Реактивное сопротивление (психология)
Часть серии о |
Психология |
---|
В психологии определенные реактивное сопротивление — это неприятная мотивационная реакция на предложения, людей, правила или положения, которые угрожают или уничтожают поведенческие свободы . Реактивное сопротивление возникает, когда человек чувствует, что агент пытается ограничить его выбор ответа и/или диапазон альтернатив.
Реактивное сопротивление может возникнуть, когда на кого-то оказывают сильное давление, заставляя его принять определенную точку зрения или позицию . Реактивное сопротивление может побудить человека принять или укрепить точку зрения или позицию, которые действительно противоречат тому, что было задумано , то есть реакцией неподчинения , а также может увеличить сопротивление убеждению . Некоторые люди могут использовать обратную психологию , пытаясь использовать реактивное сопротивление в своих целях, пытаясь повлиять на кого-то, чтобы он выбрал противоположное тому, что от него требуют. Реактивное сопротивление может возникнуть, когда человек чувствует, что кто-то пытается заставить его что-то сделать; часто человек оказывает сопротивление и пытается выбраться из ситуации.
Некоторые люди от природы обладают высоким реактивным сопротивлением — личностной характеристикой, называемой реактивным сопротивлением . [ 1 ]
Определение
[ редактировать ]Психологическое реактивное сопротивление — это «неприятное мотивационное возбуждение, которое возникает, когда люди испытывают угрозу или утрату своего свободного поведения». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Свобода человека выбирать, когда и как вести свое поведение, а также уровень, на котором он осознает соответствующую свободу - и способен определять поведение, необходимое для удовлетворения этой свободы - влияют на формирование психологического реактивного сопротивления. Предполагается, что если поведенческая свобода человека находится под угрозой или ограничена, он становится мотивационно возбужденным . Страх потери дальнейших свобод может вызвать это возбуждение и побудить их восстановить свободу, которой угрожала. Поскольку это мотивационное состояние является результатом воспринимаемого ограничения свободы действий, оно считается противодействующей силой и поэтому называется «психологическим реактивным сопротивлением».
В теории реактивного сопротивления есть четыре важных элемента: воспринимаемая свобода, угроза свободе, реактивное сопротивление и восстановление свободы. Свобода — это не абстрактное соображение, а скорее чувство, связанное с реальным поведением, включая действия , эмоции и отношения .
Реактивное сопротивление также объясняет отрицание , которое встречается при консультировании по вопросам зависимости . По словам Уильяма Р. Миллера, [ 5 ] «Исследования показывают, что консультант может резко повышать и понижать уровень сопротивления (отрицания) в зависимости от его или ее личного стиля консультирования». Использование «уважительного, рефлексивного подхода», описанного в мотивационном интервью и применяемого в качестве терапии повышения мотивации , вместо аргументации , обвинений в «отрицании» и прямой конфронтации, приводит к мотивации к изменению и избеганию сопротивления и отрицания. , или реактивное сопротивление, вызванное сильной прямой конфронтацией. [ 6 ]
Теория
[ редактировать ]Теория психологического реактивного сопротивления определяет, что считать свободой, как эту свободу можно отобрать или поставить под угрозу и как будет проявляться психологическое реактивное сопротивление. [ 4 ] Теория реактивного сопротивления направлена на понимание мотивов поведения, когда свобода находится под угрозой или устраняется. Согласно этой теории, после лишения свободы человек попытается восстановить указанную свободу. Реактивное сопротивление в данном случае теперь является проявлением поведения, направленного на восстановление свободы. Когда свобода полностью устранена, реактивное сопротивление становится максимальным, поскольку утраченная свобода становится более желательной.
Теория реактивного сопротивления предполагает, что люди воспринимают «свободное поведение» и в котором могут участвовать в любой момент. Чтобы поведение было свободным, человек должен иметь соответствующие физические и психологические способности, чтобы участвовать в нем, и должен знать, что он может участвовать в нем в данный момент или в ближайшем будущем.
«Поведение» включает в себя любые мыслимые действия. Более конкретно, поведение можно объяснить как «что человек делает (или не делает)», «как он что-то делает» или «когда он что-то делает». или самим людям не всегда ясно Наблюдателю , обладают ли они определенной свободой участвовать в определенном поведении. Когда у человека такое свободное поведение, он, скорее всего, будет испытывать реактивное сопротивление всякий раз, когда это поведение ограничивается, устраняется или находится под угрозой уничтожения.
Есть несколько правил, связанных со свободным поведением и реактивным сопротивлением:
- Когда определенное свободное поведение оказывается под угрозой или устраняется, чем важнее свободное поведение для определенного человека, тем больше величина реактивного сопротивления. [ 7 ] [ 8 ]
- Уровень реактивного сопротивления имеет прямое отношение к важности устраненной или находящейся под угрозой свободы поведения по отношению к важности других свобод в данный момент.
- При данном наборе свободных моделей поведения, чем большему проценту угрожают или устраняют, тем выше будет общий уровень реактивного сопротивления.
- Когда важное свободное поведение оказывается под угрозой уничтожения, тем больше будет угроза и тем выше будет уровень реактивного сопротивления.
- Когда происходит потеря одного свободного поведения, может возникнуть соответствующая угроза удаления других свободных форм поведения сейчас или в будущем.
- Свободное поведение может оказаться под угрозой или устранено в результате устранения (или угрозы устранения) другого свободного поведения; следовательно, свободному поведению может угрожать отношение устранения (или угрозы) свободного поведения другого человека.
Другими основными понятиями теории являются оправдание и легитимность. Возможным эффектом оправдания является ограничение угрозы конкретным поведением или набором действий. Например, если г-н Доу заявляет, что он вмешивается в ожидания г-жи Смит из-за чрезвычайной ситуации, это удерживает г-жу Смит от мысли, что г-н Доу будет вмешиваться и в будущем. Аналогичным образом, легитимность может указывать на ряд форм поведения, которым угрожает опасность, поскольку существует общее предположение, что незаконное вмешательство в свободу человека менее вероятно. Легитимность дополнительно подразумевает, что свобода человека двусмысленна.
Эффекты
[ редактировать ]В феноменологии реактивного сопротивления не предполагается, что человек будет осознавать реактивное сопротивление. Когда люди осознают реактивное сопротивление, они почувствуют более высокий уровень самостоятельности в отношении своего собственного поведения. Другими словами, они почувствуют, что если они смогут делать то, что хотят, то им не придется делать то, чего они не хотят. В этом случае, когда речь идет о свободе, только этот человек является режиссером своего поведения.
При рассмотрении прямого восстановления свободы, чем больше величина реактивного сопротивления, тем больше человек будет пытаться восстановить свободу, которая была потеряна или находилась под угрозой. Когда свободе угрожает социальное давление , реактивное сопротивление заставит человека сопротивляться этому давлению. Кроме того, когда существуют ограничения против прямого восстановления свободы, могут быть попытки косвенного восстановления, когда это возможно.
Свобода может и может быть восстановлена посредством социальных последствий. Когда личность утратила свободное поведение из-за социальной угрозы, то участие в свободном поведении аналогичного человека позволит личности восстановить свою свободу.
Реактанс – это мотивационное состояние, направленное на восстановление свободы, находящейся под угрозой или уничтоженной. Короче говоря, уровень реактивного сопротивления имеет прямую связь с важностью уничтоженной или находящейся под угрозой свободы, а также с долей устраненного или находящегося под угрозой свободного поведения.
Эмпирические данные
[ редактировать ]В ряде исследований изучалось психологическое реактивное сопротивление, предоставляя эмпирические доказательства такого поведения; некоторые ключевые исследования обсуждаются ниже.
В исследовании Брема 1981 года «Психологическое реактивное сопротивление и привлекательность недоступных объектов: половые различия в реакции детей на устранение свободы» были изучены различия по полу и возрасту во взглядах ребенка на привлекательность полученных и недоступных объектов. В ходе исследования было изучено, насколько хорошо дети реагируют в таких ситуациях, и было установлено, думают ли наблюдаемые дети, что «трава на другой стороне зеленее». Это также определяло, насколько хорошо ребенок примирился с миром, если обесценил то, чего не мог иметь. В этой работе был сделан вывод, что, когда ребенок не может получить то, что хочет, он испытывает эмоциональные последствия неполучения этого. [ 9 ]
В этом исследовании результаты были продублированы из предыдущего исследования Хэммока и Дж. Брема (1966). Испытуемые-мужчины хотели того, чего не могли получить, однако испытуемые-женщины не соответствовали теории реактивного сопротивления. Хотя у них отобрали свободу выбора, это не оказало на них общего влияния.
Исследование Сильвии 2005 года «Отклонение реактивного сопротивления: роль сходства в увеличении подчинения и уменьшении сопротивления» пришло к выводу, что один из способов усилить активность угрожаемой свободы - это подвергнуть ее цензуре или предоставить угрожающее сообщение в отношении этой деятельности. В свою очередь возникает « эффект бумеранга », когда люди выбирают запрещенные альтернативы. Это исследование также показывает, что социальное влияние дает лучшие результаты, когда оно не угрожает основным свободам человека. Две концепции, выявленные в этом исследовании, заключаются в том, что коммуникатор может увеличить положительную силу в отношении подчинения за счет повышения доверия к нему, и что одновременное увеличение положительной силы общения и уменьшение отрицательной силы общения должно повысить уступчивость. [ 10 ]
Миллер и его коллеги в своем исследовании 2006 года «Определение основных факторов риска начала курения среди подростков: значение психологического реактивного сопротивления» пришли к выводу, что психологическое реактивное сопротивление является важным индикатором подростками начала курения . со сверстниками Близость со сверстниками , индивидуация и индивидуация между поколениями являются сильными предикторами психологического реактивного сопротивления. Общие результаты исследования показывают, что дети думают, что способны принимать собственные решения, хотя и не осознают собственных ограничений. Это показатель того, что подростки будут испытывать реактивное сопротивление авторитарному контролю, особенно запретам и предписаниям поведения взрослых, которое они считают гедонически значимым. [ 11 ]
Исследование Латане и Дарли 1968 года продемонстрировало, как нереактивность других людей может влиять на собственную реакцию человека даже в потенциально опасных для здоровья ситуациях. При индивидуальном тестировании 75% участников сообщили, что в комнату проникает дым, по сравнению с 10%, когда в комнате было еще два нереактивных участника. В третьей группе три человека были сгруппированы вместе и обычно наблюдали за реакцией друг друга. В этой третьей группе 38% сообщили о задымлении. Видя, что другие не реагируют на дым, человек интерпретирует дым как нечто неопасное. [ 12 ]
В ряде исследований также изучались вопросы использования средств массовой информации и реактивного сопротивления. Например, эксперимент, в ходе которого участники подвергались угрозам иммиграционным сообщениям (например, через групповые стереотипы и невежливые выражения), вызвал очень сильную реакцию в форме гнева и контраргументов. [ 13 ]
Измерение
[ редактировать ]Диллард и Шен предоставили доказательства того, что психологическое реактивное сопротивление можно измерить. [ 7 ] в отличие от противоположного мнения Джека Брема, разработавшего теорию. В своей работе они измерили влияние психологического реактивного сопротивления с помощью двух параллельных исследований: одно пропагандировало использование зубной нити , а другое призывало студентов ограничить потребление алкоголя .
Они сделали несколько выводов о реактивном сопротивлении. Во-первых, реактивное сопротивление в основном когнитивное ; это позволяет измерить реактивное сопротивление с помощью методов самоотчета . Кроме того, в подтверждение предыдущих исследований они пришли к выводу, что реактивное сопротивление частично связано с реакцией гнева . Это подтверждает описание Брема о том, что во время опыта реактивного сопротивления человек склонен испытывать враждебные или агрессивные чувства, часто направленные больше на источник угрожающего сообщения, чем на само сообщение. Наконец, внутри реактивного сопротивления как познание , так и аффект переплетаются ; Диллард и Шен предполагают, что они настолько переплетены, что их влияние на убеждение невозможно отличить друг от друга.
Исследования Дилларда и Шена показывают, что реактивное сопротивление можно эффективно изучать, используя общепринятые методы самоотчета. Кроме того, это позволило лучше понять теорию реактивного сопротивления и ее связь с убедительной информацией о здоровье.
Миллер и его коллеги провели в 2007 году исследование «Психологическое сопротивление и рекламные сообщения о здоровье: эффекты контроля языка, лексическая конкретность и восстановление свободы» в Университете Оклахомы , основной целью которого было измерение эффектов контроля языка в рекламных о здоровье сообщениях . . Их исследование пересмотрело идею восстановления свободы, изучив использование короткого постскриптума, помеченного в конце пропагандистского призыва к здоровью. Результаты исследования показали, что более конкретные сообщения привлекают больше внимания, чем менее конкретные (более абстрактные ). Кроме того, источник конкретных сообщений можно считать более заслуживающим доверия, чем источник абстрактных сообщений. Они пришли к выводу, что использование более конкретного, менее контролирующего языка и восстановление свободы посредством включения постскриптума, подчеркивающего выбор, могут предложить лучшее решение для уменьшения двусмысленности и реактивного сопротивления, создаваемых откровенно убедительными призывами к здоровью. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Кролик Бреер и смоляной ребенок , дяди Ремуса, сказка -обманщик известная своей цитатой: «Пожалуйста, не швыряйте меня в этот терновый куст».
- Ироничная теория процесса
- Обратная психология (и ее итерации, включая «двойную [-] обратную психологию» и т. д.)
- Эффект Стрейзанд — явление, при котором попытка скрыть, удалить или подвергнуть цензуре часть информации приводит к непредвиденным последствиям более широкой публикации информации, чему обычно способствует Интернет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Теория реактивного сопротивления» . Лаборатория решений . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Стейндл, Кристина; Йонас, Ева; Ситтенталер, Сандра; Траут-Маттауш, Ева; Гринберг, Джефф (2015). «Понимание психологического реактивного сопротивления» . Журнал психологии . 223 (4): 205–214. дои : 10.1027/2151-2604/a000222 . ПМЦ 4675534 . ПМИД 27453805 .
- ^ Брем, JW (1966). Теория психологического реактивного сопротивления . Академическая пресса.
- ^ Перейти обратно: а б Брем, С.С. , и Брем, Дж.В. (1981). Психологическое реактивное сопротивление: теория свободы и контроля . Академическая пресса.
- ^ Миллер, WR (2000) Терапия повышения мотивации: Описание подхода к консультированию . в Борен, Дж. Дж. Онкен, Л. С., и Кэрролл, К. М. (ред.) Подходы к консультированию по вопросам злоупотребления наркотиками, Национальный институт по злоупотреблению наркотиками, 2000, стр. 89–93.
- ^ Миллер, В. Р. и Роллник, С. Мотивационное интервью: подготовка людей к изменению аддиктивного поведения . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 1991.
- ^ Перейти обратно: а б Диллард, Джеймс Прайс; Шен, Лицзян (2005). «О природе реактивного сопротивления и его роли в убедительной коммуникации в области здравоохранения» . Коммуникационные монографии . 72 (2): 144–168. дои : 10.1080/03637750500111815 . S2CID 145303261 .
- ^ Стейндл, Кристина; Йонас, Ева; Ситтенталер, Сандра; Траут-Маттауш, Ева; Гринберг, Джефф (октябрь 2015 г.). «Понимание психологического реактивного сопротивления: новые разработки и открытия» . Журнал психологии . 223 (4): 205–214. дои : 10.1027/2151-2604/a000222 . ПМЦ 4675534 . ПМИД 27453805 .
- ^ Брем, Шэрон С. (1981). «Психологическое реактивное сопротивление и привлекательность недоступных объектов: половые различия в реакции детей на лишение свободы». Сексуальные роли . 7 (9): 937–949. дои : 10.1007/BF00290976 . S2CID 144603360 .
- ^ Сильвия, Пол Дж. (2005). «Отклонение реактивного сопротивления: роль подобия в повышении соответствия и снижении сопротивления» . Фундаментальная и прикладная социальная психология . 27 (3): 277–284. дои : 10.1207/s15324834basp2703_9 . S2CID 14554526 .
- ^ Миллер, Клод Х.; Бургун, Майкл; Грандпре, Джозеф Р.; Альваро, Эусебио М. (2006). «Определение основных факторов риска начала курения среди подростков: значение психологической реакции» . Общение о здоровье . 19 (3): 241–252. дои : 10.1207/s15327027hc1903_6 . ПМИД 16719727 . S2CID 23194051 .
- ^ Латане, Бибб; Дарли, Джон М. (1968). «Групповое запрещение вмешательства посторонних лиц в чрезвычайных ситуациях» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 10 (3): 215–221. дои : 10.1037/h0026570 . ISSN 1939-1315 . ПМИД 5704479 . S2CID 28550502 .
- ^ Дальгрен, Питер М. (2021). «Принудительное или избирательное разоблачение: сообщения с угрозами вызывают гнев, но не неприязнь к политическим оппонентам». Журнал медиа-психологии . дои : 10.1027/1864-1105/a000302 . S2CID 266491415 .
- ^ Миллер, Клод Х.; Лейн, Линдси Т.; Дитрик, Лесли М.; Янг, Элис М.; Поттс, Кимберли А. (2007). «Психологическое реактивное сопротивление и пропагандистские сообщения о здоровье: эффекты контроля над языком, лексическая конкретность и восстановление свободы». Исследования человеческого общения . 33 (2): 219–240. дои : 10.1111/j.1468-2958.2007.00297.x .
Библиография
[ редактировать ]- Барон, Роберт А.; и др. (2006). Социальная психология . Пирсон. ISBN 9780205444120 .
- Мид, Николь Л. (2007). «Реактивное сопротивление». В Баумайстере, Рой; Вос, Кэтлин (ред.). Энциклопедия социальной психологии . Публикации SAGE. дои : 10.4135/9781412956253.n433 . ISBN 9781412916707 .
- Роккелейн, Дж. Э., изд. (2006). «Теория реактивного сопротивления» . Словарь психологических теорий Elsevier . Эльзевир. стр. 507–508. ISBN 9780080460642 .