Камаль уд-Дин Бехзад
Камаль уд-Дин Бехзад | |
---|---|
Рожденный | между 1455 и 1460 годами |
Умер | 1535 |
Место отдыха | Могила Двух Камалей |
Занятие | Художник |
Эра | Средневековый период , Поздние Тимуриды , Ранний Сефевидский Иран |
Заметная работа | Живописные фотографии Джами , Султана Хусейна Мирзы Байкара , Али-Шира Наваи , Исмаила I. |
Камал уд-Дин Бехзад ( ок. 1455/60–1535), также известный как Камаль ад-Дин Бихзад или Камаледдин Бехзад ( персидский : کمالالدین بهزاد ), был персидским художником и главой королевских мастерских в Герате и Тебризе в конце Тимурид и ранний Сефевидский период. [ 1 ] Его считают высшим достижением великой традиции исламской миниатюрной живописи. [ 2 ] Он был хорошо известен своей выдающейся ролью китабдара (председателя библиотеки) в Гератской академии, а также своим положением в Королевской библиотеке города Герат. Его искусство уникально тем, что оно включает в себя общие геометрические атрибуты персидской живописи, а также вставляет его собственный стиль, например, огромные пустые пространства, вокруг которых танцует предмет картины. Его искусство включает в себя мастерское использование ценностей и индивидуальности характера: одно из его самых известных произведений - «Соблазнение Юсуфа» из « » Саади Бустана 1488 года. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Слава и известность Бехзада при жизни вдохновили многих во время и после его жизни копировать его стиль и работы из-за широкой похвалы, которую они получили. [ 4 ] [ 1 ] [ 7 ] Из-за большого количества копий и сложности с отслеживанием происхождения произведений, большое количество современных работ требует правильной атрибуции. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Полное имя Бехзада — Устад Камалуддин Бе[и]хзад. [ 8 ] Точный год его рождения неизвестен и по разным источникам варьируется от 1455 до 1460. [ 9 ] [ 10 ] Он родился и прожил большую часть своей жизни в Герате , городе на территории современного западного Афганистана, важном центре торговли и культурной и экономической столице империи Тимуридов . [ 11 ]
О детстве Бехзада известно немногое, но, по словам автора Кади Ахмада, Бехзад осиротел в раннем возрасте и был воспитан выдающимся художником и каллиграфом Мираком Наккашем , директором королевской библиотеки Тимуридов. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Бехзад также был протеже Мир Али Шира Наваи , визиря, поэта и гуманиста, и находился при дворе Герата во время правления тимуридского султана Хусейна Байкара (правил в 1469–1506 гг.). [ 15 ]
(библиотеке) султана Хусейна Байкары В нескольких рукописях, выпущенных в 1480-х годах в китабхане , видно участие Бехзада, что свидетельствует о его работе при дворе в этот период. [ 16 ] В 1486 году указом султана Хусейна Байкары Бехзад был назначен главой королевских мастерских в Герате и сменил Мирака Наккаша. Под его руководством академия достигла своего расцвета. [ 17 ]
В 1506 году султан Хусейн Байкара умер, а через месяц после его смерти Герат был захвачен войсками Бухарского ханства во главе с Мухаммедом Шейбани-ханом . Некоторые исследователи полагают, что между 1507 и 1510 годами Бехзад находился в Бухаре, следуя за Шейбани-ханом и другими художниками из Герата (хотя Бабур сообщает, что в эти годы он находился в Герате). [ 16 ]
В этот период слава Бехзада достигла своего апогея. В басне говорится, что во время битвы при Чалдыране в 1514 году, в которой турки-османы разгромили персидскую армию, шах Исмаил I спрятал Бехзада в пещере как сокровище. [ 18 ]
В 1522 году Бехзад работал у шаха Исмаила I в Тебризе (столице новой империи Сефевидов), где, будучи директором королевской мастерской, он оказал решающее влияние на развитие позднейшей живописи Сефевидов. [ 16 ] По словам Мухаммада Хвандамира, шах Исмаил I нанял Бехзада указом, в котором он описал художника как «... чудо нашего века, образец для художников и пример для ювелиров, мастер Кемаль-од-Дин Бехзад, который своей кистью опозорил Мани и унизил страницы Аржанга своим рисовальным карандашом...». [ 19 ]
В 1524 году внезапно умер шах Исмаил. Более поздние работы Бехзада обычно связывают с именем сына шаха Исмаила, шаха Тахмаспа I (правил в 1524–1576 гг.). [ 20 ] Бехзад продолжал служить в мастерской шаха до своей смерти в 1535 году. [ 21 ]
Могила Бехзада находится в Герате, под Кох-и Мухтаром («Избранный холм»). [ 22 ]
Карьера и стиль
[ редактировать ]Бехзад — самый известный из персидских художников-миниатюристов, хотя его точнее понимать как директора мастерской (или китабханы), производившей иллюминации рукописей в задуманном им стиле. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] В 1486 году Бехзад стал главой Гератской академии при поддержке султана Хусейна Байкара. Он покинул эту должность в 1506 году, в конце правления Байкары. [ 3 ] В 1522 году Бехзад переехал в город Тебриз вслед за Тахмаспом , сыном шаха Исмаила I, который был назначен губернатором Герата в 1514 году. Именно в этом городе он стал главой королевской библиотеки Сефевидов. Он работал там до своей смерти примерно в 1536 году. [ 4 ] [ 8 ] [ 6 ]
Персидская живопись того периода часто использует расположение геометрических архитектурных элементов в качестве структурного или композиционного контекста, в котором расположены фигуры.
Бехзад одинаково хорошо владеет органическими участками ландшафта, но там, где он использует традиционный геометрический стиль, Бехзад расширяет этот композиционный прием в нескольких направлениях. Во-первых, он часто использует открытые, неструктурированные пустые области, вокруг которых движется действие. Также он связывает свои композиции с мастерством перемещения глаза наблюдателя по картинной плоскости в причудливом органическом потоке. Жесты фигур и предметов не только неповторимо естественны, выразительны и активны, они устроены так, чтобы постоянно перемещать взгляд по всей картинной плоскости.
Он использует ценность (контраст темного и светлого) более решительно и умело, чем другие средневековые миниатюристы. Еще одно качество, общее для его работ, — это игривость повествования: почти скрытый глаз и частичное лицо Бахрама, когда он выглядывает из-за жалюзи, чтобы наблюдать за резвящимися девушками в бассейне внизу, прямостоящий козел, похожий на демона, на краю горизонта в история о старухе, противостоящей грехам Санджара, удивительной космополитической разновидности людей, работающих на стене в образце изображения.
Эта удивительная индивидуальность характера и повествовательное творчество — качества, которые отличают произведения Бежада и соответствуют их литературному замыслу. Бехзад также использует суфийскую символику и символический цвет для передачи смысла. Он привнес больший натурализм в персидскую живопись, особенно в изображении более индивидуализированных фигур и использовании реалистичных жестов и выражений.
К самым известным работам Бехзада относятся «Соблазнение Юсуфа» из « 1488 » Саади Бустана года и картины из рукописи Низами Британской библиотеки 1494–1495 годов, в частности сцены из «Лейлы и Меджнуна» и « Хафт Пайкар » (см. Сопроводительное изображение). Приписывание конкретных картин самому Бехзаду часто проблематично (и, как сейчас утверждают многие ученые, неважно). [ 23 ] но большинство работ, обычно приписываемых ему, датируются 1488–1495 годами.
«Соблазнение Юсуфа», история, найденная как в Библии , так и в Коране , описывает серию взаимодействий между Иосифом и Зулайхой , женой Потифара. Сади Эта история ранее уже появлялась в «Бустане» , написанном 200 лет назад. Подробно о событиях рассказал и поэт-мистик Джами , служивший при дворе Хусейна Байкары . На картине изображены оба их вклада; два куплета из стихов Джами начертаны белым по синему вокруг центральной арки картины, а стихотворение Сади выгравировано на панелях кремового цвета вверху, посередине и внизу страницы. [ 26 ] Джами утверждает, что действие повествования происходит в месте, которое Зулайха построила и украсила чувственными портретами себя и Юсуфа. Двери были заперты, пока она сопровождала напуганного Юсуфа из комнаты в комнату. [ 26 ] Здесь рассматривается архитектура как средство разделения пространства, создающее возможность прочтения пространства как времени. В этой композиции подчеркнута длительность переживания образа зрителем. [ 27 ] Однако разнообразие присутствующих мест определяет произведение искусства или архитектуры. Непрерывность этих пространственных зон, каждая из которых вписывается в особую атмосферу каждого памятника, имеет первостепенное значение. [ 28 ] Повествование продолжается, когда Зулайха и Юсуф входят во внутреннюю комнату. Он ускользает из ее рук, когда она бросается на него. Семь запертых дверей внезапно открываются и помогают ему избежать ее соблазнения. Самая драматичная часть истории изображена на картине Бхизада, когда беспомощная Зулайха тянется, чтобы схватить Юсуфа. [ 26 ] И снова архитектура служит средством этого эффективного визуального повествования. Решение художника использовать моносценическую композицию и сделать все регионы видимыми глазу позволило включить в нее максимально возможное количество повествовательных элементов. [ 29 ] Если мы сравним слова Джами с иллюстрацией Бихзада, то увидим, что одна из них представляет собой аллегорию поиска души небесной любви и красоты, а последняя — приглашение к мистическому созерцанию. Все включенные стилистические особенности помогают художнику что-то передать. Великолепный дворец — олицетворение материального мира; семь комнат представляют семь стран ; а красота Юсуфа — это метафора красоты Бога. Более того, отсутствие свидетеля на картине призвано показать преданность Юсуфа Богу. Он мог бы поддаться пылу Зулайхи, но понял, что Бог всевидящий и всезнающий. Этот образ превосходит как буквальные стандарты, так и преобладающие мистические элементы в современной литературе и обществе. [ 30 ]
Наследие
[ редактировать ]Одно из непреходящих влияний Бехзада связано с его искусным изображением людей и других органических мотивов, придающим новую глубину повествованиям и персонажам его картин. Человеческие фигуры Бехзада были менее жесткими в своих позах и более динамичными в своих движениях, что придавало картинам большее ощущение энергии и эмоций. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] Точно так же Бехзад использовал метод живописи, основанный на геометрических формулах и сглаживании визуальной плоскости, чтобы представить все повествование в одной картине и гарантировать, что глаза зрителя будут перемещаться по всей картине. [ 1 ]
Техническое мастерство Бехзада сочеталось с острым художественным взглядом, поскольку он смог создать визуально сложную, но захватывающую сцену. [ 3 ] [ 4 ] Плавность композиций Бехзада отражает его способность создавать реалистичную сцену, сводя ее к наиболее важным элементам. Нельзя сказать, что Бехзад создавал необработанные работы, скорее, то, что он решил включить, было мастерски передано, наполнено эмоциями и мастерским владением кистью и цветом. [ 1 ] [ 5 ]
Репутация Бехзада была прочно обоснована еще при его жизни: близлежащие правители, такие как императоры Великих Моголов, были готовы платить большие суммы за его картины, что еще больше увеличивало его славу и наследие. [ 1 ] [ 5 ] [ 10 ] Обладая таким престижем, Бехзад стал центральной фигурой Гератской школы живописи, в конечном итоге став главой Гератской академии в 1486 году и покинув ее в 1506 году. [ 1 ] Будучи главой Гератской академии, он имел большое влияние на студентов, влияя на стили и технику будущих поколений персидских художников. Слава и художественная известность Бехзада вдохновили подражателей или других художников учиться на его картинах, а более формально Бехзад имел большой контроль над созданием рукописей и, следовательно, их внешним видом. [ 7 ]
В настоящее время большая часть внимания ученых сосредоточена на обеспечении правильной атрибуции Бехзада, поскольку существуют опасения, что некоторые ранее приписываемые работы могут принадлежать не Бехзаду. Атрибуция некоторых произведений может быть относительно достоверной на основании правильно датированных и поставленных подписей, но другие были приписаны в 16 веке и содержат только стилистическое сходство с работами Бехзада. Таким образом, возникают вопросы о том, являются ли некоторые произведения искусными имитациями или они подлинные. [ 3 ] [ 5 ] [ 8 ]
Бехзад в литературе
[ редактировать ]Бехзад упоминается в Орхана Памука романе «Меня зовут Красный» , в котором мастерская османских миниатюристов считает его одним из величайших персидских миниатюристов.
Галерея
[ редактировать ]-
Миниатюрная картина Бихзада, иллюстрирующая похороны пожилого Аттара из Нишапура после того, как он был взят в плен и убит монгольскими захватчиками.
-
Юсеф и Зулейха
-
Миниатюрная картина из Искандарнамы Низами.
-
Миниатюрная картина из Искандарнамы.
-
угодье Охотничье .
-
Обезглавливание короля
-
Султан Хусейн
-
Тимур дает аудиенцию по случаю своего воцарения
-
Танцующие дервиши (ок. 1480/1490)
-
Портрет дервиша
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Энциклопедия ислама «Бихзад» . Гибб, HAR (Гамильтон Александр Росскин), 1895–1971 гг., Бирман, П.Дж. (Пери Дж.) (Новое издание). Лейден: Брилл. 1960–2009. ISBN 90-04-16121-Х . OCLC 399624 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Норвич, Джей-Джей (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Гератская школа» . Британская энциклопедия . 20 июля 1998 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Бехзад» . Британника . 30 марта 2016 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барри, Майкл А., 1948– (2004). Фигуративное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Гератского (1465–1535) . Бихзад, действующий в 16 веке. (англоязычное изд.). Париж. п. 153. ИСБН 978-2-08-030421-6 . OCLC 56653717 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Балафрей, Ламия (2019). Становление художника в позднетимуридской живописи . Эдинбург. п. 204. ИСБН 978-1-4744-3745-5 . OCLC 1124796271 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Рахматуллаева, Сулхинисо (2 ноября 2014 г.). «Архитектура начальной школы в персидской живописи пятнадцатого-шестнадцатого веков» . Иранские исследования . 47 (6): 871–901. дои : 10.1080/00210862.2014.906225 . ISSN 0021-0862 . S2CID 161457080 .
- ^ Перейти обратно: а б с Барри, Майкл А. (2004). Фигуративное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535) (англоязычное изд.). Париж. п. 134. ИСБН 978-2-08-030421-6 . OCLC 56653717 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стирлин, Анри (2012). Персидское искусство и архитектура . Стирлин, Энн, Бюше, Адриен. Лондон: Темза и Гудзон. п. 144. ИСБН 978-0-500-51642-3 . OCLC 814179259 .
- ^ Перейти обратно: а б Олег, Грабарь (2000). В основном миниатюры: введение в персидскую живопись . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 12. ISBN 0-691-04941-6 . OCLC 43729058 .
- ^ Куратола, Джованни (2007). Искусство и архитектура Персии . Скарсия, Джанроберто., Шор, Маргарита. (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 208. ИСБН 978-0-7892-0920-7 . OCLC 74029430 .
- ^ Ахмад ибн Мир Мунши, аль-Хусаини, перевод Владимира Минорского (1959). Каллиграфы и художники / трактат Кади Ахмада, сына Мир-Мунши, около 1015 г. хиджры/1606 г. н.э. Вашингтон.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Бэзил, Грей (1977). Персидская живопись . Нью-Йорк: Риццоли. п. 115. ИСБН 0-8478-0080-6 . ОСЛК 3030835 .
- ^ Барри, Майкл А. (2004). Фигуративное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535) (англоязычное изд.). Париж. п. 147. ИСБН 978-2-08-030421-6 . OCLC 56653717 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Куратола, Джованни (2007). Искусство и архитектура Персии . Скарсия, Джанроберто., Шор, Маргарита. (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 204. ИСБН 978-0-7892-0920-7 . OCLC 74029430 .
- ^ Перейти обратно: а б с Соучек, Присцилла (1989). "БЕХЗАД, КАМАЛ-ЭЛ-ДИН " Энциклопедия Ираника Получено 9 декабря.
- ^ Стирлин, Анри (2012). Персидское искусство и архитектура . Стирлин, Энн, Бюше, Адриен. Лондон: Темза и Гудзон. п. 144. ИСБН 978-0-500-51642-3 . OCLC 814179259 .
- ^ Акимушкин, Олег (2004). «Сказание о художнике Бехзаде и каллиграфе Махмуде Нишапури» в книге «Средневековый Иран. Культура, история, филология» . Св. Петербург. стр. 59–64. ISBN 5-02-027059-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Судавар, Аболала (1992). Искусство персидских дворов: избранное из коллекции Фонда искусства и истории . Бич, Майло Кливленд, Коллекция Фонда искусства и истории (Хьюстон, Техас). Нью-Йорк: Риццоли. п. 95. ИСБН 0-8478-1660-5 . ОСЛК 26396207 .
- ^ Стирлин, Анри (2012). Персидское искусство и архитектура . Стирлин, Энн, Бюше, Адриен. Лондон: Темза и Гудзон. п. 149. ИСБН 978-0-500-51642-3 . OCLC 814179259 .
- ^ Куратола, Джованни (2007). Искусство и архитектура Персии . Скарсия, Джанроберто., Шор, Маргарита. (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 210. ИСБН 978-0-7892-0920-7 . OCLC 74029430 .
- ^ Барри, Майкл (2004). Фигуративное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535) (англоязычное изд.). Париж: Фламмарион. п. 159. ИСБН 978-2-08-030421-6 . OCLC 56653717 .
- ^ Перейти обратно: а б Роксбург, Дэвид Дж., «Камаль ад-Дин Бихзад и авторство в персидской живописи», Мукарнас , Том. XVII, 2000, стр. 119–146.
- ^ Ленц, Томас, «Меняющиеся миры: Бихзад и новая живопись», Персидские мастера: пять веков живописи, изд., Шейла Р. Кэнби , Бомбей, 1990, стр. 39–54.
- ^ Ленц, Томас и Лоури, Гленн Д., Тимур и княжеское видение , Лос-Анджелес, 1989.
- ^ Перейти обратно: а б с Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (1997). Исламское искусство . Файдон. п. 216.
- ^ Роксбург, Дэвид (2003). «Микрография: к визуальной логике персидской живописи». RES: Антропология и эстетика . 43 : 27. doi : 10.1086/RESv43n1ms20167587 . S2CID 193598798 .
- ^ Шукуров, Шариф (2009). «История искусств как теория искусства». Арс Ориенталис . 36 : 230.
- ^ Роксбург, Дэвид (2003). «Микрография: к визуальной логике персидской живописи». RES: Антропология и эстетика . 43 : 25. doi : 10.1086/RESv43n1ms20167587 . S2CID 193598798 .
- ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла (1997). Исламское искусство . Файдон. стр. 216–218.
Ссылки
[ редактировать ]- Балафрей, Ламия. Становление художника в живописи позднего Тимуридов , Издательство Эдинбургского университета, 2019, ISBN 9781474437431
- Бренд, Барбара, Исламское искусство , Лондон, 1991.
- Чепмен, Сара, «Математика и значение в структуре и композиции миниатюрной живописи Тимуридов», Persica , Vol. XIX, 2003, стр. 33–68.
- Грабарь Олег, «В основном миниатюры: введение в персионную живопись», Принстон, 2000 г.
- Грей, Бэзил, Персидская живопись , Лондон, 1977.
- Хилленбранд, Роберт, Исламское искусство и архитектура , Лондон, 1999.
- Ленц, Томас и Лоури, Гленн Д., Тимур и княжеское видение , Лос-Анджелес, 1989.
- Ленц, Томас, «Меняющиеся миры: Бихзад и новая живопись», Персидские мастера: пять веков живописи , изд., Шейла Р. Кэнби, Бомбей, 1990, стр. 39–54.
- Мехта, Сухаан. 2016. «Традиции и толерантность». Религия и искусство 20 (3): 336–54. doi: 10.1163/15685292-02003004.
- Мильштейн, Рэйчел, «Суфийские элементы в гератской живописи конца пятнадцатого века», Исследования памяти Гастона Вита , изд., М. Розен-Аялон, Иерусалим, 1977, стр. 357–70.
- Райс, Дэвид Талбот, Исламское искусство , 2-е изд., Лондон, 1975.
- Райс, Дэвид Талбот, Исламская живопись: обзор , Эдинбург, 1971.
- Робинсон, Бэзил В., Персидская живопись пятнадцатого века: проблемы и проблемы , Нью-Йорк, 1991.
- Роксбург, Дэвид Дж., «Камаль ад-Дин Бихзад и авторство в персидской живописи», Мукарнас , Том. XVII, 2000, стр. 119–146.