Дхантерас
Дхантерас | |
---|---|
![]() Дханвантари, индуистский бог медицины | |
Официальное название | Дхантерас |
Также называется | Дханатрайодаши |
Наблюдается | Индусы |
Тип | составная часть Дивали |
Значение | праздник здоровья |
Дата | Ашвин 28 ( традиция аманта ) Картика 13 ( традиция пурниманты ) |
Дата 2023 года | 10 ноября |
Дата 2024 года | 29 октября |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Дивали |
Даты индуистских фестивалей | |
Дхантерас [ 1 ] ( хинди : Дхантерас ), также известный как Дханатрайодаши ( санскрит : Дханатрайодаши ), — первый день, отмечающий фестиваль Дивали на большей части территории Индии.
Он отмечается в тринадцатый лунный день (Трайодаши) Кришны Пакши (темной половины недели) в индуистском календарном месяце Ашвин (согласно традиции аманты ) или Картика (согласно традиции пурниманты ). Дханвантари , которому также поклоняются по случаю Дхантераса, считается богом Аюрведы , который передал мудрость Аюрведы на благо человечества и помог избавить его от страданий болезней. [ 2 ] Индийское министерство Аюрведы, йоги и натуропатии, Унани, Сиддхов и гомеопатии объявило о своем решении отмечать Дхантерас как «Национальный день Аюрведы», который впервые отмечался 28 октября 2016 года. [ 3 ]
Торжества
[ редактировать ]Дхантерас – это поклонение Дханвантари. Дханвантари, согласно индуистским традициям, возник во время Самудра Мантаны , держа в одной руке горшок, полный амриты (нектара, дарующего бессмертие), а в другой - священный текст об Аюрведе. Он считается врачом дэвов . [ 4 ] считается аватаром Вишну . Дханвантари также [ 5 ]
Фестиваль отмечается как Лакшми Пуджа , которая проводится по вечерам, когда дии зажигаются бхаджаны поются (глиняные лампы). В честь богини Лакшми , или религиозные песни , и богине предлагаются традиционные сладости. существует своеобразный обычай В Махараштре , когда люди слегка растирают сушеные семена кориандра с неочищенным сахаром и предлагают эту смесь как найведхью .
В Дхантерасе дома, которые еще не были убраны перед Дивали, тщательно убирают и белят. Дханвантари, богу здоровья и Аюрведы, поклоняются вечером. Главный вход украшен яркими фонарями и праздничными огнями, а традиционные созданы в мотивы ранголи честь Лакшми, богини богатства и процветания. Маленькие следы рисуются рисовой мукой и киноварью по всему дому, чтобы обозначить ее долгожданное прибытие. В ночь Дхантераса дии (лампы) в честь Лакшми и Дханвантари. ритуально горят всю ночь [ 6 ]
Индусы считают этот день чрезвычайно благоприятным для совершения новых покупок, особенно золотых или серебряных изделий и новой посуды. Считается, что новый « Дхан » (богатство) или какой-либо предмет из драгоценного металла – знак удачи. В наше время Дхантерас стал известен как самое благоприятное место для покупки золота, серебра и других металлов, особенно кухонной утвари. В этот день также наблюдаются крупные покупки бытовой техники и автомобилей.
В эту ночь огни зажигают в небесных фонарях и в качестве подношений у основания растения туласи , а также в форме дий , которые ставят перед дверными проемами домов. Этот свет является подношением Яме , богу смерти, чтобы предотвратить преждевременную смерть во время фестиваля Дивали. Этот день – праздник, направленный на увеличение богатства и процветания. Дхантерас затрагивает темы очищения, обновления и обеспечения благоприятности, воплощенные Лакшми. [ 7 ]
В деревнях фермеры украшают крупный рогатый скот и поклоняются ему как основному источнику дохода.
Внутри Индии
[ редактировать ]В Южной Индии (особенно в Тамил Наду ) женщины- брамины делают марунду (что переводится как «лекарство») в Дханатрайодаши, накануне Нарака Чатурдаши . Марунду . предлагают во время молитвы и едят рано утром в Нарака Чатурдаши, до восхода солнца Многие семьи передают рецепты лекарства своим дочерям и невесткам. Марунду употребляют для устранения дисбаланса тридош в организме.
Обычно гуджаратские семьи наслаждаются трапезой даал баат и малпуа , чтобы встретить Новый год. [ 8 ]
Значение
[ редактировать ]Считается, что в день Дханатрайодаши богиня Лакшми появилась из молочного океана во время пахтанья океана. Следовательно, богине Лакшми поклоняются в день Трайодаши.
Согласно популярной легенде, когда дэвы и асуры совершали Самудра Мантхану (пахтание океана) для амриты (божественного нектара бессмертия), Дханвантари (врач богов и воплощение Вишну ) появился с кувшином с эликсир в день Дхантераса. [ 7 ]
Легенды
[ редактировать ]Легенда связывает это событие с историей 16-летнего сына короля Химы. Его гороскоп предсказал его смерть от укуса змеи на четвертый день его брака. В тот день его молодожён не давал ему спать. Она сложила все свои украшения и множество золотых и серебряных монет в кучу у входа в опочивальню и зажгла множество светильников. Затем она рассказывала истории и пела песни, чтобы муж не заснул; На следующий день, когда Яма , бог смерти, подошел к порогу принца в образе змеи, глаза его были ослеплены и ослеплены блеском ламп и украшений. Яма не мог войти в покои принца, поэтому он забрался на кучу золотых монет и просидел там всю ночь, слушая рассказы и песни. Утром он молча ушел. Таким образом, молодой принц был спасен из лап смерти благодаря ловкости своей новой невесты, и этот день стал отмечаться как Дхантерас. [ 9 ]
Эта практика стала известна как ямадипадана , когда женщины дома зажигали глиняные лампы ( дипас ) и горели всю ночь, прославляя Яму. Поскольку это ночь перед Дивали, его также называют Чхоти Дивали в северной Индии («Малый Дивали»).
В джайнизме этот день отмечается как Дханьятерас вместо Дхантераса , что означает «благоприятный день тринадцатого числа». Говорят, что в этот день Махавира находился в состоянии оставить все в этом мире и медитировать перед Мокшей, что сделало этот день благоприятным или дханья .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «На этот раз Дхантерас развернется, на этот раз Дхантерас встанет следующим» . Новости Нагарика . 13 ноября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хоуп-Мюррей, Анджела (2013). Аюрведа для чайников . Джон Уайли и сыновья. п. 10. ISBN 9781118306703 .
- ^ «Дхантерас будет отмечаться как Национальный день Аюрведы» . Времена Индии . 30 сентября 2016 года . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Даш, Моусуми (25 октября 2019 г.). «Почему на Дхантерасе поклоняются Господу Дханвантари?» . oneindia.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Далал, Рошен (2010). Индуизм: алфавитный справочник . Нью-Дели: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-341421-6 . OCLC 664683680 .
- ^ Вера, Зак (февраль 2010 г.). Невидимая река: Последняя миссия сэра Ричарда . АвторДом. ISBN 978-1-4389-0020-9 . Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Пинчман, Трейси (2005). Гости на Божьей свадьбе: празднование Картика среди женщин Бенареса . СУНИ Пресс. п. 59. ИСБН 9780791482568 .
- ^ «День Аюрведы 2020: Нарендра Моди 13 ноября откроет два аюрведических учреждения» . NDTV.com . Проверено 12 ноября 2020 г.
- ^ Крамп, Уильям Д. (30 марта 2016 г.). Энциклопедия новогодних праздников мира . МакФарланд. п. 112. ИСБН 978-1-4766-0748-1 .