McDonnell Douglas Phantom на службе в Великобритании – данные

Всего произведено и эксплуатировалось 185 самолетов F-4 Phantom было с 1968 по 1992 год в Великобритании . Phantom заменил de Havilland Sea Vixen в роли ПВО флота Королевского флота и первоначально был закуплен для замены Hawker Hunter в функциях непосредственной авиационной поддержки и тактической разведки в Королевских ВВС . Впоследствии, при замене на SEPECAT Jaguar для непосредственной авиационной поддержки и разведки, «Фантомы» заменили английские перехватчики Electric Lightning . «Фантом» эксплуатировался Королевским флотом до 1978 года, когда был списан HMS Ark Royal , единственный британский корабль, способный эксплуатировать этот самолет. После этого «Фантомы» Королевского флота были переданы Королевским ВВС. С 1987 года «Фантом» начал заменяться на Panavia Tornado ADV , а окончательно был выведен из эксплуатации в 1992 году.
Основные характеристики
[ редактировать ]Вариант | Силовая установка | Скорость (на высоте 40 000 футов) | Потолок | Диапазон | Масса | Размах крыльев | Длина | Высота | Всего производства | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пустой | Максимум | ||||||||||
ФГ.1 [ 1 ] | ![]() |
2 турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey 201/203 с малым байпасом | 1386 миль в час (2231 км / ч) | 57 200 футов (17 400 м) | 1750 миль (2820 км) | 31000 фунтов (14000 кг) | 58000 фунтов (26000 кг) | 38 футов 5 дюймов (11,71 м) | 57 футов 7 дюймов (17,55 м) | 16 футов 1 дюйм (4,90 м) [ я ] | 52 |
ФГР.2 [ 3 ] | ![]() |
2 турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey 202/204 с низким байпасом | 118 | ||||||||
Ф.3 [ 4 ] | ![]() |
2 General Electric J79-10B с осевым потоком турбореактивных двигателя | 1428 миль в час (2298 км / ч) | 64700 футов (19700 м) | 29 900 фунтов (13 600 кг) | 58 футов 3 дюйма (17,75 м) | 15 футов 8 дюймов (4,78 м) | 15 |
Сравнение Phantom FG.1 с Sea Vixen и Lightning
[ редактировать ]Самолет | Силовая установка | Толкать (каждый двигатель) |
Скорость (на высоте 40 000 футов) |
Потолок | Диапазон | Вооружение (ПВО) |
Авионика | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бой | Максимум | ||||||||
Морская Лисица | ![]() |
2 турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon Mk.208 | 11000 фунтов силы (49 кН) | 700 миль в час (1100 км / ч) [ нужна ссылка ] | 48 000 футов (15 000 м) [ нужна ссылка ] | 600 миль (970 км) | 2000 миль (3200 км) | 4 Firestreak или Red Top (ЗРК) ракеты воздух-воздух | GEC AI.18 X-диапазона РЛС |
Молния | ![]() |
2 турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon Mk.301 | 12690 фунтов силы (56,4 кН) сухая тяга 16360 фунтов силы (72,8 кН) |
1500 миль в час (2400 км / ч) [ нужна ссылка ] | 60 000 футов (18 000 м) [ нужна ссылка ] | 800 миль (1300 км) | 1250 миль (2010 км) | 2 x Firestreak или Red Top AAM 2 х 30-мм пушки АДЕН |
Ferranti AI.23 X-диапазона Моноимпульсный радар |
Фантом | ![]() |
2 ТРДД Rolls-Royce Spey Mk.203 | 12 140 фунтов силы (54,0 кН) 20 515 фунтов силы (91,26 кН) с форсажной камерой |
1386 миль в час (2231 км / ч) [ нужна ссылка ] | 57 200 футов (17 400 м) [ нужна ссылка ] | 1000 миль (1600 км) | 1750 миль (2820 км) | 4 ЗРК -7 Sparrow или Skyflash AIM 4 зенитных AIM-9 Sidewinder ракетных комплекса малой дальности 1 х 20-мм пушка М61 |
Ferranti AN/AWG-11 Многорежимный радар X-диапазона |
Список сохранившихся полных самолетов и секций самолетов
[ редактировать ]Хотя большинство британских Phantom в конечном итоге было списано, ряд полных экземпляров уцелел после окончательного вывода из эксплуатации этого типа в 1992 году либо сохранился в музеях, либо для дальнейшего использования в качестве статических изделий другими подразделениями. Кроме того, некоторые экземпляры, которые в конечном итоге были списаны, сохранились для демонстрации в музеях. Перечислены эти сохранившиеся полные примеры и сохранившиеся разделы. [ 7 ]



Серийный самолет | Вариант | Первый оператор Великобритании | Последний оператор Великобритании | Судьба | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
ХТ596 | YF-4K | Роллс-Ройс | Британская Аэрокосмическая Компания | Сохранено ( Йовилтон ) | Самый старый сохранившийся британский фантом [ 8 ] |
ХТ597 | F-4K | Министерство обороны (отдел закупок) | Экспериментальный завод самолетов и вооружения | Консервированный ( Бентуотерс ) | Последний британский Phantom полетит [ 9 ] На реставрации BPAG [ 10 ] |
ХТ863 | F-4K | 700P Военно-морская авиационная эскадрилья | № 43-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена (Каус) |
ХТ864 | F-4K | 700P Военно-морская авиационная эскадрилья | № 111-я эскадрилья | Сохранился ( Лисберн ) | |
ХТ891 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 74-я эскадрилья | Сохранено ( Конингсби ) | Страж ворот |
ХТ899 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 19-я эскадрилья | Сохранилось ( Кбелы ) | |
ХТ903 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 56-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена ( Косфорд ) |
ХТ905 | Ф-4М | № 54-я эскадрилья | № 74-я эскадрилья | Хранится ( Бентуотерс ) | |
ХТ914 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 74-я эскадрилья | Сохранилось ( Уоттишем ) | |
XV399 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 56-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена ( Вик ) |
XV401 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 74-я эскадрилья | Консервированный ( Бентуотерс ) | |
XV402 | Ф-4М | № 31-я эскадрилья | № 56-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена |
XV406 | Ф-4М | Министерство обороны | № 228 ОКУ | Сохранено ( Карлайл ) | |
XV408 | Ф-4М | № 6-я эскадрилья | № 92-я эскадрилья | Сохранилось ( Тангмер ) | |
XV409 | Ф-4М | № 228 ОКУ | № 1435 Рейс | Списано | Носовая часть сохранена ( Стэнли ) |
XV415 | Ф-4М | № 54-я эскадрилья | № 56-я эскадрилья | Сохранилось ( Боулмер ) | Страж ворот |
XV424 | Ф-4М | № 6-я эскадрилья | № 56-я эскадрилья | Консервировано ( Хендон ) | |
XV426 | Ф-4М | № 31-я эскадрилья | № 56-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена ( Норвич ) |
XV460 | Ф-4М | № 14-я эскадрилья | № 74-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранилась ( Бентуотерс ) |
XV470 | Ф-4М | 2-я эскадрилья | № 56-я эскадрилья | Хранится ( Акротири ) | |
XV474 | Ф-4М | № 17-я эскадрилья | № 74-я эскадрилья | Сохранено ( Даксфорд ) | Первый Фантом в превосходстве в воздухе серый [ 11 ] |
XV489 | Ф-4М | 2-я эскадрилья | № 92-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена |
XV490 | Ф-4М | № 54-я эскадрилья | № 74-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена ( Ньюарк ) |
XV497 | Ф-4М | № 41-я эскадрилья | № 74-я эскадрилья | Консервированный ( Бентуотерс ) | Последний RAF Phantom полетит [ 12 ] |
XV581 | F-4K | № 43-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена (Абердин) | |
XV582 | F-4K | № 43-я эскадрилья | № 228 ОКУ | Сохранилось ( Брантингторп ) | |
XV586 | F-4K | 892-я военно-морская авиационная эскадрилья | № 43-я эскадрилья | Сохранено ( Йовилтон ) | |
XV591 | F-4K | 892-я военно-морская авиационная эскадрилья | № 111-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена ( Косфорд ) |
ZE350 | F-4J(Великобритания) | № 74-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена (Танбридж-Уэллс) | |
ZE352 | F-4J(Великобритания) | № 74-я эскадрилья | Списано | Носовая часть сохранена (Престон) | |
ZE359 | F-4J(Великобритания) | № 74-я эскадрилья | Сохранено ( Даксфорд ) | Сохранился в ливрее ВМС США. [ 13 ] | |
ZE360 | F-4J(Великобритания) | № 74-я эскадрилья | Сохранено ( Мэнстон ) | Раньше использовался для обучения пожарным. На реставрации BPAG [ 14 ] |
Фантомные базы
[ редактировать ]- Великобритания [ 15 ] [ 16 ]
- RNAS Йовилтон
- 700P военно-морская авиационная эскадрилья , апрель 1968 г. - февраль 1969 г.
- 767-я военно-морская авиационная эскадрилья , январь 1969 г. - август 1972 г.
- 892-я военно-морская авиационная эскадрилья с марта 1969 г. по сентябрь 1972 г.
- РАФ Лейхарс
- 892-я военно-морская авиационная эскадрилья , октябрь 1972 г. - апрель 1978 г.
- 43-я эскадрилья , сентябрь 1969 г. - июль 1989 г.
- № 64 (R) эскадрилья [ ii ] Апрель 1987 г. - январь 1991 г.
- 111-я эскадрилья , июль 1974 г. - январь 1990 г.
- Тренировочный полет «Фантом» с августа 1972 г. по май 1978 г.
- РАФ Конингсби
- 29-я эскадрилья с декабря 1974 г. по март 1987 г.
- 41-я эскадрилья с апреля 1972 г. по апрель 1977 г.
- 54-я эскадрилья с августа 1969 г. по апрель 1974 г.
- 6-я эскадрилья с мая 1969 г. по октябрь 1974 г.
- № 64 (R) эскадрилья [ ii ] Август 1986 г. - апрель 1987 г.
- РАФ Уоттишем
- 23-я эскадрилья с ноября 1975 г. по март 1983 г.
- 56-я эскадрилья с марта 1976 г. по июнь 1992 г.
- 74-я эскадрилья , июль 1984 г. - сентябрь 1992 г.
- Тренировочный полет «Фантом» с января 1991 г. по январь 1992 г.
- RNAS Йовилтон
- Германия [ 16 ]
- РАФ Лаарбрух
- 2-я эскадрилья с декабря 1970 г. по февраль 1976 г.
- РАФ Брюгген
- 14-я эскадрилья с июня 1970 г. по январь 1976 г.
- 17-я эскадрилья с июля 1970 г. по июль 1975 г.
- 31-я эскадрилья , июль 1971 г. - июнь 1976 г.
- РАФ Вильденрат
- 19-я эскадрилья с декабря 1976 г. по январь 1992 г.
- 92-я эскадрилья с марта 1977 г. по июль 1991 г.
- РАФ Лаарбрух
- Фолклендские острова [ 16 ]
- РАФ Стэнли
- 23-я эскадрилья с марта 1983 г. по май 1985 г.
- 29-я эскадрилья (отряд) с октября 1982 г. по март 1983 г.
- Королевские ВВС Маунт-Плезант
- 23-я эскадрилья с мая 1985 г. по ноябрь 1988 г.
- № 1435, рейс с ноября 1988 г. по июнь 1992 г.
- РАФ Стэнли
Фантомные юниты
[ редактировать ]Единица | Сформированный | Вариант | Роль | Предыдущие операции (отозваны) | Расформирован | Заменено на | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
700P Военно-морская авиационная эскадрилья | 1968 | ФГ.1 | Оперативная оценка [ iii ] | Уэссекс HAS.3 [ iv ] (1967) | 1969 | Морской король HAS.1 [ v ] | [ 15 ] |
767-я военно-морская авиационная эскадрилья | 1969 | Оперативная конверсия | Атакующий ФБ.2 (1955) [ мы ] | 1972 | Н/Д [ VII ] | [ 15 ] | |
892-я военно-морская авиационная эскадрилья | 1969 | Флот ПВО | Морская лисица FAW.2 (1969) | 1978 | нет замены [ VIII ] | [ 23 ] | |
2-я эскадрилья | 1970 | ФГР.2 | Тактическая разведка | Охотник ФР.10 (1970) | 1976 | Ягуар ГР.1 | [ 24 ] [ 25 ] |
6-я эскадрилья | 1969 | ФГР.2 | Непосредственная авиационная поддержка/Тактический удар | Канберра Б.16 (1969) | 1974 | [ 26 ] | |
14-я эскадрилья | 1970 | ФГР.2 | Канберра Б(И).8 (1970) | 1975 | [ 27 ] | ||
17-я эскадрилья | 1970 | ФГР.2 | Канберра PR.7 [ ix ] (1970) | 1975 | [ 29 ] | ||
19-я эскадрилья | 1977 | ФГР.2 | ПВО | Молния Ф.2А (1977) | 1992 | Ястреб Т.1 [ х ] | [ 33 ] |
23-я эскадрилья | 1975 | ФГР.2 | Молния Ф.3/Ф.6 (1975) | 1988 | Торнадо Ф.3 | [ 34 ] | |
29-я эскадрилья | 1975 | ФГР.2 | Молния Ф.3/Ф.6 (1975) | 1987 | [ 35 ] | ||
31-я эскадрилья | 1971 | ФГР.2 | Непосредственная авиационная поддержка/Тактический удар | Канберра PR.7 [ ix ] (1971) | 1976 | Ягуар ГР.1 | [ 36 ] |
41-я эскадрилья | 1972 | ФГР.2 | Тактическая разведка [ кси ] | ЗРК Bloodhound Mk.2 (1970 г.) | 1977 | [ 38 ] | |
43-я эскадрилья | 1969 | ФГ.1 | ПВО | Охотник ФГА.9 [ хii ] (1967) | 1989 | Торнадо Ф.3 | [ 40 ] |
54-я эскадрилья | 1969 | ФГР.2 | Непосредственная авиационная поддержка/Тактический удар | Охотник FGA.9 (1969) | 1974 | Ягуар ГР.1 | [ 41 ] |
56-я эскадрилья | 1976 | ФГР.2 | ПВО | Молния Ф.6 (1976) | 1992 | Торнадо Ф.3 [ хiii ] | [ 43 ] |
64-я эскадрилья [ ii ] | 1968 | ФГР.2 [ xiv ] | Оперативная конверсия | Джавелин FAW.7/FAW.9 [ хв ] (1967) | 1991 | Н/Д | [ 46 ] |
74-я эскадрилья | 1984 | Ф.3 [ xvi ] | ПВО | Молния Ф.6 (1971) | 1991 | Ястреб Т.1А [ х ] | [ 31 ] |
92-я эскадрилья | 1977 | ФГР.2 | Молния Ф.2А (1977) | 1992 | [ 47 ] | ||
111-я эскадрилья | 1974 | ФГР.2 [ XVII ] | Молния Ф.3/Ф.6 (1974) | 1990 | Торнадо Ф.3 | [ 48 ] | |
1435 Рейс | 1988 | ФГР.2 | Н/Д [ XVIII ] | 1992 | [ 49 ] | ||
Призрачный тренировочный полет [ XIX ] | 1972 | ФГ.1 | Оперативная конверсия | Н/Д | 1978 | Н/Д | [ 16 ] |
1991 | ФГР.2 | Повышение квалификации | 1992 |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ 16 футов 9 дюймов (5,11 м) с приемником радиолокационных предупреждений [ 2 ]
- ^ Jump up to: а б с 64-я эскадрилья была «теневой» эскадрильей номер 228 ОКУ. [ 44 ]
- ^ 700 NAS - это номер, присвоенный всем подразделениям, оценивающим новые самолеты для авиации флота. [ 17 ]
- ^ Как 700H NAS [ 18 ]
- ^ Как NAS 700S [ 19 ]
- ↑ Attacker использовался в качестве тренажера для офицеров управления посадкой на палубу. [ 20 ]
- ↑ Обучение переоборудованию Phantom было проведено Phantom Training Flight после расформирования 767 NAS. [ 21 ]
- ↑ После вывода из эксплуатации HMS Ark Royal в 1978 году Королевский флот больше не мог эксплуатировать в море обычные самолеты. Британский аэрокосмический Sea Harrier был введен как в противовоздушную оборону (замена Phantom), так и в ударную роль (замена Buccaneer ) в ВВС флота с 800 NAS и 801 NAS в 1980 году. [ 22 ]
- ^ Jump up to: а б «Канберра» использовалась в качестве тактической разведки. [ 28 ]
- ^ Jump up to: а б Случаи, когда «Фантом» заменялся в составе эскадрильи «Ястребом», были результатом сокращения обороны в рамках « Вариантов перемен », когда эскадрильи переводились на тренировочные функции. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
- ^ 41-я эскадрилья преобразована в эту роль из эскадрильи ЗРК ПВО. [ 37 ]
- ↑ «Охотник» использовался для непосредственной поддержки с воздуха. [ 39 ]
- ↑ Это подразделение стало «теневым» номером эскадрильи 229 ОКУ «Торнадо» . , ОКУ [ 42 ]
- ^ 228-е подразделение оперативной переоборудования было учебным подразделением для FGR.2 с 1968 по 1978 год, при этом обучение на FG.1 проводилось сначала 767-й морской авиационной эскадрильей, а затем тренировочным полетом Phantom. 228 OCU взяло на себя ответственность за всю подготовку Phantom в 1978 году. [ 16 ]
- ↑ Эскадрилья Javelin была оперативным подразделением-перехватчиком. [ 45 ]
- ^ 74-я эскадрилья преобразована в FGR.2 в 1991 году перед расформированием. [ 16 ]
- ^ 111-я эскадрилья преобразована в FG.1 в 1979 году. [ 16 ]
- ^ Первоначальный рейс 1435 служил с декабря 1941 по апрель 1945 года. [ 49 ]
- ^ Учебный полет Phantom был первоначально создан в 1972 году как переоборудованное подразделение FG.1 после расформирования 767 NAS. Позже он был реформирован для обеспечения повышения квалификации по FGR.2 в последний год эксплуатации RAF Phantom. [ 16 ]
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б «Макдоннелл Фантом ФГ1» . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 2 апреля 2014 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Гледхилл 2017, с. 48
- ^ "Данные" . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ «Макдоннелл Дуглас YF-4J Фантом II» . Музей авиации и космонавтики Пима . Архивировано из оригинала 3 ноября 2020 года . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Хоббс 1982, с. 20.
- ^ «Английская электрическая молния» . БАЕ Системс . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «История самолетов» . Призрачный храм . Издательство Корсар. 3 декабря 2019 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2021 г. Проверено 22 июня 2020 г.
- ^ Берк, Дэмиен (11 января 2012 г.). «XT596 - Музей авиации флота, RNAS Йовилтон, Сомерсет» . Гром и молнии . Архивировано из оригинала 7 сентября 2022 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Парсон, Гэри (23 июня 2002 г.). «Призрак летнего солнцестояния» . airsceneuk.org.uk . Архивировано из оригинала 8 сентября 2010 года . Проверено 15 июня 2016 г.
- ^ «Ф-4К (ФГ.1)ХТ597» . БПАГ . Британская авиационная группа Phantom. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Берк, Дэмиен (11 января 2012 г.). «XV474 – Имперский военный музей, Даксфорд, Кембриджшир» . Гром и молнии . Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ «Самолет-музей» . Музей холодной войны в Бентуотерсе . 2023. Архивировано из оригинала 14 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Берк, Дэмиен (17 апреля 2005 г.). «155529 – Американский музей авиации, IWM Даксфорд, Кембриджшир» . Гром и молнии . Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ «F-4J(Великобритания) ZE360» . БПАГ . Британская авиационная группа Phantom. Архивировано из оригинала 22 февраля 2022 года . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Хоббс 1982, с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Призрачные эскадрильи Королевских ВВС». Ежегодник РАФ . Издательство ИАТ: 16–18. 1992.
- ^ Мартин, Терри; Джерам-Крофт, Ларри (2019). Оса Королевского флота: история эксплуатации и выхода на пенсию . Барснли: Перо и меч. п. 31. ISBN 978-1526721143 .
- ^ Хоббс 1982, с. 60
- ^ Хоббс 1982, с. 66
- ^ Маклелленд 2017, с. 141
- ^ Сэр Питер Кирк , парламентский заместитель государственного секретаря по обороне (4 августа 1972 г.). «767-я фантомная учебная эскадрилья» . Парламентские дебаты (Хансард) . Соединенное Королевство: Палата общин. полковник 210 Вт. Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года.
- ^ Хоббс 1982, с. 8
- ^ Книга ввода в эксплуатацию HMS Ark Royal 1970–73 (PDF) . п. 75. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2022 года.
- ^ «2-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Уолпол, Мартин (2006). Лучший представитель породы: Охотник в истребительной разведке . Барснли: Перо и меч. п. 88. ИСБН 978-1844154128 .
- ^ «6-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 24 апреля 2017 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «14-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Бэрримор-Халпенни, Брюс (2014). English Electric Canberra: история и развитие классического реактивного самолета . Барнсли: Перо и меч. п. 203. ИСБН 978-1783461905 .
- ^ «17-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 28 октября 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «19-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «74-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 1 декабря 2022 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «92-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «19-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «23-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 14 января 2011 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «29-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «31-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «41-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 10 апреля 2020 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «41-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Смит Уотсон, Ян (2018). История копья Глостер . Страуд: Fonthill Media. п. 157. ИСБН 978-1781553749 .
- ^ «43-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 30 мая 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «54-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 20 марта 2015 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «56-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ «56-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Гледхилл 2012, с. 186
- ^ «64-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Гледхилл 2012, с. 175
- ^ «92-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «111-я эскадрилья» . Королевские ВВС . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «1435-я эскадрилья» . Национальная выставка холодной войны . Музей Королевских ВВС. 2013. Архивировано из оригинала 6 апреля 2018 года . Проверено 13 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейкер, AD (1998). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира на 1998–1999 годы: их корабли, самолеты и системы . Аннаполис, Мэриленд : Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-13017-120-7 .
- Гледхилл, Дэвид (2012). Призрак в фокусе: взгляд штурмана на британского воина холодной войны . Страуд , Великобритания: Fonthill Media. ISBN 978-1-78155-048-9 .
- Гледхилл, Дэвид (2017). Призрак в холодной войне: Королевские ВВС Вильденрат, 1977–1992 гг . Барнсли , Великобритания: о ручке и мече Книги . ISBN 978-1-52670-408-5 .
- Хоббс, Дэвид (1982). Самолеты Королевского флота с 1945 года . Лискирд , Великобритания: Морские книги. ISBN 978-0-90777-106-7 .
- Хоббс, Дэвид (2013). Британские авианосцы: история проектирования, разработки и эксплуатации . Барнсли , Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-138-0 .
- Маклелланд, Тим (2017). Британские истребители холодной войны . Лондон , Великобритания: Фонтхилл. ISBN 978-1-78155-630-6 .