Сжатие времени и пространства
Сжатие времени-пространства (также известное как сжатие пространства-времени и дистанцирование времени-пространства ) — это идея, относящаяся к изменению качеств пространства-времени и отношений между пространством и временем, что является следствием расширения капитала . Оно коренится в идее Карла Маркса об «уничтожении пространства временем», первоначально разработанной в « Грундриссе » . [1] и позже был сформулирован марксистским географом Дэвидом Харви в его книге «Состояние постмодерна» . [2] Похожая идея была предложена Эльмаром Альтватером в статье в PROKLA в 1987 году. [3] переведено на английский язык как «Экологические и экономические модальности времени и пространства» и опубликовано в журнале Capitalism Nature Socialism в 1990 году. [4]
Сжатие времени и пространства происходит в результате технологических инноваций, вызванных глобальной экспансией капитала, которые сжимают или стирают пространственные и временные расстояния, включая технологии связи ( телеграф , телефоны , факсы , Интернет ) и путешествий (железные дороги, автомобили, поезда, реактивные самолеты), вызванные необходимостью преодоления пространственных барьеров, открытия новых рынков, ускорения производственных циклов и сокращения времени оборота капитала.
По словам Поля Вирилио , сжатие времени-пространства является важным аспектом капиталистической жизни, и он говорит, что «мы вступаем в пространство, которое является пространством-скоростью… Это новое другое время — это время электронной передачи, высокотехнологичных машин и следовательно, человек присутствует в такого рода времени не посредством своего физического присутствия, а посредством программирования» (цит. в Decron 71) . [5] ). В книге «Скорость и политика» Вирилио ввел термин «дромология» для описания изучения «скорости-пространства». Вирилио описывает скорость как скрытый фактор богатства и власти, где исторические эпохи и политические события фактически являются соотношением скоростей. По его мнению, ускорение разрушает пространство и сжимает время в способах восприятия реальности.
Теоретики обычно выделяют два исторических периода, в которых происходило сжатие времени и пространства; период с середины 19 века до начала Первой мировой войны и конца 20 века. В оба этих периода времени, по словам Джона Мэя и Найджела Трифта, «произошла радикальная реструктуризация в природе и опыте как времени, так и пространства… в оба периода произошло значительное ускорение темпа жизни, сопровождавшееся распадом или крах традиционных пространственных координат». [6]
Критика
[ редактировать ]Дорин Мэсси раскритиковала идею сжатия времени и пространства в своем обсуждении глобализации и ее влияния на наше общество. Она настаивала на том, что любые идеи, которые наш мир «ускоряет» и «распространяет», должны быть помещены в местный социальный контекст. «Сжатие времени-пространства», утверждает она, «нуждается в социальной дифференциации»: «то, как люди помещаются в «сжатие времени-пространства», сложно и чрезвычайно разнообразно». По сути, Мэсси критически относится к понятию «сжатия пространства-времени», поскольку оно отражает попытки капитала стереть ощущение локального и маскирует динамические социальные способы, благодаря которым места остаются «местами встреч». [7]
Для Мойше Постона , [8] Трактовка Харви сжатия пространства-времени и постмодернистского разнообразия — это всего лишь реакция на капитализм . Следовательно, анализ Харви остается «внешним социальным формам, выраженным» в концепциях глубокой структуры капитала, стоимости и товара . Для Постона момент постмодерна не обязательно является односторонним эффектом современной формы капитализма, но его также можно рассматривать как имеющий освободительную сторону, если он оказался частью посткапитализма. А поскольку постмодернизм обычно пренебрегает собственным контекстом укорененности, он может легитимировать капитализм как постмодернистский, тогда как на уровне глубокой структуры он фактически может быть более концентрированным, с крупными капиталами, которые накапливаются, а не расходятся, и с расширением товарных ниш с меньшим количеством товаров. покупатели.
Постоун утверждает, что нельзя выйти за пределы капитализма и объявить его чистым злом или одномерным злом, поскольку освободительное содержание таких вещей, как равное распределение или разнообразие, является потенциалом самого капитализма в его обильных и разнообразных производительных силах. Однако эта первоначальная перспектива дает осечку, когда такие формы общества, как модерн и впоследствии постмодернизм, воспринимают себя как истинную целостность жизни как оппозицию капитализму, тогда как на самом деле они основаны на воспроизводстве тех же капиталистических отношений, которые их создали.
См. также
[ редактировать ]- Глобальная деревня
- Поздний капитализм
- Поздний модернизм
- Социальное производство пространства
- Пространство потоков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маркс, Карл. Планы этажей . Penguin Classics, 1993. стр. 539.
- ^ Харви, Дэвид. Состояние постмодерна: исследование истоков культурных изменений . Кембридж, Массачусетс: Блэквелл, 1990.
- ^ Альтфатер, Эльмар (1987). «Эколого-экономические модальности времени и пространства» . ПРОКЛУС. Журнал критических социальных наук (на немецком языке). 17 (67): 35–54. дои : 10.32387/prokla.v17i67.1338 .
- ^ Альтватер, Эльмар (1989). «Эколого-экономические модальности времени и пространства». Капитализм Природа Социализма . 1 (3): 59–70. дои : 10.1080/10455758909358384 .
- ^ Декрон, Крис. Скорость-Пространство. Вирилио в прямом эфире. Эд. Джон Армитедж. Лондон: Sage, 2001. 69–81.
- ^ Мэй, Джон и Найджел Трифт . "Введение." Пространство-время: география временности . Нью-Йорк: Рутледж, 2001. стр. 1–46.
- ^ Мэсси, Дорин (1994). «Глобальное чувство места». Пространство, место и пол . Университет Миннесоты Пресс . ISBN 0816626162 .
- ^ Постон, Мойше . «Теоретизирование современного мира: Роберт Бреннер, Джованни Арриги, Дэвид Харви» в « Политической экономии настоящего и возможного глобального будущего» , Anthem Press, 2007.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гидденс, Энтони (1981). «Пространственно-временное дистанцирование и генерация власти» . Современная критика исторического материализма: власть, собственность и государство . Лондон: Макмиллан. стр. 90–108 . ISBN 978-0-520-04535-4 . Проверено 23 мая 2011 г.
- Джефф Льюис (2008), Культурные исследования , Sage, Лондон. ISBN 9781412922302 .
- [Софи Рейн] (2022), Что такое сжатие пространства-времени?