Томика (линия игрушек)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2019 г. ) |
![]() | |
![]() Магазин Томика | |
Тип продукта | Масштабные модели автомобилей |
---|---|
Владелец | Такара Томи |
Страна | Япония |
Представлено | 1970 год |
Рынки | По всему миру |
Веб-сайт | takaratomy.co.jp/tomica |
Tomica ( トミカ , Tomika ) — линейка игрушечных транспортных средств (в основном автомобилей ), производимых с 1970 года компанией Takara Tomy Co. японской (ранее известной как Tomiyama и Tomy Kogyo Incorporated). [ 1 ] По всей видимости, литые модели Tomica были результатом Tomica World, автономной игрушечной линии аксессуаров для моторизованных поездов , которую Томи создал на основе Plarail и производил с 1959 года. [ 2 ] Похожую по концепции Tomica можно назвать «японским спичечным коробком », но она ориентирована в основном на японские бренды.
История
[ редактировать ]Японская компания Tomy была основана в 1924 году Эйджирой Томиямой в Токио. [ 3 ] Компания производила разнообразные игрушки, но в 1970 году начала производство линейки литых под давлением автомобилей Tomica в результате всплеска интереса на мировом рынке к игрушечным машинкам, который возглавляли в основном Matchbox и Hot Wheels . [ 2 ] Хотя были созданы модели различных масштабов, название «Tomica» обычно относится к основным автомобилям размером 3 дюйма, которые чаще всего производятся компанией. Первоначально название «Карманные автомобили» давалось автомобилям Tomica, продававшимся в 1970-х годах в США. Спустя четыре десятилетия Tomy Corporation снова вышла на рынки Северной Америки и Европы под именем Tomica в 2010 году.
Типичные томики
[ редактировать ]Домашняя серия Tomica («Черный ящик» / «Красный и белый ящик»)
[ редактировать ]Первоначально Tomica производила только легковые и грузовые автомобили японских марок. Это началось с выпуска шести моделей в 1970 году. Седьмая была выпущена позже в том же году. С этого времени линейка Tomica росла, пока к 1978 году в общей сложности не насчитывалось 109 одновременных моделей - с номерами с 1 по 108, а также номер 110 (109 было предложено, но так и не выпущено). Разнообразие моделей также расширилось от начальных купе и седанов до такси , автобусов , грузовиков, строительной и другой коммерческой техники. даже паровой двигатель Предлагались и океанский лайнер. По мере выпуска новых моделей каждой присваивался номер до 110, заменяющий существующую модель.
В начале 1980-х годов «Томи» испытывала финансовые трудности, и в 1983 году отечественный модельный ряд сократился всего до 80 моделей (№№ 1 – 80). Эти модели в основном упаковывались в коробки с картинками на черном фоне с желтыми клапанами. Позже появились новые модели в коробке с красно-белым фоном. [ 1 ] Существующие модели, выпущенные до 1984 года, продолжали использовать коробку старого стиля с черным фоном до 1988 года, когда все коробки были обновлены до нового стиля. Поэтому отечественные модели обычно называют моделями «черного ящика» или «красного и белого ящика».
Иностранная серия Tomica («Синяя и белая коробка» / «Карманные автомобили»)
[ редактировать ]Чтобы конкурировать на мировом рынке игрушечных машинок, Tomy изначально планировала экспортировать свои модели. Это делалось начиная с 1974 года с появлением «Tomy Pocket Cars» в Канаде и США . Маркетинговым ходом стала блистерная упаковка, выполненная в виде джинсового «кармана» с желтой «строчкой» по внешней стороне карты и автомобиля. Поскольку японские автомобили еще не пользовались бурным спросом за рубежом, в 1976 году Tomy начала производить «иностранные» (неяпонские) модели. На выставке присутствовали американские , немецкие , итальянские , британские и французские автомобили, что сделало линейку продуктов Tomica более глобальной.
Отчасти потому, что Pocket Cars на американском рынке были дороже, чем Hot Wheels или спичечные коробки, после 1979 года эта серия блистерных упаковок практически не появлялась. [ 4 ] Однако Tomica успешно продолжала работать на внутреннем рынке, где каждая иномарка была упакована в коробку с изображением, на которой был изображен флаг страны происхождения этой конкретной машины. На коробках зачастую не был указан номер машины, но его можно было увидеть на базе. Поскольку эти коробки имеют базовые цвета - синий и белый, их также называют моделями «сине-белых коробок». Одновременно под иностранной линией производилось в общей сложности 70 моделей под номерами от F1 до F70.
Эти автомобили 1970-х и 1980-х годов хорошо сохраняют свою ценность. По состоянию на 2019 год [update] они продаются по цене от 15 до 20 долларов США на eBay и других сайтах онлайн-торговли. Возможно, из-за их большей редкости, а также реалистичности, эти ценности сохраняются намного лучше, чем у большинства автомобилей Matchbox того же периода. [ нужна ссылка ]
Tomica Common Series («Красно-белая коробка»)
[ редактировать ]
В 1988 году Tomy объединила свои зарубежные модели в отечественную серию. К 80 отечественным моделям добавилась большая часть первых 40 моделей зарубежной серии. Переданным иностранным моделям был присвоен номер, который представлял собой номер серии F плюс 80. Несколько этих иностранных моделей были сняты с производства после нескольких месяцев появления в новой линейке. В целом около половины из них были сняты с производства через два года.
Томика ограниченная серия
[ редактировать ]С 2001 по 2013 год Tomy выпускала серию TL, ориентированную на коллекционеров. Эти модели выполнены с более высокой детализацией, и одна из их главных особенностей — реалистичные колеса с прорезиненными пластиковыми шинами. Хотя многие из них основаны на существующих или снятых с производства обычных моделях Tomica, некоторые представляют собой новые отливки, сделанные исключительно для линейки TL, а именно Nissan Skyline GTB, Toyoda AA и новый MINI Cooper . Что касается нового MINI Cooper, то модель впервые была выпущена для серии TL в 2004 году, но в 2006 году была включена в регулярную линейку как нет. 43. Номера моделей начинаются с 0001. Каждая модель производится в течение ограниченного периода времени, поэтому модели с меньшими номерами снимаются с производства, в то время как продолжают появляться новые модели с более высокими номерами. Данные модели упакованы в открытые картонные коробки, окруженные с четырех сторон прозрачным пластиковым чехлом.
Томика Премиум-серия
[ редактировать ]Tomica начала предлагать серию Tomica Premium с апреля 2015 года. Линия Premium заменила серию Tomica Limited Series, основные отличия заключаются в том, что в ней используются новые формы для автомобилей и они выпускаются не ограниченным тиражом, а, скорее, в обычном производстве, которое нумеруется по той же схеме, что и классическая линия (повторное использование номеров для несвязанных моделей). Они также были ориентированы на более молодую аудиторию.
Специальные, рекламные и событийные модели
[ редактировать ]За прошедшие годы Tomica выпустила ряд специальных моделей. Это уникальные модели, которых нет ни в обычной линейке, ни в лимитированной серии. Существует четыре типа специальной модели:
- Существующая обычная модель с небольшими модификациями или дополнениями аксессуаров. Они могут быть в форме TEM (модели Tomica Event, эксклюзивные товары магазина Tomica, а также подарочные наборы).
- Модель грузовика, имеющая кабину и шасси существующей модели. Они также часто встречаются в подарочных наборах, хотя встречаются и как отдельные модели.
- Модель, основанная на существующей модели, но с измененным основным кузовом. Примеры:
- Honda S800M Convertible, модифицированный с №. 23 Хонда С800М
- Mitsubishi Pajero Rally Type был модифицирован из нет. 30 Мицубиси Паджеро Металлический верх. Эта модель была создана для набора Ralliart Team Set.
- Toyota Sprinter Trueno AE-86 Хэтчбек , модифицированный с нет. 78 Тойота Спринтер Труено Купе. Это было произведено для D. начального набора
- Совершенно новый кастинг. Все они были произведены по контракту другой модельной компании или другого бизнеса. Их общая судьба такова, что Tomy со временем выпускает их как обычные модели. Примеры включают в себя:
- Nissan Skyline GT-R R33 Racing Type (выпущен под номером 40 в 1997 г.)
- Mitsubishi Lancer Evolution IV (выпущен под номером 104 в 2000 г.)
- Mitsubishi New Canter Panel Truck (выпущен под номером 29 в 2003 г.)
- Subaru Legacy Touring Wagon (выпущен под номером 11 в 2003 г.)
- Hummer H2 (выпущен под номером 15 в 2007 г.)
- Nissan Laurel (выпущен под номером LV-52 в 2007 г.)
- Isuzu Giga (выпущен под номером 76 в 2007 г.)
- Также в 2004 году нет. 121 был доступен в течение ограниченного периода от Mitsuoka Motors. Это был одноместный электрический автомобиль в масштабе 1:1 с передней частью и боковыми панелями в стиле ретро Citroen H Van.
Кастинги в Японии, Китае, Гонконге, Таиланде и Вьетнаме
[ редактировать ]До 1993 года модели Tomica почти исключительно производились Tomy на их местном заводе в Токио , Япония. Однако с первых лет Томи перевел часть производства на аутсорсинг в другую страну с более дешевой рабочей силой. К середине 2003 года все производство было передано на аутсорсинг, и Tomy больше не производила Tomica на собственном заводе.
Гонконг был первым местом за пределами Японии, где производились автомобили Tomica. Производство в Гонконге продлилось всего несколько лет. Шесть моделей, выпущенных в 1971 и 1972 годах, были произведены в Гонконге:
- 1971 - Хонда Н360 №10
- 1971 - Тойота Спринтер №11
- 1971 - Mazda Capella Rotary Coupe № 12
- 1972 - Митсубиси Галант №30
- 1972 - Ниссан Седрик №33
- 1972 - Datsun 1300 № 42 Пикап
Ограниченное производство в Китае началось в 1990 году с нескольких существующих моделей в стандартной линейке, таких как No. 35 КУПОЛ Тойота Селика и нет. 73 Свалка Исузу. Крупномасштабное производство в Китае началось в 1993 году с «Британской линии» из 36 моделей, которые компания Tomy из Великобритании заключила контракт с Tomy из Японии на производство с использованием существующих инструментов. В результате, начиная с 1993 года, в Китае производились и обычные модели тех же отливок. Начиная с 1994 года все новые модели регулярной линейки производились в Китае, а в мае 1995 года производство существующих моделей начало перемещаться в Китай. Китай тоже. Это делалось поэтапно. К июлю 1997 года все автомобили Tomica регулярной линейки производились в Китае. Из этого правила было несколько исключений:
- Power Shovel PC200 № 9 Komatsu , выпущенный в 1995 году, был произведен в Японии, поскольку эта модель уже планировалась в 1994 году, а также потому, что у нее были общие компоненты со старым номером. 9. Производство было перенесено в Китай, когда позже в 1995 году модель была выпущена для подарочного набора.
- Nissan Skyline GT-R R33 №20, выпущенный в 1995 году, производился в Японии, поскольку модель также использовалась для специальных выпусков по контракту II ADO, популярной сети магазинов малолитражных автомобилей в Японии . Производство было перенесено в Китай в 1997 году вместе с другими предприятиями на последнем этапе переезда.
- Mitsubishi Pajero № 30, выпущенный в 1999 году, производился в Японии, поскольку модель одновременно выпускалась как специальная рекламная модель Mitsubishi Motors в Японии. Производство переехало в Китай через два месяца, когда продвижение прекратилось.
- Route № 105 Грузовик Coca-Cola , выпущенный в 1996 году, также производился в Японии. Однако эта модель просто отличалась цветом и окраской от существующей модели, поэтому на самом деле это не была новая модель.
Хотя производство обычных моделей в Японии было прекращено в 1997 году, Tomy продолжала производить специальные модели в Японии до 2003 года, используя старые отливки, не использовавшиеся для массового производства британской линии, обычных моделей или подарочных наборов. Поскольку эти старые кастинги остались в Японии, специальные выпуски и рекламные выпуски с использованием этих старых кастингов по-прежнему производились в Японии. В Японии также производились новые отливки для специальных моделей. Subaru Legacy 2003 года выпуска был последней моделью Tomica, когда-либо производившейся в Японии. [ нужна ссылка ]
Производство Tomicas начало перемещаться во Вьетнам в начале 2009 года. Это также происходило поэтапно и заняло несколько лет. В отличие от переезда из Японии в Китай, во время которого в Японии не производилось новых обычных моделей (за некоторыми исключениями), за это время новые модели поступали как из Вьетнама, так и из Китая до 2013 года.
В 2010 году, когда была представлена технология Tomica, они изначально производились в Таиланде . В 2012 году производство переехало во Вьетнам.
Стили колес
[ редактировать ]Самые ранние автомобили Tomica имели цельные хромированные колеса. Начиная с 1971 года модели выпускались с двухсоставными колесами различных стилей, причем цельные хромированные колеса были сняты с производства в 1972 году (за исключением того, что все модели, произведенные в Гонконге, имели цельную конструкцию колес). Двухсоставные колеса использовались до 1977 года, а новые цельные колеса различных стилей были приняты на вооружение с 1976 года и используются до сих пор.
Наиболее распространенный дизайн - это хромированное колесо с пятью спицами на черной пластиковой форме, которое имеет пять (четыре до 2007 года) «шип» по краю колеса (его обычно называют колесом с шипами 4/5). Эта конструкция была даже продолжена в новых автомобилях, произведенных во Вьетнаме. Другой распространенный стиль — черные пластиковые колеса шириной больше, чем у стандартного колеса с шипами 4/5, с одним хромированным кольцом и без каких-либо других выдающихся деталей (это отсылка к гоночным колесам). Более поздние модели Tomica имеют слегка измененный дизайн колес, с немного меньшими «шипами». Некоторые внедорожники (например, Nissan X-Trail, Mitsubishi Pajero) имеют 4-спицевые хромированные диски с канавками снаружи.
Другая серия
[ редактировать ]Длинная Томика
[ редактировать ]
Более длинные автобусы и грузовики с полуприцепами были моделями, не подходящими для обычных маленьких коробок, поэтому Томи также запустил серию «Long Tomica» в 1977 году. Такие отливки, как грузовики, сочлененные автобусы или поезда Синкансэн, производились как отдельные модели до 1993 года. некоторые из этих длинных моделей все еще появлялись в подарочных наборах после 1993 года, например, набор JAL Airport Vehicles Set. Многие из них были специально для зарубежных рынков, например, автобус Trathen's Skyliner, который совершил путешествие из Плимута в Лондон в Великобритании. [ 5 ] Начиная с 2009 года, Tomy производит новые версии «Long Tomica», такие как новейшие поезда Синкансэн или большие полуприцепы, как часть обычной серии под номерами моделей от 121 до 140.
Боевая Томика
[ редактировать ]В 1973 году Томи выпустил серию литья под давлением Combat Tomica в масштабе 1/87. Линия началась с модели M-60 Army Medium Tank, а позже были выпущены такие модели, как американский M-60A-1E-1, немецкий TIGER-I, японский Type 61 и российский СУ-85. Было два типа Combat Tomica, но оба они содержали одни и те же модели. Первый был похож на обычные модели Tomica; модели поставлялись в бумажной коробке, там были фигурки солдат для украшения и набор колес, потому что гусеницы были фиксированными и фактически не функционировали. Вторым типом были комплекты металлических моделей, требующие ручной сборки. Они поставлялись в больших коробках внутри, содержащих детали для сборки. Производство Combat Tomicas продолжалось всего несколько лет из-за высокой стоимости. Тем не менее, Tomy продолжала производить военную технику, такую как грузовики с ракетными установками, военные грузовики и джипы, для своей обычной «3-дюймовой» линейки.
Томика Денди
[ редактировать ]
Автомобили Tomica Dandy крупнее - масштаб примерно 1:43 и производились с 1972 по 1993 год. Сначала все это были японские отечественные модели, но, как и обычные Tomica, линейка Dandy также начала предлагать автомобили иностранных марок в 1977 году (например, , Лотос Европа). Система нумерации была изменена в 1984 году в зависимости от характера транспортных средств (например, аварийные , полицейские или иностранные модели). В 2001 году Tomy перевыпустила шесть моделей Tomica Dandy в ограниченном количестве.
Денди были отлиты под давлением из металла, и большинство из них также имели металлическую основу. Колеса выглядели настоящими, но были сделаны из твердого черного пластика, а не из резины, что было обычным явлением для литых под давлением автомобилей 1:43 в 1980-х годах. Некоторые автомобили Dandy имели особые функции, например, Mazda Savanna с «выдвижными» фарами, управляемыми с помощью рычага внутри автомобиля . [ 6 ] Цвета упаковок были разными, некоторые из них представляли собой рекламные модели, но обычно коробки были синими или красными с изображением перфорированного номерного знака с надписью «Денди» на табличке. Отливки Tomica Dandy также использовались в подарочных наборах и серии Limited S, но у этих моделей удалено название «Dandy» на базовых пластинах.
Моторизованная Томика
[ редактировать ]
Tomy начала производить автомобили с электроприводом в конце 1970-х годов, начиная с серии Power Tomica. Эта серия продлилась недолго. В 1992 году была выпущена новая серия под названием B/O Tomica (расшифровывается как Tomica с батарейным питанием). Эта серия была переименована в Motor Tomica в 1997 году. Они производились и продавались как отдельные модели до 2003 года. Все B/O Tomica производятся в Японии, а все Motor Tomica (включая Animated Motor Tomica) производятся в Китае. Чтобы разместиться на моторизованном основании, эти отливки часто имеют измененную шкалу. В целом внедорожники выглядят в своих масштабах, седаны кажутся немного громоздкими, а автобусы и грузовики непропорционально короткими. В 2005 году была выпущена новая серия моторизованной Tomica, включающая стандартные транспортные средства, такие как полицейская патрульная машина. Эта последняя серия предназначена для малышей и изготовлена из АБС-пластика.
Откат Томика
[ редактировать ]Впервые они появились в 1980-х годах, и на тот момент существовало шесть моделей. В 2002 году Tomy снова выпустила модели с откатом .
Звук и свет Томика
[ редактировать ]
Время от времени Tomy выпускает более короткие партии автомобилей со звуком, светом или и тем, и другим, на основе отливок из обычных серий. Первой из такой серии была Sound Tomica, представленная в 1992 году. В этих машинах есть и звук, и свет. При нажатии на один комплект колес на короткое время включается звук и свет. Серия Siren Tomica 1996 года заменила Sound Tomica. По сути, это одинаковая конструкция, за исключением того, что батареи можно вынимать и заменять. В 2000 году Томи выпустил линию Chat Tomica. В этих автомобилях нет света, но в зависимости от модели при активации «будут воспроизводиться три типа записанных клипов (включая звуки сирен, голоса и крики животных)». [ 7 ] И наоборот, автомобили с технологией Tomica, представленные в 2010 году, имеют только фары. Особенностью является то, что они не требуют батареек. Вращение автомобилей производит электричество для питания фонарей. Эта линия также представляет собой единственную существующую на сегодняшний день продукцию Tomica, произведенную в Таиланде. Совсем недавно Tomy выпустила линейку Tomica 4D. У этих автомобилей есть звуки двигателя и вибрация.
Томика Лимитед Винтаж
[ редактировать ]Начиная с 2004 года Tomytec, филиал Tomy, начал производить реалистичные модели – больше для коллекционного рынка. Они продаются как серия Tomica Limited Vintage Tomytec и в основном представляют собой классические японские автомобили 1950-х и 1960-х годов, такие как Honda S800, Nissan Cedric, Prince Gloria и Toyopet Crown. На них видно больше деталей по сравнению с обычными моделями Tomica или даже моделями Tomica Limited.
В 2006 году была создана линия Tomica Limited Vintage - Neo [TLV-N], которая в настоящее время включает автомобили 1970-х и 1980-х годов. Как и серия Limited Vintage, серия Limited Vintage - Neo ориентирована на взрослых коллекционеров. Эти модели обладают высоким уровнем реализма: больше внимания уделяется таким деталям, как колеса, шины, краска, отделка и эмблемы, по сравнению с такими функциями, как открывающиеся детали или движущиеся элементы, но при этом они имеют подвеску, как базовые модели Tomica. Все модели имеют единый масштаб 1/64. [ 8 ]
Линия Tomica Limited Vintage Neo ориентирована в основном на японские трамваи, выпущенные в конце 1970-х годов и позднее, но также были представлены автомобили для кино и телесериалов, а также специальные гоночные автомобили. Примерами могут служить автомобили из полицейских драм 80-х годов, такие как «Сэйбу Кейсацу» и «Абунай Дека» или JGTC Super Silhouette Skyline. Также включены экспортные версии автомобилей, например, американский Datsun 510 вместо японского Nissan Bluebird . В последнее время, когда автомобили ранее поздних моделей получили статус классических, а японские автомобили 1990-х и 2000-х годов стали востребованными во всем мире, увеличилось количество выпущенных автомобилей 1990-х годов, таких как EF/EG/EK Honda Civic , R32 Nissan Skyline GT. -R и Honda NSX .
Автомобили с особым характером
[ редактировать ]
В первые годы Tomy выпускала автомобили с сидящими на них известными персонажами, используя те же отливки из обычной линейки Tomica. Первыми из них были автомобили с персонажами Снупи 1970-х годов. Tomy не занималась продажей и распространением этих автомобилей. Скорее, они производили их для Aviva, которая продавала игрушку под торговой маркой Aviva. В начале 1980-х Томи выпускала модели с персонажами Маппетов. Также в 1980-х годах Томи начал производить автомобили с персонажами Диснея под названием серии Putica Disney. Эта популярная серия выпускалась до конца 1990-х годов, а также была переиздана в коробках оригинального стиля где-то в 2000-х годах.
Примерно в 1990-х годах, когда Томи создал мультфильм под названием «Спасение Томики», он начал еще одну серию, используя обычные модели Томики и некоторые модели спичечных коробков с некоторыми дополнениями, такими как пушки, доспехи и водяные шланги. В 1996 году специально разработанный для японского комикса или мультфильма сериал «Бакусо Кёдай Let's & Go!!» (爆走兄弟レッツ&ゴー) был инициирован. Затем в 1998 году вышла серия «Mach Go Go Go» («マッハGoGoGo», на Западе локализованная как «Speed Racer»). В 2002 году была запущена серия под названием Magnum Rescue, дизайн которой очень напоминал сегодняшнюю Tomica Hyper Series. К сожалению, из-за проблем с безопасностью Magnum Rescue Police Cruiser был отозван вскоре после его выпуска.
В 2005 году, чтобы отпраздновать 60-летие знаменитого сериала «Томас и его друзья» , Томи запустил серию «Паровозик Томас». В последние годы Tomy значительно расширила свою серию специализированных персонажей Tomica. Предложения включают «Tomica Hyper Series», сериал «Тачки» (анимация Disney/Pixar) , Pokémon , Ridge Racer , сериал Disney Motors, Fast & Furious , а также гоночное аниме и мангу, такие как Initial D и Circuit no Ōkami .
См. также
[ редактировать ]- Choro-Q — продюсер Такара , бывший соперник Томи
- Точка-S
- Микромашины
Ссылки
[ редактировать ]- «Томика» . Веб-страница Такара Томи (на японском языке). 2013.
- Чан, Дэнни Сай и Вик Дэйви. 1997. Полный мир Томи, отлитый под давлением . Гонконг: Northcord Limited. Может.
- Гардинер, Гордон; О'Нил, Ричард (1996). Путеводитель коллекционера по игрушечным машинкам: международный обзор жести и литых автомобилей 1990 года . Случайный дом. ISBN 978-0517159774 .
- Джонсон, Дана (1998). Путеводитель коллекционера по литым игрушкам и масштабным моделям (2-е изд.). Падука К.Ю.: Книги для коллекционеров.
- Риксон, Питер (2005). Коллекционирование литых под давлением автомобилей Миллера . Лондон: Митчелл Бизли. ISBN 9781845330309 .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Риксон (2005) , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Томика (2013) .
- ^ Робинсон, Кен (2010). «Все, что вам нужно было знать о…» Diecast-X-change . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года.
- ^ Джонсон (1998) , с. 233.
- ^ Риксон (2005) , с. 102.
- ^ Гардинер и О'Нил (1996) , с. 77.
- ^ «Т3: Звук Томикаса» . Сайт «Мир Томики» . 14 декабря 2008 г.
- ^ «Томика Лимитед Винтаж-Нео» . Фан-клуб Томики . Архивировано из оригинала 12 сентября 2014 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]