Управление водными ресурсами в Сирии
Управление водными ресурсами в Сирии сталкивается с многочисленными проблемами. Во-первых, все основные реки страны разделяются с соседними странами, и Сирия в значительной степени зависит от притока воды из Турции через Евфрат и его притоки. Во-вторых, высокие темпы роста населения и урбанизация увеличивают нагрузку на водные ресурсы, что приводит к локальному истощению и загрязнению грунтовых вод, например, в Гуте недалеко от Дамаска . В-третьих, отсутствует правовая база для комплексного управления водными ресурсами . Наконец, институты, отвечающие за управление водными ресурсами, слабы, поскольку они сильно централизованы и фрагментированы между секторами, и им часто не хватает полномочий для обеспечения соблюдения правил. Политика в области водных ресурсов была сосредоточена на строительстве плотин, развитии орошаемого земледелия и периодических межбассейновых перебросках, таких как трубопровод для подачи питьевой воды в Алеппо из Евфрата. В Сирии имеется 165 плотин общей емкостью 19,6 км. 3 . [1] Управлению спросом посредством учета , более высоких тарифов, более эффективных ирригационных технологий и сокращения недоходной воды в питьевом водоснабжении уделяется меньше внимания, чем управлению поставками. Правительство реализует большую программу строительства очистных сооружений, включая использование очищенной воды для орошения.
Вода регулируется Министерством водного хозяйства .
База водных ресурсов
[ редактировать ]Поверхностные воды
[ редактировать ]Важнейшими реками Сирии являются Евфрат , Тигр , Оронт и река Ярмук . Все эти реки разделены между Сирией и ее соседями. Евфрат, безусловно, самая важная река в Сирии, течет из Турции через Сирию в Ирак. В Сирии к нему присоединяются реки Хабур и Балих , которые берут начало в сиро-турецком приграничном районе. Река Тигр берет свое начало в восточных горах Тавр в Турции и образует границу между Сирией и Турцией на небольшом горном участке реки. Средний годовой сток составляет 18 км. 3 /год, но Сирия может использовать очень мало из-за ее удаленного расположения. Река Оронт, которая течет из Ливана через Сирию в Турцию, имеет средний сток 0,4 км. 3 /год (13 м³/с). Водные ресурсы реки Ярмук, которая разделяется с Иорданией и Израилем и впадает в реку Иордан , составляют в среднем около 0,4 км2. 3 /год (14 м³/с).
Среди небольших рек Сирии — река Барада , которая протекает через Дамаск и является одной из немногих примечательных рек, которые полностью протекают внутри сирийской территории. Река Кувейк течет из Турции в Сирию и город Алеппо. Нахр аль-Кабир аш-Шамали (Северная Великая река) берет свое начало в Турции и протекает через северную прибрежную равнину и Латакию . Нахр аль-Кабир аль-Джануби (Южная Великая река) протекает через южную прибрежную равнину и на своем нижнем участке образует границу между Сирией и Ливаном. Средний расход 0,3 км. 3 /год (8 м³/с). Обе реки образуют часть так называемого «прибрежного бассейна», который на самом деле представляет собой группу небольших речных бассейнов Сирии, впадающих в Средиземное море.
Международные соглашения по трансграничным рекам
[ редактировать ]Хотя Сирия подписала письменные соглашения со своими соседями по трансграничным рекам, ни одно из этих соглашений не является международным договором, который должен быть ратифицирован парламентами соответствующих стран. Соглашения представляют собой скорее необязательные меморандумы о взаимопонимании. [2]
Река Евфрат . В 1989 году Ирак и Сирия подписали соглашение о разделе воды, согласно которому максимум 42% (210 м³/с) притока поверхностных вод через Евфрат, предоставленный Турцией в одностороннем порядке странам нижнего течения (500 м³/с), считались принадлежащими Сирии. делиться. [3] Окончательного соглашения относительно прав Сирии на воду в реках Евфрат и Тигр не существует. Однако с 2005 года группа ученых и отставных чиновников из Сирии, Ирака и Турции инициировала дипломатию второго уровня в рамках Инициативы сотрудничества Евфрат-Тигр. Он направлен на содействие сотрудничеству между тремя странами, в том числе посредством совместного реестра данных. [2] В марте 2008 года три прибрежные страны сформировали совместный «водный институт» в Турции, который «будет работать над решением проблем, связанных с водой, среди трех стран». [4]
Река Оронт . Между Ливаном и Сирией существует соглашение по Оронту, подписанное в 1994 году, которое предусматривает, что Ливан получает 80 миллионов кубических метров воды в год, «если сток реки внутри Ливана составляет 400 миллионов кубических метров в год и более». Это означает, что риск засухи ложится на Ливан. С момента подписания соглашения бурение новых скважин в ливанской части бассейна Оронта было запрещено. [2] [5]
Судя по всему, такого соглашения по Оронту между Сирией и Турцией нет. Однако, как сообщается, в марте 2008 года Сирия и Турция договорились совместно построить плотину на реке, что позволяет предположить, что какое-то соглашение было достигнуто. [4]
Река Ярмук . В 1987 году Сирия и Иордания подписали соглашение о совместном использовании воды реки и впоследствии построили плотину «Единство» на границе между двумя странами.
Подземные воды
[ редактировать ]Историческое пополнение подземных вод оценивается в 4 км. 3 /год, из них 2 км. 3 По оценкам, сброс через источники в реки происходил в год (в среднем за 1977–2001 гг.). [6] После вычета этого «перекрытия» между поверхностными и подземными водами чистые возобновляемые ресурсы подземных вод были оценены в 2 км. 3 /год. Подземные воды в Сирии подвергаются чрезмерной эксплуатации (см. ниже).
Общая оценка
[ редактировать ]Оценки водных ресурсов в Сирии сильно различаются, что связано с разными предположениями о притоке и оттоке воды из других стран, разными методологиями учета перекрытий между поверхностными и подземными водами, а также плохими данными. Например, в одном отчете «внутренние» возобновляемые водные ресурсы оцениваются в 7,1 км2. 3 /год (среднее многолетнее значение за 1977–2001 гг.), принимая во внимание совпадение данных по поверхностным и подземным водам. [1] Однако ПРООН оценивает возобновляемые ресурсы поверхностных и подземных вод в 10 км2. 3 /год. [7] По оценкам ФАО , «общие фактические возобновляемые водные ресурсы» составляют 16,8 км. 3 /год. В том же отчете «фактические внешние возобновляемые ресурсы поверхностных вод» оцениваются в 17,3 км. 3 /год, в том числе 15,8 км. 3 воды, «входящей» в Евфрат, как это в одностороннем порядке предложила Турция, 0,3 км. 3 воды, «входящей» в Аси-Оронт, по договоренности с Ливаном, и 1,3 км. 3 /год от Тигра. [8] Никаких конкретных оценок по оттоку поверхностных вод в соседние страны не приводится. Если 58% стока Евфрата, поступающего в Сирию (9,16 км 3 /год) считаются долей Ирака, как это предусмотрено в соглашении 1989 года, фактические водные ресурсы, доступные Сирии, будут намного ниже, чем указано выше. Наконец, официальные данные сомнительны, поскольку для получения более надежных данных необходимы более качественные гидрогеологические исследования подземных вод. [9]
Использование воды
[ редактировать ]Общий годовой водозабор оценивается в 19,4 км. 3 /год в 2008–2009 гг., в том числе 2,4 км. 3 в год за счет истощения подземных и поверхностных водоемов. [10] Его оценили в 16,7 км. 3 /год в 2003 году, 88% из которых приходилось на сельскохозяйственные цели. [8]
Чрезмерная эксплуатация подземных вод
[ редактировать ]В некоторых бассейнах, например, в бассейне реки Барада вокруг Дамаска, общее потребление воды превышает наличие возобновляемых водных ресурсов, что приводит к чрезмерной эксплуатации подземных вод. Например, на равнине Млейта вокруг города Ан-Набк в горах Каламун к северу от Дамаска уровень грунтовых вод снизился с 35 метров в 1984 году до менее 250 метров в 2009 году. Сельское хозяйство практически исчезло, и плодородная долина превратилась в пыльная пустошь. [11] Другими районами чрезмерной эксплуатации подземных вод являются районы вокруг Мхарде в провинции Хама , Хан-Шейхун в провинции Идлиб и Дамасская Гута , где в период с 1993 по 2000 годы уровень грунтовых вод в некоторых районах падал более чем на 6 метров в год. Чрезмерная эксплуатация подземных вод способствовала снижение стока реки Хабур , которая перестала течь летом с 1999 года. По оценкам Национального центра сельскохозяйственной политики (NAPC), количество колодцев в Сирии увеличилось со 135 089 в 1999 году до более 213 335 в 2007 году. . Площадь земель, орошаемых подземными водами, увеличилась с 652 000 га в 1985 году до 1,4 млн га в 2005 году. Электрификация сельских районов, субсидии на дизельное топливо и субсидированные кредиты на бурение и оборудование скважин способствовали буму орошения подземными водами. [12]
Загрязнение воды
[ редактировать ]Согласно Сирийскому национальному плану действий по охране окружающей среды от 2003 года, поверхностные и грунтовые воды во многих районах загрязнены бытовыми и промышленными сточными водами. Например, в реке Барада концентрации биологического потребления кислорода (БПК) и аммиака превышали сирийские стандарты для 86% собранных проб в период с 1995 по 2000 год. Колодезная и родниковая вода в бассейне бактериологически загрязнена из-за сброса сточных вод. Концентрация нитратов в некоторых колодцах в Гуте под Дамаском превысила нормы, установленные стандартами питьевой воды. Из-за сбросов кожевенных заводов концентрации хрома III достигают 10 мг/л в реке Аль-Дайани и в десять раз превышают допустимые нормы в колодцах района Аль-Заблатини, расположенных в бассейне Барада. [7]
На реке Оронт анализы проб воды на аммиак, взвешенные вещества и БПК показали, чтоконцентрации превышали допустимые нормы, особенно в нижнем течении реки. В верхней части качество воды приемлемое. На реке Кувейк, протекающей через Алеппо, концентрации БПК, аммиака и тяжелых металлов превысили допустимые нормы. В прибрежном регионе колодцы, используемые для питьевых целей, загрязнены высокими концентрациями нитратов и аммиака из-за сброса сточных вод и использования удобрений. В некоторых скважинах минерализация воды также высока из-за проникновения морской воды в водоносные горизонты пресных подземных вод. [7]
Плотины
[ редактировать ]В Сирии имеется 165 плотин общей емкостью 19,6 км. 3 . [1] Безусловно, самой крупной плотиной является плотина Табка , расположенная недалеко от Ракки на берегу Евфрата и образующая озеро Асад . Его целью является производство гидроэлектроэнергии, орошение и хранение воды для питьевого водоснабжения Алеппо. Плотины среднего размера включают Ар-Растан (0,2 км 3 ), плотина озера Хомс (Каттина) (0,2 км 3 ), Мухарде (0,07 км 3 ) и Талдо (0,02 км 3 ). [8] В 2007 году на реке Оронт было 49 плотин общей емкостью 1,5 км. 3 или более чем в три раза превышает среднегодовой сток реки. На Ярмуке было 42 плотины общей емкостью 0,3 км. 3 . В прибрежной зоне расположена 21 плотина общей емкостью 0,6 км2. 3 .
Правовая и институциональная база
[ редактировать ]В Сирии не существует всеобъемлющей нормативно-правовой базы для комплексного управления водными ресурсами. С 1924 года было принято более 140 законов, касающихся воды. Введены запреты на бурение скважин и загрязнение подземных вод , но четких механизмов их исполнения нет. [8] Сирийский водный сектор одновременно сильно централизован и фрагментирован между отраслевыми учреждениями, функции и обязанности которых частично совпадают. Совет Генеральной комиссии по управлению водными ресурсами отвечает за интеграцию водной политики между различными министерствами. [8] По другим данным, существует Высший водный комитет, который возглавляет вице-премьер по служебным вопросам. [7] Согласно отчету о водных ресурсах Сирии, «одним из последствий фрагментации и отсутствия координации в водном секторе является то, что ключевые данные о водных ресурсах не обмениваются между различными учреждениями, что, в свою очередь, затрудняет выработку эффективной политики». [12]
К министерствам, ответственным за управление водными ресурсами, относятся:
- Министерство водного хозяйства (МВХ) является ключевым игроком в управлении водными ресурсами. Он отвечает за управление водными ресурсами и обеспечение всей оросительной водой в стране, включая сточные воды. МВД также отвечает за контроль и мониторинг качества воды через Комитет по безопасности воды. Через свои 14 управлений водоснабжения и санитарии (учреждений) он также отвечает за предоставление услуг водоснабжения и санитарии.
- Министерство сельского хозяйства и аграрной реформы (МААР) отвечает за рациональное использование воды в сельскохозяйственных целях, минимизацию потребления воды и поощрение использования современных методов орошения.
- Министерство местного управления и окружающей среды (MLAE) отвечает за решение всех основных экологических проблем. Кроме того, перед ним стоит задача планировать и осуществлять всю правительственную деятельность на региональном уровне. MLAE отвечает за защиту окружающей среды, выпуская необходимые стандарты и контролируя качество воды для всех видов использования.
Оценка и планирование водных ресурсов
[ редактировать ]С 2002 по 2004 год Министерство ирригации при поддержке голландского сотрудничества в целях развития подготовило комплексный план управления водными ресурсами прибрежных бассейнов. Проект включал детальные исследования по оценке водных ресурсов, анализ и выбор стратегий, а также план действий, разработанный в консультации с различными заинтересованными сторонами в правительстве. [13] С 2002 года при содействии JICA был создан Информационный центр по водным ресурсам при Министерстве ирригации . Центр создал географические информационные системы для бассейна Барада- Авадж вокруг Дамаска и прибрежных бассейнов, включая данные о подземных, поверхностных водах и качестве воды. [14]
Сирия планирует орошать 25 000 га на северо-востоке страны, перекачивая воду из Тигра. [2]
Нехватка воды во время гражданской войны в Сирии
[ редактировать ]Во время наступления на Вади-Бараду в Дамаске были периоды нехватки воды из-за контроля повстанцами Айн-эль-Фиджи в конце 2016 года. [15] пока в начале 2017 года его не взяла под контроль сирийская армия. [16] [17]
В 2020 году турецкие власти начали прекращать подачу воды из Евфрата, что вызвало огромную нехватку воды в провинции Аль-Хасака . [18] Эти схемы могли быть использованы для воздействия на контролируемые курдами районы на севере Сирии . [19] [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с ФАО : Отчет ФАО по водным ресурсам 43 (2009 г.) , по состоянию на 31 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сирия сегодня: разделяя воды , Джон Дэгг, январь 2010 г., по состоянию на 18 января 2010 г.
- ↑ Сирия сегодня: Сирийско-турецкая гидродипломатия , Марва Дауди, январь 2010 г., по состоянию на 18 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Today's Zaman: Турция, Ирак и Сирия начнут переговоры по водным ресурсам , 12 марта 2000 г., доступ: 31 октября 2009 г.
- ^ Университет штата Орегон: База данных по трансграничным спорам о пресной воде, База данных международных договоров о пресной воде: Двустороннее соглашение, Закон № 15 о разделе воды реки Аль-Аси (Оронт) между Сирийской Арабской Республикой и Ливанской Республикой , 20 сентября 1994 г. , получено 5 февраля 2010 г.
- ^ Институт мировых ресурсов : Водные ресурсы и пресноводные экосистемы - Сирийская Арабская Республика , [ мертвая ссылка ] 2003 г., на основе Аквастата ФАО 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Государственное министерство поВопросы окружающей среды / Всемирный банк / Программа развития Организации Объединенных Наций : Стратегия и Национальный план действий по охране окружающей среды для Сирии , 2003 г., по состоянию на 31 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ФАО : Профиль страны Аквастат ФАО , 2008 г., по состоянию на 31 октября 2009 г.
- ^ Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития (Германия) и Министерство ирригации (Сирия). Первоначальная оценка управления водным сектором в Сирийской Арабской Республике, Заключительный отчет. Дамаск, сентябрь 2004 г.
- ^ Сирия сегодня: вопросы и ответы: Надер аль-Бунни, министр ирригации Сирии , Франческа де Шатель, январь 2010 г., доступ 18 января 2010 г.
- ↑ Сирия сегодня: Когда каждая капля имеет значение , Франческа де Шатель, январь 2010 г., по состоянию на 18 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сирия сегодня: Mining the Deep , Франческа де Шатель, январь 2010 г., доступ: 18 января 2010 г.
- ^ DHV: Проект управления прибрежными водными ресурсами 2002-2004, презентация на семинаре по голландско-сирийскому водному сотрудничеству, 22 ноября 2004 г.
- ^ Информационный центр водных ресурсов, Министерство ирригации, Сирия, главный советник WRIC Нориюки Мори, JICA, презентация на семинаре по голландско-сирийскому водному сотрудничеству, 22 ноября 2004 г.
- ^ «Подача воды в Дамаск прекращена после того, как повстанцы загрязнили ее: власти» . Рейтер . 23 декабря 2016 г.
- ^ «Обновленная информация об отключении воды в Сирии» . ЮНИСЕФ . 6 января 2017 г.
- ^ «Сирия возвращает Дамасский водопроводный завод» . Би-би-си . 28 января 2017 г.
- ^ «2020: год острой нехватки воды в Хасаке, Сирия» . icrc.org . 2020.
- ^ «Роль воды в гражданских войнах в Сирии и Ираке» . clingendael.org . 5 марта 2020 г.
- ^ «Сирия: Турция использует запасы воды в качестве оружия?» . ДВ . 24 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эли Эльхадж: Сухие водоносные горизонты в арабских странах и надвигающийся продовольственный кризис , 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фокус темы Вода: Из своих глубин? , Сирия сегодня , январь 2010 г.