Аиша
Аиша Мать верующих | |
---|---|
Аиша | |
Рожденный | в. 613/614 |
Умер | в. Июль 678 г. (63–65 лет) Медина , Хиджаз, Халифат Омейядов (современная Саудовская Аравия) |
Место отдыха | Кладбище Аль-Баки , Медина |
Супруг | Мухаммед ( м. 620; умер в 632) |
Родители) | Абу Бакр (отец) Умм Руман (мать) |
Семья |
|
Айша бинт Аби Бакр [ а ] ( ок. 613/614 н. э. – июль 678 г. ) была исламского пророка Мухаммеда . третьей и самой молодой женой [ 8 ] [ 9 ]
О ее детстве мало что известно. Большинство классических источников сходятся во мнении, что Аише было 6 или 7 лет на момент замужества и 9 лет на момент вступления в брак ; ее возраст был источником идеологических разногласий. [ 10 ] Аиша сыграла важную роль в ранней исламской истории, как при жизни Мухаммеда, так и после его смерти. В суннитской традиции Аиша изображается ученой, умной и любознательной. Она способствовала распространению послания Мухаммеда и служила мусульманской общине в течение 44 лет после его смерти. [ 11 ] Она также известна тем, что рассказала 2210 хадисов . [ 12 ] не только по вопросам, связанным с личной жизнью Мухаммеда, но и по таким темам, как наследство , паломничество и эсхатология . [ 13 ] Ее интеллект и знания в различных предметах, включая поэзию и медицину, были высоко оценены ранними учеными и светилами, такими как аз-Зухри и ее ученик Урва ибн аз-Зубайр . [ 13 ]
Ее отец, Абу Бакр ( годы правления 632–634 ), стал первым халифом , преемником Мухаммеда, а через два года ему наследовал Умар ( годы правления 634–644 ). Аиша сыграла ведущую роль в оппозиции третьему халифу Усману ( годы правления 644–656 ), хотя она также выступала против тех, кто несет ответственность за его убийство. [ 14 ] Она отказалась признать преемника Усмана Али ( годы правления 656–661 ) и присоединилась к аз-Зубайру ибн аль-Авваму и Тальхе ибн Убайд Аллаху . Она потерпела поражение в Верблюжьей битве , после чего удалилась в Медину, примирилась с Али и не выступала против халифа Муавии ( годы правления 661–680 ). [ 14 ] Она участвовала в битве, произнося речи и возглавляя войска на спине своего верблюда. В итоге она проиграла битву, но ее участие и решимость оставили неизгладимое впечатление. [ 7 ] Из-за ее участия в этой битве мусульмане-шииты в целом негативно относятся к Аише . В суннитском исламе Аишу считают ведущим исламским ученым и учителем нескольких сподвижников и табиинов .
Источники
Биографические сведения о Мухаммаде и его сподвижниках зафиксированы в хадисах и сире . Хадисы первоначально передавались устно, а затем были собраны и обобщены знатоками хадисов . [ 15 ] В исламе хадисы считаются фундаментальными источниками, уступающими только Корану . [ 16 ] Однако историческая достоверность как хадисов, так и сиры была предметом споров в некоторых академических кругах. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Ранний период жизни
Аиша родилась в Мекке ок. 613–614 . [ 20 ] [ 21 ] Она была дочерью Абу Бакра и Умм Руман Мухаммеда , двух самых доверенных сподвижников . [ 8 ] Никакие источники не дают более подробной информации о детских годах Аиши. [ 22 ] [ 23 ]
Брак с Мухаммедом
Мухаммед рассказал, что дважды видел во сне Аишу, которую нес ангел в шелковой ткани и сказал ему, что она станет его женой. Мухаммед верил, что если сны были от Бога, он воплотит их в жизнь. [ 24 ] [ 25 ] После смерти его первой жены Хадиджи бинт Хувайлид его тетя Хавла бинт Хаким предложила ему жениться на Аише. [ 26 ] [ 27 ] Отец Аиши Абу Бакр сначала не был уверен в том, стоит ли выдавать свою дочь замуж за Мухаммеда; он думал, что они братья. Мухаммед пояснил, что они были просто братьями по религии, и что он имел законное право жениться на Аише. [ 28 ] [ 27 ] Затем помолвка Аиши с Джубайром ибн Мутимом, мальчиком ее возраста, была расторгнута. [ 29 ] [ 27 ] Востоковед У. Монтгомери Уотт предполагает, что Мухаммед надеялся укрепить свои связи с Абу Бакром; [ 14 ] укрепление связей обычно служило основой брака в арабской культуре. [ 30 ]
Все дошедшие до нас хадисы сходятся во мнении, что Аиша вышла замуж за Мухаммеда в Мекке, но брак был заключен только в месяце Шавваль после его хиджры в Медину (апрель 623 г.). [ 31 ] В некоторых классических источниках Аиша говорит о том, что брак был заключен в самой Медине, не упоминая о каких-либо задержках. [ 31 ]
Возраст вступления в брак и консумация
Исламские источники классической эпохи указывают возраст Аиши на момент ее замужества как шесть или семь и девять или десять лет на момент его заключения. В хадисе из «Сахих аль-Бухари» Аиша вспоминает, что вышла замуж в шесть лет. [ 32 ] В биографии Ибн Саада указано, что ее возраст на момент замужества составляет от шести до семи лет, а ее возраст на момент вступления в брак составляет девять лет, в то время как биография Мухаммеда Ибн Хишама предполагает, что на момент вступления в брак ей, возможно, было десять лет. [ 33 ] Ат-Табари отмечает, что Аиша осталась со своими родителями после свадьбы и завершила отношения в девять лет, поскольку на момент замужества она была молода и сексуально незрелой; однако в другом месте Табари, по-видимому, предполагает, что она родилась во время Джахилии (до 610 г. н.э. ), что соответствует возрасту вступления в брак около двенадцати или более лет. [ 34 ] [ 35 ]
В исламской литературе молодой возраст ее замужества не вызвал сколько-нибудь существенного обсуждения; тем не менее, Спеллберг и Али находят само упоминание о ее возрасте нетипичным для ранних мусульманских биографов и предполагают, что это связано с ее девственностью и, более того, религиозной чистотой. [ 33 ] [ 36 ] [ б ] Ее возраст не интересовал и более поздних мусульманских ученых и остался незамеченным даже христианскими полемистами средневековья и раннего Нового времени. [ 37 ] Ранние писатели -востоковеды , даже в своем снисходительном подходе к Мухаммеду и исламу, были в первую очередь озабочены принятием Мухаммедом полигамии и этикой браков по политическим причинам; [ 38 ] те немногие, кто обсуждал возраст Аиши, решили объяснить разницу в возрасте, сославшись на современное понимание Востока как горячего места, пропагандирующего сексуальные девиантные практики. [ 39 ]
Начиная с конца девятнадцатого века, когда Восток и его предполагаемая безнравственность подвергались все большему осуждению. [ с ] колонизирующие державы стремились регулировать возраст согласия . Поскольку такие усилия столкнулись с конфликтом с местными формами шариата , возраст вступления Аиши в брак – и связанный с этим прецедент Пророка – стали основным объяснением отсталости мусульманских обществ и их нежелания к реформам. [ 41 ] В ответ некоторые мусульмане [ д ] решила присоединиться к проектам модернизации и пересчитать свой возраст – используя ловкие уловки упущения и совершения – чтобы исправить его в раннем подростковом возрасте, но консерваторы отвергли такие ревизионистские прочтения, поскольку они бросали вызов Ильм аль-Хадису . [ 42 ]
С середины 20-го века, на фоне растущей обеспокоенности исламским экстремизмом, когда мусульманские общества и сам ислам оказались под новым пристальным вниманием, резкой критики в адрес юного возраста Аиши при вступлении в брак стало много; с тех пор это побудило многих [ и ] Мусульманские ученые с новой силой контекстуализируют традиционно принятый возраст Аиши, подчеркивая культурный релятивизм, анахронизм, политические аспекты брака, необычное телосложение Аиши и т. д. [ 44 ] [ ж ] С конца двадцатого века полемисты использовали возраст Аиши, чтобы обвинить Мухаммеда в педофилии и объяснить сообщения о более высокой распространенности детских браков в мусульманских обществах. [ 46 ]
Личная жизнь
Отношения с Мухаммедом

В большинстве традиций мусульманских Хадиджа бинт Хувайлид описывается как самая любимая и любимая жена Мухаммеда; Суннитская традиция ставит Аишу на второе место после Хадиджи. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Есть несколько хадисов, историй или высказываний Мухаммеда, подтверждающих это убеждение. Один рассказывает, что когда спутник спросил Мухаммеда: «Кто человек, которого ты любишь больше всего на свете?» он ответил: «Аиша». [ 52 ] Другие рассказывают, что Мухаммед построил квартиру Аиши так, что ее дверь вела прямо в мечеть. [ 53 ] [ 54 ] и что она была единственной женщиной, от которой Мухаммед получил откровения. [ 55 ] [ 56 ] Они купались в одной воде, и он молился, пока она лежала перед ним, растянувшись. [ 57 ]
Различные традиции раскрывают взаимную привязанность между Мухаммедом и Аишей. Часто он просто сидел и смотрел, как она и ее друзья играют в куклы, а иногда даже присоединялся к ним. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] «Аиша, должно быть, чувствовала себя равной и не испытывала страха перед этим пророком Божьим, поскольку его объявление об откровении, позволяющем ему вступать в браки, запрещенные другим мужчинам, вызвало у нее ответ: «Мне кажется, ваш Господь спешит удовлетворить ваше желание!» '" [ 61 ] Более того, у Мухаммеда и Аиши были крепкие интеллектуальные отношения. [ 62 ] Мухаммед ценил ее острую память и интеллект и поэтому поручил своим товарищам перенять у нее некоторые из своих религиозных практик. [ 63 ] [ 64 ]
Обвинение в супружеской измене
Когда Мухаммед и его последователи совершили набег на племя Бану Мусталик , он взял с собой Аишу, которой в то время было 13 лет. Ее везли в закрытых носилках на спине верблюда. Аиша рассказала, что, когда группа рейдеров отдыхала ночью по пути домой в Медину после успешной операции, она вышла справить нужду. Сделав это и вернувшись к своему носилкам, она поняла, что ее ожерелье пропало, поэтому вернулась обратно, чтобы найти его. К тому времени, когда она нашла его, конвой уже ушел, думая, что она на носилках. Полагая, что они заметят ее отсутствие и вернутся ее искать, Аиша решила остаться на месте. [ 65 ] [ 66 ]
Аиша рассказала, что Сафван ибн Муаттал , молодой мусульманин из отряда, совершавшего набег, по какой-то причине отстал. На своем одиночном обратном пути в Медину он встретил Аишу, спящую на земле одна. [ 67 ] [ 68 ] Он обратился к ней, позволил ей покататься на своем верблюде, пока он вел его, и проводил ее домой в Медину. Лишь утром конвой Мухаммеда понял, что Аиши нет в ее носилках. [ 67 ] А позже, когда они отдыхали от жаркого полуденного солнца, к ним столкнулись Аиша и Сафван. [ 69 ] [ 68 ] Слух об обвинении Аиши в прелюбодеянии с Сафваном распространил Абдулла ибн Убай ибн Салил. [ 70 ] Более того, говорили, что она уже несколько раз беседовала с ним раньше. Этот слух о супружеской измене, если бы он был правдой, мог бы привести к тому, что Аишу забили камнями до смерти . [ 67 ] [ 71 ]
По прибытии в Медину Аиша заболела и почувствовала, что Мухаммед к ней необычайно холоден. Она узнала об этом слухе только примерно три недели спустя, когда Умм Миста рассказала ей об этом, когда они возвращались после дефекации в открытом поле ночью, как это было принято для мусульманских женщин в то время. Впоследствии Аиша пошла к своей матери, спрашивая, о чем говорят люди, и она ответила: «Дочь, будь спокоен, потому что я клянусь Богом, что ни одна красивая женщина не выйдет замуж за мужчину, у которого есть другие жены, но что эти другие жены придрался бы к ней». Так что Аиша проплакала всю ночь. [ 72 ] [ 73 ] [ 68 ]
Мухаммед, несмотря на свою привязанность к Аише, не был уверен в ее невиновности. Он спросил Усаму ибн Зайда и Али об их мнении. Усама поручился за невиновность Аиши. [ 72 ] [ 74 ] но Али сказал: «Женщин много; ты легко найдешь замену. Спроси ее рабыню, она может открыть правду». [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 74 ] Когда пришла рабыня, Али жестоко избил ее и сказал: «Скажи апостолу правду». [ 76 ] Но она ответила, что знает об Аише только хорошее, за единственным исключением: когда Аише поручили присматривать за тестом, она задремала и дала его съесть овце. [ 77 ] [ 76 ]
Позже Мухаммед посетил Аишу в доме ее родителей и посоветовал ей исповедоваться, если она согрешила, поскольку Бог был милостив к тем, кто ищет покаяния. [ 78 ] [ 76 ] Прошло больше месяца с тех пор, как Аиша вернулась одна с Сафваном. [ 79 ] Несмотря на совет Мухаммеда, Аиша отказалась извиняться, поскольку это означало бы вину. Она сказала Мухаммеду, что не может найти лучшей аналогии для своей нынешней ситуации, чем ситуация с отцом Джозефа , который терпел неверие, несмотря на то, что говорил правду, и у которого не было другого выбора, кроме как оставаться терпеливым. Вскоре после этого Мухаммед впал в транс и получил стихи (Коран 24:11–15), подтверждающие невиновность Аиши. [ 78 ] [ 76 ] [ 80 ]
Смерть Мухаммеда
Аиша оставалась любимой женой Мухаммеда на протяжении всей его жизни. Когда он заболел и заподозрил, что, вероятно, умрет, он стал спрашивать жен, в чьей квартире ему жить дальше. В конце концов они выяснили, что он пытался определить, когда ему пора родить с Аишей, и разрешили ему уйти на пенсию. Он оставался в квартире Аиши до самой смерти, а его последний вздох был сделан, когда он лежал на руках Аиши, своей второй самой любимой женщины. [ нужны разъяснения ] жена. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ]
Политическая карьера
Важность Аиши для возрождения арабских традиций и лидерства среди арабских женщин подчеркивает ее значимость в исламе. [ 86 ] Аиша стала участвовать в политике раннего ислама и первых трех правлений халифата: Абу Бакра, Умара и Усмана. В то время в исламе, когда от женщин не ожидали или не хотели вносить свой вклад вне дома, Аиша выступала с публичными речами, принимала непосредственное участие в войне и даже сражениях и помогала мужчинам и женщинам понять практики Мухаммеда. [ 47 ] [ необходимы дополнительные ссылки ]
Роль во время халифата
Роль во время первого и второго халифата
После смерти Мухаммеда в 632 году Абу Бакр был назначен первым халифом. Этот вопрос о преемственности Мухаммеда является чрезвычайно спорным для шиитов , которые считают, что Али был назначен Мухаммедом руководителем, в то время как сунниты утверждают, что общественность избрала Абу Бакра. [ 87 ] У Абу Бакра было два преимущества в достижении своей новой роли: его давняя личная дружба с Мухаммедом и его роль тестя. Будучи халифом, Абу Бакр был первым, кто установил руководящие принципы новой позиции власти. [ 88 ]
Аиша получила особые привилегии в исламском сообществе, поскольку была известна как жена Мухаммеда и дочь первого халифа. Будучи дочерью Абу Бакра, Аиша получила почетные титулы, полученные благодаря сильной преданности ее отца исламу. Например, ей был присвоен титул ас-сиддика бинт ас-Сиддик , что означает «правдивая женщина, дочь правдивого мужчины». [ 89 ] ссылка на поддержку Абу Бакром Исры и Мираджа . [ 90 ]
В 634 году Абу Бакр заболел и не смог выздороветь. Перед своей смертью он назначил Умара, одного из своих главных советников, вторым халифом. [ 89 ] На протяжении всего времени пребывания Умара у власти Аиша продолжала играть роль консультанта по политическим вопросам. [ 89 ]
Первая Фитна

В 656 году дом Усмана был осадён примерно 1000 повстанцами. В конце концов повстанцы ворвались в дом и убили Усмана, спровоцировав Первую Фитну . [ 91 ] После убийства Усмана повстанцы попросили Али стать новым халифом, хотя, по многим сообщениям, Али не был причастен к убийству Усмана. [ 92 ] [ 93 ] Сообщается, что Али первоначально отказался от халифата , согласившись править только после того, как его последователи настояли на своем.
Когда Али не смог казнить тех, кто был просто обвинен в убийстве Усмана, Аиша произнесла пламенную речь против него за то, что он не отомстил за смерть Усмана. Первым, кто ответил Аише, был Абдулла ибн Аамар аль-Хадрами, губернатор Мекки во время правления Усмана, и видные члены Бану Умайя .
Аиша вместе с армией, в которую входили аз-Зубайр ибн аль-Аввам и Тальха ибн Убайд Аллах , выступила против армии Али, требуя судебного преследования убийц Усмана, которые смешались с его армией за пределами города Басра . Когда ее войска захватили Басру, она приказала казнить 600 мусульман и еще 40 человек, в том числе Хакима ибн Джабалу, которые были казнены в Большой мечети Басры. [ 94 ] [ 95 ]

Али собрал сторонников и сражался с силами Аиши возле Басры в 656 году. Битва известна как Верблюжья битва после того, как Аиша направила свои силы из хауда на спине большого верблюда. Войска Аиши потерпели поражение, и около 10 000 мусульман были убиты в битве. [ 96 ] считается первым сражением, в котором мусульмане сражались с мусульманами. [ 97 ]
Спустя 110 дней конфликта Али встретил Аишу примирением. Он отправил ее обратно в Медину под военным конвоем во главе с ее братом Мухаммадом ибн Аби Бакром , одним из командиров Али. Впоследствии она удалилась в Медину и больше не вмешивалась в дела государства. Али также назначил ей пенсию. [ 98 ]
Хотя она удалилась в Медину, ее безуспешные усилия против Рашидунского халифата Али не положили конец Первой Фитне. [ 99 ]
Вклад в ислам и влияние
После 25 лет моногамных отношений со своей первой женой Хадиджой бинт Хувайлид Мухаммед участвовал в девяти годах многоженства , женившись еще как минимум на девяти женах. Последующие браки Мухаммеда изображались исключительно как политические браки, а не как союзы, основанные на сексуальных потворствах. В частности, союзы Мухаммеда с Аишей и Хафсой бинт Умар связывали его с двумя наиболее значительными лидерами ранней мусульманской общины, отцом Аиши, Абу Бакром, и отцом Хафсы, Умаром ибн аль-Хаттабом. [ 100 ]
Брак Аиши придал ей значимость среди многих представителей исламской культуры, и она стала известна как самая образованная женщина своего времени. Будучи любимой женой Мухаммеда после покойной Хадиджи, Аиша занимала важное место в его жизни. [ 86 ] Когда Мухаммед женился на Аише в ее юности, она была доступна «... ценностям, необходимым для руководства и влияния на сестричество мусульманских женщин». [ 101 ] После смерти Мухаммеда Аиша оказалась известным источником хадисов благодаря ее интеллекту и памяти. [ 86 ] Аиша передала идеи, выражающие практику Мухаммеда (сунну). Она считала себя образцом для подражания для женщин, что также можно увидеть в некоторых приписываемых ей традициях. Традиции, касающиеся Аиши, обычно противостояли идеям, неблагоприятным для женщин в попытках вызвать социальные изменения. [ 102 ]
По словам Резы Аслана : [ 103 ]
Так называемое мусульманское женское движение основано на идее, что ответственность за подавление прав женщин несут мужчины-мусульмане, а не ислам. По этой причине мусульманские феминистки всего мира выступают за возвращение к тому обществу, которое Мухаммед изначально представлял для своих последователей. Несмотря на различия в культуре, национальностях и верованиях, эти женщины считают, что урок, который следует извлечь из опыта Мухаммеда в Медине, заключается в том, что ислам – это, прежде всего, эгалитарная религия. Их Медина — это общество, в котором Мухаммед назначил таких женщин, как Умм Варака, духовными наставниками Уммы; в которых жены самого Пророка иногда публично упрекали; в котором женщины молились и сражались бок о бок с мужчинами; в котором такие женщины, как Аиша и Умм Салама, выступали не только как религиозные, но и как политические (и, по крайней мере, один раз) военные лидеры; и в котором призыв собраться для молитвы, прозвучавший с крыши дома Мухаммеда, собрал мужчин и женщин вместе, чтобы преклонить колени бок о бок и получить благословение как единое неделимое сообщество.
Ее интеллектуальный вклад в устные тексты ислама со временем был переведен в письменную форму, став официальной историей ислама. [ 104 ] После смерти Мухаммеда Аиша считалась наиболее надежным источником учения хадисов. [ 101 ] Подтверждение Аишей способов молитвы Мухаммеда и его чтения Корана позволило развить знания его сунны молитвы и чтения стихов Корана. [ 47 ]
Политическое влияние
Спеллберг утверждает, что политическое влияние Аиши помогло продвинуть ее отца Абу Бакра на пост халифата после смерти Мухаммеда. [ 9 ]
После поражения в Верблюжьей битве Аиша отступила в Медину и стала учительницей. [ 9 ] По прибытии в Медину Аиша отказалась от своей общественной роли в политике. Ее прекращение публичной политики не остановило полностью ее политическое влияние. В частном порядке Аиша продолжала оказывать влияние на тех, кто связан с исламской политической сферой. В исламском сообществе она была известна как умная женщина, которая обсуждала законы с товарищами-мужчинами. [ 105 ] Аиша также считалась воплощением правильных ритуалов во время паломничества в Мекку , путешествия, которое она совершила с несколькими группами женщин. Последние два года своей жизни Аиша проводила большую часть своего времени, рассказывая истории Мухаммеда, надеясь исправить ложные отрывки, которые сыграли важную роль в формулировании исламского закона. В связи с этим политическое влияние Аиши продолжает оказывать влияние на мусульман. [ 9 ]
Смерть
Аиша умерла в своем доме в Медине 17 Рамадана 58 года хиджры (16 июля 678 года). [ г ] Ей было 67 лет. [ 107 ] Абу Хурайра возглавил ее заупокойную молитву после тахаджуд (ночной) молитвы, и она была похоронена на кладбище аль-Баки . [ 108 ]
См. также
- Список людей, связанных со стихами Корана
- Жены Мухаммеда
- Жемчужина Медины (художественное произведение, во многом основанное на существовании Аиши)
- Критика Мухаммеда
- Детские браки
Ссылки
Примечания
- ^ Арабский : Аиша бинт Аби Бакр , латинизированный : ʿĀ'isha бинт Аби Бакр ; / ˈ ɑː iː ʃ ɑː / , [ 2 ] [ 3 ] также США : /- ʃ ə , aɪ ˈ iː ʃ ə / , [ 4 ] Как и у других жен Мухаммеда, к ее имени иногда добавляется почетное «Мать верующих» (араб. Мать верующих , латинизированное: umm al- muʾminīn ). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
- ↑ Ибн Саад отмечает, что Аиша хвасталась тем, что она была единственной девственной женой до самого Мухаммеда. [ 32 ]
- ↑ Ученые отмечают формирование беспрецедентного политического сознания в Европе того времени, которое создало моральный императив для западных элит спасти жертв восточного варварства. Кроме того, эти реформы были особенно приемлемы для колониальных правительств, поскольку они способствовали проникновению бюрократии в до сих пор частные дела и способствовали построению управляемого национального государства. [ 40 ]
- ^ Аббас Махмуд аль-Аккад в Египте и другие.
- ↑ Али находит исключение среди «традиционных южноазиатских биографов», которые совершенно откровенно отмечают «практичность» женитьбы на девственнице. [ 43 ]
- ↑ Али отмечает, что поляризующая среда побудила даже ученых и популярных авторов с Запада включить апологетику, основанную на анахронизме и политических подтекстах, часто за счет исторической точности. [ 45 ]
- ↑ Это общепринятая дата, хотя действительная дата смерти доподлинно не известна. [ 106 ]
Цитаты
- ^ Спеллберг 1994 , с. 157.
- ^ «Айша» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Айша» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Аиша» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Коран 33:6
- ^ Брокельманн 1947 .
- ^ Jump up to: а б Эбботт 1942 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Эспозито 2004а .
- ^ Jump up to: а б с д Спеллберг 1994 , с. 3.
- ^ Спеллберг 1996 , стр. 39–40.
- ^ Алим 2007 , с. 130.
- ^ Исламьят: основной текст для студентов. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Саид 2013 , стр. 27–29.
- ^ Jump up to: а б с Ватт 1960 .
- ^ Саид 2008 , с. 54.
- ^ Эспозито 2004b , с. 101.
- ^ Нигосян 2004 , с. 6.
- ^ Льюис 1950 , стр. 36–38.
- ^ Холл 1999 .
- ^ Эбботт 1942 , с. 1.
- ^ Ибн Саад 1995 , с. 55
«Аиша родилась в начале четвертого года пророчества»
т. е. год 613–614. - ^ Ватт 1961 , с. 102.
- ^ Эбботт 1942 , с. 7.
- ^ Лиман 2005 , с. 22.
- ^ Нил 2021 , с. 144.
- ^ Самади 2021 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с Эбботт 1942 , с. 3.
- ^ Самади 2021 , с. 73.
- ^ Тернер 2003 , с. 52.
- ^ Сонбол 2003 , стр. 3–9.
- ^ Jump up to: а б Бахрамян 2015 .
- ^ Jump up to: а б Спеллберг 1994 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б Спеллберг 1994 , с. 40.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 197-198 (Примечание 4).
- ^ Али 2014 , с. 189-190.
- ^ Али 2014 , с. 157-158.
- ^ Али 2014 , с. 158.
- ^ Али 2014 , с. 158-159, 161-162.
- ^ Али 2014 , с. 164-165.
- ^ Али 2014 , с. 172.
- ^ Али 2014 , с. 167-168, 170-171.
- ^ Браун 2014 .
- ^ Али 2014 , с. 173.
- ^ Али 2014 , с. 173, 175-178.
- ^ Али 2014 , с. 174, 188–189.
- ^ Али 2014 , с. 187, 190-191.
- ^ Jump up to: а б с Ахмед 1992 , с. 51.
- ^ Родед 1994 , с. 36.
- ^ Родед 2008 , с. 23.
- ^ Джозеф 2007 , с. 227.
- ^ Маколифф 2001 , с. 55.
- ^ Мернисси 1988 , с. 65.
- ^ Мернисси 1988 , с. 107.
- ^ Эбботт 1942 , с. 25.
- ^ Родед 1994 , с. 28.
- ^ Эбботт 1942 , с. 46.
- ^ Шейх 2003 , с. 33.
- ^ Эбботт 1942 , с. 8.
- ^ Лингс 1983 , стр. 133–134.
- ^ Хайкал 1976 , стр. 183–184.
- ^ Ахмед 1992 , стр. 51–52.
- ^ Мернисси 1988 , с. 104.
- ^ Мернисси 1988 , с. 78.
- ^ Рамадан 2007 , с. 121.
- ^ Родинсон 2021 , с. 199–200.
- ^ Роджерс 2012 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Родинсон 2021 , с. 200–1.
- ^ Jump up to: а б с аль-Бухари 1997 , с. 232, том. 6, нет. 4750.
- ^ Глабб 2001 , с. 264.
- ^ Смирна Си. Комментарий к Корану, т. 1, ат-Табари .
- ^ Роджерс 2012 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2021 , с. 201–2.
- ^ аль-Шати 2006 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Форвард 1997 , с. 90.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и Глабб 2001 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б аль-Шати 2006 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2021 , с. 202–3.
- ^ аль-Бухари 1997 , с. 285, том. 5, нет. 4141.
- ^ аль-Шати 2006 , с. 89–90.
- ^ Ахмед 1992 , с. 58.
- ^ Эбботт 1942 , с. 69.
- ^ Лингс 1983 , с. 339.
- ^ Хайкал 1976 , стр. 502–503.
- ^ Ибн Исхак 1955 , с. 679 и 682.
- ^ Jump up to: а б с Эльза 2001 .
- ^ Агайе 2005 .
- ^ Спеллберг 1994 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с Спеллберг 1994 , стр. 34–40.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 33.
- ^ См.:
- Стоун 2002 , с. 47
- Холт 1977 , стр. 70–72.
- Табатабаи 1979 , стр. 50–57
- аль-Асир 1231 , с. 19П.19
- ^ Холт 1977 , стр. 67–68.
- ^ Маделунг 1997 , с. 107 и 111.
- ^ Исхак 1955 .
- ^ Разви 2001 .
- ^ Глабб 1963 , с. 320.
- ^ Гудвин 1994 .
- ^ Море 1892 , с. 261.
- ^ Блэк 1994 , с. 34.
- ^ Аслан 2005 , стр. 58–136.
- ^ Jump up to: а б Анвар 2005 .
- ^ Гейссингер 2011 , стр. 37–49.
- ^ Аслан 2005 , с. 136.
- ^ Ахмед 1992 , стр. 47–75.
- ^ Гейсингер 2011 , с. 42.
- ^ Хайламаз 2013 , стр. 192–193.
- ^ Насаи 1994 , с. 108
«Аише было восемнадцать лет, когда умер Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и она оставалась вдовой в течение сорока восьми лет, пока не умерла в возрасте шестидесяти семи лет. Она за свою жизнь видела правила четырех халифов. Она умерла в Рамадан 58 года хиджры во время халифата Муавии...» - ^ Ибн Касир , с. 97.
Источники
- Эбботт, Набия (1942). Айша, возлюбленная Мухаммеда . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0405053184 . Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- Афсаруддин, Асма (2014). «Аиша бат. Аби Бакр». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн . Проверено 11 января 2015 г.
- Лиман, Оливер (28 октября 2005 г.). Коран: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-203-17644-3 .
- Самади, Мона (25 мая 2021 г.). Улучшение правового статуса женщин в исламском праве . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-44695-3 .
- Нил, Бронвен (14 января 2021 г.). Сны и гадания от Византии до Багдада, 400–1000 гг. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-887114-9 .
- Тернер, Брайан С. (2003). Ислам: Ислам, пол и семья . Тейлор и Фрэнсис США. ISBN 978-0-415-12350-1 .
- Нападающий, Мартин (24 апреля 1997 г.). Мухаммед: Краткая биография . Публикации Oneworld. ISBN 978-1-85168-131-0 .
- Нагель, Тилман (6 июля 2020 г.). Миссия Мухаммеда: религия, политика и власть при зарождении ислама . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-067498-9 .
- Клоппенборг, Риа; Ханеграаф, Воутер Дж. (24 сентября 2018 г.). Женские стереотипы в религиозных традициях . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-37888-9 .
- Петерсон, Дэниел (2007). Мухаммад, Пророк Божий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0754-0 .
- Браун, Джонатан AC (2011). Мухаммед: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-955928-2 .
- Фиппс, Уильям Э. (6 октября 2016 г.). Мухаммед и Иисус: сравнение пророков и их учений . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4742-8935-1 .
- Эль-Ажари, Таиф Камаль (2019). «Две жены одновременно: Сауда и Аиша». Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. стр. 24–5. ISBN 978-1-4744-2318-2 .
- Энтони, Шон В. (21 апреля 2020 г.). Мухаммед и империи веры: создание пророка ислама . Университет Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-97452-4 .
- аль-Шати, Бинт (2006). Жены Пророка . Горгиас Пресс. ISBN 978-1-59333-398-0 .
- Глабб, сэр Джон Бэгот (2001). Жизнь и времена Мухаммеда . Купер Сквер Пресс. ISBN 978-0-8154-1176-5 .
- Родинсон, Максим (2 марта 2021 г.). Мухаммед . Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN 978-1-68137-493-2 .
- аль-Бухари, Мухаммед ибн Исмаил (1 июня 1997 г.). Перевод смыслов Сахиха Аль-Бухари: арабский-английский . Перевод Хана, Мухаммада М. Дар-ус-Салама. ISBN 978-9960-717-31-9 .
- Роджерс, Расс (2012). Полководчество Мухаммеда: битвы и кампании Пророка Аллаха . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3766-0 .
- Агай, Камран Скот (зима 2005 г.). «Истоки суннитско-шиитского раскола и возникновение традиции тазие». TDR: Обзор драмы . 49 (4 (Т188)): 42–47. дои : 10.1162/105420405774763032 . S2CID 57564760 .
- Ахмед, Лейла (1992). Женщины и гендер в исламе: исторические корни современных дебатов . Издательство Йельского университета . ISBN 978-0300055832 .
- аль-Асир, Али ибн (1231 г.). Полная история . Том. 2.
- ат-Табари . Тарих ар-Русул ва аль-Мулук [ История пророков и царей ].
- аль-Табари (1987). Фонд сообщества (PDF) (на арабском языке). Том. 7. Перевод Уильяма Монтгомери Ватта ; М. В. Макдональд. Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0887063442 . Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2017 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- аль-Табари (1990). Последние годы Пророка (PDF) (на арабском языке). Том. 9. Перевод Исмаила Пунавалы . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0887066917 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- аль-Табари (1998). Биографии сподвижников и преемников Пророка (на арабском языке). Том. 39. Перевод Эллы Ландау Тассерон. Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0791428192 .
- Алим, Шамим (2007). Пророк Мухаммад (ы) и его семья: социологическая перспектива . АвторДом. ISBN 9781434323576 .
- Али, Кесия (2014). «Мать правоверных». Жизнь Мухаммеда . Гарвард: Издательство Гарвардского университета. стр. 133, 155–199. ISBN 9780674050600 .
- Али, Мухаммед (1997). Мухаммад Пророк . Ахамадия Анджуман Ишаат Ислам. ISBN 978-0913321072 .
- Анвар, Джавед (4 апреля 2005 г.). «История показывает важность женщин в мусульманской жизни» . Мусульманский еженедельник . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 19 июня 2012 г. - через New America Media.
- Армстронг, Карен (1992). Мухаммед: Биография Пророка . ХарперКоллинз . ISBN 978-0062500144 .
- Аслан, Реза (2005). Нет бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 978-0385739757 .
- Бахрамян, Али (2015). «Аиша». В Маделунге, Уилферд (ред.). Исламская энциклопедия . Брилл. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_0235 .
- Барлас, Асма (2002). Верующие женщины в исламе: нечитая патриархальные интерпретации Корана . Издательство Техасского университета . ISBN 978-0292709041 . Прочтите страницы 125 , 126 , 127 и 128 онлайн.
- Блэк, Эдвин (1994). Ставка на Багдад: внутри 7000-летней истории войн, прибылей и конфликтов Ирака . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-0914153122 . Проверено 31 декабря 2013 г.
- Брокельманн, Карл (1947). История исламских народов . с обзором событий, 1939–1947 гг. (на немецком языке) Перевод Джоэла Кармайкла и Моше Перлмана. Сыновья ГП Патнэма .
- Браун, Джонатан AC (2014). Неверное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . стр. 142–148. ISBN 978-1780744209 .
- Эльсадда, Хода (весна 2001 г.). «Беседы о женских биографиях и культурной идентичности: представления двадцатого века о жизни Аиши бинт Аби Бакр». Феминистские исследования . 27 (1): 37–64. дои : 10.2307/3178448 . hdl : 2027/spo.0499697.0027.105 . JSTOR 3178448 .
- Эспозито, Джон Л. (2004a). «Аиша в исламском мире: прошлое и настоящее» . Оксфордские исламские исследования онлайн . Архивировано из оригинала 4 сентября 2018 года . Проверено 12 ноября 2012 г.
- Эспозито, Джон Л. (2004b). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 101. ИСБН 978-0-19-975726-8 .
- Гейсингер, Аиша (январь 2011 г.). « Аиша бинт Аби Бакр и ее вклад в формирование исламской традиции». Религиозный компас . 5 (1): 37–49. дои : 10.1111/j.1749-8171.2010.00260.x .
- Глабб, Джон Бэгот (1963). Великие арабские завоевания . Ходдер и Стоутон . ISBN 978-0340009383 .
- Гудвин, Январь (1994). Цена чести: мусульманки приподнимают завесу молчания над исламским миром . Литтл, Браун и компания . ISBN 978-0452283770 .
- Халлак, Ваэль Б. (1999). «Подлинность пророческих хадисов: псевдопроблема». Студия Исламика (89): 75–90. дои : 10.2307/1596086 . ISSN 0585-5292 . JSTOR 1596086 .
- Хайкал, Мухаммад Хусейн (1976). Жизнь Мухаммеда (на арабском языке). Перевод Исмаила Раги аль-Фаруки. Публикации Североамериканского фонда . ISBN 978-0892591374 .
- Хайламаз, Ресит (1 марта 2013 г.). Аиша: Жена, Спутница, Ученая . Книги Тугры. ISBN 9781597846554 .
- Холт, Питер Малкольм (1977). «Нилотский Судан» . В Холте, Питер Малкольм; Ламбтон, Энн К.С .; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 2А. Издательство Кембриджского университета. стр. 327–344. ISBN 978-0-521-29137-8 .
- Ибн Исхак (1955). Сират Расул Аллах [ Жизнь Мухаммеда ] (на арабском языке). Перевод Альфреда Гийома . Оксфордский университет. ISBN 978-0196360348 .
- Исхак, Мохаммед (1955). «Хаким бин Джабала — героическая личность раннего ислама». Журнал Пакистанского исторического общества . 3 (1): 138–150.
- Ибн Касир . «книга 4, глава 7». Аль-Бидая ва'ль-Нихая [ Начало и конец ] (на арабском языке).
- Ибн Саад (1995). Женщины Медины (на арабском языке). Том. 8. Перевод Аиши Бьюли. Издательство Та-Ха. ISBN 978-1897940242 .
- Джозеф, Суад , изд. (2007). Энциклопедия женщин и исламских культур: Том 5 – Практики, интерпретации и представления . Брилл. ISBN 978-9004132474 .
- Лапидус, Ира М. (2002). История исламских обществ (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521779333 .
- Льюис, Бернард (1950). Арабы в истории .
- Лингс, Мартин (1983). Мухаммед: его жизнь, основанная на древнейших источниках . Внутренние традиции Интернэшнл . ISBN 978-1594771538 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследство Мухаммеда . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521646963 .
- Маколифф, Джейн Даммен (2001). Энциклопедия Корана Том. 1. Издательство «Брилл» . ISBN 978-9004147430 .
- Мернисси, Фатема (1988). Le Harem Politique [ Вуаль и мужская элита: феминистская интерпретация прав женщин в исламе ] (на французском языке). Перевод Мэри Джо Лейкленд. Издательство «Персей Букс» . ISBN 978-0201632217 .
- Мьюир, Уильям (1892). Халифат: его взлет, упадок и падение из первоисточников . Общество религиозных трактатов .
- Насаи, Имам Абу Абд-ур-Рахман Ахмад, изд. (1994). Сунан Насаи: английский перевод с арабским текстом . Том. 1. Перевод Сиддики, Мухаммада Икбала. Лахор: Публикация Кази.
- Нигосян, Соломон А. (29 января 2004 г.). Ислам: его история, учение и практика . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-11074-9 .
- Рамадан, Тарик (2007). По следам Пророка . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-530880-8 .
- Разви, Али Ашгар (2001). «Битва при Басре (Верблюжье сражение)» . Пересказ истории ислама и мусульман . Всемирная федерация мусульманских общин ходжи-шиитов-исна-ашери. ISBN 978-0950987910 .
- Родед, Рут (1994). Женщины в исламских биографических сборниках: от Ибн Саада до «Кто есть кто» . Издательство Линн Риннер . ISBN 978-1555874421 .
- Родед, Рут (2008). Женщины в исламе и на Ближнем Востоке: читатель . ИБ Таурис . ISBN 978-1845113858 .
- Саид, Абдулла (15 января 2008 г.). Коран: Введение . Рутледж. ISBN 978-1-134-10294-5 .
- Шейх, Садийя (2003). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Справочник Макмиллана. ISBN 978-0028656038 .
- Сонбол, Амира (2003). «Расцвет ислама: с 6 по 9 века» . У Джозефа, Суада (ред.). Энциклопедия женщин и исламских культур . Том. 1. Издательство «Брилл» . ISBN 978-9004113800 .
- Уэрри, EM (4 июля 2013 г.). Исчерпывающий комментарий к Корану: включая перевод Сэйла и предварительные беседы: Том IV . Рутледж. ISBN 978-1-136-39281-8 .
- Бэгли, FRC (1 февраля 2013 г.). Двадцать три года: исследование пророческой карьеры Мухаммеда . Рутледж. ISBN 978-1-135-03041-4 .
- Хекмат, Анвар (1997). Женщины и Коран: статус женщин в исламе . Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-162-6 .
- Морган, Дайан (12 ноября 2009 г.). Эссенциальный ислам: всеобъемлющее руководство по вере и практике . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-36026-8 .
- Ирвинг, Вашингтон (2007). Мохаммед . Издания Вордсворта. ISBN 978-1-84022-573-0 .
- Хасан, Риаз (2013). Ислам и общество: социологические исследования . Издательство Мельбурнского университета. ISBN 978-0-522-86256-0 .
- Босворт, CE; Донзель, Э. ван; Льюис, Б.; Пеллат, Ч., ред. (1991). Энциклопедия ислама, Том VI (Мах-Мид): [Fasc. 99-114а] . Брилл. ISBN 978-90-04-08112-3 . Проверено 20 декабря 2023 г.
- Спеллберг, Дениз (1994). Политика, гендер и исламское прошлое: наследие Аиши бинт Аби Бакр . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0231079990 – через archive.org.
- Спеллберг, Дениз А. (1996). Политика, гендер и исламское прошлое: наследие Аиши Бинт Аби Бакр . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-07999-0 .
- Саид, Асма (6 августа 2013 г.). Женщины и передача религиозных знаний в исламе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031586 .
- Табатабаи, Мухаммад Хусейн (1979). Шиитский ислам (на арабском языке). Перевод Хоссейна Насра . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0873952729 .
- Валььери, Лаура Векча (1977). «4». Ин Холт, Питер М .; Ламбтон, Энн ; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CHOL9780521219464 . ISBN 978-1139055024 .
- Ватт, Уильям Монтгомери (1960). Аисха Бинт Аби Бакр (2-е изд.). Энциклопедия ислама онлайн. ISBN 978-9004161214 .
- Ватт, Уильям Монтгомери (1961). Мухаммед: Пророк и государственный деятель . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0198810780 .
Дальнейшее чтение


- Афшаре, Халех (2006). Демократия и ислам . Общество Хансарда .
- «Аскари, Муртада Шариф . Роль Аиши в истории ислама . Иран: Ансарян.
- Боукер, Джон (2000). Краткий Оксфордский словарь мировых религий . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780192800947.001.0001 . ISBN 978-0192800947 .
- Шавель, Женевьева (2007). Айша: Возлюбленная пророка (на французском языке). Издания SW Télémaque. ISBN 978-2753300552 .
- Ривзи, Саид Ахтар (1971). Жизнь Пророка Мухаммеда . Дарул Таблиг, Северная Америка. [ ISBN отсутствует ]
- Родинсон, Максим (2002). Мухаммед . Новая Пресса. ISBN 978-1565847521 . (перевод с французского Энн Картер)
- «Жизнеописание Аиши» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2008 года . Проверено 22 ноября 2004 г.
- 610-е рождения
- 678 смертей
- Арабские люди VII века
- Женщины 7-го века
- Люди Корана
- арабские женщины
- Дочери халифов
- Дети халифов Рашидуна
- Семья Абу Бакра
- Детские браки
- Жены Мухаммеда
- Женщины в средневековой войне
- Женщины на войне на Ближнем Востоке
- Мусульманские святые женщины
- Ангельские провидцы
- Люди Первой Фитны
- Женщины-спутницы Пророка
- Похороны в Джаннат аль-Баки.
- Арабские женщины на войне