на BSAA Avro Lancastrian Star Dust. 1947 г., авария
![]() BSAA Lancastrian 3 G-AGWH, окрашенный в цвет звездной пыли | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 2 августа 1947 г. |
Краткое содержание | Управляемый полет на местности |
Сайт | Гора Тупунгато , Аргентина. 33 ° 22'15 "ю.ш., 69 ° 45'40" з.д. / 33,37083 ° ю.ш., 69,76111 ° з.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Авро Ланкастер |
Оператор | Британские южноамериканские авиалинии |
Регистрация | G-AGWH |
Начало рейса | Аэропорт Морон , Буэнос-Айрес , Аргентина |
Место назначения | Аэропорт Лос-Серрильос , Сантьяго , Чили |
Жители | 11 |
Пассажиры | 6 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 11 |
Выжившие | 0 |
2 августа 1947 года Star Dust , авиалайнер компании Avro Lancastrian Буэнос выполнявший рейс из -Айреса , Аргентина, в Сантьяго , Чили, врезался в гору Тупунгато в аргентинских Андах . В ходе обширной поисковой операции не удалось обнаружить обломки, несмотря на то, что территория места крушения была охвачена. Судьба самолета и его пассажиров оставалась неизвестной более пятидесяти лет, что породило различные теории заговора о его исчезновении.
начали выходить куски обломков пропавшего самолета В конце 1990-х годов из ледникового льда . Сейчас считается, что экипаж запутался в своем точном местонахождении во время полета на большой высоте через реактивное течение (тогда еще плохо изученное) . Ошибочно полагая, что они уже преодолели горные вершины, они начали спуск, когда на самом деле еще находились за покрытыми облаками вершинами. Звездная пыль врезалась в гору Тупунгато, убив всех находившихся на борту и закопавшись в снег и лед. [ 1 ] [ 2 ]
Последнее слово в Star Dust в последней передаче кода Морзе аэропорт Сантьяго, «STENDEC», было получено диспетчерской вышкой аэропорта за четыре минуты до запланированной посадки и повторено дважды; это никогда не было удовлетворительно объяснено.
Фон
[ редактировать ]Аварийный самолет, Avro 691 Lancastrian 3 , был построен под конструкторским номером 1280 для Министерства снабжения Аргентины и рассчитан на перевозку тринадцати пассажиров, и совершил первый полет 27 ноября 1945 года. Его гражданский сертификат летной годности (CofA) номер 7282 был выдан 1 января. 1946 г. Доставлен в БСАА 12 января 1946 г., зарегистрирован 16 января как G-AGWH и дал индивидуальное название самолету « Star Dust ». [ 3 ] [ нужна страница ]
В свой последний полет Star Dust перевезла шесть пассажиров и экипаж из пяти человек. Капитан Второй Реджинальд Кук был опытным бывшим пилотом Королевских ВВС с боевым опытом во время мировой войны , как и его первый офицер Норман Хилтон Кук и второй офицер Дональд Чеклин. Кук был награжден Орденом «За выдающиеся заслуги» (DSO) и Крестом «За выдающиеся заслуги» (DFC). Радист Деннис Хармер также имел опыт военной и гражданской службы. была Айрис Эванс, которая ранее служила в Женской Королевской военно-морской службе («Крапивники») в должности старшего старшины Стюардессой . [ 4 ]
Последним полетом Star Dust стал заключительный этап рейса BSAA CS59, который стартовал в Лондоне на самолете Avro York под названием Star Mist 29 июля 1947 года и приземлился в Буэнос-Айресе 1 августа. [ 5 ] Пассажирами были одна женщина и пятеро мужчин палестинского, швейцарского, немецкого и британского гражданства. Один из них был британским дипломатическим курьером , королевским посланником . [ 6 ] Марта Лимперт, немецкая эмигрантка, была единственным пассажиром, о котором достоверно известно, что первоначально он сел на борт Star Mist в Лондоне. [ 7 ] прежде чем сменить самолет в Буэнос-Айресе, чтобы продолжить путь в Сантьяго с другими пассажирами. [ 8 ]
Исчезновение
[ редактировать ]
Star Dust покинула Буэнос-Айрес 2 августа в 13:46. [ 9 ] Этот этап полета, по-видимому, прошел без происшествий, пока радист (Хармер) не отправил обычное сообщение азбукой Морзе в аэропорт Сантьяго в 17:41, объявив об ожидаемом прибытии в 17:45. [ 10 ] Однако «Звездная пыль» так и не прибыла, аэропорт больше не получал радиопередач, а интенсивные усилия как чилийских, так и аргентинских поисковых групп, а также других пилотов BSAA, не смогли обнаружить никаких следов самолета или людей на борту. . [ 11 ] Глава BSAA вице-маршал авиации Дон Беннетт лично руководил безуспешными пятидневными поисками. [ 12 ]
Сообщение радиолюбителя , который утверждал, что получил слабый сигнал SOS от «Звездной пыли», поначалу вселило надежду на то, что могли быть выжившие. [ 11 ] но все последующие попытки на протяжении многих лет найти пропавший самолет потерпели неудачу. В отсутствие каких-либо веских доказательств возникло множество теорий, в том числе слухи о саботаже (усугубленные последующим исчезновением двух других самолетов, также принадлежащих BSAA); [ 13 ] предположение, что Звездная Пыль могла быть взорвана, чтобы уничтожить дипломатические документы, перевозимые Королевским Посланником; [ 13 ] или даже предположение, что Звездная Пыль была захвачена или уничтожена НЛО ( идея, подпитываемая нерешенными вопросами о последнем сообщении азбуки Морзе в полете). [ 10 ]
Обнаружение обломков и реконструкция места крушения
[ редактировать ]
В 1998 году два аргентинских альпиниста, поднимаясь на гору Тупунгато — примерно в 60 милях (100 км) к западу-юго-западу от Мендосы и примерно в 50 милях (80 км) к востоку от Сантьяго — обнаружили обломки авиационного двигателя Rolls-Royce Merlin вместе с перекрученными куски металла и клочки одежды в леднике Тупунгато на высоте 15 000 футов. (4600 м). [ 11 ]
В 2000 году экспедиция аргентинской армии обнаружила дополнительные обломки, в том числе гребной винт и колеса (у одного из которых была неповрежденная и накаченная шина), и отметила, что обломки были хорошо локализованы, что указывало на лобовой удар о землю. , что также исключало взрыв в воздухе. [ 14 ] Также были обнаружены человеческие останки, в том числе три туловища, ступня в ботильоне и ухоженная рука. К 2002 году тела пяти из восьми британских жертв были идентифицированы с помощью анализа ДНК . [ 6 ]
Найденный пропеллер показал, что в момент удара двигатель работал на скорости, близкой к крейсерской. Кроме того, состояние колес показало, что ходовая часть все еще была убрана, что предполагает управляемый полет на местность, а не попытку аварийной посадки. [ 15 ] Во время заключительного этапа Star Dust полета тяжелые облака закрыли бы видимость земли. Поэтому было высказано предположение, что при отсутствии визуального наблюдения за землей из-за облаков могла быть допущена навигационная ошибка, поскольку самолет летел сквозь реактивную струю - явление, не совсем понятное в 1947 году, когда высотные ветры могут дуть с высокой скоростью в направлениях, отличных от тех, которые наблюдаются на уровне земли. [ 16 ] Если авиалайнер, которому пришлось пересечь горный массив Анд на высоте 24 000 футов (7 300 м), вошел в зону реактивного течения, которое в этом районе обычно дует с запада и юго-запада, в результате чего самолет столкнулся со встречным ветром - самолета это значительно снизило бы путевую скорость . [ нужна ссылка ]
Ошибочно полагая, что их путевая скорость выше, чем она была на самом деле, экипаж мог сделать вывод , что они уже благополучно пересекли Анды и начали спуск к Сантьяго, тогда как на самом деле они все еще находились на значительном расстоянии к востоку-северу. на восток и на высокой скорости приближались к окутанному облаками леднику Тупунгато. [ 13 ] Однако некоторые пилоты BSAA выразили скептицизм по поводу этой теории; убежден, что Кук не начал бы свой спуск без убедительных доказательств того, что он пересек горы; они предположили, что сильный ветер мог сбить корабль каким-то другим образом. [ 17 ] Один из пилотов вспоминал, что «нас всех предупредили не входить в облака над горами, поскольку турбулентность и обледенение представляли слишком большую угрозу». [ 12 ]
Ряд событий, подобных тем, которые обрекли «Звездную пыль», также стал причиной крушения рейса 571 уругвайских ВВС в 1972 году (изображенного в фильме « Живой »), хотя в этой катастрофе были выжившие, поскольку она заключалась в скользящем ударе по склону горы, а не в воздухе. лобовое столкновение. [ 18 ]
Звездная пыль , вероятно, попала в почти вертикальное снежное поле возле вершины ледника, вызвав лавину, которая за считанные секунды похоронила обломки и скрыла их от поисковиков. Когда спрессованный снег превратился в лед, обломки должны были быть включены в тело ледника, а фрагменты появились много лет спустя и намного дальше по горе. В период с 1998 по 2000 год около десяти процентов от общего числа ожидаемых обломков вышло из ледника, что побудило несколько раз повторно изучить причину аварии. Ожидается, что в будущем появится больше мусора, не только в результате нормального движения ледников ледника , но и по мере таяния . [ 13 ]
в 2000 году Расследование ВВС Аргентины сняло с Кука любую вину и пришло к выводу, что катастрофа произошла в результате «сильной метели» и «очень пасмурной погоды», в результате чего экипаж «не смог скорректировать свое положение». [ 1 ] [ 2 ]
СТЕНДЕК
[ редактировать ]Последнее сообщение азбукой Морзе, отправленное Star Dust, было «ETA SANTIAGO 17.45 HRS STENDEC». [ 10 ] Радист ВВС Чили в аэропорту Сантьяго описал эту передачу как «громкую и четкую», но очень быструю; поскольку он не узнал последнего слова, он попросил разъяснений и услышал, как слово «СТЕНДЕК» повторилось дважды подряд, прежде чем контакт с самолетом был потерян. [ 19 ] [ 20 ] Это слово не получило окончательного объяснения и породило множество спекуляций. [ 10 ]
Сотрудники BBC телесериала «Горизонт» , в котором в 2000 году был показан эпизод об исчезновении «Звездной пыли» , получили сотни сообщений от зрителей с предложениями объяснений по поводу «СТЕНДЕКА». В их число входили предположения, что радист, возможно, страдавший от гипоксии , зашифровал слово «СПУСК» (анаграммой которого является «СТЕНДЕК» ) ; что «STENDEC» могло быть инициалами какой-то непонятной фразы или что радист аэропорта неправильно расслышал передачу кода Морзе, несмотря на то, что, как сообщается, она повторялась несколько раз. Сотрудники Horizon пришли к выводу, что, за возможным исключением некоторых недоразумений, связанных с азбукой Морзе, ни одно из предложенных решений не является правдоподобным. [ 10 ] Также было высказано предположение, что пилоты времен Второй мировой войны использовали эту, казалось бы, неясную аббревиатуру, когда самолет находился в опасной погоде и мог разбиться, что означает «Возникла сильная турбулентность, теперь снижение, аварийная посадка». [ 21 ]
Самое простое объяснение, предложенное на сегодняшний день, заключается в том, что интервал между быстро отправленными сообщениями был неправильно расслышан или отправлен небрежно. В азбуке Морзе определение точного расстояния между символами жизненно важно для правильной интерпретации сообщения; В «STENDEC» используется точно такая же последовательность точек и тире, что и в «SCTI AR» (SCTI — ИКАО четырехбуквенный код аэропорта Лос-Серрильос в Сантьяго, AR — аббревиатура Морзе, означающая «над»). [ 22 ] Альтернативно, написание слова «STENDEC» по азбуке Морзе отличается от написания VALP, позывного аэропорта Вальпараисо , в 110 километрах к северу от Сантьяго, на один символ. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- BSAA Звездного Тигра Исчезновение
- звезды BSAA Ариэль Исчезновение
- Рейс 621 LAN Чили
- Рейс 571 ВВС Уругвая
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Пилот, потерпевший крушение, выздоровел 50 лет спустя» . Хранитель . 7 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 г. Проверено 28 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пилот наконец-то прояснил тайну катастрофы горного самолета в 1947 году» . Бирмингем Пост . 8 июля 2000 года. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Оттауэй, Сьюзен; Оттауэй, Ян (2007). «Самолет авиакомпании British South American Airways» . Летайте со звездами, история British South American Airways . Спидман Пресс Лимитед. ISBN 978-0-7509-4448-9 .
- ^ «Потерянный самолет найден в Андах» . Новости Би-би-си . 26 января 2000 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Рейнер 2002 , стр. 119–122.
- ^ Перейти обратно: а б «Ключи ДНК раскрывают тайны 55-летней давности, лежащие в основе крушения «Звездной пыли»» . Хранитель . 6 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 г. Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Rayner 2002 , p. 119.
- ^ «Исчезли: официальный отчет о происшествии 1947 года» . pbs.org . ПБС. Архивировано из оригинала 23 мая 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Rayner 2002 , p. 124.
- ^ Перейти обратно: а б с д и « STENDEC» — последнее загадочное послание Звездной пыли» . Би-би-си . 2 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 января 2012 г. Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Звездная пыль, затерянная в Андах». Исчезновение! . 27 сентября 2003 г. History International .
- ^ Перейти обратно: а б Джексон, Арчи (1997). Может ли кто-нибудь увидеть Бермудские острова? Воспоминания летчика (1941–1976) . Джиллингем, Дорсет : Cirrus Associates. п. 75. ИСБН 0-9515598-5-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Исчезнувший: Исчезнувший самолет» . Би-би-си . 2 ноября 2000 г. Архивировано из оригинала 21 января 2011 г. Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Rayner 2002 , p. 212.
- ^ Rayner 2002 , p. 213.
- ^ Rayner 2002 , p. 214.
- ^ Рейнер 2002 , стр. 215–216.
- ^ «Я жив: Крушение рейса 571 ВВС Уругвая» . History.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года . Проверено 18 августа 2011 г.
- ^ Министерство гражданской авиации (1948 г.), Министерство гражданской авиации, Авария на гражданском самолете: отчет об аварии Lancastrian III G-AGWH, произошедшей 2 августа 1947 г. в Андах Южной Америки (Отчет отдела расследования происшествий № CA 106) ( PDF) , Лондон: Канцелярия Его Величества, заархивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2014 г. , получено 7 января. 2013 год
- ^ Rayner 2002 , p. 125.
- ^ Боукотт, Оуэн (6 сентября 2002 г.). «Ключи ДНК раскрывают тайны 55-летней давности, лежащие в основе крушения «Звездной пыли»» . Хранитель . Архивировано из оригинала 6 января 2017 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ SAR Technology – Aviation Cold Case Response , архивировано из оригинала 29 сентября 2018 г. , получено 3 декабря 2018 г.
- ^ «Решение STENDEC» (PDF) . Скептик Северного Техаса . Архивировано (PDF) из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Рейнер, Джей (2002). Падение звездной пыли: история исчезнувшего самолета . Даблдэй. ISBN 0-385-60226-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Программа BBC Horizon о Star Dust катастрофе
- PBS NOVA Программа (американская версия программы Horizon )
- Аэрофотоснимок района Тупунгато.
- Описание происшествия в Сети авиационной безопасности
- Официальный отчет Министерства гражданской авиации об аварии, 1948 г.
- «Над Андами», 1946 года статья о полете по маршруту BSAA.
- Аргентинское расследование. Архивировано 14 сентября 2018 года в Wayback Machine в JIAAC (Совет по расследованию происшествий в гражданской авиации).
- Даннинг, Брайан (9 ноября 2010 г.). «Скептоид №231: Тайна СТЕНДЕКА» . Скептоид .
- Аварии и инциденты с авиалайнерами, связанные с столкновением управляемого полета с землей
- Авиационные происшествия и происшествия в Аргентине
- Авиационные происшествия и происшествия в 1947 году
- Авиакатастрофы и инциденты British South American Airways
- События августа 1947 года в Южной Америке.
- Катастрофы 1947 года в Аргентине