Сотериология
Сотериология ( / s oʊ ˌ t ɪr i ˈ ɒ l ə dʒ i / ; греческий : σωτηρία sōtēria « спасение » от σωτήρ sōtēr «спаситель, хранитель» и λόγος logos «изучение» или «слово» [1] ) – это изучение доктрин спасения религиозных . Теория спасения занимает особое место во многих религиях. [2] В академической области религиоведения сотериология понимается учеными как представляющая ключевую тему ряда различных религий и часто изучается в сравнительном контексте; то есть сравнение различных представлений о том, что такое спасение и как оно достигается.
буддизм
[ редактировать ]Буддизм посвящен прежде всего освобождению от духкхи или страдания путем освобождения от сансары , цикла принудительного перерождения, путем достижения нирваны . Буддизм подчеркивает важность практики медитации человека в этом процессе и его последующего освобождения от сансары , в которой предстоит просветление .
Таким образом, фундаментальная причина того, что точная идентификация этих двух видов цепляния за идентичность – личного и феноменального – считается столь важной, опять-таки сотериологична. Сначала раскрыв свое цепляние, а затем работая над ним, мы обретаем способность наконец отпустить эту единственную причину всех наших несчастий и страданий. [3]
Однако Чистой Земли традиции буддизма Махаяны обычно сосредоточены на спасительной природе Небесного Будды Амитабхи . [4] В буддийской эсхатологии Махаяны считается, что в настоящее время мы живем в Последний День Закона , период в 10 000 лет, когда развращенная природа людей означает, что учения Будды не слушаются. [ нужна ссылка ] До этой эпохи бодхисаттва Амитабха дал 48 обетов, включая обет принять всех разумных существ, которые взывали к нему, позволить им найти прибежище в его Чистой земле и научить их чистой дхарме . Поэтому считается неэффективным доверять личным медитативным и даже монашеским практикам, а доверять только изначальному обету Амитабхи. [5]
христианство
[ редактировать ]В христианстве спасение, также называемое «освобождением» или « искуплением », — это спасение людей от греха и его последствий. [6] [7] Различные взгляды на спасение являются одними из основных линий, разделяющих различные христианские конфессии , являясь предметом разногласий между восточным православием , римским католицизмом и протестантизмом , а также внутри протестантизма, особенно в кальвинистско-арминианских дебатах . Эти строки включают в себя противоречивые определения порочности , предопределения , искупления и, что особенно важно, оправдания . Христианская сотериология варьируется от исключительного спасения [8] : стр.123 концепции всеобщего примирения . [9]
Христология играет ключевую роль в дебатах о сотериологии. В католической традиции Церковь претендует на сотериологический авторитет. Мартин Лютер отверг сотериологический авторитет церкви . На этом фоне роль божественности Христа занимает настолько центральное место в богословии Серена Кьеркегора , что обеспечивает основу для утверждения о спасительной силе Христа, и поэтому в этом образе мышления христология предшествует сотериологии. В спорах о древних авторитетах божественность Христа и власть над спасением связаны между собой богословскими понятиями. [10] [11]
Эпикурейская философия
[ редактировать ]Спустя более чем столетие после основания Сада, школы, в которой Эпикур преподавал философию, некоторые люди в римском мире называли Эпикура своим Спасителем. Самой выдающейся душой, спасенной Эпикуром, была римская императрица Помпея Плотина . [ нужна ссылка ] Лукреций , автор De Rerum Natura , также изображает спасительную силу философии и своего учёного Эпикура, используя литературные приёмы, такие как «притча о разбитом кувшине» (где учёному приписывают помощь смертным в получении удовольствия), поэзию, и образы. [ нужна ссылка ]
Спасение Эпикура не имеет никакого потустороннего подтекста. Судя по его «Основным учениям» и «Письму к Менекею» , он избавляет своих учеников от сверхъестественных страхов и чрезмерных желаний неестественного и дает своим ученикам ясные этические ориентиры, ведущие к счастью. Лукреций говорит, что Эпикур установил границы пределов природы. Его последователи во времена Римской империи превратили Эпикура в культурного героя и почитали его как основателя своей школы и как первого, кто разработал полностью натуралистическую космологию, освободившую смертных от всех основанных на страхе суеверий. [ нужна ссылка ]
индуизм
[ редактировать ]Сотериология обсуждается в индуизме через принцип мокши , также называемый нирваной или кайвальей . «В Индии, — писал Мирча Элиаде , — метафизическое знание всегда имеет сотериологическую цель». Мокша означает свободу от сансары , цикла смерти и перерождения. Существуют различные принципы и практики, которые могут привести к состоянию мокши, включая Веды и Тантры, которые являются основными писаниями для руководства, а также многие другие, такие как Упанишады , Пураны и другие. [ нужна ссылка ]
ислам
[ редактировать ]Мусульмане верят, что каждый несет ответственность за свои действия. Таким образом, хотя мусульмане верят, что Адам и Хава (Ева), родители человечества, совершили грех, вкусив от запретного дерева, и таким образом не повиновались Богу, они считают, что человечество не несет ответственности за такое действие. Они верят, что Бог ( Аллах ) справедлив и справедлив и у него следует просить прощения, чтобы не быть наказанным за невыполнение того, что просил от них Бог, и за то, что они слушали сатану. [12] Мусульмане верят, что они, как и все остальные, подвержены ошибкам и поэтому им необходимо постоянно и постоянно искать покаяния.
Мухаммад сказал: «Клянусь Аллахом, я ищу прощения у Аллаха и обращаюсь к Нему с покаянием более семидесяти раз в день». (Передал аль-Бухари, № 6307) Бог хочет, чтобы его рабы покаялись и прощали их, он радуется этому, как сказал Мухаммад: «Когда человек раскаивается, Аллах радуется больше, чем тот из вас, кто нашел своего верблюда после того, как потерял это в пустыне». (Согласовано. Передал аль-Бухари, № 6309) Исламская традиция обычно считает, что войти в Джанна (Рай) относительно легко. В Коране Бог говорит: «Если вы избежите великих грехов, которые вам были запрещены, Мы уничтожим ваши мелкие проступки и пропустим вас через вход чести [Рай]». [13]
Однако, по прямому следствию этих принципов и убеждений, природа человека духовно и морально испорчена и поэтому нуждается в спасении от самого себя. Обретение признательности, прощения и радости в Аллахе — единственная (или лучшая) практика, которая поможет спастись от этой ужасной судьбы коррупции и бессмысленности. ат-Тахрим 66:8
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме сотериологической концепцией является мокша , конечная гунастхана . Джайнская теория объясняет мокшу иначе, чем аналогичный термин, встречающийся в индуизме. [14] Мокша – блаженное состояние существования души, полностью свободной от кармического рабства, свободной от сансары , цикла рождений и смертей. Это высшее состояние существования души, даже выше, чем у богов, живущих на небесах. В состоянии мокши душа наслаждается бесконечным блаженством, бесконечным знанием и бесконечным восприятием. Это состояние достигается через реализацию себя и достижение состояния полного отсутствия желаний и непривязанности.
иудаизм
[ редактировать ]В современном иудаизме искупление ( еврейское геула ) – это Божье собирание народа Израиля из различных изгнаний. [15] Это включает в себя окончательное искупление из нынешнего изгнания . [16] Иудаизм не постулирует необходимость личного спасения, аналогично христианству; Евреи не верят в первородный грех . [17] Вместо этого иудаизм придает большее значение индивидуальной морали, определенной в Законе и воплощенной в Торе — учении, данном Моисею Богом на горе Синай и иногда подразумеваемом как обобщенное в Декалоге ( библейский иврит עֲשֶׂרֶת הַדְּבָרִים, ʿĂsereṯ haDəḇārīm , букв. «Десять слов»). Таннаитский . мудрец Гилель Старший учил, что Закон можно свести к единой максиме, широко известной как Золотое правило : «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему» [18]
В иудаизме спасение тесно связано с идеей искупления , или спасения от состояний и обстоятельств, разрушающих ценность человеческого существования. Бог, как творец вселенной, является источником всякого спасения человечества (при условии, что человек почитает Бога, соблюдая Его заповеди). Итак, искупление и/или спасение зависит от человека. Более того, иудаизм подчеркивает, что спасение нельзя получить через кого-либо еще, взывая к божеству или веря в какую-либо внешнюю силу или влияние. [18]
Некоторые отрывки еврейских религиозных текстов утверждают, что загробная жизнь не существует ни для добра, ни для зла. Например, автор Книги Экклезиаста сообщает читателю: «Мертвые ничего не знают. Им нет награды, и даже память о них теряется». [19] На протяжении многих веков раввины и еврейские миряне часто спорили с такими отрывками.
Тайные религии
[ редактировать ]В мистериальных религиях спасение было не столько мирским и коллективным, сколько мистической верой, связанной с продолжением выживания отдельной души после смерти. [20] Некоторые боги-спасители, связанные с этой темой, являются богами умирания и восстания , часто связанными с сезонным циклом, например Осирис , Таммус , Адонис и Дионис . Комплекс сотериологических представлений был также особенностью культа Кибелы и Аттиса . [21]
На сходство тем и архетипов религий античности и позднего христианства указывалось многими авторами, в том числе отцами раннехристианской церкви. Один просмотр [ нужна ссылка ] заключается в том, что раннее христианство заимствовало эти мифы и мотивы из современных эллинистических мистических религий, которые обладали такими идеями, как божества жизни-смерти-возрождения и сексуальные отношения между богами и людьми. Хотя теория мифа о Христе не принимается основными историками, ее сторонники пытаются установить причинно-следственные связи с культами Митры , Диониса и Осириса, среди других. [22] [23]
сикхизм
[ редактировать ]Сикхизм выступает за стремление к спасению посредством дисциплинированной личной медитации на Наам Джапо (имя) и послании Бога, призванной привести человека в союз с Богом. Но душевное состояние человека должно быть отстранено от этого мира, с пониманием того, что этот мир - временное жилище и его душа должна оставаться нетронутой болью, наслаждением, жадностью, эмоциональной привязанностью, похвалой, клеветой и, прежде всего, эгоистическим. гордость. Таким образом, их мысли и дела становятся нормальными или чистыми, и они сливаются с Богом или достигают соединения с Богом, подобно тому, как капля воды, падающая с небес, сливается с океаном. [24] [25]
даосизм
[ редактировать ]Стать просветленным человеком – это то, что во многих даосских верованиях считается спасением.
Некоторых даосских бессмертных считали умершими людьми, души которых достигли высшей физической формы. [26] Просвещенных людей иногда называли чжэнжэнь , и их считали живым воплощением сверхъестественных качеств веры. [27] [23]
Другие религии
[ редактировать ]Синто и Тенрикё аналогичным образом подчеркивают стремление к хорошей жизни путем развития добродетели или добродетельного поведения. [ нужна ссылка ]
В эпоху [ временные рамки? ] которые по-прежнему считали спасение прежде всего коллективным , основанным на религии семьи, клана или государства, а не возникающей областью индивидуальности. [ нужны разъяснения ] (популяризированный буддизмом и мистериальными религиями, такими как митраизм ) и эллинистические культы правителей, существовавшие примерно с 300 г. до н.э., иногда способствовали почитанию царя как спасителя своего народа. Яркими примерами были Птолемей I Сотер из Египта и Селевкиды Антиох I Сотер и Деметрий I Сотер . В египетском контексте обожествление правителя строилось на традиционных религиозных идеях фараонов . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «сотериология» , определение из онлайн-словаря Мерриам-Вебстера , в котором в качестве основы ошибочно используется именительный падеж среднего рода соответствующего прилагательного σωτήριον.
- ^ Стетлер, Эмили (2014), «Сотериология» , Лиминг, Дэвид А. (редактор), Энциклопедия психологии и религии , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 1688–1689, doi : 10.1007/978-1-4614 -6086-2_654 , ISBN 978-1-4614-6085-5 , получено 11 января 2023 г.
- ^ Бруннхёльцль, Карл (2004). Центр освещенного солнцем неба: Мадхьямака в традиции Кагью . Института Нитарты Серия . Снежный лев. п. 131. ИСБН 978-1559392181 .
- ^ Олсон, Карл (2005). Различные пути буддизма: повествовательно-историческое введение . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 185 . ISBN 0813535611 . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Синран, «Гимны об оскорблении сомнения в изначальном обете» .
- ^ «Спасение души; избавление от греха и его последствий» OED 2-е изд. 1989.
- ^ Уилфред Грейвс-младший, В поисках целостности: переживание Божьего спасения для всего человека (Шиппенсбург, Пенсильвания: Destiny Image, 2011), 9, 22, 74-5.
- ^ Ньюман, Джей. Основы религиозной толерантности. Университет Торонто Пресс, 1982. ISBN 0-8020-5591-5
- ^ Парри, Робин А. Всеобщее спасение? Текущие дебаты. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2004. ISBN 0-8028-2764-0
- ^ Оксфордский справочник по философии процессов и организационным исследованиям. (2014). Великобритания: ОУП Оксфорд.
- ^ Гувенс, DJ (1996). Кьеркегор как религиозный мыслитель. Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета.
- ^ В главе Аз-Зумар (Группы), в стихе 7 Корана: «Ни один носитель бремени не должен нести бремя другого» [39:7]. Таким образом, покаяние в Исламе означает прощение плохих решений, принятых рукой. В исламе, чтобы покаяться, человек должен признаться Аллаху в своем непослушании, почувствовать сожаление о своем поведении, быть готовым больше не делать того же и, наконец, попросить покаяния через молитву. Ему/ей не нужно идти поговорить с кем-то, чтобы заслужить покаяние, просто во время молитвы он/она обращается к своему Богу, Аллаху (молится), прося Его прощения. Аллах сказал в Коране: «О вы, кто верует! Обратитесь к Аллаху с искренним раскаянием! Возможно, ваш Господь искупит ваши проступки и введет вас в Сады, под которыми текут реки (Рай)». ат-Тахрим 66:8 Мусульмане верят, что Бог милостив, и поэтому от верующих ожидается, что они будут постоянно искать прощения, чтобы их проступки могли быть прощены. «Скажи: О мои рабы, которые согрешили против самих себя (совершив злые дела)! Не отчаивайтесь в милости Аллаха, воистину, Аллах прощает всех. Воистину, Он Прощающий, Милосердный». аль-Зумар 39:53 , а также: «А тот, кто сам совершает зло или причиняет вред, но потом ищет прощения у Аллаха, тот найдет Аллаха Прощающего, Милосердного» ан-Ниса 4:110 .
- ^ Ан'Ниса 4:31
- ^ Кристофер Ки Чаппл (2006). Джайнизм и экология: ненасилие в паутине жизни . Мотилал Банарсидасс. стр. 90–92. ISBN 978-81-208-2045-6 .
- ^ «Реб в сети» . Колель: Центр либерального еврейского обучения для взрослых. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Спасение, иудаизм. [1] По состоянию на 4 мая 2013 г.
- ^ «Как еврей достигает спасения?» [2] Доступ: 4 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Малекар, Иезекииль Исаак. «Говорящее дерево: концепция спасения в иудаизме». Таймс оф Индия. [3] Доступ: 4 мая 2013 г.
- ^ Экклезиаст 9:5
- ^ «Теологии имманентности/Сотериология» . pagantheologies.pbworks.com .
- ^ Джулия Сфамени Гаспарро. Сотериология и мистические аспекты культа Кибелы и Аттиса .
- ^ «POCM Языческое происхождение мифа о Христе» . pocm.info .
- ^ Jump up to: а б «Женжэнь» . Энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 г. Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 266. ИСБН 9788171427543 .
- ^ «Сагар Мах Бунд Океан в капле» . Сикхский научно-исследовательский институт . 20 февраля 2019 года . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ «сиань» . Британская энциклопедия . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ «женжэнь» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Макинтайр , Форма сотериологии: исследования доктрины смерти Христа , T&T Clark, 1992.
- Кумар, Сантош (2019). Спасение: В свете Креста и Полумесяца . Идея Пресс. ISBN 9781647604974 .