Немецкая подводная лодка Ю-110 (1940 г.)
![]() U-110 и HMS Bulldog
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | У-110 |
Заказал | 24 мая 1938 г. |
Строитель | DeSchiMAG AG Weser , Бремен |
Номер двора | 973 |
Заложен | 1 февраля 1940 г. |
Запущен | 25 августа 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 21 ноября 1940 г. |
Порт приписки | Лорьян , Франция |
Судьба | В плену 9 мая 1941 г., затонул на следующий день. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа IXB |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Черновик | 4,70 м (15 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 230 м (750 футов) |
Дополнить | От 48 до 56 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 23 130 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка U-110 — типа IXB подводная лодка нацистской Германии , Кригсмарине действовавшая во время Второй мировой войны . Она была захвачена Королевским флотом 9 мая 1941 года и передала британцам ряд секретных зашифрованных документов. Захват U-110 , позже получивший кодовое название «Операция «Примула», был одной из самых больших тайн войны и оставался таковым в течение семи месяцев. Президенту Франклину Д. Рузвельту сообщил только о захвате Уинстон Черчилль в январе 1942 года.
Дизайн
[ редактировать ]Подводные лодки типа IXB были немного крупнее первоначальных подводных лодок типа IX , позже получивших обозначение IXA. U-110 имела водоизмещение 1051 тонну (1034 длинных тонны) в надводном положении и 1178 тонн (1159 длинных тонн) в подводном положении. [ 1 ] Подводная лодка имела общую длину 76,50 м (251 фут 0 дюймов), длину прочного корпуса 58,75 м (192 фута 9 дюймов), ширину 6,76 м (22 фута 2 дюйма), высоту 9,60 м ( 31 фут 6 дюймов) и осадка 4,70 м (15 футов 5 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя MAN M 9 V 40/46 с наддувом четырехтактными девятицилиндровыми дизельными двигателями общей мощностью 4400 лошадиных сил (3240 кВт; 4340 л.с.) для использования в надводном положении, двумя двигателями Siemens-Schuckert 2 GU 345/. 34 электродвигателя двойного действия общей мощностью 1000 лошадиных сил (740 кВт; 990 л.с.) для использования под водой. длиной 1,92 м (6 футов) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 1 ]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 18,2 узла (33,7 км/ч; 20,9 миль в час) и максимальную скорость под водой 7,3 узла (13,5 км/ч; 8,4 миль в час). [ 1 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 64 морских миль (119 км; 74 миль) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 12 000 морских миль (22 000 км; 14 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-110 была оснащена шестью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и два в корме), 22 торпедами , одной корабельной пушкой SK C/32 диаметром 10,5 см (4,13 дюйма) , боезапасом 180 снарядов и 3,7 см (1,5 дюйма) SK C/30 , а также 2 см (0,79 дюйма) С/30 Зенитная пушка . На лодке было . сорок восемь человек [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Киль U-110 был заложен 1 февраля 1940 года компанией DeSchiMAG AG Weser из Бремена , Германия, под номером верфи 973. Она была спущена на воду 25 августа 1940 года и вступила в строй 21 ноября под капитанлейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа командованием .
Лодка входила в состав 2-й флотилии подводных лодок с момента ввода в строй и до гибели. Лемп командовала U-110 всю свою карьеру . На более ранней лодке ( U-30 ) он был ответственен за потопление пассажирского лайнера SS Athenia в первый день войны. Обстоятельства были таковы, что он предстал перед военным трибуналом . Однако он продолжал оставаться одним из самых успешных и мятежных полководцев своего времени. [ 2 ]
Операционная карьера
[ редактировать ]Первый патруль
[ редактировать ]U-110 отправилась в свое первое патрулирование из Киля 9 марта 1941 года. Ее путь к Атлантическому океану пролегал через пропасть между Фарерскими и Шетландскими островами . Ее первой жертвой стала Эродона , которую она повредила к югу от Исландии 16 марта. она также повредила Сиремальм 23-го числа . Этот корабль спасся только после того, как в него попала торпеда , которая не взорвалась (хотя и оставила большую вмятину), а расчет 105-мм палубной артиллерии подводной лодки забыл удалить тампион из дульной части перед тем, как поразить цель. В результате взрыва при выстреле первого снаряда трое человек были ранены, и лодка была вынуждена открыть огонь по торговому кораблю из меньшего вооружения калибра 37 и 20 мм. Несмотря на удар, Сиремальм успешно скрылась с места происшествия, двигаясь зигзагами.
U-110 прибыла в Лорьян на французском атлантическом побережье 29 марта, прервав патрулирование из-за повреждений от взорвавшегося орудия.
Второй патруль и захват
[ редактировать ]Лодка покинула Лорьян 15 апреля 1941 года. 27 числа она потопила Анри Мори примерно в 330 морских милях (610 км; 380 миль) к западу и северо-западу от островов Бласкет в Ирландии.
Следующей ее добычей стали корабли конвоя OB 318 восточнее мыса Фэрвелл (Гренландия). Она успешно атаковала и потопила Эсмонд и Бенгор-Хед , но суда сопровождения ответили. Британский корвет HMS Aubrietia обнаружил подводную лодку с помощью ASDIC (гидролокатора). Затем «Обриетия» и британский эсминец «Бродвей» приступили к сбросу глубинных бомб , вынудив U-110 всплыть на поверхность. [ 3 ]
Операция «Первоцвет» (9 мая 1941 г.)
[ редактировать ]U-110 пережила атаку, но получила серьезные повреждения. HMS Bulldog и Бродвей продолжали поддерживать связь после Обриетии последней атаки . Бродвей взял курс на таран, но вместо этого выпустил две глубинные бомбы под подводную лодку, пытаясь заставить команду покинуть корабль, прежде чем затопить ее. [ 4 ] Лемп объявил: «Последняя остановка, все выходят», что означает «Покиньте корабль». Когда экипаж оказался на палубе подводной лодки, они подверглись обстрелу со стороны Бульдога и Бродвея, в результате чего были ранены и утонули. Британцы считали, что следует использовать немецкую палубную пушку, и прекратили огонь, когда поняли, что подводную лодку бросают, а экипаж хочет сдаться.
Лемп понял, что U-110 не тонет, и попытался доплыть до нее, чтобы уничтожить секретный материал, и больше его никто не видел. Немецкий очевидец показал, что его застрелил в воде британский моряк, однако его судьба не подтверждена. В том числе Лемпа, 15 человек были убиты и 32 взяты в плен. Радист Георг Хёгель и остальная часть экипажа содержались в лагере 23 ( лагерь для военнопленных Монтейт в Ирокез-Фолс, Северный Онтарио , Канада), который сейчас является исправительным комплексом Монтейт .
Бульдога » группа « Абордажная во главе с младшим лейтенантом Дэвидом Бальмом проникла на U-110 и лишила ее всего портативного, включая ее «Курцсигнал» кодовую книгу и машину «Энигма» . [ 5 ] Уильям Стюарт Поллок, бывший радист Королевского флота и отданный в аренду компании Bulldog , был на второй лодке, поднявшейся на борт U-110 . Он забрал машину «Энигма» и книги, поскольку они выглядели неуместными в радиорубке. U-110 была отбуксирована обратно в Великобританию, но затонула по пути в Исландию .
Документы, захваченные с U-110, помогли взломщикам кодов Блетчли-Парка разгадать Reservehandverfahren , резервный немецкий ручной шифр.
Волчьи стаи
[ редактировать ]Ю-110 принимала участие в одной волчьей стае , а именно:
- Запад (9 мая 1941 г.)
Современные связи
[ редактировать ]Фильм 2000 года «U-571» частично был вдохновлен захватом U-110 .
В 2007 году хронометр подводной лодки был показан в программе BBC Antiques Roadshow из замка Алник и принадлежал внуку капитана корабля, захватившего ее.
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Корабль | Национальность | Тоннаж | Судьба [ 6 ] |
---|---|---|---|---|
16 марта 1941 г. | Разрушить | ![]() |
6,207 | Поврежденный |
23 марта 1941 г. | Сиремальм | ![]() |
2,468 | Поврежденный |
27 апреля 1941 г. | Генри Мори | ![]() |
2,564 | затонул |
9 мая 1941 г. | Бенгор-Хед | ![]() |
2,609 | затонул |
9 мая 1941 г. | Эсмонд | ![]() |
4,976 | затонул |
См. также
[ редактировать ]- В фильме «U-571» , вдохновленном захватом U-110 , ошибочно утверждается, что машина «Энигма» была захвачена американскими подводниками, а не Королевским флотом.
- Лагерь для военнопленных Монтейт (Лагерь 23)
Другие захваченные подводные лодки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , с. 68.
- ^ Себаг-Монтефиоре, Хью (2011). «13 – Операция Примула» . Энигма: Битва за код . Хачетт Великобритания. ISBN 9781780221236 .
- ^ «Архив подводных лодок - U-110 - Отчет Гринока - Нападения на U-110» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «Архив подводных лодок - U-110 - Отчет Гринока - Нападения на U-110» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ «Захват настоящей U-571 , BBC» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные U-110» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 3 октября 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). с сентября 1939 по май 1945 года Потери немецких подводных лодок . Подводная война (на немецком языке). Том IV Гамбург, Берлин, Бонн: Миттлер. ISBN 3-8132-0514-2 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Хью Себаг-Монтефиоре , «Энигма: Битва за код» , 2000, ISBN 0-7538-1130-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Enigma и Operation Primrose. Архивировано 8 июня 2011 года в Wayback Machine.
- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа IXB Ю-110» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 6 декабря 2014 г.
- Хофманн, Маркус. « У 110 » . Deutsche U-Boote 1935–1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 2 февраля 2015 г.
60 ° 22' с.ш. 33 ° 12' з.д. / 60,367 ° с.ш. 33,200 ° з.д.
- корабли 1940 года
- Захваченные подводные лодки
- машина Энигма
- Немецкие подводные лодки Тип IX
- Морские инциденты в мае 1941 г.
- Военно-морские корабли Германии, захваченные Великобританией во время Второй мировой войны.
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Подводные лодки введены в строй в 1940 году.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны