Jump to content

Удушья людей

(Перенаправлен от народа Батшокве )
Удушья людей
Удушья искусство
Общая численность населения
1,3 миллиона [ 1 ]
Регионы со значительным населением
Ангола , Конго Д.Р. , Замбия
Языки
Чокве ; Многие также говорят на французском , португальском или английском языке
Религия
Кристиан , анимист
Связанные этнические группы
Аса , , Свет , , свет , ,


Чокве Банту , известные многим другим именам (в том числе , Баджокве , Чибокве , Кибокве , Чокве , Кокве или Баджук ) , являются и этнической группой Центральной . Южной Африки Киоко Они встречаются в основном в Анголе , юго -западной части Демократической Республики Конго (Киншаса к Луалаба) и северо -западных частей Замбии . [ 1 ]

В регионе Чокве есть два разных сезона: сезон дождей в период с октября по апрель и сухой сезон на оставшуюся часть года. Эта погода оказала огромное влияние на деревенскую жизнь; Чокве занимался обработкой, охотился, ловил и построил дома в соответствии с изменением сезонов. [ 2 ] : 15 

Чокве люди имеют много разных форм произведений искусства, и много существующих примеров хранятся в музеях за границей.

Демография и язык

[ редактировать ]

Оценивается около 1,3 миллиона, [ 1 ] Их язык обычно называют Chokwe (или Kichokwe , Tshokwe), языком Bantu в филиале Benue-Congo семейства языков Нигер-Конго. [ 3 ]

Многие также говорят на официальных языках своих стран: английский в Замбии , французский язык в Демократической Республике Конго и португальцах (как первый или второй язык) в Анголе.

У Чокве есть много соседей, которые состоят из Лунды, Пенде, Мбангани и Кэта на севере; Минунгу, Лвена, Лучази, Мбвела и Мбундато восток; Холо, Мбунду, Имбангала, Соно и Овимбунду на западе; и Кваньама на юге. Многие из этих этнических групп имеют исторические связи с Chokwe, а также делятся многими традициями и говорящими на аналогичных языках. [ 2 ] : 12 

Слева: Распределение людей Чокве в Анголе, Конго и Замбии (ок.); Справа: Этнические группы Анголы.

Чокве когда-то были одним из двенадцати кланов, составляющих империю Лунды в Анголе 17-го и 18-го века . [ 4 ] Первоначально, используемая Лунда Ноблс, племя отключилось от олигархии Лунда после серии гражданских споров, в том числе отказ отплатить дань уважения заседающему королю. Их торговля и ресурсы принесли им относительное богатство по сравнению с другими соседними племенами. К 1900 году Чокве вообще сверг королевство Лунда (также называемое Мвата Янво ). При этом языке Чокве и социально -политическое влияние начали доминировать в северо -восточной Анголе и других 11 племенах бывшего королевства Лунды. Поскольку конфликты обострились в колониальную эпоху 19-го и 20-го веков, как от европейцев до запада, так и на суахили-арабами на восток, Чокве установил реакционно-военно-военное восстание Полем [ 5 ] [ 6 ]

Португальцы практически не имели контакта с Чокве до 1830 -х годов, когда Чокве начал торговать воском , резиной и слоновой костью . В конце концов, португальцы положили конец доминированию Чокве в регионах Северной Анголы, Конго и Замбии. Реагируя на это изменение статус -кво, гражданские беспорядки среди Чокве превратились в насилие; К 1961 году в Анголе началась война, которая в конечном итоге закончилась в 1975 году, когда португальцы покинули страну. Хотя война между португальцами подошла к концу, гражданские войны между множеством различных сообществ Анголы задержались из -за полученного вакуума власти . Это закончилось мирным соглашением, которое не прекратило борьбу полностью. [ 2 ] : 9–10 

Чокве, Лунда, Льюена/Лувейл, Лучази, Овимбунду и Мюрнда вожди - все они имеют общее происхождение, которое можно проследить до миграции Лунды в шестнадцатом веке. [ 7 ] : 29 

В 18 -м и 19 -м веках Чокве оказались разделенными между теми, кто оказался как рабы, и теми, кто купил и держал собственных рабов изнутри и за рубежом. [ 8 ] [ 9 ] Лунда Нобла Анголы использовала Чокве в качестве солдат, чтобы контратаковать новое колониальное влияние, действующее против старых политических держав. Однако, как только у Чокве были оружие, они свергли дворян Лунды и поработили иностранных соплеменников на своих собственных плантациях после второй половины 19-го века и ранних десятилетий 20-го. [ 8 ] Рабы, полученные из других этнических групп Африки, стали ценным владением, ищущим Чокве. В частных регионах реки Замбези и Касаи они когда-то стали жертвой хорошо вооруженных португальских или бельгийских рейдов с западных и арабских набег на восток (например, Tippu Tip, также известный как Хамад бин Мухаммед Эль Мурджи. [ 10 ] ); Позже люди Чокве присоединились к насилию и жертвы другим, захватывая и раздавая значительное количество захваченных рабов за финансовые выгоды, а также покупая и удерживая рабовлажных женщин в своих домах от прибыли от их ремесленной работы. [ 9 ] [ 11 ] [ 12 ]

По мере роста спроса и финансовой доходности работорговли на колониальные рынки, многие рабы были захвачены или иным образом переданы через контролируемую территорию. Они позволили бы движению рабовладельческих мужчин продолжить запад к портам в сотрудничестве с португальцами, в то время как женщин часто хранились. [ 9 ] [ 2 ] : 29  Эта практика продолжалась еще долго после того, как рабство было запрещено в Европе и Соединенных Штатах, так как спрос на работников в других местах, таких как в Южной Америке, Карибский бассейн продолжался; Суахили-араба, оманские и другие рынки колониальной плантации сохраняются (Эд), кормят экономику контрабандных рабов. [ 13 ] [ 11 ] Европейские исследователи, которые посетили деревни Чокве в начале 20-го века, сообщили, что большинство женщин там были рабы в полигамных домохозяйствах и, вероятно, выступали в качестве причины их населения. [ 9 ] В некоторых регионах люди Чокве использовали рабов, чтобы совершить набег на своих соседей за экспортируемые запасы слоновой кости, а также противостоять рейдам милитаризированными арабскими бандами, ищущих эти запасы слоновой кости и дань уважения. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Общество и культура

[ редактировать ]
Примеры ремесел Чокве.

Чокве регионально известны своей работой по ремеслам, включая корзины, керамику, резины маски, статуи, стул и другие ручной работы. [ 1 ] [ 2 ] : 11–12  Искусство включает в себя утилитарные объекты, но часто интегрируют мифологии Чокве, устную историю и духовные убеждения. Например, герой мифической культуры Чибинда Илунга , который женился на женщине Лунды и захватил власть, является часто научной фигурой. Искусство Cikungu персонализирует коллективную силу предков Чокве, в то время как Mwana Po фигурки изображают опекунов плодородия и потомства. Фигурки NGOMBO традиционно были частью дивенирования духов, которые встряхиваются, чтобы рассказать причины болезни, несчастья, бесплодия и других проблем, с которыми сталкиваются семья или деревня. [ 16 ] [ 17 ]

Вождей 18-го и 19-го века в конечном итоге начали снижаться из-за оспы и других заболеваний, которые нарушали большие области центральной Анголы. [ 18 ] : 40 

Как вожди, так и деревенские группы встречаются в культуре Чокве. Деревни состоят из соединений компании с квадратными хижинами или круговыми травяными домами с центральным пространством, которое служит местом встречи для жителей деревни. [ 1 ]

Когда дело доходит до деревенских судов, у большинства территорий Чокве есть как минимум три типа юридических организаций: деревенские суды, суды вождей и окружные суды. Деревенские суды состоят в основном старейшин мужского пола, которые наблюдают за делами, связанными с владением землей, семейными ссорами, кражей и спорами, в которых подозревается колдовство. [ 2 ] : 24 

Чокве традиционно - матрилинейное общество, но где женщина движется, чтобы жить с семьей мужа после свадьбы. Полигиния была исторической практикой, обычно ограниченной вождем или богатой семьей. [ 1 ]

Деревенская жизнь

[ редактировать ]

Деревня Чокве - это место, где родственники деревенского врача, или вождь, живут со своими семьями. Чокве установлены дома в большом круге с открытым двором в центре. Одной из наиболее распространенных особенностей деревни Чокве является укрытие Chota . Это укрытие-в форме конуса из отдельно стоящих деревянных столбов с травяной крышей. Укрытие построено в центре двора и является местом, где посетители и где встречаются люди. Некоторые другие сооружения, которые можно найти в деревне Чокве, - это места для хранения и кухни, которые построены рядом с домами. [ 2 ] : 16–17 

Дома Чокве изготовлены из грязевых кирпичей, которые высушены на солнце и могут быть куплены или изготовлены дома в деревянных плесени. Грубы толстой травы используются в качестве крыши с дополнительными слоями более тонкой травы, расположенной сверху. [ 2 ] : 17–18 

После фермы Чокве районы вокруг деревни очищаются в начале сухого сезона, где они будут выращивать кукурузу, маниоку и просо. Наряду со сладким картофелем, тыквами, помидорами, бамией и в определенных областях, рисе, бобах и арахисе. Они также воспитывают крупный рогатый скот, коз, свиней и цыплят, однако они едят этих животных только в особых случаях, таких как свадебные праздники. [ 2 ] : 18 

Инициационные лагеря

[ редактировать ]

Чокве имеют отдельные лагеря для мальчиков и для девочек. Мужчины входят в лагеря в половой зрелости; Этот процесс называется Муканда . Корпус построен в частном месте в лесу, которое находится вдали от деревни, и именно здесь все инициативы будут обрезаны. Посвященные остаются в окрестностях лагеря до окончания процесса посвящения, где они будут находиться под наблюдением за опекунами или Виломболой . Это посвящение может длиться от пары месяцев до года, и посвященным не разрешается возвращаться в деревню или обращаться к женщинам или членам, которые не инициируются до тех пор, пока они не будут окончательно. В рамках процесса посвящения старейшины будут обучать посвященные на религию, сексуальность, поделки и традиции Чокве. После того, как они закончат, они считаются «возрождающимися» в общество Чокве. [ 2 ] : 38–39 

Женское инициация называется Укуле . Это охватывает сам лагерь и связанные соревнования, посредством которых молодые женщины проходят во взрослую жизнь. Женщины инициируются индивидуально, в отличие от Муканды , где они инициируются как группа, и требуют индивидуального образования, которое подготовит их к браку вскоре после окончания начала. Лагерь построен на окраине деревни и состоит из хижины травяной в форме конуса, похожие на те, которые в деревне, где инициативы спит и проводят свои вечера. Чтобы подготовить тело инициата к рождению, пожилой шкаф о ее животе и пояснице, порезав и вспыхивая кожу и нанося пепел в рану. В конце тело инициата окрашено линейными дизайнами. Она продолжает ходить в процессии через деревню, где она будет исполнять танцы, которые она изучила во время своего посвящения, а также получать подарки от родственников и соседей. [ 2 ] : 44–49 

Скульптурные формы

[ редактировать ]

Со временем Чокве пришли к развитию культурных традиций, которые отражаются в искусстве, созданном в сообществе. Многие виды ремесел, такие как маски честь и перенос, содержат духи предков Чокве. [ 2 ] : 11–12 

Когда дело доходит до резьбы по полезным объектам, резьба обычно выполняется мирянами. Стулья, которые вырезаны по комиссии профессиональными деревянными переколами, Songi , также производят культовые объекты, однако не в каждой деревне есть профессиональный деревянный каркас. [ 19 ] : 69 

Стул вождя

Королевское искусство

[ редактировать ]

Многие произведения, которые используются среди королевских вождей, изображают самих вождей, а также королевские предки и женские королевские фигуры. Есть много произведений, изображающих роялти, такие как скульптурные фигуры, стул, престолы, копья, скипетры, персонал, трубы, нюхательные растворы (табачные растворы), церемониальные топоры, свистки, ювелирные изделия, расчески, контейнеры и рога. [ 7 ] : 30–65 

Когда Chokwe использует термин «трон», он используется, чтобы говорить о резных стульях и соединении квадратных стул. Это связано с тем, что эти стулья и стулья Chokwe выражают власть и престиж, которыми обладают их владельцы, хранители социального порядка. Только престолы стоят как символы порядка и силы. При ссылке на резной стул или стул, который принадлежит вождю, врачу или важному старейшине, его называют Нгунджа , потому что он должен выразить уважение к влиятельному рангу владельца на вершине сообщений, которые находятся за резьба. [ 19 ] : 69 

Символика животного

[ редактировать ]

Чокве включает в себя изображения животных в их произведение искусства. Некоторые изображения включают птицы, летучих мышей, кроликов, бабуинов, львов, аардварков и панголинов (антитеров), а также домашних собак и свиней. Меха, перья, когти, клювы и кости используются для украшения костюмов для гадания. [ 2 ] : 34 

Вождя можно назвать львом, потому что он представляет собой власть и царственные качества, с которыми хочет связать себя. Шеф может также связать себя с летучими мышами как символы власти, которые предполагают людям, что вождь может летать ночью и осознавать все, что происходит на его территории. [ 2 ] : 34 

Проводник может сохранить мех генетов (ночных диких кошек), который предполагает, что у них есть способность двигаться ночью, а также обнаруживать скрытые намерения одольщиков, потому что некоторые особенности Genet заключаются в том, что оно быстро и застенчивое существо. Люди сообщества Чокве считают, что Genet может исчезнуть с невидимостью, поэтому любой, кто владеет его мехом, может стать невидимым от других. [ 2 ] : 34 

Чокве считает, что собаки также могут видеть вещи, которые невидимы для людей. Когда люди спят, а собаки выют, считается, что они предупреждают своих владельцев о невидимых существах. Бабуины предпочитают, потому что они ведут себя как люди и имеют семьи. Чокве считают, что Аардарк и чешуйчатый муравьер находятся в контакте с предками подземного мира, так как эти животные живут под землей. Чокве название для панголина - Нкака , что является тем же словом для дедушки. [ 2 ] : 34–35 

Реституция

[ редактировать ]

Повторяющаяся проблема в иностранных академических кругах - это происхождение различных произведений искусства, содержащих музеи за границей. Были предприняты некоторые усилия, чтобы вернуть произведения искусства в подозримый источник.

Примером этого является возвращение шести объектов в Национальный музей Дандо на северо -восточной Анголе, где они первоначально считались потерянными. В целом, одиннадцать объектов были определены как часть коллекции Dundo и были успешно возвращены в Анголу. [ 20 ] : 8–9 

Чокве верили во множество разных духов, включая гамбу (с.) (Пл. Махамба), который является духом предка или духа природы, для которого посвящен культу. Когда дело доходит до Махамбы, Chokwe представляют их как деревья, как кусочки курганов термитов, в качестве упрощенных статуэток и масками. Молитвы, жертвы и подношения отправляются на эти представления об этих духах в обмен на защиту в повседневной жизни и утешают их, если какой -либо последователь культа разозлил их или произошел спор, который произошел среди потомков. [ 21 ] : 40 

Есть два разных махамбы , которые различает Чокве. Махамба Макулвана, это духи, которые представляют предков и которые представлены двумя термитными курганами, и Махамба Ипвия , который является паразитическим духом или злобным духом, и может стать привязанным к человеку через владение. Иногда паразитный дух может быть чужим и может быть одним из самых опасных, потому что они могут вызвать заболевания, и они также являются одним из самых сложных махамба , чтобы угодить. [ 21 ] : 40–41 

Когда болезнь вызвана махамбой , может быть длинный ритуальный процесс, который может быть выполнен для обращения с жертвой болезни. Cimbanda , который является мужчиной или женщиной, которая была изгнана из того же духа, а затем стала членом культуры, который посвящен этому духу. Cimbanda вызывает владение , которое произойдет внутри жертвы и будет втирать белую глину над телом, что символизирует невиновность, как лекарство, чтобы избавить дух. Известно, что это успешно только тогда, когда жертва выпускает последний крик, полагая, что это гамба, уходящая через рот жертвы. [ 21 ] : 40–41 

Церемония очистки проводится после того, как экзорцизм выполняется путем бросания всего, с чем жертва вступила в контакт в куст или реку, а затем жертва инициируется в культ. [ 21 ] : 41 

Ритуальные маски

[ редактировать ]

Большинство масок окрашены в три основных цветов: черный, красный и белый, и обычно изготавливаются из овощных волокон и кусочков ткани и бумаги. [ 22 ] : 39–40 

Когда дело доходит до ношения ритуальной маски Chokwe, существуют определенные квалификации, которые должны быть встречены заранее. [ 23 ] : 41 

Чокве маскировщики верят в то, что, выплющая в ритуальную маску, которую они собираются надевать, это считается очисткой, предложением, а также способом представления просьбы предков. Другая причина плевга состоит в том, что, как говорят, обрести доверие защиты духов от любых злых владений, а также устранить их. [ 23 ] : 41 

У Чокве много масок, окружающих ритуалы. Существует три категории ритуальных масок, которые проводят Chokwe; Маска Cikungu эта или Makishi wa Mwanangana , которая представляет предков вождя и выводится только в особых случаях, Makishi a Ku Mukanda, маска играет роль в инициации Муканды , а Makishi a Kuhangan в первую очередь хранятся и выполняется владельцами. [ 23 ] : 41 

Макиши ва -цикунза - это маска, которая связана с ритуалом обрезания Муканды и называется кузнечиком, который известен своими потомственными способностями, символизирующими фертильность. Головной убор этой маски и все ее материалы и украшения представляют рога антилопы, которые символизируют силу и мужество. С одной стороны маскарадера он несет меч Муквале с другой а или винтовку , Ритуал обрезания будет происходить, а также защищать обрезанных мальчиков во время ритуала. [ 23 ] : 42 

Ритуальная маска Cihongo

Маска Макиши Ва -Сикунгу является самой большой маской Чокве и принадлежит Мванангане и напоминает предков вождя. Владелец этой маски, Мванангана , принесет жертвы козы или петуха с мечами Муквале , и как только коза или петух приносятся в жертву, затем его висят вокруг шеста хижины, который находится в центре деревни. [ 23 ] : 42–43 

Поскольку эта маска является самой большой из всех, у нее есть крылья на его стороне, которые, как говорят, представляют черный аист ( кхумби ), а узор пилотуха, который украшает маску, связан с «гадюкой аиста» Макиши Ва У Cikungu Mask есть группа треугольников, которая украшает маску, которая называется Yenge, представляющая габун -габель и его треугольные дизайны на спине. Когда дело доходит до маскарадов, маскарадер всегда является владельцем и будет носить юбку вождей до пола, а также будет нести меч или винтовку, похожую на маскирующего макиси ва-сикунса . [ 23 ] : 42–43 

PWO танцевальная маска

Маска Cihongo , , первоначально называемая Cimyanji является танцевальной маской, и это очень известная маска среди сообщества Chokwe. Эта маска представляет дух богатого и носит вождь, его сын и его племянник. Считается, что в древние времена эта маска использовалась в качестве инструмента для справедливости и могла обвинить зрителей в преступлениях, которые в конечном итоге были наказываются смертью. Подобно Cinkunza , эта маска является гамбой и также может быть макиши и может вызвать бесплодие у женщин, болезнь у мужчин или неудачную охоту, если она недоволен. [ 23 ] : 43–44 

Последняя ритуальная маска, которую использует Chokwe, - это маска PWO (женщина) или Mwana Pwo (девочка), которая очень похожа на портреты, и это маска, которая является гамбой по своей природе и только для его владельца. Эта маска в первую очередь используется для представления зрелой женщины, которая доказала свою фертильность, имея ребенка, однако, она также может представлять собой девушку и надежду на потомство. Эта маска выполняется маскарадером -мужчиной, который дает плодородию зрителям во время его исполнения маски. Как только танцор маски проходит, эти маски также похоронены так, как будто они были человеком. [ 23 ] : 44 

Традиционные религиозные убеждения Центра Чокве вокруг предков поклоняются духам. [ 4 ] В группах, где существуют вожди, они считаются представителем Бога Калунга или Нзамби, поэтому уважаются и называют Мванангана или «надзиратель земли». Иногда воспринимается как духовная связь между произведениями искусства, такими как ремесло, резные объекты и предки, а также Богом Калунга или Нзамби. С колониальной эпохой Чокве обратился к христианству, но первоначальные убеждения были сохранены для создания синкретизма убеждений и практики. [ 4 ] Например, они продолжили свои спиртные ритуалы из дохристианской эпохи, а также поддерживали свои сложные церемонии обрядов, особенно для того, чтобы отметить вход во взрослую жизнь мужчин и женщин. [ 1 ] [ 4 ]

Чокве строят наследственные святыни, где они размещают скульптуры, предметы и артефакты. Эти объекты, которые размещаются в наследственных святынях, предназначены для содержания или представления духов, а также служат точкой контакта между живыми и духовными силами. Эти святыни, называемые Качипанго, Чокве призовут или позвонят своим предкам. [ 2 ] : 31 

[ редактировать ]

Статуя Чокве, чокветные резьбы для тела, кровавые бриллианты и люди Чокве фигурируют в заговорной линии Донны Леон 14 -го загадочного романа Гвидо Брунетти «Кровь из камня» (2005). [ 24 ] [ 25 ]

Чокве Лумумба , бывший лидер Республики Новой Африки , которая стала мэром Джексона, штат Миссисипи , в 2013 году, принял свое имя от народа Чокве. [ 26 ] Его сын, Чокве Антар Лумумба , был избран мэром Джексона в 2017 году.

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Чоуке народ архивировал 2016-10-23 в The Wayback Machine , Encyclopædia Britannica
  2. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Джордан, Мануэль (1998). Чокве (1 -е изд.). Розенская издательская группа. ISBN  0-8239-1990-0 .
  3. ^ Cokwe Archived 2016-10-23 в The Wayback Machine , Ethnologue (2007)
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Molefi Ket Cite; Мазама (2009). Enclopicalia африканской религиозной SAGE Publications. п. 165–166. ТАК  978-1-4129-3636-1 .
  5. ^ Джереми Блэк (2013). Война в современном мире с 1815 года . Routledge. С. 175–179. ISBN  978-1-136-40233-3 .
  6. ^ Джозеф Миллер (1970). «Чокве торговля и завоевание в девятнадцатом веке». В Ричарде Грею и Дэвиде Бирмингеме (ред.). Доколониальная африканская торговля: эссе о торговле в центральной и восточной Африке до 1900 года . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-215639-6 .
  7. ^ Jump up to: а беременный Джордан, Мануэль (1998). Чокве! Искусство и посвящение среди Чокве и связанных с ними народов . Prestel-Verlag. ISBN  3-7913-1997-3 .
  8. ^ Jump up to: а беременный Филлис Мартин; Патрик О'Миара (1995). Африка . Издательство Университета Индианы. С. 126 –127. ISBN  0-253-20984-6 .
  9. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ахим фон Оппен (1993). Условия торговли и условия доверия: история и контексты доколониального рыночного производства вокруг Верхнего Замбези и Касаи . Liter Verlag Münster. С. 285–291 с сносками. ISBN  978-3-89473-246-2 .
  10. ^ Кевин Шиллингтон (2012). История Африки . Palgrave Macmillan. С. 259–263. ISBN  978-1-137-00333-1 .
  11. ^ Jump up to: а беременный Роланд Оливер; Энтони Атмор (2005). Африка с 1800 года . Издательство Кембриджского университета. С. 81–89 . ISBN  978-1-139-44398-2 .
  12. ^ Роберт Олдрич; Кирстен Маккензи (2013). История Routledge западных империй . Routledge. С. 461–464. ISBN  978-1-317-99987-4 .
  13. ^ Jump up to: а беременный Дэвид Гордон (2013). Роберт Росс; и др. (ред.). Объекты жизни в Центральной Африке: история потребления и социальных изменений, 1840-1980 . Brill Academic. С. 30–35. ISBN  978-90-04-25624-8 .
  14. ^ Джон Э. Флинт (1977). Кембриджская история Африки . Издательство Кембриджского университета. С. 243–247. ISBN  978-0-521-20701-0 .
  15. ^ Тимоти Дж. Стэплтон (2013). Военная история Африки . ABC-Clio. С. 186–198. ISBN  978-0-313-39570-3 .
  16. ^ Надежда Б. Вернес (2003). Континуум энциклопедия местного искусства: мировоззрение, символика и культура в Африке, Океании и Северной Америке . Bloomsbury Academic. С. 59–60. ISBN  978-0-8264-1465-6 .
  17. ^ Ханс-Йоахим Колосс (1990). Искусство Центральной Африки: шедевры Берлинского музея этнологии . Метрополитный музей искусств. ISBN  978-0-87099-590-3 .
  18. ^ Бастин, Мари-Луиза. «Ритуальные маски Чокве» . Африканское искусство . 17 (4): 40–45, 92–93, 95–96. doi : 10.2307/3336156 .
  19. ^ Jump up to: а беременный Кауэнховен-Янзен, Рейнхильд. "Чокве престол" . Африканское искусство . 14 (3).
  20. ^ Херсак, Данджа. «Рестуртирование: дебаты и действия». Африканское искусство . 52 (1). doi : 10.1162/00441 .
  21. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Бастин, Мари-Луиза. «Ритуальные маски Чокве» . Африканское искусство . 17 (4): 40–45, 92–93, 95–96. doi : 10.2307/3336156 .
  22. ^ Washuau, Boris (2006). Выключить . 5 содержимого. ISBN  88-7439-293-1 .
  23. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Бастин, Мари-Луиза. «Ритуальные маски Чокве» . Африканское искусство . 17 (4): 40–45, 92–93, 95–96. doi : 10.2307/3336156 .
  24. ^ Леон, Донна (2005). Кровь из камня . Атлантический ежемесячный. ISBN  0-87113-887-5 Полем (например, в главах 26 и 27)
  25. ^ «Обзор: кровь из камня Донны Леон» . Киркус . 2005. Архивировано из оригинала 2016-10-11 . Получено 2016-10-11 .
  26. ^ Бучсбаум, Герберт (10 марта 2014 г.). «Джексон скорбят мэра с боевиком, который выиграл скептиков» . New York Times . Получено 31 марта 2023 года .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • АРЕЙА, ML Woods of. Банту Новый Цюрих: Жан Дэвид и Герхард Мерсед,
  • АРИЯ, ML RODRIGUSE DE и ROLAND KAER. Маски: Ангола Коллекции 2 . Коллекции Музея этнографии Neuchâtel 7. Neuchâtel: Музей этнографии, 2009 .
  • Бастин, Мари Луиза. Art Décoratif Tshokwe . 2 тома Лиссабон: Angola Diamond Company, Cultural Services, 1961.
  • Бастин, Мари Луиза. Трокве скульптура . Мейудон: А. и Ф. Чаффин, 1982.
  • Cerqueira, Ivo Benjamin. Общественная жизнь коренных народов в колонии Анголы: использование и обычаи . Лиссабон: Отделение публикаций и библиотеки, общее агентство колоний, 1947.
  • Делачау, Теодор и Чарльз-э. ТИБЕБА. Страна и народы Анголы: исследования, воспоминания . Neuchâtel: Victor Attinger Editions, 1934.
  • Джордан, Мануэль, изд. Чокве!: Искусство и наш коуке и родственные люди Мюнхен: Prestel-Verlag,
  • Вашинг, Борис. Выключить . Милан: 5 Contics, 2006.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: edc77f5dde0fb9985ea98db3af3a5d2b__1719073860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/2b/edc77f5dde0fb9985ea98db3af3a5d2b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chokwe people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)