Jump to content

Ты мне нравишься

В германском язычестве Тамфана богиня. разрушение храма, посвященного богине, По свидетельству римского сенатора Тацита, произошло во время резни германских марсов войсками под предводительством римского полководца Германика . Ученые проанализировали имя богини (не достигнув единого мнения) и выдвинули теории относительно ее роли в германском язычестве.

Сертификаты

[ редактировать ]

В книге 1, главах 50 и 51 своих «Анналов» , Тацит говорит, что войска под предводительством Германика вырезали мужчин, женщин и детей марсов в ночь праздника недалеко от храма, посвященного Танфане:

Оригинальная латынь (первый век н.э.):

ночь помогала неосвещенными звездами, и ветрами улицам Марса и окруженным станциям, даже тогда через кровати и столы быстро, без всякого страха, никакие бдения не ставились перед ними: теперь вся беспечность рассеялась, никакого страха перед войной и даже не мир, а томный и развязный среди буйных.
51. Цезарь, жаждущий большего числа легионов, раскидал четыре из них на клинья; Расстояние в пятьдесят миль опустошено железом и пламенем. ни пол, ни возраст не принесли жалости: мирское и священное одновременно, и самый знаменитый храм тех народов, который они называли тамфанами, равен земле. нераненые солдаты, уснувшие в полусне, безоружные или хромающие. Он спровоцировал массовые убийства бруктеров, тубантов и узипетов; и леса, через которые армия вернулась в лагерь. [ 1 ]

Перевод Чёрча и Бродрибба (1876 г.):

Им помогла ночь при ярком звездном свете, они достигли деревень марсов и раскинули свои пикеты вокруг врага, который даже тогда растянулся на кроватях или за своими столами, без малейшего страха или каких-либо часовых перед их лагерем, так что полна была их беспечность и беспорядок; и войны действительно не было никаких опасений. Мира это, конечно, не было — просто вялая и беспечная легкость полуопьяных людей.

51. Чтобы расширить опустошение, Цезарь разделил свои нетерпеливые легионы на четыре колонны и опустошил пространство в пятьдесят миль огнем и мечом. Ни пол, ни возраст не повлияли на его сострадание. Все, священное или светское, в том числе и храм Тамфаны, как они его называли, особого курорта всех этих племен, было сровнено с землей. Не было ни одного ранения среди наших солдат, рубивших полуспящего, безоружного или отбившегося противника. Бруктеры, тубанты и узипеты были возбуждены этой резней и окружили лесные перевалы, через которые армия должна была вернуться. [ 2 ]

Нет никаких бесспорных свидетельств об этой богине, кроме отрывка из Тацита. Надпись Tamfanaeacrum была найдена в Терни считает ее фальсификацией , но Пирр Лигорий . [ 3 ] Она также упоминается как Замфана в предполагаемой древневерхненемецкой колыбельной , которую принял Якоб Гримм . [ 4 ] но теперь большинство экспертов считают его вероятной подделкой. [ 5 ]

Теории и интерпретации

[ редактировать ]

Поскольку фана в переводе с латыни означает «храм», было высказано предположение, что название Тамфана произошло от храма, посвященного богу Тану . Ученый XVI века Юстус Липсиус полагал, что речь идет о кельтском слове tan , означающем «огонь». Другие ученые считали, что это слово произошло от немецкого Tanne «сосна» или что оно может означать «коллектив». [ 6 ] [ 7 ] Антиквар XIX века Томас Смит считал, что это Вотанфана , храм, посвященный Водану . Любительские этимологии были отвергнуты, в частности, Гриммом; [ 8 ] он назвал это имя «несомненно немецким», окончание -ана встречается также в Хлудане , Бертане , Рапане и Мадане . [ 3 ] [ 9 ]

Этот отрывок — один из немногих, который противоречит собственному утверждению Тацита в Германии о том, что у германских племен не было храмов . [ 10 ] [ 11 ] Историк Вильгельм Энгельберт Гиферс предположил в 1883 году, что Танфана произошла от танфо , родственного латинскому truncus , и относилась к роще на месте Эресбурга , связанной с Ирминсулом . [ 12 ]

С тех пор было сделано много предположений относительно имени и природы богини. Гримм не смог его интерпретировать, но по-разному предполагал, что оно связано со Стемпе , именем Берхте , [ 9 ] [ 13 ] что ее назвали по ассоциации с решетом, [ 14 ] и, судя по ныне дискредитированной колыбельной, ее имя означало «щедрая, милосердная». [ 15 ] Основываясь на фольклоре и топонимике , Фридрих Вёсте предположил, что это имя было родственным немецкому zimmern и означало «строитель» или «кормитель»; [ 16 ] Основываясь на времени года, когда происходил фестиваль и нападение римлян, Карл Мюлленхофф предположил, что она была богиней изобилия урожая, собственно * Табана , родственной греческим словам, означающим «расходы» и (гипотетически) «рациональность»; другие добавили исландские и норвежские слова, означающие «полнота, отек», «набивать» и «обильная еда». [ 17 ] Эти идеи современные фольклористы считают устаревшими.

В голландском городе Олдензал антиквар XIX века и директор школы Ян Вилинг разработал идею о том, что храм находился в районе Твенте , где тубанти проживали как союзники марси. Основываясь на современных легендах, он расположил храм Тамфана на склоне 85-метрового Танкенберга, моренного холма к востоку от Энсхеде, где в 1840-х годах он выступил с инициативой установить памятный камень. Он также утверждал, что тяжелый валун с церемониальными функциями в центре города («де Гроот Стин») изначально возник из предполагаемого храма, но был перенесен в город около 1710 года. Местный источник также может относиться к доисторическим временам. Эти идеи были поддержаны в 1929 году архивариусом А. Г. де Брюйном, изучавшим фольклор Олдензааля . Де Брюин вернулся к первоначальной идее разделить название на Тан и Фана . по топонимическому признаку. Дополнительное доказательство он нашел в печати соседнего дворца Оммена 1336 года, на которой изображена святая покровительница Бригид Килдэрская, держащая пальмовая ветвь , сопровождаемая львом, орлом и восьмиконечной звездой, очевидно, символизирующей солнце. По мнению Де Брюйна, женщина, изображенная на печати, держала ель , и он предположил, что она изображала луну или божество-мать, возможно, имеющее отношение к карфагенской богине Танит . [ 18 ] [ 19 ]

Предположения де Брюйна не были одобрены профессиональными историками. Они приобрели новую популярность благодаря недавней книге Руди Клинстры, который соединил местный фольклор с идеями Нью-эйджа о богинях-матерях . [ 18 ] [ 20 ]

Рудольф Симек отмечает, что осенний фестиваль совпадает с древнескандинавскими свидетельствами о дисаблоте , праздновании дисир , существ женского пола, имеющих параллели с западногерманским культом Матр и Матрон . Симек говорит, что Тамфану, пожалуй, лучше всего рассматривать в контексте широко распространенного почитания германских Матр и Матрон. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  • Бадуэнна — германская богиня, упомянутая Тацитом в его «Анналах».
  • «Исида» свевов , германская богиня, упомянутая Тацитом в его «Германии».
  • Нертус , германская богиня, упомянутая Тацитом в его «Германии».
  • Правитель всех богов , германский бог, упомянутый Тацитом в его «Германии».

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фрост (1872: 44-45).
  2. ^ Черч и Бродрибб (1876:25).
  3. ^ Перейти обратно: а б Якоб Гримм , Тевтонская мифология , тр. Джеймс Стивен Сталлибрасс, том 1, Лондон: Bell, 1882, стр. 80, примечание 1 .
  4. ^ Якоб Гримм, «О богине Танфане», Ежемесячные отчеты Берлинской академии (1859, 10 марта), стр. 254–58 , переп. в «Меньших сочинениях» , изд. Карла Мюлленхоффа , том 5, Берлин: Дюммлер, 1871, с. 418–21, с. 418 (на немецком языке)
  5. ^ Сирил В. Эдвардс, « Странный случай древневерхненемецкой колыбельной », в его: «Начало немецкой литературы: сравнительные и междисциплинарные подходы к древневерхненемецкому языку» , Рочестер, штат Нью-Йорк, 2002, стр. 142-165.
  6. ^ Томас Смит, изд. Фрэнсис Смит, Арминий: История немецкого народа, его правовых и конституционных обычаев, со времен Юлия Цезаря до времен Карла Великого , Лондон: Blackwood, 1861, OCLC 34219379, стр. 126 .
  7. ^ Йоханнес Бюлер, История Германии, том 1 Доисторические времена, крестьянство и аристократия до 1100 года , Берлин: де Грюйтер, 1934, репр. 1960, с. 371 нота (на немецком языке) .
  8. ^ «Ни вестфальская крупа, ни боги», Архив истории и древности Вестфалии 2 (1827), вып. 1, с. 64–68, 64, репр. в «Меньших сочинениях», том 6, Берлин: Дюммлер, 1882, с. 374–380, 374 (на немецком языке) .
  9. ^ Перейти обратно: а б Гримм, Тевтонская мифология , том 1, с. 257 .
  10. ^ Гримм, Тевтонская мифология , том 1, стр. 79–80 , 84 .
  11. ^ EOG Turville-Petre , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, OCLC 3264532, стр. 236.
  12. ^ Гримм, Тевтонская мифология , том 4 (Приложение), Лондон: Bell, 1883, стр. 1311–12 .
  13. ^ Гримм, Тевтонская мифология, том 1, с. 278 .
  14. ^ Гримм, Тевтонская мифология , том 3, Лондон: Bell, 1883, стр. 1109, примечание 1 .
  15. ^ Гримм, «О богине Танфане», с. 419.
  16. ^ Фридрих Вёсте, «Следы женских божеств в традициях графства Марк», Журнал немецкой мифологии 1 (1853) 384–96, 2 (1855), 81–99, стр. 385–88 (на немецком языке) .
  17. ^ Карл Мюлленхофф, «Испорченные имена в Таците», Журнал немецкой древности 9 (1853) 223–61, стр. 258–59 и «Танфана», Журнал немецкой древности 23 (1879) 23–25 (на немецком языке) ; Рудольф Кёгель, «История немецкой литературы до конца средневековья », опубликован в книге Ганса Крахе «Тамфана», PBB 58 (1934) 282–87, стр. 287 (на немецком языке) .
  18. ^ Перейти обратно: а б А. Г. де Брюин, Духи и боги в старом Олдензале , Олдензал 1929, с. 42–48 ( иллюстрация на стр. 87 ) (на голландском языке) .
  19. ^ На печати (датировка ошибочна): Гарри Веринк, « Герб Оммена », Ауд-Оммен, 1960 г. (веблог Оуд-Оммен).
  20. ^ Руди Клинстра, Танфана, богиня Твенте: ее мифы, легенды и священные места , Хенгело: Annwn, 2007, ISBN   978-90-902155-6-3 (на голландском языке) ,
  21. ^ Симек (2007:310).
  • Черч, Альфред Джон. Бродрибб, Уильям Джексон (Пер.) (1876). Анналы Тацита . Макмиллан и Ко.
  • Фрост, Персиваль (1872). Анналы Тацита . Уиттакер и Ко.
  • Симек, Рудольф (2001 [1993]). Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40a45d74bb38041b44cc2902c96f3315__1719058440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/15/40a45d74bb38041b44cc2902c96f3315.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tamfana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)