Система застежек-молний
Из «Политика и экономика». серии |
Избирательные системы |
---|
![]() |
![]() ![]() |
Система застежек-молний , также известная как «вертикальная паритетность» или «система зебры», [ 1 ] [ 2 ] представляет собой избирательный механизм , предназначенный для обеспечения гендерного паритета в странах, использующих пропорциональное представительство по партийным спискам с закрытыми списками . Он требует, чтобы партии чередовали кандидатов любого пола в своих списках кандидатов, а это означает, что 50% кандидатов в списке — женщины, а 50% — мужчины. [ 3 ] Система застежек-молний применяется к законам о выборах с целью установления гендерного паритета. [ 3 ]
Однако математический механизм, лежащий в основе наивной системы застежек-молний, ошибочен, и в результате предпочтение будет отдано тому полу, который с большей вероятностью будет помещен в список первым. [ 4 ] Более современные варианты системы «застежки-молнии», основанные на последовательности справедливого распределения , бипропорциональном распределении и других правилах, могут обеспечить гораздо более точное соблюдение гендерных квот , внося при этом меньше искажений в партийные списки. [ 4 ]
Процесс
[ редактировать ]Система «молния» требует от партий создания списка кандидатов, в котором пол кандидатов чередуется между женщинами и мужчинами, так что при распределении мест пол избранных членов чередуется для каждого дополнительного места, которое партия получает. [ 3 ] [ 4 ]
Вертикальный паритет также можно сочетать с горизонтальным паритетом, который служит той же цели. [ 5 ] Горизонтальный паритет требует, чтобы каждая партия также представила равное количество списков кандидатов, причем кандидаты-женщины и мужчины возглавляли список в каждом избирательном округе, в котором участвует партия. [ 5 ] Однако это не обязательно приводит к паритету, поскольку один пол может занять первое место в округах, где его партия вряд ли получит какие-либо места. [ 4 ]
Некоторые страны используют гендерные квоты в партийных списках в попытке обеспечить гендерный паритет, но без правила о ранжировании это может носить чисто символический характер. [ 6 ] поскольку все женщины могут оказаться в конце партийного списка и иметь меньше шансов быть избранными. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Использовать
[ редактировать ]Некоторые страны требуют использования системы «молний» в своих избирательных законах. Аргентина , Боливия , Коста-Рика , Эквадор , Франция , Кения , Лесото , Ливия , Монголия , Никарагуа , Сенегал , Южная Корея , Тунис и Зимбабве внедряют систему «молний» по крайней мере в одном выборном органе. [ 1 ] [ 10 ] Многие из этих стран не используют систему застежек-молний равномерно в законодательных органах или предъявляют дополнительные требования. Во Франции только органы, избранные по пропорциональной системе, используют систему застежек-молний. [ 11 ] Зимбабве использует систему «молний» на выборах в Сенат и требует, чтобы только 60 из 80 мест применяли систему «молний». [ 12 ] Помимо вертикального паритета, Коста-Рика использует систему горизонтального паритета, требующую от партий чередовать мужчин и женщин в верхней части своих списков в разных провинциях. [ 13 ] Мавритания требует, чтобы округа с числом более трех мест использовали систему застежек-молний. [ 14 ] Системы застежек-молний также были внедрены в Италии в 1993 году, но были отменены Конституционным судом в 1995 году. [ 15 ]

В странах, где нет законодательных требований, некоторые партии предпочитают внедрять систему «молния» в своих собственных списках, например, Шведская социал-демократическая партия (SAP). [ 3 ] Введение SAP системы «молний» в 1993 году привело к тому, что 48% ее кандидатов на всеобщих выборах 1994 года рекордного числа женщин-депутатов составили женщины, и способствовало избранию в риксдаг . [ 3 ] В других странах, до 2007 года, местные левые партии в некоторых провинциях Испании , включая Андалусию , Кастилию-Ла-Манчу и Балеарские острова , добровольно ввели сжатые списки кандидатов после того, как Народная партия препятствовала внедрению системы «молний» в законы о местных выборах для регионов. . [ 16 ] С принятием Закона о равенстве Испанской социалистической рабочей партией в 2007 году вступили в силу местные законы о застежках-молниях. [ 16 ]
Анализ
[ редактировать ]Хотя правило ранжирования по системе «молния» требует разделения женщин и мужчин в партийных списках на 50–50, это не всегда приводит к равенству представительства в законодательных органах. [ 6 ] Хотя партии обязаны чередовать мужчин и женщин, они часто ставят мужчину на первое место в списке. [ 17 ] Если партии получают нечетное количество мест на данных выборах и партийный список начинается с мужчины, количество избранных мужчин будет равно числу избранных женщин плюс один. [ 4 ] Этот гендерный дисбаланс неизбежен там, где количество мест нечетное. Если это является обычным явлением в различных избирательных округах и избирательных округах, гендерная структура окончательного избирательного органа часто все равно будет искажена. [ 4 ]
Некоторые исследования утверждают, что представители обоих полов, как правило, имеют одинаковое место в партийных списках, что делает систему застежек-молний ненужной, но исследования по этой теме неоднозначны. [ 8 ] [ 18 ] [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Правила ранжирования и требования к размещению в правилах квот —» . Проект Эйс . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Ларсеруд, Стина; Тафорн, Рита (март 2007 г.). «Проектирование для равенства: женские квоты и участие женщин в политической жизни» . Разработка . 50 (1): 36–42. doi : 10.1057/palgrave.development.1100333 . ISSN 1011-6370 . S2CID 84374808 .
- ^ Jump up to: а б с д и Системы избирательных гендерных квот и их внедрение в Европе: обновленная информация 2013 г. Главное управление внутренней политики
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тон-Маркес, Бланка Л.; Рамирес-Гонсалес, викторианский; Лопес-Кармона, Адольф (1 апреля 2014 г.). «Обеспечение парламентского гендерного равенства с помощью нового метода застежки-молнии: применение к Финляндии» . Исследование социальных показателей . 116 (2): 475–492. дои : 10.1007/ s11205-013-0301-3 ISSN 1573-0921 .
- ^ Jump up to: а б «Наполнители списков или будущие лидеры? Женщины-кандидаты на муниципальных выборах в Тунисе 2018 года» . Демократия Интернационал . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Далеруп, Друде, изд. (2005), «Избирательные квоты: частота и эффективность» , Женщины, квоты и политика , Routledge, стр. 283–300, doi : 10.4324/9780203099544-25 , ISBN 978-0-203-09954-4 , получено 13 декабря 2021 г.
- ^ Хтун, Мала Н.; Джонс, Марк П. (2002), «Порождение права на участие в принятии решений: избирательные квоты и женское лидерство в Латинской Америке» , Гендер и политика прав и демократии в Латинской Америке , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 32–56, номер домена : 10.1057/9781403914118_2 , ISBN. 978-1-349-42700-0 , получено 8 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хтун, Мала Н. (2005). «Женщины, политические партии и избирательные системы в Латинской Америке». В Джули Баллингтон; Азза Карам (ред.). Женщины в парламенте: за пределами цифр (PDF) . Международный институт демократии и помощи выборам. стр. 112–121. ISBN 9185391190 .
- ^ Тон-Маркес, Бланка Л.; Рамирес-Гонсалес, викторианский; Лопес-Кармона, Адольф (1 апреля 2014 г.). «Обеспечение парламентского гендерного равенства с помощью нового метода застежки-молнии: применение к Финляндии» . Исследование социальных показателей . 116 (2): 475–492. дои : 10.1007/s11205-013-0301-3 . ISSN 1573-0921 . S2CID 154571217 .
- ^ «Парламентские выборы 2024: еще одна новая избирательная система» . Монголия Фокус . 12 марта 2024 г.
- ^ Франции IDEA База данных гендерных квот
- ^ Зимбабве IDEA База данных гендерных квот
- ^ Пископо, Дженнифер М. (2014). «Права, равенство и демократия: переход от квот к паритету в Латинской Америке». ССНН 2529904 .
- ^ Аль-Джамия-Аль-Ватания (Национальное собрание) МПС
- ^ 4. Квоты и позитивные действия по увеличению участия женщин в политической жизни. Генеральный директорат по исследованиям.
- ^ Jump up to: а б Верге, Таня (март 2012 г.). «Институционализация гендерного равенства в Испании: от партийных квот к избирательным гендерным квотам» . Западноевропейская политика . 35 (2): 395–414. дои : 10.1080/01402382.2011.648014 . ISSN 0140-2382 . S2CID 153880831 .
- ^ «Постановление о гендерном равенстве направлено на то, чтобы в законодательном органе Коста-Рики было примерно 50/50 мужчин и женщин» . Тико Таймс . 27 мая 2016 г. Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Хтун, Мала Н.; Джонс, Марк П. (2002), «Порождение права на участие в принятии решений: избирательные квоты и женское лидерство в Латинской Америке» , Гендер и политика прав и демократии в Латинской Америке , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 32–56, номер домена : 10.1057/9781403914118_2 , ISBN. 978-1-349-42700-0 , получено 13 декабря 2021 г.
- ^ Шмидт, Грегори Д. (1 июня 2009 г.). «Избрание женщин в системах списочного PR: проверка общепринятого мнения» . Электоральные исследования . 28 (2): 190–203. doi : 10.1016/j.electstud.2008.08.002 . ISSN 0261-3794 .