Лазерный диск
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Тип носителя | Оптический диск |
---|---|
Кодирование | NTSC , PAL , MUSE , HD-MAC , PALplus |
Емкость | 60/64 минуты на каждую сторону на дисках CLV (NTSC/PAL); 30/36 минут на сторону на дисках CAV (NTSC/PAL) |
чтения Механизм | Полупроводниковый лазер с длиной волны 780 нм (первые игроки использовали газовые лазеры HeNe ) |
записи Механизм | Лазер на красителе; тот же механизм записи, что и на записываемые CD/DVD |
Стандартный | ЛазерВижн |
Разработано | Philips , MCA Inc. , Pioneer Corporation |
Использование | Домашнее видео (заменено на DVD ) |
Распространено на | DVD |
Выпущенный | 11 декабря 1978 г DiscoVision ) | (как
Снято с производства | 21 сентября 2001 ( кино ) Июль 2009 г. (производство) [1] [2] |
Оптические диски |
---|
LaserDisc , первоначально лицензированный, продаваемый ( LD ) — это формат домашнего видео и первый коммерческий на оптических дисках носитель информации и продаваемый как MCA DiscoVision (также известный просто как «DiscoVision») в США в 1978 году. Его диаметр обычно составляет 30 см. (12 дюймов). В отличие от большинства стандартов оптических дисков, LaserDisc не является полностью цифровым и вместо этого требует использования аналоговых видеосигналов.
Хотя этот формат был способен обеспечивать более высокое качество видео и аудио, чем его потребительские конкуренты, VHS и видеокассета Betamax , LaserDisc так и не получил широкого распространения в Северной Америке. Во многом это было связано с дороговизной плееров и их невозможностью записывать телепрограммы. [3] [ нужен лучший источник ] В конечном итоге он приобрел некоторую популярность в этом регионе и стал популярным в 1990-х годах. Однако это был не самый популярный формат в ряде стран Европы и Австралии.
Напротив, этот формат был гораздо более популярен в Японии и в более богатых регионах Юго-Восточной Азии , таких как Гонконг, Сингапур и Малайзия, и был преобладающим средством проката видео в Гонконге в 1990-е годы. [4] Превосходное качество видео и звука сделало его популярным выбором среди видеофилов и кинолюбителей на протяжении всего его существования. [5] Технологии и концепции, лежащие в основе LaserDisc, легли в основу более поздних форматов оптических дисков, включая компакт-диск (CD), DVD и Blu-ray (BD). Плееры LaserDisc продолжали производиться до июля 2009 года, когда Pioneer прекратила их производство.
История
[ редактировать ]Технология оптической видеозаписи с использованием прозрачного диска, [6] был изобретен Дэвидом Полом Греггом и Джеймсом Расселом в 1963 году (и запатентован в 1970 и 1990 годах). [7] [8] Патенты Грегга были приобретены MCA в 1968 году. К 1969 году Philips разработала видеодиск в отражающем режиме, который имеет преимущества перед прозрачным режимом. Тогда MCA и Philips решили объединить свои усилия и впервые публично продемонстрировали видеодиск в 1972 году.
LaserDisc впервые появился на рынке в Атланте, штат Джорджия , 11 декабря 1978 года. [9] через два года после появления видеомагнитофонов и VHS за четыре года до появления компакт -дисков (основанных на технологии лазерных дисков). Первоначально лицензированная, продававшаяся и продававшаяся как MCA DiscoVision (также известная как просто DiscoVision ) в 1978 году, ранее эта технология внутри компании называлась Optical Videodisc System , Reflective Optical Videodisc , Laser Optical Videodisc и Disco-Vision (через дефис). первые игроки называли этот формат Video Long Play .
Позже Pioneer Electronics приобрела контрольный пакет акций этого формата и продавала его как LaserVision (название формата) и LaserDisc (торговая марка) в 1980 году, при этом в некоторых выпусках этот носитель неофициально именуется как Лазерный видеодиск . Philips производила проигрыватели, а MCA производила диски. Сотрудничество Philips-MCA оказалось неудачным и было прекращено через несколько лет. Несколько ученых, ответственных за ранние исследования (Ричард Уилкинсон, Рэй Дэйкин и Джон Уинслоу), основали Optical Disc Corporation (ныне ODC Nimbus).
LaserDisc был запущен в Японии в октябре 1981 года, и до его прекращения производства в 2009 году было продано в общей сложности около 3,6 миллиона проигрывателей LaserDisc. [10]
В 1984 году Sony предложила формат LaserDisc, который мог хранить любую форму цифровых данных , в качестве устройства хранения данных , аналогичного CD-ROM , с большой 3,28 ГБ . емкостью [11] сравним с форматом DVD-ROM , который появился 11 лет спустя, в 1995 году.
Первой игрой LaserDisc, проданной в Северной Америке, была версия Jaws , выпущенная MCA DiscoVision 15 декабря 1978 года. [12] Последней игрой, выпущенной в Северной Америке, была «Bringing Out the Dead» студии Paramount 3 октября 2000 года. [13] Названия фильмов продолжали выпускаться в Японии до 21 сентября 2001 года, причем последним выпущенным японским фильмом стал гонконгский фильм « Токийские рейдеры» из Golden Harvest . Последнее известное название LD — Onta Station vol. 1018 — караоке-диск, выпущенный 21 марта 2007 года. [14] Производство проигрывателей LaserDisc закончилось в июле 2009 года, когда Pioneer прекратила их производство. [1] [2] [15] Pioneer продолжал ремонтировать и обслуживать плееры до 30 сентября 2020 года, когда были исчерпаны оставшиеся запасы запчастей. [16]
Было подсчитано, что в 1998 году проигрыватели LaserDisc были примерно в 2% домохозяйств США (примерно два миллиона). [17] Для сравнения, в 1999 году игроки были в 10% японских семей. [18] Всего по всему миру было продано 16,8 миллионов проигрывателей LaserDisc, из которых 9,5 миллионов были проданы Pioneer. [1] [2] [15]
К 2001 году LaserDisc был полностью заменен DVD на розничном рынке Северной Америки, поскольку носители больше не производились. Игроки по-прежнему экспортировались в Северную Америку из Японии до конца 2001 года. По состоянию на 2021 год. [update], формат сохраняет некоторую популярность среди «тысяч» американских коллекционеров, [20] и в большей степени в Японии, где этот формат лучше поддерживался и был более распространен на протяжении всего срока его существования. В Европе LaserDisc всегда оставался малоизвестным форматом. Он был выбран Британской радиовещательной корпорацией (BBC) для проекта BBC Domesday Project в середине 1980-х годов, школьного проекта, посвященного 900-летию со дня выхода оригинальной Книги Судного дня в Англии. С 1991 до конца 1990-х годов BBC также использовала технологию LaserDisc (в частности, Sony CRVdisc). [21] чтобы воспроизвести идентификаторы своих каналов . [22]
Дизайн
[ редактировать ]Стандартный лазерный диск для домашнего видео имеет диаметр 12 дюймов (30 см) и состоит из двух односторонних алюминиевых дисков, покрытых пластиком. Хотя по внешнему виду они были похожи на компакт-диски или DVD , ранние лазерные диски использовали аналоговое видео, хранящееся в композитном домене размером 1 дюйм (25 мм) (имеющее полосу пропускания видео и разрешение, примерно эквивалентное формату видеоленты типа C ) с аналоговой частотной модуляцией (FM). стереозвук и с импульсно-кодовой модуляцией (PCM) цифровое аудио . использовалась D-2 На более поздних дисках для мастеринга вместо видеокассеты Type C .
LaserDisc на самом фундаментальном уровне по-прежнему записывался как серия питов и лендов, очень похоже на современные компакт-диски, DVD и даже Blu-ray. В настоящих цифровых носителях ямы (или их края) непосредственно представляют собой 1 и 0 двоичного цифрового информационного потока. На лазерном диске информация закодирована в виде аналоговой частотной модуляции и содержится в длинах и расстоянии между ямками. Несущая частота модулируется видеосигналом основной полосы частот (и аналоговыми звуковыми дорожками). Проще говоря, положительные части этого сигнала переменной частоты могут образовывать площадки, а отрицательные части могут быть ямками, что приводит к проекции FM-сигнала вдоль дорожки на диске. При считывании несущая ЧМ может быть восстановлена из последовательности краев ямы и демодулирована для извлечения исходного видеосигнала (на практике для выбора между частями ямы и земли используется пересечение несущей ЧМ с горизонтальной линией, имеющей смещение от нуля). ось, из соображений шума). Если присутствует звук PCM, его форма волны, рассматриваемая как аналоговый сигнал, может быть добавлена к несущей FM, которая модулирует ширину пересечения с горизонтальным порогом. В результате пространство между центрами питов по существу представляет видео (как частоту), а код длины питов для звуковой информации PCM. [23] Ранние лазерные диски, представленные в 1978 году, были полностью аналоговыми, но формат развился, включив в себя цифровой стереозвук в формате компакт-диска (иногда с TOSlink или коаксиальным выходом для питания внешнего цифро-аналогового преобразователя или ЦАП), а позже и многоканальные форматы, такие как Dolby Digital и DTS .
Поскольку в 1978 году схемы цифрового кодирования и сжатия были либо недоступны, либо непрактичны, использовались три формата кодирования, основанные на скорости вращения:
- КАВ
- Диски с постоянной угловой скоростью или стандартным воспроизведением поддерживали несколько уникальных функций, таких как стоп-кадр, переменное замедленное воспроизведение и реверс. Диски CAV вращались с постоянной скоростью вращения (1800 об/мин для 525-строчных дисков и Hi-Vision и 1500 об/мин для 625-строчных дисков). [24] во время воспроизведения, при этом один видеокадр за один оборот считывается . В этом режиме на одной стороне диска CAV можно сохранить 54 000 отдельных кадров (30 минут аудио/видео для NTSC и Hi-Vision, 36 минут для PAL). Еще одной уникальной особенностью CAV было уменьшение видимости перекрестных помех от соседних дорожек, поскольку на дисках CAV любые перекрестные помехи в определенной точке кадра исходят просто из той же точки в следующем или предыдущем кадре. CAV использовался реже, чем CLV, и предназначался для специальных выпусков художественных фильмов, чтобы выделить бонусный материал и спецэффекты. Одним из наиболее интригующих преимуществ этого формата была возможность ссылаться на каждый кадр фильма напрямую по номеру, что представляет особый интерес для любителей кино, студентов и других людей, интересующихся изучением ошибок в постановке, непрерывности и так далее.
- CLV
- Диски с постоянной линейной скоростью или расширенного воспроизведения не имели функций «хитрого воспроизведения», как CAV, предлагая только простое воспроизведение на всех проигрывателях LaserDisc, кроме высокопроизводительных, включающих хранилище цифровых кадров . Эти высококачественные проигрыватели LaserDisc могут добавлять функции, обычно недоступные для дисков CLV, такие как переменное переключение вперед и назад, а также «пауза», подобная видеомагнитофону. Постепенно снижая скорость их вращения (1800–600 об/мин для NTSC и 2470–935 об/мин для Hi-Vision). [24] Диски с кодировкой CLV могут хранить 60 минут аудио/видео на каждой стороне для NTSC и Hi-Vision (64 минуты для PAL) или два часа на диск. Для фильмов продолжительностью менее 120 минут это означало, что их можно было разместить на одном диске, что снизило стоимость названия и избавило от отвлекающего упражнения «вставать, чтобы сменить диск», по крайней мере, для тех, у кого был двойной диск. двусторонний игрок. Большинство фильмов было доступно только в CLV (некоторые названия были выпущены частично в CLV, частично в CAV. Например, 140-минутный фильм мог поместиться на две стороны CLV и одну сторону CAV, что позволяло использовать функции только CAV во время кульминация фильма).
- САА
- В начале 1980-х годов из-за проблем с перекрестными искажениями на лазерных дисках расширенного воспроизведения CLV компания Pioneer Video представила форматирование с постоянным угловым ускорением (CAA) для дисков расширенного воспроизведения. CAA очень похож на CLV, за исключением того факта, что CAA изменяет угловое вращение диска контролируемыми шагами вместо постепенного замедления в устойчивом линейном темпе по мере чтения диска CLV. За исключением 3M / Imation , все производители LaserDisc приняли схему кодирования CAA, хотя этот термин редко (если вообще когда-либо) использовался на какой-либо потребительской упаковке. Кодирование CAA заметно улучшило качество изображения и значительно уменьшило перекрестные помехи и другие проблемы с отслеживанием, сохраняя при этом полную совместимость с существующими плеерами.
Когда в 1985 году компания Pioneer представила LaserDisc цифровое аудио, она еще больше усовершенствовала формат CAA. CAA55 был представлен в 1985 году с общей продолжительностью воспроизведения на каждую сторону 55 минут 5 секунд, что уменьшало пропускную способность видео для решения проблем с полосой пропускания при включении цифрового звука. Несколько фильмов, выпущенных в период с 1985 по 1987 год, имели аналоговый звук только из-за длины названия и желания сохранить фильм на одном диске (например, «Назад в будущее »). К 1987 году компания Pioneer преодолела технические проблемы и снова смогла кодировать в CAA60, что позволило в общей сложности получить 60 минут 5 секунд. Компания Pioneer еще больше усовершенствовала CAA, предложив CAA45, кодирующую 45 минут материала, но заполняющую всю боковую поверхность воспроизведения. CAA65, использовавшийся лишь для небольшого количества фильмов, обеспечивал 65 минут 5 секунд воспроизведения на каждой стороне. Technidisc выпустил несколько игр, в которых использовался CAA50. Последним вариантом CAA был CAA70, который обеспечивал 70 минут воспроизведения на каждой стороне. На потребительском рынке нет известных вариантов использования этого формата.
Аудио
[ редактировать ]Звук можно было хранить как в аналоговом, так и в цифровом формате, а также в различных форматах объемного звука ; Диски NTSC могли содержать стереофоническую аналоговую звуковую дорожку, а также стерео CD-качества несжатую дорожку PCM цифровую звуковую , которые имели ( EFM , CIRC 16 бит и 44,1 кГц , частоту дискретизации ). [25] Диски PAL могли содержать одну пару звуковых дорожек, аналоговых или цифровых, а цифровые дорожки на диске PAL были 16-битными, 44,1 кГц, как на компакт-диске; в Великобритании термин «LaserVision» используется для обозначения дисков с аналоговым звуком, а «LaserDisc» — для дисков с цифровым звуком. Цифровой звуковой сигнал в обоих форматах закодирован EFM , как и в CD . [25]
Dolby Digital (также называемый AC-3) и DTS , которые сейчас распространены на выпусках DVD, впервые стали доступны на LaserDisc, а фильм «Звездные войны: Эпизод I – Скрытая угроза» (1999), выпущенный на LaserDisc в Японии, был среди первые выпуски домашнего видео, когда-либо включавшие 6.1-канальный Dolby Digital EX Surround (наряду с несколькими другими выпусками, вышедшими позднее с 1999 по 2001 год). [26] В отличие от DVD, которые передают звук Dolby Digital в цифровой форме, LaserDisc хранят Dolby Digital в частотно-модулированной форме внутри дорожки, обычно используемой для аналогового звука. Для извлечения Dolby Digital с лазерного диска требовался проигрыватель, оснащенный специальным выходом «AC-3 RF» и внешним демодулятором в дополнение к декодеру AC-3 . Демодулятор был необходим для преобразования 2,88 МГц модулированной информации AC-3 на диске с частотой в сигнал со скоростью 384 кбит / с , который мог обрабатывать декодер.
В середине-конце 1990-х годов многие AV-ресиверы более высокого класса включали схему демодулятора специально для радиочастотно-модулированного сигнала Dolby Digital AC-3 проигрывателя LaserDisc. К концу 1990-х годов, когда продажи проигрывателей LaserDisc и дисков снизились из-за растущей популярности DVD, производители AV-ресиверов отказались от схемы демодулятора. Хотя DVD-плееры были способны воспроизводить треки в формате Dolby Digital, сигналы DVD-плееров не имели модулированной формы и не были совместимы с входами, предназначенными для LaserDisc AC-3. Какое-то время были доступны внешние демодуляторы, которые преобразовывали сигнал AC-3 в стандартный сигнал Dolby Digital, который был совместим со стандартными входами Dolby Digital/PCM на совместимых AV-ресиверах. Другой тип, продаваемый Onkyo. [27] и Маранц [28] преобразовал радиочастотный сигнал AC-3 в 6-канальный аналоговый звук.
Два аудиоканала FM занимали спектр диска на частотах 2,3 и 2,8 МГц на дисках в формате NTSC, и каждый канал имел девиацию FM 100 кГц. Несущие частоты FM-звука были выбраны так, чтобы минимизировать их заметность в видеоизображении, чтобы даже при плохом мастеринге биения несущей звука в видео были как минимум на -35 дБ ниже и, следовательно, были невидимы. Из-за выбранных частот несущая звука 2,8 МГц (правый канал) и нижний край сигнала цветности находились очень близко друг к другу, и если фильтры не были тщательно настроены во время мастеринга, между ними могли возникнуть помехи. Кроме того, высокие уровни звука в сочетании с высокими уровнями цветности могут вызывать взаимные помехи, в результате чего биения становятся видимыми в сильно насыщенных областях изображения. Чтобы справиться с этой проблемой, компания Pioneer решила внедрить систему шумоподавления CX на аналоговых дорожках. За счет уменьшения динамического диапазона и пиковых уровней аудиосигналов, хранящихся на диске, требования к фильтрации были смягчены, а видимые биения значительно уменьшены или устранены. Система CX дает общий эффект шумоподавления 20 дБ, но в интересах лучшей совместимости при недекодированном воспроизведении Pioneer уменьшила это снижение шума всего до 14 дБ (в системе RCA CED использовалась «оригинальная» система CX 20 дБ). . Это также уменьшило допуски на калибровку у проигрывателей и помогло уменьшить звуковое подкачивание, если декодер CX не был откалиброван правильно. [ нужна ссылка ]
По крайней мере, что касается цифровых аудиодорожек, качество звука в то время было непревзойденным по сравнению с потребительской видеокассетой. Однако качество аналоговых саундтреков может сильно различаться в зависимости от диска, а иногда и от проигрывателя. Многие ранние и более дешевые проигрыватели LaserDisc имели плохие аналоговые аудиокомпоненты, и, в свою очередь, многие ранние диски имели плохо обработанные аналоговые звуковые дорожки, что делало цифровые саундтреки в любой форме более желательными для серьезных энтузиастов. В ранних фильмах DiscoVision и LaserDisc отсутствовала опция цифрового звука, но многие из этих фильмов получили цифровой звук в более поздних переизданиях Universal, и качество аналоговых звуковых дорожек со временем в целом значительно улучшилось. Многие диски, на которых изначально были старые аналоговые стереодорожки, Dolby Stereo и Dolby Surround вместо цифровых дорожек часто получали новые дорожки , что помогало повысить качество звука. Более поздние аналоговые диски также применяли шумоподавление CX , что улучшало соотношение сигнал/шум звука.
Звук DTS, если он доступен на диске, заменял цифровые звуковые дорожки; для прослушивания звука в кодировке DTS требовалось только цифровое соединение, совместимое с S/PDIF, к декодеру DTS.
На диске DTS цифровой звук PCM был недоступен, поэтому, если декодер DTS также был недоступен, единственным вариантом было вернуться к аналоговому звуку Dolby Surround или стереофоническим звуковым дорожкам. В некоторых случаях аналоговые звуковые дорожки становились недоступными из-за замены дополнительным звуком, таким как отдельные партитуры или аудиокомментарии. Это эффективно сводило воспроизведение диска DTS на системе, не оснащенной DTS, до монофонического звука или, в некоторых случаях, до полного отсутствия саундтрека к фильму. [29]
На данном LaserDisc существовал только один вариант объемного звука 5.1 (либо Dolby Digital, либо DTS), поэтому, если требуется объемное звучание, покупатель должен согласовать диск с возможностями воспроизводящего оборудования (проигрывателя LaserDisc и ресивера/декодера). Полнофункциональная система воспроизведения LaserDisc включала новый проигрыватель LaserDisc, способный воспроизводить цифровые треки; имел цифровой оптический выход для цифрового звука в кодировках PCM и DTS; знал об аудиодорожках AC-3; и имел коаксиальный выход AC-3, внешний или внутренний радиочастотный демодулятор AC-3 и декодер AC-3, а также декодер DTS. Многие A/V-ресиверы 1990-х годов сочетали в себе логику декодера AC-3 и декодера DTS, но встроенный демодулятор AC-3 был редкостью как в проигрывателях LaserDisc, так и в более поздних A/V-ресиверах. [30]
Лазерные диски PAL имеют немного большее время воспроизведения, чем диски NTSC , но имеют меньше возможностей звука. Диски PAL имеют только две звуковые дорожки, состоящие либо из двух аналоговых дорожек на старых лазерных дисках PAL, либо из двух только цифровых дорожек на новых дисках. Для сравнения, более поздние лазерные диски NTSC способны содержать четыре дорожки (две аналоговые и две цифровые). В некоторых выпусках одна из аналоговых дорожек используется для передачи модулированного сигнала AC-3 для 5.1-канального звука (для декодирования и воспроизведения новыми проигрывателями LaserDisc с выходом «AC-3 RF»). Старые лазерные диски NTSC, выпущенные до 1984 года (например, оригинальные диски DiscoVision), содержат только две аналоговые звуковые дорожки.
Лазерные проигрыватели дисков
[ редактировать ]Самые ранние проигрыватели использовали газовые гелий-неоновые лазерные трубки для чтения дисков и имели красно-оранжевый свет с длиной волны 632,8 нм , а более поздние твердотельные проигрыватели использовали инфракрасные полупроводниковые лазерные диоды с длиной волны 780 нм.
В марте 1984 года компания Pioneer представила первый потребительский плеер с твердотельным лазером LD-700. Кроме того, это был первый проигрыватель LaserDisc, который загружался спереди, а не сверху. Годом ранее Hitachi представила дорогой промышленный плеер с лазерным диодом, но он имел плохое качество изображения (из-за недостаточного компенсатора падения напряжения) и производился лишь в ограниченном количестве. После того, как Pioneer выпустила LD-700, газовые лазеры больше не использовались в потребительских плеерах, несмотря на их преимущества, хотя Philips продолжала использовать газовые лазеры в своих промышленных устройствах до 1985 года.
Большинству проигрывателей LaserDisc требовалось, чтобы пользователь вручную переворачивал диск, чтобы воспроизвести его на другую сторону. Было создано несколько проигрывателей (все на основе диодного лазера), способных автоматически воспроизводить обе стороны диска, используя механизм физического переворота одного лазерного звукоснимателя.
Компания Pioneer выпустила несколько многодисковых моделей, вмещающих более 50 лазерных дисков. В течение короткого времени в 1984 году одна компания предложила устройство LaserStack, которое добавило возможность воспроизведения нескольких дисков к существующим проигрывателям: Pioneer LD-600, LD-1100 или клонам Sylvania/Magnavox. Для установки пользователю требовалось физически снять крышку плеера, где она затем прикреплялась к верхней части плеера. LaserStack вмещал до 10 дисков и мог автоматически загружать или извлекать их из проигрывателя, а также менять сторону примерно за 15 секунд.
Первым промышленным проигрывателем лазерных дисков массового производства был MCA DiscoVision PR-7820, позже переименованный в Pioneer PR7820 . В Северной Америке это устройство использовалось во многих дилерских центрах General Motors в качестве источника обучающих видеороликов и презентаций новой линейки легковых и грузовых автомобилей GM в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
Большинство проигрывателей, выпущенных после середины 1980-х годов, были способны воспроизводить компакт-диски . Эти проигрыватели имели углубление размером 4,7 дюйма (12 см) в загрузочном лотке, куда помещался компакт-диск для воспроизведения. По крайней мере две модели Pioneer (CLD-M301 и CLD-M90) также работали как CD-чейнджер с несколькими углублениями диаметром 4,7 дюйма по окружности основного лотка.
Pioneer DVL-9, представленный в 1996 году, был одновременно первым потребительским DVD-плеером Pioneer и первым комбинированным DVD/LD-плеером.
Первым видеоплеером высокой четкости стал Pioneer HLD-X0. Более поздняя модель, HLD-X9, имела превосходный гребенчатый фильтр и лазерные диоды на обеих сторонах диска.
Известные игроки
[ редактировать ]- Pioneer PR7820 , первый промышленный проигрыватель LaserDisc, которым можно было управлять с помощью внешнего компьютера, использовался в первой в США аркадной игре LaserDisc Dragon's Lair . [ нужна ссылка ]
- Pioneer CLD-900, первый комбинированный проигрыватель, способный читать компакт-диски . Выпущен в 1985 году.
- Pioneer CLD-1010 , первый проигрыватель, способный воспроизводить 5-дюймовые (130 мм) диски CD-Video . Выпущен в 1987 году.
- Плееры Pioneer LaserActive : Pioneer CLD-A100 и NEC PCE-LD1 обеспечивали возможность играть в видеоигры Sega Genesis (Mega Drive) и TurboGrafx16 (PC Engine) при использовании в сочетании с дополнительными компонентами.
- Серия Pioneer DVL , способная воспроизводить как лазерные диски, так и DVD.
Брендинг
[ редактировать ]Во время разработки компания MCA (которая была совладельцем этой технологии) называла ее системой оптических видеодисков , «отражающим оптическим видеодиском» или «лазерным оптическим видеодиском», в зависимости от документа. Один раз в 1969 году они изменили название на Disco-Vision , а затем снова в 1978 году на DiscoVision (без дефиса), что стало официальным написанием. В технических документах и брошюрах, выпущенных MCA Disco-Vision в начале и середине 70-х, термин «Disco-Vision Records» также использовался для обозначения прессованных дисков. В то время MCA владела правами на самый большой каталог фильмов в мире, а также производила и распространяла выпуски DiscoVision этих фильмов под торговой маркой программного обеспечения и производства «MCA DiscoVision»; потребительская продажа этих игр началась 11 декабря 1978 года с вышеупомянутых «Челюстей» .
Компания Philips предпочитала название формата «VLP» в честь голландского слова Video Langspeel-Plaat («Видео-диск длительного воспроизведения»), которое в англоязычных странах означало Video Long-Play. Первый потребительский плеер, Magnavox VH-8000, даже имел на плеере логотип VLP. Некоторое время в начале и середине 1970-х годов Philips также обсуждала совместимый аудиоформат, который они назвали «ALP», но вскоре от него отказались, поскольку система компакт-дисков стала несовместимым проектом в корпорации Philips. До начала 1980 года у формата не было «официального» названия. Ассоциация LaserVision, состоящая из MCA, Universal-Pioneer, IBM и Philips/Magnavox, была создана для стандартизации технических характеристик формата (который создавал проблемы для потребительского рынка) и, наконец, официально назвала систему «LaserVision». ".
После своего появления в Японии в 1981 году этот формат был представлен в Европе в 1983 году под названием LaserVision, хотя Philips использовала «VLP» в обозначениях моделей, например VLP-600. После невысоких продаж там (около 12–15 000 единиц по всей Европе) [31] Philips попыталась перезапустить весь формат как «CD-Video» в 1987 году, при этом это название появилось не только на новых гибридных 12-см дисках , но и на стандартных лазерных дисках диаметром 20 и 30 см с цифровым звуком. [31] Хотя это название и логотип годами появлялись на плеерах и этикетках, «официальным» названием формата оставалось LaserVision. В начале 1990-х годов название формата снова было изменено на LaserDisc.
пионер
[ редактировать ]Pioneer Electronics также вышла на рынок оптических дисков в 1977 году как совместное предприятие 50/50 с MCA под названием Universal-Pioneer и производило промышленные проигрыватели, разработанные MCA, под названием MCA DiscoVision (PR-7800 и PR-7820). При выпуске в 1980 году первого проигрывателя Universal-Pioneer VP-1000 был отмечен как «проигрыватель лазерных дисков», хотя логотип «LaserDisc» четко отображался на устройстве. В 1981 году «LaserDisc» использовался исключительно для самого носителя, хотя официальное название было «LaserVision» (как видно в начале многих выпусков LaserDisc, непосредственно перед началом фильма). В 1984 году компания Pioneer напомнила многочисленным видеожурналам и магазинам, что LaserDisc — это торговая марка, обозначающая только продукты LaserVision, производимые для продажи компаниями Pioneer Video или Pioneer Electronics. 1984 года В рекламе проигрывателя LD-700 Рэя Чарльза использовался термин «проигрыватель видеодисков марки Pioneer LaserDisc». С 1981 по начало 1990-х годов все правильно лицензированные диски носили название и логотип LaserVision, даже названия Pioneer Artists.
На односторонних лазерных дисках, мастеринг которых был сделан компанией Pioneer, воспроизведение неправильной стороной приводило к появлению неподвижного экрана со счастливой перевернутой черепахой, у которой вместо живота лазерный диск (по прозвищу «Черепаха лазерного диска»). Надпись «Материал программы записан на другой стороне этого диска» находится под черепахой. [32]
МКА
[ редактировать ]В первые годы MCA также производила диски для других компаний, включая Paramount , Disney и Warner Bros. Некоторые из них добавляли свои собственные названия на обложку диска, чтобы показать, что фильм не принадлежит MCA. После закрытия DiscoVision Associates в начале 1982 года лейбл программного обеспечения для видеодисков Universal Studio (до 1984 года назывался MCA Videodisc ) начал переиздавать многие игры DiscoVision. К сожалению, многие из них, такие как Battlestar Galactica и Jaws , представляли собой сжатые по времени версии оригиналов CAV или CLV DiscoVision. Переиздание Jaws со сжатием по времени в формате CLV больше не содержало оригинального саундтрека, поскольку в версии для видеодиска была заменена фоновая музыка из-за высоких затрат на лицензию (оригинальная музыка не будет доступна до тех пор, пока в 1995 году не будет выпущен бокс-сет THX LaserDisc). ). Один совместный продукт Universal и Columbia, выпущенный MCA Disco Vision как в версиях CAV, так и в CLV, «Электрический всадник » до сих пор недоступен ни в одном другом формате домашнего видео с неизмененной оригинальной партитурой; даже в самом последнем выпуске DVD была существенная музыкальная замена как инструментальной партитуры, так и песен Уилли Нельсона. MCA-релиз Universal's Утка Говард показывает только начальные титры в широкоэкранном режиме, а в остальной части фильма соотношение сторон меняется на 4:3. В течение многих лет это был единственный выпуск фильма на дисках, пока не были выпущены широкоэкранные форматы DVD с дополнениями. Кроме того, выпуски ET the Extra-Terrestrial на лазерных дисках 1989 и 1996 годов являются единственными форматами, включающими кат-сцену, в которой Харрисон Форд в роли директора школы отчитывает Эллиота за то, что он позволил лягушкам на уроке биологии.
Сравнение с другими форматами
[ редактировать ]VHS
[ редактировать ]LaserDisc имел ряд преимуществ перед VHS . Он имел гораздо более четкое изображение с разрешением по горизонтали 425 ТВЛ (ТВЛ) для дисков NTSC и 440 ТВЛ для дисков PAL, тогда как VHS имел только 240 ТВЛ. [33] с NTSC. Super VHS , выпущенный в 1987 году, сократил разрыв в качестве, имея горизонтальное разрешение яркости, сравнимое с LaserDisc. Но горизонтальное разрешение цветности Super VHS оставалось таким же низким, как у стандартного VHS, около 40 ТВЛ, тогда как LaserDisc предлагал около 70 ТВЛ разрешения цветности. [34]
LaserDisc мог обрабатывать аналоговый и цифровой звук, тогда как VHS был в основном только аналоговым (VHS мог иметь звук PCM в профессиональных приложениях, но это было редкостью), а диски NTSC могли хранить несколько звуковых дорожек. Это позволило добавлять в фильм дополнительные материалы, такие как комментарии режиссера и другие функции, создавая выпуски «Special Edition», которые были бы невозможны для VHS. Доступ к диску был произвольным и основанным на главах, как и в формате DVD, что означало, что можно было очень быстро перейти к любой точке данного диска. Для сравнения, VHS потребует утомительной перемотки назад и вперед, чтобы добраться до определенных моментов.
Первоначально лазерные диски были дешевле в производстве, чем видеокассеты, поскольку в них не было движущихся частей и пластиковой внешней оболочки, которые были необходимы для работы кассет VHS, а процесс копирования был намного проще. Кассета VHS состояла как минимум из 14 частей (включая саму ленту), а у LaserDisc была одна часть с пятью или шестью слоями. Диск можно было штамповать за считанные секунды, тогда как копирование видеокассеты требовало сложного механизма массового копирования ленты и занимало много времени. К концу 1980-х годов средние цены на прессование дисков превышали 5 долларов за двусторонний диск из-за большого количества пластика и дорогостоящего процесса обработки стекла, необходимого для изготовления металлических штамповочных механизмов. Из-за возросшего спроса тиражирование видеокассет быстро стало намного дешевле, и к началу 1990-х годов их стоимость составляла всего 1 доллар.
Лазерные диски потенциально имели гораздо более длительный срок службы, чем видеокассеты. Поскольку диски считывались оптически, а не магнитно, между проигрывателем и диском не требовалось физического контакта, за исключением зажима проигрывателя, который удерживает диск в центре во время его вращения и чтения. В результате при воспроизведении не изнашивается часть дисков, несущая информацию, а правильно изготовленные лазерные диски теоретически могут прослужить дольше срока службы. Напротив, лента VHS содержала всю свою изображение и звуковую информацию на ленте в виде магнитного покрытия, которое контактировало с вращающимися головками барабана головки, вызывая прогрессирующий износ при каждом использовании (хотя позже, в течение срока службы VHS, инженерные усовершенствования позволили ленты, которые можно записывать и воспроизводить бесконтактно). Лента также была тонкой и нежной, и механизму проигрывателя, особенно на некачественной или неисправной модели, было легко неправильно обращаться с лентой и повредить ее, смяв ее, оборками (растянув) ее края или даже сломав ее.
DVD
[ редактировать ]С появлением DVD популярность LaserDisc значительно снизилась, поэтому эти два формата никогда не конкурировали друг с другом напрямую.
LaserDisc представлял собой композитный видеоформат : информация о яркости (черно-белая) и цветности (цвете) передавалась в одном сигнале, разделенном приемником. Хотя хорошие гребенчатые фильтры могли адекватно разделить сигналы, два сигнала не могли быть полностью разделены. На DVD-Video изображения сохраняются в формате YCbCr , при этом информация о цветности является полностью дискретной, что обеспечивает гораздо более высокую точность воспроизведения, особенно при резких цветовых границах или областях с высокой детализацией (особенно если в изображении присутствует умеренное движение) и низкоконтрастные детали, такие как оттенки кожи, где гребенчатые фильтры почти неизбежно размазывают некоторые детали.
В отличие от полностью цифрового DVD, LaserDiscs использовало только аналоговое видео. Поскольку формат LaserDisc не был закодирован в цифровом формате и не использовал методы сжатия, он был невосприимчив к макроблокированию видео (наиболее заметному в виде блочности во время последовательностей с большим количеством движения) или контрастным полосам (тонкие видимые линии в областях градиента, например, за пределами изображения). сфокусируйте фон, небо или свет от прожекторов), что может быть вызвано процессом кодирования MPEG-2 при подготовке видео для DVD. Ранние выпуски DVD имели потенциал превзойти своих аналогов LaserDisc, но часто им удавалось соответствовать только качеству изображения, а в некоторых случаях версия LaserDisc была предпочтительнее. Собственные кодеры, управляемые вручную специалистами, могут значительно снизить количество артефактов, в зависимости от времени воспроизведения и сложности изображения. К концу выпуска LaserDisc DVD оправдали свой потенциал превосходного формата.
DVD-диски используют сжатые аудиоформаты, такие как Dolby Digital и DTS, для многоканального звука. Большинство лазерных дисков были закодированы стереофоническими (часто Dolby Surround) звуковыми дорожками качества компакт-диска 16 бит/44,1 кГц, а также аналоговыми звуковыми дорожками. [35]
Лазерные диски с кодировкой DTS имеют звуковые дорожки DTS со скоростью 1235 кбит/с вместо уменьшенной скорости передачи данных 768 кбит/с, обычно используемой на DVD с дополнительным звуком DTS.
Преимущества
[ редактировать ]Плееры LaserDisc могли бы обеспечить большую степень контроля над процессом воспроизведения. В отличие от многих DVD-плееров, механизм транспортировки всегда подчинялся командам пользователя: всегда принимались команды паузы, перемотки вперед и назад (за исключением сбоев). Не было «запрещенных для пользователя параметров», в которых код защиты контента предписывал игроку отказываться от команд для пропуска определенной части (например, быстрой перемотки вперед с помощью предупреждений об авторских правах ). (Некоторые DVD-плееры, особенно более дорогие, имеют возможность игнорировать код блокировки и воспроизводить видео без ограничений, но эта функция не распространена на обычном потребительском рынке.)
С помощью CAV LaserDiscs пользователь мог перейти непосредственно к любому отдельному кадру видео, просто введя номер кадра на удаленной клавиатуре, что не характерно для DVD-плееров. Некоторые проигрыватели DVD имеют функцию кэша, которая сохраняет определенный объем видео в оперативной памяти, что позволяет проигрывателю индексировать DVD так же быстро, как LD, даже вплоть до кадра в некоторых проигрывателях.
Поврежденные места на лазерном диске можно воспроизвести или пропустить, в то время как DVD часто становится непригодным для воспроизведения после повреждения. Некоторые новые DVD-плееры оснащены алгоритмом восстановления + пропуска, который решает эту проблему, продолжая воспроизведение диска, заполняя нечитаемые области изображения пустым пространством или стоп-кадром последнего читаемого изображения и звука. Успех этой функции зависит от суммы ущерба. Проигрыватели LaserDisc при работе в полном аналоге восстанавливаются после подобных ошибок быстрее, чем DVD-проигрыватели.
Подобно спорам о качестве звука компакт-дисков и пластинок , распространенным в сообществе аудиофилов , некоторые видеофилы утверждают, что LaserDisc обеспечивает «более плавное», более «киноподобное» естественное изображение, в то время как DVD по-прежнему выглядит немного более искусственным. Ранние демонстрационные DVD-диски часто имели проблемы со сжатием или кодированием, что в то время давало дополнительную поддержку таким утверждениям. Отношение видеосигнал /шум и полоса пропускания LaserDisc существенно меньше, чем у DVD, поэтому для большинства зрителей DVD кажутся более четкими и четкими.
Еще одним преимуществом, по крайней мере для некоторых потребителей, было то, что любая технология борьбы с пиратством была совершенно необязательной. Утверждалось, что может быть защита Macrovision Copyguard не применена к LaserDisc из-за особенностей формата. Интервал вертикального гашения , в котором будет реализован сигнал Macrovision, использовался для кодирования тайм-кода и кадра, а также кодов управления проигрывателем на проигрывателях LaserDisc. Из-за относительно небольшой доли рынка никогда не было попыток изменить формат, несмотря на очевидный потенциал пиратства. Промышленность просто решила включить это в спецификацию DVD .
Поддержка LaserDisc нескольких звуковых дорожек позволила включить на диск обширные дополнительные материалы и сделала его первым доступным форматом для выпусков «Special Edition»; 1984 года Criterion Collection издание Citizen Kane обычно считается первым выпуском «Special Edition» для домашнего видео ( King Kong является первым выпуском, в который включена дорожка с аудиокомментариями ), [36] [37] и за установление стандарта, по которому измерялись будущие диски «Special Edition». На диске представлены интервью, комментарии, документальные фильмы, фотографии и другие материалы для историков и коллекционеров.
Недостатки
[ редактировать ]Несмотря на преимущества перед конкурирующими технологиями того времени (а именно VHS и Betamax ), диски были тяжелыми (весом около 250 граммов (8,8 унций) каждый) и громоздкими, были более склонны к повреждению при неправильном обращении, чем лента VHS, и производители не стали этого делать. продавать устройства LaserDisc с возможностью записи потребителям. Кроме того, из-за их размера для вращения дисков на правильной скорости требовалось большее механическое усилие, что приводило к гораздо большему шуму, чем при использовании других носителей.
Занимающий много места аналоговый видеосигнал LaserDisc ограничивал продолжительность воспроизведения до 30/36 минут (CAV NTSC/PAL) или 60/64 минут (CLV NTSC/PAL) на каждую сторону из-за отказа производителя оборудования уменьшить количество строк и полосу пропускания. для увеличения времени воспроизведения (как это было сделано в VHS; ленты VHS имели полосу пропускания видео 3 МГц, а LaserDisc сохраняет полную полосу пропускания 6 МГц и разрешение, используемые в передачах NTSC ). После того, как одна сторона закончила воспроизведение, диск нужно было перевернуть, чтобы продолжить просмотр фильма, а некоторые названия заполняли два или более дисков, в зависимости от продолжительности просмотра фильма и наличия или отсутствия специальных функций. Многие проигрыватели, особенно устройства, выпущенные после середины 1980-х годов, могли автоматически «переворачивать» диски (путем поворота оптического датчика на другую сторону диска), но это сопровождалось паузой в фильме во время смены стороны.
Если фильм был длиннее, чем можно было хранить на двух сторонах одного диска, в какой-то момент фильма требовалось вручную переключиться на второй диск (единственным исключением из этого правила был Pioneer LD-W1, на котором был установлен возможность загрузить два диска и воспроизвести каждую сторону одного диска, а затем переключиться на воспроизведение каждой стороны другого диска). Кроме того, идеальные стоп-кадры и произвольный доступ к отдельным стоп-кадрам были ограничены только более дорогими дисками CAV, время воспроизведения которых составляло всего около 30 минут на каждую сторону. В последующие годы Pioneer и другие производители преодолели это ограничение, включив буфер цифровой памяти, который «захватывал» одно поле или кадр с CLV-диска.
Аналоговая информация, закодированная на лазерных дисках, также не включала в себя какую-либо встроенную контрольную сумму или исправление ошибок. Из-за этого небольшая пыль и царапины на поверхности диска могут привести к ошибкам чтения, вызывающим различные проблемы с качеством видео: сбои, полосы, помехи или кратковременные прерывания изображения. Напротив, информация о цифровом формате MPEG-2, используемая на DVD, имеет встроенную систему исправления ошибок, которая гарантирует, что сигнал с поврежденного диска останется идентичным сигналу с идеального диска вплоть до тех пор, пока повреждение поверхности диска не помешает лазеру возможность идентифицировать полезные данные.
Кроме того, в видеороликах LaserDisc иногда возникала проблема, известная как «перекрестные помехи». Проблема может возникнуть, когда узел лазерного оптического датчика внутри проигрывателя не выровнен или диск поврежден или чрезмерно деформирован. Но это также может произойти даже с правильно функционирующим проигрывателем и новым заводским диском, в зависимости от электрических и механических проблем с выравниванием. В этих случаях проблема возникала из-за того, что диски CLV требовали незначительных изменений скорости вращения в различных точках во время воспроизведения. Во время изменения скорости оптический датчик внутри проигрывателя может считывать видеоинформацию с дорожки, соседней с намеченной, в результате чего данные с двух дорожек «пересекаются»; дополнительная видеоинформация, полученная из этого второго трека, проявляется в виде искажений изображения, напоминающих кружащиеся « парикмахерские шесты » или катящиеся линии статики.
Если предположить, что оптический датчик проигрывателя находится в правильном рабочем состоянии, перекрестные искажения обычно не возникают во время воспроизведения лазерных дисков формата CAV, поскольку скорость вращения никогда не меняется. Если калибровка проигрывателя вышла из строя или диск CAV был неисправен или поврежден, могут возникнуть другие проблемы, влияющие на точность отслеживания. Одной из таких проблем была «лазерная блокировка», когда игрок снова и снова читал одни и те же два поля для данного кадра, в результате чего изображение выглядело застывшим, как если бы фильм был приостановлен.
Еще одна существенная проблема, уникальная для LaserDisc, заключалась в несоответствии качества воспроизведения у разных производителей и моделей плееров. На большинстве телевизоров тот или иной DVD-проигрыватель воспроизводит изображение, визуально неотличимое от изображения других устройств; различия в качестве изображения между проигрывателями становятся очевидными только на больших телевизорах, а существенный скачок в качестве изображения обычно достигается только с помощью дорогих, высококачественных проигрывателей, которые допускают постобработку потока MPEG-2 во время воспроизведения.
Напротив, качество воспроизведения LaserDisc сильно зависело от качества оборудования, и между разными производителями и моделями проигрывателей LaserDisc наблюдались значительные различия в качестве изображения, даже при тестировании на телевизорах низкого и среднего класса. Очевидные преимущества использования высококачественного оборудования помогли сохранить высокий спрос на некоторых игроков, а также сохранить цены на них на сравнительно высоком уровне: в 1990-х годах известные игроки продавались по цене от 200 до более 1000 долларов США, в то время как более старые и менее желанные игроки можно купить в рабочем состоянии всего за 25 долларов.
Лазерный корень
[ редактировать ]Многие ранние лазерные диски не производились должным образом. Используемый клей содержал примеси, которые могли проникнуть через лаковый герметизирующий слой и химически воздействовать на металлизированный отражающий алюминиевый слой, изменяя его отражающие характеристики. Это, в свою очередь, ухудшало записываемый сигнал. Это была проблема, которую энтузиасты LaserDisc назвали «лазерной гнилью» (на заводах по производству лазерных дисков ее также называли «цветной вспышкой»). Некоторые формы лазерной гнили могут проявляться в виде черных пятен, похожих на плесень или обгоревший пластик, что приводит к пропуску диска и появлению чрезмерного пятнистого шума в видео. Но по большей части гнилые диски невооруженным глазом могут выглядеть совершенно нормально.
Известно, что более поздние оптические стандарты также страдают от аналогичных проблем , включая пресловутую партию дефектных компакт-дисков, произведенных Philips-DuPont Optical на их заводе в Блэкберне, Ланкашир, Англия, в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Влияние и упадок
[ редактировать ]LaserDisc не имел широкого проникновения на рынок Северной Америки из-за высокой стоимости проигрывателей и дисков (которые были намного дороже, чем проигрыватели VHS и кассеты), а также из-за путаницы на рынке. [38] с технологически худшим CED , который также назывался Videodisc . Хотя этот формат не получил широкого распространения среди потребителей Северной Америки, он был хорошо принят видеофилами благодаря превосходному качеству звука и видео по сравнению с кассетами VHS и Betamax , что к концу 1990 года нашло место почти в одном миллионе американских домов. [39] Этот формат был более популярен в Японии, чем в Северной Америке, поскольку цены поддерживались на низком уровне, чтобы обеспечить распространение, что привело к минимальной разнице в ценах между кассетами VHS и лазерными дисками более высокого качества, что помогло гарантировать, что он быстро стал доминирующим потребительским видеоформатом в Японии. Коллекционеры аниме во всех странах, где был выпущен формат LaserDisc (включая Северную Америку и Японию), также быстро познакомились с этим форматом и стремились к более высокому качеству видео и звука, чем у LaserDisc, а также к наличию множества названий, недоступных на VHS. (Их также воодушевило собственное производство аниме Pioneer, в котором названия создавались специально с учетом этого формата.) Лазерные диски также были популярной альтернативой видеокассетам среди киноэнтузиастов в более богатых регионах Юго-Восточной Азии, таких как Сингапур, [ нужна ссылка ] из-за их высокой интеграции с японским экспортным рынком и превосходной долговечности дисковых носителей по сравнению с видеокассетами, особенно во влажных условиях, характерных для этого региона мира.
Этот формат также стал довольно популярным в Гонконге в 1990-е годы, до появления VCD и DVD. Хотя люди редко покупали диски (поскольку каждый лазерный диск стоил около 100 долларов США), высокий уровень проката помог бизнесу по прокату видео в городе вырасти больше, чем когда-либо прежде. Из-за интеграции с экспортным рынком Японии на рынке Гонконга использовались лазерные диски NTSC, в отличие от стандарта PAL, используемого для вещания (эта аномалия существует и для DVD). Это создало рынок мультисистемных телевизоров и мультисистемных видеомагнитофонов, которые могли отображать или воспроизводить материалы как PAL, так и NTSC в дополнение к материалам SECAM (которые никогда не были популярны в Гонконге). Некоторые проигрыватели LaserDisc могли преобразовывать сигналы NTSC в PAL во время воспроизведения, чтобы телевизоры, используемые в Гонконге, могли отображать материалы LaserDisc.
Несмотря на относительную популярность, производители отказались продавать записывающие устройства LaserDisc на потребительском рынке, хотя конкурирующие видеомагнитофоны могли записывать на кассету. Это оказало негативное влияние на продажи во всем мире. Неудобный размер диска, высокая стоимость как проигрывателей, так и носителей, а также невозможность записи на диски в совокупности серьезно сказались на продажах и способствовали плохим показателям распространения этого формата.
Хотя формат LaserDisc был вытеснен DVD к концу 1990-х годов, многие названия LaserDisc по-прежнему пользуются большим спросом. [40] любителями кино (например, «Песня Юга » Диснея , которая недоступна в США ни в каком формате, но была выпущена в Японии на LaserDisc.) Во многом это связано с тем, что существует множество фильмов, которые до сих пор доступны только на LaserDisc, и многие другие LaserDisc. выпуски содержат дополнительный материал, недоступный в последующих версиях этих фильмов на DVD. До конца 2001 года многие игры были выпущены на VHS, LaserDisc и DVD в Японии.
Дальнейшие разработки и применения
[ редактировать ]Компьютерное управление
[ редактировать ]В начале 1980-х годов компания Philips выпустила модель плеера LaserDisc, адаптированную под компьютерный интерфейс, получившую название «профессиональная». В 1985 году компания Jasmine Multimedia создала музыкальные автоматы LaserDisc с музыкальными клипами Майкла Джексона , Duran Duran и Синди Лаупер . При подключении к ПК эту комбинацию можно использовать для отображения изображений или информации в образовательных или архивных целях, например, тысяч отсканированных средневековых рукописей. Это странное устройство можно считать очень ранним эквивалентом CD-ROM.
В середине 1980-х годов Lucasfilm впервые внедрила EditDroid систему нелинейного монтажа для кино и телевидения на основе проигрывателей LaserDisc с компьютерным управлением. Вместо того, чтобы печатать ежедневные газеты на пленке, обработанные негативы с дневной съемки отправлялись на мастеринг-завод, где из 10-минутных элементов камеры собирались 20-минутные фрагменты пленки. Затем они были записаны на односторонние чистые лазерные диски, точно так же, как сегодня DVD записываются дома, что значительно упрощает выбор и подготовку списка решений по редактированию (EDL). В те дни, когда в кинематографе не было видеоассистента , это был единственный другой способ, которым съемочная группа могла увидеть свою работу. EDL обратился к специалисту по резке негативов, который затем соответствующим образом обрезал негатив камеры и собрал готовую пленку. Было построено всего 24 системы EditDroid, хотя идеи и технологии используются до сих пор. Более поздние эксперименты EditDroid позаимствовали технологию жесткого диска, предусматривающую размещение нескольких дисков на одном шпинделе, и добавили к базовой конструкции музыкального автомата множество воспроизводящих головок и многочисленную электронику, чтобы любая точка на каждом из дисков была доступна в течение нескольких секунд. Это устранило необходимость в стойках для промышленных проигрывателей LaserDisc, поскольку диски EditDroid были только односторонними.
В 1986 году SCSI проигрыватель LaserDisc, оснащенный , подключенный к компьютеру BBC Master, использовался для проекта BBC Domesday Project . Плеер назывался LV-ROM ( только для чтения LaserVision ), поскольку диски содержали программное обеспечение для вождения, а также видеокадры. На дисках использовался формат CAV, а данные кодировались в виде двоичного сигнала, представленного аналоговой аудиозаписью. Эти диски могут содержать в каждом кадре CAV видео/аудио или видео/двоичные данные, но не то и другое. Кадры «Данные» будут отображаться пустыми при воспроизведении в виде видео. Обычно каждый диск начинался с каталога диска (несколько пустых кадров), затем перед остальными данными вступительная часть видео. Поскольку в этом формате (основанном на формате жесткого диска ADFS ) для каждого файла использовался начальный сектор, структура данных эффективно пропускала любые видеокадры. Если для хранения данных используются все 54 000 кадров, диск LV-ROM может содержать 324 МБ данных на каждой стороне. [41] Системы Domesday Project также включали в себя генлок, позволяющий смешивать видеокадры, клипы и звук с графикой, созданной BBC Master; это с большим успехом использовалось для отображения фотографий и карт с высоким разрешением, которые затем можно было увеличить.
В 1980-х годах в США компания Digital Equipment Corporation разработала автономную систему управления ПК IVIS (интерактивная информационная система видеодисков) для обучения и образования. Одной из наиболее влиятельных программ, разработанных в DEC, была Decision Point, симулятор управленческих игр, получившая в 1985 году премию Nebraska Video Disc Award как лучшее шоу.
Язык сценариев Apple HyperCard предоставил пользователям компьютеров Macintosh средства для создания баз данных слайдов, анимации, видео и звуков с лазерных дисков, а затем для создания интерфейсов для пользователей, позволяющих воспроизводить определенный контент с диска с помощью программного обеспечения под названием LaserStacks. [42] Созданные пользователями «стеки» были общими и были особенно популярны в сфере образования, где созданные учителями стопки использовались для доступа к дискам, начиная от коллекций произведений искусства и заканчивая базовыми биологическими процессами. Коммерчески доступные стеки также пользовались популярностью, причем компания Voyager была, возможно, самым успешным дистрибьютором. [43]
Мультимедийная презентационная система AmigaVision от Commodore International 1992 года для Amiga включала драйверы устройств для управления несколькими проигрывателями LaserDisc через последовательный порт. В сочетании со способностью Amiga использовать Genlock это позволило накладывать видео LaserDisc на компьютерную графику и интегрировать его в презентации и мультимедийные дисплеи, за годы до того, как такая практика стала обычным явлением.
Pioneer также производила устройства с компьютерным управлением, такие как LD-V2000. на задней панели Он имел последовательное соединение RS-232 через пятиконтактный разъем DIN и не имел элементов управления на передней панели, кроме открытия/закрытия . (Диск будет воспроизводиться автоматически после вставки.)
По контракту с вооруженными силами США компания Matrox произвела комбинацию компьютера и проигрывателя лазерных дисков для учебных целей. Это был компьютер 286 , проигрыватель лазерных дисков, способный читать только аналоговые звуковые дорожки. Вместе они весили 43 фунта (20 кг), и у них были прочные ручки на случай, если для подъема устройства потребуются два человека. Компьютер управлял плеером через 25-контактный последовательный порт на задней панели плеера и ленточный кабель, подключенный к собственному порту на материнской плате. Многие из них были проданы военными как излишки в 1990-е годы, часто без программного обеспечения контроллера. Тем не менее, можно управлять устройством, отсоединив ленточный кабель и подключив последовательный кабель непосредственно от последовательного порта компьютера к порту проигрывателя LaserDisc.
Видеоигры
[ редактировать ]Возможность мгновенного доступа к этому формату сделала возможным появление нового поколения аркадных видеоигр на базе LaserDisc , и несколько компаний увидели потенциал в использовании LaserDisc для видеоигр в 1980-х и 1990-х годах, начиная с 1983 года с Astron Belt от Sega . Cinematronics и American Laser Games выпустили тщательно продуманные аркадные игры, в которых использовались функции произвольного доступа для создания интерактивных фильмов, таких как Dragon's Lair и Space Ace . Точно так же Pioneer Laseractive и Halcyon были представлены как домашние игровые консоли , в которых в качестве программного обеспечения использовались носители LaserDisc.
МУЗА ЛД
[ редактировать ]В 1991 году несколько производителей объявили спецификации того, что впоследствии стало известно как MUSE LaserDisc. Это означает, что пройдет почти 15 лет, прежде чем возможности этой аналоговой системы оптических дисков HD будут наконец дублированы в цифровом виде с помощью HD DVD и Blu-ray Disc . Диски MUSE , закодированные с использованием NHK "Hi-Vision" компании аналоговой системы HDTV MUSE , будут работать как стандартные лазерные диски, но будут содержать видео высокой четкости с 1125 строками (1035 видимых строк; Sony HDVS ) с соотношением сторон 16:9. Проигрыватели MUSE также способны воспроизводить диски стандартного формата NTSC и превосходят по производительности проигрыватели, не относящиеся к MUSE, даже с этими дисками NTSC. Плееры с поддержкой MUSE имели несколько примечательных преимуществ по сравнению со стандартными проигрывателями LaserDisc, включая красный лазер с гораздо более узкой длиной волны, чем лазеры в стандартных проигрывателях. Красный лазер был способен распознавать дефекты диска, такие как царапины и даже легкую гниль диска, из-за которой большинство других проигрывателей останавливались, заикались или выпадали из строя. Перекрестные помехи не были проблемой для дисков MUSE, а узкая длина волны лазера позволяла практически устранить перекрестные помехи с обычными дисками.
Для просмотра дисков, закодированных в MUSE, помимо совместимого проигрывателя необходимо было иметь декодер MUSE. Существуют телевизоры со встроенным декодированием MUSE и ТВ-тюнеры с декодерами, которые могут обеспечить правильный вход MUSE. Цены на оборудование были высокими, особенно на первые HD-телевизоры, которые обычно превышали 10 000 долларов США, и даже в Японии рынок MUSE был крошечным. Плееры и диски никогда официально не продавались в Северной Америке, хотя несколько дистрибьюторов импортировали диски MUSE вместе с другими импортными играми. «Терминатор 2: Судный день» , «Лоуренс Аравийский» , «Их собственная лига» , «Багси» , «Близкие контакты третьего рода» , «Дракула» Брэма Стокера и «Чаплин» были среди театральных релизов, доступных на MUSE LD. Также было выпущено несколько документальных фильмов, в том числе о Формуле-1 на японской трассе Сузука .
проигрыватели LaserDisc и LaserDisc, работавшие с конкурирующим европейским стандартом HD-MAC HDTV. Также были произведены [44]
Диски с картинками
[ редактировать ]Диски с изображениями имеют художественную гравировку на одной стороне диска, что делает диск визуально более привлекательным, чем стандартная блестящая серебряная поверхность. Эта гравюра может выглядеть как персонаж фильма, логотип или другой рекламный материал. Иногда эта сторона LD изготавливается из цветного пластика, а не из прозрачного материала, используемого для стороны данных. Диски с изображениями LD содержали видеоматериал только на одной стороне, поскольку сторона с изображением не могла содержать никаких данных. Диски с картинками редки в Северной Америке.
ЛД-Г
[ редактировать ]Pioneer Electronics — один из крупнейших сторонников/инвесторов этого формата — также активно участвовала в караоке- бизнесе в Японии и использовала лазерные диски в качестве носителя для хранения музыки и дополнительного контента, такого как графика. Этот формат обычно назывался LD-G. В то время как несколько других караоке-лейблов производили лазерные диски, в этой отрасли не было ничего похожего на ту широту конкуренции, которая существует сейчас, поскольку почти все производители перешли на CD+G диски .
Анаморфные лазерные диски
[ редактировать ]С выпуском телевизоров с соотношением сторон 16:9 в начале 1990-х годов компании Pioneer и Toshiba решили, что пришло время воспользоваться этим соотношением сторон. Squeeze LD представляли собой улучшенные широкоэкранные лазерные диски с соотношением сторон 16:9. На этапе передачи видео фильм сохранялся в анаморфном «сжатом» формате. Широкоэкранное изображение фильма было растянуто, чтобы заполнить весь видеокадр, при этом разрешение видео было меньше или вообще не тратилось на создание полос почтового ящика . Преимущество заключалось в увеличении вертикального разрешения на 33% по сравнению с широкоэкранным LaserDisc с почтовым ящиком. Та же самая процедура использовалась для анаморфных DVD, но, в отличие от всех проигрывателей DVD, очень немногие проигрыватели LD имели возможность разжимать изображение для комплектов 4:3 . Если бы диски воспроизводились на стандартном телевизоре с соотношением сторон 4:3, изображение было бы искажено. Некоторые телевизоры формата 4:3 (например, серия Sony WEGA) можно настроить на разжатие изображения. Поскольку очень немногие люди за пределами Японии владели дисплеями с соотношением сторон 16:9, рыночная доступность этих специальных дисков была очень ограничена.
В США не было никаких анаморфных названий LaserDisc, за исключением рекламных целей. При покупке телевизора Toshiba с соотношением сторон 16:9 телезрители имели возможность выбрать несколько фильмов Warner Bros. с соотношением сторон 16:9. Названия включают «Непрощенный» , «Сварливые старики» , «Беглец» и «Свободный Вилли» . Японская линейка игр была другой. Серия релизов под названием «Squeeze LD» от Pioneer, состоящая в основном из игр Carolco , включала «Basic Instinct» , «Stargate» , «Terminator 2: Judgment Day» , «Showgirls» , «Cutthroat Island » и «Cliffhanger» . Терминатор 2 был выпущен дважды в Squeeze LD, причем второй выпуск был сертифицирован THX и стал заметным улучшением по сравнению с первым.
Записываемые форматы
[ редактировать ]Другой тип видеоносителя, CRVdisc или «Компонентный записываемый видеодиск», был доступен в течение короткого времени. [ когда? ] , в основном профессионалам. Разработанные Sony , диски CRV напоминают ранние для ПК контейнеры для компакт-дисков с диском внутри, напоминающим полноразмерный LD. CRVдиски представляли собой пустые носители с возможностью однократной записи и многократного чтения , которые можно было записать один раз на каждой стороне. CRVдиски в основном использовались для хранения резервных копий в профессиональных и коммерческих приложениях. [ нужна ссылка ]
Другой формой записываемого лазерного диска, который полностью совместим по воспроизведению с форматом LaserDisc (в отличие от CRVdisc с его корпусом), является RLV или записываемый лазерный видеодиск . Он был разработан и впервые выпущен на рынок корпорацией Optical Disc Corporation (ODC, теперь ODC Nimbus) в 1984 году. Диски RLV, как и CRVdisc, также представляют собой технологию WORM и функционируют точно так же, как диски CD-R . Диски RLV выглядят почти так же, как стандартные LaserDisc, и после записи их можно воспроизводить на любом стандартном проигрывателе LaserDisc.
Единственная косметическая разница между диском RLV и обычными лазерными дисками заводского изготовления — это их светоотражающий красный цвет (на фотографиях он проявляется в пурпурно-фиолетовом или синем цвете с некоторыми дисками RLV), полученный благодаря красителю, внедренному в отражающий слой диска, чтобы сделать его записываемым, в отличие от серебряного зеркального вида обычных LD. Красноватый цвет дисков RLV очень похож на диски DVD-R и DVD+R . RLV были популярны для изготовления небольших партий лазерных дисков для специализированных приложений, таких как интерактивные киоски и авиасимуляторы . Существует еще одна односторонняя форма RLV, серебряная сторона которой покрыта небольшими выступами. На пустых дисках RLV отображается стандартная тестовая карта при воспроизведении в проигрывателе лазерных дисков.
Компания Pioneer также выпустила перезаписываемую систему LaserDisc, VDR-V1000 «LaserRecorder», диски которой имели заявленный потенциал стирания/записи в 1 000 000 циклов. [45]
Эти записывающие системы LD никогда не продавались широкой публике, и они настолько неизвестны, что создали неправильное представление о том, что домашняя запись для LaserDisc невозможна, и, таким образом, это воспринимается как «слабость» формата LaserDisc.
- Лазерный рекордер Pioneer, который можно подключить к компьютеру или видеоисточнику.
- Диск CRV с кассетой VHS для сравнения размеров.
- Записываемый лазерный видеодиск с DVD -R для сравнения размеров.
Размеры лазерных дисков
[ редактировать ]30 см (полноразмерный)
[ редактировать ]Наиболее распространенный размер LaserDisc составлял 30 см (11,8 дюйма), что примерно соответствует размеру виниловых пластинок LP 12 дюймов (30,5 см) . Эти диски допускали 30/36 минут на сторону (CAV NTSC/PAL) или 60/64 минуты на сторону (CLV NTSC/PAL). Подавляющее большинство программ для формата LaserDisc было создано на этих дисках.
20 см (размер «EP»)
[ редактировать ]Также было опубликовано несколько лазерных дисков диаметром 20 см (7,9 дюйма). Эти меньшие по размеру LD размером « EP » позволяли воспроизводить по 20 минут на каждую сторону (CLV). Они встречаются гораздо реже, чем полноразмерные LD, особенно в Северной Америке, и примерно по размеру приближаются к виниловым синглам со скоростью вращения 45 об/мин (7 дюймов (17,8 см)). Эти диски часто использовались для сборников музыкальных видео (например Bon Jovi , «Breakout» Bananarama , «Video Singles» или «View from a Bridge» T'Pau ). [ нужна ссылка ] а также японские караоке- машины.
12 см (CD-видео и одиночный видеодиск)
[ редактировать ]12 см (4,7 дюйма) ( размер компакт-диска Были также выпущены « одинарные » диски размером ), которые можно было воспроизводить на проигрывателях LaserDisc. Их называли дисками CD-Video (CD-V) и одиночными видеодисками (VSD).
CD-V представлял собой гибридный формат, запущенный в конце 1980-х годов и переносивший до пяти минут аналогового видеоконтента типа LaserDisc с цифровым саундтреком (обычно музыкальное видео), а также до 20 минут цифровых аудиодорожек компакт-диска . Дэвида Боуи Sound + Vision В оригинальном выпуске 1989 года ретроспективного бокс-сета на компакт-диске заметно было видео на компакт-диске « Ashes to Ashes », а на отдельных промо-CD-V было видео, а также три аудиотрека: « Джон, я только Танцы », « Перемены » и « Супермены ».
Несмотря на похожее название, CD Video полностью несовместим с более поздним полностью цифровым форматом Video CD (VCD) и может воспроизводиться только на проигрывателях LaserDisc с возможностью CD-V или на одном из проигрывателей, предназначенных для дисков меньшего размера. [46] [Сноски 1] CD-V какое-то время были популярны во всем мире. [ нужна ссылка ] но вскоре исчез из поля зрения.
В Европе Philips также использовала название «CD Video» в рамках недолговечной попытки в конце 1980-х годов перезапустить и провести ребрендинг всей системы LaserDisc. [46] [31] Некоторые диски диаметром 20 и 30 см также имели маркировку «CD Video», но в отличие от дисков диаметром 12 см это были, по сути, просто стандартные лазерные диски с цифровыми саундтреками и без аудиоконтента на компакт-дисках. [46]
Формат VSD был анонсирован в 1990 году и по сути был таким же, как 12-сантиметровый (4,7 дюйма) CD-V, но без дорожек аудио-CD и предназначался для продажи по более низкой цене. [47] VSD были популярны только в Японии и других частях Азии и никогда не были полностью представлены остальному миру.
См. также
[ редактировать ]- Blu-ray
- ЦЭД
- DVD
- SelectaVision
- Голографический универсальный диск
- Лазерный проигрыватель
- виртуальный жесткий диск
- Видеодиск
Сноски
[ редактировать ]- ^ Напротив, VCD обычно поддерживается проигрывателями VCD , DVD , CD-i и HD-DVD , проигрывателями Blu-ray с поддержкой MPEG-1 и компьютерами, а также проигрывателями LaserDisc более поздних моделей, которые также могут воспроизводить DVD, например как серия DVL-9xx от Pioneer.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Pioneer объявляет о прекращении производства проигрывателей лазерных дисков» (пресс-релиз). Великобритания: Пионер. 15 января 2009 года. Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Pioneer объявляет о прекращении производства проигрывателей лазерных дисков» . Japan Corp., 14 января 2009 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2013 г. . Проверено 25 апреля 2009 г.
- ^ Проигрыватели лазерных дисков: волна будущего? . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 24 октября 2011 г. - через YouTube.
- ^ «Поклонники интереса к лазерным дискам» . времена . Проверено 28 июля 2014 г.
- ^ «Думаю, я должен признать, что лазерный диск мертв» . медиагик. 15 января 2009 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Патент США 3 430 966 Прозрачный записывающий диск, 1969 г.
- ^ Патент США 3530258 Преобразователь видеосигнала, 1970 г.
- ^ Патент США 4893297 Дискообразный элемент, 1990 г.
- ^ «1979: Видеодиск здесь!» . История медиатехнологий . Магия КЭД . Проверено 8 апреля 2011 г.
- ^ «Уведомление о прекращении производства проигрывателей лазерных дисков» [Окончание производства проигрывателей лазерных дисков] (Пресс-релиз) (на японском языке : Pioneer, 14 января . 2009 г. )
- ^ Компьютерные хроники - японские компьютеры (1984) (видео). Компьютерные хроники . 17 марта 2015 года. Событие происходит в 15:54 . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Маст, Джеральд; Кавин, Брюс Ф. (2003). Краткая история кино . Харлоу, Эссекс: Лонгман . п. 198. ИСБН 978-0-321-10603-2 .
- ^ «Музей лазерных дисков» . ПЛАНЕТА ЛАЗЕРДИСКОВ. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ «Караоке-клуб (в архиве)» . Тейчику . Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лазерный диск официально мертв» . Домашние СМИ. 14 января 2009 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 25 апреля 2009 г.
- ^ «Для пользователей проигрывателей лазерных дисков ~Уведомление о прекращении производства~ (В архиве)» . Пионер . Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 года . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ «Новые и развивающиеся видеотехнологии: отчет о состоянии» . Университет Индианы. 29 октября 1998 года. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Флаэрти, Джули (29 апреля 1999 г.). «Горько-сладкие времена для коллекционеров фильмов на лазерных дисках» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ ВанХукер, Брайан (28 декабря 2020 г.). «Киноманы, которые до сих пор смотрят все на лазерных дисках» . Журнал МЭЛ . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Ван Хукер, Брайан (2021). «Киноманы, которые до сих пор смотрят все на лазерных дисках» . Журнал МЭЛ . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Видео на YouTube
- ^ История телевизионных идентификаторов BBC , История BBC, по состоянию на 18 июля 2019 г.
- ^ «LD против DVD: фундаментальная разница» . 3 июля 1999 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2008 года . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лазерный диск: видение оживает» . Группа развлечений «Блам». 28 октября 1999 года . Проверено 10 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Цифровая аудиомодуляция в форматах видеодисков PAL и NTSC» . Дж. Аудио англ. Соц . 32 : 883. 1984 . Проверено 24 февраля 2008 г.
- ^ «Обзор Laserdisc Forever эпизода 1 «Звездных войн: Скрытая угроза»» . 9 мая 2000 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ «Инструкция к декодеру Onkyo ED901» (PDF) .
- ^ «Маранц ДП870» . Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года.
- ^ «Лазерный диск DTS Digital Surround» . 24 января 2005 года . Проверено 20 июля 2007 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о лазерных дисках» . PrecisionLaserdisc.com . Проверено 20 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фокс, Барри (19 марта 1987 г.). «Видео на компакт-дисках выходит на улицы...». Новый учёный . № 1552. с. 28.
Philips также рассматривает CD Video как способ перезапуска технически известного, но коммерчески неудачного Laservision, [название которого] будет исключено, а новое название и логотип будут использоваться [для] 12, 20 и 30-сантиметровых [дисков] [..] старые видеодиски LaserVision имели аналоговый звук, но новые диски CDV будут иметь цифровой звук [..] это делает все новые диски несовместимыми со старыми [только аналоговыми] проигрывателями в Европе. [..] Philips оценивает [от] 12 000 до 15 000 проигрывателей Laservision старого формата в Европе [и] оценивает стоимость сделки по обмену
- ^ Черепаха LaserDisc (настоящая) , YouTube
- ^ «Видеообмен» . Видео история .
- ^ Тематическое исследование по изучению, документированию и сохранению видеоинсталляции Пола Мессье , Журнал Американского института консервации.
- ^ «(2.7) Чем DVD отличается от лазерного диска?» . AllforMP3.com . Проверено 20 июля 2007 г.
- ^ Неополитан, Мэтт (17 мая 2003 г.). «Качество — визитная карточка DVD-дисков Criterion Collection» . Рекламный щит . п. 46.
- ^ «Если DVD убил кинозвезду, Criterion чтит призрака» . Денвер Пост . 24 августа 2005 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Тейлор, Джим (2006). DVD демистифицирован . МакГроу Хилл . ISBN 9780071423984 .
- ^ Дик, Джефф. «Лазердиск Редукс» . Проверено 9 октября 2012 г.
- ^ Тейлор, Джим; Джонсон, Марк Р.; Кроуфорд, Чарльз Г. (2001). DVD демистифицирован . МакГроу Хилл Профессионал. стр. 3 –64. ISBN 9780071423984 .
- ^ «Автокарто» (PDF) . Проект BBC Domesday, Общенациональный проект СНГ за 4448 долларов (протокол) (8). Контекст карты. Архивировано из оригинала (PDF) 15 марта 2016 года . Проверено 18 июля 2010 г.
- ^ «ЛазерСтакс» . Словарь коммуникаций Харгрейва . Уайли . Проверено 9 октября 2012 г.
- ^ Мартин, Джефф. «Компакт-диски компании Voyager: история производства и проблемы сохранности коммерческих интерактивных носителей» (PDF) . Справочное руководство Electronic Arts Intermix (EAI) . Проверено 20 июля 2007 г.
- ^ Теджерина, Дж.Б.; Висинтин, Ф. (зима 1992 г.). «Демонстрация HDTV на выставке Expo 92» (PDF) . Технический обзор EBU .
- ^ «Пионер ВДР-В1000» . www.laserdiscarchive.co.uk . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « Техмоан » (Мэттью «Мэт» Тейлор) (1 февраля 2018 г.). CD Video (Not Video CD) – когда Videodiscs стали золотыми . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
[10:44] Philips также выпустила плееры меньшего размера [..], которые могли воспроизводить только диски [размера компакт-диска 12 см]
[08:27] в Европе [продажи Philips LaserDisc были жалкими, но] теперь, когда Laserdisc поддерживает [цифровое аудио], почему бы просто не начать все сначала [и переименовать в] CD Video [и] воспользоваться успехом компакт-дисков
[11:44] [30-сантиметровые диски "CD Video"] — это просто лазерные диски золотого цвета и с [цифровым саундтреком]
[15:12] [Диск диаметром 12 см — это] суть формата [..] [Большие диски на самом деле были просто] Laserdiscs или LaserVision. - ^ «Подробнее о лазерных дисках» . Видеонеделя через обновление телекоммуникаций . Том. 6, нет. 5. Служба телевидения и кино, ЮСИА, ЮСИА. 13 августа 1990 г. ISBN. 9780316937610 .
В Японии появится новый формат лазерных дисков — одиночный видеодиск (VSD). [Он] размером со стандартный компакт-диск, но содержит пять минут видео и аудио [..] Он отличается от неудавшегося CD-Video количеством звука (последний имел 20 минут аудио и пять минут видео) и по цене (в Японии он будет стоить в два раза дешевле CDV
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Исайлович, Иордания. Видеодиски и системы оптической памяти . Том. 1, Бостон, Массачусетс: Прентис Холл, 1984. ISBN 978-0-13-942053-5 .
- Ленк, Джон Д. Полное руководство по устранению неполадок и ремонту лазерных/видеоплееров . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1985. ISBN 0-13-160813-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных лазерных дисков
- Техническая страница лазерного диска
- БЛАМ Энтертейнмент Групп
- LaserDisc Planet (в архиве)
- Архив LaserDisc (в архиве)
- Видео 1980 года о мире завтрашнего дня
- Форматы оптических дисков в Total Rewind
- Обзор лазерных дисков № 2–5 в базе данных LaserDisc
- Форматы и функции проигрывателя LaserDisc на eBay (в архиве)
- Цифровая аудиомодуляция в форматах кодирования видеодисков PAL и NTSC Laservision .
- Лазерный диск
- Аудиовизуальные представления 1978 года
- Цифровые медиа
- Прекращенные медиаформаты
- Кино и видео технологии
- Домашнее видео
- Продукция Филипс
- Продукция корпорации Пионер
- Продукты, представленные в 1978 году
- Продукты и услуги, производство которых прекращено в 2001 году.
- Распространение видеоигр
- Хранение видео