Jump to content

Януш Жураковски

(Перенаправлено с Зурабатика «Колесо» )

Януш Жураковски
Жураковский гр. 2003 г.
Рожденный ( 1914-09-12 ) 12 сентября 1914 г.
Умер 9 февраля 2004 г. (09 февраля 2004 г.) (89 лет)
Род занятий Авиатор
Владелец домика
Супруг Анна Жураковска
Дети Джордж Жураковски и Марк Жураковски
Родители) Адам Жураковски и Мария Антонина Шавловская
Родственники Бронислав и Адам Жураковские (Братья)
Награды Военная мощь (5-й класс) Орден «За заслуги перед Республикой Польша» 3-й степени. Крест Доблести (с 2 слитками)

Януш Жураковский (12 сентября 1914 — 9 февраля 2004) — польский истребитель и летчик-испытатель . В разное время своей жизни он жил и работал в Польше , Великобритании и Канаде .

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Жураковский родился в 1914 году в семье поляков в Рыжавке недалеко от Умани . [1] село в составе Российской империи с 1793 года, когда оно было исключено из состава Польши во время Второго раздела . В 1921 году, после польско-советской войны , Рижский мирный договор установил границу между Советской Россией и Второй Польской республикой . Новая граница поставила Рыжавку на советскую территорию. Поэтому семья Жураковских покинула свой дом и бежала в недавно созданную Польскую Республику.

Жураковский получил образование в средней школе в Люблине , где научился управлять планерами . В 1934 году он вступил в ВВС Польши и поступил в Офицерскую школу Польских ВВС. Научившись управлять самолетами с двигателем, он получил высшее образование в 1935 году в звании младшего лейтенанта. Он продолжал служить летчиком-истребителем в 161-й истребительной эскадрилье во Львове , а в 1939 году служил летным инструктором в Демблине . [1]

ПЗЛ П.7

Вторая мировая война

[ редактировать ]

В сентябре 1939 года, «Черном сентябре», Жураковский дебютировал в бою на устаревшем учебно-тренировочном самолете PZL P.7 против эскадрильи из семи немецких Dornier Do 17, атаковавшей Демблин 2 сентября. Ему удалось повредить один из Do 17, но он был вынужден прекратить бой, когда его орудия заклинило.

После поражения Польши Жураковский направился в Англию через Румынию и Францию. Как и многих его соотечественников, его тайно вывезли из зоны боевых действий с фальшивыми документами и новым именем лесника. Тысячи пилотов польских ВВС, пробившихся во Францию, сражались против сил Люфтваффе в битве за Францию . [ нужна ссылка ] Первоначально Жураковского направили в истребительную часть во Франции, а затем его выбрали для обучения в качестве пилота бомбардировщика в Англии. Когда он прибыл в Англию, ВВС Великобритании передумали и отправили его и первую группу поляков в истребительные эскадрильи, которые быстро развертывались в ожидании нападения на Великобританию в 1940 году.

Жураковски сначала был назначен пилотом 152 -й эскадрильи, а затем присоединился к 234-й эскадрилье, первоначально дислоцированной в Королевских ВВС Сент-Эвал , в Корнуолле городе, названном в честь покровителя летных испытаний. [ нужна ссылка ] эскадрилья была переведена в RAF Middle Wallop. 13 августа 1940 года Он летал на Supermarine Spitfire Mk. 1 против Люфтваффе , сбив Мессершмитт Bf 110 над островом Уайт 15 августа 1940 года. Будучи сбитым девять дней спустя, [Н 1] он вернулся в строй, сбив два Мессершмитта Bf 109 Es на 12-й и 13-й день после этого. Незадолго до завершения битвы за Британию 29 сентября 1940 года он «вероятно» одержал победу над Bf 110C. После разгрома 234-й эскадрильи и ее перевода на север Жураковский попросил о переводе в 609-ю эскадрилью RAF . Подразделение «Спитфайр» все еще на передовой. Оттуда его перевели в качестве летного инструктора в ряд летных учебных подразделений, где он передал свои знания боевых полетов новой группе летчиков-истребителей.

303-я эскадрилья Spitfire V, около 1942 г.

В 1942 году теперь летный офицер Жураковский снова летал со своими соотечественниками на Spitfire II в 315-й эскадрилье , дослужившись до должности командира эскадрильи 316- й польской истребительной эскадрильи и заместителя командира 1-го польского истребительного авиаполка, дислоцированного в Королевских ВВС Нортхолт. . Он часто сопровождал бомбардировщики USAAF во время дневных бомбардировок. Жураковски, вероятно, поразил Мессершмитт Bf 109 G 17 мая 1943 года, исполняя обязанности офицера-артиллериста. В 1943 году он был награжден Virtuti Militari , польским эквивалентом Креста Виктории . [1] Он также получил Польский крест за доблесть ( Krzyż Walecznych ), Бар (1941) и Второй бар (1943).

Послевоенный

[ редактировать ]

После войны Жураковский, как и многие другие польские ветераны, решил остаться в Великобритании. В 1944 году его направили в Имперскую школу летчиков-испытателей , где он окончил 2-й курс 5 января 1945 года. С 1945 по 1947 год Жураковский работал летчиком-испытателем в эскадрилье «С» Экспериментального института самолетов и вооружения (A&AEE). ) на авиабазе RAF Boscombe Down , где проводились испытания военно-морских самолетов для Министерства авиации . [1] Никогда раньше не садивший самолет на авианосец, он тренировался приземляться на палубу, нарисованную на взлетно-посадочной полосе военно-морской авиабазы ​​Ист-Хейвен . После непродолжительного периода обучения он без происшествий приступил к посадке Supermarine Seafire , военно-морского Spitfire, на палубу HMS Ravager .

Жураковски за работой: Gloster Meteor Лондон – Копенгаген – Лондон, 1950 год. рекордный полет

Еще находясь в Боскомб-Дауне , Жураковски управлял более чем 30 различными типами самолетов, включая Vampire , de Havilland Hornet и Gloster Meteor . Он никогда не упускал «возможности устроить персоналу представление, включающее фигуры высшего пилотажа на одном двигателе». Признанный одним из лучших пилотов-пилотов Великобритании, он продемонстрировал впечатляющее выступление на авиашоу в Фарнборо в июне 1946 года на Martin-Baker MB 5 , истребителе с поршневым двигателем, разработанном слишком поздно для ввода в военное производство. [2]

Уйдя из ВВС Великобритании в качестве командира эскадрильи в 1947 году, Жураковски был принят на работу в качестве главного летчика-испытателя в Gloster Aircraft Company под руководством главного летчика-испытателя Билла Уотертона . Когда Уотертон находился в Канаде по заданию, Жураковски взял на себя роль исполняющего обязанности главного летчика-испытателя. [3] Жураковски испытал множество экспериментальных версий истребителей Gloster Meteor , Javelin и Gloster E.1/44 . Он установил международный рекорд скорости: Лондон – Копенгаген – Лондон, 4–5 апреля 1950 года. [1] Компания Gloster организовала попытку продать Meteor IV ВВС Дании, и она увенчалась успехом. [4]

На авиашоу в Фарнборо в 1951 году Жураковски продемонстрировал новый маневр высшего пилотажа, « Зурабатическое колесо », в котором он подвесил прототип Gloster Meteor G-7-1, на котором он летал, на вертикальном колесе. «Этот маневр реактивного самолета стал первым новым пилотажем за 20 лет». [5] Колесо тележки использовало опасно асимметричное поведение, которое было у Метеора с одним дросселированным двигателем. Все началось с вертикального набора высоты до 4000 футов (1200 м), после чего самолет замедлился всего до 80 миль в час (130 км/ч). Отключение мощности одного двигателя привело к тому, что «Метеор» развернулся. Когда нос был направлен вниз, второй двигатель снова заглох. Самолет продолжал вращаться еще на 360 градусов только за счет инерции, потеряв почти всю вертикальную скорость. Проведение «колеса» и выход из него без входа в перевернутый штопор (из которого «Метеор» вывести было невозможно) требовало большого мастерства. [6]

В апреле 1952 года Жураковский и его семья уехали в Канаду , где он стал летчиком-испытателем AV Roe Canada . [5] сосредоточив внимание на экспериментальных испытаниях. Он преодолел звуковой барьер 18 декабря 1952 года в качестве первого пилота в Канаде, пикировав на истребитель CF-100 , первый реактивный самолет с прямым крылом, совершивший этот подвиг. Во время испытаний экспериментального ракетного ранца 23 августа 1954 года Зура пережил взрыв, в результате которого погиб его наблюдатель Джон Хиберт.

Самым известным самолетом, связанным с Жураковским, был Avro Canada CF-105 Arrow .

В годы работы в Avro Canada Жураковски продолжал летать в качестве пилота-пилотажа и добился впечатляющих результатов. Особенно успешным был авиасалон в Фарнборо 1955 года, где он продемонстрировал CF-100 в виде «падающего листа». Многие обозреватели авиации и промышленности снова прозвали его «Великим Зурой». В 1958 году он был выбран главным летчиком- испытателем новой программы CF-105 Avro Arrow . 25 марта 1958 года под управлением Жураковски Arrow RL 25201 вылетел из Малтона, Онтарио, в свой первый полет. Полет длился 35 минут и прошел без проблем. Жураковски продолжил программу летных испытаний. Он совершил 21 полет на Arrows RL 201, 202 и 203 продолжительностью 23,75 часа, достигнув скорости 1,89 Маха и высоты 50 000 футов (15 000 м).

После полета на Arrow 203 26 сентября 1958 года Жураковски решил навсегда отказаться от испытательных полетов, выполнив обещание, которое он дал своей жене, прекратить экспериментальные полеты, как только ему исполнится 40 лет, хотя он уже превысил этот возраст.

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Жураковски ушел из активных испытательных полетов в ноябре 1958 года, но продолжил работу в компании Avro Aircraft в качестве инженера в Отделе летных испытаний. 20 февраля 1959 года, в печально известную «Черную пятницу», Жураковски вместе с примерно 15 000 сотрудников заводов Avro и Orenda узнал, что правительство Дифенбейкера поспешно отменило программу Avro Arrow и ее двигатель Orenda Iroquois . Пять летающих экземпляров и недавно построенный RL-206 (который должен был установить мировые рекорды скорости и высоты полета) вместе со всеми разнообразными заводскими приспособлениями и инструментами были разобраны. Остались только носовая часть Стрелы 206 и части других Стрел. В настоящее время они выставлены в Канадском музее авиации в Оттаве.

Решив вообще покинуть мир авиации, Жураковски и его семья переехали в Барри-Бэй, Онтарио, чтобы построить Kartuzy Lodge (расположенный недалеко от залива Клейфарм на Картузи-роуд и Эрроу-Драйв). Он и его семья управляли этим небольшим туристическим домиком и курортом более 40 лет. В этот период он прибегнул к своему инженерному опыту, «возился» с рядом парусников, катамаранов и ледоходов собственной разработки и постройки. Две из его лодок на подводных крыльях до сих пор используются арендаторами Kartuzy Lodge.

После затяжной борьбы с миелодисплазией Жураковски умер в Картузском домике 9 февраля 2004 года.

Парк Жураковски в Баррис-Бей, Онтарио, в день его открытия, 26 июля 2003 г.

В знак признания его вклада в канадскую авиацию Жураковски был занесен в Зал славы авиации Канады в 1973 году. В 1996 году он был удостоен чести выпуском Королевским монетным двором Канады памятной монеты Avro Canada CF-100 Canuck, на которой были изображены вставка Януша Жураковского. В 1997 году он был занесен в анналы Музея авиации Западной Канады «Пионеры канадской авиации». В следующем году он был показан в документальном фильме «Прямая стрела». 23 июля 1999 года Испытательный центр аэрокосмической техники CFB Cold Lake (Альберта) назвал свой новый объект «Зданием Жураковского». В сентябре 2000 года он стал почётным членом Общества летчиков-испытателей, пополнив ряды Чарльза Линдберга , Нила Армстронга и Игоря Сикорского , среди множества других светил.

Жураковский получил Командорский крест ордена «За заслуги перед Республикой Польша» в 1999 году. [7]

Его приемный родной город построил парк Жураковски в 2003 году в знак признания его вклада в жизнь общества и мира. Две внушительные статуи Януша Жураковского и его возлюбленной «Стрелы Авро» доминируют в стреловидном парке Жураковского (удлиненный треугольник, напоминающий профиль «Стрелы Авро»). Он расположен на пересечении двух главных улиц в Баррис-Бей, Онтарио. Будущий музей и памятный центр для посетителей, состоящий из беседки и выставочной площадки, будет расположен в Жураковском парке.

Бывший аэродром компании Gloster Aircraft в Брокворте стал жилым районом в Глостере , Великобритания, и имеет проспект Зура .

Примечания

[ редактировать ]
  1. Давний друг Жураковского, Станислав Вуястык, коллега Жураковского по летной школе в Демблине, вспоминал в 2011 году, что при приземлении с парашютом к Жураковскому подошел англичанин и сказал: «Знаете, это частная собственность. Но неважно. зайди, выпей чашечку чая». [2]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Сазерленд 1978, с. 248.
  2. ^ Перейти обратно: а б Вуястык 2010, стр. 233–239.
  3. ^ Уотертон 1958, с. 180.
  4. ^ Гамильтон-Патерсон 2010, с. 84.
  5. ^ Перейти обратно: а б Сазерленд 1978, с. 249.
  6. ^ Гамильтон-Патерсон 2010, с. 115.
  7. ^ МП 2000 № 5. 115 – очко 9 (как Жураковский Ян ).

Библиография

[ редактировать ]
  • Гамильтон-Патерсон, Джеймс. Империя облаков: когда британские самолеты правили миром. Лондон: Фабер и Фабер, 2010. ISBN   978-0-571-24794-3 .
  • Кусиба, Марек. Януш Жураковский: От Avro Arrow до Arrow Drive. Торонто: Адрес Пресс, 2003. ISBN   0-9733641-0-6 .
  • Росситер, Шон. Избранные: канадские летчики-испытатели в действии. Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2002. ISBN   1-55054-930-8 .
  • Сазерленд, Элис Гибсон. Пионеры канадской авиации: 50 лет обладателям McKee Trophy . Торонто: McGraw-Hill Ryerson Ltd., 1978. ISBN   0-07-082704-4 .
  • Уотертон, Билл. Быстрый и Мертвый . Лондон: Фредерик Мюллер, 1958.
  • Вуястык, Станислав. Времена и дружба . Люблин: Zaklad Literatury Wspólczesnej, 2010. ISBN   978-83-227-3155-0 .
  • Зилковская-Бём, Александра . Американцы по выбору. Варшава: 1998. ISBN   83-900358-7-1 .
  • Зилковская-Бём, Александра . Корни польские. Торонто: Канадский польский исследовательский институт, 2004. ISBN   0-920517-05-6 .
  • Зук, Билл. История Авро Стрелы: Несбыточная мечта. Калгари: Издательство Altitude, 2006. ISBN   1-55439-703-0 .
  • Зук, Билл. История Avro Arrow: революционный самолет и его отважные летчики-испытатели. Калгари: Издательство Altitude, 2005. ISBN   1-55153-978-0 .
  • Зук, Билл. Януш Жураковский: Легенды в небе. Сент-Катарин, Онтарио: Ванвелл, 2004. ISBN   1-55125-083-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c8cfb18b66ec0be225c1631a661e9d7__1721409360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/d7/4c8cfb18b66ec0be225c1631a661e9d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Janusz Żurakowski - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)