Сондерс-Роу Скитер
Скитер | |
---|---|
![]() Скитер АОП.12 Центральной летной школы Королевских ВВС , 1962 год. | |
Общая информация | |
Тип | Тренер, разведчик |
Производитель | Сондерс-Роу |
Основные пользователи | Британская армия |
Количество построенных | 78 + 10 прототипов |
История | |
Дата введения | Октябрь 1956 г. |
Первый полет | 10 октября 1948 г. (как Cierva W.14 Скитер) |
Saunders -Roe Skeeter — двухместный учебно-разведывательный вертолет, разработанный и произведенный британским производителем Saunders-Roe («Саро») из Коуса и Саутгемптона , в Соединенном Королевстве .
Работа над тем, что впоследствии стало Skeeter, была начата компанией Cierva Autogiro под названием Cierva W.14 . После того, как компания Saunders-Roe взяла на себя контракты Cierva на разработку вертолетов, было решено продолжить реализацию ее проектов, включая Skeeter. Несмотря на первоначальное предпочтение конкурирующему сверхлегкому вертолету Fairey , который уже был заказан, судьба изменилась: Бундесвер проявил интерес к потенциальной закупке большого количества Skeeters. Это привело к отмене британского заказа на сверхлегкий вертолет и его место фактически занял «Скитер», что также служило гарантией экспортного заказа из Германии .
британской В конце 1950-х годов «Скитер» поступил на вооружение Воздушного корпуса армии , ВМС Германии и немецкой армии . Он является первым вертолетом, который будет использоваться армейской авиацией. Хотя некоторые рассматривались возможности разработки версии Skeeter с газотурбинным двигателем вместо поршневого двигателя , для этой цели было решено выпустить экспериментальную версию Saro P.531 вместо более прямой производной Skeeter.
В 21 веке ряд экземпляров сохранился как музейные экспонаты в Великобритании, Германии и Польше.
Разработка
[ редактировать ]
Происхождение
[ редактировать ]В 1947 году компания Cierva Autogiro приступила к работе над новым проектом, получившим обозначение W.14 Skeeter . По конструкции это был относительно компактный двухместный вертолет, предназначенный для использования как в качестве гражданского самолета, так и для выполнения задач воздушного наблюдения за военными заказчиками. Первоначальным двигателем, выбранным для установки на Skeeter, был одиночный Jameson FF-1 горизонтально-оппозитный поршневой двигатель с воздушным охлаждением мощностью 110 л.с. [ 1 ] [ 2 ] 10 октября 1948 года первый прототип «Скитера» совершил свой первый полет на аэродроме Истли . Первоначальные летные испытания прототипа показали, что винтокрылая машина имеет недостаточную мощность, что отчасти было связано с тем, что экспериментальный двигатель Jameson был склонен к перегреву. В ответ компания решила разработать улучшенный Mark 2 Skeeter, который должен был быть оснащен хорошо зарекомендовавшим себя двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л.с. (108 кВт). [ 3 ] Mark 2 Skeeter был заметно крупнее и имел другой внешний вид. [ 4 ]
20 октября 1949 года более крупный Skeeter Mark 2 совершил свой первый полет. [ 4 ] Испытания с использованием двигателя винтокрылого аппарата вскоре показали, что Mark 2 страдает от серьезных проблем с резонансом земли . Сьерве было трудно решить эти проблемы; 26 июня 1950 года Skeeter Mark 2 был уничтожен во время наземных испытаний. Несмотря на эти проблемы, Cierva получила заказ от британского Министерства снабжения на три улучшенных Skeeter, пару Mark 3 и один Mark 4 для целей оценки Королевских ВВС (RAF) и Королевского флота . [ 5 ] Еще до завершения строительства любого из этих трех винтокрылых самолетов конкурирующий производитель Saunders-Roe завершил передачу контрактов Cierva на разработку вертолетов и взял под свой контроль ее мощности и программы развития в январе 1951 года. [ примечание 1 ] [ 4 ]
В марте 1953 года Skeeter Mark 3B с двигателем Blackburn Bombardier был передан в Экспериментальный институт самолетов и вооружения (A&AEE). [ 4 ] Последующие испытания показали, что этим самолетам по-прежнему недостает мощности и что ранее возникшие проблемы с резонансом земли еще не решены должным образом; эти недостатки были названы причиной официальной поддержки приостановки эксплуатации винтокрылой машины. [ 4 ] В ответ на отстранение компания Saunders-Roe решила провести длительную серию тестов, финансируемых компанией, которые включали использование специально построенной установки, а также выполнение дополнительных теоретических работ с целью выявления как причин, так и Решение проблемы резонанса. [ 5 ] [ 7 ]
Конкуренция и поворот судьбы
[ редактировать ]
В начале 1950-х годов британская армия очень заинтересовалась потенциальным использованием компактных вертолетов для наблюдения и воздушного наблюдения. [ 8 ] выдвинуло требование В 1953 году британское министерство снабжения о создании недорогого двухместного вертолета, который подходил бы для разведки, эвакуации раненых и обучения . [ 9 ] Эта спецификация считалась весьма требовательной и требовала, чтобы она могла развивать высокие скорости и высокую скорость набора высоты даже в тропических условиях. Винтокрылую машину также необходимо было перевозить в кузове стандартного армейского трехтонного грузовика, что значительно ограничивало габариты перспективной машины. [ 9 ] Дополнительные требования к перспективному легкому вертолету включали продолжительность полета в один час, а также возможность перевозки легких грузов, таких как топливо и инструменты, а также раненых солдат на носилках. [ 8 ] Первоначальный запрос на сиденье наблюдателя, обращенного назад, присутствовал на раннем этапе, но был отброшен в более поздних версиях. В это время недавно разработанные газовые турбины начали привлекать как конструкторов вертолетов, так и потенциальных операторов, британская армия сделала использование такого двигателя одним из своих требований. [ 8 ]
В ответ на выставление требования был представлен широкий спектр заявок; Среди них были Fairey Aviation с ее сверхлегким вертолетом , в котором использовалась законцовая реактивная двигательная установка, Saunders-Roe с уменьшенной версией Skeeter, Bristol Airplane Company предложенный Тип 190 , предложение с ротором с воздуховодом от Percival Aircraft , Short Brothers предложили более крупный Short SB.8 , а также с таранным реактивным проект австрийского пионера вертолетов происхождения Рауля Хафнера двигателем . [ 10 ] В ответ на подробный проект, который Фейри подготовил для своего предложения, министерство решило заключить с фирмой контракт на производство в общей сложности четырех опытных самолетов для целей демонстрации и летных испытаний; Позже компания решила построить еще два винтокрылых самолета в рамках частного предприятия. [ 9 ]
Тем временем было разработано решение проблемного резонанса «Скитера», которое включало в себя модернизированную ходовую часть и установку модифицированных фрикционных демпферов лопастей на головке несущего винта. Эти улучшения позволили Сондерсу-Роу наконец продемонстрировать, что проблемы с резонансом земли были устранены, когда Skeeter Mark 5 прошел испытания A&AEE в марте 1954 года. [ 4 ] Решение этой проблемы вновь разожгло официальный интерес к винтокрылой машине, что быстро привело к размещению меньшего заказа на четыре Skeeter Mark 6, каждый из которых был оснащен двигателями Gipsy Major 200 мощностью 200 л.с. (149 кВт) (обозначенными как AOP.10 и T. 11 британских вооруженных сил) для целей оценки. [ 11 ]
Примерно в этот момент британская армия стала больше внимания уделять «Скитеру» и устранению его недостатков, в то время как Fairey Ultra-light впал в немилость. [ 12 ] По словам автора авиации Дерека Вуда, «Скитер» получил выгоду от благоприятного раннего впечатления об этом типе, которое произвело на некоторых западногерманских чиновников; Винтокрылая машина получила предложение о значительном военном заказе от правительства Германии, однако размещение заказа было при условии, что Skeeter, в свою очередь, также будет принят на вооружение британских вооруженных сил. было принято решение Таким образом, в Уайтхолле сосредоточить свои усилия на Skeeter, что фактически означало отказ от требования министерства, для выполнения которого разрабатывался конкурирующий Fairey Ultra-light. [ 12 ] В 1956 году компания Saunders-Roe наконец получила производственный заказ на 64 самолета AOP.12, каждый из которых был оснащен двигателем мощностью 215 л.с. (160 кВт); Серийные поставки Skeeter начались в 1958 году. [ 11 ] [ 13 ]
Производство
[ редактировать ]Всего было выпущено 78 «Скитеров» и 10 прототипов. [ 14 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Saunders-Roe Skeeter — легкий цельнометаллический двухместный одновинтовой вертолет с рулевым винтом для компенсации крутящего момента и управления рысканьем. [ 15 ] Он предназначался для использования в качестве универсального винтокрылого аппарата, в основном используемого для легких гражданских работ, а также для воздушного наблюдения и учебных задач на военной службе. Характеристики управляемости были во многом аналогичны винтокрылым машинам сопоставимых размеров того времени, но при этом обладали необходимой простотой, прочностью и надежностью, которые обычно характерны для учебно-тренировочных самолетов. [ 15 ]
«Скитер» имел относительно традиционную для вертолета конфигурацию: он был оснащен одним поршневым двигателем , который приводил в движение трехлопастной несущий винт длиной 29 футов (8,84 метра) и трехлопастной рулевой винт , установленный на конце вертолета. хвостовая балка треугольного сечения. [ 15 ] Лопасти несущего винта имели составную из стальных труб конструкцию, включающую лонжерон , прикрепленный к деревянной облицовке , каркасам и нервюрам , а также латунные балансиры; Сообщается, что они позволили создать экономичную и относительно упрощенную лопасть несущего винта, которая также обладала благоприятными усталостными свойствами. Сондерс-Роу также разработала замену лопасти несущего винта из легкого металла , которая обладала превосходными аэродинамическими свойствами и обеспечивала повышенные характеристики. [ 15 ] Также присутствовала фиксированная трехколесная ходовая часть со сменными колесами и тормозными узлами. [ 1 ] [ 2 ]
Экипаж «Скитера» из двух человек размещался в закрытом застекленном навесе из плексигласа со съемными дверями. [ 16 ] Конструкция кабины в значительной степени определялась требованием, чтобы Skeeter соответствовал роли пункта воздушного наблюдения (AOP), для которой этот тип широко продавался. [ 15 ] Носовая конструкция «Скитера» выдерживала вес оборудования винтокрылой машины, полезной нагрузки и экипажа в дополнение к силам инерции , возникающим во время маневрирования и посадки, нагрузкам от носового колеса. Конструкция из легкого сплава содержала панели доступа к управлению в полу и аккумуляторный блок в самой носовой части. [ 16 ]
Непосредственно за кабиной, под несущим винтом, находился двигатель винтокрылого аппарата и топливный бак из нейлонового мешка, который размещался внутри сварного трубчатого стального каркаса, прикрепленного к конструкции кабины и хвостовой балке. Мощность направлялась на рулевой винт через крутящий вал, расположенный внутри хвостового обтекателя, который имел зубчатую передачу, позволяющую пилотам легко регулировать скорость и направление движения рулевого винта. [ 15 ] Охлаждение двигателя осуществлялось через воздухозаборник в центре правого борта винтокрылого аппарата; для улучшения вентиляции капот вокруг двигателя можно было полностью снять. Двигатель De Havilland Gipsy Major , который использовался для привода большинства Skeeters, внес большой вклад в относительно высокую топливную экономичность винтокрылого аппарата из-за использования топливных форсунок (высокая аэродинамическая эффективность самого планера была еще одним полезным фактором). [ 17 ]
Ротор с ракетным двигателем
[ редактировать ]Учитывая ограниченную мощность Gipsy Major, были исследованы способы повышения мощности, в том числе турбонагнетатель, разработанный de Havilland. В качестве альтернативы турбонагнетателю компания D. Napier & Son разработала систему наддува ротора с ракетным двигателем , работающую на перекиси высокого качества (HTP), разлагающейся в соплах кончиков лопаток при контакте с катализатором. Система Napier NRE 19 была установлена на двух вертолетах Skeeter 6 ( G-AMTZ и G-ANMI ), после модификации переименованных в Skeeter 6 (mod) . [ 18 ]
Ракетная система состояла из полусферического резервуара ПВД в верхней части головки несущего винта и труб, проходящих через лопасти к камерам катализатора и соплам ракеты на каждой вершине лопасти. Общая тяга составляла 22,5 фунта-силы (0,10 кН) в течение 15 минут при общем расходе HTP 1 имп галлона в минуту (1,2 галлона США в минуту; 4,5 л/мин), увеличивая мощность ротора на 67 л.с. (50 кВт) и значительно увеличивая скорость набора высоты. Общий вес системы составлял менее 30 фунтов (14 кг). [ 18 ] [ 19 ]
Летные испытания доказали, что система работает так, как рекламировалось, но она была отвергнута из-за логистических проблем, связанных с ПВТ в мирное время и особенно во время военных действий. [ 18 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Британская армия заказала 64 Skeeter 6, получивших обозначение Skeeter AOP.12 (пост воздушного наблюдения - артиллерийское управление и управление), и Skeeter наконец поступил на вооружение в октябре 1956 года. Несколько Skeeter AOP.12 эксплуатировались Центральной летной школой. Королевских ВВС. После слияния вертолетной деятельности британской Bristol Airplane Company , Fairey and Saro с Westland Aircraft в 1960 году от планов разработки версии с турбинным двигателем отказались. [ нужна ссылка ] - хотя эти знания использовались при разработке Westland Scout и Westland Wasp, вплоть до P.531 , который был основан на планере Skeeter.
Варианты
[ редактировать ]- Сиерва W.14 Скитер 1
- Оригинальная конструкция, первый полет 8 октября 1948 года, оснащенный двигателем Jameson FF-1 мощностью 106 л.с. (79 кВт) . Хвостовая балка имела треугольное поперечное сечение. Был построен только один.
- Сиерва W.14 Скитер 2
- Первый полет совершил в 1949 году. Оснащен двигателем Gipsy мощностью 145 л.с. (108 кВт) . Сильно пострадал от резонанса земли и в конце концов развалился на части. Эта версия имела хвостовую балку круглого сечения, как и все последующие версии. Был построен только один.
- Скитер 3
- Также с двигателем de Havilland Gipsy. Mark 3B оснащен двигателем Blackburn Cirrus Bombardier мощностью 180 л.с. (130 кВт) . [ 4 ]
- Было произведено два. не давала никаких заказов Британская армия .
- Скитер 4
- Версия для Королевского флота была отклонена. Похож на «Скитер 2» и «3». Был выпущен только один. Построен в то же время, что и Mark 3B. [ 4 ]
- Скитер 5
- Похож на других более ранних Скитеров. Был произведен только один.
- Скитер 6
- Было закуплено три прототипа. Одним из них был Mark 5, переоборудованный с инжекторным двигателем Gipsy Major 201 для получения сертификата летной годности.
- Скитер 6 (мод)
- Два вертолета Skeeter 6 ( G-AMTZ и G-ANMI ), модифицированные системой пероксиде топлива High Test . , работающей на Napier NRE 19 наддува несущего винта ракеты [ 18 ]
- Скитер АОП.10
- Три предсерийных оценочных самолета, построенных для британской армии. [ 20 ]
- Скитер Т.11
- Один учебно-тренировочный самолет с двойным управлением был построен для Королевских ВВС.
- Скитер 7
- Имел двигатель Gipsy Major 150 мощностью 215 л.с. (160 кВт). Это был самый успешный Скитер. 64 были построены и приобретены Воздушным корпусом британской армии.
- Скитер АОП.12
- Вертолет пункта воздушного наблюдения для авиационного корпуса британской армии и учебный вертолет для Королевских ВВС.
- Скитер Т.13
- Учебная версия для Королевских ВВС. Skeeter T.13 использовались для обучения инструкторов армейских вертолетов.
- Скитер 8
- Коммерческая версия, аналогичная Skeeter 7, мощностью 215 л.с. (160 кВт) Gipsy Major. Завершен только один экземпляр, еще два заброшены и незавершены. [ 21 ]
- Скитер Мк.50
- Экспортная версия Skeeter 7 для немецкой армейской авиации . Шесть были заказаны и отправлены на экспорт. [ 22 ]
- Скитер Мк.51
- Экспортная версия Skeeter 7 для ВМС Германии . Четыре были заказаны и отправлены на экспорт. [ 22 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Португальские ВВС
Шесть Skeeter Mk.50 и четыре Skeeter Mk.51 приобретены у немецкой армейской авиации и ВМС Германии соответственно. Эти непригодные к полетам экземпляры были доставлены в июле 1961 года и хранились в ОГМА ; из-за отсутствия запасных частей их ремонт в конечном итоге был отменен, и они были проданы. [ 23 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]


- Германия
- XN348 - Skeeter AOP.12 на статической экспозиции в Музее вертолетов Бюкебург в Бюкебурге, Нижняя Саксония . [ 24 ] [ 25 ]
- Польша
- XL767 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Музее польской авиации в Кракове, Малопольское воеводство . [ 26 ]
- Великобритания
- XL739 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Норфолкском танковом музее в Форнсетте, Норфолк . [ 27 ]
- XL762 - Skeeter AOP.12 на хранении в Национальном музее авиации в Ист-Фортуне, Восточный Лотиан . [ 28 ]
- XL764 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Ньюаркском музее авиации в Ньюарк-он-Трент, Ноттингемшир . [ 29 ]
- XL770 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Музее Солент-Скай в Саутгемптоне, Хэмпшир . [ 30 ] [ 31 ]
- XL811 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Северный Сомерсет . [ 32 ] [ 33 ]
- XL813 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Армейском летном музее в Миддл-Уоллопе, Хэмпшир . [ 34 ]
- XM553 - Skeeter AOP.12 на статической выставке в Йоркширском музее авиации в Элвингтоне, Йорк . [ 35 ]
- XM555 - Skeeter AOP.12 на статической экспозиции в Северо-Восточном музеях суши, моря и воздуха в Сандерленде, Тайн и Уир . [ 36 ] [ 37 ]
- XN344 - Skeeter AOP.12 на статической экспозиции в Музее науки в Лондоне . [ 38 ] Х
- XN351 — Skeeter AOP.12 на статической выставке в Морайвии, Кинлосс, Шотландия.
- S2/5081 - Скитер 8 на статической экспозиции в Музее Солент-Скай в Саутгемптоне, Хэмпшир. [ 30 ] [ 39 ]
Технические характеристики (Скитер АОП.12)
[ редактировать ]Данные Saunders and Saro Aircraft с 1917 года. [ 40 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 26 футов 8 дюймов (8,13 м)
- Высота: 9 футов 6 дюймов (2,90 м)
- Пустой вес: 1656 фунтов (751 кг)
- Полная масса: 2200 фунтов (998 кг)
- Максимальный взлетный вес: 2300 фунтов (1043 кг)
- Силовая установка: 1 de Havilland Gipsy Major 215, мощностью 215 л.с. (160 кВт). 4-цилиндровый инвертированный двигатель воздушного охлаждения
- Диаметр несущего винта: 32 фута 0 дюймов (9,75 м)
- Площадь несущего винта: 804 кв. футов (74,7 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 109 миль в час (175 км/ч, 95 узлов)
- Крейсерская скорость: 106 миль в час (171 км/ч, 92 узла)
- Диапазон: 260 миль (420 км, 230 миль) при скорости 86 миль в час (75 узлов; 138 км/ч)
- Выносливость: 3 часа
- Практический потолок: 12 800 футов (3900 м)
- Скорость набора высоты: 1150 футов/мин (5,8 м/с).
- Потолок зависания: 5500 футов (1700 м) (при эффекте земли )
- Скорость вертикального набора высоты: 425 футов/мин (2,16 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лондон, 1988, стр. 237, 239.
- ^ Jump up to: а б Рейс 21 октября 1948 г., стр. 477–478.
- ^ Лондон 1988, с. 239.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рейс 1956 г., с. 355.
- ^ Jump up to: а б Лондонский энтузиаст авиации 1994, с. 3.
- ^ Dunnell Airplane , май 2017 г., стр. 105.
- ^ Лондон, 1988, стр. 239–242.
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975, с. 111.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1974 , стр. 398–404.
- ^ Вуд 1975, стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б Лондон, 1988, стр. 245–249.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 115.
- ^ Лондонский энтузиаст авиации 1994, стр. 4–5.
- ^ «Сондерс-Роу Скитер» . www.key.aero . 1 августа 2019 года . Проверено 4 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Рейс 1956 г., с. 356.
- ^ Jump up to: а б Рейс 1956 г., с. 357.
- ^ Рейс 1956, стр. 356–357.
- ^ Jump up to: а б с д Лондон, Питер (1988). Самолеты Сондерса и Саро с 1917 года . Лондон: Патнэм. стр. 244–245. ISBN 978-0851778143 .
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1957). Самолеты всего мира Джейн, 1958–59 . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 450–451.
- ↑ До формирования армейского авиационного корпуса в 1957 году эскадрильи AOP эксплуатировались ВВС Великобритании.
- ^ Лондон 1988, с. 246.
- ^ Jump up to: а б Лондон 1988, с. 252.
- ^ «Феррейра, Руи. 552-я эскадрилья дронов - в опасностях и трудных войнах » (на португальском языке). Вакаринги. 21 января 2011 года . Проверено 2 марта 2013 .
- ^ «Сондерс-Роу СКИТЕР» . Бюкебургский музей вертолетов . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Cierva-Saunders-Roe Skeeter AOP.12, серийный номер XN348 AAC, серийный номер s2/7154» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Cierva-Saunders-Roe Skeeter AOP.12, серийный номер XL767 AAC, серийный номер S2/5080» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Cierva-Saunders-Roe Skeeter AOP.12, серийный номер XL739 AAC, серийный номер S2/5071» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Местоположение самолета» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Список самолетов» . Ньюаркский музей авиации . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «БОЛЕЕ 20 САМОЛЕТОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОТКРЫТЬ И ИССЛЕДОВАТЬ» . Солент Скай . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Cierva-Saunders-Roe Skeeter AOP.12, серийный номер XL770 RAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «[Без названия]» . Вертолетный музей . Архивировано из оригинала 9 января 2019 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Cierva-Saunders-Roe Skeeter AOP.12, серийный номер XL811 RAF, серийный номер S2/5096» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Cierva-Saunders-Roe Skeeter AOP.12, серийный номер XL813 AAC, серийный номер S2/5098» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Саро Скитер AOp12» . Йоркширский музей авиации . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Экспонаты, выставленные в военном здании Ромни» . НЕЛЬСАМ . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Северо-восточный музей суши, моря и воздуха получит вертолет «Скитер» из музея Королевских ВВС» . Музей Королевских ВВС . 12 мая 2015 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Вертолет «Саундерс-Роу «Скитер» МК 12 XN344» . Группа музеев науки . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру – Сиерва-Сондерс-Роу Скитер 8, c/n S2/5081, c/r G-APOI» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Лондон, 1988, стр. 253–254.
Библиография
[ редактировать ]- «Сиерва Скитер летает». Рейс , 21 октября 1948 г., стр. 477–478.
- Даннелл, Бен. «Архив самолетов: Перейти к нему». Самолет , Том. 45, № 5, май 2017. С. 103–105. ISSN 0143-7240 .
- Лондон, Питер. «Последний из очереди: Саро Скитер». Air Enthusiast , № 54, лето 1994 г. ISSN 0143-5450. стр. 2–5.
- Лондон, Питер. Saunders and Saro Aircraft с 1917 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-814-3 .
- «Сондерс-Роу Скитер: Разработка и строительство Mark Six». Рейс , 30 марта 1956 г., стр. 355–359, 374.
- Тейлор, ХО (1974). Fairey Aircraft с 1915 года . Лондон: Издательство Патнэм. ISBN 0-370-00065-Х .
- Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN 0-356-08109-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- База данных Хелис
- Саро Скитер - Британский справочник самолетов
- Скитер Наследие