Jump to content

Тюркская мифология

(Перенаправлено из турецкой мифологии )

Тюркская мифология относится к мифам и легендам, рассказанным тюркским народом . В нем представлены тенгрианские и шаманские пласты верований, а также многие другие социальные и культурные конструкции, связанные с кочевым и воинским образом жизни тюркских и монгольских народов в древности . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Тюркская мифология разделяет многочисленные идеи и практики с монгольской мифологией . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Тюркская мифология также находилась под влиянием других местных азиатских и евразийских мифологий. Например, в татарской элементы финской и индоевропейской мифологии сосуществуют мифологии. К существам татарской мифологии относятся Абада , Алара , Шюрале , Шека , Пицен , Тулпар и Зилант .

Древние тюрки, очевидно, практиковали все тогдашние основные религии во Внутренней Азии , такие как тибетский буддизм , несторианское христианство , иудаизм и манихейство , прежде чем обращение большинства в ислам просочилось через посредство персидской и среднеазиатской культуры. [ 2 ] [ 4 ] а также через проповеди суфийских мусульман- странствующих аскетов и мистиков ( факиров и дервишей ). [ 4 ] [ 5 ] Часто эти другие религии ассимилировались и интегрировались посредством синкретизма в преобладающую местную мифологическую традицию, образ жизни и мировоззрение. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Ирк Битиг , рукопись X века, найденная в Дуньхуане , является одним из наиболее важных источников для восстановления и изучения тюркской мифологии и религии. Книга написана древнетюркским алфавитом по типу орхонских надписей .

Мифические существа

[ редактировать ]

Мифические локации

[ редактировать ]
  • Ялбуз (Лысая гора) — загадочная и легендарная гора. [ 10 ]

Боги в тюркской мифологии

[ редактировать ]
IX века «Ирк Битиг » («Книга гаданий») из Дуньхуана , написанная на староуйгурском языке орхонским письмом , является важным литературным источником ранней тюрко-монгольской мифологии.

Тюрко-монгольская мифология по своей сути политеистична , но в имперский период среди правящего класса стала более монотеистической и была сосредоточена вокруг поклонения Тенгри , вездесущему Богу Неба . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 1 ] Божества — это олицетворенные творческие и управляющие силы. Даже если они антропоморфизированы , качества божеств всегда находятся на переднем плане. [ 14 ] [ 15 ]

Ие — духи-хранители, отвечающие за определенные природные элементы. Им часто не хватает личных качеств, поскольку их много. [ 14 ] Хотя большинство сущностей можно идентифицировать как божества или Ие, есть и другие сущности, такие как Генийен ( Чор ) и демоны (Абаси). [ 14 ]

Кёк-Тенгри — первое из исконных божеств в религии ранних тюркских народов. После того, как тюрки начали мигрировать и покинуть Среднюю Азию и столкнуться с монотеистическими религиями, тенгризм изменил свое языческое / политеистическое происхождение, [ 12 ] осталось только два первоначальных бога: Тенгри, олицетворяющий добро, и Учмаг (место, подобное раю), а Эрлик олицетворяет зло и ад. Слова Тенгри и Небо были синонимами. Внешний вид Тенгри неизвестен. Он управляет судьбами всех людей и действует свободно, но справедлив, награждая и наказывая. От его воли зависит благополучие народа. Самая старая форма имени зафиксирована в китайских анналах IV века до нашей эры, описывающих верования хунну . Оно принимает форму 撑犁 / Чэн-ли , которая, как предполагается, является китайской транскрипцией Тенгри . [ 16 ]

Другие божества

[ редактировать ]

Умай (тюркский корень «умай» первоначально означал «плацента, послед») — богиня плодородия. [ 17 ]

В результате кочевого образа жизни тюрков лошадь также является одной из главных фигур тюркской мифологии; Турки считали лошадь продолжением личности, особенно лошадь-самца. Возможно, отсюда и возник титул «ат - бейи » (повелитель лошадей). [ нужна ссылка ] Таким образом, лошади использовались в различных тюркских ритуалах, в том числе в погребальных обрядах и погребальных практиках. Исследователь-тюрколог Марат Калдыбаев предположил, что «присутствие лошади в погребальном обряде является одним из этнокультурных маркеров, объединяющих тюркские культуры, начиная с древнетюркского времени и заканчивая поздним средневековьем». [ 18 ]

Дракон (Эврен , также Эбрен), также изображался в виде змеи . [ 19 ]

Мировое Древо или Древо Жизни является центральным символом тюркской мифологии и, возможно, имеет свое происхождение в Центральной Азии . [ 20 ] По мнению алтайских тюрков, человек на самом деле произошел от деревьев. По мнению якутов , Ак Ана сидит у подножия Древа Жизни, ветви которого достигают небес и населены родившимися там различными сверхъестественными существами. Древо Жизни известно как «Белый Господь-Создатель» (Йрын-ат-Тоджон). Таким образом, якутский миф объединяет космическое дерево с богиней-матерью в концепцию питающей и поддерживающей сущности. [ 21 ]

Среди животных олень считался главным посредником между мирами богов и людей; так, во время погребальной церемонии душу умершего сопровождал в ее путешествии в подземный мир (Тамаг) или обитель предков (Учмаг) дух оленя, приносимый в качестве погребальной жертвы (или символически присутствующий в погребальной иконографии , сопровождающей физическое тело ) действует как психопомп . [ 22 ]

В Османской империи , а точнее в западной части Малой Азии и Фракии, культ оленя, по-видимому, был широко распространен, без сомнения, в результате встречи и смешения тюркских языков с местными традициями. Известный случай - святой человек 13-го века Гейклю Баба (т.е. «отец-олень»), который жил со своими оленями в горных лесах Бурсы и давал коровье молоко своему коллеге. Материал в османских источниках не скуден, но он довольно разрознен и очень краток, что не позволяет нам получить четкое представление о соответствующих обрядах. [ 23 ]

В этом случае можно увидеть, что древние погребальные ассоциации с оленем (буквальная или физическая смерть) получили новый (исламский) взгляд благодаря их приравниванию к метафорической смерти фана (суфийская практика умирания для себя). который ведет к духовному возрождению в мистическом восторге бакаа . [ 24 ]

Легенда Серого Волка

[ редактировать ]

Волк символизирует честь , а также считается матерью большинства тюркских народов . Ашина — имя одного из десяти сыновей, которых родила мифическая волчица в тюркской мифологии. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

Легенда рассказывает о мальчике, пережившем набег в своей деревне. Волчица находит раненого ребенка и выхаживает его. Впоследствии он оплодотворяет волчицу, которая затем рождает десять мальчиков-полуволков-полулюдей. Один из них, Ашина, становится их лидером и основывает клан Ашина , который правил Гёктюрками (Ту-чуэ) и другими тюркскими кочевым империями . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Волчица, беременная потомством мальчика, спаслась от своих врагов, пересекла Западное море и добралась до пещеры недалеко от гор Кочо , одного из городов тохарцев . Первые тюрки впоследствии переселились в районы Алтая , где они известны как мастера обработки железа . [ 31 ]

Легенда Эргенекона

[ редактировать ]

Легенда « Эргенекон » повествует о великом кризисе древних тюрков. После военного поражения турки укрылись в легендарной долине Эргенекон, где они находились в ловушке на четыре столетия. В конце концов они были освобождены, когда кузнец проложил проход, расплавив гору , позволив серому волку вывести их наружу. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Новогодняя церемония посвящена легендарному побегу предков из Эргенекона. [ 38 ]

Истории Коркут-Аты

[ редактировать ]

Книга Деде Коркут XI века охватывает двенадцать легендарных историй тюрков -огузов , одной из основных ветвей тюркских народов. Оно берет свое начало из периода тюркского государства Огуз Ябгу, когда тенгрианские в тюркской культуре еще преобладали элементы. Он состоит из пролога и двенадцати разных историй. Легендарная история, начинающаяся в Средней Азии , рассказана драматическими персонажами, в большинстве случаев самим Коркут Ата . [ 39 ] Наследие Коркут-Ата (истории, сказания, музыка, связанные с Коркут-Ата), представленное Азербайджаном , Казахстаном и Турцией, ноябре 2018 года было включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО в как образец полиэтнической культуры. [ 40 ] [ 41 ]

Фреска с изображением короля Гесара Линга

Они приходят к выводу, что рассказы Гесарского цикла были хорошо известны на территории Уйгурского каганата . [ 42 ]

Орхонские надписи и повествование о сотворении мира

[ редактировать ]

Древнетюркские орхонские надписи повествуют об Отце-Небе и Матери-Земле, дающих Человечеству воспитание (ребенка):

«Когда возникли голубое небо вверху и коричневая земля внизу, между ними возник Род Разума». [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Лиминг, Дэвид А. , изд. (2001). «Тюрко-монгольская мифология» . Словарь азиатской мифологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195120523.001.0001 . ISBN  9780199891177 .
  2. ^ Jump up to: а б с д МЛД (2018). «Тюркская религия» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. II. Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 1533–4. doi : 10.1093/acref/9780198662778.001.0001 . ISBN  978-0-19-881625-6 . LCCN   2017955557 .
  3. ^ Jump up to: а б с Бойл, Джон А. (осень 1972 г.). «Турецкий и монгольский шаманизм в средние века». Фольклор . 83 (3). Тейлор и Фрэнсис от имени Folklore Enterprises, Ltd.: 177–193. дои : 10.1080/0015587X.1972.9716468 . ISSN   1469-8315 . JSTOR   1259544 . ПМИД   11614483 . S2CID   27662332 .
  4. ^ Jump up to: а б Финдли, Картер В. (2005). «Ислам и империя от сельджуков через монголов» . Тюрки в мировой истории . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 56–66. ISBN  9780195177268 . OCLC   54529318 .
  5. ^ Амитай-Прейсс, Реувен (январь 1999 г.). «Суфии и шаманы: некоторые замечания об исламизации монголов в Ильханате». Журнал экономической и социальной истории Востока . 42 (1). Лейден : Издательство Brill : 27–46. дои : 10.1163/1568520991445605 . ISSN   1568-5209 . JSTOR   3632297 .
  6. ^ ЙЕНС ПИТЕР ЛАУТ Разнообразие турецких религий с. 25 (английский)
  7. ^ КАЛАФАТ, Яшар (1999), Следы древних турецких верований в Восточной Анатолии, Анкара: Публикация Культурного центра Ататюрка
  8. ^ «Одно из демонических существ турецкой мифологии, не владеющих мечом: Тепегоз» . Кислые вещи (на турецком языке) . Проверено 4 июля 2023 г.
  9. ^ "Cilbegän/Cilbegän" . Татарская энциклопедия. Казань: Учреждение Татарской энциклопедии АН РТ. 2002.
  10. ^ Турецкий мифологический словарь, Дениз Каракурт, (OTRS: CC BY-SA 3.0)
  11. ^ «История цивилизаций Средней Азии, Том 4» . unesdoc.unesco.org . Проверено 7 декабря 2022 г.
  12. ^ Jump up to: а б Кляшторный, Сергей Г. (2008). Спинеи, В. и К. (ред.). Древнетюркские рунические тексты и история Евразийской степи . Бухарест/Брэила: Editura Academiei Române; Editura Istros в Музеулуй Брэйлей.
  13. ^ Рона-Тас, А. (1987). В. Хейсиг ; Х.-Ж. Климкейт (ред.). «Материалы по древней религии тюрков: синкретизм в религиях Средней Азии». Исследования восточных религий (на немецком языке). Висбаден. 13 :33–45
  14. ^ Jump up to: а б с Глоссарий турецких мифов (Словарь турецких мифов), Дениз Каракурт (на турецком языке)
  15. ^ Человек 2004 , стр. 402–404.
  16. ^ Жан-Поль Ру, Старая турецкая мифология , с. 255
  17. ^ Исон, Кассандра. Сказочные существа, мифические монстры и символы силы животных: Справочник . Гринвуд Пресс. 2008. с. 53. ISBN   978-02-75994-25-9 .
  18. ^ Марат, Калдыбаев (2023). «Лошадь в погребальном обряде тюрков как этнокультурный маркер» . Культурная динамика . дои : 10.1177/09213740231205015 .
  19. ^ Экичи, Метин (2019). Книга Деде Коркута: Туркестанская/Туркменская копия Сахары: поговорки и 13-е племя: Салур Казан, убивающий семиглавого дракона (на турецком языке). Отюкен Нешрият. ISBN  978-605-155-808-0 .
  20. ^ Кнутсен, Р. (2011). Тэнгу: шаманские и эзотерические истоки японских боевых искусств. Нидерланде: Брилл. п. 45
  21. ^ Диксон-Кеннеди, М. (1998). Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд. Vereinigtes Königreich: ABC-CLIO.p. 282
  22. ^ «Тотем оленя в тюркских культурах» . Tengrifund.ru . 5 августа 2014 г.
  23. ^ Лабан Каптейн, Конец времен и Антихрист , с. 32 и след. Лейден 1997. ISBN   90-73782-90-2 ; Лабан Каптейн (редактор), Ахмед Биджан Языджиоглу, Дюрр-и Мекнун. Критическое издание с комментариями , §§ 7.53; 14 136–14 140. Аш 2007. ISBN   978-90-902140-8-5
  24. ^ «Отец с оленями» . islamansiklopedisi.org.tr .
  25. ^ Книга Чжоу , Во. 50. (на китайском языке)
  26. ^ История северных династий , Vo. 99. (на китайском языке)
  27. ^ Книга Суи , Том. 84. (на китайском языке)
  28. ^ Финдли, Картер Вон. Тюрки в мировой истории . Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN   0-19-517726-6 . Страница 38.
  29. ^ Роксбург, ди-джей (ред.) Турки, тысячелетнее путешествие . Королевская академия художеств, Лондон, 2005. Страница 20.
  30. ^ Лиминг, Дэвид Адамс . Словарь азиатской мифологии . Издательство Оксфордского университета. 2001. с. 178. ISBN   0-19-512052-3 .
  31. ^ Кристофер И. Беквит, Империи Шелкового пути : история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней, Princeton University Press, 2011, стр.9
  32. ^ Восточный институт культурных и социальных исследований, Том. 1-2, 2001, с.66
  33. ^ Мурат Оджак, Турки: Ранние века, 2002, стр.76.
  34. ^ Дурсун Йылдырым, «Эпос Эргенекон», Türkler, Vol. 3, Новая Турция, Анкара, 2002 г., ISBN   975-6782-36-6 , стр. 527–43.
  35. ^ Ибрагим Аксу: История турецких фамилий: ономастическое исследование турецких фамилий, их происхождения и связанных с ними вопросов, Том 1, 2006 г., стр.87
  36. ^ Х.Б. Паксой, Очерки Центральной Азии, 1999, стр.49.
  37. ^ Эндрю Финкл, Турецкое государство, Турецкое общество, Routledge, 1990, стр.80
  38. ^ Майкл Герверс, Уэйн Шлепп: Религия, обычное право и кочевые технологии, Объединенный центр азиатско-тихоокеанских исследований, 2000, стр.60.
  39. ^ Миясоглу, Мустафа (1999). Книга Деде Коркута .
  40. ^ «Нематериальное наследие: девять элементов, внесенных в Репрезентативный список» . ЮНЕСКО . 28 ноября 2018 года . Проверено 29 ноября 2018 г.
  41. ^ «Наследие Деде Коркуда/Коркыт Ата/Деде Коркута, эпическая культура, народные сказания и музыка» . ich.unesco.org . Проверено 29 ноября 2018 г.
  42. ^ Чедвик и Жирмунский 1969 , стр. 263–4.
  43. ^ Бюхнер В.Ф. и Дорфер Г., «Таньри», в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс. Консультация онлайн 18 января 2023 г. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7392 Впервые опубликовано в Интернете: 2012 г. Первое печатное издание: ISBN   9789004161214 , 1960–2007 гг.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кульсариева, Актолкын, Мадина Султанова и Жанерке Шайгозова. 2018. «Шаманская вселенная кочевников Центральной Азии: волки и волчицы». В: Восточноевропейское обозрение 9 (2): 231-40. https://doi.org/10.31648/pw.3192 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a96b3c472cace06ea1b00c3306f2c6c2__1725653220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/c2/a96b3c472cace06ea1b00c3306f2c6c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turkic mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)