло, традиционные деревянные стулья и барабаны и многое другое. [24]
английская астрономия
[ редактировать ]Астрономия – это вековая традиция в Африке. Как и во всех других культурах, различные этнические группы разработали свои собственные интерпретации Солнечной системы. Используя свой естественный инструмент — глаз, жители Батсваны наблюдали, комментировали и давали названия интересующим их небесным объектам. Есть более выразительные и конкретные названия, связанные с уникальными звездными узорами и их сезонным появлением, например Селемела, Нака, Тутлва и Диколоджване. Согласно культуре Тсвана, звездами меча Ориона были «динца ле диколобе», три собаки, преследующие трех свиней пояса Ориона. Тсвана рассматривали Млечный Путь как Молалатлади, место, где покоятся молнии. Считалось далее, что это место покоя также предохраняло небо от обрушения и показывало движение времени. Некоторые даже утверждали, что оно повернуло солнце на восток, что объясняет восход солнца. Считалось также, что это была сверхъестественная тропа по небу, по которой ходили духи предков. Говорят, что луна (Нгведи) представляет женщину; он излучает свет, но не такой палящий, как Солнце (Лецаци), и его свет ассоциируется со счастьем. Батсвана и Копадилалело (искатели ужина) называют Венеру Мпхатлалацана (сияющая и ослепительная). Южноафриканский календарь состоял из 354 дней (12 × 29,5 дней лунного месяца). Это было на 11 дней короче солнечного года, и эту проблему нельзя было игнорировать. Решение заключалось в том, чтобы при необходимости добавить еще один месяц, чтобы «наверстать упущенное». Некоторые годы длились 12 месяцев, другие — 13. После прихода европейцев и введения григорианского календаря было отмечено, что жители Батсваны стали забывать название 13-го месяца. В отличие от Европы, где новый год приходится на середину зимы, на юге Африки он логично начался в сентябре или октябре, в начале нового вегетационного периода.
Бассейн Радитлади , большой пиковый кольцевой ударный кратер на Меркурии диаметром 263 км, назван в честь Литиле Дисанга Радитлади , драматурга и поэта из Мотсваны. [25] [26]
Известная Батсвана и люди тсванского происхождения
[ редактировать ]Активизм, авторство, ученые и наука
[ редактировать ]- Катлего Кай Коланьяне-Кесупиле , артист перформанса из Батсваны, музыкант, писатель и ЛГБТ-активист
- Кеорапетсе Кгосициле , покойный южноафриканский активист АНК, писатель и автор.
- Профессор Дэн Кгвади , проректор Северо-Западного университета
- З.К. Мэтьюз , академик из Южной Африки, читает лекции в Университете Форт-Хэйр в 1955 году.
- Фиба Медупе , профессор физики Северо-Западного университета.
- Д-р Матшидисо Моэти , региональный директор Африканского регионального бюро ВОЗ
- Сайлас Молема , южноафриканский врач, политик, писатель и активист.
- Сол Плаатье , южноафриканский активист АНК, писатель и писатель.
Политика, королевская власть, активизм, бизнес и экономика
[ редактировать ]- Фрэнсис Баард , организатор Женской лиги Африканского национального конгресса (АНК) и профсоюзный деятель
- Батхоен I , бывший король (верховный вождь) Нгвакеце
- Дума Боко , адвокат, правовед и политик. Он является президентом главной оппозиционной партии Ботсваны – «Зонтик демократических перемен».
- Манне Дипико , первый премьер провинции Северный Кейп, ЮАР
- Винки Диреко , бывший премьер-министр Свободного государства и бывший ректор Университета Свободного государства
- Юнити Доу , бывший судья Высокого суда Ботсваны, писатель, активист и министр
- Кгоси Пусо Габороне , племя Тлоква в Ботсване.
- Джон Таоло Гетсеве , профсоюзный деятель, член АНК и генеральный секретарь SACTU, узник острова Роббен, запрещенный человек
- Кхама III , король Бамангвато
- Ян Хама , четвертый президент Ботсваны
- Серетсе Хама , первый лидер страны
- Мозес Котане , южноафриканский политик и активист.
- Дэвид Маганг , юрист, бизнесмен и политик из Ботсваны
- Супра Махумапело , южноафриканский политик
- Ммуси Маймане , южноафриканский политик
- Тото Макголокве , верховный вождь (вождь) племени Батлхаро
- Лукас Мангоуп , бывший президент Филиппин
- Кветт Масире , второй президент Ботсваны
- Драйв Масиси , президент Ботсваны
- Джо Мэтьюз , южноафриканский политик
- Джо Модизе , южноафриканский политик
- Фестус Могае , третий президент Ботсваны
- Герой-Герой , Глава Героя Бапо
- Могоенг Могоенг , главный судья, Южная Африка
- Джоб Мокгоро , южноафриканский политик и учёный
- Ивонн Мокгоро , бывший судья Конституционного суда ЮАР
- Брайан Молефе , южноафриканский бизнесмен, назначен генеральным директором Transnet в феврале 2011 года и генеральным директором Eskom в апреле 2015 года.
- Попо Молефе , первый премьер Северо-Западной провинции ЮАР
- Эдна Молева , южноафриканский политик
- Леруо Молотлеги , король королевской нации Бафокенг
- Рут Момпати , южноафриканский политический активист
- Джеймс Морока , один из президентов АНК (1949–1952 гг.)
- Дикганг Мосенеке , южноафриканский судья и бывший заместитель главного судьи Южной Африки
- Нтато Мотлана , известный южноафриканский бизнесмен, врач и активист против апартеида.
- Бриджит Моцепе , южноафриканская бизнесвумен.
- Патрис Моцепе , южноафриканский миллиардер, горнодобывающий бизнесмен.
- Чепо Моцепе , первая леди ЮАР, как жена Сирила Рамафосы , президента ЮАР
- Наледи Пандор (урожденная Мэтьюз) , южноафриканский политик и министр.
- Дипуо Петерс , политик ЮАР, бывший министр транспорта и министр энергетики с 2009 по 2013 год.
- Себеле I , бывший вождь крокодилов — крупного племени (народа) тсвана в современной Ботсване.
- Молефи Сефуларо , южноафриканский политик
- Абрам Онкгопоце Тиро , южноафриканский студенческий активист и борец за черное сознание.
Искусство и СМИ
[ редактировать ]- Хули Чана — южноафриканский хип-хоп исполнитель.
- Кгомоцо Кристофер , южноафриканская актриса и художник закадрового голоса
- Пресли Чвенеягэ , южноафриканский актер. Он снялся в фильме «Цоци», получившем премию «Оскар» за фильмы на иностранном языке.
- Катлего Данке , южноафриканская актриса.
- Конни Фергюсон , южноафриканская актриса ботсванского происхождения.
- Шона Фергюсон , южноафриканский бизнесмен, актер, кинопродюсер и соучредитель Ferguson Films, родившийся в Ботсване.
- Чарма Гал , певица, бывшая участница Culture Spears
- Гоапеле , американский певец сетсванского происхождения.
- Мпуле Квелагобе , бывшая Мисс Вселенная
- Гейл Нкоане Мабалане , южноафриканская актриса, модель, светская львица, бизнесвумен и певица.
- Мотси Мабузе , южноафриканско-немецкий танцор.
- Ви Мампизи , музыкант из Ботсваны
- Карты Мапоняне , южноафриканский телеведущий, актер, модельер, оратор, модель, художник озвучивания, филантроп и предприниматель.
- Бонанг Матеба , южноафриканский медийный деятель
- Тим Модизе , южноафриканский журналист, теле- и радиоведущий
- Туми Мораке , южноафриканский комик, актриса, телеведущая и писательница. Действующий ведущий программы "Dirage" на Motsweding Fm.
- Касспер Ньовест , также известный как «Refiloe Maele Phoolo», южноафриканский исполнитель хип-хопа.
- Хип-хоп Панцула , южноафриканский исполнитель.
- Манака Ранака , южноафриканская актриса.
- Долли Рэтиб , музыкант и актриса
- А-Рис , южноафриканский музыкант
- Рапулана Сейфемо , южноафриканский актер
- Тукс Сенганга , он же «Вера — игрок».
- DJ Fresh , южноафриканский радиоведущий, родившийся в Ботсване.
- DJ Speedsta , диджей и телеведущий
- Earl Sweatshirt , американский рэпер
- Бойти Туло , южноафриканская актриса, хип-хоп исполнительница.
- Реди Тлхаби , журналист, продюсер, автор и радиоведущий
- Эмма Вареус , бывшая Мисс Мира, первая принцесса
- Зевс , также известный как «Game Goabaone Bantsi», — рэпер ботсванского происхождения.
Спорт
[ редактировать ]- Итумеленг Кхун — южноафриканский футболист.
- Ренейлве Летшолоньян — футболист ЮАР.
- Подарочные ссылки , южноафриканский футболист
- Дикганг Мабалане — южноафриканский футболист.
- Инносент Маэла — южноафриканский футболист.
- Маркс Мапоньяне , южноафриканский футболист на пенсии.
- Теко Модисе — южноафриканский футболист.
- Стивен Мокока , южноафриканский бегун на длинные дистанции.
- Амантле Монтшо , бывший чемпион мира на 800 метров
- Питсо Мосимане , бывший южноафриканский футболист и тренер. Действующий тренер «Аль-Ахли» в египетской премьер-лиге.
- Виктор Мпитсанг , южноафриканский игрок в крикет, быстрый боулер, игравший за Южную Африку, в настоящее время национальный организатор отборов по крикету.
- Кагисо Рабада , южноафриканский игрок в крикет. Он дебютировал за Южную Африку в ноябре 2014 года, а к июлю 2018 года в возрасте 22 лет возглавил рейтинг боулеров ICC ODI и рейтинг боулеров ICC Test.
- Джимми Тау , бывший южноафриканский футболист
- Перси Тау — южноафриканский футболист.
- Летсиле Тебого , спринтер из Ботсваны.
- Баболоки Фиве , серебряный призер Содружества на дистанции 800 метров. Золотой призер Содружества 4х4.
- Алистер Уокер , профессиональный игрок в сквош из Ботсваны
Религия
[ редактировать ]- Фредерик Сэмюэл Модиз , основатель Международной пятидесятнической церкви святости.
- Глейтон Модизе , лидер Международной пятидесятнической церкви святости
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ЦРУ – Всемирная книга фактов» . Центральное разведывательное управление . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Jump up to: а б «Кратко о переписи населения» (PDF) . Statssa.gov.za. Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2005 года . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ «Народ тсвана Намибии» . Намибийский.орг . Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ «ИМЯ ЛЮДИ: ТСВАНА ЗИМБАБВЕ (старая Родезия)publisher=peoplegroups.org» . Проверено 1 сентября 2019 г.
- ^ «Тсвана | Культура и традиции | Британника» .
- ^ Садр, Карим (1 июня 2019 г.). «Квененг: Как потерять доколониальный город» . Южноафриканский археологический бюллетень . 74 (209): 56–62.
- ^ Садр, Карим (9 июля 2019 г.). «Квененг: недавно открытая доколониальная столица недалеко от Йоханнесбурга» . Журнал африканской археологии . 17 (1): 1–22. дои : 10.1163/21915784-20190001 . ISSN 1612-1651 .
- ^ «Лазерные технологии проливают свет на южноафриканский «затерянный город» Квененг» . Хранитель . 8 января 2019 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Ботсвана – история и культура» . iexplore.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Культура Ботсваны – история, люди, одежда, традиции, женщины, верования, еда, обычаи, семья» . www.evercultura.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Смит, Эдвин В. (1956). «Себетване и Ма Кололо ». Африканские исследования . 15 (2): 49–74. дои : 10.1080/00020185608706984 .
- ^ РАМЗЕЙ, ДЖЕФФ (19 ноября 2018 г.). "Блоги Mmegi :: Ведьмы, ведьмы и ведьмы " Репортерские блоги .
- ^ «К водопаду Виктория – Макололо» . tothevictoriafalls.com .
- ^ Бойенс, Ян, Калифорния (2000). «В поисках Кадичвене» . Южноафриканский археологический бюллетень . 55 (171): 3–17. дои : 10.2307/3888888 . JSTOR 3888888 .
- ^ Рамзи, Джефф (1 января 1991 г.). «Батсвана-англо-бурская война 1852–1853 годов: как Батсвана добилась победы» . Заметки и записи Ботсваны . 23 (1). ISSN 0525-5090 .
- ^ Рамзи, Джефф. «Пушки Хутиябасади (II) » Ммеги Блоги Получено 8 ноября.
- ^ «История BSAP: Кампании» . bsap.org . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «Мы — Батсвана; нас называют Батсвананцами» . Кафедра лингвиста. Воскресный стандарт . Габороне. 2 декабря 2015 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Ботсвана, Люди и общество, Национальность» . Всемирная книга фактов . Вашингтон, округ Колумбия: Центральное разведывательное управление . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «История Ботсваны» . Одинокая планета . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ «Моумо» .
- ^ «Тин я Мабеле – Арка дель Вкус» .
- ^ «Наследие и выбор сталкиваются в мюзикле Сетсвана» . 27 октября 2017 г.
- ^ ЗНАКОМЬТЕСЬ, МАПАТ. «50 лет изобразительного искусства Ботсваны » Репортер онлайн .
- ^ "2007AfrSk..11...17L Страница 18" . Adsbit.harvard.edu .
- ^ «Африканская этноастрономия» . АССА .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с народом тсвана, на Викискладе?
- Тексты в Wikisource:
- « Бечуана ». Американская Циклопедия . 1879.
- « Бечуаны ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Бечуаны ». Энциклопедия Наттолла . 1907.
- « Бечуана ». Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911.
- « Бечуаны ». Американская энциклопедия . 1920.
- Веб-сайт WorldStatesmen, посвященный политическим и административным образованиям в зависимости от нынешнего штата.
- Archive.lib.msu.edu
- Происхождение | Архив Бакгатлы
- Языки Южной Африки – SouthAfrica.info