Сенегальская борьба
Фокус | Борьба |
---|---|
олимпийский вид спорта | Нет |
Сенегальская борьба ( Njom на серере , Lutte sénégalaise или просто Lutte avec frappe на французском языке , Laamb на языке волоф , Siɲɛta на языке бамбара ) — вид народной борьбы, традиционно исполняемый народом серер , а теперь национальный вид спорта в Сенегале и некоторых частях Гамбии . [ 1 ] и является частью более крупной западноафриканской формы традиционной борьбы (фр. Lutte Traditionnelle ). [ 2 ] Сенегальская форма традиционно допускает удары руками ( фраппе ), единственная из западноафриканских традиций, допускающая это. Поскольку с 1990-х годов вокруг Lutte Traditionnelle возникла более крупная конфедерация и чемпионат, сенегальские бойцы теперь практикуют обе формы, официально называемые Lutte Traditionnelle sans frappe (для международной версии) и Lutte Traditionnelle avec frappe для ударной версии. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Оно берет свое начало в традиции борьбы народа Серер – формально это подготовительное упражнение к войне между классами воинов в зависимости от техники. [ 4 ] [ 5 ] В традиции Серер борьба делится на различные техники, одной из которых является мбапате . Это также был обряд инициации среди сереров, слово Нджом происходит от серерского принципа Джом (от религии серер ), означающего сердце или честь на языке серер . [ 6 ] [ 7 ] Принцип Джома охватывает огромный спектр ценностей и убеждений, включая экономические, экологические, личные и социальные ценности. Борьба вытекает из ветви личных ценностей принципа Джом. [ 6 ] Один из старейших известных и зарегистрированных борцов современного Сенегала. [ 8 ] был Букар Джилак Файе (Серер), живший в 14 веке в Королевстве Сине . Он был предком отцовской династии Фэй Сине и Салум (оба королевства на территории современного Сенегала). [ 9 ] Зрелище борьбы ньом обычно сопровождалось ким ньом – песнопениями, которые юные женщины серер произносили, чтобы раскрыть свой дар «поэзии» ( ciid в серере). [ 10 ] ). Слово волофов , обозначающее борьбу, Лаамб , происходит от серерского языка Фара-Ламб Сиин ( Фара происхождения Мандинка , тогда как Агнец происхождения Серер), главный гриот , который раньше бил там -там Сине по имени Лэмб или Лаамб в Серере. [ 11 ] Ягненок , был частью музыкального сопровождения борьбы в доколониальные времена а также после обретения Сенегалом независимости. Это также было частью традиции Ньюуп (консервативный музыкальный репертуар Серер, прародитель Мбалакса ) . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] ).
Выйдя за пределы этнических групп, этот вид спорта имеет статус национального спорта. [ 15 ] Традиционно молодые люди также использовали драки, чтобы отвлечься, ухаживать за женами, доказывать свою мужественность и прославлять свои деревни. Обычно каждый борец (называемый мбер) перед началом боя выполнял бакк.
В общем, бакк (который также может писаться как баку, бакку, баккус) — это устное художественное представление, которое используется для хвастовства собой, чтобы вселить чувство страха или почтения в публику или соперников. [ 16 ] Бакк используется не только в контексте борьбы, но также может использоваться в политических речах или других встречах, в которых кто-то чувствует необходимость похвастаться своими достижениями, чтобы получить восхищение. [ 16 ] Бакк используется не только для того, чтобы похвастаться собой, но также может использоваться для выражения уважения к старшим. Бакк может исполняться в рассказах, хвалебных песнях или стихах. Бакк используется, чтобы дополнить физическое присутствие борца, добавляя артистическую элегантность и словесную сообразительность. Борцы-волофы используют бакк, чтобы представить себя исключительными и впечатляющими. [ 16 ]
Устное искусство бакк, используемое сенегальскими борцами, имеет свою историю в гриотах . Исторически сложилось так, что волофские гриоты и гриотты были певцами, которым было поручено возносить хвалебные речи героям и героиням, преодолевшим невзгоды. [ 16 ] Гриоты использовались для восхваления королей, борцов и дворян в целом. Гриоты обычно происходили из низших каст, и их задача воспевания была уникальной. Они сопровождали на арены борцов, обычно пришедших из высших каст. В более современные времена борцы-волофы теперь будут петь себе дифирамбы, что бросает вызов социальной норме, согласно которой дифирамбы поют только гриоты. [ 16 ]
В 1980-х годах сенегальский борец Маме Горги (прозванный «Милое дитя Дакара») исполнил выдающийся бакк, который сделал его популярным среди сенегальцев. [ 16 ] Этот знаменитый бакк часто повторяли дети в Сенегале и пели по национальному радио по выходным, во время которых происходили бои. [ 16 ]
Сегодня бакк очень популярен в стране как показатель мужской спортивной силы и способностей. [ 17 ] Сейчас борьбу организуют бизнес-промоутеры, которые предлагают призы победителям. Национальная арена Лутте в Дакаре вместимостью 20 000 человек является крупнейшим по вместимости стадионом для борьбы в Сенегале. [ 18 ]
Популярность сенегальской борьбы выросла благодаря тому, что лучшие, самые популярные борцы получили возможность сниматься на телевидении. [ 19 ] Но, несмотря на растущую популярность денег, получаемых от смешанных единоборств (ММА), сенегальская борьба оказалась под угрозой изгнания своих лучших звезд из-за соблазна больших денег. [ 20 ]
Цель
[ редактировать ]Одна из основных целей — сбросить противника на землю, подняв его вверх и вниз, обычно за пределами заданной области.
Обучение
[ редактировать ]Сенегальские борцы очень усердно тренируются и могут в течение дня выполнять отжимания и различные сложные физические упражнения, чтобы нарастить силу. Однако, хотя они считают, что сила важна, они также верят, что в победителе есть элемент удачи, и могут проводить ритуалы перед матчем, чтобы увеличить свои шансы. Сенегальские борцы обычно потирают ногу о камень или натираются лосьонами или маслами, чтобы увеличить «удачу».
Сенегальские борцы, особенно молодежь, борются с тем, чтобы бросить школу и заняться борьбой, что побудило известных деятелей спорта выступить против этой проблемы, заявив, что их образование более важно. [ 19 ]
СМИ
[ редактировать ]В апреле 2008 года документальный фильм BBC под названием «Последний выживший» освещал жизнь группы британских и американских претендентов в учебном лагере в Сенегале, которые сразились с сенегальскими противниками. [ 21 ] Лаамб был показан в фильме 2005 года L'Appel des arènes (английское название Wrestling Grounds ). Документальный фильм «Лаамб» режиссера Кристоффера Хегнсвада рассказывает о молодых борцах в Дакаре во время крупного турнира. Фильм был озвучен Йоргеном Летом , а премьера фильма состоялась на Международном фестивале документального кино в Копенгагене - CPH:DOX в 2013 году. [ 22 ]
Этимология
[ редактировать ]Лаамб - это волофское слово, обозначающее борьбу, которое заимствовано из Серер Фара-Ламб. китайского слова [ 23 ] Слово Серер, обозначающее борьбу, — njom , которое происходит от слова Серер jom ( сердце или честь ). [ 24 ] [ 25 ]
Чемпионы
[ редактировать ]С 1950-х годов сенегальская борьба, как и ее аналоги в других регионах Западной Африки, стала крупным зрелищным спортивным и культурным событием. [ нужна ссылка ] . Чемпионами традиционных соревнований по борьбе являются знаменитости Сенегала, среди которых такие бойцы, как Балла Гайе 2, Йекини (Яхья Диоп), Тайсон (Мохамед Ндао) и Бомбардье (Серинье Усман Диа). наиболее известны [ 26 ] Пате Мберу Асканеви Бойе, также известный как Биг Пато, — первый сенегальский борец, который также является офицером полиции. [ 19 ]
Борцовские стадионы
[ редактировать ]Национальная арена борьбы в Пикине — крупнейший борцовский стадион Сенегала. Его вместимость составляет 20 000 человек. На строительство стадиона ушло 28 месяцев. [ 27 ]
Стадион | Емкость | Город |
---|---|---|
Национальная арена борьбы | 20,000 | пикин |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сенегал: борьба с реальностью» . Получено 10 июля 2019 г. - через Aljazeera World.
- ^ Например, см. нигерийский вариант: Джолин Гилс. Нигер. Брэдт Лондон и Globe Pequot Нью-Йорк (2006). ISBN 1-84162-152-8 стр.77-8.
- ^ Правительство Сенегала: COMITE NATIONAL DE GESTION DE LA LUTTE. Архивировано 7 мая 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Сенгор, Леопольд Седар , Брюнель, Пьер , Полное собрание стихов , издания CNRS, 2007, стр. 425, ISBN 2-271-06604-2
- ^ Тан, Патрисия, Мастера сабара: перкуссионисты-волофы-гриоты из Сенегала , стр. 144. Издательство Университета Темпл, 2007. ISBN 1-59213-420-3
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Гравран, Генри : «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОВИДЦА: ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА». Архивировано 1 сентября 2011 г. в Wayback Machine [в] Ethiopiques, номер 31, социалистический обзор негро-африканской культуры, 3-е место. квартал 1982 года
- ^ Гравран, Генри, La Civilization Sereer, Pangool. Новые африканские издания. 1990, стр. 40.
- ^ Правер, Джошуа, «III. Библиография по главам тома II» , История Латинского Иерусалимского королевства. Том первый , CNRS Editions, стр. 65–85, doi : 10.4000/books.editionscnrs.619 , получено 2 января 2022 г.
- ^ Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине». Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, стр. 4 (стр. 706), (1972)
- ^ Ciid Серер, это также может означать перевоплощенных означает поэзию на языке или мертвых, которые стремятся перевоплотиться в религии Серер . Две главы посвящены этому Фэй см.:
- Фэй, Луи Дьен , Смерть и рождение Le Monde Sereer, Les Nouvelles Edition Africaines (1983), стр. 34, ISBN 2-7236-0868-9
- ^ Фэй, Луи Дьен, Mort et Naissance Le Monde Sereer, Les Nouvelles Edition Africaines (1983), стр. 34, ISBN 2-7236-0868-9 .
- Не путать с Пааром - главным гриотом Серера, который бил там-там (в Серере есть разные виды там-тамов; каждый из них имеет свое предназначение и особые случаи, когда их следует использовать), когда важный человек умирает (см. стр. 22).
- ^ «Нельсон Мандела: Святой последних дней - журнал Prospect Magazine» . Архивировано из оригинала 31 января 2012 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ «Юссу Н'Дур: маловероятный политик» . Архивировано из оригинала 10 июля 2012 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ (на французском языке) Сенегальское агентство печати (APS) «Реми Дьеган Дио представляет в субботу свой компакт-диск, посвященный Сенгору». Архивировано 19 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Официальная домашняя страница Республики Сенегал» . Архивировано из оригинала 23 июля 2008 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бабакар м'Байе (2013). «Вербальные и акробатические стратегии в сенегальской борьбе волоф». Рассказывание историй, Я, Общество . 9 (2): 188–216. doi : 10.13110/storselfsoci.9.2.0188 . JSTOR 10.13110/storselfsoci.9.2.0188 .
- ^ «Рамбакс ловит ритм борьбы» . Новости МТИ . 13 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2012 г. Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ «Современная арена борьбы возродит старинный вид спорта Сенегала | африканизм» . Март 2020 г. Архивировано из оригинала 01 марта 2020 г. Проверено 01 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Блейн Генри (12 мая 2021 г.). «Большой Пато: сенегальская борьба и сенегальская молодежь» . Fight-Library.com.
- ^ Мешак Кейча (15 апреля 2023 г.). «Сенегальская борьба под угрозой со стороны ММА» . Boxscore World Sportswire.
- ^ «www.bbc.co.uk» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 г. Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ «Лаамб» . www.dfi.dk. Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Фэй, Луи Дьен, Mort et Naissance Le Monde Sereer, Les Nouvelles Edition Africains (1983), стр. 34, ISBN 2-7236-0868-9 .
- ^ Гравранд, Генри: «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОВИДЦА: ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА» [в] Ethiopiques, номер 31, социалистический обзор черноафриканской культуры, 3-й квартал 1982 г.
- ^ «Глбал тимото (видео) и фрагменты» . 29 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2011 г. Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ Например, см. эту статью о частной жизни Йекини, ТРАДИЦИОННАЯ БОРЬБА - 15-ЛЕТИЕ ЙЕКИНИ: Мбагник, достойный сын Мохамеда Ндиайе Роберт Диуф , Le Soleil , 3 марта 2008 г.
- ^ «Africanews | В Дакаре открывается национальная арена борьбы» . 9 декабря 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Сенгор, Леопольд Седар , Брюнель, Пьер, «Полная поэзия», издания CNRS, 2007 г., ISBN 2-271-06604-2
- Тан, Патрисия, Мастера сабара: перкуссионисты-волофы-гриоты из Сенегала, стр. 144. Издательство Университета Темпл, 2007. ISBN 1-59213-420-3
- Гравран, Генри : «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОВИДЦА: ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА» [в] Ethiopiques, номер 31, социалистический обзор негро-африканской культуры, 3-й квартал 1982 г.
- Гравранд, Генри, «Цивилизация сиреров, Пангул». Новые африканские издания. 1990.
- Диуф, Ниохобайе. «Хроника Королевства Сине». Далее следуют заметки Чарльза Беккера и Виктора Мартина об устных традициях и письменных источниках, касающихся королевства Сине. (1972). Бюллетень Ифана, том 34, серия B, № 4, (1972)
- Фэй, Луи Дьен , «Смерть и рождение Le Monde Sereer», Les Nouvelles Edition Africaines (1983), ISBN 2-7236-0868-9
- Гилс, Джолин. Нигер. Брэдт Лондон и Globe Pequot Нью-Йорк (2006). ISBN 1-84162-152-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с сенегальской люттой, на Викискладе?
- www.arenebi.com Новости сенегальской борьбы
- Сенегал LUTTE: 2007 год, год инноваций, сюрпризов и коронации . La Sentinel ( Дакар ), 27 декабря 2007 г.