Jump to content

Взаимодействие человека и робота

Взаимодействие человека и робота ( HRI ) — это исследование взаимодействия между людьми и роботами. Взаимодействие человека и робота — это междисциплинарная область, в которую вносят вклад такие области, как взаимодействие человека и компьютера , искусственный интеллект , робототехника , обработка естественного языка , дизайн , психология и философия . Подобласть, известная как физическое взаимодействие человека и робота (pHRI), как правило, фокусируется на разработке устройств, позволяющих людям безопасно взаимодействовать с роботизированными системами. [ 1 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Взаимодействие человека и робота было темой как научной фантастики, так и академических спекуляций еще до того, как появились роботы. Поскольку во многом активное развитие HRI зависит от обработки естественного языка , многие аспекты HRI являются продолжением человеческого общения — области исследований, которая намного старше робототехники.

Происхождение HRI как дискретной проблемы было изложено писателем XX века Айзеком Азимовым в 1941 году в его романе «Я, робот» . Азимов сформулировал три закона робототехники , а именно:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить причинение вреда человеку.
  2. Робот должен подчиняться приказам, отдаваемым ему людьми, за исключением случаев, когда такие приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен защищать свое существование до тех пор, пока такая защита не противоречит Первому или Второму законам. [ 2 ]

Эти три закона дают обзор целей, которые инженеры и исследователи ставят перед собой в области безопасности в сфере HRI, хотя области этики роботов и этики машин более сложны, чем эти три принципа. Однако, как правило, при взаимодействии человека и робота приоритет отдается безопасности людей, которые взаимодействуют с потенциально опасным робототехническим оборудованием. Решения этой проблемы варьируются от философского подхода, рассматривающего роботов как этических агентов (людей, обладающих моральной свободой воли ), до практического подхода к созданию зон безопасности. В этих зонах безопасности используются такие технологии, как лидар для обнаружения присутствия человека или физические барьеры для защиты людей, предотвращающие любой контакт между машиной и оператором. [ 3 ]

Хотя изначально роботы в области взаимодействия человека и робота требовали некоторого вмешательства человека для функционирования, исследования расширили это до такой степени, что полностью автономные системы сейчас стали гораздо более распространенными, чем в начале 2000-х годов. [ 4 ] Автономные системы включают в себя системы одновременной локализации и картографии , которые обеспечивают интеллектуальное движение роботов, до систем обработки естественного языка и систем генерации естественного языка , которые обеспечивают естественное, человеческое взаимодействие, отвечающее четко определенным психологическим критериям. [ 5 ]

Антропоморфные роботы (машины, имитирующие структуру человеческого тела) лучше описываются в области биомиметики , но во многих исследовательских приложениях частично совпадают с HRI. Примерами роботов, демонстрирующих эту тенденцию, являются Willow Garage компании робот PR2 , НАСА робот и Honda ASIMO . Однако роботы в области взаимодействия человека и робота не ограничиваются человекоподобными роботами: Паро и Кисмет — это роботы, предназначенные для того, чтобы вызывать эмоциональный отклик у людей, и поэтому попадают в категорию взаимодействия человека и робота. [ 6 ]

Цели HRI варьируются от промышленного производства до коботов , медицинских технологий до реабилитации, вмешательства при аутизме и устройств для ухода за пожилыми людьми, развлечений, улучшения человеческого потенциала и удобства человека. [ 7 ] Таким образом, будущие исследования охватывают широкий спектр областей, большая часть которых сосредоточена на вспомогательной робототехнике, поисково-спасательных операциях с помощью роботов и освоении космоса. [ 8 ]

Цель дружественного взаимодействия человека и робота

[ редактировать ]
Kismet может создавать различные выражения лица.

Роботы — это искусственные агенты , обладающие способностями восприятия и действия в физическом мире, который исследователи часто называют рабочим пространством. Их использование было распространено на заводах, но в настоящее время их, как правило, можно найти в наиболее технологически развитых обществах в таких важных областях, как поиск и спасение, военные сражения, обнаружение мин и бомб, научные исследования, правоохранительные органы, развлечения и больничное обслуживание.

Эти новые области применения подразумевают более тесное взаимодействие с пользователем. Понятие близости следует понимать в полном смысле: роботы и люди делят рабочее пространство, но также имеют общие цели с точки зрения достижения задач. Это тесное взаимодействие требует новых теоретических моделей, с одной стороны, для ученых-робототехников, которые работают над улучшением полезности и безопасности роботов, а с другой стороны, для оценки рисков и преимуществ этого нового «друга» для нашего современного общества. Подобласть физического взаимодействия человека и робота (pHRI) в основном сосредоточена на разработке устройств, позволяющих людям безопасно взаимодействовать с роботизированными системами, но все чаще разрабатывает алгоритмические подходы в попытке поддержать плавное и выразительное взаимодействие между людьми и роботизированными системами. [ 1 ]

С развитием искусственного интеллекта исследования сосредоточены не только на наиболее безопасном физическом взаимодействии, но и на социально корректном взаимодействии, зависящем от культурных критериев. Цель — создать интуитивно понятное и простое общение с роботом посредством речи, жестов и мимики.

Керстин Даутенхан называет дружественное взаимодействие человека и робота «роботикетом», определяя его как «социальные правила поведения роботов («роботикет»), которые удобны и приемлемы для людей». [ 9 ] Робот должен адаптироваться к нашему способу выражения желаний и приказов, а не наоборот. Но в повседневной среде, такой как дома, действуют гораздо более сложные социальные правила, чем те, которые подразумеваются на заводах или даже в военной среде. Таким образом, роботу необходимы способности восприятия и понимания, чтобы строить динамические модели своего окружения. Ему необходимо классифицировать объекты , распознавать и определять местонахождение людей, а также распознавать их эмоции . Потребность в динамических возможностях стимулирует развитие всех областей робототехники.

Более того, понимая и воспринимая социальные сигналы, роботы могут реализовать сценарии сотрудничества с людьми. Например, с быстрым распространением персональных производственных машин, таких как настольные 3D-принтеры , лазерные резаки и т. д., которые проникают в наши дома, могут возникнуть сценарии, в которых роботы смогут совместно управлять, координировать и решать задачи вместе. Промышленные роботы уже интегрированы в промышленные сборочные линии и работают совместно с людьми. Социальное влияние таких роботов было изучено [ 10 ] и указал, что рабочие по-прежнему обращаются с роботами и социальными объектами, полагаются на социальные сигналы, чтобы понимать и работать вместе.

С другой стороны, исследования HRI: когнитивное моделирование «отношений» между человеком и роботами приносит пользу психологам и исследователям роботов, а исследования пользователей часто представляют интерес для обеих сторон. Это исследование направлено на часть человеческого общества. Для эффективного человека и робота-гуманоида взаимодействия [ 11 ] многочисленные коммуникативные навыки [ 12 ] и связанные с ними функции должны быть реализованы при разработке таких искусственных агентов/систем.

Общее исследование прав человека

[ редактировать ]

Исследования HRI охватывают широкий спектр областей, некоторые из которых являются общими для природы HRI.

Методы восприятия человека

[ редактировать ]

Методы восприятия человека в окружающей среде основаны на сенсорной информации. Исследования сенсорных компонентов и программного обеспечения, проводимые Microsoft, дают полезные результаты для извлечения кинематики человека (см. Kinect ). Примером более старого метода является использование информации о цвете, например тот факт, что у людей со светлой кожей руки светлее, чем одежда. В любом случае априорно смоделированный человек может быть адаптирован к данным датчика. Робот строит или имеет (в зависимости от уровня автономности робота) трехмерную карту своего окружения, которой присваиваются местоположения людей.

Большинство методов направлены на построение 3D-модели на основе видения окружающей среды. Датчики проприоцепции позволяют роботу получать информацию о своем состоянии. Эта информация относится к ссылке. Теории проксемики могут использоваться для восприятия и планирования личного пространства человека.

Система распознавания речи используется для интерпретации человеческих желаний или команд. Путем объединения информации, полученной с помощью проприоцепции, сенсорики и речи, определяется положение и состояние человека (стоя, сидя). В этом случае обработка естественного языка связана с взаимодействием между компьютерами и человеческими (естественными) языками, в частности с тем, как запрограммировать компьютеры для обработки и анализа больших объемов данных на естественном языке . Например, архитектуры нейронных сетей и алгоритмы обучения, которые можно применять к различным задачам обработки естественного языка, включая маркировку частей речи, фрагментацию, распознавание именованных объектов и маркировку семантических ролей . [ 13 ]

Методы планирования движения

[ редактировать ]

Планирование движения в динамичных средах — это задача, которая на данный момент может быть решена только для роботов с 3–10 степенями свободы . Роботы-гуманоиды или даже двухрукие роботы, которые могут иметь до 40 степеней свободы, не подходят для динамичных сред с современными технологиями. Однако роботы более низкой размерности могут использовать метод потенциального поля для расчета траекторий, позволяющих избежать столкновений с людьми.

Когнитивные модели и теория разума

[ редактировать ]

Люди демонстрируют негативные социальные и эмоциональные реакции, а также снижение доверия к некоторым роботам, которые очень, но несовершенно, напоминают людей; это явление получило название «Зловещая долина». [ 14 ] Однако недавние исследования роботов телеприсутствия показали, что имитация поз человеческого тела и выразительных жестов сделала роботов привлекательными и привлекательными для удаленной работы. [ 15 ] Кроме того, присутствие человека-оператора ощущалось сильнее при тестировании с роботом-андроидом или гуманоидом телеприсутствия, чем при обычной видеосвязи через монитор. [ 16 ]

Несмотря на то, что количество исследований о восприятии и эмоциях пользователей по отношению к роботам растет, мы все еще далеки от полного понимания. Только дополнительные эксперименты позволят определить более точную модель.

Основываясь на прошлых исследованиях, у нас есть некоторые сведения о текущих настроениях пользователей и их поведении в отношении роботов: [ 17 ] [ 18 ]

  • Во время начального взаимодействия люди более неуверенны, ожидают меньшего социального присутствия и испытывают меньше положительных эмоций, думая о взаимодействии с роботами, и предпочитают общаться с человеком. Это открытие получило название сценария взаимодействия человека с человеком.
  • Было замечено, что когда робот ведет себя упреждающе и не соблюдает «безопасную дистанцию» (проникая в пространство пользователя), пользователь иногда выражает страх. Эта реакция страха зависит от человека.
  • Также было показано, что, когда робот не имеет особого применения, часто выражаются негативные чувства. Робот воспринимается как бесполезный и его присутствие становится раздражающим.
  • Также было показано, что люди приписывают роботу личностные характеристики, которые не были реализованы в программном обеспечении.
  • Люди аналогичным образом делают выводы о психическом состоянии как людей, так и роботов, за исключением случаев, когда роботы и люди используют небуквальный язык (например, сарказм или невинную ложь). [ 19 ]
  • Согласно контактной гипотезе, [ 20 ] контролируемое воздействие социального робота может уменьшить неопределенность и повысить готовность взаимодействовать с роботом по сравнению с отношением к роботам как к классу агентов до контакта. [ 21 ]
  • Взаимодействие с роботом путем взгляда на робота или прикосновения к нему может уменьшить негативные чувства, которые некоторые люди испытывают к роботам до взаимодействия с ними. Даже воображаемое взаимодействие может уменьшить негативные чувства. Однако в некоторых случаях взаимодействие с роботом может усилить негативные чувства у людей с уже существовавшими сильными негативными чувствами по отношению к роботам. [ 22 ]

Методы координации человека и робота

[ редактировать ]

Большой объем работ в области взаимодействия человека и робота был посвящен тому, как люди и роботы могут лучше сотрудничать. Основным социальным сигналом для людей во время совместной работы является общее восприятие деятельности. С этой целью исследователи исследовали упреждающее управление роботами с помощью различных методов, в том числе: мониторинг поведения партнеров-людей с использованием отслеживания глаз , выводы о намерениях человека и упреждающие действия. со стороны робота. [ 23 ] Исследования показали, что упреждающий контроль помогает пользователям выполнять задачи быстрее, чем только реактивный контроль.

Распространенный подход к программированию социальных сигналов в роботах состоит в том, чтобы сначала изучить поведение человека между людьми, а затем перенести полученные знания. [ 24 ] Например, механизмы координации в сотрудничестве человека и робота. [ 25 ] основаны на работах в области нейробиологии [ 26 ] в котором изучалось, как обеспечить совместные действия в конфигурации «человек-человек», изучая восприятие и действие в социальном контексте, а не изолированно. Эти исследования показали, что поддержание общего представления задачи имеет решающее значение для выполнения задач в группах. Например, авторы рассмотрели задачу совместного вождения, разделив обязанности по ускорению и торможению, т.е. один человек отвечает за ускорение, а другой за торможение; Исследование показало, что пары достигли того же уровня производительности, что и отдельные люди, только тогда, когда они получали обратную связь о времени действий друг друга. Аналогичным образом исследователи изучили аспект передачи управления человеком-человеком с использованием бытовых сценариев, таких как передача обеденных тарелок, чтобы обеспечить адаптивный контроль над передачей управления человеком-роботом. [ 27 ] Другое исследование в области человеческого фактора и эргономики передачи управления человеком-человеком на складах и супермаркетах показывает, что дающие и получатели по-разному воспринимают задачи передачи, что имеет важные последствия для разработки ориентированных на пользователя систем совместной работы человека и робота . [ 28 ] Совсем недавно исследователи изучили систему, которая автоматически распределяет задачи по сборке между расположенными рядом работниками для улучшения координации. [ 29 ]

Роботы используются для исследований в области HRI

[ редактировать ]

Некоторые исследования включали разработку нового робота, в то время как другие использовали для проведения исследований уже имеющихся роботов. Некоторые часто используемые роботы — это Нао , человекоподобный и программируемый робот. Пеппер , еще один социальный робот-гуманоид, и Мисти , программируемый робот-компаньон.

Это робот Nao, часто используемый для исследований HRI.
Этот робот Nao часто используется для исследований HRI, а также для других приложений HRI.

Большинство роботов белого цвета, что связано с предвзятым отношением к роботам других цветов. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Области применения

[ редактировать ]

Области применения взаимодействия человека и робота включают робототехнические технологии, которые используются людьми, помимо других целей, в промышленности, медицине и общении.

Промышленные роботы

[ редактировать ]
Это пример промышленного коллаборативного робота Сойера, работающего в заводских цехах вместе с людьми.

Промышленные роботы были созданы для взаимодействия с людьми при выполнении задач промышленного производства. В то время как люди обладают гибкостью и интеллектом, чтобы рассматривать различные подходы к решению проблемы, выбирать лучший вариант среди всех вариантов, а затем командовать роботами для выполнения поставленных задач, роботы могут быть более точными и более последовательными при выполнении повторяющейся и опасной работы. . [ 35 ] Сотрудничество промышленных роботов и людей вместе демонстрирует, что роботы способны обеспечить эффективность производства и сборки. [ 35 ] Однако существуют постоянные опасения по поводу безопасности сотрудничества человека и робота, поскольку промышленные роботы способны перемещать тяжелые предметы и часто быстро и с силой работать с опасными и острыми инструментами. В результате это представляет потенциальную угрозу для людей, которые работают в одном рабочем пространстве. [ 35 ] Таким образом, планирование безопасной и эффективной планировки рабочих мест для совместной работы является одной из самых сложных тем, с которыми сталкиваются исследования. [ 36 ]

Медицинские роботы

[ редактировать ]

Реабилитация

[ редактировать ]
Исследователи из Техасского университета продемонстрировали реабилитационного робота, помогающего движениям рук.

Реабилитационный робот пример роботизированной системы, внедренной в здравоохранении . Этот тип робота поможет людям, пережившим инсульт , или людям с неврологическими нарушениями восстановить движения рук и пальцев. [ 37 ] [ 38 ] В последние несколько десятилетий идея о том, как человек и робот взаимодействуют друг с другом, стала одним из факторов, который широко учитывался при разработке реабилитационных роботов. [ 38 ] Например, взаимодействие человека и робота играет важную роль при разработке роботов-реабилитационных экзоскелетов , поскольку система экзоскелета находится в прямом контакте с телом человека. [ 37 ]

Робот-компаньон и уход за пожилыми людьми

[ редактировать ]
Paro, терапевтический робот, предназначенный для использования в больницах и домах престарелых.

Роботы-медсестры предназначены для оказания помощи пожилым людям, которые, возможно, столкнулись со снижением физических и когнитивных функций и, как следствие, с развитием психосоциальных проблем. [ 39 ] Помогая в повседневной физической активности, физическая помощь со стороны роботов позволит пожилым людям обрести чувство автономии и почувствовать, что они все еще могут позаботиться о себе и оставаться в своих домах. [ 39 ]

Долгосрочные исследования взаимодействия человека и робота могут показать, что жители домов престарелых готовы взаимодействовать с гуманоидными роботами и получать пользу от когнитивной и физической активации, которую возглавляет робот Пеппер. [ 40 ] Другое долгосрочное исследование в доме престарелых может показать, что люди, работающие в сфере ухода, готовы использовать роботов в своей повседневной работе с жильцами. [ 41 ] Но также выяснилось, что, хотя роботы и готовы к использованию, им нужны помощники-люди, они не могут заменить человеческую рабочую силу, но могут помочь им и дать им новые возможности. [ 41 ]

Социальные роботы

[ редактировать ]
Это выставка в Музее науки в Лондоне, на которой демонстрируются игрушки-роботы для детей с аутизмом в надежде помочь детям с аутизмом уловить социальные сигналы по выражению лица. [ 42 ]

Вмешательство при аутизме

[ редактировать ]

За последнее десятилетие взаимодействие человека и робота продемонстрировало многообещающие результаты в лечении аутизма. [ 43 ] Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) чаще общаются с роботами, чем с людьми, и использование социальных роботов считается полезным подходом для помощи этим детям с РАС. [ 43 ]

Однако социальные роботы, которые используются для лечения РАС у детей, не рассматриваются клиническими сообществами как жизнеспособное лечение, поскольку изучение использования социальных роботов для лечения РАС часто не соответствует стандартному протоколу исследований. [ 43 ] Кроме того, результаты исследования не смогли продемонстрировать устойчивый положительный эффект, который можно было бы рассматривать как доказательную практику (ДП), основанную на клинической систематической оценке. [ 43 ] В результате исследователи начали разрабатывать рекомендации, которые предлагают, как проводить исследования с использованием роботизированного вмешательства и, следовательно, получать надежные данные, которые можно было бы рассматривать как EBP, что позволило бы клиницистам выбирать использование роботов при вмешательстве с РАС. [ 43 ]


Образовательные роботы

Роботы могут стать наставниками или сверстниками в классе. [ 44 ] Выполняя функции репетитора, робот может предоставлять инструкции, информацию, а также индивидуальное внимание ученику. Выступая в роли равного ученика, робот может обеспечить «обучение через обучение» для студентов. [ 45 ]

Реабилитация

[ редактировать ]

Роботы могут быть сконфигурированы как коллаборативные роботы и использоваться для реабилитации пользователей с двигательными нарушениями. Используя различные интерактивные технологии, такие как автоматическое распознавание речи , отслеживание взгляда и т. д., пользователи с двигательными нарушениями могут управлять роботизированными агентами и использовать их для реабилитационных мероприятий, таких как управление инвалидной коляской, манипулирование объектами и т. д.

Автоматическое вождение

[ редактировать ]

Конкретным примером взаимодействия человека и робота является взаимодействие человека и транспортного средства при автоматизированном вождении. Целью сотрудничества человека и транспортного средства является обеспечение безопасности, защищенности и комфорта в автоматизированных системах вождения . [ 46 ] Постоянное совершенствование этой системы и прогресс в направлении высокоавтоматизированных транспортных средств направлены на то, чтобы сделать процесс вождения более безопасным и эффективным, при котором людям не нужно вмешиваться в процесс вождения при возникновении неожиданных условий вождения, таких как пешеход. переходить улицу, когда это не положено. [ 46 ]

Этот дрон является примером БПЛА, который можно использовать, например, для поиска пропавшего человека в горах.

Поиск и спасение

[ редактировать ]

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и беспилотные подводные аппараты (БПА) могут помочь в поисково-спасательных работах в дикой природе , например, в обнаружении пропавшего без вести человека на расстоянии от улик, которые они оставили в прилегающих районах. [ 47 ] [ 48 ] Система объединяет автономность и информацию, такую ​​​​как карты покрытия , информацию GPS и качественное поисковое видео, чтобы помочь людям эффективно выполнять поисково-спасательные работы в заданное ограниченное время. [ 47 ] [ 48 ]

Проект «Лунная походка» направлен на моделирование пилотируемого полета на Марс и проверку взаимодействия робота-космонавта в аналоговой среде.

Исследование космоса

[ редактировать ]

Люди работают над достижением следующего прорыва в освоении космоса, такого как пилотируемый полет на Марс. [ 49 ] Эта задача выявила необходимость разработки планетоходов, способных помогать астронавтам и поддерживать их операции во время миссии. [ 49 ] Сотрудничество между марсоходами, БПЛА и людьми позволяет использовать возможности всех сторон и оптимизирует выполнение задач. [ 49 ]

Сельскохозяйственные роботы

[ редактировать ]
Сельскохозяйственный робот

Человеческий труд широко использовался в сельском хозяйстве, но сельскохозяйственные роботы, такие как доильные роботы, нашли применение в крупномасштабном сельском хозяйстве. Гигиена является основной проблемой в агропродовольственном секторе, и изобретение этой технологии оказало широкое влияние на сельское хозяйство. Роботы также могут использоваться для выполнения задач, которые могут быть опасны для здоровья человека, например, при обработке растений химическими веществами. [ 50 ]

См. также

[ редактировать ]

Робототехника

[ редактировать ]

Технология

[ редактировать ]

Психология

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]

Бартнек и Окада [ 51 ] предполагают, что роботизированный пользовательский интерфейс можно описать следующими четырьмя свойствами:

Инструмент – игрушечные весы.
  • Создана ли система для эффективного решения проблемы или она предназначена просто для развлечения?
Дистанционное управление – автономные весы
  • Требуется ли роботу дистанционное управление или он способен действовать без прямого влияния человека?
Реактивный – масштаб диалога
  • Полагается ли робот на фиксированную схему взаимодействия или он способен вести диалог — обмен информацией — с человеком?
Шкала антропоморфизма
  • Имеет ли он форму или свойства человека?

Конференции

[ редактировать ]

ACE – Международная конференция по будущему применению искусственного интеллекта, датчиков и робототехники в обществе

[ редактировать ]

Международная конференция по будущему применению искусственного интеллекта, датчиков и робототехники в обществе исследует современное состояние исследований, подчеркивая будущие проблемы, а также скрытый потенциал технологий. Принятые материалы для этой конференции будут ежегодно публиковаться в специальном выпуске журнала Future Robot Life.

Международная конференция по социальной робототехнике

[ редактировать ]

Международная конференция по социальной робототехнике — это конференция, на которой ученые, исследователи и практики рассказывают и обсуждают последние достижения своих передовых исследований и результатов в области социальной робототехники, а также взаимодействие с людьми и интеграцию в наше общество.

  • ICSR2009, Инчхон, Корея, в сотрудничестве с FIRA RoboWorld Congress.
  • ICSR2010, Сингапур
  • ICSR2011, Амстердам, Нидерланды

Международная конференция по личным отношениям человека и робота

[ редактировать ]

Международный конгресс по любви и сексу с роботами

[ редактировать ]

Международный конгресс по любви и сексу с роботами — это ежегодный конгресс, который приглашает и поощряет широкий спектр тем, таких как искусственный интеллект, философия, этика, социология, инженерия, информатика, биоэтика.

Самые ранние научные статьи по этой теме были представлены в 2006 году на Ателье робототехники EC Euron, организованном Школой робототехники в Генуе, а годом позже вышла первая книга - «Любовь и секс с роботами», опубликованная Харпер Коллинз в Нью-Йорке. . С тех пор, как начальный всплеск академической активности в этой области, этот предмет значительно расширился и приобрел всемирный интерес. В период 2008–2010 гг. в Нидерландах были проведены три конференции по личным отношениям человека и робота, материалы каждого из которых были опубликованы уважаемыми академическими издательствами, включая Springer-Verlag. После перерыва до 2014 года конференции были переименованы в «Международный конгресс по любви и сексу с роботами», который ранее проходил в Университете Мадейры в 2014 году; в Лондоне в 2016 и 2017 годах; и в Брюсселе в 2019 году. Кроме того, к 2016 году в «Международном журнале социальной робототехники» Springer-Verlag были опубликованы статьи, посвященные этой теме, а в 2012 году был запущен журнал открытого доступа под названием «Lovotics», полностью посвященный этой теме. . За последние несколько лет также наблюдался сильный всплеск интереса за счет более широкого освещения этой темы в печатных СМИ, телевизионных документальных и художественных фильмах, а также в академическом сообществе.

Международный конгресс по любви и сексу с роботами предоставляет ученым и специалистам отрасли прекрасную возможность представить и обсудить свои инновационные работы и идеи на академическом симпозиуме.

  • 2020, Берлин, Германия
  • 2019, Брюссель, Бельгия
  • 2017, Лондон, Великобритания
  • 2016, Лондон, Великобритания
  • 2014, Мадейра, Португалия

Международный симпозиум «Новые рубежи взаимодействия человека и робота»

[ редактировать ]

Этот симпозиум организован в сотрудничестве с Ежегодным съездом Общества изучения искусственного интеллекта и моделирования поведения.

  • 2015, Кентербери, Великобритания
  • 2014, Лондон, Великобритания
  • 2010, Лестер, Великобритания
  • 2009, Эдинбург, Великобритания

Международный симпозиум IEEE по интерактивному общению роботов и людей

[ редактировать ]

Международный симпозиум IEEE по интерактивному общению роботов и людей (RO-MAN) был основан в 1992 году проф. Тосио Фукуда, Хисато Кобаяши, Хироши Харашима и Фумио Хара. Первыми участниками семинаров были в основном японцы, и первые семь семинаров были проведены в Японии. С 1999 года семинары проводились в Европе и США, а также в Японии, и их участие носило международный характер.

Международная конференция ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота

[ редактировать ]

Эта конференция входит в число лучших конференций в области прав человека и имеет очень избирательный процесс рассмотрения. Средний уровень принятия составляет 26%, а средняя посещаемость - 187. Около 65% материалов, представленных на конференции, поступает из США, а высокий уровень качества материалов, представленных на конференции, становится очевидным в среднем по 10 цитированиям, которые HRI документы привлечены до сих пор. [ 52 ]

  • HRI 2006, Солт-Лейк-Сити , Юта, США, коэффициент приема: 0,29.
  • HRI 2007 в Вашингтоне, округ Колумбия , США. Уровень приема: 0,23.
  • HRI 2008, Амстердам , Нидерланды, процент зачисления: 0,36 (0,18 для устных докладов)
  • HRI 2009, Сан-Диего , Калифорния, США. Коэффициент приема: 0,19.
  • HRI 2010 в Осаке , Япония. Коэффициент приема: 0,21.
  • HRI 2011 в Лозанне , Швейцария. Коэффициент приема: 0,22 для полных статей.
  • HRI 2012, Бостон , Массачусетс, США. Коэффициент приема: 0,25 для полных статей.
  • HRI 2013 в Токио , Япония. Коэффициент приема: 0,24 для полных статей.
  • HRI 2014 в Билефельде , Германия. Коэффициент приема: 0,24 для полных статей.
  • HRI 2015 в Портленде, штат Орегон , США. Коэффициент приема: 0,25 для полных статей.
  • HRI 2016 в Крайстчерче , Новая Зеландия. Коэффициент приема: 0,25 для полных статей.
  • HRI 2017 в Вене , Австрия. Коэффициент приема: 0,24 для полных статей.
  • HRI 2018, Чикаго , США. Коэффициент приема: 0,24 для полных статей.
  • HRI 2021 в Боулдере , США. Коэффициент приема: 0,23 для полных статей.

Международная конференция по взаимодействию человека и агента

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Существует множество конференций, которые посвящены не только правам человека, но посвящены широким аспектам прав человека, и на них часто представляются документы по правам человека.

  • Международная конференция IEEE-RAS/RSJ по роботам-гуманоидам (гуманоидам)
  • Повсеместные вычисления (UbiComp)
  • Международная конференция IEEE/RSJ по интеллектуальным роботам и системам (IROS)
  • Интеллектуальные пользовательские интерфейсы (IUI)
  • Компьютерное взаимодействие человека (CHI)
  • Американская ассоциация искусственного интеллекта (AAAI)
  • ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ

В настоящее время существует два специализированных журнала HRI.

  • Транзакции ACM по взаимодействию человека и робота (первоначально журнал взаимодействия человека и робота)
  • Международный журнал социальной робототехники

и есть еще несколько журналов общего характера, в которых можно найти статьи HRI.

Доступно несколько книг, посвященных взаимодействию человека и робота. Хотя существует несколько отредактированных книг, доступно лишь несколько специализированных текстов:

  • Бартнек, К.; Белпаеме, Т.; Эйссель, Ф.; Канда, Т.; Кейсерс, М.; Шабанович, С. (2019). Взаимодействие человека и робота – введение . Кембриджский университет [ 53 ] – бесплатный PDF-файл доступен онлайн [ 54 ]
  • Канда, Т.; Исигуро, Х. (2012). Взаимодействие человека и робота в социальной робототехнике . ЦРК Пресс. [ 55 ]
  • Бризил, К.; Даутенхан, К.; Канда, Т. (2016). «Социальная робототехника». Справочник Спрингера по робототехнике . стр. 1935–1972. – глава в обширном справочнике. [ 56 ]

Многие университеты предлагают курсы по взаимодействию человека и робота.

Университетские курсы и степени

[ редактировать ]

Онлайн-курсы и степени

[ редактировать ]

Также доступны онлайн-курсы, такие как Mooc :

  • Кентерберийский университет (UCx) – программа edX
    • Профессиональный сертификат по взаимодействию человека и робота [ 57 ]
    • Введение во взаимодействие человека и робота [ 58 ]
    • Методы и применение во взаимодействии человека и робота [ 59 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Калиновская, Александра; Пиларски, Патрик М.; Мерфи, Тодд Д. (3 мая 2023 г.). «Воплощенное общение: как роботы и люди общаются посредством физического взаимодействия» . Ежегодный обзор управления, робототехники и автономных систем . 6 (1): 205–232. doi : 10.1146/annurev-control-070122-102501 . ISSN   2573-5144 . S2CID   255701603 . Проверено 4 мая 2023 г.
  2. ^ Азимов, Исаак (1950). «Обход». Я, Робот . Коллекция Айзека Азимова. Нью-Йорк: Даблдей. п. 40. ИСБН  978-0-385-42304-5 . Это точная транскрипция законов. Они также появляются в начале книги, и в обоих местах нет во 2-м законе слова «к». Обратите внимание, что этот фрагмент был скопирован из «Трех законов робототехники».
  3. ^ Хорнбек, Дэн (21 августа 2008 г.). «Безопасность в автоматизации» . www.machinedesign.com . Проверено 12 июня 2020 г.
  4. ^ Шольц, Жан. «Методы оценки человеко-системной эффективности интеллектуальных систем». Материалы семинара по показателям производительности интеллектуальных систем (PerMIS) 2002 года . дои : 10.1007/s10514-006-9016-5 . S2CID   31481065 .
  5. ^ Кан, Питер Х.; Исигуро, Хироши; Фридман, Батя; Канда, Такаюки (8 сентября 2006 г.). Что такое человек? - К психологическим ориентирам в области взаимодействия человека и робота . РОМАН 2006 г. - 15-й Международный симпозиум IEEE по интерактивному общению роботов и людей. стр. 364–371. дои : 10.1109/РОМАН.2006.314461 . ISBN  1-4244-0564-5 . S2CID   10368589 .
  6. ^ «Знакомьтесь, Паро, терапевтический робот-тюлень» . CNN . 20 ноября 2003 года . Проверено 12 июня 2020 г.
  7. ^ «Будущее взаимодействия человека и робота» . as.cornell.edu . 27 сентября 2017 г. Проверено 12 июня 2020 г.
  8. ^ «3: Появление HRI как области деятельности» . Взаимодействие человека и робота . Проверено 12 июня 2020 г.
  9. ^ Даутенхан, Керстин (29 апреля 2007 г.). «Социально интеллектуальные роботы: аспекты взаимодействия человека и робота» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 362 (1480): 679–704. дои : 10.1098/rstb.2006.2004 . ПМК   2346526 . ПМИД   17301026 .
  10. ^ Сауппе, Эллисон; Мутлу, Бильге (2015). Материалы 33-й ежегодной конференции ACM по человеческому фактору в вычислительных системах . Конференция ACM по человеческому фактору в вычислительных системах - CHI '15. стр. 3613–3622. дои : 10.1145/2702123.2702181 . ISBN  978-1-4503-3145-6 . S2CID   3136657 .
  11. ^ Взаимодействие человека и робота – через www.interaction-design.org.
  12. ^ Бубаш, Горан; Ловренчич, Ален (2002). «Последствия исследования компетентности межличностного общения для разработки искусственных поведенческих систем, взаимодействующих с людьми» . Материалы 6-й Международной конференции по интеллектуальным инженерным системам . Международная конференция по интеллектуальным инженерным системам - INES 2002.
  13. ^ Коллобер, Ронан; Уэстон, Джейсон; Ботту, Леон; Карлен, Майкл; Кавукчуоглу, Корай; Кукса, Павел (2011). Обработка естественного языка (почти) с нуля . OCLC   963993063 .
  14. ^ Матур, Майя Б.; Райхлинг, Дэвид Б. (2016). «Навигация по социальному миру с партнерами-роботами: количественная картография Зловещей долины» . Познание . 146 : 22–32. дои : 10.1016/j.cognition.2015.09.008 . ПМИД   26402646 .
  15. ^ Адальгейрссон, Сигурдур; Бризил, Синтия (2010). «MeBot: роботизированная платформа для социально воплощенного присутствия» (pdf) . Материалы 5-й Международной конференции ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота . Международная конференция ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота – HRI '10. стр. 15–22. ISBN  9781424448937 .
  16. ^ Сакамото, Дайсуке; Канда, Такаюки; Оно, Тецуо; Исигуро, Хироши; Хагита, Норихиро (2007). «Android как телекоммуникационная среда с человеческим присутствием». Материалы Международной конференции ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота . Международная конференция ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота - HRI '07. п. 193. дои : 10.1145/1228716.1228743 . ISBN  978-1-59593-617-2 . S2CID   1093338 .
  17. ^ Спенс, Патрик Р.; Вестерман, Дэвид; Эдвардс, Чад; Эдвардс, Осень (июль 2014 г.). «Приветствие нашим повелителям роботов: первоначальные ожидания относительно взаимодействия с роботом». Отчеты о коммуникационных исследованиях . 31 (3): 272–280. дои : 10.1080/08824096.2014.924337 . S2CID   144545474 .
  18. ^ Эдвардс, Чад; Эдвардс, Осень; Спенс, Патрик Р.; Вестерман, Дэвид (21 декабря 2015 г.). «Первоначальные ожидания взаимодействия с роботами: тестирование сценария взаимодействия человека с человеком» . Коммуникационные исследования . 67 (2): 227–238. дои : 10.1080/10510974.2015.1121899 . S2CID   146204935 .
  19. ^ Бэнкс, Джейме (28 января 2021 г.). «Единый разум: (в основном) схожее мышление роботов и людей» . Технология, разум и поведение . 1 (2). дои : 10.1037/tmb0000025 .
  20. ^ Петтигрю, Т.Ф.; Тропп, ЛР (2006). «Метааналитический тест теории межгрупповых контактов». Журнал личности и социальной психологии . 90 (5): 751–783. дои : 10.1037/0022-3514.90.5.751 . ПМИД   16737372 . S2CID   14149856 .
  21. ^ Хаггадоне, Брэд А.; Бэнкс, Хайме; Кобан, Кевин (07 апреля 2021 г.). «О роботах и ​​роботах: распространение теории межгрупповых контактов на социальные машины». Отчеты о коммуникационных исследованиях . 38 (3): 161–171. дои : 10.1080/08824096.2021.1909551 . S2CID   233566369 .
  22. ^ Вулленкорд, Рикарда; Фрауне, Марлена Р.; Эйсель, Фридерика; Шабанович, Сельма (август 2016 г.). Общение: как воображаемый, реальный и физический контакт влияет на оценку роботов . 25-й Международный симпозиум IEEE по интерактивному общению роботов и людей (RO-MAN 2016). стр. 980–985. дои : 10.1109/ROMAN.2016.7745228 .
  23. ^ Упреждающее управление роботами для эффективного взаимодействия человека и робота (pdf) . HRI '16: Одиннадцатая международная конференция ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота. 2016. С. 83–90. ISBN  9781467383707 .
  24. ^ Рой, Сомешвар; Эдан, Яэль (27 марта 2018 г.). «Исследование совместных действий в повторяющихся задачах передачи обслуживания с коротким циклом: роль дающего и получателя и ее последствия для проектирования системы совместной работы человека и робота». Международный журнал социальной робототехники . 12 (5): 973–988. дои : 10.1007/s12369-017-0424-9 . ISSN   1875-4805 . S2CID   149855145 .
  25. ^ «Механизмы координации в сотрудничестве человека и робота». Материалы Международной конференции ACM/IEEE 2013 г. по взаимодействию человека и робота . Международная конференция ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота — HRI 2013. 2013. CiteSeerX   10.1.1.478.3634 .
  26. ^ Себанц, Натали; Беккеринг, Гарольд; Кноблих, Гюнтер (февраль 2006 г.). «Совместное действие: тела и умы движутся вместе». Тенденции в когнитивных науках . 10 (2): 70–76. дои : 10.1016/j.tics.2005.12.009 . hdl : 2066/55284 . ПМИД   16406326 . S2CID   1781023 .
  27. ^ Хуан, Цзянь-Мин; Чакмак, Майя; Мутлу, Бильге (2015). Стратегии адаптивной координации передачи управления человеком-роботом (PDF) . Робототехника: наука и системы.
  28. ^ Сомешвар, Рой; Эдан, Яэль (30 августа 2017 г.). «Отдающие и получатели по-разному воспринимают задачи передачи: последствия для проектирования систем совместной работы человека и робота». arXiv : 1708.06207 [ cs.HC ].
  29. ^ «WeBuild: автоматическое распределение задач по сборке между сотрудниками, расположенными рядом, для улучшения координации». CHI '17: Материалы конференции CHI 2017 г. по человеческому фактору в вычислительных системах . Ассоциация вычислительной техники. 2017. дои : 10.1145/3025453.3026036 .
  30. ^ Бартнек, Кристоф; Йогисваран, Кумар; Сер, Ци Мин; Вудворд, Грэм; Воробей, Роберт; Ван, Сихэн; Эйссель, Фридерика (26 февраля 2018 г.). «Роботы и расизм»: 196–204. дои : 10.1145/3171221.3171260 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  31. ^ Патерсон, Марк (26 января 2024 г.). «Почему так много роботов белые?» . Разговор . Проверено 8 июня 2024 г.
  32. ^ Аллан, Кэролайн Кляйн, Дэвид (1 августа 2019 г.). «Робот-расизм? Да, говорит исследование, показывающее, что предубеждения людей распространяются и на роботов» . CNN . Проверено 8 июня 2024 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  33. ^ Самуэль, Сигал (2 августа 2019 г.). «Люди продолжают подвергать роботов оскорблениям — даже расизму» . Вокс . Проверено 8 июня 2024 г.
  34. ^ Акерман, Эван (17 июля 2018 г.). «Люди демонстрируют расовую предвзятость по отношению к роботам разного цвета: исследование — спектр IEEE» . ИИЭЭ . Проверено 8 июня 2024 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Хентаут, Абдельфетах; Ауаш, Мустафа; Маудж, Абдеррауф; Акли, Исма (18 августа 2019 г.). «Взаимодействие человека и робота в промышленной совместной робототехнике: обзор литературы за десятилетие 2008–2017 гг.». Продвинутая робототехника . 33 (15–16): 764–799. дои : 10.1080/01691864.2019.1636714 . ISSN   0169-1864 . S2CID   198488518 .
  36. ^ Рега, Андреа; Ди Марино, Кастрезе; Паскуариелло, Аньезе; Витоло, Фердинандо; Паталано, Станислао; Занелла, Алессандро; Ланцотти, Антонио (20 декабря 2021 г.). «Совместное проектирование рабочего места: основанный на знаниях подход к развитию сотрудничества человека и робота и многоцелевой оптимизации макета» . Прикладные науки . 11 (24): 12147. doi : 10.3390/app112412147 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Агогери, Франческо; Миколайчик, Тадеуш; О'Кейн, Джеймс (апрель 2019 г.). «Робототехника для реабилитации движений рук у людей, перенесших инсульт» . Достижения в области машиностроения . 11 (4): 168781401984192. дои : 10.1177/1687814019841921 . ISSN   1687-8140 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Ей Эдвин Дэниел; Гарсиа-Аро, Хуан Мигель; Жардон, Альберто; Балагер, Карлос (26 июня 2019 г.). «Робототехника в здравоохранении: Перспективы роботизированных вмешательств в клинической практике реабилитации верхних конечностей» . Прикладные науки . 9 (13): 2586. дои : 10.3390/app9132586 . hdl : 10016/34029 . ISSN   2076-3417 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Хейли; Макдональд, Брюс; Бродбент, Элизабет (ноябрь 2014 г.). «Роль медицинских роботов для пожилых людей дома: обзор». Международный журнал социальной робототехники . 6 (4): 575–591. дои : 10.1007/s12369-014-0242-2 . ISSN   1875-4791 . S2CID   25075532 .
  40. ^ Каррос, Феликс; Мёрер, Йоханна; Леффлер, Диана; Унбехаун, Дэвид; Мэттис, Сара; Кох, Инга; Вихинг, Райнер; Рэндалл, Дэйв; Хассенцаль, Марк; Вульф, Волкер (21 апреля 2020 г.). «Изучение взаимодействия человека и робота с пожилыми людьми: результаты десятинедельного исследования в доме престарелых». Материалы конференции CHI 2020 года по человеческому фактору в вычислительных системах . стр. 1–12. дои : 10.1145/3313831.3376402 . ISBN  9781450367080 . S2CID   218483496 .
  41. ^ Перейти обратно: а б Каррос, Феликс; Шванингер, Изабель; Пройснер, Адриан; Рэндалл, Дэйв; Вихинг, Райнер; Фитцпатрик, Джеральдин; Вульф, Волкер (май 2022 г.). «Работники по уходу, использующие роботов: результаты трехмесячного исследования взаимодействия человека и робота в доме престарелых». Конференция CHI по человеческому фактору в вычислительных системах . стр. 1–15. дои : 10.1145/3491102.3517435 . ISBN  9781450391573 . S2CID   248419908 .
  42. ^ Кертис, Софи (28 июля 2017 г.). «У этого жуткого вида робота-гуманоида очень важная цель» . Зеркало . Проверено 28 октября 2019 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и Бегум, Момотаз; Серна, Ричард В.; Янко, Холли А. (апрель 2016 г.). «Готовы ли роботы оказывать помощь при аутизме? Всесторонний обзор». Международный журнал социальной робототехники . 8 (2): 157–181. дои : 10.1007/s12369-016-0346-y . ISSN   1875-4791 . S2CID   15396137 .
  44. ^ Белпэме, Тони; Кеннеди, Джеймс; Рамачандран, Адити; Скасселлати, Брайан; Танака, Фумихиде (22 августа 2018 г.). «Социальные роботы для образования: обзор» . Научная робототехника . 3 (21): eaat5954. doi : 10.1126/scirobotics.aat5954 . ISSN   2470-9476 . ПМИД   33141719 . S2CID   52033756 .
  45. ^ Кэтлин, Дэйв (2014), Цао, Ивэй; Вялятага, Терье; Тан, Джефф КТ; Люнг, Ховард (ред.), «Использование взаимной оценки с образовательными роботами» , «Новые горизонты в веб-обучении » , конспекты лекций по информатике, том. 8699, Чам: Springer International Publishing, стр. 57–65, номер документа : 10.1007/978-3-319-13296-9_6 , ISBN.  978-3-319-13295-2 , получено 1 марта 2023 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б Бионди, Франческо; Альварес, Игнасио; Чон, Кён А (3 июля 2019 г.). «Сотрудничество человека и транспортного средства в автоматизированном вождении: междисциплинарный обзор и оценка». Международный журнал взаимодействия человека и компьютера . 35 (11): 932–946. дои : 10.1080/10447318.2018.1561792 . ISSN   1044-7318 . S2CID   86447168 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Гудрич, Массачусетс; Лин, Л.; Морс, бакалавр наук (май 2012 г.). «Использование мини-БПЛА с камерой для поддержки совместных поисково-спасательных команд в дикой природе». 2012 Международная конференция по технологиям и системам совместной работы (CTS) . п. 638. дои : 10.1109/CTS.2012.6261008 . ISBN  978-1-4673-1382-7 . S2CID   13164847 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Морс, Брайан С.; Энг, Кэмерон Х.; Гудрич, Майкл А. (2010). «Карты качества видеопокрытия БПЛА и приоритетное индексирование для поиска и спасения в дикой природе» . Материалы 5-й международной конференции ACM/IEEE по взаимодействию человека и робота - HRI '10 (PDF) . Осака, Япония: ACM Press. стр. 227–234. дои : 10.1145/1734454.1734548 . ISBN  9781424448937 . S2CID   11511362 .
  49. ^ Перейти обратно: а б с Бернар, Тициано; Мартусевич Кирилл; Ролинс, Армандо А.; Спенс, Исаак; Трощенко, Александр; Чинталапати, Сунил (17 сентября 2018 г.). Новая концепция марсохода для оперативной поддержки астронавтов в наземных миссиях в открытый космос . Форум и выставка AIAA SPACE и космонавтики 2018. Орландо, Флорида: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.2018-5154 . ISBN  9781624105753 .
  50. ^ «Новые технологии для применения в агропродовольственном секторе - публикации SIPMM» . публикация.sipmm.edu.sg . 01.01.2019 . Проверено 15 ноября 2022 г.
  51. ^ Бартнек, Кристоф; Мичио Окада (2001). «Роботизированные пользовательские интерфейсы» (PDF) . Материалы конференции «Человек и компьютер» . стр. 130–140.
  52. ^ Бартнек, Кристоф (февраль 2011 г.). «Конец начала: размышления о первых пяти годах конференции HRI» . Наукометрия . 86 (2): 487–504. дои : 10.1007/s11192-010-0281-x . ПМК   3016230 . ПМИД   21297856 .
  53. ^ Бартнек, Кристофер; Белпэме, Тони; Эйссель, Фридрих; Канда, Такаюки; Кейсерс, Мерел; Шабанович, Сельма (2019). Взаимодействие человека и робота. Введение . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108735407 . Проверено 27 января 2020 г.
  54. ^ «Взаимодействие человека с роботом – делитесь и наслаждайтесь!» .
  55. ^ Канда, Такаюки (2012). Взаимодействие человека и робота в социальной робототехнике . Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. ISBN  9781466506978 .
  56. ^ Бризил, Синтия; Даутенхан, Керстин; Такаюки, Канда (2016). «Социальная робототехника». По-сицилийски Бруно; Хатиб, Усама (ред.). Справочник Спрингера по робототехнике . Берлин: Шпрингер. стр. 1935–1972. ISBN  9783319325507 .
  57. ^ «Профессиональный сертификат по взаимодействию человека и робота» . edX . Кентербери, Великобритания: Кентерберийский университет (UCx). 01.09.2021 . Проверено 1 сентября 2021 г.
  58. ^ «Введение во взаимодействие человека и робота» . edX . Кентербери, Великобритания: Кентерберийский университет (UCx). 01.09.2021 . Проверено 1 сентября 2021 г.
  59. ^ «Методы и применение во взаимодействии человека и робота» . edX . Кентербери, Великобритания: Кентерберийский университет (UCx). 01.09.2021 . Проверено 1 сентября 2021 г.

Внешние ресурсы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ce5d2c913ddd6d6ab3f41727ca0f4ae__1722386940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/ae/9ce5d2c913ddd6d6ab3f41727ca0f4ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Human–robot interaction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)