Ты мне нравишься
В германском язычестве Тамфана — богиня. разрушение храма, посвященного богине, По свидетельству римского сенатора Тацита, произошло во время резни германских марсов войсками под предводительством римского полководца Германика . Ученые проанализировали имя богини (не достигнув единого мнения) и выдвинули теории относительно ее роли в германском язычестве.
Сертификаты
[ редактировать ]В книге 1, главах 50 и 51 своих «Анналов» , Тацит говорит, что войска под предводительством Германика вырезали мужчин, женщин и детей марсов в ночь праздника недалеко от храма, посвященного Танфане:
Оригинальная латынь (первый век н.э.):
|
Перевод Чёрча и Бродрибба (1876 г.): Им помогла ночь при ярком звездном свете, они достигли деревень марсов и раскинули свои пикеты вокруг врага, который даже тогда растянулся на кроватях или за своими столами, без малейшего страха или каких-либо часовых перед их лагерем, так что полна была их беспечность и беспорядок; и войны действительно не было никаких опасений. Мира это, конечно, не было — просто вялая и беспечная легкость полуопьяных людей. 51. Чтобы расширить опустошение, Цезарь разделил свои нетерпеливые легионы на четыре колонны и опустошил пространство в пятьдесят миль огнем и мечом. Ни пол, ни возраст не повлияли на его сострадание. Все, священное или светское, в том числе и храм Тамфаны, как они его называли, особого курорта всех этих племен, было сровнено с землей. Не было ни одного ранения среди наших солдат, рубивших полуспящего, безоружного или отбившегося противника. Бруктеры, тубанты и узипеты были возбуждены этой резней и окружили лесные перевалы, через которые армия должна была вернуться. [ 2 ] |
Нет никаких бесспорных свидетельств об этой богине, кроме отрывка из Тацита. Надпись Tamfanaeacrum была найдена в Терни считает ее фальсификацией , но Пирр Лигорий . [ 3 ] Она также упоминается как Замфана в предполагаемой древневерхненемецкой колыбельной , которую принял Якоб Гримм . [ 4 ] но теперь большинство экспертов считают его вероятной подделкой. [ 5 ]
Теории и интерпретации
[ редактировать ]Поскольку фана в переводе с латыни означает «храм», было высказано предположение, что название Тамфана произошло от храма, посвященного богу Тану . Ученый XVI века Юстус Липсиус полагал, что речь идет о кельтском слове tan , означающем «огонь». Другие ученые считали, что это слово произошло от немецкого Tanne «сосна» или что оно может означать «коллектив». [ 6 ] [ 7 ] Антиквар XIX века Томас Смит считал, что это Вотанфана , храм, посвященный Водану . Любительские этимологии были отвергнуты, в частности, Гриммом; [ 8 ] он назвал это имя «несомненно немецким», окончание -ана встречается также в Хлудане , Бертане , Рапане и Мадане . [ 3 ] [ 9 ]
Этот отрывок — один из немногих, который противоречит собственному утверждению Тацита в Германии о том, что у германских племен не было храмов . [ 10 ] [ 11 ] Историк Вильгельм Энгельберт Гиферс предположил в 1883 году, что Танфана произошла от танфо , родственного латинскому truncus , и относилась к роще на месте Эресбурга , связанной с Ирминсулом . [ 12 ]
С тех пор было сделано много предположений относительно имени и природы богини. Гримм не смог его интерпретировать, но по-разному предполагал, что оно связано со Стемпе , именем Берхте , [ 9 ] [ 13 ] что ее назвали по ассоциации с решетом, [ 14 ] и, судя по ныне дискредитированной колыбельной, ее имя означало «щедрая, милосердная». [ 15 ] Основываясь на фольклоре и топонимике , Фридрих Вёсте предположил, что это имя было родственным немецкому zimmern и означало «строитель» или «кормитель»; [ 16 ] Основываясь на времени года, когда происходил фестиваль и нападение римлян, Карл Мюлленхофф предположил, что она была богиней изобилия урожая, собственно * Табана , родственной греческим словам, означающим «расходы» и (гипотетически) «рациональность»; другие добавили исландские и норвежские слова, означающие «полнота, отек», «набивать» и «обильная еда». [ 17 ] Эти идеи современные фольклористы считают устаревшими.
В голландском городе Олдензал антиквар XIX века и директор школы Ян Вилинг разработал идею о том, что храм находился в районе Твенте , где тубанти проживали как союзники марси. Основываясь на современных легендах, он расположил храм Тамфана на склоне 85-метрового Танкенберга, моренного холма к востоку от Энсхеде, где в 1840-х годах он выступил с инициативой установить памятный камень. Он также утверждал, что тяжелый валун с церемониальными функциями в центре города («де Гроот Стин») изначально возник из предполагаемого храма, но был перенесен в город около 1710 года. Местный источник также может относиться к доисторическим временам. Эти идеи были поддержаны в 1929 году архивариусом А. Г. де Брюйном, изучавшим фольклор Олдензааля . Де Брюин вернулся к первоначальной идее разделить название на Тан и Фана . по топонимическому признаку. Дополнительное доказательство он нашел в печати соседнего дворца Оммена 1336 года, на которой изображена святая покровительница Бригид Килдэрская, держащая пальмовая ветвь , сопровождаемая львом, орлом и восьмиконечной звездой, очевидно, символизирующей солнце. По мнению Де Брюйна, женщина, изображенная на печати, держала ель , и он предположил, что она изображала луну или божество-мать, возможно, имеющее отношение к карфагенской богине Танит . [ 18 ] [ 19 ]
Предположения де Брюйна не были одобрены профессиональными историками. Они приобрели новую популярность благодаря недавней книге Руди Клинстры, который соединил местный фольклор с идеями Нью-эйджа о богинях-матерях . [ 18 ] [ 20 ]
Рудольф Симек отмечает, что осенний фестиваль совпадает с древнескандинавскими свидетельствами о дисаблоте , праздновании дисир , существ женского пола, имеющих параллели с западногерманским культом Матр и Матрон . Симек говорит, что Тамфану, пожалуй, лучше всего рассматривать в контексте широко распространенного почитания германских Матр и Матрон. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Бадуэнна — германская богиня, упомянутая Тацитом в его «Анналах».
- «Исида» свевов , германская богиня, упомянутая Тацитом в его «Германии».
- Нертус , германская богиня, упомянутая Тацитом в его «Германии».
- Правитель всех богов , германский бог, упомянутый Тацитом в его «Германии».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрост (1872: 44-45).
- ^ Черч и Бродрибб (1876:25).
- ^ Перейти обратно: а б Якоб Гримм , Тевтонская мифология , тр. Джеймс Стивен Сталлибрасс, том 1, Лондон: Bell, 1882, стр. 80, примечание 1 .
- ^ Якоб Гримм, «О богине Танфане», Ежемесячные отчеты Берлинской академии (1859, 10 марта), стр. 254–58 , переп. в «Меньших сочинениях» , изд. Карла Мюлленхоффа , том 5, Берлин: Дюммлер, 1871, с. 418–21, с. 418 (на немецком языке)
- ^ Сирил В. Эдвардс, « Странный случай древневерхненемецкой колыбельной », в его: «Начало немецкой литературы: сравнительные и междисциплинарные подходы к древневерхненемецкому языку» , Рочестер, штат Нью-Йорк, 2002, стр. 142-165.
- ^ Томас Смит, изд. Фрэнсис Смит, Арминий: История немецкого народа, его правовых и конституционных обычаев, со времен Юлия Цезаря до времен Карла Великого , Лондон: Blackwood, 1861, OCLC 34219379, стр. 126 .
- ^ Йоханнес Бюлер, История Германии, том 1 Доисторические времена, крестьянство и аристократия до 1100 года , Берлин: де Грюйтер, 1934, репр. 1960, с. 371 нота (на немецком языке) .
- ^ «Ни вестфальская крупа, ни боги», Архив истории и древности Вестфалии 2 (1827), вып. 1, с. 64–68, 64, репр. в «Меньших сочинениях», том 6, Берлин: Дюммлер, 1882, с. 374–380, 374 (на немецком языке) .
- ^ Перейти обратно: а б Гримм, Тевтонская мифология , том 1, с. 257 .
- ^ Гримм, Тевтонская мифология , том 1, стр. 79–80 , 84 .
- ^ EOG Turville-Petre , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1964, OCLC 3264532, стр. 236.
- ^ Гримм, Тевтонская мифология , том 4 (Приложение), Лондон: Bell, 1883, стр. 1311–12 .
- ^ Гримм, Тевтонская мифология, том 1, с. 278 .
- ^ Гримм, Тевтонская мифология , том 3, Лондон: Bell, 1883, стр. 1109, примечание 1 .
- ^ Гримм, «О богине Танфане», с. 419.
- ^ Фридрих Вёсте, «Следы женских божеств в традициях графства Марк», Журнал немецкой мифологии 1 (1853) 384–96, 2 (1855), 81–99, стр. 385–88 (на немецком языке) .
- ^ Карл Мюлленхофф, «Испорченные имена в Таците», Журнал немецкой древности 9 (1853) 223–61, стр. 258–59 и «Танфана», Журнал немецкой древности 23 (1879) 23–25 (на немецком языке) ; Рудольф Кёгель, «История немецкой литературы до конца средневековья », опубликован в книге Ганса Крахе «Тамфана», PBB 58 (1934) 282–87, стр. 287 (на немецком языке) .
- ^ Перейти обратно: а б А. Г. де Брюин, Духи и боги в старом Олдензале , Олдензал 1929, с. 42–48 ( иллюстрация на стр. 87 ) (на голландском языке) .
- ^ На печати (датировка ошибочна): Гарри Веринк, « Герб Оммена », Ауд-Оммен, 1960 г. (веблог Оуд-Оммен).
- ^ Руди Клинстра, Танфана, богиня Твенте: ее мифы, легенды и священные места , Хенгело: Annwn, 2007, ISBN 978-90-902155-6-3 (на голландском языке) ,
- ^ Симек (2007:310).
Ссылки
[ редактировать ]- Черч, Альфред Джон. Бродрибб, Уильям Джексон (Пер.) (1876). Анналы Тацита . Макмиллан и Ко.
- Фрост, Персиваль (1872). Анналы Тацита . Уиттакер и Ко.
- Симек, Рудольф (2001 [1993]). Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр.