Мировой мозг
World Brain — сборник эссе и обращений английского пионера научной фантастики, социального реформатора , биолога-эволюциониста и историка Герберта Уэллса , датируемый периодом 1936–1938 годов. [1] На протяжении всей книги Уэллс описывает свое видение Мирового Мозга: новой, свободной, синтетической, авторитетной, постоянной «Всемирной энциклопедии », которая могла бы помочь гражданам мира наилучшим образом использовать универсальные информационные ресурсы и внести наилучший вклад в мир во всем мире .
Фон
[ редактировать ]Планы по созданию глобальной сети знаний возникли задолго до Уэллса. Эндрю Майкл Рамзи описал, ок. 1737 г., цель масонства заключалась в следующем: [2]
... чтобы предоставить материалы для Универсального словаря ... Тем самым свет всех народов будет объединен в одном труде, который будет универсальной библиотекой всего прекрасного, великого, светлого, прочного и полезного. во всех науках и во всех благородных искусствах. Эта работа будет увеличиваться с каждым столетием по мере увеличения знаний.
Энциклопедическое движение во Франции в середине восемнадцатого века было крупной попыткой реализовать эту философию. Однако попытки охватить все знания стали казаться менее возможными, поскольку доступный корпус расширялся в геометрической прогрессии. [2]
В 1926 году, продолжая аналогию между глобальной телеграфией и нервной системой, Никола Тесла предположил, что:
Когда беспроводная связь будет применена в совершенстве, вся Земля превратится в огромный мозг...Не только это, но благодаря телевидению и телефонии мы будем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы были лицом к лицу, несмотря на расстояния в тысячи миль; и инструменты, с помощью которых мы сможем это сделать, будут удивительно простыми по сравнению с нашим нынешним телефоном. Мужчина сможет носить его в кармане жилета. [3]
Пол Отлет , современник Уэллса и пионер информатики , возродил это движение в двадцатом веке. Отле писал в 1935 году: «Человек больше не нуждался бы в документации, если бы он был ассимилирован существом, ставшим всеведущим, как сам Бог». Отлет, как и Уэллс, поддерживал интернационалистские усилия Лиги Наций и ее Международного института интеллектуального сотрудничества . [2] [4] : 21–24
Со своей стороны, Уэллс выступал в защиту мирового правительства в течение как минимум десяти лет, приводя доводы в таких книгах, как «Открытый заговор» о контроле над образованием со стороны научной элиты. [4] : 24
Краткое содержание
[ редактировать ]После Первой мировой войны Уэллс считал, что людям необходимо стать более образованными и знакомыми с событиями и знаниями, которые их окружают. Для этого он предложил идею системы знаний Мирового Мозга, к которой могли бы получить доступ все люди. [5] : 564
Всемирная энциклопедия
[ редактировать ]Этот раздел, первое выражение мечты Уэллса о мировом мозге, был прочитан в виде лекции в Королевском институте Великобритании на еженедельном вечернем собрании в пятницу, 20 ноября 1936 года.
Уэллс начинает лекцию с заявления о своем предпочтении связных мировоззрений, а не изолированных фактов. Соответственно, он желает, чтобы мир был таким целым «настолько последовательным и последовательным, насколько это возможно». Он упоминает «Работу, богатство и счастье человечества» (1931), одну из своих собственных попыток обеспечить интеллектуальный синтез, и называет ее разочаровывающе непревзойденной.
Он выражает тревогу по поводу невежества в области социальных наук среди создателей Версальского договора и Лиги Наций . Он упоминает некоторые недавние работы о роли науки в обществе и формулирует свою главную проблему следующим образом:
Мы хотим, чтобы интеллектуальный работник стал более организованным фактором в человеческой схеме. Как организовать этот фактор? Есть ли способ применить знания для быстрого и универсального эффекта?
В ответ он представляет доктрину Нового Энциклопедизма как основу для интеграции интеллектуалов в единое целое. Для обычного человека, который обязательно будет образованным гражданином в современном государстве:
С его точки зрения, Всемирная энциклопедия была бы рядом томов в его собственном доме, или в каком-нибудь соседнем доме, или в удобной публичной библиотеке, или в любой школе или колледже, и в этом ряду томов он бы без особого труда или трудности, найти в ясном, понятном языке и поддерживать в актуальном состоянии господствующие понятия нашего общественного строя, очертания и основные подробности во всех областях знания, точную и достаточно подробную картину нашей Вселенной, общую историю мира, и если по какой-либо причине он захочет рассмотреть вопрос в мельчайших подробностях, ему потребуется надежная и полная система ссылок на первоисточники знаний. В областях, где существовало широкое разнообразие методов и мнений, он находил не случайные изложения мнений, а тщательно выбранные и взаимосвязанные утверждения и аргументы. [...] Эта Всемирная энциклопедия станет ментальной основой каждого разумного человека в мире. Она будет жить, расти и постоянно меняться, подвергаясь пересмотру, расширению и замене со стороны первоначальных мыслителей всего мира. Каждый университет и научно-исследовательский институт должны его подпитывать. Каждый свежий ум должен быть приведен в контакт со своей постоянной редакционной организацией. А с другой стороны, его содержание стало бы стандартным источником материала для учебной части школьной и студенческой работы, для проверки фактов и проверки утверждений — во всем мире. Даже журналисты соизволили бы им воспользоваться; даже владельцев газет можно было бы заставить уважать это.
Такая энциклопедия была бы сродни светской Библии. Всеобщее признание стало бы возможным благодаря сходству человеческого мозга. Для специалистов и интеллектуалов Всемирная энциклопедия обеспечит ценную координацию с другими интеллектуалами, работающими в аналогичных областях.
Уэллс призывает к созданию Энциклопедического общества для продвижения проекта и защиты его от эксплуатации (например, со стороны «предприимчивого издателя», пытающегося получить от него прибыль). Это общество также организовало бы производственные отделы. Конечно, существование общества имеет свои риски:
И будет существовать постоянная опасность того, что некоторые из первых промоутеров могут почувствовать и попытаться реализовать своего рода право собственности на организацию, создать из нее группу или банду. Но признать эту опасность — это половина пути к ее предотвращению.
Языком Всемирной энциклопедии будет английский из-за его большего разнообразия, точности и тонкости.
Интеллектуальные работники во всем мире будут все больше связываться друг с другом благодаря своему участию.
Уэллс желает, чтобы мудрые граждане мира обеспечили мир во всем мире. Он предполагает, что мировой интеллектуальный проект окажет более позитивное влияние на эту цель, чем любое политическое движение, такое как коммунизм, фашизм, империализм, пацифизм и т. д.
Свою лекцию он закончил так:
[Что] я говорю... это то, что без Всемирной энциклопедии, объединяющей умы людей в чем-то вроде общей интерпретации реальности, нет никакой надежды ни на что, кроме случайного и временного облегчения любого из наших миров. неприятности. [1] : 34–35
Мозговая организация современного мира
[ редактировать ]Этот раздел впервые был прочитан в виде лекции в Америке в октябре и ноябре 1937 года.
Эта лекция продвигает доктрину Нового Энциклопедизма, описанную ранее. Уэллс начинает с наблюдения о том, что мир стал единым взаимосвязанным сообществом благодаря значительно возросшей скорости телекоммуникаций . Во-вторых, он говорит, что энергия доступна в новом масштабе, что, среди прочего, обеспечивает возможность массового уничтожения. Следовательно, установление нового мирового порядка является императивом:
Нужна исключительная глупость, чтобы усомниться в срочности создания эффективного Всемирного Мира, прежде чем на нас обрушится надвигающаяся катастрофа. Проблема переустройства человеческих дел в мировом масштабе, эта Мировая проблема, объединяет все большее множество умов.
Ни христианство, ни социализм не могут решить мировую проблему. Решением является модернизированный «Аппарат мировых знаний» — Всемирная энциклопедия — «своего рода мысленный расчетный центр для разума, хранилище, где знания и идеи принимаются, сортируются, суммируются, перевариваются, уточняются и сравниваются». [1] : 49 Уэллс считал, что технологические достижения, такие как микрофильмы, могут быть использованы для этой цели, чтобы «любой студент в любой части мира мог сидеть со своим проектором в своем кабинете в удобное для него время и изучать любую книгу, любую книгу» . документ, в точной копии». [1] : 54
В этой лекции Уэллс развивает аналогию энциклопедии с мозгом, говоря: «Она будет информационным центром для университетов и исследовательских институтов; она будет играть роль коры головного мозга для этих важнейших ганглиев».
Он упоминает Международный комитет по интеллектуальному сотрудничеству , консультативное подразделение Лиги Наций , и Всемирный конгресс универсальной документации 1937 года как современных предшественников мирового мозга.
Постоянная всемирная энциклопедия
[ редактировать ]Этот раздел был впервые опубликован в журнале Harper's Magazine в апреле 1937 года и внесен в новую французскую энциклопедию в августе 1937 года.
В этом эссе Уэллс объясняет, как современные энциклопедии не смогли адаптироваться как к растущему увеличению зарегистрированных знаний, так и к увеличению числа людей, нуждающихся в точной и легкодоступной информации. Он утверждает, что эти энциклопедии XIX века продолжают следовать образцу, организации и масштабу XVIII века. «Наши современные энциклопедии все еще находятся на этапе развития кареты и лошади, — утверждал он, — а не на этапе развития автомобиля и самолета». [1] : 58
Уэллс увидел потенциальные возможности изменения мира, которые может принести эта технология. Он чувствовал, что создание энциклопедии может привести к мирным дням прошлого «с общим пониманием и концепцией общей цели и такого содружества, о котором сейчас мы едва ли мечтаем». [6]
Уэллс предвидел влияние и вклад, который его Мировой Мозг окажет на университетскую систему. и [5] : 561 Он хотел, чтобы университеты вносили в него свой вклад, помогали ему расти и способствовали поиску целостной информации. «Каждый университет и научно-исследовательский институт должны его подпитывать» (с. 14). В другом месте Уэллс писал: «Он станет логическим ядром мировых исследовательских университетов и аспирантур». [7] Он предположил, что организация, которую он предлагал, «перерастет по масштабам и влиянию, как любой существующий университет, и неизбежно займет место рыхлой университетской системы мира в концентрации исследований и мысли, а также в направлении общее образование человечества». [1] : 95 Фактически новый энциклопедизм, который он защищал, был «единственно возможным методом, который я могу себе представить, — привести университеты и исследовательские институты по всему миру к эффективному сотрудничеству и создать интеллектуальный авторитет, достаточный для контроля и направления коллективной жизни». [1] : 48 В конечном итоге Всемирная энциклопедия станет «постоянным учреждением, могущественным суперуниверситетом, объединяющим, использующим и контролирующим все существующие в настоящее время учебные и исследовательские организации». [8]
Речь на Всемирном конгрессе универсальной документации
[ редактировать ]В этом разделе представлен краткий отрывок из выступления Уэллса на Всемирном конгрессе универсальной документации 20 августа 1937 года. Он прямо сообщает участникам, что они участвуют в создании мирового мозга. Он говорит:
Я говорю о процессе психической организации во всем мире, который, по моему мнению, настолько неизбежен, насколько это возможно в человеческих делах. Миру необходимо собраться с силами, и это начало его усилий. Мир – это Феникс. Оно погибает в огне, и даже умирая, оно рождается вновь. Этот синтез знаний является необходимым началом нового мира.
Информативное содержание образования
[ редактировать ]Этот раздел был представлен в виде обращения президента к секции педагогических наук Британской ассоциации содействия развитию науки 2 сентября 1937 года.
Уэллс выражает свое беспокойство по поводу общего невежества общества, даже среди образованных людей, и предлагает Секции педагогики сосредоточиться на более широкой картине:
В этом году я предлагаю дать вопросы строевой подготовки, навыков, искусства, музыки, преподавания языков, математики и других символов, физической, эстетической, моральной и религиозной подготовки и развития, отдыха и сконцентрироваться на исследовании: Что мы говорим молодым людям непосредственно о мире, в котором им предстоит жить?
Он спрашивает, как «непреодолимый минимум знаний» может быть передан всем людям за десять лет обучения — реально, по его словам, это 2400 часов обучения в классе. Он предлагает свести к минимуму преподавание имен и дат в британской истории и вместо этого сосредоточиться на недавно доступной информации о доисторической эпохе , ранней цивилизации (без традиционно большого акцента на Палестине и израильтянах ) и общих контурах мировой истории . Он предлагает улучшить образование в области географии с инвентаризацией мировых природных ресурсов и улучшить учебную программу по деньгам и экономике . Он призывает к созданию «модернизированного типа учителей», с более высокой оплатой, с лучшим оборудованием и постоянно обновляющимся обучением .
Влияние
[ редактировать ]1930-е годы: Всемирный конгресс универсальной документации.
[ редактировать ]Одной из заявленных целей этого Конгресса, состоявшегося в Париже, Франция, в 1937 году, было обсуждение идей и методов реализации идей Уэллса о мировом мозге. Сам Уэллс прочитал на Конгрессе лекцию. [9]
Реджинальд Артур Смит расширил идеи Уэллса в книге «Живая энциклопедия: вклад в новый энциклопедизм г-на Уэллса» (Лондон: Andrew Dakers Ltd., 1941).
1960-е: Мировой мозг как суперкомпьютер
[ редактировать ]От мировой библиотеки к мировому мозгу
[ редактировать ]В своей книге «Профили будущего » 1962 года Артур Кларк предсказал, что построение того, что Герберт Уэллс назвал «мировым мозгом», будет происходить в два этапа. Он определил первый этап как строительство Всемирной библиотеки , которая, по сути, представляет собой концепцию Уэллса универсальной энциклопедии, доступной каждому из дома на компьютерных терминалах . Он предсказал, что эта фаза будет установлена (по крайней мере, в развитых странах ) к 2000 году. Вторая стадия, Мировой Мозг , будет представлять собой сверхразумный с искусственным интеллектом суперкомпьютер , с которым люди смогут взаимодействовать друг с другом для решения различных мировых проблем. «Мировая библиотека» будет включена в «Мировой мозг» как его подраздел. Он предложил установить этот суперкомпьютер в бывших военных центрах США и Советского Союза, как только сверхдержавы созреют достаточно, чтобы договориться о сотрудничестве, а не о конфликте друг с другом. Кларк предсказал, что строительство «Мирового мозга» будет завершено к 2100 году. [10] [ нужна цитата для проверки ]
В 1964 году Юджин Гарфилд статью, опубликовал в журнале Science в которой представил индекс научного цитирования ; Первое предложение статьи содержало «великолепный, хотя и преждевременный призыв Уэллса к созданию всемирного информационного центра», а Гарфилд предсказал, что индекс научного цитирования «является предвестником грядущих событий - предшественником мирового мозга». [11]
1990-е: Всемирная паутина документов
[ редактировать ]Всемирная паутина как мировой мозг
[ редактировать ]Брайан Р. Гейнс в своей статье 1996 года «Конвергенция к информационной магистрали» рассматривал Всемирную паутину как продолжение «мирового мозга» Уэллса, к которому люди могут получить доступ с помощью персональных компьютеров. [12] В статьях, опубликованных в 1996 и 1997 годах (в которых не упоминался Уэллс), Фрэнсис Хейлиген и Бен Герцель предусматривали дальнейшее развитие Всемирной паутины в глобальный мозг , то есть интеллектуальную сеть людей и компьютеров на планетарном уровне. [5] : 558 Разница между «глобальным мозгом» и «мировым мозгом» заключается в том, что последний, по мнению Уэллса, контролируется централизованно. [5] в то время как первый полностью децентрализован и самоорганизуется .
В 2001 году Дуг Шулер, профессор Государственного университета Эвергрин , предложил создать всемирную сеть гражданской разведки в качестве дополнения к мировому мозгу Уэллса. В качестве примеров он привел «Устойчивый Сиэтл» и проект «Здоровый технологический город» в Сиэтле. [13]
Arc.Ask3.Ru как мировой мозг
[ редактировать ]Ряд комментаторов предположили, что Arc.Ask3.Ru представляет Мировой Мозг, как его описал Уэллс. [4] : 24 [14] Джозеф Ригл сравнил предупреждение Уэллса о необходимости защиты Всемирной энциклопедии от пропаганды с нормой Википедии о «нейтральной точке зрения» :
В соответствии с универсальным видением и предвосхищая ключевую норму Википедии, Герберт Уэллс был обеспокоен тем, чтобы его Мировой Мозг был «энциклопедией, обращенной ко всему человечеству», и поэтому он должен оставаться открытым для корректирующей критики, скептически относиться к мифам (независимо от того, насколько «почитаемый») и остерегаться «сужающей пропаганды». Это кажется мне похожим на плюрализм, присущий цели Википедии «Нейтральная точка зрения», заключающейся в «справедливом, пропорциональном и беспристрастном представлении важных точек зрения». [4] : 26
См. также
[ редактировать ]- Граждандиум
- Коллективный разум
- Энциклопедия Галактика
- Жоэль де Росне
- Ноосфера
- Организационное обучение
- Проект Форбин
- Вавилонская библиотека
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уэллс, Х.Г. (1938). Мировой мозг . Лондон: Methuen & Co., Ltd.; Гарден-Сити, Нью-Йорк: Электронная книга Doubleday, Doran & Co., Inc .: World Brain
- ^ Jump up to: а б с Фрэнсис Хейлиген, « Концепции глобального мозга: исторический обзор », в книге «Эволюция: космическая, биологическая и социальная» , под ред. Х. Барри и др.; Волгоград: Учитель, 2011.
- ^ Кеннеди, Джон Б. (30 января 1926 г.). «Когда женщина — босс – Интервью с Николой Теслой» . Журнал Коллиера : 77.
- ^ Jump up to: а б с д Ригл, Джозеф Майкл (2010). Добросовестное сотрудничество: культура Википедии . История и основы информатики. Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 9780262014472 . OCLC 496282188 .
- ^ Jump up to: а б с д Рэйворд, В. Бойд (январь 1999 г.). «Идея Герберта Уэллса о мировом мозге: критическая переоценка». Журнал Американского общества информатики . 50 (7): 557–573. CiteSeerX 10.1.1.85.1010 . doi : 10.1002/(SICI)1097-4571(1999)50:7<557::AID-ASI2>3.0.CO;2-M .
- ^ «Идея постоянной мировой энциклопедии» . Вклад Герберта Уэллса в новую Французскую энциклопедию , август 1937 г.
- ^ Уэллс, Х.Г. (1931a) Работа, богатство и счастье человечества , Нью-Йорк: Гринвуд. п. 796
- ^ Уэллс, Х.Г. (1942a) Наука и мировой разум , Лондон: New Europe Publishing Co., с. 59.
- ^ «Конгресс документации: шаг к созданию «мирового мозга » ». Информационный бюллетень науки . 32 (861): 228–9. 9 октября 1937 г. doi : 10.2307/3913334 . JSTOR 3913334 .
- ^ Кларк, Артур К. Профили будущего; Исследование пределов возможного . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1962.
- ^ Гарфилд, Юджин (май 1964 г.). «Индекс научного цитирования — новое измерение индексации» (PDF) . Наука . 144 (3619): 649–654. Бибкод : 1964Sci...144..649G . дои : 10.1126/science.144.3619.649 . JSTOR 1712875 . ПМИД 17806988 .
- ^ Гейнс, Брайан Р. (1996). «Выход на информационную магистраль» . Материалы конференции WebNet . Сан-Франциско . Проверено 7 ноября 2009 г.
- ^ Шулер, Дуг (январь 2001 г.). «Культивирование гражданского интеллекта общества: модели нового «мирового мозга» » . Информация, коммуникация и общество . 4 (2): 157–181. дои : 10.1080/13691180122844 . S2CID 214651651 .
- ^ Джозеф Стромберг, В 1937 году Герберт Уэллс предсказал Википедию. Но он думал, что это приведет к миру во всем мире , Vox.com , 23 февраля 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллинз, Питер Майкл Дигби (1978). Британская ассоциация содействия развитию науки и отношение общественности к науке, 1919–1945 (доктор философии). ОСЛК 855700170 .
- Гир, Чарли (июнь 2004 г.). «Мозги в чанах, гигантские мозги и мировые мозги: мозг как метафора в цифровой культуре». Исследования по истории и философии науки. Часть C: Исследования по истории и философии биологических и биомедицинских наук . 35 (2): 351–366. дои : 10.1016/j.shpsc.2004.03.008 .
- Уэллс, Х.Г. (2021) [1938]. Мировой мозг . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . дои : 10.7551/mitpress/13630.001.0001 . ISBN 9780262542562 . OCLC 1204343654 . S2CID 242738121 . Новое издание с предисловием Брюса Стерлинга и введением Джозефа М. Ригла-младшего ( вступительная часть и введение ).
- Мариен, Майкл (октябрь 2007 г.). «Будущее знаний о пользе человека: заметки о мировом мозге 21 века». Фьючерсы . 39 (8): 955–962. дои : 10.1016/j.futures.2007.03.005 .
- Торрес-Варгас, Джорджина Арасели (сентябрь 2005 г.). «Мировой мозг и мир: идеи Уэллса и Отлета относительно универсального доступа». VINE Журнал систем управления информацией и знаниями . 35 (3): 156–165. дои : 10.1108/03055720510634207 .
- Рэйворд, В. Бойд (1999). «Идея Герберта Уэллса о мировом мозге: критическая переоценка». Журнал Американского общества информатики . 50 (7): 557–573. doi :10.1002/(sici)1097-4571(1999)50:7<557::aid-asi2>3.0.co;2-m.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мировой мозг Гарден-Сити, Нью-Йорк, Даблдей, Доран, 1938 г., из Интернет-архива из Библиотеки редких книг Томаса Фишера Университета Торонто.
- Мировой мозг в Project Gutenberg