Моран-Солнье MS406
МС406 | |
---|---|
Моран-Солнье D-3801 (GC LaFayette) | |
Роль | боец |
Производитель | Моран-Сольнье |
Первый полет | 8 августа 1935 г. (MS405) |
Введение | 1938 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Французские ВВС Финские ВВС Швейцарские ВВС Турецкие ВВС |
Количество построенных | 1,176 |
Morane -Saulnier MS406 — французский истребитель, разработанный и производимый компанией Morane-Saulnier с 1938 года. Это был самый массовый истребитель Франции во время Второй мировой войны и один из двух французских проектов, число которых превысило 1000. В начале войны это был один из двух самолетов французской постройки, способных развивать скорость 400 км/ч (250 миль в час), второй — Potez 630 . [ 1 ]
В ответ на требование истребителя, выданное французскими ВВС в 1934 году, Моран-Солнье построил прототип, получивший обозначение MS.405 , из смешанных материалов. Это был первый моноплан компании с низкорасположенным крылом, а также первый моноплан с закрытой кабиной и первой конструкцией с убирающимся шасси . Поступление MS406 на вооружение ВВС Франции в начале 1939 года стало первым современным истребителем, принятым на вооружение. [ 2 ] Несмотря на то, что это крепкий и маневренный истребитель, [ 3 ] он считался маломощным и слабовооруженным по сравнению со своими современниками, а MS406 уступал Messerschmitt Bf 109 E во время битвы за Францию .
Этот тип был способен выстоять во время так называемой Странной войны с сентября 1939 года по 10 мая 1940 года. При вторжении во Францию в мае 1940 года было потеряно около 400 Моранов. Из них около 150 было потеряно от истребителей противника и огня с земли, еще 100 самолетов были уничтожены на земле во время налетов авиации противника; Остальные были намеренно уничтожены французскими военными, чтобы не допустить попадания истребителей в руки немцев. Французские эскадрильи MS406 одержали 191 подтвержденную победу и еще 83 вероятные победы. [ 4 ] Ограниченное производство этого типа продолжалось во Франции некоторое время после перемирия от 22 июня 1940 года под контролем Германии.
MS406 экспортировался ряду клиентов. Из 160 самолетов, заказанных Польшей, ни один не достиг территории Польши до начала войны: первая партия была отправлена 29 августа 1939 года. [ 5 ] [ 6 ] Особо следует отметить его службу в ВВС Финляндии и Швейцарии; оба оператора решили разработать собственные модификации MS406, такие как финский Mörkö. [ 7 ] - Моран ). К концу войны большинство MS406 и его производных были выведены из эксплуатации, поскольку они устарели в результате быстрого развития технологии истребительной авиации. В последний раз его использовали в качестве усовершенствованного учебно-тренировочного самолета в Финляндии, прежде чем последние экземпляры этого типа были списаны в 1952 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1934 году Service Technique de l'Aéronautique (Аэронавигационная техническая служба) ВВС Франции выпустила требования «конструкции C1» для нового и современного одноместного истребителя -перехватчика . [ 2 ] Задуманный как моноплан с убирающимся шасси , перспективный истребитель должен был стать заменой самолетов Dewoitine D.371 , Dewoitine D.500 и Loire 46 . Среди различных авиационных компаний, которые проявили интерес к спецификации, с которой был связан потенциал для крупного производственного заказа, был французский производитель самолетов Morane-Saulnier . [ 2 ]
Команда разработчиков компании быстро спрогнозировала, что конструкция моноплана с низкорасположенным крылом сможет обеспечить желаемый уровень характеристик; другие особенности должны были включать закрытую кабину, винт изменяемого шага и посадочные закрылки . [ 2 ] Было решено представить собственный ответ на требование MS405 ; Работу над дизайном возглавил главный инженер фирмы Поль-Рене Готье. Форма и базовая конфигурация MS405 вызывали горячие споры, особенно между «традиционными» сторонниками самолетов- бипланов и «современными» сторонниками монопланов. [ 2 ]
MS.405 представлял собой низкоплан смешанной конструкции с обтянутым тканью деревянным хвостовым оперением и обшивкой из металлодеревянного материала ( Plymax ), прикрепленной к дюралюминиевым трубам. Плаймакс состоял из тонкого листа дюраля, приклеенного к более толстому листу фанеры . Компания Morane-Saulnier имела долгую историю производства боевых самолетов еще до Первой мировой войны , но в межвоенный период они сосредоточились на гражданских разработках. Этот самолет стал для них отправной точкой, став их первым монопланом с низкорасположенным крылом, сначала с закрытой кабиной, а затем с убирающимся шасси. До этого их самыми современными разработками были зонтики монопланы- с фиксированным шасси . [ 2 ]
В полет
[ редактировать ]Новый двигатель Hispano-Suiza 12Ygrs мощностью 641,3 кВт (860 л.с.) с двухшаговым винтом Шовьер был установлен на первом прототипе M.S405-1 , поднявшемся в воздух 8 августа 1935 года. [ 8 ] [ 2 ] впервые пилотируемый французским пилотом Мишелем Детруа Прототип, , с самого начала продемонстрировал благоприятные летные характеристики этого типа. Первые испытательные полеты выполнялись с фиксированным шасси, которое позже было заменено убирающимся аналогом. [ 2 ] После 80 часов испытательных полетов в январе 1936 года прототип со всем военным оборудованием был доставлен в CEMA в Виллакубле для участия в эксплуатационных испытаниях. 19 июня 1937 года первый прототип вызвал широкую огласку, когда Детройат перелетел на нем из Парижа в Брюссель в Бельгии для демонстрации на Брюссельской авиационной выставке . [ 9 ]
Разработка MS405 шла довольно медленно; испытания показали необходимость изменить форму крыла в плане и двугранность , при этом винт производства Шовьера был заменен аналогом производства Левассера . [ 2 ] Второй прототип MS405-2 мощностью 671,1 кВт (900 л.с.) с двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs совершил свой первый полет только 20 января 1937 года, то есть почти на полтора года позже первого прототипа. [ 8 ] [ 10 ] Второй прототип во время испытаний смог развить скорость 443 км/ч (275 миль в час). [ 10 ] В июле 1937 года оба прототипа были доставлены на Парижский авиасалон . 29 июля 1938 года второй прототип погиб вместе со своим пилотом. [ 10 ] В марте 1937 года, будучи впечатленным его характеристиками, был размещен первоначальный заказ на постройку 16 предсерийных прототипов, которые должны были включать конструктивные улучшения, внесенные в предыдущую версию. [ 9 ]
В результате различных изменений, внесенных между прототипами и предсерийными самолетами, название MS406 этому типу было присвоено . 3 февраля 1938 года первый предсерийный самолет совершил свой первый полет; В декабре 1938 года был поставлен последний предсерийный MS406. [ 10 ] Предсерийный самолет послужил для накопления опыта производства и испытаний этого типа перед серийным MS406. Эти 15 самолетов использовались для различных целей, например, третий и десятый, которые послужили образцами для субподрядчиков Société Nationale des Constructions Aéronautiques de l'Oest (SNCAO) и Société Nationale des Constructions Aéronautiques du Midi (SNCAM), а также двенадцатый и тринадцатый самолеты. служили прототипами швейцарских экспортных моделей D-3801 и D-3800. [ 10 ] Варианты самолета, в том числе и те, которые позже поступили в серийное производство, впервые были представлены среди предсерийных самолетов. [ 10 ]
Двумя основными изменениями в MS 406 были введение новой конструкции крыла, позволяющей снизить вес, и установка выдвижного радиатора под фюзеляжем. Новая конструкция, оснащенная серийным двигателем HS 12Y-31 мощностью 641,3 кВт (860 л.с.), была более чем на 8 км/ч (5 миль в час) быстрее, чем предыдущая модель MS405. Разработанные для достижения скорости 489 км/ч (304 миль в час), образцы прошли испытания без каких-либо трудностей с достижением скорости до 730 км/ч (454 миль в час) при пикировании. Вооружение состояло из 20-мм (0,787 дюйма) пушки Hispano-Suiza HS.9 или 404 с боезапасом 60 снарядов в V-образном двигателе, стрелявшей через ступицу винта, и двух 7,5-мм (0,295 дюйма) MAC 1934 пулеметов (по одному в каждом). крыло, каждое по 300 патронов). Слабым местом MAC 1934 была его работа на больших высотах. Было обнаружено, что на высоте более 6000 м (20 000 футов) орудия имели тенденцию замерзать. Для использования на большой высоте к орудиям были добавлены обогреватели. [ 10 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Помимо базовой конструкции MS406, особое внимание уделялось разработке улучшенных вариантов и производных, хотя массовое производство этого типа все еще наладилось. [ 10 ] Вероятно, самым значительным из них был MS410 , который был разработан на основе очень раннего боевого опыта, полученного осенью 1939 года. Эта модель имела четыре пулемета MAC 1934 с боекомплектом по 550 патронов на ствол, все из которых обогревались теплым воздухом, подаваемым через теплообменник , расположенный на левом выхлопе двигателя. [ 10 ] В кабине было модифицировано лобовое стекло для размещения нового рефлекторного прицела , а также электропневматического управления вооружением и приспособлений для перевозки подкрыльевых вспомогательных топливных баков. [ 10 ]
После завершения строительства пары прототипов в феврале 1940 года французское правительство издало приказ, разрешающий массовую модернизацию 500 истребителей MS406 до более вооруженной, более мощной и быстрой (509 км/ч (316 миль в час) конфигурации MS410). [ 10 ] На переоборудование каждого истребителя потребовалось 15 дней, но в мае 1940 года переоборудование было остановлено, чтобы использовать все имеющиеся боевые самолеты во время битвы за Францию против вторгшихся немецких войск. К этому моменту было построено только пять серийных самолетов MS410 и 150 пар доработанных крыльев. [ 11 ]
Производство
[ редактировать ]В конце 1930-х годов росло понимание того, что крупный конфликт между Германией и Францией не только надвигается, но и становится все более неизбежным. В рамках перевооружения французские ВВС в марте 1938 года разместили заказ на 1000 планеров M.S406. [ 2 ] Morane-Saulnier не смогла произвести хотя бы близко это количество на своем собственном заводе, поэтому на национализированных заводах SNCAO в Сен-Назере была установлена вторая сборочная линия для производства этого типа. [ 12 ] В апреле 1937 года был размещен первоначальный заказ на 50 истребителей MS406 производства SNCAO; в августе 1937 г. был издан дополнительный заказ на 80 самолетов. В апреле 1938 года в рамках плана V французских ВВС крупный заказ на 825 самолетов MS406 был размещен на различных национализированных французских авиастроительных предприятиях. [ 12 ]
В конце 1938 года началось производство MS406; первый серийный образец совершил свой первый полет 29 января 1939 года. [ 12 ] Первоначально производство было довольно медленным; всего 18 самолетов было произведено в Пюто, а также 10 истребителей, построенных SNCAO. Поставкам препятствовали скорее медленные поставки двигателей, чем отсутствие планеров; По словам Боткина, хотя были предприняты попытки исправить это, нехватка двигателей присутствовала на протяжении всей производственной программы. [ 12 ] К апрелю 1939 года производственные линии производили шесть самолетов в день, а когда 3 сентября 1939 года разразилась война, объем производства возрос до 11 самолетов в день; к этому времени на вооружение эскадрильи поступило 535 MS406. [ 2 ] По словам автора авиации Гастона Боткина, темпы производства этого типа были сопоставимы с первоначальной моделью британского Hawker Hurricane . [ 2 ]
Производство достигло пика в 147 самолетов MS406 в августе 1939 года, а затем снизилось, поскольку производственные усилия постепенно перенаправлялись на другие самолеты, такие как Lioré et Olivier LeO 45 . [ 12 ] Производство MS406 было свернуто в марте 1940 года, к этому моменту первоначальный заказ на 1000 истребителей был полностью поставлен французским ВВС вместе с еще 77 самолетами, построенными для иностранных заказчиков (30 истребителей для Финляндии и Франции). 45 для Турции ). Дополнительные заказы MS406, размещенные для Литвы и Польши, были отменены с началом войны. [ 13 ]
По словам Боткина, MS406 привлек значительное зарубежное внимание в конце 1930-х годов и с самого начала показывал признаки коммерческой перспективности. [ 4 ] В 1937 году между Францией и Бельгией велись переговоры о лицензионном производстве этого типа бельгийским производителем самолетов Avions Fairey как для бельгийских, так и для французских ВВС, но в конечном итоге они ни к чему не привели. Вместо этого первым крупным экспортным покупателем стала Швейцария, которая в сентябре 1938 года приобрела лицензию на производство этого типа швейцарской фирмой Fabrique fédérale d'avions в Эммене . [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]На французской службе
[ редактировать ]В мае 1938 года 2-я эскадрилья 7-й группы шассов в Реймсе провела эксплуатационные испытания этого типа с использованием нескольких предсерийных самолетов MS406. [ 12 ] Несмотря на некоторые несчастные случаи, пилоты в целом были довольны характеристиками этого типа; В ответ на происшествия в середине 1939 года были внесены такие улучшения, как усиление ходовой части и капота кабины. Несмотря на жалобы на внешнюю обшивку носовой части фюзеляжа и крепления двигателя, никаких корректирующих действий для устранения этих проблем предпринято не было. [ 12 ]
Серийные MS406 быстро последовали предыдущим примерам. [ 12 ] В период с декабря 1938 года по январь 1939 года 6-я эскадра заменила свои устаревшие истребители Loire 46 на этот тип, в то время как другие подразделения быстро последовали за ним. Ко Дню взятия Бастилии в том же году было поставлено достаточное количество серийных самолетов MS406, чтобы этот тип мог совершить облет Парижа 14 июля 1939 года. [ 12 ] В целом MS406 оснащала 16 групп де шассов и три эскадрильи , дислоцированных как на материковой части Франции, так и в ее заморских колониях ; из них 12 групп участвовали в боевых действиях против Люфтваффе . [ 14 ]
23 августа 1939 года в ответ на дипломатический кризис, возникший из-за вторжения в Польшу , все подразделения французских ВВС были мобилизованы в рамках подготовки к неизбежным боевым действиям. [ 15 ] Различные подразделения, оснащенные MS406, были развернуты вдоль границы с Германией, простирающейся между Люксембургом и Швейцарией, и предназначались для поддержки крупных наземных подразделений французской армии с воздуха. На начальном этапе Второй мировой войны , в период относительно низкой интенсивности боевых действий, действия этого типа были сосредоточены на операциях противовоздушной обороны с целью противодействия активной воздушной разведке и разведывательной деятельности небольших групп стран Оси приближающихся истребителей . границу, а также сопровождение дружественных самолетов-разведчиков. [ 15 ] Сообщается, что за время «Странной войны» над армейскими зонами на границе было совершено в общей сложности 10 119 вылетов истребителей, около половины из которых были совершены истребителями MS406. [ 15 ]
Во время Странной войны происходили отдельные стычки между MS406 и истребителями Люфтваффе , особенно ранними моделями Messerschmitt Bf 109 . [ 15 ] Из 32 заявленных «убийств» и 16 «вероятных», достигнутых MS406, в том числе против Bf 109, 13 были потеряны в бою, а еще 33 были потеряны в приграничной зоне при неясных обстоятельствах. По словам Боткина, к этому моменту уже были очевидны недостатки MS406, такие как отсутствие бронирования, частые заклинивания орудий, недостаточная огневая мощь, медленная реакция орудий, ненадежность радиоблоков, очень высокий износ двигателя, коррозия. компонентов руля направления, разрушения остекления кабины под давлением воздуха во время определенных маневров, потери наружных панелей из-за быстрого износа винтов и отсутствия зеркал заднего вида. [ 15 ]
Хотя самолет был очень маневренным и мог выдерживать большие боевые повреждения, что потенциально давало возможные преимущества в бою с истребителями Люфтваффе, MS406 в целом уступал Bf 109. [ 16 ] Попытки заменить MS406 (путем, например, переоборудования существующих самолетов на улучшенный стандарт MS410) на более боеспособный истребитель не увенчались успехом до окончания «Странной войны» 10 мая 1940 года, месяца, когда началось масштабное полномасштабное началось вторжение немецких войск в материковую Францию, что привело к битве за Францию. [ 17 ] Накануне вторжения в общей сложности 10 Groupes de Chasse были оснащены истребителями MS406, а также ряд оборонительных подразделений, которые были почти исключительно оснащены самолетами MS406 или Bloch MB.152 . [ 18 ]
В ходе последовавших за этим беспощадных боев силы союзников сильно истощались и были не в состоянии справиться с таким уровнем нанесенного ущерба. [ 18 ] MS406, участвовавшие в боевых действиях против немцев, понесли большие потери; Сообщается, что 150 самолетов были потеряны в боях, а еще 250–300 истребителей были потеряны по другим причинам. [ 16 ] Быстрое продвижение немецких войск привело к неоднократному отступлению и оставлению баз, что привело к дезорганизации большинства усилий по ремонту и замене, а наземным командам часто приходилось уничтожать большое количество своих собственных истребителей на земле, чтобы предотвратить их захват. [ 19 ] Решение использовать небольшие группы французских истребителей против более крупных немецких соединений было по большей части неэффективным против бомбардировщиков и зачастую дорогостоящим. [ 18 ]
В боях с истребителями противника MS406 часто давал неоднозначные результаты. [ 19 ] Хотя были отдельные случаи достижения положительных результатов с этим типом даже против боеспособного Bf 109, который был на 100 км/ч быстрее, чем Morane, истребители Люфтваффе обычно превосходили истребители Люфтваффе. История GC III/7 была трагически типичной. 15 мая девять «Моранов» этого истребительного подразделения столкнулись над Мезьером с дюжиной Bf 109. «Мессершмитты» держались на высоте нескольких тысяч футов над своим французским противником и пикировали парами для атаки, совершая один огневой заход, затем поднимались назад и затем повторяли атаку. Три MS406 загорелись, и только один пилот спасся, получив тяжелые ранения. Четвертый Morane, изрешеченный пулями, совершил аварийную посадку в Суассоне и потерпел крушение. Пятый пилот, сержант Дешонс, был ранен осколками в голову, что вынудило его приземлиться. Шесть дней спустя, 21 мая, 17 «Моранов» того же подразделения перехватили 50 «Дорнье» над Компьеном в сопровождении такого же количества Bf 109. Прежде чем «Моран» успел приблизиться и открыть огонь, «мессершмитты» подскочили к ним и почти сразу сбили четыре «Морана». Еще два были слишком сильно повреждены, чтобы их можно было отремонтировать. Со своей стороны французские пилоты забрали два Bf 109. [ 20 ] MS406, к сожалению, имеет репутацию наименее эффективного французского истребителя, находившегося на вооружении во время битвы за Францию, что, как предполагает Боткен, произошло из-за его относительно низкой огневой мощи. [ 19 ] 24 июня 1940 года MS406, пилотируемый младшим лейтенантом Марчелидоном из GC1/2, нанес последний сбитый самолет французских ВВС в конфликте. [ 4 ] Боткен заявил о самолете: «Было бы бессмысленно притворяться, как это часто делалось во время войны в пропагандистских целях, что MS406 был лучшим истребителем в мире... но это, безусловно, была приятная машина без каких-либо пороков». и отличная маневренность». [ 2 ]
После перемирия осталось только одно подразделение Виши - GC. 1/7, был оснащен MS406. [ 16 ] По словам Боткина, распространение этого типа с этого момента отражало относительное устаревание истребителя; его роли были сокращены до относительно второстепенных ролей и использовались в основном в учебных целях на материковой части Франции. [ 4 ] Несколько сирийских самолетов MS406 вылетели в Египет, присоединившись к Королевским ВВС (RAF) и ВВС Свободной Франции , продолжая эксплуатироваться там до тех пор, пока не вышли из строя. Те, что остались под контролем Виши, Франция, участвовали в боевых действиях в Сирии против вторгающихся сил британских ВВС, а также на Мадагаскаре против военно-воздушных сил Королевского флота , понеся тяжелые потери от истребителей этой службы Fairey Fulmar . [ 4 ]
Германия завладела большим количеством MS406 и более поздних MS410. Люфтваффе эксплуатировало несколько самолетов этого типа в учебных целях, а другие были проданы третьим лицам. Финляндия закупила у немцев дополнительные MS406 (а также несколько гибридов 406/410), остальные были переданы Италии, а в 1943 году в ВВС Независимого государства Хорватия было поставлено около 48 самолетов . [ 21 ] И Швейцария, и Турция также эксплуатировали этот тип; Фактически в период 1944–45 годов швейцарцы сбили несколько самолетов как Германии, так и союзников. [ 22 ]
Перед собственно тихоокеанской кампанией власти Виши во Французском Индокитае вели приграничную войну против Таиланда в 1940–41 годах. Несколько самолетов MS406, дислоцированных в Индокитае, сбили несколько тайских истребителей, прежде чем все подразделения французских ВВС были выведены с театра военных действий.
На финской службе
[ редактировать ]MS406 параллельно работал в Финляндии. В феврале 1940 года первые 30 французских истребителей были выделены в LeLv 28 , которым командовал майор Жюсу. [ 23 ] Эти самолеты получили финские обозначения от MS-301 до MS-330. Они использовались в боях во время Зимней войны против СССР, совершили 259 боевых вылетов и сбили 16 советских самолетов. [ 24 ] В модифицированной форме MS406 позже были задействованы в Войне-продолжении . С ноября 1939 года по 4 сентября 1944 года Lv28 одержал 118 воздушных побед на Morane MS406 (некоторое время это подразделение также летало на Bf 109G). Отряд потерял 15 самолетов. [ 25 ] Всего финны убили в Моранесе 121 человек. [ нужна ссылка ] Лучшим асом Морана во всех театрах был без Урхо Лехтоваара : 15 из его 44,5 убийств были совершены в Моранесе. [ 26 ] Финские прозвища были Murjaani (« мавр » или «негр»), вариация его названия, а также Mätimaha («косуля») и Riippuvatsa («висячий живот») из-за выпуклой брюшной части фюзеляжа.
Варианты
[ редактировать ]МС405
[ редактировать ]MS405 представлял собой низкоплан смешанной конструкции с деревянным хвостовым оперением, обтянутым тканью, и обшивкой из металлодеревянного материала ( Plymax ), прикрепленной к дюралюминиевым трубам. Плаймакс состоял из тонкого листа дюралюминия, приклеенного к более толстому листу фанеры. Это был первый моноплан компании с низкорасположенным крылом, а также первый с закрытой кабиной и первый с убирающимся шасси. Новый двигатель Hispano-Suiza 12Ygrs мощностью 641,3 кВт (860 л.с.) с двухшаговым винтом Шовьер был установлен на первом прототипе MS405-01 , поднявшемся в воздух 8 августа 1935 года. [ 8 ] [ 2 ] Второй прототип, MS405-02 , оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 671,1 кВт (900 л.с.), совершил свой первый полет 20 января 1937 года. [ 8 ] Оснащенный новым двигателем истребитель смог развивать скорость 443 км/ч (275 миль в час; 239 узлов).
МС406
[ редактировать ]Обозначение MS406 было принято после различных изменений в конструкции более ранних прототипов MS405; Двумя основными изменениями в конструкции были добавление новой облегченной конструкции крыла и нового выдвижного радиатора. Новый MS406, оснащенный серийным двигателем HS 12Y-31 мощностью 641,3 кВт (860 л.с.), был более чем на 8 км/ч (5 миль в час; 4 узла) быстрее, чем MS 405, со скоростью 489 км/ч (304 миль в час; 264 узла). , без проблем протестирован и разогнался до 730 км/ч (454 миль в час; 394 узла) при пикировании. Вооружение состояло из 20-мм (0,787 дюйма) пушки Hispano-Suiza HS.9 или Hispano-Suiza HS.404 с боезапасом 60 снарядов в V-образном двигателе, стреляющих через ступицу винта, и двух 7,5-мм (0,295 дюйма) пушки MAC 1934 г. пулеметы (по одному в каждом крыле, по 300 патронов в каждом).
МС410
[ редактировать ]Когда MS406 поступил на вооружение эскадрильи в 1939 году, была начата серия модернизаций с целью улучшения конструкции. Результатом стал MS410 , который включал в себя более прочное крыло, более простой фиксированный радиатор вместо более ранней выдвижной конструкции, расположение четырех пушек MAC с ленточным питанием (которые нагревались горячим воздухом для предотвращения частого заклинивания крыла). пушки при низких температурах, от которых страдал MS406) вместо прежней пары орудий с барабанным питанием, а также установка выхлопных эжекторов для дополнительной тяги. [ 11 ] [ 27 ] Дополнительная тяга увеличила максимальную скорость до 509 км/ч (316 миль в час; 275 узлов) на высоте 4000 м (13 000 футов), что привело к увеличению скорости примерно на 40 км/ч (25 миль в час; 22 узла) по сравнению с MS406 при том же уровне. высота. [ 28 ] Производство MS410 только началось в мае 1940 года, когда немецкое нападение привело к остановке программы конверсии, и к этому моменту было построено только пять экземпляров этого типа. [ 10 ] Производство было разрешено продолжить под контролем Германии, преобразовав более ранние 406-е в стандарт 410, но многие из этих самолетов получили только новые крылья. Всего было модифицировано 74 самолета. [ 29 ]
МС411, МС412
[ редактировать ]Единственный экземпляр MS411 был построен путем переоборудования 12-го самолета предсерийной линейки с крылом 406 и двигателем Hispano-Suiza 12Y-45 мощностью 745,7 кВт (1000 л.с.) . Более поздняя модификация была начата как MS412 мощностью 783,0 кВт (1050 л.с.) с двигателем Hispano-Suiza 12Y-51 , но к моменту окончания войны она не была завершена.
МС450
[ редактировать ]В 1939 году компания Hispano начала поставки прототипов нового двигателя Hispano-Suiza 12Z мощностью 969,4 кВт (1300 л.с.). Один из них был установлен на модифицированный MS410, чтобы создать MS450 , что значительно улучшило характеристики, особенно на высоте. Однако двигатель не был запущен в производство до падения Франции, и аналогично модифицированный Dewoitine D.520 (D.523) в любом случае считался лучшей конструкцией двигателя.
Другие варианты
[ редактировать ]Планер MS406 использовался также в ряде других проектов.
- МС430
- двухместный учебно-тренировочный самолет, построенный путем установки «пробки» в центральный фюзеляж с дополнительной кабиной для пилота-стажера и использования гораздо менее мощного Salmson 9AG радиального двигателя мощностью 390 л.с. (291 кВт) . [ 30 ]
- МС435
- более мощная двухместная учебно-тренировочная версия с двигателем Gnome-Rhône 9K мощностью 550 л.с. (410 кВт) .
Швейцарские варианты
[ редактировать ]Д-3800
[ редактировать ]В 1938 году Швейцария получила лицензию на местное производство MS.406. Два истребителя MS.406H были поставлены в Швейцарию в сентябре 1938 и апреле 1939 года в качестве образцовых самолетов под названием D-3800 . [ 31 ] [ 32 ] сохранив прежнюю конструкцию крыла модели 405, но оснащенную более новыми двигателями Hispano-Suiza 12Y-31, которые использовались на MS.406.
Предварительное производство началось с серии восьми самолетов от EKW с двигателями производства Adolph Saurer AG и новым полностью регулируемым винтом Escher-Wyss EW-V3. Орудия были заменены на швейцарские версии, а пулеметы MAC с барабанным питанием на пушки с ленточным питанием местной разработки и производства, что позволило устранить выпуклости крыльев французской версии и избежать проблем с замерзанием, с которыми сталкиваются французские пушки. Первый из этих самолетов был построен в ноябре 1939 года. Затем за предсерийными моделями последовал заказ еще на 74 экземпляра, которые все были поставлены к 29 августа 1940 года. В 1942 году еще два были собраны с первоначально отложенными запасными частями. за исходный производственный цикл. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
В 1944 году уцелевшие самолеты были модифицированы новыми охлаждающими и гидравлическими установками, а также оснащены эжекторными выхлопами. Эти модификации были того же стандарта, что и серия D-3801, что делало их идентичными, за исключением установки двигателя. В конце войны оставшиеся самолеты использовались в качестве учебно-тренировочных, пока последний из них не был списан в 1954 году. [ 36 ]
Д.3801/3803
[ редактировать ]Швейцарцы продолжили разработку MS.412, когда участие Франции прекратилось после перемирия в июне 1940 года . Завод Dornier-Altenrhein завершил изготовление прототипа с лицензионным двигателем HS-51 12Y мощностью 790,4 кВт (1060 л.с.) вместе с фиксированным радиатором и измененными выхлопными системами, испытанными на MS.411 в октябре 1940 года. [ 4 ] Новый тип сохранил изменения в вооружении и другие улучшения, внесенные в D.3800. [ 37 ] [ 38 ] Эта серия была запущена в производство в 1941 году как D-3801, поставки продолжались до 1945 года, всего было построено 207 машин. Еще 17 были построены из запчастей в период с 1947 по 1948 год. [ 37 ] Надежность нового двигателя поначалу была крайне низкой: проблемы с подшипниками коленчатого вала стали причиной нескольких аварий. Проблемы с двигателями замедлили поставки: в 1942 году было произведено всего 16 самолетов, а в 1943 году был поставлен один самолет. В конечном итоге проблемы с двигателем были решены в 1944 году. [ 38 ] Благодаря мощности 790,4 кВт (1060 л.с.) от Hispano-Suiza 12Y-51 скорость была увеличена до 534 км/ч (332 миль в час), что примерно соответствует скорости D.520 или Hurricane. Вес составлял 2124–2725 кг (4683–6008 фунтов). После вывода из эксплуатации в качестве истребителя, когда в 1948 году был приобретен North American P-51 Mustang , этот тип оставался на вооружении в качестве учебно-тренировочного и целевого буксира до 1959 года. [ 37 ] [ 39 ]
D.3802 был основан на MS.450 , получившем название MS.540, с двигателем Saurer YS-2 мощностью 932,1 кВт (1250 л.с.). Прототип поднялся в воздух осенью 1944 года, обнаружив ряд недостатков, но он был способен развивать скорость 630 км/ч (391 миль в час; 340 узлов). Было произведено 12 машин, которые ограниченно использовались с Fliegerstaffel 17 и некоторыми другими единицами.
Последней разработкой этого самолета стал D.3803 с двигателем Saurer YS-3 мощностью 1118,5 кВт (1500 л.с.) и модифицированной спинной частью фюзеляжа (с фонарем кругового обзора). D.3803 был вооружен тремя 20-мм (0,787 дюйма) пушками HS-404 (одна в носовой части, две в крыльях), а также бомбами и ракетами массой до 200 кг (441 фунт). Несмотря на отсутствие мощного двигателя, этот тип достигал скорости 680 км/ч (423 миль в час; 367 узлов) на высоте 7000 м (22 966 футов). Характеристики были впечатляющими, но последняя разработка этой конструкции истребителя 1935 года имела ряд недостатков и не была полностью успешной. Его разработка была остановлена, когда стали доступны P-51D Mustang. [ 40 ]
Финские варианты
[ редактировать ]Мёркё-Моране
[ редактировать ]Франция отправила в Финляндию 30 MS406 с 4 по 29 февраля 1940 года. [ 24 ] К 1943 году финны получили дополнительно 46 MS406 и 11 MS410, закупленных у немцев. К этому моменту истребители безнадежно устарели, [ 23 ] но финны настолько отчаянно нуждались в исправных самолетах, что решили начать программу модификации, чтобы привести все свои образцы к новому стандарту.
Авиаконструктор Аарне Лакомаа превратил устаревший «МС» в первоклассный истребитель «Мёркё-Моране» ( Mörkö по -фински означает « Богеймен » или « Бугбер »). Его иногда называют «ЛаГГ-Моран». Немцы также поставили для «Моранов» трофейные двигатели «Климов» М-105П (лицензионная версия HS 12Y) мощностью 820,3 кВт (1100 л.с.) с полностью регулируемым винтом ВИШ-61П. [ 41 ] Планер потребовал некоторого местного усиления, а также получил новый, более аэродинамичный капот двигателя. Эти изменения увеличили скорость до 525 км/ч (326 миль в час; 283 узла). [ 23 ] Другие изменения включали новый масляный радиатор, взятый от Bf 109 , использование четырех пушек с ленточным питанием, таких как MS410, и превосходную 20-мм (0,787 дюйма) пушку MG 151/20 в установке двигателя. Однако поставки MG 151 были ограничены, и некоторые из них вместо этого получили трофейные 12,7-мм (0,500 дюйма) орудия Березин УБ С.
Первый образец модифицированного истребителя MS-631 совершил свой первый полет 25 января 1943 года, и результаты были ошеломляющими: самолет был на 64 км/ч (40 миль в час; 35 узлов) быстрее, чем оригинальная французская версия. Практический потолок был увеличен с 10 000 м (33 000 футов) до 12 000 м (39 000 футов). [ 42 ]
Первоначально планировалось переоборудовать все оставшиеся 41 самолет MS406 и MS410 с советским двигателем, но это заняло время, и первые фронтовые самолеты этого типа достигли LeLv 28 только в июле-августе 1944 года. [ 42 ] К концу Войны-продолжения в сентябре 1944 года было переоборудовано только три экземпляра (включая первоначальный прототип). [ 43 ] Лейтенант Ларс Хаттинен (ас с шестью победами) совершил три убийства на «Мёркё-Моране», по одному на каждого Мёркё-Моране в эскадрилье. Однако с завода прибыло еще больше истребителей, и «Мёркё-Моране» приняли участие в Лапландской войне в качестве разведчиков и штурмовиков. Не все модификации Мёркё-Моране были завершены до марта 1945 года, когда вся программа модернизации двигателей была остановлена. [ 42 ] После окончания войны их общее количество было доведено до 41, которые до сентября 1948 года служили передовыми учебно-тренировочными самолетами TLeLv 14. В 1952 году все оставшиеся финские «Мораны» были списаны. [ 44 ]
Операторы
[ редактировать ]- Националистические китайские ВВС заказали 12 самолетов в 1938 году, и они были отправлены в Хайфон, но перенаправлены на эскадрилью EC 2, которая воевала против японцев и тайцев в декабре 1940 года. [ 4 ] Один или два самолета могли достичь ВВС Китая. [ 32 ]
- ВВС Независимого Государства Хорватия получили 48 самолетов.
- Ильмавоймат получил 76 MS406 и 11 MS410.
- Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты.
- Литовские ВВС заказали 13 «Моранов», но ни один не был доставлен. [ 4 ]
- Польские ВВС заказали 160 самолетов, но ни один не был поставлен. [ 23 ] в связи с падением Польши.
- Польские ВВС в изгнании во Франции эксплуатировали не менее 91 самолета в нескольких учебных и боевых частях:
- Варшавский охотничий отряд
- Раздел № 1 Лашкевич GC III/2
- Секция №2 Pentz GC II/6
- Участок № 3 Сулержицкий GC III/6
- Раздел № 4 Стипендии GC III/1
- Участок № 5 Бжезинский ГЦ I/2
- Секция №6 Goettel GC II/7
- Ясеновский Колховен Рейс
- Секция DAT Krasnodębski GC I/55, базирующаяся в Шатодане и Этампе.
- Раздел DAT Skiba GC I/55
- Секция DAT Кузиан базируется в Нанте
- Секция DAT Опульски базируется в Роморантене
- Секция DAT Krasnodębski, базирующаяся в Тулузе-Франказале.
- Центр обучения истребительной авиации в Монпелье
- Летная школа № 1 (охота) в Этампе
- Школа пилотов в Аворде
- Учебный центр в Туре
- Учебное депо польской авиации в Лионе-Броне
- Рейс Монпелье
- Турецкие ВВС получили 45 Моранов. [ 23 ] По меньшей мере 30 из них изначально предназначались для отправки в Польшу и имели польский трафарет .
- Королевские ВВС Югославии заказали 25 самолетов, но падение Франции помешало их поставке. [ 45 ]
Технические характеристики (MS406 C1)
[ редактировать ]Данные Morane Saulnier 406. [ 46 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,17 м (26 футов 10 дюймов)
- Размах крыльев: 10,61 м (34 фута 10 дюймов)
- Высота: 3,25 м (10 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 16 м 2 (170 кв. футов)
- Вес пустого: 1895 кг (4178 фунтов)
- Полная масса: 2540 кг (5600 фунтов)
- Силовая установка: 1 Hispano-Suiza 12Y-31 V-12. поршневой двигатель жидкостного охлаждения
- 620 кВт (830 л.с.) при взлете при 2520 об/мин на уровне моря
- Номинальная мощность 570 кВт (760 л.с.) при 2400 об/мин на уровне моря
- Номинальная мощность 640 кВт (860 л.с.) при 2400 об/мин на высоте 3150 м (10330 футов)
- Удельный расход топлива: 0,265 кг/кВтч (0,436 фунта/(л.с.⋅ч))
- Удельный расход масла: 0,008 кг/кВтч (0,013 фунта/(л.с.⋅ч))
- Гребные винты: 3-лопастной гребной винт изменяемого шага, диаметр 3 м (9 футов 10 дюймов).
- Шовьер 351М (MS 406 C1)
- Ratier 1607, диаметр 3,1 м (10 футов 2 дюйма) (MS 406 C1)
- Hispano-Suiza 270, диаметр 3,1 м (10 футов 2 дюйма) (D 3801)
- Śmiglo WiSz 61P, диаметр 3 м (9 футов 10 дюймов) (MSv Mörkö Morane)
Производительность
- Максимальная скорость: 452 км/ч (281 миль в час, 244 узла) на высоте 2000 м (6600 футов).
- 483 км/ч (300 миль в час; 261 узел) на высоте 4000 м (13000 футов)
- 490 км / ч (300 миль в час; 260 узлов) на высоте 4500 м (14 800 футов)
- 476 км / ч (296 миль в час; 257 узлов) на высоте 6000 м (20 000 футов)
- 440 км / ч (270 миль в час; 240 узлов) на высоте 8000 м (26000 футов)
- Скорость сваливания: 160 км/ч (99 миль в час, 86 узлов) без закрылков.
- 135 км / ч (84 миль в час; 73 узла) с закрылками
- Дальность действия: 1100 км (680 миль, 590 миль) при мощности 66%.
- Боевая дальность: 720 км (450 миль, 390 миль)
- Автономность: 2 часа 20 минут 30 секунд (средняя боевая задача)
- Практический потолок: 9400 м (30 800 футов)
- Время набора высоты:
- 2000 м (6600 футов) за 2 минуты 32 секунды
- 4000 м (13 000 футов) за 5 минут 16 секунд
- 4500 м (14 800 футов) за 6 минут 16 секунд
- 6000 м (20 000 футов) за 9 минут 3 секунды
- 8000 м (26000 футов) за 14 минут 52 секунды
- 9000 м (30 000 футов) за 21 минуту 37 секунд
- Нагрузка на крыло: 154 кг/м 2 (32 фунта/кв. фут)
- Мощность/масса : 2,95 кг/кВт (4,85 фунта/л.с.)
- Разбег до 8 м (26 футов): 270 м (890 футов)
- Разбег с высоты 8 м (26 футов): 340 м (1120 футов)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,787 дюйма) Hispano-Suiza HS.404 пушка
- 2 × 7,5-мм (0,295 дюйма) MAC 1934 г. пулемета
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов ВВС Франции во время Второй мировой войны
- Список военных самолетов Германии времен Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боткин 1967, с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Боткин 1967, с. 3.
- ^ Уиллер 1992, с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Боткин 1967, с. 10.
- ^ "Samolotypolskie.pl - Моран-Сольнье MS-406C1" .
- ^ «ПОЛЬСКИЙ ПЛАН 1939 г. – 1300 НОВЫХ САМОЛЕТОВ» . 5 сентября 2013 г.
- ^ По-фински " Бугимен "
- ^ Jump up to: а б с д Грин и Суонборо, 1994, с. 417.
- ^ Jump up to: а б Боткин 1967, стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Боткин 1967, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Боткин 1967, стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Боткин 1967, с. 7.
- ^ Боткин 1967, стр. 10, 12.
- ^ Боткин 1967, стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б с д и Боткин 1967, с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, с. 21.
- ^ Боткин 1967, стр. 6, 8–9.
- ^ Jump up to: а б с Боткин 1967, с. 9.
- ^ Jump up to: а б с Боткин 1967, стр. 9–10.
- ^ Джексон 1979, с. 43.
- ^ Нойлен (2000), с. 179.
- ^ Райс 1978, [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с д и Боткин 1967, с. 12.
- ^ Jump up to: а б Нойлен (2000), с. 201.
- ^ Нойлен (2000), с. 217.
- ^ Центральный 1978, стр. 16–19.
- ^ Боткин, декабрь 1978 г., стр. 20
- ^ Боткин, декабрь 1978 г., стр. 21
- ^ Грин 1960, с. 57
- ^ Крылья, ноябрь 1936 г.
- ^ Бриндли 1971, с. 48.
- ^ Jump up to: а б Пеллетье 2002, с. 16.
- ^ Бриндли 1971, с. 49.
- ^ Гунти 1991, стр. 12–13.
- ^ «Швейцарский Моран» . www.ww2incolor.com . Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ Грин и Суонборо 1994, с. 419.
- ^ Jump up to: а б с Грин и Суонборо, 1994, стр. 419–420.
- ^ Jump up to: а б Гунти 1991, с. 16.
- ^ Гунти 1991, с. 17.
- ^ "Моран-Сольнье MS406." Иллюстрированная энциклопедия самолетов. Aerospace/OrbisPublishing Ltd, итальянская версия, напечатанная Де Агостини, Новара, 1984, стр. 124.
- ^ Винчестер, Джим (2022), Военные самолеты: Визуальная энциклопедия , Лондон, Великобритания: Amber Books, Ltd., стр. 128, ISBN 978-1782744870
- ^ Jump up to: а б с Нойлен (2000), с. 208.
- ^ Кескинен (1975), стр. 108.
- ^ Кескинен (1975), стр. 109.
- ^ Бриндли 1971, с. 46.
- ^ Боткин, Гастон (1996). MS 406 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press. стр. 48, 50, 53, 55, 64. ISBN. 83-86208-46-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Бельцарз, Бартломей. Morane MS 406C1, Caudron Cyclone CR 714C1, Bloch MB 151/152 (Polskie Skrzydła 2) (на польском языке), Сандомир, Польша: Stratus, 2004. ISBN 83-89450-21-6 . Об использовании MS.406 польскими пилотами Воздушной армии.
- Борденейв, Роберт и Персин, Лайонел (май 2001 г.). «Моран 406, вид с земли». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 24–29. ISSN 1243-8650 .
- Боткин, Гастон. MS406 (Авиационные монографии № 28) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1996. ISBN 83-86208-46-5 .
- Боткен, Гастон. Моран Солнье 406 . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967. Нет ISBN.
- Боткин, Гастон (апрель 1978 г.). «Эпос о Моране Солнье 406, Часть 2: Анатомия бойца». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (101): 22–29. ISSN 0757-4169 .
- Боткин, Гастон (май 1978 г.). «Эпос о Моране Солнье 406, Часть 3: Промышленная цель: 1000 самолетов...». Le Fana de l’Aviation (на французском языке) (102): 25–27. ISSN 0757-4169 .
- Боткин, Гастон (июнь 1978 г.). «Эпос о Моране Солнье 406, часть 4: Хороший боец в Странной войне ». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (103): 19–25. ISSN 0757-4169 .
- Боткин, Гастон (декабрь 1978 г.). «Эпос о Моране Солнье 406, часть 10: Слишком поздно, производитель пытается вдохнуть больше жизни в 406». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (109): 20–23. ISSN 0757-4169 .
- Брефор, Доминик и Андре Жуино. Французские самолеты с 1939 по 1942 год, Том 2: от Девуатина до Потеза . Париж, Франция: История и коллекции, 2005. ISBN 2-915239-49-5 .
- Бриндли, Джон. F. Французские истребители Второй мировой войны . Виндзор, Великобритания: Hylton Lacy Publishers Ltd., 1971. ISBN 0-85064-015-6 .
- Комас, Матье и др. Morane-Saulnier MS 406 (серия Historie de l'Aviation, № 5 (на французском языке). Булонь-сюр-Мер, Франция: Lela Presse, 1998 (новое издание 2002 г.). ISBN 2-9509485-4-5 . (2-е издание ISBN 2-914017-18-9 .)
- Комас, Матье и др. Дополнение и исправление к книге Le Morane-Saulnier MS 406 (на французском языке). Булонь-сюр-Мер, Франция: Lela Presse, 2002.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Истребители . Лондон: Macdonald & Co.(Publishers) Ltd., 1960 (десятое издание, 1972 г.). ISBN 0-356-01445-2 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Полная книга бойцов . Нью-Йорк, Смитмарк, 1994. ISBN 0-8317-3939-8 .
- Гунти, Питер. «Нейтральные воины: Morane Saulnier MS.406 на швейцарской службе». Любитель воздуха . Сорок три, 1991. С. 10–17. ISSN 0143-5450.
- Гунти, Питер. «Альпийский мститель». Air Enthusiast , Forty Seven, сентябрь-ноябрь 1992 г., стр. 22–27. ISSN 0143-5450.
- Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Финские истребители-асы (на финском языке). Эспоо, Финляндия: Тиетотеос, 1978. ISBN 951-9035-37-0 .
- Кескинен, Калеви, Кари Стенман и Клаус Ниска. Morane-Saulnier MS 406/Caudron C.714, История ВВС Финляндии 4 (на финском языке). Хельсинки, Финляндия: Тиетотеос, 1975. ISBN 951-9035-19-2 .
- Джексон, Роберт. Самолеты Второй мировой войны: Развитие – Вооружение – Технические характеристики . Эндерби, Лестер, Великобритания, Amber Books, 2003. ISBN 1-85605-751-8 .
- Джексон, Роберт. Боец! История воздушного боя 1936-1945 годов . Лондон, Артур Баркер Лимитед. 1979. ISBN 0-213-16717-4 .
- Торговец, Патрик; Такамори, Джунко (2005) [2002], Morane-Saulnier MS 406 , Les Ailes de Gloire (на французском языке), vol. 7r (2-е исправленное издание), Le Muy, Франция: Éditions d'Along, ISBN 2-914403-23-2
- Михайли, Эдуард и Лейвастр, Пьер (май 1976 г.). «Моран Солнье MS 435, il afailli être le T-6 français en 1940...» [Моран Солнье MS 435: Это был почти французский Т-6 в 1940 году]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (78): 24–28. ISSN 0757-4169 .
- Момбек, Эрик (май 2001 г.). «Сокровища Казо». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 44–47. ISSN 1243-8650 .
- Нойлен, Ганс Вернер. В небе Европы: ВВС союзников Люфтваффе 1939–1945 гг . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press, 2000. ISBN 1-86126-799-1 .
- Пеллетье, Ален. Французские истребители Второй мировой войны . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 2002. ISBN 0-89747-440-6 .
- Райс, Карл. Немецкие Люфтваффе над Швейцарией 1939–1945 (на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн, 1978. ISBN 3-87341-022-2 .
- Стенман, Кари и Калеви Кескинен. Финские Асы Второй мировой войны (Самолеты Асов 23) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1998. ISBN 1-85532-783-X .
- Уилер, Барри К. Хэмлинский справочник по маркировке военных самолетов. Лондон: Канцлер Пресс, 1992. ISBN 1-85152-582-3 .
- Янг, Эдвард М. (1984). «Забытая воздушная война Франции». Любитель воздуха . № 25. С. 22–33. ISSN 0143-5450 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фраше, Андре (19 ноября 1936 г.). «Самолеты Морана-Солнье «405 и 430» » . Ле-Эль (805): 10.
- Лаказ, Анри; Лерберт, Клод (2013). Моран Солнье: его самолеты, его проекты [ Моран Солнье: Их самолеты и проекты ] (на французском языке). Оутро, Франция: Лела Пресс. ISBN 978-2914017701 .
- Низкоплановый самолет
- Французский истребитель времен Второй мировой войны
- Французский истребитель 1930-х годов.
- Самолет Моран-Сольнье
- Одномоторный самолет-тягач
- Самолет совершил первый полет в 1935 году.
- Убирающееся обычное шасси
- Самолеты Финляндии времен Второй мировой войны
- Самолеты Швейцарии времен Второй мировой войны