Образование в Пенджабе, Индия
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( май 2023 г. ) |
Пенджаб имеет долгую историю образования.
История
[ редактировать ]Во время правления махараджи Ранджита Сингха королевский двор предоставлял финансирование школам, принадлежащим различным религиозным общинам. Во многих местах также были открыты школы для девочек. Ближе к концу своего правления в 1830-х годах Ранджит Сингх также начал поощрять изучение английского языка , для чего был нанят учитель -христианин в школе в Лахоре . [ 1 ]
Первая печатная машина в Пенджабе, использующая письмо гурмукхи, была основана в Лудхиане в 1835 году христианской миссией. Первый словарь пенджабского языка был опубликован в 1854 году преподобным Дж. Ньютоном. [ 2 ] Миссионерские школы были открыты в Джаландхаре (1848 г.), Лудхиане (1851 г.) и Амритсаре (1853 г.). Следуя примеру миссионеров, правительство вскоре начало создавать начальные школы в городах и крупных поселках, а окружные чиновники открыли и начали поддерживать школы на местные средства в небольших районах. Предметы, преподаваемые в этих школах, включали английский, геометрию , географию , а также персидский , арабский и урду . [ 3 ] С конца 1877 года пенджаби стал одним из языков, на которых студенты могут сдавать экзамены в Пенджабском университете . [ 4 ]
Колледж Хальса был основан в 1892 году в Амритсаре . [ 5 ] В 1962 году были созданы Пенджабский сельскохозяйственный университет в Лудхиане и Пенджабский университет в Патиале . [ 6 ] [ 7 ] 24 ноября 1969 года Университет Гуру Нанака Дева . в Амритсаре был основан [ 8 ]
Сарва Шикша Абхиян была основана в 2000-х годах правительством Индии с целью предоставления бесплатного и обязательного образования детям от 6 до 14 лет. [ 9 ]
В августе 2024 года правительство Пенджаба объявило, что планирует запустить новый проект под названием «Школы счастья». По словам источников, цель проекта – «создать благоприятную и радостную среду обучения в школах путем модернизации инфраструктуры, улучшения условий и внедрения целостного подхода к образованию». [ 10 ] [ 11 ]
Начальное и среднее образование
[ редактировать ]Правительство Индии уделяет особое внимание начальному образованию до четырнадцати лет, которое в Индии называется начальным образованием. Это фундаментальное право, закрепленное в конституции страны в статье 21-А, до достижения 14-летнего возраста. Правительство Индии также запретило детский труд, чтобы гарантировать, что дети не попадут в небезопасные условия труда. [ 12 ] Однако как бесплатное образование, так и запрет на детский труд трудно обеспечить из-за экономического неравенства и социальных условий. [ 12 ] 80% всех признанных школ начального уровня находятся в ведении или при поддержке государства, что делает его крупнейшим поставщиком образования в стране. [ 13 ]
Однако из-за нехватки ресурсов и отсутствия политической воли эта система страдает от огромных пробелов, включая высокое соотношение учеников и учителей, нехватку инфраструктуры и низкий уровень подготовки учителей. Данные, опубликованные правительством Индии в 2011 году, показывают, что в Индии насчитывается 5 816 673 учителя начальной школы. [ 14 ] По состоянию на март 2012 года в Индии насчитывалось 2 127 000 учителей средних школ. [ 15 ] Образование также стало бесплатным [ 12 ] для детей в возрасте от 6 до 14 лет или до VIII класса в соответствии с Законом о праве детей на бесплатное и обязательное образование 2009 года. [ 16 ]
Правительство предприняло несколько усилий по повышению качества. Программа возрождения окружного образования (DERP) была запущена в 1994 году с целью сделать всеобщим начальное образование в Индии путем реформирования и оживления существующей системы начального образования. [ 17 ] 85% DERP финансировалось центральным правительством, а оставшиеся 15 процентов финансировались штатами. [ 17 ] DERP, который открыл 160 000 новых школ, включая 84 000 школ альтернативного образования, предоставляющих альтернативное образование примерно 3,5 миллионам детей, также получил поддержку ЮНИСЕФ и других международных программ. [ 17 ]
Эта схема начального образования также продемонстрировала высокий общий коэффициент охвата учащихся - 93–95% за последние три года в некоторых штатах. [ 17 ] В рамках этой схемы также было достигнуто значительное улучшение кадрового обеспечения и набора девочек. [ 17 ] Текущая схема универсализации образования для всех — это Сарва Шикша Абхиян , которая является одной из крупнейших образовательных инициатив в мире. Набор учащихся увеличился, но уровень качества остается низким.
В таблице ниже показано соотношение учителей и учеников 1-5 классов в Пенджабе по состоянию на 2017 год. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Округ | Соотношение |
---|---|
Хошиарпур | 15 |
Рупнагар | 16 |
Фатехгарх Сахиб | 16 |
САС Нагар | 17 |
СБС Нагар | 18 |
Гурдаспур | 18 |
Патханкот | 19 |
Капуртала | 20 |
Фаридкот | 20 |
Шри Мукцар Сахиб | 20 |
Джаландхар | 21 |
Сангрур | 21 |
Патиала | 22 |
Лудхиана | 24 |
Батинда | 24 |
детский | 26 |
Фазилка | 27 |
Амритсар | 30 |
Ферозпур | 30 |
Манса | 30 |
С надеждой | 31 |
Таран Таран | 46 |
Среднее образование
[ редактировать ]Национальная политика в области образования (NPE) 1986 года предусматривала повышение осведомленности об окружающей среде, научно-техническое образование и внедрение традиционных элементов, таких как йога , в систему среднего образования Индии. [ 22 ] Среднее образование охватывает детей в возрасте от 14 до 18 лет, по данным переписи 2001 года, это 88,5 миллиона детей.
Важной особенностью системы среднего образования Индии является упор на включение обездоленных слоев общества. Для оказания помощи в профессиональном обучении часто вызывают специалистов из авторитетных институтов. Еще одной особенностью системы среднего образования Индии является упор на профессиональную подготовку, призванную помочь учащимся приобрести навыки, необходимые для поиска профессии по своему выбору. [ 23 ] Важной новой особенностью стало распространение SSA на среднее образование в форме Раштрия Мадхьямик Шикша Абхиян . [ 24 ]
Специальная программа комплексного образования для детей-инвалидов (IEDC) была запущена в 1974 году с упором на начальное образование. [ 25 ] но которое было преобразовано в инклюзивное образование на средней ступени [ 26 ] Еще одна примечательная специальная программа, проект Кендрия Видьялая , была начата для сотрудников центрального правительства Индии, которые разбросаны по всей стране. Правительство начало проект Кендрия Видьялая в 1965 году, чтобы обеспечить единообразное образование в учреждениях по одной и той же программе в одинаковом темпе, независимо от места, куда была переведена семья служащего. [ 25 ]
Школы репутации
- Армейская государственная школа, Патиала [ 27 ]
- Школа при монастыре Little Flower, Дхаривал
- Кембриджская международная школа, Дасуя
- Государственная школа DAV, Амритсар
- Международная школа Дун, Амритсар
- Международная школа Дун, Гурдаспур
- ДПС Лудхиана
- Государственная средняя школа Smart Mauran, Барнала
- Международная школа Гуру Тег Бахадур, Дхаривал
- Всемирная школа Инда, Лудхиана
- Кундан Видья Мандир Сен Сек. Школа, Лудхиана [ 28 ]
- Международная школа Райат, SBS Нагар
- Национальный колледж Мемориала Пателя, Раджпура [ 29 ]
- Международная школа Райана, Амритсар
- Международная школа Райана, Лудхиана
- Государственная школа Шивалика, Мохали
- Школа Сайник, Капуртала
- Государственная школа Ядавиндры, Патиала
- Государственная школа Ядавиндры, Мохали
- Государственная школа Пенджаба, Набха
- Средняя школа Св. Ксаверия, Рампурапхул
Высшее образование
[ редактировать ]Пенджаб обслуживается многими государственными высшими учебными заведениями (перечислены ниже). Предлагаются все основные курсы в области искусства, гуманитарных наук, науки, техники, права, медицины, ветеринарии и бизнеса, ведущие к получению первых степеней, а также последипломного образования. Передовые исследования проводятся во всех основных областях передового опыта. Пенджабский сельскохозяйственный университет является одним из ведущих мировых авторитетов в области сельского хозяйства. Он сыграл важную роль в Зеленой революции в Пенджабе в 1960-70-х годах.
Университеты
[ редактировать ]Центральный
[ редактировать ]- Центральный университет Пенджаба , Батинда
Состояние
[ редактировать ]- Пенджабский университет, Чандигарх (Пенджабский государственный университет) [ 30 ] )
- Университет медицинских наук Бабы Фарида, Фаридкот
- Университет Гуру Нанака Дева , Амритсар
- Пенджабский технический университет Махараджи Ранджита Сингха , [ 31 ] [ 32 ] Батинда
- Пенджабский университет, Патиала
- Региональный центр информационных технологий и менеджмента Пенджабского университета, [ 33 ] Мохали
- Кампус Гуру Каши Пенджабского университета , Талванди Сабо
- Аюрведический университет Гуру Равидаса , Хошиарпур
- Гуру Ангад Дев, Университет ветеринарии и зоотехники , Лудхиана
- Государственный юридический университет имени Шри Гуру Тега Бахадура , Таран Таран
- Национальный юридический университет Раджива Ганди , Патиала
- Джагат Гуру Нанак Дев Пенджабский государственный открытый университет [ 34 ]
Частный
[ редактировать ]- Университет Адеша , Батинда
- Университет Тапар
- Апиджейский институт менеджмента [ 35 ]
- Всемирный университет Шри Гуру Грантха Сахиба , Фатехгарх Сахиб
- Колледж современных технологий GGS , Харар
- Индийская школа бизнеса , Аджитгарх
- Университет Гуру Каши , Талванди Сабо
- Университет DAV , Джаландхар
- Университет GNA , Пхагвара
- Университет Сант-Баба Бхаг Сингх , Джаландхар
- Акальский университет
Считается
[ редактировать ]- Инженерно-технологический институт Сант-Лонговаля , Лонговал (предположительно)
- Инженерно-технологический институт Тапар , Патиала (предположительно)
Автономные колледжи в Пенджабе
[ редактировать ]предоставил автономный статус Многим колледжам Пенджаба UGC .
- Колледж Хальса, Амритсар
- Колледж Мата Гуджри, Фатехгарх Сахиб
- Колледж SGGS Халса, Махилпур ( район Хошиарпур )
- Амритсарский колледж инженерии и технологий
- Бинтский инженерно-технологический колледж Гурдаспура
- Государственный технический кампус Шахида Бхагата Сингха, Ферозепур
- Инженерный колледж Гуру Нанака Дева, Лудхиана [ 36 ]
Известные колледжи (технические/профессиональные)
[ редактировать ]- Технический кампус Института менеджмента и инженерии Апиджай, Джаландхар (Пенджаб) [ 35 ]
- Сикхский миссионерский колледж , Лудхиана
- Группа институтов Деш Бхагат, Гобиндгарх, Мога, Мукцар при Университете Деш Бхагат
- Индийский технологический институт, Ропар
- Индийский институт менеджмента Амритсар [ 37 ]
- Индийский институт научного образования и исследований, Мохали
- Д-р Б.Р. Амбедкар Национальный технологический институт, Джаландхар
- Глобальный институт менеджмента и новых технологий, Амритсар
- Институт нанонауки и технологий
- Кампус Пенджабского технического университета Джани Зейла Сингха (Государственный инженерный колледж), Батинда
- Инженерный колледж Ядавиндры , кампус Гуру Каши Пенджабского университета , Талванди Сабо
- Институт менеджмента и технологий Малаута, Малаут (правительство Пенджаба)
- Колледж инженерии и технологий Бхутты, Лудхиана
- Колледж медсестер малва
- Инженерный колледж Баба Банда Сингха Бахадура, Фатехгарх Сахиб
- Институт инженерии и технологий Шри Сухмани, Дера Басси (Мохали)
Другие институты репутации (общие)
[ редактировать ]- Группа учреждений Арьябхатта, Барнала [ 38 ]
- Женский колледж BBK DAV, Амритсар
- Педагогический колледж BCM, Лудхиана
- Колледж инженерии и менеджмента, Капуртала
- Национальный колледж Мемориала Пателя, Раджпура [ 29 ]
- Совет по исследованиям и обучению в области компьютерного образования, Лудхиана
- Группа институтов Деш Бхагат, Гобиндгарх, Мога, Мукцар при Университете Деш Бхагат
- [Педагогический колледж Дораха, Дораха]
- Педагогический колледж GHG Khalsa, GURUSAR Sudhar
- Правительство Бикрамский торговый колледж, Патиала
- Правительство Педагогический колледж, сектор 20 Чандигарха
- Правительство Колледж Барджиндер, Фаридкот
- Деш Бхагат, часть. Правительственный педагогический колледж Четан Дев, Фаридкот
- Группа учреждений малва
- Колледж Хальса, Патиала
- Группа учреждений Kings , Барнала, Пенджаб
- Колледж медсестер малва , Коткапура
- Колледж Мохиндра , Патиала
- Группа институтов PCTE (включая Пенджабский колледж технического образования), Лудхиана
- Пенджабский инженерный колледж , Чандигарх
- Региональный центр Пенджабского университета, Батинда
- Колледж SGGS Халса, сектор 26, Чандигарх
- Государственный педагогический колледж, Патиала
- Региональный центр Пенджабского университета Свами Сарвананда Гири, Хошиарпур
Медицинские колледжи
[ редактировать ]имеется более 920 мест MBBS и 1070 мест BDS . По состоянию на 2015 год в Пенджабе [ 39 ]
Государственные медицинские колледжи
[ редактировать ]- Государственный медицинский колледж, Амритсар
- Медицинский колледж Гуру Гобинд Сингха , Фаридкот
- Государственный медицинский колледж, Патиала
- Государственный институт медицинских наук доктора Б. Р. Амбедкара , Мохали
Частные медицинские колледжи
[ редактировать ]- Медицинский колледж и больница Джана Сагара, Патиала
- Институт медицинских наук и исследований Шри Гуру Рам Даса, Шри Амритсар
- Пенджабский институт медицинских наук , Джаландхар [ 40 ]
- Христианский медицинский колледж, Лудхиана
- Медицинский колледж и больница Даянанд, Лудхиана
- Институт медицинских наук и исследований Адеша , Батинда
- Медицинский колледж Чинтпурни, Гурдаспур
- Школа медицинских наук Деш Бхагат, Университет Манди Гобиндгарх Деш Бхагат
Уровень грамотности
[ редактировать ]В таблице ниже показан уровень грамотности в городских и сельских районах Пенджаба по годам.
Год | Деревенский | Городской |
---|---|---|
2011 | 71.40% | 83.20% |
2001 | 64.72% | 79.10% |
1991 | 52.77% | 72.08% |
1981 | 35.21% | 55.63% |
1971 | 27.81% | 52.49% |
1961 | 20.42% | 47.82% |
В таблице ниже показан гендерный уровень грамотности в сельских и городских районах Пенджаба на протяжении многих лет.
Год | Женский (сельский) | Мужской (сельский) | Женский (Городской) | Мале (Городской) |
---|---|---|---|---|
2011 | 65.70% | 76.60% | 79.20% | 86.70% |
2001 | 57.75% | 71.05% | 74.49% | 83.05% |
1991 | 43.85% | 60.71% | 66.10% | 77.30% |
1981 | 27.63% | 41.91% | 49.70% | 60.70% |
1971 | 19.88% | 34.69% | 45.40% | 58.60% |
1961 | 11.51% | 28.12% | 37.70% | 56.09% |
Эффекты
[ редактировать ]Исследование данных 1520 домохозяйств, собранных с 2008 по 2010 год в Пенджабе, показало, что их уровень жизни и доход на душу населения положительно коррелируют с уровнем образования на уровне домохозяйства и индивидуального уровня. Это подразумевало, что повышение уровня образования снижает вероятность бедности. [ 42 ]
Статистика
[ редактировать ]В таблице ниже показано соотношение учителей и учеников 1-5 классов в Пенджабе по состоянию на 2017 год. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Сэр Хорошо. | Округ | Соотношение |
---|---|---|
1 | Хошиарпур | 15 |
2 | Рупнагар | 16 |
3 | Фатехгарх Сахиб | 16 |
4 | САС Нагар | 17 |
5 | СБС Нагар | 18 |
6 | Гурдаспур | 18 |
7 | Патханкот | 19 |
8 | Капуртала | 20 |
9 | Фаридкот | 20 |
10 | Шри Мукцар Сахиб | 20 |
11 | Джаландхар | 21 |
12 | Сангрур | 21 |
13 | Патиала | 22 |
14 | Лудхиана | 24 |
15 | Батинда | 24 |
16 | детский | 26 |
17 | Фазилка | 27 |
18 | Амритсар | 30 |
19 | Ферозпур | 30 |
20 | Манса | 30 |
21 | С надеждой | 31 |
22 | Таран Таран | 46 |
В таблице ниже показана средняя численность населения на школу в каждом округе Пенджаба по данным переписи 2011 года и общее количество школ по состоянию на 2017 год. Сюда входят государственные школы, дочерние школы, признанные школы и школы, получающие помощь. [ 43 ] Примечание. До 2011 года Патханкот и Фазилка были частью Гурдаспура и Ферозепура соответственно, поэтому отдельные данные по ним относительно средней численности населения на школу недоступны.
Сэр Хорошо. | Округ | Средняя численность населения на школу (2011 г.) | Общее количество школ (2017 г.) |
---|---|---|---|
1 | СБС Нагар | 2,251 | 272 |
2 | Капуртала | 2,433 | 335 |
3 | Фатехгарх Сахиб | 2,480 | 242 |
4 | Гурдаспур | 2,582 | 637 |
Патханкот | ---- | 193 | |
5 | Хошиарпур | 2,584 | 614 |
6 | С надеждой | 2,613 | 381 |
7 | Фаридкот | 2,616 | 236 |
8 | Рупнагар | 2,706 | 253 |
9 | Сангрур | 2,908 | 569 |
10 | Шри Мукцар Сахиб | 2,918 | 309 |
11 | Манса | 2,937 | 262 |
12 | Ферозпур | 3,023 | 419 |
Фазилка | ---- | 252 | |
13 | Патиала | 3,251 | 583 |
14 | детский | 3,403 | 175 |
15 | Джаландхар | 3,476 | 631 |
16 | Батинда | 3,533 | 393 |
17 | Амритсар | 3,722 | 669 |
18 | Лудхиана | 3,770 | 928 |
19 | САС Нагар | 3,812 | 261 |
20 | Таран Таран | 4,373 | 372 |
В таблице ниже показан процент домохозяйств с компьютером и доступом в Интернет в Пенджабе с июля 2017 года по июнь 2018 года.
Средство | Общий | Деревенский | Городской |
---|---|---|---|
Компьютер | 16.2% | 9.4% | 26.7% |
Интернет | 46.4% | 39.4% | 57.1% |
В таблице ниже показан процент жителей Пенджаба старше 5 лет, умеющих пользоваться компьютером и доступом в Интернет, с июля 2017 года по июнь 2018 года.
Группа | Компьютер | Интернет |
---|---|---|
Общий | 26.6% | 35.0% |
Всего (женщины) | 22.5% | 28.4% |
Всего (мужской) | 30.1% | 40.9% |
Сельская местность (всего) | 20.8% | 28.5% |
Сельский (женский) | 17.2% | 22.1% |
Сельский (Мужской) | 24.0% | 34.3% |
Городской (всего) | 37.1% | 46.8% |
Городской (Женский) | 32.4% | 40.0% |
Урбан (Мужской) | 41.0% | 52.6% |
Известные люди
[ редактировать ]- Бывший премьер-министр Индии доктор Манмохан Сингх получил образование в Пенджабском университете, Чандигархе , Оксфорде и Кембридже в Великобритании.
- Профессор Хар Гобинд Хорана , известный лауреат Нобелевской премии и биотехнолог, получил образование в Пенджабском университете.
- Сушма Сварадж , лидер БДП, является выпускницей Пенджабского университета Чандигарха.
- Сотрудник IAS 1989 года Икбал Сингх Чахал , нынешний комиссар BMC , выпускник Инженерно-технологического института Тапар Патиала.
- Субодх Кумар Джайсвал , нынешний директор CBI [ 46 ] с мая 2021 года является аспирантом MBA Школы бизнеса Университета Пенджаба, Чандигарх.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Махараджа Ранджит Сингх: педагог-новатор» . 22 ноября 2020 г.
- ^ «В каком году христианином была основана первая типография» .
- ^ Гаутам, Шрия (январь 2011 г.). «Образование в Пенджабе под британским правлением с 1849 по 1947 год» . Национальный семинар по образованию и кастовой системе в Индии под британским правлением, 27-28 сентября 2011 г., Университет Идеол, Химачал-Прадеш .
- ^ Социальное пространство языка: народная культура в Британский колониальный Пенджаб, Фарина Мир, Глава 2, Пенджабская печатная культура, страница 62, параграф 2
- ^ https://m.tribuneindia.com/news/amritsar/khalsa-college-amritsar-a-heritage-marvel-144865 [ только URL ]
- ^ https://education.icar.gov.in/Univ_Details_New?Univ=wnufJizMEhAQziS8mydmsiElkPZ6Rzkd [ только URL ]
- ^ http://punjabiuniversity.ac.in/punjabi/Pages/Department.aspx?dsenc=43 < [ только URL ]
- ^ «Университет Гуру Нанака Дева» .
- ^ «Сарва Сикша Абхиян (SSA) Руководство для функционеров районного уровня, 2017 г.» (PDF) . darpg.gov.in .
- ^ «Пять вещей, которые нужно знать о Школах счастья, новом проекте правительства Пенджаба» . 10 августа 2024 г. Проверено 18 августа 2024 г.
- ^ «Пенджаб откроет свою первую «Школу счастья» в Анандпур-Сахиб» . 10 августа 2024 г. Проверено 18 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Блэквелл, 93–94.
- ^ «DISE — Окружная информационная система образования» . www.dise.in. Архивировано из оригинала 31 декабря 2008 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ "dise.in" (PDF) . www.dise.in.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2012 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «ЗАКОН О ПРАВЕ ДЕТЕЙ НА БЕСПЛАТНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2009 ГОДА» (PDF) . образование.nic.in . Архивировано из оригинала (PDF) 12 февраля 2012 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Индия 2009: Справочный ежегодник (53-е издание) , 215
- ^ Jump up to: а б с д «Соотношение учителей и учеников в 1-5 классах по районам с 1989 по 2017 год (по состоянию на 30 сентября) | Платформа открытых государственных данных (OGD) Индия» . 21 января 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Соотношение учителей и учеников в 6–8 классах по районам с 1989 по 2017 год (по состоянию на 30 сентября) | Платформа открытых государственных данных (OGD) Индия» . 21 января 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Соотношение учителей и учеников в 9-10 классах по районам с 1989 по 2017 год (по состоянию на 30 сентября) | Платформа открытых государственных данных (OGD) Индия» . 21 января 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Соотношение учителей и учеников в 11–12 классах по районам с 1992 по 2017 год (по состоянию на 30 сентября) | Платформа открытых государственных данных (OGD) Индия» . 21 января 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Индия 2009: Справочный ежегодник (53-е издание) , 231
- ^ Блэквелл, 94–95.
- ^ Microsoft Word – Framework_Final_RMSA.doc. Архивировано 7 октября 2009 г. на Wayback Machine . (PDF). Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Индия 2009: Справочный ежегодник (53-е издание) , 233
- ^ Среднее образование. Архивировано 22 июля 2009 г. в Wayback Machine . Образование.nic.in. Проверено 21 марта 2011 г.
- ^ «Армейская государственная школа Пенджаба» . iCBSE . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ «Кундан Видья Мандир Лудхиана | Лучшая школа в Лудхиане» . kundanvidyamandir.com .
- ^ Jump up to: а б «Национальный колледж Пателя Мемориала, Раджпура» . patelcollege.in .
- ^ «PU не центральный университет: HC | Chandigarh News — Times of India» . Таймс оф Индия . 5 марта 2011 г.
- ^ «The Tribune, Чандигарх, Индия – Пенджаб» . www.tribuneindia.com .
- ^ «Государственный технический университет Махараджи Ранджита Сингха на территории инженерно-технологического колледжа Джани Зейла Сингха в Батинде» . Архивировано из оригинала 17 июня 2016 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ «ПУРСИТМ | ПУРЦИТМ» . Архивировано из оригинала 1 мая 2020 года . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ «Правительство Пенджаба создаст Открытый университет имени Гуру Нанака» . 25 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Лучший колледж для курсов MBA и B.Tech в Джаландхаре (Пенджаб)» . aimetc.apeejay.edu .
- ^ «Автономные колледжи - Комиссия по университетским грантам» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2016 года . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ «Бюджет на 2014–2015 годы: IIM будет создан в Амритсаре» . Индия сегодня . 12 июля 2014 г.
- ^ «::: Лучший инженерный колледж в Пенджабе, Индия ::: Инженерно-технологический колледж Арьябхатты, Барнала :: Колледж менеджмента и технологий Арьябхатта, Барнала ::: Курсы :: Бакалавр технических наук (CSE,ECE,ME,EE) МВА ::" . www.aryabhattagroup.com .
- ^ «Прием на PMET 2015 приостановлен, Высокий суд выдает уведомление» . Hindustantimes.com . 10 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Официальный сайт МКИ» . Архивировано из оригинала 7 июня 2013 года.
- ^ Jump up to: а б «Участие женщин в образовании в Пенджабе», С.А. Сайед, Раджни Патания, стр. 67, таблица 2, https://www.allresearchjournal.com/archives/2015/vol1issue9/PartB/1-8-62-166.pdf
- ^ Саркария М. и Шарма С. (2016), Взаимосвязь между образованием и бедностью в Пенджабе, IRA-Международный журнал менеджмента и социальных наук (ISSN 2455-2267), 4(2), 394-416, 8.6 Резюме и заключение, https://www.academia.edu/100243811/Education_and_Poverty_Relationship_in_Punjab?sm=b
- ^ Jump up to: а б «Состояние образовательных учреждений в Пенджабе» (PDF) . 4 января 2017 г.
- ^ https://www.thehinducentre.com/resources/article30980071.ece/binary/KI_Education_75th_Final_compressed.pdf , A-74
- ^ https://www.thehinducentre.com/resources/article30980071.ece/binary/KI_Education_75th_Final_compressed.pdf , A-75, A-76
- ^ «Биография Субодха Кумара Джайсвала: все, что вам нужно знать о новом директоре CBI» . Финансовый экспресс . 26 мая 2021 г. Проверено 12 июня 2021 г.