Мортон Суботник
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2020 г. ) |

Мортон Суботник (родился 14 апреля 1933 года) — американский композитор электронной музыки , наиболее известный своей композицией 1967 года «Silver Apples of the Moon» , первой электронной работой, созданной по заказу звукозаписывающей компании None such . [ 1 ] Он был одним из основателей Калифорнийского института искусств , где преподавал в течение многих лет. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Суботник активно работал с интерактивной электроникой и мультимедиа , вместе он основал Музыкальный центр Сан-Франциско с Полиной Оливерос и Рамоном Сендером , часто сотрудничая со своей женой Джоан Ла Барбара . [ 5 ] Мортон Суботник — один из пионеров в разработке электронной музыки и мультимедийных представлений, а также новатор в работах с инструментами и другими средствами массовой информации, включая интерактивные компьютерные музыкальные системы. Большая часть его музыки требует компьютерной части или живой электронной обработки; в его творчестве использованы многие важные технологические достижения в истории жанра.
Ранняя карьера
[ редактировать ]
Суботник родился в Лос-Анджелесе, Калифорния , и окончил Денверский университет . В начале 1960-х Суботник преподавал в Миллс-колледже и вместе с Рамоном Сендером стал соучредителем Tape Music Center в Сан-Франциско . В этот период он также сотрудничал с Анной Халприн над двумя работами ( «Трёхногий табурет» и «Парады и перемены» ) и выступал в качестве музыкального руководителя «Актерской мастерской» .
В 1966 году Суботник сыграл важную роль в получении гранта Рокфеллера для присоединения к Tape Center вместе с Mills Chamber Players (камерная группа в колледже Миллс с исполнителями Нейтом Рубином (скрипка); Бонни Хэмптон (виолончель); Наоми Спарроу (фортепиано) и Суботником на кларнете. ). Грант требовал, чтобы Ленточный центр переехал в принимающее учреждение, которым стал колледж Миллс. Суботник, однако, не остался с переездом, а отправился в Нью-Йорк с Актерской мастерской, чтобы стать первым музыкальным руководителем Rep Company Линкольн-центра в Театре Вивиан Бомонт в Линкольн-центре. Вместе с Леном Лаем он стал постоянным художником в недавно созданной Школе искусств Тиш при Нью-Йоркском университете. Школа искусств предоставила ему студию и синтезатор Буклы (сейчас находится в Библиотеке Конгресса). Затем он помог развивать «Электрический цирк» и «Электрическое ухо» и стал их художественным руководителем. В то же время он создал «Серебряные яблоки луны» , «Дикий бык» и «Прикосновение» .
Серебряные яблоки Луны
[ редактировать ]Ранняя электронная музыка создавалась с использованием генераторов волн и звуков, манипулируемых пленкой. Суботник был одним из первых композиторов, работавших с дизайнером электронных инструментов Доном Буклой . Модульный синтезатор Буклы, управляемый напряжением, который он назвал Electric Music Box и который был построен частично на основе предложений Суботника и Сендера, [ 6 ] был более гибким и простым в использовании, а его способность к секвенированию была неотъемлемой частью музыки Суботника.
В конце 1960-х годов, в то время, когда большая часть академической «авангардистской» электронной музыки в США была очень абстрактной (в основном касалась высоты тона и тембра, где (метрический) ритм мог быть второстепенным или не иметь никакого значения, а простые узорчатые структуры в значительной степени избегались), Суботник порвал с этим направлением, включив в него разделы с метрическими ритмами – основанными на пульсации и ударах. И «Серебряные яблоки луны» 1968 года , и «Дикий бык» (еще одна работа, записанная на кассету по заказу None such; с тех пор они были объединены на компакт-диске Wergo). [ 7 ] ) были поставлены танцевальными труппами по всему миру.
В 1969 году Суботнику предложили стать частью команды художников, переехавших в Лос-Анджелес, чтобы спроектировать новую школу. Мел Пауэлл в роли декана, Суботник в роли заместителя декана и команда из четырех других пар артистов проложили новый путь музыкального образования и создали ныне знаменитый Калифорнийский институт искусств . Суботник оставался заместителем декана музыкальной школы в течение 4 лет, а затем, уйдя с этой должности, стал руководителем программы композиции, где через несколько лет создал новую медиапрограмму, которая ввела в учебную программу интерактивные технологии и мультимедиа. В 1978 году Суботник вместе с Роджером Рейнольдсом и Бернардом Рэндсом организовал пять ежегодных всемирно известных фестивалей новой музыки. [ 8 ]
Подход к музыке
[ редактировать ]Если в предыдущей электронной музыке использовались нетрадиционные структуры, то электронные композиции Суботника больше похожи на классическую музыку для акустических инструментов, с которыми публика знакома, но с нетрадиционными тембрами и манипуляциями по высоте, которые не мог бы создать ни один оркестр. Он также писал для акустических инструментов и учился у Дариуса Мийо и Леона Киршнера в Миллс-колледже в Окленде, Калифорния .
Помимо музыки в электронной среде, Суботник писал для симфонического оркестра, камерных ансамблей, театра и мультимедийных постановок. Его «постановочная тональная поэма» «Двойная жизнь амфибий » , созданная в сотрудничестве с режиссером Ли Брейером и художником Ирвингом Петлином и использующая живое взаимодействие между певцами, инструменталистами и компьютером, была впервые представлена на Олимпийском фестивале искусств 1984 года в Лос-Анджелесе.
Концертная версия « Комнаты Джейкоба» , монодрамы, заказанной Бетти Фриман для квартета «Кронос» и певицы Джоан Ла Барбара, получила свою премьеру в Сан-Франциско в 1985 году. «Комната Джейкоба», мультимедийная опера-камерная опера Суботника (режиссер Герберт Блау с видеоизображениями Стейна и Вуди Васулка с участием Джоан Ла Барбара), премьера состоялась в Филадельфии в апреле 1993 года под под эгидой Фестиваля американского музыкального театра. Премьера «Key To Songs» для камерного оркестра и компьютера состоялась на музыкальном фестивале в Аспене в 1985 году. «Возвращение» , созданный в честь возвращения кометы Галлея, премьера которого сопровождалась показом неба в планетарии обсерватории Гриффита в Лос-Анджелесе в 1986 году. Недавние работы Суботника — среди них «Комната Джейкоба» , «Ключ к песням» , «Голод» , «В двух мирах» , «И» «Бабочки начинают петь» и «Цветы пустыни» — используется компьютерная генерация звука, специально разработанное программное обеспечение Interactor и «интеллектуальное» компьютерное управление, позволяющее исполнителям взаимодействовать с компьютерной техникой. [ 9 ]
«У всех моих колибри есть алиби» (1994) была интерактивная концертная работа, а компакт-диск (возможно, первый в своем роде), «Создание музыки» (1995), «Создание большего количества музыки » (1998) были его первыми работами для детей, а также интерактивная книга. Премьера «Медиа-поэмы» «Интимная необъятность » состоялась на фестивале в Линкольн-центре в Нью-Йорке (1997). Европейская премьера (1998) состоялась в Карлсруэ, Германия. Премьера струнного квартета на компакт-диске « Echoes from the Silent Call of Girona» (1998) состоялась в Лос-Анджелесе на лейбле Southwest Chamber Music.
Суботнику было поручено завершить большую версию оперы « Комната Джейкобса» . Премьера состоялась в 2010 году на Брегенцском фестивале в Австрии.
Суботник разрабатывает инструменты для создания музыки для маленьких детей. Он написал серию из шести компакт-дисков для детей, создал детский веб-сайт и разрабатывает соответствующую школьную программу. Pitch Painter от Subotnick для iPad и iPhone (недоступно в App Store) — это музыкальное приложение для рисования пальцами, которое предлагает детям новый интуитивный способ создания музыки.
Суботник сотрудничает с Библиотекой Конгресса, где они готовят архивную презентацию его электронных работ. Он много гастролирует по США и Европе в качестве лектора и композитора/исполнителя. Мортон Суботник издается Schott Music. Среди его учеников Ингрэм Маршалл , Марк Конильо , Карл Стоун , Рис Чатем , Карл Великий Палестина , Энн Милликен , Николас Фрэнсис Чейз , Брайан Эванс, Джулия Стилман-Ласански , Джон Кинг , Лоис Вирк , Бетти Энн Вонг и Джереми Цукерман .
Личная жизнь
[ редактировать ]Суботник женат на Джоан Ла Барбара , певице и композиторе. Старший сын Суботника, Стивен Суботник , — аниматор; его младший сын Джейкоб Суботник - звукорежиссер, а дочь Тамара Винер - социальный психиатр.
Награды
[ редактировать ]- Стипендия Гуггенхайма
- Гранты Рокфеллера (3)
- Знакомство с композитором (2)
- Премия Американской академии искусств и литературы композитору
- Премия Бренди
- Программа художников Немецкой службы академических обменов (DAAD), композитор в резиденции в Берлине
- Премия за заслуги перед жизнью (SEAMUS в Дартмуте)
- ASCAP: Премия Джона Кейджа
- ACO: Пожизненные достижения
- Почетный доктор Калифорнийского института искусств.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Соната для альта и фортепиано (1959–60) [ 11 ]
- Серебряные яблоки луны ( призывник Национального реестра звукозаписи ) (1967) [ 12 ]
- Дикий бык (1968)
- Прикосновение (1969)
- Сайдвиндер (1971)
- Четыре бабочки (1973)
- До весны (1975)
- Небо безоблачной серы (1978)
- Аксолотль (1981)
- Трепет крыльев (1981)
- Арсенал защиты для альта соло и «электронной партитуры-призрака» (1982)
- Трепет (1983)
- Ключ к песням (1985)
- Комната Джейкоба (1986)
- и бабочки начинают петь (1988)
- У всех моих колибри есть алиби (1991)
- Эхо безмолвного зова Жироны (1998)
- Жесты (1999–2001)
- Тогда сейчас и навсегда (2008)
- Другое фортепиано (2007)
- Комната Джейкоба Опера (2010)
- От серебряных лунных яблок до безоблачного серы (2009–2013)
- Монодрама «Комната Джейкоба» (2013)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Познакомьтесь с «отцом-основателем» электроники» . BBC.com . 20 февраля 2016 г.
- ^ Бернштейн, Дэвид В. (8 июля 2008 г.). Музыкальный центр Сан-Франциско: контркультура 1960-х и авангард . Издательство Калифорнийского университета. стр. 117–. ISBN 9780520248922 . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Гиллеспи, Джон (июнь 1972 г.). Музыкальный опыт . Паб Уодсворт. Компания р. 444. ИСБН 9780534001612 . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ Шредер, Барри (февраль 1982 г.). Знакомство с электроакустической музыкой . Прентис Холл. стр. 130–. ISBN 9780134815152 . Проверено 23 апреля 2012 г.
- ^ « Музыкальный центр Сан-Франциско: контркультура 1960-х и авангард» под редакцией Дэвида В. Бернштейна» . Лос-Анджелес Таймс . 27 июля 2008 г.
- ^ «Мортон Суботник объясняет настройку своего модульного синтезатора Buchla» . Synthtopia.com . 16 апреля 2014 г.
- ^ «Silver Apples of the Moon для синтезатора электронной музыки — Мортон Суботник | Песни, обзоры, авторы | AllMusic» . Вся музыка .
- ^ «Мортон Суботник» . Американская академия в Берлине . Проверено 15 июня 2024 г.
- ^ Барри, Роберт (10 декабря 2015 г.). «Дикий композитор: интервью Мортона Суботника» . Квиетус .
- ^ «О Мортоне Суботнике: Награды» . Morotnsubotnick.com .
- ^ «Мортон Суботник::Хронология» . Мортонсуботник.com .
- ^ «Мортон Суботник: Серебряные яблоки Луны | Студия 360» . Wnyc.org .
- ^ «Мортон Суботник» . Discogs.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
|
||||
Как использовать архивный материал |

- MortonSubotnick.com
- Создание музыки Мортона Суботника
- Факультет CalArts: Мортон Суботник
- От Moog до Mark II, от MIDI до MAX. Кайл Ганн для американских общественных СМИ.
- Интервью
- Интервью с Питером Ши в Университете Миннесоты
Прослушивание
[ редактировать ]- Интервью с Дублабом
- Интервью с RedBull Music Academy
- Проект «Марс Тысячелетие 2030»: Художник: Мортон Суботник
- Интервью Мортона Суботника
- Искусство Штатов: Мортон Суботник отголоски безмолвного зова Жироны (1998)
- Интервью Мортона Суботника Библиотека устной истории NAMM (2005)
- 1933 рождения
- Живые люди
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Американские электронные музыканты
- Композиторы электроакустической музыки
- Авангардные клавишники
- Исполнители None such Records
- Факультет Школы искусств Тиша
- Выпускники Денверского университета
- Электронные композиторы
- Преподаватели колледжа Миллс
- Ученики Дариуса Мийо
- Ученики Роберта Эриксона
- Ученики Леона Киршнера
- Американские композиторы XXI века
- Американские композиторы 20-го века
- Исполнители Sub Rosa Records